Заседание № 32
О проекте федерального закона № 337989-3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан; принят в первом чтении 6 февраля 2004 года с названием "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
11-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад члена Комитета по обороне Николая Максимовича Безбородова. Пожалуйста. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию Комитет Государственной Думы по обороне представляет во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В первом чтении законопроект принят 6 февраля текущего года с названием "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации". Цель законопроекта - привести федеральные законы "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в соответствие с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а сам Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" откорректировать с учетом положений вышеназванных законодательных актов. На законопроект ко второму чтению поступило девятнадцать поправок, которые сведены в две таблицы. Таблица поправок 1, рекомендуемых к принятию, включает четырнадцать поправок. Подавляющее большинство поправок носит юридико-технический характер. Они корреспондируются с замечаниями Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Таблица поправок 2, рекомендуемых к отклонению, включает пять поправок, из них поправки 1, 2 и 4 выходят за рамки концепции законопроекта, принятого в первом чтении, и поэтому отклонены, поправки 3 и 5 предложены к отклонению по причине принятия поправок 6 и 14 из таблицы 1, которые, по мнению комитета, более предпочтительны. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект, подготовленный ко второму чтению, получено, замечаний нет. Уважаемые депутаты Государственной Думы, Комитет по обороне предлагает Государственной Думе проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принять во втором чтении. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Максимович. Уважаемые депутаты, есть таблица поправок 1, рекомендуемых к принятию. Здесь четырнадцать поправок. Есть ли замечания по конкретным поправкам таблицы? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендуемых Комитетом Государственной Думы по обороне к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 37 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8% Результат: принято Принимается. Таблица поправок 2, рекомендуемых Комитетом Государственной Думы по обороне к отклонению. Есть ли замечания по конкретным поправкам? Их всего пять. Нет. Ставится на голосование таблица поправок 2. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 19 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2% Результат: принято Принимается. Теперь нам необходимо проголосовать по законопроекту во втором чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 55 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3% Результат: принято Принимается. Николай Максимович, есть предложение у вас? БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемые депутаты Государственной Думы, законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы. Текст законопроекта подготовлен к третьему чтению и вам роздан. Проект постановления Государственной Думы к третьему чтению имеется. Комитет Государственной Думы по обороне предлагает в рамках "часа голосования" принять федеральный закон в целом. Просим поддержать. Доклад окончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, нет замечаний? Нет. В режиме "часа голосования", который у нас был объявлен, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в третьем чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 51 мин. 09 сек.) Проголосовало за 423 чел.94,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 423 чел. Не голосовало 27 чел.6,0% Результат: принято Принимается.
Заседание № 5
О проекте федерального закона N№ 337989-3 "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 8 повестки дня: проект федерального закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации". Доклад члена Комитета по обороне Николая Максимовича Безбородова. Пожалуйста, Николай Максимович. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию Комитет Государственной Думы по обороне представляет в первом чтении проект федерального закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации". Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Каковы цели внесения изменений в перечисленные федеральные законы? Первое: привести федеральные законы "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в соответствие Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе". И вторая цель: откорректировать сам Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" с учетом положений вышеназванных законодательных актов. Что конкретно меняют и дают предлагаемые изменения в законы? Первое. Поправки в статьи 24, 45, 51 и 55 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предоставляют отсрочку от призыва на военную службу депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации или руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатам представительных органов местного самоуправления или главам муниципальных образований, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе. Они предоставляют отсрочку кандидатам на вышеперечисленные должности на срок до дня официального опубликования результатов соответствующих выборов включительно. Второе. Позволяют увольнять с военной службы тех, кто провел избирательной кампанию и был избран на любую из вышеперечисленных должностей в период прохождения военной службы по призыву. Третье. Освобождают от призыва на военные сборы все вышеперечисленные категории должностных лиц, а также членов Совета Федерации. Что дают поправки в статьи 4 и 24 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"? Первое. Упраздняют норму, согласно которой должны прекращаться полномочия депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации в случае призыва их на военную службу. Второе. Упраздняют в целом статью 24, где имеется ссылка на то, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы освобождаются от военных сборов. Что дают поправки в статью 16 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"? Все эти нормы исключаются из закона, так как переносятся нами в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". В целом законопроект ликвидирует взаимные противоречия этих трех законодательных актов, переносит все нормы, связанные с призывом на военную службу и на военные сборы, в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера к законопроекту не имеет. Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает. Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении. Просим поддержать. Доклад окончен, спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Один человек? Запишитесь на вопросы. Включите режим записи на выступления. Покажите, пожалуйста, список. Депутат Антуфьев, пожалуйста. АНТУФЬЕВ С. В., фракция "Единая Россия". Николай Максимович, вы достаточно убедительно доложили вопрос, но вот у нас в таблице есть сноска, что имеется замечание Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации. В чем суть этих замечаний? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте попросим представителя президента, он более подробно ответит. Котенкову включите микрофон. КОТЕНКОВ А. А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. У нас чисто технические замечания, они не касаются концепции законопроекта. Концептуально законопроект поддерживается, но в дальнейшем надо будет уточнить дату и порядок вступления данного закона в силу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Иванова. ИВАНОВА В. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Николай Максимович, у меня следующий вопрос. Скажите, пожалуйста: сколько депутатов органов местного самоуправления может воспользоваться этой льготой и кто был инициатором включения этой льготы? Ведь ни в законе об организации деятельности государственных органов субъектов Федерации, ни в законе о местном самоуправлении, в которых профессионально описывается работа депутатов органов местного самоуправления, этой нормы нет, и приложения, из которого следует, кто выступил с инициативой из субъектов Российской Федерации, тоже не видно. Как появилась вот эта норма в законе, о котором вы говорите? Спасибо. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемая Валентина Николаевна, даже если воспользуется один человек, занимающий соответствующую должность, данными поправками, это будет хорошо, мы считаем, это пойдет на благо исполнения им своих функциональных обязанностей после избрания. Что касается авторов поправки, авторами поправки являются депутаты Николаев и Безбородов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Николай Максимович, рассматривается ли комитетом предоставление этих отсрочек другим категориям граждан, в частности работникам ВПК, то есть молодым специалистам, окончившим вузы и работающим на предприятиях ВПК, независимо от формы собственности: государственное оно или акционерное, на предприятиях, выполняющих госзаказ в интересах обороны страны? БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, такие поправки Комитетом по обороне Думы третьего созыва рассматривались, они в Государственной Думе не прошли. Сейчас идет активная работа Комитета по обороне вместе с Правительством Российской Федерации вообще о пересмотре льгот и отсрочек, поскольку мы нашим законодательством 90 процентов призывного контингента освободили от призыва в Вооруженные Силы и другие воинские структуры и только из 10 оставшихся процентов набираем, точнее, призываем в Вооруженные Силы. Отсюда и качество личного состава такое. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кузнецов. КУЗНЕЦОВ В. Е. У меня один вопрос. Речь идет о депутатах органов разного уровня - я не беру Госдуму, - работающих на постоянной основе. Но когда избираются в орган, предоставляется всем равное право избираться, а потом того, кто не работает на постоянной основе, вы призовете тем не менее в армию, он уедет, и тем самым его гражданские права будут нарушены. Вот депутат, который работает не на постоянной основе, молодой парень, его избрали, а вы его забрали, нарушив права и избирателей, и самого депутата. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый Виктор Егорович, авторы соответствующей инициативы внесли пока такую поправку, которую сегодня мы представляем. Мы считаем, что если предоставить отсрочку от военной службы всем, кому предлагают, то действительно будет большой "отрыв" от призыва в Вооруженные Силы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, кто хотел бы высказаться по данному законопроекту? Прошу записаться. Покажите список. Депутат Локоть, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые коллеги, Николай Максимович достаточно убедительно выступал и убедил нас всех в необходимости принятия этого закона, однако мне хотелось бы обратить внимание вот на ту проблему, которую я задел в вопросе, - это проблема предоставления отсрочки также молодым специалистам, окончившим вузы и работающим сегодня на предприятиях ВПК. Практически эта льгота - единственная возможность, которая позволяет закреплять молодых специалистов на этих предприятиях. В советское время это играло существенную роль, вообще говоря, в омолаживании кадров, сегодня эта система поломана и предприятия ВПК, которые порой не имеют возможности выплачивать зарплату на достаточном уровне, лишились еще и этой льготы. Поэтому потери в кадрах очень существенны. Я попросил бы комитет обратить внимание вот на эту проблему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Иванова. ИВАНОВА В. Н. Уважаемые коллеги, не отрицая необходимости принятия закона в первом чтении, тем не менее хочу отметить, что льготы депутатам местного самоуправления требуют серьезного анализа, и вот почему. Количество муниципальных образований сейчас составляет двадцать пять тысяч, к 2006 году их число увеличится в два с половиной раза и составит более шестидесяти тысяч, число тех, кто может воспользоваться этой льготой в один призыв, - около тридцати тысяч человек. И хочу сказать, что это число соизмеримо с тем количеством учителей-мужчин, которые работают в городских школах и могут быть призваны в армию в один призыв, их число составляет тридцать шесть тысяч человек. Мы эту льготу обсуждали буквально не так давно в ходе работы Государственной Думы третьего созыва, но эта льгота не была предоставлена учителям-мужчинам, причем хочу подчеркнуть, что образование - это ведь государственная функция, а вот местное самоуправление пока не входит в вертикаль государственной власти. И по нашим расчетам, количество учителей, которые могут быть призваны в армию, - это один человек на тридцать городских школ. Поэтому, уважаемые товарищи, мне кажется, что при подготовке закона ко второму чтению необходимо уточнить порядок применения льготы для депутатов местного самоуправления, а вообще есть смысл рекомендовать комитету вместе с профильными комитетами социального направления - я имею в виду комитет по образованию - рассмотреть в комплексе проблему отсрочек, в том числе вот эту очень злободневную проблему об отсрочках учителям городских школ, которые как раз находятся в призывном возрасте. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна. Владимир Вольфович Жириновский, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот здесь как раз проблема, которая волнует очень многих наших граждан, и хорошо, что ее затронул Комитет по обороне, - пункты 8 и 9 касаются как раз призыва, да и комплектования Вооруженных Сил. Давайте быстрее все-таки примем поправку в закон о прохождении воинской службы и разрешим призывать граждан из СНГ - они хотят. Мы ведь сами создаем трудности: кто не хочет - мы тянем, ловим их, так сказать, дежурим у подъездов, а кто хочет, - наоборот, Министерство обороны не желает их принимать. Вот сейчас я предложил Министерству обороны: приехал русский парень с Украины, хочет - его отпихивают. Потом им займется московская милиция, у нее найдутся деньги и время, после того как он ничего не найдет себе в России, а уезжать он не хочет, он будет сидеть в колонии, так сказать. Вот такой вариант у нас с комплектованием. Поэтому надо быстрее снять все ограничения на призыв в Вооруженные Силы нашей страны хотя бы граждан СНГ, ибо они хотят, а так мы будем мучиться: освободить по таким основаниям, по таким, по таким - и практически всех освободим, потому что кто-то болен, у кого-то - вот сейчас второй пункт - жена беременная. Сейчас она беременная, а через два месяца аборт - и как это будет военкомат решать: отсрочку, не отсрочку?.. Что делать им? Вот призывать будете - и будет проблема, а ведь есть те, кто хочет. Мы бьемся с этим Министерством обороны и Генштабом уже одиннадцатый год - призовите добровольцев, так сказать, но ведь нет нигде даже пунктов по призыву в Вооруженные Силы России, сидят чиновники в военкомате и кидают обычные повестки в почтовые ящики, а работа со школьниками не ведется. А это РОСТО никому не