Заседание № 207
О проекте федерального закона № 338043-4 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части, касающейся порядка образования депутатского объединения в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЧАПЛИНСКИЙ С. И., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". По пункту 18 авторы просят заменить докладчика: вместо депутата Морозова доклад будет делать Харченко Иван Николаевич. Спасибо.
Пункт 18. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад Харченко Ивана Николаевича. Пожалуйста, Иван Николаевич. ХАРЧЕНКО И. Н., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемые депутаты, на сегодняшний день порядок образования депутатских объединений в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, их права и порядок участия в работе указанных органов власти, как правило, определяются законом субъекта Российской Федерации или регламентом законодательного (представительного) органа государственной власти. Такое положение дел часто приводит к тому, что депутаты, избранные от конкретного избирательного объединения по единому избирательному округу субъекта Российской Федерации, а также по одномандатным округам, не могут образовать в законодательном (представительном) органе власти субъекта Российской Федерации отдельное депутатское объединение. Данный законопроект предлагает исправить сложившуюся ситуацию и дать возможность формировать депутатское объединение двум и более депутатам, избранным от одного избирательного объединения, тем самым усилив роль политических партий в российских регионах и создав основу правовых гарантий оппозиционной деятельности в региональных парламентах нашей страны. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад от Комитета по делам Федерации и региональной политике сделает Анатолий Александрович Козерадский. Включите микрофон. КОЗЕРАДСКИЙ А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроектом предполагается дополнить статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" новым пунктом - об этом коллега Харченко сказал, - регулирующим образование депутатского объединения в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Комитет по делам Федерации и региональной политике рассмотрел законопроект и отмечает, что в ныне действующем законодательстве данный вопрос уже урегулирован. 12 июля 2006 года пункт 4 статьи 4 закона был дополнен положениями, определяющими условия создания депутатских объединений (фракций) в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Этот факт отмечается также и в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы. В пункте 4 статьи 4 действующего закона закреплена норма, согласно которой депутаты, избранные в составе списков кандидатов, входят в депутатские объединения, просто входят, и всё. Избранные - они обязаны создать фракцию. Там же решён вопрос и о составе депутатского объединения (фракции): оно включает в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов, и в него вот здесь уже могут входить также другие депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам. На законопроект получен официальный отзыв Правительства Российской Федерации, в котором со ссылкой на действующее законодательство не поддерживается законопроект. В связи с вышеизложенным Комитет по делам Федерации и региональной политике вносит предложение Государственной Думе отклонить рассматриваемый проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Александрович. Есть ли вопросы? Вопрос у Кузнецова Виктора Егоровича и у Владимира Вольфовича Жириновского. Включите микрофон Кузнецову Виктору Егоровичу. КУЗНЕЦОВ В. Е. Спасибо. У меня вопрос к представителю комитета. Действующее законодательство количественный ценз установило или нет? Или мы это отдали субъектам Российской Федерации, где могут говорить: а вот если меньше тридцати человек, значит, вы не фракция - и так далее, и так далее. Вот есть это ограничение или они теперь свободны: от двух, например, или от одного, потом присоединившиеся, то есть сколько угодно - уже фракция? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон депутату Козерадскому. КОЗЕРАДСКИЙ А. А. Отвечаю. В законе чётко прописано, что все представители партии, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном органе государственной власти субъекта Федерации, входят в депутатские объединения. Никаких ограничений нет, два человека есть - всё в порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И вопрос Владимира Вольфовича Жириновского. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот то, что входят, это нам всем понятно, а распространяется ли на них та норма, которую мы заложили по выборам депутатов Госдумы, - что выйти они не могут, то есть норма, что они должны, если выходят из фракции, добровольно сложить мандат и туда входит очередной по списку? Вот эта норма распространяется на законодательные собрания регионов? То, что входят, мы поняли, это всё правильно, а вот если они выходят из этой фракции и фракция распадается, то они имеют право это сделать или, как мы это сделали уже в нашем федеральном законодательстве, они теперь не имеют этого права? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон для ответа Козерадскому. КОЗЕРАДСКИЙ А. А. Уважаемый Владимир Вольфович, но смысл-то поправки, которую вносят коллеги-депутаты, совсем не в этом. Они, вообще-то говоря, на самом деле, хотя в пояснительной записке и в докладе это не прозвучало, вносят законопроект, пытаясь обеспечить формальные основания для создания депутатских фракций в областных законодательных собраниях партиям, которые проиграли на выборах борьбу за место в законодательных собраниях субъектов Федерации по партийным спискам, то есть по партийным спискам на самом деле партия проиграла, не имеет там своих депутатов, но, например, два члена партии или два сторонника партии прошли в законодательное собрание по одномандатным округам, и вот они, по мнению авторов, могут формировать или создавать фракцию в законодательном собрании, практически фракцию партии, проигравшей на выборах. Вот в чём суть поправки, хотя об этом так стыдливо, я считаю, умалчивают авторы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Есть. Пожалуйста, Владимир Вольфович Жириновский, три минуты. И потом - Чуев Александр Викторович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я считаю, что мы здесь должны быть всегда внимательными, потому что мы очень долго все эти вопросы решаем. Во-первых, фракцию на любом уровне - Госдума, областной, городской, районный парламенты - имеют право создать и обязаны создать в соответствии со списком, который