Заседание № 208
26.01.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 314126-4 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (по вопросу о месте хранения и месте восстановления в случае утраты записей актов гражданского состояния, составленных органами местного самоуправления городских поселений).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3158 по 3373 из 5754
Пункт 14. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". Доклад представителя Белгородской областной Думы Юрия Ивановича Селивёрстова. Пожалуйста. СЕЛИВЁРСТОВ Ю. И., представитель Белгородской областной Думы. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". Необходимость принятия представленного законопроекта обусловлена следующими обстоятельствами. Действующая редакция статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" не учитывает возникающих при ее реализации проблем. Так, исходя из положений абзаца второго пункта 2 указанной статьи законом субъекта Российской Федерации в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния только в отношении сельских поселений определяются место хранения записей актов гражданского состояния и место восстановления утраченных записей актов гражданского состояния, составленных органами местного самоуправления этих поселений. В отношении же муниципальных образований, наделённых статусом городского поселения и не являющихся административными центрами муниципальных районов, такие положения в федеральном законе отсутствуют. В связи с отсутствием у субъектов Российской Федерации возможности определения места хранения и места восстановления записей актов гражданского состояния, а также с учётом положений абзаца первого пункта 1 статьи 69 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" возникает необходимость создания органов ЗАГС на территориях этих городских поселений. Данная ситуация представляется нерациональной, так как приведёт к увеличению штатной численности муниципальных служащих и необходимости оборудования мест хранения записей актов гражданского состояния на уровне каждого городского поселения, входящего в состав муниципального района, то есть практически мы вынуждены будем во всех районных центрах создавать два органа, которые будут заниматься регистрацией актов гражданского состояния, и два места хранения этих актов. Кроме того, существуют определённые разногласия между положениями Федерального закона "Об актах гражданского состояния" и 131-го Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые предусматривают именно организацию хранения записей актов гражданского состояния в центрах муниципальных районов. На основании изложенного мы просим принять данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Юрий Иванович. Содоклад заместителя председателя Комитета по делам женщин, семьи и детей Александра Александровича Сизова. СИЗОВ А. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Как прозвучало в докладе Юрия Ивановича, законопроектом предоставляется право субъекту Российской Федерации своим законом определять место хранения актовых книг и место восстановления утраченных записей актов гражданского состояния, составленных органами ЗАГС не только сельских поселений, как сейчас установлено законом, но и городских поселений. Хочу кратко напомнить историю этого вопроса. Депутатами Государственной Думы предыдущего созыва в 2003 году совместно с "Регионами России" был разработан и затем принят федеральный закон, который внёс изменения в статью 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния": субъектам Российской Федерации было предоставлено право, во-первых, передавать часть своих полномочий по регистрации рождения и смерти, заключению брака, расторжению брака, установлению отцовства органам местного самоуправления сельских поселений, а во-вторых, определять место хранения записей актов гражданского состояния, составленных органами местного самоуправления сельских поселений. И это было сделано как исключение - в связи с тем, что в сельской местности трудно создать надлежащие условия их хранения. Эти нормы закона обеспечили защиту законных интересов сотен тысяч россиян, проживающих в сельской местности отдалённых населённых пунктов. Но авторы законопроекта считают, что и в городских поселениях нет надлежащих условий для хранения актовых книг, а для их создания необходимо увеличить численность муниципальных служащих и оборудовать места для хранения актовых книг на уровне каждого городского поселения, что, с точки зрения авторов, является нерациональным при наличии таких оборудованных мест в административном центре муниципального района. Комитет не согласен с такой аргументацией и считает, что это приведёт к снижению достигнутого уровня обслуживания населения. По мнению комитета, органы ЗАГС должны быть максимально приближены к населению, так как призваны непосредственно создавать условия для осуществления гражданами своих прав. Наш комитет считает, что вопросы хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния в городских поселениях могут быть урегулированы на уровне субъекта Российской Федерации. Это право им предоставлено пунктом 1 статьи 4 федерального закона. Необходимо также отметить, что средства на реализацию передаваемых полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния начиная с 2005 года выделяются регионам из федерального бюджета в виде субвенций. Бюджету Белгородской области, к примеру, в 2005 году было выделено 23 миллиона 794 тысячи, а уже в 2006 году - 30 миллионов 281 тысяча рублей. Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут дополнительно выделять собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий на регистрацию актов гражданского состояния. Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект. На основании вышеизложенного Комитет по делам женщин, семьи и детей тоже не поддерживает законопроект, предлагает его отклонить. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, первое чтение. Пожалуйста, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопрос у депутата Кузнецова Виктора Егоровича. Включите микрофон. КУЗНЕЦОВ В. Е. У меня вопрос, конечно, к докладчику, потому что, когда инициаторы законопроекта исходят из ситуации, видимо сложившейся в данной области, они забывают, что есть районы, скажем Новосибирский район, вокруг Новосибирска (там центр района - Новосибирск, в составе этого района крупнейшие городские поселения, которые находятся на больших расстояниях), и есть городские поселения как таковые, без районов. В этом случае городские поселения остаются без этих подразделений. Я хотел бы спросить. Вы эти вещи как-то предусматриваете, то, что Россия, она не одинаковая, не такая, как Белгородская область? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон в правительственной ложе. СЕЛИВЁРСТОВ Ю. И. Конечно, учитываем. И я хотел бы обратить внимание уважаемого коллеги на то, что закон определяет право субъекта Российской Федерации в части организации мест хранения актов гражданского состояния, но при этом, как я уже сказал, чётко говорит, что для городских поселений это должны быть отдельные места, в каждом городском поселении. Исходя из специфики каждого региона представительный орган субъекта Федерации сам может определить, какая схема ему более удобна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросов больше нет. Присаживайтесь, пожалуйста, Александр Александрович. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Бабурин Сергей Николаевич. БАБУРИН С. Н. Уважаемые коллеги, я прежде всего хочу попросить Юрия Ивановича Селивёрстова выразить признательность белгородским депутатам за действительно реально проявляемую заботу о простом человеке. И я обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги: даже в заключении комитета, которое заканчивается отрицательным выводом, говорится, что на законопроект получено шестьдесят два отзыва от органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, из них шестьдесят - положительные. Вот мы с вами имеем реальный пример того, как гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Забыли о том, что людям нужно иметь доступ к хранящимся актам гражданской регистрации для решения повседневных задач. Это должно быть доступно, чтобы они могли без больших затрат решать частные вопросы по регистрации актов гражданского состояния. И то, с чем столкнулось большинство субъектов... Шестьдесят отзывов, я ещё раз подчёркиваю, поддерживающих этот законопроект. В заключениях к проекту замечаний с точки зрения права нет. Речь идёт, казалось бы, о частном вопросе, но этот частный вопрос касается людей во всех регионах нашей страны, поэтому я предлагаю поддержать законопроект, внесённый Белгородской областной Думой. Если какие-либо технические поправки необходимы, это можно будет сделать во втором чтении, а в целом этот документ, действительно, очень точно корректирует действующее законодательство, делает его более активно защищающим основную массу населения нашей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Малышкин Олег Александрович. МАЛЫШКИН О. А. Вот я сейчас обращаюсь к выступающему, который говорит: внимательно послушайте. Посмотрите в зал! Кто-нибудь слушает вас или нет? Вы обращались к залу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Александрович, увы и ах! У нас нет никакой другой процедуры заставить депутатов слушать, кроме как апеллировать к их депутатскому сознанию. Уважаемые коллеги, желающих выступить... А, по мотивам от фракции, пожалуйста, депутат Макашов. МАКАШОВ А. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. В своём избирательном округе я приглашался в два учреждения вот под этим странным названием - ЗАГС, которое все забывают, как расшифровывать. Ну и у них шутка такая: так тесно, что вот за этим столом мы умерших регистрируем, за этим столом мы регистрируем новобрачных, и за этим столом, говорит, хоть сама рожай. Они, эти ЗАГСы, повисли в воздухе. Они вроде бы предыдущим законом выброшены и из федерального бюджета, и из бюджета, которого практически нет в большинстве областей. Надо всё-таки к этому прислушаться и, раз просят люди с места, проголосовать, чтобы за одним столом не делались вот все четыре этих действия, на столе, где рожать приходится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты... Настаивает ли докладчик на заключительном слове? Нет. Представители правительства, президента? Сизов хотел бы выступить от комитета. Пожалуйста, микрофон депутату Сизову включите. СИЗОВ А. А. Я бы хотел ответить господину Макашову, что он немножко отстал от жизни. Я как раз в своём выступлении говорил, что с 2005 года все загсы находятся на финансировании бюджетном, федеральном. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 03 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8% Результат: не принято Отклоняется законопроект.