Заседание № 144

21.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 337661-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования деятельности международных компаний и международных фондов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1729 по 1831 из 5106
Переходим к рассмотрению 12-го вопроса. О проекте федерального закона "О        
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".      
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Игоревич Самокиш. Владимир Игоревич, у вас сегодня         
бенефис, вы с трибуны не сходите.                                               
                                                                                
САМОКИШ В. И. Спасибо, Вячеслав Викторович.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас вчера во втором чтении также был поддержан             
межфракционный законопроект, который связан с упрощением перевода активов       
иностранных предприятий, контролируемых россиянами, или российскими             
юридическими и физическими лицами, в наши специальные административные          
районы. Я напомню, что речь идёт о том, что если вдруг по закону тех стран      
или тех юрисдикций, из которых они перерегистрируются, такая перерегистрация    
- или, как её называют, редомициляция - невозможна, то мы придумали             
соответствующий новый порядок создания международной компании в этих            
специальных административных районах, который позволит здесь приземлить наши    
предприятия, которые по факту являются российскими.                             
                                                                                
Я не буду пересказывать всю суть законопроекта, потому что здесь уже,           
наверное, несколько десятков листов. Там определяется порядок создания,         
формирования органов управления, обращения акций, особенности голосования,      
получения дивидендов или ликвидационной стоимости по ним и так далее. То есть   
подробно останавливаться не буду. Все необходимые заключения нами получены,     
просим поддержать в третьем чтении.                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть желающие выступить по мотивам? Есть.                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
Далее выступит Самокиш.                                                         
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! На самом деле   
чрезвычайно важный законопроект сегодня рассматривается, он касается            
упрощения процедуры перевода российских компаний в российскую юрисдикцию. И     
если бы он касался всех компаний, которые переходят в российскую юрисдикцию     
на общих основаниях и будут платить налоги - я в первом чтении про это          
говорил, - то мы двумя руками за проголосовали бы. Но этот законопроект         
упрощает процедуру перевода иностранных компаний - а, как выяснилось, они не    
иностранные, а наши, которые многие годы не платили никаких налогов, теперь     
мы им, когда им там припекло, даём возможность вернуться в страну, - но         
почему-то опять в специальные административные районы, чтобы они опять ничего   
не платили. Какие же они наши-то, если они налогов не платят? Мы только что     
приняли решение о налоге на сверхдоходы, на сверхприбыли, а эти компании туда   
не попадают - нормально? Ну как же так можно-то?! То есть, получается, все      
равны, а некоторые равнее? То есть мы раздираем корпоративное                   
законодательство, налоговое законодательство на разные лоскуты - одним вообще   
все преференции даём, а других душим налогами, причём ещё и задним числом.      
Ну, коллеги, ну как можно за это голосовать? Ну если уж мы действительно        
считаем, что стране тяжело, так, наверное, все должны участвовать в решении     
проблем страны, а не только некоторые.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Самокиш Владимир Игоревич.                    
                                                                                
САМОКИШ В. И. Валерий Карлович, спасибо большое за столь серьёзное внимание к   
этому законопроекту. Не буду останавливаться на тех, скажем так, моментах,      
которые уже, наверное, Андрей Михайлович Макаров хорошо прокомментировал в      
части принятого нашего закона по сверхприбыли, а логику всё-таки хотел бы       
пояснить.                                                                       
                                                                                
Специальные административные районы почему выбраны для подобных юрисдикций?     
Потому что именно на территории этих районов мы можем, не разрушая как раз      
корпоративное законодательство Российской Федерации, применить специальные      
режимы, например, в части обращения акций, когда, бывает, многоголосые акции    
можно сделать, и прочие особенности, с которыми жили эти международные          
компании. Это первое.                                                           
                                                                                
Ну и второе, наверное, главное. У нас при разработке этого законопроекта        
быстрой фискальной цели или цели, связанной с наказанием кого-либо за           
что-либо, нет, мы, по сути дела, создаём стимулы для перерегистрации такого     
бизнеса на территории Российской Федерации. И в этом главный смысл этого        
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Просим поддержать в третьем чтении.                                             
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект   
в третьем чтении, 12-й вопрос нашей повестки.                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              298 чел.66,2 %                                    
Проголосовало против           15 чел.3,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.30,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       

