Заседание № 172
О проекте федерального закона № 337536-7 "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части, касающейся осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, для нас всё продолжается - переходим к рассмотрению 15-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Доклад Владимира Владимировича Гутенёва. Пожалуйста, Владимир Владимирович. ГУТЕНЁВ В. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект во втором чтении был принят вчера. Он прошёл все необходимые экспертизы - и правовую, и лингвистическую, - готов к принятию в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы высказаться по мотивам от фракции? Нет желающих. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", третье чтение, 15-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 04 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 171
О проекте федерального закона № 337536-7 "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части, касающейся осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Владимир Владимирович Гутенёв, пожалуйста. ГУТЕНЁВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" был принят Государственной Думой в первом чтении 26 января нынешнего года. Законопроектом предлагается установить единый порядок подготовки актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). К законопроекту поступило три поправки редакционного характера, которые предлагаются комитетом к принятию; поправок, рекомендуемых к отклонению, нет. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, у Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний нет. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять таблицу поправок № 1, которая включает три поправки, и законопроект во втором чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 36 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 59 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Микрофон включите, пожалуйста. ГУТЕНЁВ В. В. Уважаемые коллеги, законопроект готов к третьему чтению. Прошу включить его в порядок работы на 13 декабря для рассмотрения и принятия в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 95
О проекте федерального закона № 337536-7 "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части, касающейся осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Докладывает официальный представитель правительства заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Максим Александрович Овчинников. Пожалуйста. ОВЧИННИКОВ М. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В соответствии с поручением Президента Российской Федерации правительством подготовлен законопроект о внесении изменений в статью 93 закона "О контрактной системе...", которая устанавливает случаи определения единственных поставщиков при закупках товаров, работ, услуг для федеральных и государственных нужд. Дело в том, что действующая редакция статьи 93 не предусматривает и в целом закон не предусматривает порядка подготовки актов правительства и актов Президента Российской Федерации по определению единственных поставщиков, не предусматриваются требования к документам, которые являются, по сути дела, обоснованием необходимости определения единственных поставщиков при закупках товаров, работ и услуг для федеральных и государственных нужд, равно как и не определяются права субъекта, который может устанавливать соответствующий порядок. В связи с этим повышаются риски определения единственных поставщиков в тех сферах, где действует конкуренция, где есть условия для возможного снижения стоимости продукции, то есть определяются единственные поставщики (к сожалению, есть такая практика) в таких конкурентных сферах, как продукты питания, ГСМ и так далее, и это, разумеется, снижает эффективность расходования средств из федерального бюджета, так как на конкурентных рынках цена, как мы предполагаем, более экономически обоснованная и экономически оправданная. В связи с этим правительством были подготовлены поправки, предусматривающие наделение Президента Российской Федерации правом определять порядок внесения документов, обосновывающих необходимость определения единственных поставщиков в соответствующих сферах закупок. Это будет порядок, который детально регламентирует тот перечень документов, которые необходимо представить, и тот объём, состав документов, которые необходимо представить при обосновании необходимости определения единственных поставщиков, и, разумеется, он направлен на повышение эффективности работы в этой сфере и повышение уровня обоснованности таких поставщиков, где бы то ни было. В целях реализации принимаемого закона также предполагается в будущем подготовить ряд актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, которые будут детально регламентировать указанные порядки. Коллеги, готов ответить на все ваши вопросы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. С содокладом выступает Владимир Владимирович Гутенёв, первый заместитель председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. ГУТЕНЁВ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации, предусматривающего