прошёл. Здесь не должно быть добровольности. То есть они шли под знамёнами партии, а потом, придя в парламент, они что, скажут: "А мы тут не будем фракцию создавать"? Ведь население голосует именно за данную политическую партию, а это значит, что автоматически должна быть установлена самая минимальная норма для создания фракции этой партии. Но мы опять запаздываем с законодательством и не регламентируем вопрос возможного распада фракции по инициативе этих же депутатов. Вот иногда обвиняют политические партии: вот вы там недосмотрели, сами виноваты, какие у вас люди... Но мы с вами прекрасно понимаем, что в Москве мы не можем знать всё, что происходит на местах, там есть местное давление, влияние, определённые, так сказать, антипартийные настроения. Поэтому мы должны обязательно дальше усовершенствовать закон, чтобы он был один на всю страну. Не должно быть никакого другого названия. У нас сейчас есть фракция, бывшая фракция "Родина", у них пять названий сейчас. Ну вы представляете?! Ну как так может быть? Шли под одним, а сейчас у них пять названий: "Родина", "Народно-Патриотический Союз", "Народная Воля", "СЕПР" и "Справедливая Россия". Ну что это такое?! Ну как голосовал избиратель и какие они сегодня знамёна выбрасывают! Слава богу, мы блоки отменили. Вот это прямое доказательство того, что никаких блоков не должно быть и не должно быть никакого включения в списки лиц от других партий, они должны выйти из тех партий и идти только под знамёнами одной партии. Нам всем это выгодно. Это дисциплинирует всех. А самое главное, мы не только не должны, мы не имеем права обманывать избирателей. Поэтому вот представитель комитета правильно поправил нас, что это хитрая уловка, когда за партию не голосовали, а проголосовали (пока ещё, к сожалению, есть выборы по одномандатным округам) за какие-то яркие личности, но им хочется рекламировать партию, пропагандировать, и они образуют фракцию на базе просто двух одномандатников или трёх, но в данном случае норма минимальная - два. Вот видите, со всех сторон мы пытаемся иногда подорвать авторитет политических партий. А пока не будет стройной, жёсткой, системной партийной демократии, мы не сможем принять правильно и быстро хорошие законы. Это всё взаимосвязано. Поэтому я прошу комитет продолжить работу по установлению порядка создания фракции с учётом того, что если проголосовали за партийный список, то обязательно должно быть название этой партии, никаких вариантов не может быть здесь, и нельзя распустить эту фракцию. Если они не хотят быть под знамёнами этой фракции (допустим, небольшая фракция, их уговорили, подкупили), то пусть сдают мандаты, и в партийном списке есть достойные кандидаты, которые придут в парламент любого уровня, то есть это должно распространяться на любой уровень, на Государственную Думу мы распространили... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не хотели бы выступить? Чуев Александр Викторович, три минуты ещё, пожалуйста. ЧУЕВ А. В., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемые коллеги, мы с вами согласились уже, что в субъектах Российской Федерации продолжает действовать смешанная система выборов, когда часть депутатов избирается по одномандатным округам, а часть избирается по партийным спискам, и такие системы действуют сегодня. Именно поэтому в областное законодательное собрание или в областную Думу приходит часть депутатов (половина или какая-то другая величина), которые избираются по одномандатным округам. Эти депутаты могут быть также выдвинуты политическими партиями. Представим себе ситуацию, когда политическая партия выдвинула свой список и выдвинула своих кандидатов по одномандатным округам. Список партии сняли, как это часто бывает (вот недавно список КПРФ сняли в регионе), а депутаты партии по одномандатным округам прошли в областное законодательное собрание. Почему эти депутаты обладают меньшими правами, чем другие, и почему они не имеют права создать свою депутатскую фракцию - фракцию этой партии? Причём это могут быть и не два, это может быть значительно больше депутатов от партии, но они вынуждены оставаться независимыми либо присоединяться к фракциям тех политических партий, которые провели в областное законодательное собрание свои списки. Налицо явно разные права у разных депутатов, хотя депутаты должны иметь одинаковые права, если они работают в одном и том же законодательном органе субъекта Российской Федерации. Второе - что касается количества. То, что закон сегодня не определяет минимальное количество, к сожалению, толкуется многими субъектами Российской Федерации по-своему. И вы абсолютно не правы, когда говорите (это я обращаюсь к представителю комитета), что два человека уже могут создать фракцию. Интересно посмотреть на те субъекты Федерации, где это именно так. Я могу вам назвать целый ряд субъектов Российской Федерации, где, к сожалению, действуют другие нормы, и там два депутата не могут создать свою фракцию. Это очевидная ситуация. И самое главное, что на сегодняшний день есть также неурегулированный вопрос о том, что действительно бывают депутаты, вышедшие из фракции партии, которая провела свой список: или фракция распадается, или в силу обстоятельств там происходят какие-то другие отсоединения, присоединения. Это тоже, кстати, вопрос, который нуждается в законодательном урегулировании. Мы решили такой вопрос на федеральном уровне. Я здесь присоединяюсь к мнению, что его надо решать и на уровне субъектов Федерации. Так или иначе, но надо понимать, что у нас две категории депутатов - депутаты-списочники и депутаты-одномандатники. Эти категории остаются, и мы должны сделать так, чтобы они были уравнены в правах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители правительства и президента хотели бы выступить? Нет. Требуется ли заключительное слово? Не требуется. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 40 сек.) Проголосовало за 73 чел.16,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 73 чел. Не голосовало 377 чел.83,8% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 205
О проекте федерального закона № 338043-4 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части, касающейся порядка образования депутатского объединения в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ДЕНИСОВ О. И., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемая Любовь Константиновна, в связи с отсутствием автора прошу перенести вопрос 24 на следующее пленарное заседание. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 24-й - перенос. Нет возражений у коллег? Да, нет докладчика, фиксируем.