Заседание № 143

20.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 337661-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования деятельности международных компаний и международных фондов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5520 по 5577 из 8144
33-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные    
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Сергей Анатольевич      
Гаврилов.                                                                       
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К законопроекту      
поступило 27 поправок, все они рекомендуются к принятию. Просим поддержать      
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шесть поправок, Сергей Анатольевич.                       
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. 27 поправок.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Анатольевич, вы не туда смотрите, шесть поправок   
к этому законопроекту.                                                          
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Простите, шесть поправок, да.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.    
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 35 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.69,1 %                                    
Проголосовало против            5 чел.1,1 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    316 чел.                                          
Не голосовало                 134 чел.29,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 35 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.71,8 %                                    
Проголосовало против           12 чел.2,7 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    335 чел.                                          
Не голосовало                 115 чел.25,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Анатольевич Гаврилов.                                        
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Коллеги, просим поставить законопроект для рассмотрения в        
третьем чтении на завтра.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.                
                                                                                

Заседание № 120

16.05.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 337661-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования деятельности международных компаний и международных фондов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3084 по 3536 из 6018
20-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные    
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Сергей Анатольевич      
Гаврилов.                                                                       
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам          
собственности, земельным и имущественным отношениям, фракция КПРФ.              
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Депутатами Государственной Думы     
из ряда фракций внесён законопроект, о необходимости которого мы говорили ещё   
весной прошлого года. Он предусматривает процедуру ускоренного перевода         
активов наших компаний и зарубежных компаний из-за рубежа в свободные           
административные районы в Калининградской области и на острове Русский.         
                                                                                
Связано это вот с чем. Мы перед этим предусматривали процедуру так называемой   
редомициляции, а именно, по сути, смены юридического адреса, перевода           
компаний, не только офшорных, но и зарубежных, в Россию. Но за это время на     
Западе были созданы крайне жёсткие условия, которые препятствуют переводу       
компаний, работающих за рубежом, в Россию, в том числе в САРы, и процедура      
редомициляции, по сути дела, застопорилась. Более того, в некоторых странах     
были приняты крайне жёсткие меры, запрещающие подобного рода деятельность для   
наших компаний. В ряде стран, несмотря на отсутствие принятых на уровне         
правительства или парламента жёстких решений в отношении наших компаний,        
фактически такие решения осуществляются. В связи с этим мы предлагаем           
механизм перерегистрации иностранного юридического лица на территории           
специальных административных районов, по сути дела, по процедуре                
инкорпорации, то есть с нуля. При этом мы обязываем учредителей международной   
компании, которая будет создана на территории Калининградской области или       
Приморского края, принять соответствующие обязательства - это не только         
обязательная работа, инвестиции в экономику России, но и передача               
бизнес-активов стоимостью не менее 800 миллионов рублей.                        
                                                                                
На наш взгляд, этот правовой механизм позволит достаточно эффективно            
структурировать активы и преодолевать санкционный режим. По сути дела, наш      
законопроект учитывает положения Послания Президента Российской Федерации       
Федеральному Собранию в части деофшоризации экономики. В этих целях мы          
планируем определить правовое положение международной компании, уточнить        
права и обязанности и во многом воспроизвести тот корпоративный статус и те     
механизмы управления, которые есть в нынешней деятельности компаний, которые    
уже существуют в статусе международных. Это касается и распределения            
обязанностей внутри совета директоров, и передачи полномочий, и сохранения      
особого статуса акций, в том числе многоголосых акций, и ряда особенностей      
проведения акционерных собраний. Полагаем, что этот механизм позволит нам, с    
одной стороны, более успешно преодолевать санкции, а с другой стороны,          
вернуть возможности инвестирования в нашу экономику и, по сути дела, спрямить   
режим, спрямить механизмы управления, обеспечив непрерывность работы активов,   
которые находятся в Российской Федерации.                                       
                                                                                