регламентацию порядка подготовки решения об осуществлении закупок у единственного поставщика и введение в случае необходимости ограничений на привлечение к исполнению субподрядчика. Законодательство о контрактной системе позволяет по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществлять закупки у единственного поставщика, и мы понимаем, что в современных экономических и политических условиях, которые часто характеризуются стремительным развитием ситуации, руководство страны должно иметь возможность принять решение в исключительном случае о закупке у единственного поставщика. Кроме того, зачастую тяжело определить, есть в определённом сегменте рынка конкуренция или нет. В то же время анализ правоприменительной практики показал, что зачастую организации, назначенные в качестве единственного поставщика по решению президента, не выполняют работу сами, а передают заказ на подряд на неконкурсной основе дочерним или аффилированным компаниям, и на каждом этапе часть бюджетных средств остаётся у посредников. Так, под постоянным мониторингом Счётной палаты находятся закупки Роснедр и их работы по выполнению мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Распоряжением правительства единственным исполнителем этих работ была определена "Росгеология". По данным аудиторов Счётной палаты, по состоянию на 1 октября прошлого года "Росгеология" исполнила 162 государственных контракта, заключённых с Роснедрами, на общую сумму 53 миллиарда рублей, при этом более 90 процентов объёма работ в стоимостном выражении выполнялось по договорам с 30 дочерними и 22 привлечёнными со стороны подрядными и субподрядными организациями. Приведённая статистика сама по себе говорит о том, что этот исполнитель не является единственным на рынке, если рассматривать ситуацию через призму антимонопольного регулирования и с позиции закупочных процедур. Для того чтобы исключить такие ситуации в дальнейшем, законопроектом предлагается предоставить право президенту и правительству при принятии решений о закупке у единственного поставщика определять и возможность передачи заказа на субподряд. Кроме того, законопроектом предлагается установить единый порядок подготовки актов президента и правительства об определении единственных поставщиков, что положительным образом скажется на повышении уровня эффективности и результативности осуществления работ, закупки товаров и услуг. Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Максим Александрович, я этот вопрос задавал с год назад коллеге Артемьеву из антимонопольного комитета, он счёл его достаточно разумным. Одна из моделей отсечения конкуренции и перехода к единственному поставщику услуг заключается, например, в том, чтобы при размещении условий конкурса написать, что оплата за проведённую работу будет осуществлена в течение трёх лет. Что значит "в течение трёх лет"? Это означает: для дружественных компаний - послезавтра утром, а для всех остальных - спустя 36 месяцев. Понятно, что в результате мало кто подаёт заявки на участие в таких конкурсах. Вопрос: регулируется ли данная ситуация в рамках предложенного проекта? И если нет, то насколько это возможно сделать при рассмотрении законопроекта во втором чтении? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Максим Александрович. ОВЧИННИКОВ М. А. Уважаемый Олег Васильевич, спасибо за вопрос. Данная норма не регулирует эту проблему, но эти аспекты, по сути дела, регулируются другими статьями федерального закона, и на практике, когда мы выявляем случаи вот такой дискриминации или возможной дискриминации в силу соответствующих условий государственных контрактов, мы, разумеется, признаём такие контракты или проекты таких контрактов не соответствующими требованиям закона "О контрактной системе..." и ещё на стадии рассмотрения жалоб на документацию - а контракты являются неотъемлемой частью документации - отменяем такие конкурсные процедуры либо даём предписания государственным заказчикам вносить изменения в контракт. Сейчас невозможно установить условия оплаты вот таким образом, чтобы, к примеру, оплачивать через три года после исполнения работ, оплата должна осуществляться по факту в тот срок, в который предполагается исполнение работ по контракту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Максим Александрович, я напоминаю, что вы обещали ко второму чтению предоставить нам проекты документов, которые должны быть подготовлены. Это первое. Второе. Всё-таки я хотел бы ещё задать вам вопрос. Да, этот законопроект направлен на то, чтобы, скажем так, регламентировать процедуры закупок у единственного поставщика и снизить коррупционную составляющую - в этом плане мы вас поддерживаем. Вместе с тем кроме закона № 44-ФЗ есть ещё закон № 223-ФЗ, по которому закупок госкомпаниями осуществляется, скажем так, в 5-6 раз больше, чем по 44-му закону, и на сегодняшний день, по данным Минфина, уже 93 процента закупок осуществляется неконкурентными способами. Что вы можете предложить, для того чтобы сократить этот процент закупок, осуществляемых неконкурентными способами, с 93 процентов хотя бы, ну, до 50 