Заседание № 138
23.12.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 337970-6 "О специальной оценке условий труда".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 672 по 696 из 3092
6-й вопрос, проект федерального закона "О специальной оценке условий труда". Михаил Васильевич Тарасенко, пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к третьему чтению, у Правового управления замечаний нет. Комитет просит поддержать законопроект, принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступлений по мотивам нет? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Спасибо. Николай Васильевич, для вас надо квоту ввести на выступления по мотивам, вы исчерпали уже все возможности. (Оживление в зале, смех.) Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1851 по 1983 из 3092
6-й вопрос, проект федерального закона "О специальной оценке условий труда". По мотивам выступает Наталья Рэмовна Петухова. Включите микрофон. ПЕТУХОВА Н. Р., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Законопроект "О специальной оценке условий труда" - это, конечно, очень современный, чрезвычайно необходимый законопроект, однако в том виде, в котором он представлен нам на рассмотрение, это очень сложная, запутанная конструкция, и, что самое главное, в ней, к сожалению, чётко не отражена концепция и не сформулированы цели законопроекта. Здесь представлены разные интересы - работников и работодателей, Фонда социального страхования, Пенсионного фонда, однако по определению все эти интересы разнонаправленные, и, к сожалению, не удалось разработать такую конструкцию, которая отвечала бы интересам всех заинтересованных сторон. Все стороны оказываются в неравных условиях, и уже сейчас многие эксперты говорят о том, что будет столкновение интересов, прежде всего интересов работодателей и Фонда социального страхования и Пенсионного фонда, и под обломками возведённой конструкции погибнут, конечно, самые слабые - наши наёмные работники, которые безосновательно могут потерять пенсию и утратить другие социальные гарантии. Для исполнения этого закона потребуется создание очень большой, разветвлённой инфраструктуры, потребуется наполнение компаний, которые ведут эту оценку, высококвалифицированными специалистами, причём в большом количестве, как этого требует закон. Понятно, что услуги оценочных компаний будут очень дорогими. И вообще, вся вот эта система оценки условий труда и охраны труда переходит исключительно на рыночные рельсы, в результате объектом торга всё в большей степени становятся рабочее место и работник, и это происходит в тех условиях, когда, как мы все хорошо знаем, на предприятиях или достаточно слабые профсоюзы, или этих профсоюзов просто нет, и поэтому некому защищать интересы работников. В меньшей степени, конечно, пострадают крупные компании. Они уже сейчас готовятся к этому, и уже понятно, что они первыми привлекут ограниченные ресурсы вот этих оценочных компаний и задекларируют все свои рабочие места как невредные и неопасные на ближайшие пять лет. Сверхзадача - это избавиться от Списка № 1 и Списка № 2, что, естественно, повлечёт за собой негативные последствия для работников. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вы уж меня извините, но я не виноват, что столько законопроектов вынесено сегодня, причём очень важных. Закон "О специальной оценке условий труда" - это тоже фундаментальный закон, многие из вас ещё об этом не задумывались. Решает он три большие стратегические задачи. Ну и как любые благие намерения, которыми вымощена дорога в ад, он первую задачу ставит какую? Переложить бремя пенсий досрочников с государства на работодателей, которые сегодня зарплату-то платить не хотят без надлежащего контроля государства. Вторая стратегическая задача - это фактически похоронить так называемые Список № 1 и Список № 2. Третья стратегическая задача - отдать работников крупных компаний на произвол работодателей. Мы прекрасно знаем, что все крупные компании, имея сверхсерьёзные юридические структуры, уже сегодня создали кучу аффилированных компаний (но вы этого не увидите), которые будут делать эту спецоценку на пять лет, то есть тот, у кого гроши есть, сам будет определять, вредные у него условия или нет. Я вас спрашиваю: работникам от этого лучше или хуже? Да, Михаил Васильевич Тарасенко, как и Галина Николаевна, профессионал, он потратил кучу нервов, чтобы оставить хотя бы норму о госэкспертизе. Но госэкспертиза не спасёт, потому что куча захребетников будут предлагать свои услуги по оценке условий труда. Скажите, будет ли в такой ситуации страдать качество? Я убеждён, что есть и четвёртая задача, - похороны остатков системы охраны труда. В своё время была очень эффективная пятиступенчатая система охраны труда под полным контролем профсоюзов и инспекции труда. Сегодня эта система будет похоронена, несмотря на заверения профсоюзов в том, что якобы в законопроекте их роль сохранена, - на самом деле она сильно ужата. И по нашему мнению, это нанесёт ущерб прежде всего в части пенсионного обеспечения людей, которые будут продолжать работать на местах с тяжёлыми и вредными условиями труда. А я вам напомню, что списки работ с этими условиями специально создавались для мотивации людей работать, допустим, на Севере (мой друг Глеб Яковлевич на Севере поработал, пенсию заработал, теперь ему её не дадут), они стимулировали работников лезть на километр в шахту: человек работал, метаном дышал, но точно знал, что у него будет досрочная пенсия. Мы не можем поддержать закон, который в принципе никаких плюсов не даёт людям! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тарасенко Михаил Васильевич. С места. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект действительно непростой, и он действительно во многом меняет подходы к организации охраны труда на предприятиях, к пенсионному обеспечению, но это не значит, что он ухудшает что-то. Внимательно прочтите законопроект, там достаточно чётко прописано, что люди, которые выработали стаж, получат пенсию. Даже если рабочее место после произошедшей модернизации будет приведено в полный порядок и будет оценено как место с обычными, нормальными условиями труда, люди, которые ранее работали там и выработали стаж, получат пенсию, речь идёт о тех людях, которые придут на предприятие и им будет сказано, что их работа с нормальными условиями труда. Согласитесь, такой подход достаточно справедлив. Я считаю, что данный законопроект, безусловно, нужно принимать. Кстати говоря, данным законопроектом роль профсоюзов и представителей трудящихся значительно увеличена. А если ничего не делать, то, конечно, можно дойти до ситуации, когда будут приниматься волюнтаристские, несправедливые решения. Но я полагаю, что, если в нашей стране есть социальное партнёрство или хотя бы социальный диалог, мы добьёмся того, что будет обеспечена справедливость. На такой же позиции стоят и социальные партнёры, которые сочли необходимым поддержать данный закон в целом. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 38 сек.) Проголосовало за 244 чел.54,2 % Проголосовало против 142 чел.31,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Закон принят.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2670 по 2675 из 3092
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. По 6-му вопросу Заполев и Левченко голосовали против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 137
20.12.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 337970-6 "О специальной оценке условий труда".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4612 по 5007 из 9432