Напомню, что этот законопроект направлен прежде всего на бесперебойное          
функционирование тех предприятий на территории России, которые принадлежат во   
многом зарубежным компаниям, в том числе международным компаниям, с целью       
бесперебойной работы, выплаты налогов, сохранения трудовых коллективов.         
                                                                                
Комитет, со своей стороны, тоже внимательно рассмотрел этот законопроект и      
просит его поддержать.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Сергей Анатольевич, прошу уточнить некоторые вопросы. Фактически на             
территории Калининградской области, на территории этого острова будет           
существовать немножко другая правовая система, не подчиняющаяся нашему          
Гражданскому кодексу и тем правоотношениям, которые регулируются Гражданским    
кодексом, то есть такое государство в государстве, приблизительно то же         
самое, что у них было на Кипре или где они там до этого находились. И это в     
рамках редомициляции, я так понимаю, не проходит, потому что требуется          
соответствующее решение той стороны, поэтому мы будем делать это с нуля. А      
как будут переводиться чисто технически активы, вот просто не совсем понятно,   
если они находятся на той стороне?                                              
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Спасибо большое за вопрос, Алексей Владимирович. Этот режим      
уже существует для тех компаний, которые переводят активы. По сути дела,        
более года существует эта правовая практика, она во многом себя оправдала.      
Режим, безусловно, мы сохраняем на переходный период, возможность               
существовать в рамках того корпоративного механизма, в котором компания и       
существовала до сих пор. Более того, есть ряд серьёзных корпоративных           
решений, например механизм формирования многоголосых акций, для IT-сектора он   
очень важен, и мы рассматриваем возможность инкорпорирования этой нормы в       
российское законодательство. Нельзя отвергать зарубежный опыт, который наши     
конкуренты там использовали достаточно успешно.                                 
                                                                                
С точки зрения редомициляции. Действительно, многие решения запрещены. Ну,      
просто компании... У нас были приняты решения ещё весной, что если компаниям    
просто не дают ни выписок из реестров, ничего, то они просто осуществляют       
перевод деятельности. И на тот случай, когда компания просто подвергается       
наказанию, в том числе уголовному, за деятельность, связанную с переводом       
активов в Россию, мы предлагаем механизм, когда зарубежная компания своим       
внутренним решением, соответствующим уставным решением, совета директоров       
например, принимает решение о создании в существующих уже много лет             
специальных административных районах нового юридического лица с передачей ему   
прежде всего активов на территории России. Я просто хотел бы сказать, что мы    
столкнулись с тем, что многие предприятия на территории России, которые имеют   
зарубежных собственников, практически сейчас не имеют возможности в полном      
объёме осуществлять свою деятельность: ну, не могут ни привлекать кредиты, ни   
осуществлять крупные инвестиционные проекты, ни предоставлять в                 
собственность, ни начислять дивиденды и так далее. То есть, по сути,            
деятельность многотысячных коллективов блокирована, например, правительством    
Нидерландов. И наше мнение следующее: нужно придумать правовой механизм,        
спрямление так называемое - собственники, которые хотят переехать в Россию,     
должны иметь простую и понятную, эффективную возможность, притом что они...     
Мы предусматриваем не только осуществление инвестиций в России, инвестиций в    
российскую экономику, но и дополнительные меры - перевод активов не менее чем   
на 800 миллионов.                                                               
                                                                                
Что касается наших мер, мы думаем, что... Это был предмет споров: всё-таки,     
может быть, расширить этот механизм для тех стран - я просто не хочу их         
называть, - которые формально ещё достаточно умеренно относятся к российским    
компаниям, но по факту из-за международного давления, по сути дела, блокируют   
всю деятельность, связанную с корпоративным управлением. Здесь нам нужно        
принимать, конечно, серьёзные решения, прежде всего в отношении тех             
предприятий, которые работают в России. Ни наши предприятия, ни трудовые        
коллективы, ни кредиторы не должны страдать из-за вот такой просто крайне       
враждебной деятельности в отношении российских предприятий.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Спиридонов Александр Юрьевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Сергей Анатольевич, добрый день! В продолжение предыдущего вопроса и вашего     
ответа: как вы считаете, возможно, действительно стоит ко второму чтению        
уточнить эти механизмы, для того чтобы они были достаточно прозрачными и        
понятными всем участникам?                                                      
                                                                                
