Заседание № 136
О проекте федерального закона № 337514-7 "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части, касающейся организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Доклад Алдара Валерьевича Дамдинова. Пожалуйста. ДАМДИНОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект внесён Правительством Российской Федерации и разработан во исполнение решения Конституционного Суда от июля прошлого года, он касается бесплатной перевозки обучающихся как внутри муниципальных образований, так и между ними. Законопроект готов к третьему чтению. Комитет просит его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Включите режим записи. Покажите список. Чернышов Борис Александрович, пожалуйста. ЧЕРНЫШОВ Б. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вопрос, конечно же, важный. Тут уже было сказано, что данный законопроект направлен на исполнение решения Конституционного Суда, это будет закон справедливый и значимый. Он будет обеспечивать доступность и, самое важное, равный доступ к образовательным услугам, но при рассмотрении данного законопроекта мы не смотрим на основы, на первопричины событий, которые привели к тому, что мы его рассматриваем. Во многих сёлах, во многих населённых пунктах сейчас закрываются школы, поэтому появилась необходимость в перевозке детей из одного населённого пункта в другой, но это не было обеспечено, в связи с чем были предложены решения, которые проводятся в жизнь в этом законопроекте. Конечно же, фракция ЛДПР, как я уже сказал, будет поддерживать данный законопроект, он нужен сейчас, но, к сожалению, он не решает всех запросов, которые есть у населения. В частности, в Пензенской области стихийно возник митинг, в связи с тем что в одном из населённых пунктов, по сути, люди не могли защитить от закрытия школу, куда ходят их дети, 1 сентября она будет закрыта. И возникает вопрос: зачем мы закрываем сельские школы, зачем мы делаем всё для того, чтобы российская деревня, русская деревня просто мельчала, чтобы люди уезжали оттуда? А потом появляется необходимость в получении транспортных услуг. В моём родном городе Воронеже - уже не о селе говорю, а о городе, - в Северном районе, в новом микрорайоне жители воюют за то, чтобы была построена школа, чтобы дети нормально ходили на занятия, а не пытались найти себе место в классах, и без того переполненных, потому что район густонаселённый, и нормально учились. Нужно прежде всего обращаться к причинам, и тогда уже со следствием будет бороться намного лучше и проще. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тутова Лариса Николаевна, пожалуйста. ТУТОВА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект. Я хотела бы с этой трибуны поблагодарить всех, кто принимал активное участие в обсуждении и подготовке этого законопроекта, кто поддержал его концепцию и внёс поправки ко второму чтению. Я благодарю Правительство Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, два комитета-соисполнителя - Комитет по образованию и науке и Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, благодарю участников рабочего совещания, которые готовили законопроект ко второму чтению, благодарю все регионы, которые прислали отзывы по данному законопроекту. Вы знаете, очень важно, что мы именно в весеннюю сессию принимаем законопроект, накануне нового учебного года: это позволит регионам принять важные, необходимые решения - и организационные, и экономические, и правовые, юридические решения, очень важно, что регионы уже сейчас смогут учесть расходы при формировании бюджетов - и муниципальных, и региональных. Уважаемые коллеги, прошу вас поддержать законопроект в третьем чтении. Уверена, что вы поддержите его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 31 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 135
О проекте федерального закона № 337514-7 "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части, касающейся организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Тогда пункт 26, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Алдар Валерьевич Дамдинов, пожалуйста. ДАМДИНОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 27 марта 2018 года. При подготовке законопроекта ко второму чтению были учтены замечания Государственно-правового управления, которые включены в виде поправок в таблицу № 1 и рекомендованы комитетом к принятию. Также поступила одна поправка, рекомендованная комитетом к отклонению, она включена в таблицу № 2. Проведены правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта, заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний не содержит. Комитет по образованию и науке просит утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по первой таблице? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 27 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по второй таблице? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 52 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 17 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. ДАМДИНОВ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Просьба включить законопроект в порядок работы Государственной Думы на 24 июля 2018 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 105