25-й вопрос, проект федерального закона "О специальной оценке условий труда". Доклад члена комитета по труду и социальной политике Михаила Васильевича Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! После принятия законопроекта в первом чтении комитетом была сформирована рабочая группа, в которую вошли депутаты, представители объединений работодателей, профсоюзов, правительства, а также представители профессионального сообщества - специалисты в области аттестации рабочих мест. В ходе этой работы по большому количеству вопросов удалось достичь компромисса. В частности, сняты такие проблемы, как страхование самого процесса спецоценки - обязательное страхование как фактор, который значительно удорожал спецоценку, теперь её можно проводить в добровольном порядке; восстановление не предусмотренной в первом чтении государственной экспертизы условий труда и ещё много других вопросов, где добрая воля сторон позволила прийти, скажем так, к позитивным результатам. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов после проведённого по этой теме "круглого стола" с широким привлечением общественности рассмотрел все поступившие поправки и свёл их в две таблицы: в таблице поправок № 1, которые комитет рекомендует принять, 45 поправок и в таблице поправок № 2, которые рекомендуются к отклонению, 89 поправок. Просим утвердить таблицы и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 30 сек.) Проголосовало за 245 чел.54,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 245 чел. Не голосовало 205 чел.45,6 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Швецов Василий Георгиевич. ШВЕЦОВ В. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Прошу поставить на отдельное голосование поправку 88 и дополнительную поправку, внесённую мною сегодня, которая распространена в зале. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Поправки 19, 20, 22 и 35. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 88, 19, 20, 22 и 35. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 06 сек.) Проголосовало за 242 чел.53,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 242 чел. Не голосовало 208 чел.46,2 % Результат: принято Принимается таблица. Пожалуйста, депутат Швецов, поправка 88. Включите микрофон. ШВЕЦОВ В. Г. Уважаемые коллеги, предлагаемая редакция части 3 статьи 28 проекта федерального закона "О специальной оценке условий труда" фактически противоречит требованиям статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации в том, что нарушается право работника на получение информации о вредных и об опасных факторах на рабочем месте. Настоящая редакция законопроекта позволяет работодателю с 1 января 2014 года не проводить в течение пяти лет, то есть до 31 декабря 2018 года, оценку условий труда на рабочих местах, за исключением отдельных рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 проекта закона. Текущая редакция части 3 статьи 28 законопроекта противоречит и пояснительной записке к законопроекту, в которой указано, что законопроект направлен на то, чтобы заменить оценку условий труда при аттестации рабочих мест на специальную оценку условий труда, а вместо этого с 1 января 2014 года просто отменяется обязанность работодателя провести оценку условий труда при аттестации рабочих мест, при этом обязанность провести специальную оценку и собственно ответственность за это наступают фактически только 31 декабря 2018 года. Данная поправка в случае принятия позволила бы исключить возможность ущемления прав работников, которые фактически будут лишены права на получение объективной информации о состоянии условий труда на рабочем месте до 31 декабря 2018 года. Аргументация комитета при принятии решения об отклонении данной поправки заключается в том, что поправкой якобы не учитывается существование рабочих мест, которые в настоящее время не подлежат аттестации, но на самом деле это не совсем так: решение об отмене оценки рабочих мест по ряду профессий было принято год назад постановлением Министерства труда № 590н, которое фактически нарушает статью 219 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой все рабочие места подлежат аттестации и работодатель обязан провести оценку, а также нарушает статью Трудового кодекса, согласно которой запрещается вводить ограничения по аттестации рабочих мест по каким-либо категориям работников, профессиям, должностям. Противники принятия поправки также аргументировали это тем, что причиной необходимости установления пятилетнего переходного периода, когда работник не будет информирован об условиях труда, вредных и опасных факторах и рисках для здоровья, является недостаточное количество лабораторий для исследований. Однако я считаю данное заявление несостоятельным, так как в соответствии с достоверной информацией профессионального сообщества в настоящее время лаборатории загружены не более чем на четверть от имеющихся мощностей, а в случае недостатка указанных мощностей имеется возможность увеличения приборной базы и численности персонала под потребности работодателей. Кроме того, до настоящего времени потребности работодателей по оценке условий труда удовлетворялись своевременно и в полном объёме, поэтому... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Васильевич. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Василий Георгиевич, уважаемые коллеги! Комитет не счёл возможным поддержать данную поправку прежде всего потому, что речь идёт о 15 миллионах рабочих мест, а идентификация рабочего места стоит более полутора тысяч рублей. Во-первых, сам процесс будет очень дорогостоящим для бизнеса, во-вторых, идеология проведения этой работы не отменяется, как записано в законопроекте, работа ведётся поэтапно до 2018 года, и самое главное, речь идёт о малом бизнесе, о предприятиях торговли, большинство из которых даже выпадает из нынешнего процесса аттестации, просто мы сталкиваемся с тем, что саморегулируемые организации очень хотят получить всего много и сразу. Не считаем возможным поддержать данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 88. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 34 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3 % Результат: не принято Отклоняется. Коломейцев, пожалуйста, поправка 19. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, я хочу вам напомнить, что понятие "специальная оценка" в российском законодательстве вообще отсутствует, это к вопросу о том, что при рассмотрении предыдущих законопроектов говорили, что нет соответствующих понятий. Что касается сути поправки. Мы предлагаем дополнить статью 9, пункт 1, ещё одним абзацем: "Положение о комиссии по проведению специальной оценки условий труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учётом требований настоящего федерального закона". Не работодателем, как написано в законопроекте. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Васильевич. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Николай Васильевич, уважаемые коллеги! В статье 3 данного проекта закона дано исчерпывающее определение такого нового для российского законодательства понятия, как "специальная оценка условий труда". Теперь о том, что касается положения о комиссии. Все основные моменты, права и обязанности комиссии сформулированы не в нормативном акте, утверждаемом правительством, а в статье 9 данного проекта закона, поэтому, будем так говорить, параллельно принимать ещё нормативный акт правительства считаем нецелесообразным. Комитет не счёл возможным поддержать эту поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 36 сек.) Проголосовало за 174 чел.38,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 175 чел. Не голосовало 275 чел.61,1 % Результат: не принято Поправка отклонена. Николай Васильевич Коломейцев, поправка 20. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Мы предлагаем из пункта 2 статьи 9 исключить слова "с учётом требований настоящего федерального закона". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Васильевич. ТАРАСЕНКО М. В. 20-я поправка предлагается в надежде на то, что будет принята 19-я, фактически она является технической, поэтому, поскольку мы уже отклонили 19-ю поправку, нет необходимости корректировать 20-й поправкой это положение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 46 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 90 чел. Не голосовало 360 чел.80,0 % Результат: не принято Отклоняется поправка. По ведению - Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Сергей Евгеньевич, а давайте включим ускоренное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ускорить режим голосования? НИЛОВ Я. Е. Да, быстрее будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нам осталось рассмотреть две поправки. У меня другое предложение, вернее, не то что другое - хотел посоветоваться по порядку работы. Вот сейчас время 13.54, и альтернатива следующая: или существенно продлить сегодня время работы в конце дня, или немножко сократить перерыв, рассмотрев все законопроекты второго чтения, потому что, как нам представляется, оставшиеся законопроекты второго чтения не потребуют много времени. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Второе предложение? Поработаем. Хорошо. Николай Васильевич Коломейцев, 22-я поправка. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, предлагается статью 10, пункт 1, дополнить следующими словами: "и проведение исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциальных вредных и (или) опасных факторов и сопоставление полученных результатов с нормативными значениями". Вот такие слова предлагается добавить в статью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Васильевич. ТАРАСЕНКО М. В. Дело в том, что в раздел, где говорится об идентификации потенциально вредных и опасных факторов, предлагается добавить положения и про исследования, а они другой нормой СОУТ (спецоценка условий труда) предусматриваются, поэтому в этом нет необходимости: просто это всё расписано более чётко по разделам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 47 сек.) Проголосовало за 110 чел.24,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 110 чел. Не голосовало 340 чел.75,6 % Результат: не принято Поправка отклонена. Николай Васильевич Коломейцев, 35-я поправка. Нашли, Николай Васильевич? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Сейчас, сейчас, минуточку, а, вот, есть, спасибо. Предлагаем пункт 8 статьи 12 исключить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Васильевич. ТАРАСЕНКО М. В. На ряде вредных производств регулярно проводятся замеры - это требование технологии, данный пункт позволяет эти исследования рассматривать в качестве официальных при проведении спецоценки условий труда. Если кто-то из комиссии будет не согласен с этими результатами, то можно провести специальные исследования, но отметать такой подход - это значит априори значительно, на миллиарды рублей увеличивать стоимость этого процесса в целом по экономике. Комитет не счёл возможным поддержать эту поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку. Включите режим голосования. Это была последняя поправка. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 10 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 101 чел. Не голосовало 349 чел.77,6 % Результат: не принято Поправка отклонена. Прошу прощения, ещё одна поправка раздавалась в зале. Депутат Швецов, пожалуйста. ШВЕЦОВ В. Г. Уважаемые коллеги, данная поправка могла бы реально исключить ущемление прав работников, которые фактически будут лишены права на получение объективной информации о состоянии условий труда на рабочем месте до 31 декабря 2018 года в случае принятия закона в предлагаемой редакции. На самом деле данная поправка является компромиссной, её принятие не приведёт к необоснованному увеличению расходов работодателей, так как специальная оценка условий труда будет проводиться работодателем в течение 2014 года только по тем рабочим местам, где оценка условий труда не проводилась до 1 января 2014 года, а также по рабочим местам, у которых срок действия результатов аттестации заканчивается до 31 декабря 2014 года. По остальным рабочим местам специальная оценка в 2014 году проводиться не будет, так как в соответствии с частью 4 статьи 27 законопроекта результаты аттестации рабочих мест признаются специальной оценкой условий труда и проводить её не требуется в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом не будет нарушено право работника (статья 219 Трудового кодекса) на получение информации о вредных и об опасных условиях труда на рабочем месте и о существующем риске для здоровья. Поэтому прошу принять данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич. ТАРАСЕНКО М. В. Поправка, розданная в зале, является более мягким вариантом поправки, которую мы уже рассмотрели - это 88-я поправка - и которую также докладывал Василий Георгиевич. Комитет не может поддержать саму идеологию данной поправки, поскольку это необоснованно увеличит затраты на проведение аттестации. А кроме того, я подчёркиваю, ни одна статья Трудового кодекса не нарушается, в соответствии с действующим Трудовым кодексом работники всегда могут получить объективную информацию об условиях труда на своём рабочем месте. Комитет не поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 37 сек.) Проголосовало за 145 чел.32,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 145 чел. Не голосовало 305 чел.67,8 % Результат: не принято Поправка отклонена. Пожалуйста, Михаил Васильевич. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемые коллеги, если законопроект будет принят во втором чтении, просьба вынести его на рассмотрение в третьем чтении 23 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7827 по 7842 из 9432
25-й вопрос, проект федерального закона "О специальной оценке условий труда". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 16 сек.) Проголосовало за 242 чел.53,8 % Проголосовало против 150 чел.33,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 120
15.10.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 337970-6 "О специальной оценке условий труда".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1124 по 1145 из 6683
ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! 10-й и 11-й пункты повестки дня предполагают рассмотрение вопросов, связанных одной темой - специальная оценка условий труда, поэтому предлагается объединить рассмотрение этих вопросов, заслушать два доклада официальных представителей правительства и один содоклад ответственного комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! У меня два предложения по повестке дня. Законы, обозначенные под 10-м и 11-м пунктами, ещё хуже, чем 122-й. Предлагаю сегодня снять их, как неготовые, провести по этому вопросу парламентские слушания, а вместо них поставить подготовленный ещё к 5 июля блок законопроектов по так называемым детям войны и их обсудить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1215 по 1235 из 6683
Михаил Васильевич Тарасенко предложил объединить обсуждение вопросов 10 и 11, но при этом Николай Васильевич Коломейцев предложил эти вопросы снять сегодня с обсуждения. Я прежде ставлю предложение Николая Васильевича Коломейцева на голосование. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 31 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8 % Результат: не принято Предложение отклоняется. Нет возражений по предложению объединить обсуждение двух вопросов? Принимаем.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2405 по 2784 из 6683