И второй вопрос: какая мера воздействия предусмотрена, если этот пункт, об      
обязательном перечислении средств, о передаче активов на 800 миллионов, не      
менее, не будет исполняться?                                                    
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Александр Юрьевич, мы действительно хотели бы, чтобы             
практически любой предприниматель, который отвечает за деятельность компаний,   
предприятий, коллективов внутри России, имел механизм достаточно быстрого,      
подконтрольного и прозрачного перевода своего бизнеса - это и управление, и     
корпоративные процедуры, и проведение общих собраний, и начисление              
дивидендов, и распределение активов - на территорию России. Но это достаточно   
сложный вопрос, потому что за эти годы накопилась уникальная практика, она      
нестандартная, и мы не можем одним решением снять все проблемы. Мы должны       
предусмотреть такой ответ, который удовлетворит все наши ожидания или           
большую их часть, но при этом не приведёт к возможным злоупотреблениям, я уж    
не говорю о рейдерстве - мы понимаем эти риски. Это первое.                     
                                                                                
И второе, по поводу обязательств. Конечно, компания создаётся, и сначала        
собственник, бенефициар компании берёт на себя обязательство, а потом эти       
обязательства несёт уже сама международная компания, которая создана, прежде    
всего в Калининградской области.                                                
                                                                                
Вопрос об ответственности. Конечно, есть ответственность, связанная с           
оспариванием статуса международной компании, активов, которые переданы, но мы   
хотели бы... Есть просто разные позиции. Моя позиция состоит в том, чтобы ко    
второму чтению - и мы будем настаивать - достаточно чётко прописать меры        
ответственности, потому что то, что мы создаём льготный режим тем компаниям,    
которые мы десятилетиями зазывали вернуться на родину, не означает, что мы      
снижаем или снимаем с них ответственность, ответственность перед страной,       
которую они берут на себя, заключая соответствующее соглашение.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Осадчий Николай Иванович.                                                       
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Анатольевич, уточните, пожалуйста, следующую позицию: при      
создании международных компаний, о которых вы говорите, в состав их             
учредителей могут входить только публичные компании или также физические лица   
и в каких случаях?                                                              
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Николай Иванович, спасибо за вопрос. Моё мнение: этот вопрос,    
конечно, нужно очень жёстко отрегулировать. Я вообще не сторонник включения     
дополнительных учредителей, но просто этот режим отличается от того режима,     
который мы называем редомициляцией, когда происходит просто перевод             
юридического адреса. Когда вопрос стоит о деятельности, многоотраслевой         
деятельности компаний, которые работают в России, и ряд зарубежных акционеров   
по ряду причин, часто не по доброй воле отказываются или блокируют свою         
деятельность, в том числе совет директоров, например... И такое мы видели в     
течение года, когда в компаниях, от крупнейших, например "Газпрома", до         
небольших, иностранные директора, по сути дела, отказывались от работы и        
своим неучастием, по сути, блокировали работу управления компании. Так вот мы   
считаем, что всё-таки в рамках такого компенсаторного режима могут быть         
какие-то меры предусмотрены. Но я всё-таки считаю, что к участию физических     
лиц нужно относиться очень аккуратно.                                           
                                                                                