процентов? ОВЧИННИКОВ М. А. Уважаемый Валерий Карлович, спасибо за вопросы. Мы обязуемся подготовить соответствующие проекты актов правительства и проекты актов президента, как я и говорил. В части 223-го федерального закона, безусловно, будет продолжена работа по оптимизации требований к закупочной деятельности. Тут два направления работы: всегда есть, разумеется, недобросовестные заказчики, которые стремятся увести все закупки в плоскость закупки у единственного поставщика, с тем чтобы не проводить конкурсные процедуры и, по сути, распределять деньги по своему усмотрению; также бывают случаи, когда заказчики вынуждены размещать у единственного поставщика закупки ввиду сложности товаров, работ, услуг, которые они закупают. В настоящее время Федеральная антимонопольная служба вместе с заинтересованными органами исполнительной власти будет готовить предложения по совершенствованию таких сложных схем закупок, закупок в сложных системах кооперации, чтобы не подталкивать заказчиков к размещению закупки у единственного поставщика и сделать всё, чтобы заказчикам были доступны альтернативы, позволяющие эффективно выстраивать сложные системы кооперационных связей. Будем также советоваться с уважаемыми коллегами и представлять свои предложения на рассмотрение в комитеты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. Максим Александрович, в чём заключается эта регламентация? Не перегрузим ли мы президента, если он будет столько документов подписывать? ОВЧИННИКОВ М. А. Наталья Дмитриевна, спасибо большое за вопрос. Нет, не перегрузим, наоборот, все эти поправки нацелены на то, чтобы к моменту поступления к Президенту Российской Федерации документы были максимально широко проработаны всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, чтобы это был очень чётко регламентированный пакет документов, который позволит принять взвешенное решение. На данный момент в тех документах, которые мы получаем (если вообще получаем), нет, например, обоснования цены контракта, нет обоснования невозможности заключения контракта по результатам конкурсных процедур, нет позиций каких-то отраслевых органов власти или отраслевых ассоциаций. Собственно, это не позволяет даже нам, несмотря на то что мы очень хорошо понимаем, как устроены соответствующие товарные рынки, быстро принять решение, мы вынуждены, по сути дела, заново запрашивать информацию, заново проводить исследования, заново проводить опросы. Именно это уже будет сделано в случае принятия соответствующих регламентов - и Правительство, и Президент Российской Федерации будут получать детально проработанный пакет документов, который позволит принять взвешенное решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Максим Александрович, получается, президент и правительство на особом положении - могут регулировать осуществление закупки у единственного поставщика. Не значит ли это, что теперь именно такая закупка (и это отражено в законопроекте) считается более эффективной, чем та, которая оформляется конкурсными процедурами? Почему одним даются такие преференции, а другие, например новосибирский или ленинградский зоопарк, должны работать по 44-му закону, который, собственно, не только эффективности не даёт, но и, наоборот, приносит один вред? ОВЧИННИКОВ М. А. Вера Анатольевна, данными поправками не предусматриваются новеллы, дающие преференции Правительству, Президенту Российской Федерации по определению единственного поставщика. Нет, в соответствии с действующей редакцией федерального закона единственный поставщик определяется для федеральных органов исполнительной власти, для отдельных заказчиков, которые действуют в рамках 44-го федерального закона, это регулирует 111-я статья, если я не ошибаюсь, закона "О контрактной системе...". Так что никаких преференций эти поправки не дают, они направлены исключительно на регулирование процедурных вопросов, содержательных вопросов в части обоснования, чтобы закупка у единственного поставщика признавалась допустимой только в том случае, если она эффективнее, нежели закупка конкурентным способом, либо если закупка конкурентным способом по определению невозможна ввиду отсутствия конкуренции или ввиду какой-то острой нужды, которая предполагает очень оперативное принятие решений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тетерин Иван Михайлович, у вас вопрос? Пожалуйста. ТЕТЕРИН И. М. Вопрос докладчику. Мы сейчас рассматриваем в очередной раз (я не помню, наверное, в пятый, в седьмой раз) изменения и дополнения в закон, который касается контрактной системы, - не пора ли выйти на новый закон, который будет учитывать все эти поправки? Это первое. Второй момент, очень немаловажный. Муниципальные нужды, единственный поставщик, оборонно-промышленный комплекс - все эти аспекты пошагового снижения, сужения контрактной системы в конце концов приведут к тому, что мы не найдём исполнителей. В том виде, в каком сейчас существует эта система, которую мы постоянно изменяем, уточняем, я считаю, является сдерживающим фактором развития вообще нашей экономики. Как вы считаете, может, нам сделать такой закон, где мы всё пропишем уже с учётом всех аспектов? Какова ваша позиция? ОВЧИННИКОВ М. А. Уважаемый Иван Михайлович, действительно, поправок очень много в Федеральный закон "О контрактной системе...", но был очень большой, мощный пакет в конце прошлого года, и, на мой взгляд, он должен решить массу проблем, которые в этой сфере возникают, и, разумеется, снизить количество законодательных инициатив и новелл, которые мы, и Правительство Российской Федерации, и Министерство финансов, генерируем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Александрович, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. Включите микрофон. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Максим Александрович, вот два аспекта оставались на усмотрение: предельный срок (мы правим это в законопроекте, делаем его указание обязательным) и обязанность обеспечения контракта. Получается, что вот всего четыре аспекта - и каждый раз мы выходим с новой идеей, которая возникает, наверное, в связи с каким-то контрактом. Скажите, почему мы сегодня не закрепляем в этом законопроекте как обязательную норму об обеспечении контракта? Вопрос по сроку мы сейчас решаем, а вопрос по обеспечению нет - или вы через неделю опять придёте? Давайте уже как-то за один раз всё сделаем, вот сейчас, перед моим выступлением, об этом уже говорили: ну проработайте и придите с готовой концепцией, чтобы мы за один раз могли все эти вопросы решить! В данном случае, я считаю, нужно прописать норму по обеспечению - не давать право, а определить обязанность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. От фракции - поставьте семь минут. ГАРТУНГ В. К. Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Наша фракция, безусловно, поддержит этот законопроект, потому что он направлен на более чёткую регламентацию процедур закупок у единственного поставщика. Но в чём тут проблема? Вот ради того, чтобы сказать об этом, я, собственно, и вышел на эту трибуну. Давайте мы рассмотрим объёмы закупок по закону № 44-ФЗ и по закону № 223-ФЗ. У нас под контролем государства находится 70 процентов российской экономики, это примерно 70 триллионов рублей. Давайте посчитаем, сколько же должно быть госзакупок, которые будут подпадать под действие 44-го и 223-го законов суммарно, - получается, на сумму около 35 триллионов рублей, примерно так и было три-четыре года назад. Когда Артемьев выступал с трибуны Думы, он говорил, что по закону № 223-ФЗ закупок осуществляется на 28 триллионов рублей. Я взял данные за первое полугодие 2017 года - Минфин сейчас мониторит эту ситуацию, - и получилась сумма гораздо меньше, но тогда ещё не была принята поправка, по которой закупки у аффилированных лиц выводятся из-под регулирования закона № 223-ФЗ, она была принята в конце прошлого года, в декабре. То есть, получается, сейчас ещё несколько триллионов рублей выйдет из-под госконтроля, из-под любого госконтроля, речь даже не о закупках у единственного поставщика, не о том, конкурентные там или неконкурентные процедуры, - не будет вообще никаких процедур и вообще никакого контроля! То есть, получается, мы сейчас регламентируем процедуры, через которые должны проходить предложения, направляемые президенту, чтобы он принял решение о закупках у единственного поставщика, мы президента и правительство вгоняем в жёсткие рамки, и, наверное, это правильно, но при этом закупки на десятки триллионов рублей вообще выводим из-под госконтроля - объясните мне логику, объясните, зачем мы это делаем?! То есть мы контролируем закупки на несколько десятков миллиардов рублей, а на несколько десятков триллионов выводим из-под контроля, и, самое интересное, ФАС это согласовала - мне непонятна логика! Коллеги, если мы хотим найти средства для решения социальных проблем граждан, если мы хотим сверстать наш бюджет, то, наверное, как в анекдоте, искать-то надо не там, где светло, а там, где потерял, - там, где десятки триллионов рублей выходят из-под госконтроля; я говорю о государственных закупках по закону № 223-ФЗ и по закону № 44-ФЗ, я все эти закупки называю государственными, потому что компании, принадлежащие государству, - это такие же государственные компании, как и, например, муниципальные унитарные предприятия, там везде государственные деньги. Мы считаем, что нужно регулировать именно эту отрасль, - что мы получаем от правительства? Мы получаем косметические правки действующего законодательства, они правильные, но всего лишь косметические, они не изменят ситуацию в экономике и ровным счётом ничего не решат. Мы, конечно же, поддержим такое решение, но ждём от вас более решительных шагов по сокращению издержек при осуществлении государственных закупок и по обеспечению выполнения социальных обязательств перед гражданами, прежде всего за счёт средств федерального бюджета. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Максим Александрович, у вас есть возможность выступить с заключительным словом. Не будете выступать. Владимир Владимирович? Тоже нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 39 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.