10-й и 11-й вопросы. Александр Юрьевич, готовы докладывать 10-й и 11-й? Тогда обсуждаем, как договорились, вместе 10-й и 11-й вопросы. 10-й вопрос, проект федерального закона "О специальной оценке условий труда", и 11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда". Сергей Фёдорович Вельмяйкин, пожалуйста. ВЕЛЬМЯЙКИН С. Ф., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В настоящее время в России свыше 21 миллиона человек работают на рабочих местах с вредными условиями труда, это составляет примерно 32 процента от общей численности экономически активного населения. Работа на рабочих местах с вредными условиями труда является причиной большого числа профессиональных заболеваний, численность заболевших ежегодно увеличивается на 5-7 тысяч человек. Суммарные экономические потери государства и работодателей вследствие указанных причин составляют до 2 триллионов рублей ежегодно. В целях преодоления указанных негативных тенденций в сфере охраны труда во исполнение поручения Президента Российской Федерации и положений Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации правительством разработан и представляется вашему вниманию проект федерального закона "О специальной оценке условий труда". Специальная оценка условий труда предусматривает идентификацию вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, проведение измерений уровней указанных факторов, а также распределение условий труда на рабочих местах по классам: оптимальные, допустимые, вредные либо опасные. Проводить оценку условий труда будет независимая организация, обладающая необходимым измерительным оборудованием и аттестованными экспертами. Результаты специальной оценки условий труда могут использоваться в целях разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда в целях обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, в целях определения дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в целях предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда. Обеспечение доступа и использования результатов специальной оценки условий труда уполномоченными органами госвласти будет осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системы учёта результатов спецоценки. Начало промышленной эксплуатации этой системы планируется в 2016 году. С целью сохранения преемственности в реализации действующей на сегодняшний день процедуры оценки условий труда, в том числе в части исключения дополнительных финансовых расходов работодателей и неущемления прав работников, законопроектом устанавливается переходный период на срок до 31 декабря 2018 года, в течение которого будут признаваться действующими и подлежащими реализации имеющиеся до момента вступления в силу закона права участников оценки условий труда и результаты аттестации рабочих мест. Новеллами законодательства Российской Федерации станут нормы, содержащие положения о декларировании соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, что позитивно отразится в первую очередь на работодателях малых предприятий и предприятий непроизводственного сектора экономики: при декларировании работодатель будет освобождён от необходимости проведения дорогостоящих процедур по исследованию и измерению опасных факторов трудового процесса. Одновременно в целях защиты трудовых прав работников предполагается усиление роли профсоюзов при проведении специальной оценки условий труда. Так, положения законопроекта предусматривают обязательное и полноценное участие профсоюзов в проведении данной процедуры, а также дают им право требовать проведения внеплановой специальной оценки. Надзор за соблюдением требований закона предлагается возложить на Роструд. Реализация федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат из бюджетов всей уровней и будет осуществляться в пределах установленной правительством штатной численности федеральных органов исполнительной власти и средств, предусмотренных на их содержание. Проект федерального закона прошёл широкое общественное обсуждение, был рассмотрен и поддержан сторонами социального партнёрства на заседании Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Николаевич Пудов. ПУДОВ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда". Законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации о необходимости создания института специальной оценки условий труда и формирования профессиональных пенсионных систем. Проектом закона вносятся соответствующие поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации, которые устанавливают минимальные гарантированные размеры компенсаций в целях защиты прав работников, а переходными положениями законопроекта предусмотрено сохранение работникам достигнутого по состоянию на декабрь 2013 года объёма предоставляемых гарантий и компенсаций при условии их занятости во вредных условиях труда. Кроме того, вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления административной ответственности и уголовной ответственности за нарушения законодательства об охране труда. Так, в частности, вводится административная ответственность за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Также устанавливается уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда, если это повлекло гибель двух и более работников. В зависимости от итогов специальной оценки условий труда законопроектом устанавливается размер дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, теперь дифференцированный по классам вредности рабочих мест. Я хотел бы напомнить, что в прошлом году был принят федеральный закон, предусматривающий впервые в истории пенсионного законодательства дополнительные тарифы страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места с вредными условиями труда. Сегодня по Списку № 1 уплачивается 4 процента, по Списку № 2 - 2 процента, и это изменяется во времени: в следующем году - 6 процентов и 4 процента соответственно и в 2015 году должно быть 9 процентов и 6 процентов. Мы предлагаем дифференцировать в зависимости от результатов специальной оценки условий труда - от 8 процентов до нуля, имеется в виду, что если работодатель провёл специальную оценку условий труда и выявилось, что отсутствуют вредные условия труда на этом рабочем месте, то он от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам будет освобождён. По нашим оценкам, это позволит уже в 2015 году снизить страховую нагрузку на работодателя на 21,4 миллиарда рублей, это учтено в бюджетах соответствующих фондов. Кроме того, в случае установления по результатам специальной оценки класса допустимых и оптимальных условий труда также, что называется, будет нулевой дополнительный тариф. Важно, что право на досрочную пенсию сохраняется за работниками из числа указанных в списках при подтверждении по результатам специальной оценки условий труда наличия на их рабочих местах вредных и опасных условий труда. Хочу отметить, что списки, которые были утверждены ещё в 91-м году, не изменяются, но появляются новые критерии установления наличия вредных условий на рабочем месте. Также этим законопроектом предлагается формирование системы добровольного профессионального пенсионного страхования, когда работник вправе в соответствии с данным законом подписать лично, сам, добровольно изменения в своё трудовое соглашение и в договор негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемый с работодателем, при таких условиях у работников появляются основания формировать свои пенсионные накопления на личных именных пенсионных счетах в системе негосударственного пенсионного обеспечения. Мы предусматриваем минимальный тариф страхового взноса, который работодатель имеет право уплачивать в негосударственный пенсионный фонд, - 4 процента по Списку № 1 и 2 процента по Списку № 2. Соответственно, в этом случае у работодателя появляется правовое основание для того, чтобы страховые взносы перечислять в негосударственный пенсионный фонд, а не в систему обязательного пенсионного страхования. При этом у работника сохраняется право отказаться от участия в системе негосударственного пенсионного обеспечения. Мы предусматриваем суммирование стажа в системах государственного и негосударственного пенсионного обеспечения, что позволит полностью защитить пенсионные права застрахованных лиц в части их пенсионного обеспечения. Прошу поддержать проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроекты, доложенные официальными представителями правительства, действительно взаимосвязаны, и их действительно необходимо рассматривать в увязке, потому что они, в общем-то, не могут существовать друг без друга. Первым законопроектом предполагается объединить и унифицировать действующие в настоящее время три процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда: аттестацию рабочих мест, государственную экспертизу условий труда и специальную оценку условий труда. Унифицированная процедура специальной оценки условий труда на рабочих местах должна стать единым способом реализации, с одной стороны, установленного трудовым законодательством механизма обеспечения на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, и предоставления гарантий и компенсаций за работу на рабочем месте с вредными и опасными условиями труда и, с другой стороны, установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам в пользу работников, чьи профессии дают право на льготное пенсионное обеспечение. При этом вводимая процедура специальной оценки условий труда должна сформировать единый комплекс мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий охраны труда. Законопроектом установлены права и обязанности работодателя и работника при проведении специальной оценки условий труда, права и обязанности организаций, проводящих специальную оценку, а также требования к отдельным экспертам организаций в этом вопросе. Второй законопроект вносит изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, другие законодательные акты, содержащие нормы трудового права, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в Уголовный кодекс, а также в акты пенсионного законодательства Российской Федерации. Есть много вопросов, которые возникают у всех участников этой дискуссии. Многие положения законопроекта - о пропорциональном исчислении размера досрочных пенсий по старости, а также о возможности выбора застрахованными лицами варианта своего пенсионного обеспечения - требуют дополнительного уточнения и обоснования, точно так же, как и вопрос установления класса условий труда в зависимости от наличия либо отсутствия качественной спецодежды, - всё это вопросы, которые не нашли ответа в результате многомесячной дискуссии социальных партнёров Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. По большому счёту, внесение законопроекта - это просто признание того, что точки зрения как были различными, так и остаются и нужен тот орган, который в данной ситуации может даже выступить арбитром и принять в виде закона то решение, по которому страна в этих вопросах будет развиваться дальше. В целом концепция законопроектов отвечает как интересам сторон трудовых отношений, так и интересам государства. В то же время в поступивших отзывах содержится существенное количество замечаний и предложений по их доработке, которые тем не менее, как утверждают все авторы заключений, не препятствуют принятию их в первом чтении. Стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, поддержали проекты федеральных законов, но, как я уже сказал, при условии учёта замечаний и предложений. Комитетом на рассматриваемые законопроекты получены отзывы от законодательных (представительных) органов государственной власти четырёх субъектов Российской Федерации, от высших исполнительных органов государственной власти двенадцати субъектов Федерации, все представленные отзывы - положительные. Комитет Совета Федерации по социальной политике концепцию законопроектов поддерживает. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает принятие законопроекта "О специальной оценке..." в первом чтении с рядом замечаний, ну, я не думаю, что сейчас есть необходимость о них рассказывать. Комитет Государственной Думы по охране здоровья также поддерживает концепцию законопроекта "О специальной оценке условий труда". У Правового управления Аппарата Государственной Думы есть серьёзные лингвостилистические замечания, поэтому потребуется лингвостилистическая доработка. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов считает, что необходимо создать рабочую группу с участием депутатов Государственной Думы и представителей сторон социального партнёрства и подготовить законопроекты ко второму чтению. С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов считает возможным поддержать данные законопроекты в первом чтении. И особо я хотел бы подчеркнуть... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, минуту. ТАРАСЕНКО М. В. ...беспрецедентным является тот случай, когда трёхсторонняя комиссия приняла решение специально ко второму чтению в Государственной Думе ещё раз рассмотреть проекты всех подзаконных актов, которые обеспечат реализацию данного закона. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Успеем задать несколько вопросов. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Сергей Фёдорович, тот факт, что законы интересны работодателям, у меня сомнений не вызывает, но, если можно, назовите концентрированно хотя бы три чётко выраженных плюса для наёмных работников, которых касается вопрос тяжёлых условий труда? ВЕЛЬМЯЙКИН С. Ф. Уважаемый Валентин Степанович, самый большой концентрированный плюс для работника заключается в том, что мы экономически, рублём стимулируем работодателя улучшать условия труда. Вводя систему экономической мотивации при проведении специальной оценки, мы заставляем работодателя, во-первых, тотально провести оценку условий труда на всех рабочих местах (я напомню, что сейчас из 50 миллионов рабочих мест у нас аттестовано только 6 миллионов в соответствии с действующим законодательством), и, во-вторых, мы заставляем работодателя применять современные эффективные средства индивидуальной защиты, поощряя его за это экономически, путём установления тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд социального страхования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Гавриловна Кузьминых. КУЗЬМИНЫХ Т. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Пудову. Меня смущает вот какое положение: в специальный стаж, дающий право на назначение досрочных трудовых пенсий, будут включаться периоды работы во вредных и опасных условиях, за которые с согласия работника работодатель уплачивал пенсионные взносы, - значит, он может и не уплачивать? Надавит на работника, тот откажется, а потом, когда придёт срок рассчитывать пенсию, работодатель просто воспользуется этой лазейкой, чтобы уменьшить стаж для начисления пенсии работнику, - так не может быть? ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Тамара Гавриловна. Я отвечу, что, безусловно, никаким образом законопроектом не предусматривается право работодателя с согласия работника что-то платить или не платить. Это обязанность работодателя - платить дополнительный тариф страхового взноса, только с согласия работника он платит его или в систему негосударственного пенсионного обеспечения, или в силу закона платит его в Пенсионный фонд Российской Федерации. Если вдруг работодатель перестаёт платить в систему негосударственного пенсионного обеспечения, что возможно с точки зрения законопроекта, то, поскольку за Пенсионным фондом сохранены функции администрирования страховых взносов, эти взносы начинают взыскиваться в качестве неуплаченной недоимки в Пенсионный фонд Российской Федерации. И пенсионные права формируются как в случае их учёта в негосударственном пенсионном обеспечении, так и в случае учёта в системе государственного пенсионного обеспечения, - с точки зрения защиты прав застрахованных лиц здесь стопроцентная гарантия. Повторю, это важно, нет у работодателя права платить или не платить, у него есть обязанность платить, но куда - по выбору работника: в одну систему или во вторую. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Светлана Петровна Горячева. ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. У меня вопрос к вам, уважаемый Сергей Фёдорович. Вот в статье 19 проекта закона говорится об организациях, которые будут проводить специальную оценку условий труда. Я прочитала внимательно, и вы знаете, складывается впечатление, что это какая-то странная структура, которая будет создаваться при Минтруде. Насколько эта структура будет самостоятельна и ответственна за данные ею оценки и не будет ли её оценка зависеть от величины вознаграждения, которое предприятие заплатит, - это вопросы очень непростые. Не кажется ли вам, что во втором чтении нужно всё, что касается этих организаций, отрегулировать таким образом, чтобы на них была возложена очень высокая ответственность? Ведь речь идёт о серьёзном - о качестве работы тех специалистов, которые будут оценивать. ВЕЛЬМЯЙКИН С. Ф. Уважаемая Светлана Петровна, отвечая на первую часть вопроса, скажу, что эти организации ни в коей мере не будут аффилированы с Минтрудом России. В настоящее время аттестацией рабочих мест занимается 836 аккредитованных организаций, их лаборатории аккредитует Росаккредитация, и потом они в уведомительном порядке попадают в реестр Минтруда. Это организации, не зависящие ни от Минтруда, ни от любого другого федерального государственного органа, поэтому никаких сомнений быть не должно. Дополнительное требование, которое вводится законопроектом, касается обязательной сертификации экспертов, которые будут оценивать условия труда работников. Это ответ на вторую часть вопроса. Что касается усиления ответственности, если ко второму чтению будут соответствующие поправки, направленные на усиление этой конструкции, то мы, конечно, их обязательно рассмотрим и поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. У меня вопрос такой. Комитет отметил, что, с одной стороны, в законопроекте предусмотрено обязательное страхование, а с другой стороны, размер страхового тарифа определяется страховщиком. Это противоречит закону об организации страхового дела, и очевидно, что здесь явный уклон в пользу интересов работодателя. Как вы собираетесь исправить это ко второму чтению? ПУДОВ А. Н. Спасибо, Борис Сергеевич, за вопрос. Дело в том, что в законопроекте, который мы сейчас обсуждаем, не предусмотрена возможность уплаты страхователем тарифа меньше нижнего уровня. Я уже сказал, что если работник подписал два документа - дополнение к трудовому договору и договор о НПО, - только тогда работодатель будет обязан уплачивать по Списку № 1 тариф не менее 4 процентов, это прямо написано в законе, по Списку № 2 - не менее 2 процентов, больше может, ниже - нет. Здесь не идёт речь о том, платить или не платить. Если работник не выбрал такую модель поведения и хочет получать пенсию в системе государственного пенсионного обеспечения в соответствии с теми обязательствами, которые прописаны в законе № 173-ФЗ, тогда тариф страховых взносов будет зависеть от условий труда. Я здесь не вижу противоречий: всё зависит от того, какую модель поведения выбрало само застрахованное лицо, - есть минимальный базовый тариф, ниже которого работодатель не имеет права уплачивать взносы, и, соответственно, пенсионные права формируются и в одной, и во второй системе исходя из минимального базового уровня тарифа. Это была принципиальная договорённость на уровне российской трёхсторонней комиссии с участием профсоюзов и работодателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3146 по 3491 из 6683
Так, мы возвращаемся к пунктам 10 и 11 повестки дня. Продолжаются вопросы. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. К Сергею Фёдоровичу вопрос. Уважаемый Сергей Фёдорович, вопрос следующий. Вот прозвучало в обосновании, что предполагается некоторое сокращение расходов на охрану труда или, если хотите, оптимизация охраны труда. Вот прежде чем проводить это сокращение или оптимизацию, с согласия там или без согласия, хотелось бы услышать, ну, какую-то оценку ныне действующей системы с точки зрения того, насколько эффективно она работает. Нельзя ли хотя бы цифры какие-то назвать по динамике изменения, по травматизму, например? Как охрана труда работает, на всех ли предприятиях существуют службы по технике безопасности, осуществляется ли там контроль за допуском к рабочему месту и так далее, и так далее? Дайте оценку действующей системе, прежде чем предлагать её как-то менять. ВЕЛЬМЯЙКИН С. Ф. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, ну, во-первых, мы не предполагаем никоим образом сокращать количество денежных средств, направляемых на охрану труда, в этой части нормы Трудового кодекса остаются совершенно без изменений. Статистика по динамике травматизма и профессиональных заболеваний, безусловно, есть, мы готовы её представить, просто я, конечно, в трёхминутном ответе назвать все эти цифры не успею, но мы готовы либо во фракцию, либо в комитет все эти материалы в полном объёме представить для сведения депутатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Крутов Андрей Дмитриевич. КРУТОВ А. Д. Вопрос к представителям правительства. По сути, когда вводятся со стороны государства дополнительные взносы для работодателей в отношении работников опасных и вредных производств, государство тем самым снимает с себя ответственность за финансирование досрочных пенсий для подобных работников, при этом Пенсионный фонд уже со страниц СМИ призывает работников самостоятельно контролировать уплату подобного рода взносов. И мне кажется весьма сомнительным, что вот такая дополнительная финансовая нагрузка в виде страховых взносов приведёт к модернизации производства или к улучшению условий труда этих работников. Соответственно, у регионов, у профсоюзов возникает много вопросов, один из которых я как раз и хотел переадресовать вам: не приведёт ли принятие этих законов фактически к отмене Списка № 1 и Списка № 2? ВЕЛЬМЯЙКИН С. Ф. Спасибо за вопросы, Андрей Дмитриевич. Начну с вопроса в отношении списков. Однозначно, списки не меняются, это была с самого начала основная позиция при переговорах с профсоюзами и с работодателями, это то, с чего мы начали разработку законопроектов. Повторяю, с точки зрения принципов их формирования списки не изменяются. Это первое. Второе. Тарифы страховых взносов для работодателей за вредные и опасные условия труда введены начиная с текущего года, они сегодня уже уплачиваются в пенсионную систему Российской Федерации. В законопроекте предлагается установить дифференциацию тарифов страховых взносов в зависимости от условий труда. Сегодня независимо от того, вредные условия труда или они безвредные, или, точнее, как сказано в законодательстве, оптимальные или допустимые, работодатель всё равно уплачивает страховые взносы - законопроектом предлагается установить норму, в соответствии с которой, если работодатель создал безопасные, оптимальные условия труда, подтверждённые специальной оценкой условий труда, а на переходный период результатами аттестации, он не будет эти взносы платить. В этом экономический в том числе смысл и заключается - в том, что для работодателя такая возможность освобождения от уплаты взносов предусматривается. И в завершение хотел бы сказать, отвечая на вопрос, что ровно это было предусмотрено в законе, действующем сейчас, - там было сказано об освобождении от уплаты страховых взносов по результатам специальной оценки условий труда. Данным законопроектом как раз эта норма и вводится теперь, то есть такая возможность у работодателя появляется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Сергей Фёдорович, вот специальная оценка условий труда будет проводиться по новому, особому стандарту, что даст определённое развитие процессу оценки условий труда и охраны труда в России. Согласно законопроекту организация, осуществляющая специальную оценку условий труда, как аттестующий центр, должна будет иметь специальную аккредитацию для выполнения данных работ. Так