Мы будем стараться ко второму чтению вашу позицию максимально учесть.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите             
конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Анатольевич, ну, я внимательно вас слушал, но так ничего и     
не понял, поэтому ещё раз задаю вопрос: в чём же разница между переходом в      
порядке инкорпорации и переходом в порядке редомициляции? Поясните,             
пожалуйста, какова принципиальная разница, какое новшество вы вносите здесь,    
если можно, кратко.                                                             
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Спасибо большое за вопрос, Валерий Карлович. Мы, конечно,        
хотели бы видеть представителей вашей фракции среди соавторов, и это ко         
второму чтению весьма желательно. Так получилось, что, к сожалению, вы не       
участвовали в принятии этого решения. Я всё-таки надеюсь на более активную      
совместную работу.                                                              
                                                                                
Что касается разных процедур. Редомициляция - это когда в условиях достаточно   
благоприятного режима вы просто переводите юридический адрес, переводите свою   
деятельность, то есть сама компания переводится, например, в Калининградскую    
область - её работа, штаб-квартира, офис, юридическое лицо и так далее. Но в    
случае, когда её деятельность блокирована во многих странах Европы - я думаю,   
что в скором времени в большинстве стран Европы, - тогда вы создаёте решением   
этой компании, зарубежной компании, назовём её материнской компанией, новое     
юрлицо на территории свободного административного района, по сути дела, с       
нуля и переводите соответствующие активы на территорию Российской Федерации.    
Соответствующая процедура, права и обязанности, необходимые документы в         
законопроекте прописаны начиная с 3-й страницы.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Да.                                        
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Спасибо, Сергей Анатольевич, присаживайтесь.                                    
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тен Сергей Юрьевич, пожалуйста.                                                 
                                                                                
ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                             
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"             
поддерживает данную законодательную инициативу. Мы считаем, что                 
законодательство о специальных административных районах необходимо              
адаптировать с учётом складывающихся реалий. Конечно, принятый в 2018 году      
закон "О международных компаниях и международных фондах" был важнейшей          
институциональной основой для возврата крупного бизнеса под российскую          
юрисдикцию. К сожалению, не все и не сразу осознали слова Президента России     
Владимира Владимировича Путина, прозвучавшие несколько лет назад, о том, что    
капиталы отечественного бизнеса должны работать в нашей стране и на пользу      
нашей стране. Как оказалось, декларируемые Западом постулаты из серии           
"неприкосновенность частной собственности" в исполнении самого же Запада        
оказались фикцией, оказались просто ничем. Принятие представленных поправок     
усовершенствует регулирование деятельности международных компаний и             
международных фондов. Закон окажет дополнительное содействие деофшоризации      
российской экономики, поддержке крупного российского бизнеса, оказавшегося      
под ударами санкций, и, конечно, будет способствовать возврату значительной     
части капиталов и управления ими под российскую юрисдикцию.                     
                                                                                
Ещё раз повторю, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данную законодательную    
инициативу, призываем всех коллег присоединиться.                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич.                                  
                                                                                
Дёмин Александр Вячеславович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ДЁМИН А. В., председатель Комитета Государственной Думы по малому и среднему    
предпринимательству, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Принятие данного закона даст        
возможность российскому бизнесу, который структурирован за рубежом через        
иностранные холдинги, переехать в российские специальные административные       
районы. Что это означает на практике? Во-первых, дополнительный приток          
инвестиций в российскую экономику; во-вторых, рост привлекательности            
российских спецрайонов за счёт создания большей гибкости в отношении            
механизмов владения и управления международными компаниями и, в-третьих,        
возможность вывести из-под ограничений недружественных стран компании,          
которые подконтрольны российским лицам.                                         
                                                                                
Как вы помните, ещё в 2018 году иностранные компании получили возможность       
перерегистрироваться в спецрайонах на островах Русский в Приморском крае и      
Октябрьский в Калининградской области. Тогда в качестве основной цели           
введения статуса международной компании, предоставления возможности             
перерегистрации в России и создания спецрайонов называлась деофшоризация        
иностранных холдинговых компаний, подконтрольных российским гражданам,          
владеющим активами на территории нашей страны. При этом уже тогда эта мера      
использовалась в том числе для противодействия иностранным санкциям, и вполне   
закономерно, что в 2022 году, после введения ограничительных мер со стороны     
недружественных стран, популярность вот таких спецрайонов выросла. Однако в     
силу различных правовых нюансов или особенностей введения санкций часть         
компаний столкнулась с трудностями при перерегистрации в России.                
                                                                                