нужное?.. Ведь был же ДОСААФ, сколько там было возможностей! И ребята хотели служить. Суворовские училища: что это за конкурс - десять человек на место? Никакого конкурса, всех принять! Ведь помещения есть, всего хватает: некоторые воинские части ликвидируются - остаются казармы, столовые, всё готово. То есть вот эта борьба должна идти с чиновниками в Минобороны и в Генштабе, они плохо работают, а потом мы принимаем законы, которые вводят отсрочки для различных категорий, и потом это неправильно воспринимается работниками военкоматов. Создаем поле для коррупции, всегда, когда мы даем возможность отсрочек, - это потом поле для коррупции, потому что чиновник скажет: вот к тебе неприменима эта отсрочка, у тебя не тот месяц, у тебя не такая справка, ты не всё представил. И естественно, заплатят деньги, чтобы по такой отсрочке не быть призванным в Вооруженные Силы. Поэтому идеальный вариант все-таки - быстрее призывать добровольцев. Повторяю, в СНГ хотят, но мы сами отпихиваем. Их силой загоняют в туркменскую армию, в казахскую армию, в украинскую и так далее, и потом два русских парня встретятся по разные стороны баррикад вот в районе Тузлы. И там и там русские, но разные военачальники, разные политические режимы, и они, возможно, должны будут на каком-то этапе даже применить оружие друг против друга. А мы не доводим это до нужного состояния. Поэтому я бы хотел, чтобы у нас все-таки было больше информации и мы жестче воздействовали, так сказать. И, пользуясь случаем... Депутат Локоть по одному из протокольных поручений хотел возразить. Но ведь смысл наших протокольных поручений - информацию получить, и, когда мы получим информацию, как вот по данному закону, нам будет легче проблемы эти обсуждать. Поэтому здесь никто не должен обижаться, это же... Милиция вынуждена использовать какие-то приметы, так сказать, связанные с внешностью, с национальностью, с ростом, с весом, с полом. Никто ж на это не обижается. Когда говорят про русскую мафию в Америке, что, русские люди обижаются? Мы ж прекрасно понимаем, что это уже и не русские. Но бывают устоявшиеся, так сказать, какие-то позиции - как вопросы, связанные с югом, так и по армии. Нам нужна информация, поэтому протокольные поручения, я считаю, нужно все пропускать. Получив информацию, мы будем лучше знать проблему, и в дальнейшем она не будет возникать. Новый председатель Комитета по обороне - это боевой генерал, я думаю, с новым аппаратом они быстро примут нужный закон, но я очень прошу: как можно быстрее примите поправку к закону о прохождении военной службы, чтобы развязать руки, так сказать, и принять в кадетские училища, в суворовские и непосредственно в армию тех, кто хочет, но не имеет российского гражданства. У них на руках иной раз свидетельство о рождении, а мы требуем от них паспорта, но они не хотят получать паспорт на Украине или в Казахстане. Так примите их в армию на основании свидетельства о рождении, дайте им солдатскую книжку, а после демобилизации выдайте им русский паспорт - нет, вот чиновники задерживают. Отписки получаем от Министерства обороны, поэтому просьба к Комитету по обороне занять более жесткую позицию в отношении и Министерства обороны, и Генерального штаба. А данный закон поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У нас записавшиеся все выступили. Крутов Александр Николаевич, по ведению, пожалуйста. КРУТОВ А. Н. Уважаемые коллеги, я просто хотел сейчас уточнить. В выступлении Владимира Вольфовича прозвучало: призывать на военную службу в Российской Федерации граждан других государств. Или нанимать по контракту все-таки? Как уточнить это? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич, я думаю, что вы это у него выясните в перерыве, хорошо? КРУТОВ А. Н. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич Котенков. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты и уважаемый Владимир Вольфович! Владимир Вольфович, вот вы вопрос задали, а ответ слушать не хотите. Я напоминаю, что в конце прошлого года Дума предыдущего созыва приняла закон о порядке принятия на службу по контракту граждан иностранных государств. Проблемы такой нет, есть теперь проблема исполнения этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич. Представители президента и правительства желали бы выступить по данному законопроекту? Нет. Николай Максимович, заключительное слово требуется? Пожалуйста. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемая Валентина Николаевна, уважаемый Анатолий Евгеньевич, уважаемый Владимир Вольфович! Вами проблемы подняты правильно, и Комитет по обороне их знает, но это не предмет рассматриваемого законопроекта. Просто просим поддержать тот законопроект, который мы сегодня вынесли. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, итак, мы с вами обсудили законопроект. Прошу вас определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации"? Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 15 мин. 29 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6% Результат: принято Принято.