вот скажите, какие изменения в процедуре аккредитации аттестующей организации необходимо закрепить на законодательном уровне? ВЕЛЬМЯЙКИН С. Ф. Уважаемый Дмитрий Иванович, в плане аккредитации лабораторий, которые сейчас используются для проведения замеров вредных и опасных производственных факторов, изменений не произойдёт ровно никаких: как и сейчас, в соответствии с действующим законодательством, так и после принятия данного федерального закона это будет продолжать регулироваться законодательством о техрегулировании и об аккредитации, соответствующий аттестат аккредитации этим лабораториям будет выдавать Росаккредитация, ровно так, как и сейчас. Единственное дополнительное требование, которое вводится, - это требование о сертификации специалистов, которые будут оценивать условия труда работников. Сертификация специалистов будет осуществляться Минтрудом. При сочетании этих двух факторов организация будет автоматически попадать в реестр. Мы предполагаем, что на переходный период все те организации, которые сейчас работают на рынке, до окончания срока действия выданного Росаккредитацией аттестата аккредитации будут заниматься специальной оценкой условий труда, то есть одномоментной масштабной перетряски данного сегмента не предполагается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Докладчикам от правительства вопросы. Вот законы и поправки, которые вы предлагаете, не предусматривают механизма учёта таких травмоопасных факторов на производстве, как обвалы, обрушения, горные удары на рабочих местах шахтёров, рискованные условия на опасных производственных объектах, оцениваются только гигиенические параметры условий труда, то есть противогаз надел - и вредных условий уже нет?! Это первое. Кроме того, по мнению экспертов, государственная экспертиза условий труда будет этим законом ликвидирована. Это второе. Третье. С одной стороны, Минтруд и Пенсионный фонд резко сокращают число негосударственных пенсионных фондов в силу разных обстоятельств, а с другой стороны, закон полностью ориентирует именно на вот эту форму пенсионных накоплений. И четвёртое. Похоронена большая часть профсоюзов, в том числе... (Микрофон отключён.) ВЕЛЬМЯЙКИН С. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, я прошу прощения, поскольку вопросов фактически четыре, то я попытаюсь... КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. А закона-то два. ВЕЛЬМЯЙКИН С. Ф. Я понимаю. На три отвечу я, на один, по негосударственному пенсионному обеспечению, - Андрей Николаевич. Что касается травмоопасности. Уважаемый Николай Васильевич, в соответствии с действующим законодательством травмоопасность при проведении аттестации рабочих мест обследуется, но не влияет на класс условий труда, поскольку при обследовании травмоопасности аттестующая организация проверяет, соответствует или не соответствует рабочее место государственным нормативным требованиям охраны труда. Грубо говоря, если на каком-то рабочем месте выявлена травмоопасность, то это рабочее место до устранения этого фактора не должно эксплуатироваться, поскольку работа на этом рабочем месте представляет опасность для здоровья либо жизни работника. Это что касается травмоопасности. Что касается государственной экспертизы, действительно есть такое мнение, что институт государственной экспертизы условий труда целесообразно сохранить, но вот несколько цифр. За 2012 год в Российской Федерации было проведено 30 тысяч государственных экспертиз условий труда, из них только 219 экспертиз с произведением повторных замеров и с повторным исследованием различных опасных и вредных факторов проводились с выездом на производство. Соответственно, чуть более 29 тысяч 900 экспертиз - это экспертизы, которые проводились просто по бумагам. Это первое. Второе. Из вот этих 30 тысяч экспертиз 80 процентов - это экспертизы по обращению работодателей, которые за счёт государственных средств - а я напоминаю, что у нас госэкспертиза идёт за счёт средств бюджетов субъектов, - по сути, перепроверяют правильность выполнения договора аттестующей организацией. Если уважаемыми депутатами будет принято решение, что на этом направлении надо продолжать расходовать бюджетные средства, то ко второму чтению соответствующие поправки могут быть внесены. Позволю себе не согласиться с тезисом об ущемлении прав профсоюзов. Наоборот, пакетом законопроектов предполагается усиление их роли, потому что помимо обязательного участия профсоюза или иного представительного органа работников в процедуре специальной оценки условий труда профсоюзам также даются достаточно широкие права, связанные с выражением несогласия и с оспариванием соответствующих результатов специальной оценки условий труда. ПУДОВ А. Н. Что касается негосударственного пенсионного обеспечения. Напомню, что срок введения в действие закона, касающегося негосударственного пенсионного обеспечения, или НПО, - 2015 год, это как раз синхронизировано с действиями, касающимися усиления пруденциального надзора в отношении негосударственных пенсионных фондов, что позволит обеспечить необходимый контроль за их деятельностью, поскольку станет частью системы дополнительного пенсионного обеспечения. Это как раз в рамках этого контроля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бычкова Евдокия Ивановна, пожалуйста. БЫЧКОВА Е. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Фёдорович, скажите, пожалуйста, по каким критериям будут выбираться рабочие места для спецоценки - по отраслевому принципу, по численности, по объёмам или поголовно все будут аттестовываться, в том числе и госслужащие Аппарата Государственной Думы? Это первый вопрос. И второй. Скажите, а будет ли СРО привлекаться к оценке в последующем? ВЕЛЬМЯЙКИН С. Ф. Уважаемая Евдокия Ивановна, что касается выборки рабочих мест. В соответствии с действующим законодательством аттестация носит всеобщий характер, но это на бумаге, потому что, как я уже говорил в ответе на один из вопросов, из 48 миллионов рабочих мест аттестовано в стране примерно 6,5 миллиона. Это вызвано не каким-то нежеланием со стороны различного рода институтов, а тем, что у нас есть соответствующий рынок аттестующих организаций, и он не в состоянии "переваривать" 10 миллионов рабочих мест ежегодно. Поэтому при формулировании этого законопроекта правительство исходило из следующего. Безусловной и полноценной оценки с замерами, с исследованиями должны подлежать те рабочие места, которые включены: а) в пенсионные списки, о сохранении действия которых здесь говорил Андрей Николаевич, и б) в списки 1974 года, их утверждали совместно Госкомтруд и ВЦСПС. Это те списки, на основании которых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, либо выдаётся дополнительная заработная плата, либо устанавливается сокращённый рабочий день или удлинённый отпуск. Это что касается обязательности. Что касается остальных рабочих мест, то на тех рабочих местах, где по заключению аттестующей организации либо профсоюзной организации отсутствуют вредные, опасные факторы, проводится их идентификация, и работодатель вправе подать декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям условий труда. Это, безусловно, не освобождает работодателя от того, что в один прекрасный момент его могут проверить, в том числе и эту декларацию. По нашим расчётам, под обязательное такое вот полномасштабное исследование этих факторов подпадёт примерно 15 миллионов рабочих мест как минимум. Что касается участия саморегулируемых организаций, то надо сказать, что в настоящее время на этом рынке отсутствует саморегулируемая организация, которая могла бы представлять хотя бы половину рынка, он очень сильно дефрагментирован. Но в том случае, если каким-то образом будет на этом рынке сформировано профессиональное сообщество, мы, соответственно, с этим профессиональным сообществом будем работать и взаимодействовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А про Государственную Думу там вопрос задавали, про Аппарат Государственной Думы. ВЕЛЬМЯЙКИН С. Ф. Извините, я прослушал, видимо, эту часть вопроса. Предусмотрена в законе норма, что этот вопрос должен регулироваться законодательством о государственной гражданской службе, поскольку государственная гражданская служба - это особый вид трудовых отношений, и Трудовой кодекс там применяется субсидиарно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы исчерпаны. Есть ли желающие выступить? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Меня чрезвычайно удивляет то, что два столь важных закона, которые, с моей точки зрения, сравнимы со 122-м законом, фактически не были интересны депутатам и почти ни у кого не возникло вопросов. Вы поймите, вот эти два закона серьёзнейшим образом изменят не только систему оценки условий труда, но и систему расчётов и начислений досрочных пенсий, льгот и компенсаций работникам! Причём уважаемый докладчик меня неправильно понял. Я хочу вам напомнить, что мы с вами в один день вот здесь достаточно цинично приняли два закона одновременно: с одной стороны, мы ратифицировали хартию о гарантиях профсоюзным работникам, а с другой - в тот же день под разговоры о якобы решении Конституционного Суда лишили правовой защиты профсоюзных работников, которых нельзя было увольнять без согласия профсоюзного комитета. Более того, с этой трибуны не раз звучало, что решения по восьмидесяти процентам наших рудников, нефтекачек принимают лондонский, стокгольмский, нью-йоркский и другие суды, то есть головные компании зарегистрированы там. Есть масса рудников, у которых собственники - иностранные граждане. С моей точки зрения, вот эти два закона - это колоссальная пиррова победа работодателей на фоне Бирюлёва. Почему? Потому что сегодня у значительной части предприятий и организаций фактически отсутствуют реальные профсоюзные организации, и в этой ситуации делегировать большую часть полномочий по ведению переговоров о защите условий труда представляется как минимум некорректным, а вообще-то, бессмысленным, потому что, если нет того, кто может требовать, кто же потребует. Кроме того, в данной ситуации идёт минимизация имеющегося комплекса мер по аттестации рабочих мест, а добровольное написание работником заявления по поводу той и иной ситуации по просьбе работодателя выглядит циничным. Скажите мне, в каком из регионов и на каком предприятии работник не выполнит просьбу работодателя? Ну это вообще смешно, понимаете?! И в данной ситуации, с моей точки зрения, будут уничтожены остатки системы охраны труда, то есть работодатель уже по этому закону не будет нести ответственности по содержанию служб охраны труда. Более того, либеральная норма о том, что проверка может быть раз в пять лет, приведёт к следующему: пришли с проверкой, отчитались, покормили, попоили, отдохнули - и на пять лет свободны, как муха в полёте, работодатель - от проверок, а работник - от защиты условий труда. Кроме того, вдумайтесь, - я не зря вам задал вопрос - у нас сегодня нарастающими темпами идёт рост задолженности по заработной плате, который Министерство труда и социальной защиты, с моей точки зрения, необоснованно скрывает от высших должностных лиц. Сегодня - я авторитетно заявляю - уровень задолженности по заработной плате на порядок выше, чем тот, которые показывают Минтруд и его соответствующие службы. К чему это ведёт? Это ведёт к тому, что у нас нарастает социальный гнев, понимаете?! И в этих условиях что мы предлагаем шахтёрам? Чем учитывать, что может метан взорваться или, допустим, лава обвалиться, лучше давайте им противогаз дадим, так получается, понимаете? Вот чтобы вы понимали: по этому закону, если водолаз надел скафандр - уже нет вредных условий труда! С моей точки зрения, это чрезвычайно опасно, и не случайно уважаемый мной Михаил Васильевич, как опытнейший специалист в этих вопросах, в своём докладе сделал множество отсылок и пожеланий. Но я вам напомню, что в первом чтении у нас, вообще-то, утверждается концепция закона и никакие серьёзные поправки потом внести нельзя. Кроме того, я вам напомню, совсем недавно Пенсионный фонд сделал официальное заявление о закрытии нескольких десятков неэффективных негосударственных пенсионных фондов. Посмотрите финансово-экономическое обоснование: один из основных инструментов, с помощью которого хотят мотивировать работодателя, - это 17 миллиардов рублей, которые пойдут на мероприятия в области охраны труда, это будет мотив для работодателя, понимаете? Но я уже говорил, что заставить наёмного работника в нынешних условиях написать заявление по желанию работодателя не составляет в подавляющем большинстве компаний никакого труда. Мы считаем, что принятие этого закона преждевременно. Оно приведёт фактически к отмене досрочных пенсий для работников предприятий с вредными условиями труда, приведёт к уничтожению Списка № 1 и Списка № 2, приведёт к фактическому усилению произвола работодателя, зачастую иностранного, потому что все псевдонаши из списка ста пятидесяти по "Форбсу" живут или в Дании, или в Швейцарии, или в Англии, или на Лазурном берегу и им глубоко наплевать, в каких условиях работают россияне! Вот этот закон, с моей точки зрения, приведёт к нарастанию социального протеста. Кроме того, его нельзя принимать без принятия нового закона о профсоюзах, без активизации работы по воссозданию профсоюзных организаций, которые были бы в состоянии защитить права наёмного работника. Я повторюсь, но тем не менее скажу: сегодня в девяноста процентах работающих, вернее, остатков работающих предприятий профсоюза как организации не существует. Ну и самое главное, по мнению экспертов, - я задавал вопрос - этим законом фактически упраздняется государственная экспертиза, а все возможные экспертизы вот тех самых аккредитованных организаций для любого работника, для профсоюза и для других субъектов... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства ничего не хотят сказать? Нет. Комитет? Включите микрофон депутату Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я в своём содокладе говорил о том, что в данных законопроектах действительно много противоречий, но я ещё раз хочу подчеркнуть, что вопрос больше нельзя откладывать, потому что существующая система создавалась в условиях, когда был практически доминирующий работодатель в лице государства, сейчас же совершенно другие условия, и они подчас не в интересах работника. Именно поэтому стороны социального партнёрства и сочли необходимым поддержать концепцию данного законопроекта. А что касается тех противоречий, о которых справедливо говорили депутаты в своих вопросах и Николай Васильевич в выступлении, многое из того, о чём говорилось, безусловно, может иметь место, но это действительно может быть доработано ко второму чтению. И наряду с созданием рабочей группы до рассмотрения вопроса на заседании комитета - я сейчас имею право от имени комитета сказать об этом - мы должны будем провести ещё "круглый стол" либо парламентские слушания, на которых ещё раз будут выслушаны позиции различных сторон, для того чтобы поправки сделали эти законы действительно сильнее и лучше, и прежде всего для трудящихся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, выносим законопроекты, пункты 10 и 11 повестки дня, на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5494 по 5528 из 6683
10-й вопрос повестки, проект федерального закона "О специальной оценке условий труда". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 27 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 95 чел.21,1 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принят в первом чтении. 11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 55 сек.) Проголосовало за 293 чел.65,1 % Проголосовало против 96 чел.21,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.