Законопроект, который мы сегодня рассматриваем, позволяет решить многие из      
этих проблем, даёт дополнительные инструменты и возможности для                 
перерегистрации в России даже тех компаний, которые зарегистрированы в          
странах, откуда прямая редомициляция в нашу страну запрещена или ограничена     
местным законодательством, это в том числе Великобритания, Сингапур, Гонконг.   
                                                                                
Фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ", конечно, поддержит данный законопроект.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Вячеславович.                          
                                                                                
Сухарев Иван Константинович.                                                    
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР, конечно, поддержит    
данный законопроект, и не только потому, что соавторами данного законопроекта   
являются депутаты Луговой и Сухарев, а потому, что ситуация действительно       
сложная. Сегодня мы видим беспрецедентную по размаху кампанию, которая          
развёрнута против российского бизнеса на Западе. Ну и в целом ситуация          
неважная: отжимают активы, взрывают газопроводы, сносят памятники, убивают      
людей. Цинично назвали учения в Польше "Анаконда".                              
                                                                                
Многие зарубежные активы наших компаний оказались просто заблокированы,         
арестованы, часть активов вынудили продать по дешёвке - фактически              
выдавливают российский бизнес с западных рынков. Ну, я понимаю, конечно, что    
редомициляция и инкорпорация - это не совсем понятные для большинства           
населения нашей страны термины, хотя обо всём этом можно прочитать. Между тем   
блокирование сказывается на состоянии этих компаний, блокирование активов за    
рубежом сказывается и на состоянии наших компаний здесь, собственно говоря,     
внутри страны. Нарушается система управления предприятиями, издержки растут,    
усложняются системы управления, ведения бизнеса. Нужны меры, которые помогут    
всё-таки стабилизировать ситуацию, восстановить контроль над активами и уйти    
из-под санкций. Я не могу сказать, что закон полностью решит эту задачу, но     
во всяком случае он направлен на это. Понятно, что, возможно, необходимы        
поправки ко второму чтению. Тем не менее любые меры, направленные на            
поддержку нашего бизнеса, необходимы. Наш комитет этим занимается, я думаю,     
достаточно успешно.                                                             
                                                                                
Здесь добавить в принципе нечего. Сергей Анатольевич достаточно полно изложил   
суть данного законопроекта, были заданы вопросы. Ещё раз хочу сказать, что      
фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, он необходим.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Константинович.                             
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. От фракции, Валерий Карлович?             
                                                                                
Выступление от фракции - поставьте время.                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция          
категорически против этого законопроекта.                                       
                                                                                
Сергей Анатольевич, конечно, спасибо большое за приглашение в соавторы, но я    
своё имя под таким законопроектом не вижу. Объясню почему.                      
                                                                                
Да, действительно, российский бизнес, который по разным причинам был            
зарегистрирован за рубежом, оказался в тяжёлой ситуации, и, конечно, ему        
нужно помогать возвращаться на родину. С этим никто не спорит, нам нужны        
инвестиции. Но, заметьте, почему-то вместо офшоров, в которых компании          
прятались многие годы, не платя налоги в Российской Федерации, да и вообще      
нигде не платя налоги, мы предлагаем новые офшоры на территории Российской      
Федерации, предлагаем точно так же спрятаться и снова не платить налоги.        
                                                                                
Коллеги, если бы вы предложили механизм по возврату российского бизнеса, по     
облегчению возврата российского бизнеса в Российскую Федерацию на общих         
основаниях, чтобы компании пришли сюда, развивали промышленность,               
обрабатывающие отрасли и платили в полном объёме налоги в российский бюджет,    
- двумя руками за был бы, но вы же предлагаете им облегчить дорогу в офшоры!    
И такое единодушие, я смотрю, у нас в зале... Нам деньги в стране не нужны?     
Получается, у нас есть деньги на индексацию пенсий работающих пенсионеров и     
пенсионный возраст мы зря повышали, оказывается, денег у нас полно. Ну, как     
же, российский бизнес, мы говорим, наш бизнес давайте защищать - какой же это   
наш бизнес, если он не платит налоги в российский бюджет? Ещё вопрос, наш это   
бизнес или нет. Может быть, ваш, но точно не наш.                               
                                                                                
Коллеги, десять раз предлагаю вам подумать, даже не семь раз. За такие законы   
голосовать нельзя вообще категорически, особенно в этой ситуации, когда         
стране нужны деньги. Вы что, опять потом с шапкой по кругу пойдёте и будете     
просить у бизнеса, мол, дайте нам денег? Что ходить просить-то? Пусть платят    
налоги, как все! Тогда никого не надо будет уговаривать: вы на 200 миллиардов   
скиньтесь, вы нам ещё дайте... Что это такое, в конце концов?! Разовый          
какой-то сбор придумываем... Да просто заставьте всех, кто спрятался в          
офшорах, заплатить обычные налоги, как все платят. Почему-то одни платят и в    
прибыли, а другие не платят и убыточные ходят, плачутся - ещё им дайте          
поддержку государства! Яхты, самолёты там прячут свои, я уж не буду             
повторять, сколько там льгот по поводу этого. Слушайте, ну куда это годится?    
                                                                                
Мне кажется, коллеги, вы просто не разобрались в предмете, а если               
разобрались, тогда у меня ещё больше вопросов к вам.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Сергей Анатольевич Гаврилов - заключительное слово докладчика.                  
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. С места. Спасибо большое, Иван Иванович.                         
                                                                                
Спасибо, уважаемые друзья. Хотелось бы сказать, что нам важны ваши замечания.   
                                                                                
По поводу позиции Валерия Карловича. Мне кажется, что он ярко выступил, но не   
по данному законопроекту, наверное, по какому-то другому.                       
                                                                                
Друзья, я хотел бы сказать, что нам нужны деньги, но прежде всего деньги,       
которые зарабатывают предприятия, работающие в России сейчас. Непринятие        
этого закона - это угроза не для десятков, а для сотен, может, тысяч            
предприятий с многотысячными коллективами, которые работают на территории       
России, платят налоги, обеспечивают работой, обеспечивают в том числе           
исполнение гособоронзаказа. Это так, чтобы понятно было. Именно поэтому мы      
предложили схему с обязательствами этих компаний инвестировать в России.        
                                                                                
Что касается механизма управления, который у них сейчас там сложился, мы на     
переходный период допускаем сохранение ряда режимов. Более того, ещё раз        
хотел бы сказать, что, возможно, часть этих режимов (особенности распоряжения   
акциями, механизмы санкций, управления) мы перетащим, проще говоря, в наше      
корпоративное законодательство, действующее на территории России. Надо          
учиться в том числе у наших врагов.                                             
                                                                                
И я думаю, что принятие этого закона при серьёзной доработке ко второму         
чтению, конечно, будет серьёзным шагом. Единственно, наверное, эти решения,     
которые мы предлагали ещё год назад, нужно было принимать раньше, а не          
сейчас, надо было понимать, что санкции не будут смягчаться и агрессивное       
отношение к России во всех видах будет лишь усиливаться.                        
                                                                                
Я считаю, что законопроект вполне самостоятелен и актуален на сегодняшний       
день.                                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              330 чел.73,3 %                                    
Проголосовало против           23 чел.5,1 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    354 чел.                                          
Не голосовало                  96 чел.21,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
По ведению - Гартунг Валерий Карлович.                                          
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, видимо, какое-то недоразумение:   
Сергей Анатольевич сказал, что я выступал по другому законопроекту.             
                                                                                
Я ведь, Сергей Анатольевич, правильно вас понял, что речь идёт о возврате       
наших компаний в специальные административные районы? Об этом же шла речь, а    
не о чём-то другом, и я именно об этом говорил. Если я что-то не так сказал,    
то вы поправьте меня.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.