О проекте федерального закона № 337514-7 "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части, касающейся организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 15-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра образования и науки Российской Федерации Павла Станиславовича Зеньковича. Пожалуйста, Павел Станиславович. ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Добрый день ещё раз, уважаемые коллеги, уважаемый Председатель Государственной Думы, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", который подготовлен в целях реализации постановления Конституционного Суда. Действующая редакция статьи 40 закона "Об образовании..." обязывает орган местного самоуправления, который является учредителем общеобразовательной организации, бесплатно перевозить обучающихся до школы и обратно между поселениями. Однако в действующем законодательстве не предусмотрены случаи, когда обучающихся приходится возить в школу и из школы между муниципальными районами или из поселения в городской округ, как это происходит, в частности, в Башкирии, - этот случай разбирал Конституционный Суд, и по итогам он вынес упомянутое мной постановление. Конституционный Суд признал часть 2 статьи 40 закона "Об образовании..." частично не соответствующей Конституции, поскольку норма о возложении обязанностей по перевозке детей на муниципальное образование - учредителя школы, в которой вынуждены обучаться дети, проживающие в другом муниципальном образовании, не может оцениваться как отвечающая конституционным критериям справедливости и соразмерности. Во исполнение решения Конституционного Суда в законопроекте предлагается возложить обязанность по организации бесплатной перевозки детей на муниципальный район или городской округ, в котором не обеспечена территориальная доступность школы, то есть отсутствует доступная общеобразовательная организация. Предложенный в законопроекте порядок перевозки детей не требует компенсации расходов из бюджета муниципального района или городского округа, в котором не обеспечена доступность школы. Организация перевозки обучающихся будет осуществляться в рамках средств, уже предусмотренных в бюджетах муниципальных образований. Кроме того, в законопроекте учтено, что с 15 апреля 2017 года вступили в силу изменения в законодательство о местном самоуправлении, в том числе было уточнено понятие "городской округ". Таким образом, в законопроекте предусмотрены все случаи перевозки детей: между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между городскими округами и между поселением и городским округом. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Станиславович. Содоклад Алдара Валерьевича Дамдинова. Пожалуйста, Алдар Валерьевич. ДАМДИНОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Как уже было отмечено в докладе Павла Станиславовича, проект федерального закона подготовлен в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля прошлого года. С учётом принятого Конституционным Судом решения в представленном законопроекте конкретизируются положения указанной статьи - предлагается закрепить за учредителями образовательных организаций организацию бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, а также дополнить указанную статью положением, относящим к компетенции органов местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого не может быть обеспечена территориальная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся, бесплатную перевозку указанной категории обучающихся между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между городскими округами, между поселением и городским округом. Комитет считает, что предлагаемые изменения будут способствовать реализации конституционных прав граждан на общедоступное и бесплатное основное общее образование, в том числе в муниципальных образовательных учреждениях, в случаях, когда с учётом транспортной доступности образовательной организации возможность осуществления обучающимися данного конституционного права существенно затруднена или не может быть обеспечена. На основании изложенного комитет поддерживает концепцию законопроекта. Комитет-соисполнитель - Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления - считает внесение предлагаемых изменений целесообразным и поддерживает концепцию проекта федерального закона. На представленный законопроект поступили отзывы от 17 законодательных органов и 22 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, все отзывы положительные, отрицательных нет, в целом поддержали законопроект шесть субъектов Российской Федерации. С учётом изложенного Комитет по образованию и науке рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алдар Валерьевич. Коллеги, есть вопросы к докладчику? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кулиева Василина Васильевна. КУЛИЕВА В. В. Уважаемый Павел Станиславович, скажите, пожалуйста, почему не устраняются первоначальные причины, такие как закрытие школ, аварийность помещений, где обучаются школьники, а вместо этого на федеральном уровне уже устраняются последствия? ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Спасибо большое за вопрос. Значит, коллеги, что касается закрытия школ. Мне хотелось бы напомнить, что, выступая здесь во время "правительственного часа", министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева однозначно заявила, что процесс сокращения количества школ будет приостановлен, не будет продолжаться. Что касается аварийных школ, необходимости строительства новых школ, хотел бы поблагодарить депутатов за то, что поддержали программу "Школа - 2025", в рамках которой на средства, выделяемые из федерального бюджета, мы совместно с регионами, с субъектами Федерации реализуем строительство новых школ. Кроме того, президент говорил о том, что к 2025 году мы должны уйти от второй смены, - это отдельное направление важной работы, которой мы совместно с субъектами и при вашей поддержке занимаемся. Этот же законопроект касается доступности. Дело в том, что вне зависимости от того, какие школы мы строим, зачастую складываются ситуации, когда детям, проживающим в одном муниципальном образовании, доступнее, ближе территориально - и есть соответствующий СанПиН, утверждённый в 2010 году и регулирующий доступность школ, - школа, которая находится на территории другого муниципального образования. Вот на эту проблему обратил внимание Конституционный Суд, именно её мы пытаемся этим законопроектом решить. Но это ни в коем случае не отменяет тех усилий, которые мы вместе с вами прикладываем, чтобы решить и вопрос ветхих школ, и вопрос второй смены - обеспечения доступности школьного образования, общего образования в первую смену для всех детей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Павел Станиславович, всё-таки хотелось бы понять, каков масштаб проблемы, сколько по стране таких ситуаций, которые урегулирует этот закон? Как вы сказали, иногда бывает, что ближе ехать в соседний район, мы с этим согласны, но в то же время, вообще, на мой взгляд, ненормально, когда дети ездят учиться в другой населённый пункт. И в связи с этим вопрос: какие у вас планы по увеличению доступности сельского образования, чтобы как можно меньше детей в школы ездили? Это первое. И второе, каков, на ваш взгляд, достаточный объём федерального финансирования для решения этой проблемы в ближайшие годы, чтобы мы не просто остановили процесс закрытия школ, как сказала Васильева, а всё-таки повернули его в обратную сторону? ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Спасибо большое за вопросы. Ну, частично я, наверное, сказал об этом в ответе на первый вопрос, но ещё раз повторю, что, конечно, мы согласны... Во-первых, что касается статистики. Мы этот законопроект готовили в качестве реакции на постановление Конституционного Суда, которое разбирало один конкретный пример, и, конечно, во время подготовки законопроекта мы запрашивали мнение 69 субъектов, получили в подавляющем большинстве поддержку. Я сейчас, наверное, затруднюсь назвать количество детей, которые обучаются в школах не в своих муниципальных образованиях, такой информации у нас нет, но таких случаев довольно много, как показала работа над законопроектом. Так или иначе, коллеги, даже если бы у нас такие случаи были единичными, раз Конституционный Суд считает, что это нарушение конституционных прав, значит, мы с вами должны соответственно среагировать. Здесь важно не количество, а наличие такой проблемы: каждый ребёнок у нас должен обучаться и должен иметь доступ к обучению в соответствии с Конституцией и законами. Что касается вашего вопроса по поводу сельских школ. У нас, вы знаете, я ещё раз повторю, есть программа, которая предусматривает строительство новых школ, капитальный ремонт, и в том числе она касается сельских школ, сейчас мы работаем над реализацией этой программы с субъектами. На программу ежегодно в федеральном бюджете выделяется достаточно большое количество средств, порядка 25 миллиардов. Мы понимаем, что этих денег не так много, как нам хотелось бы, но мы совместно с субъектами, на основе предложений субъектов каждый год определяем, строительство каких школ может быть осуществлено, то есть это касается тех субъектов, которые могли бы решить эти вопросы. Мы над этой проблемой работаем, но ещё раз подчеркну: мы ни в коем случае не исходим из того, что этот закон как-то решит проблему доступности. Проблему доступности мы с вами решим только тогда, когда сможем построить действительно такое количество школ, которое обеспечило бы к 2025 году отсутствие второй смены, - это наша большая цель, поставленная президентом, и мы ещё раз благодарим вас за поддержку, которую вы нам оказываете при рассмотрении бюджета и выделении средств. А этот закон направлен на то, чтобы выравнять права, на нарушение которых нам указал Конституционный Суд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Митина Елена Анатольевна. МИТИНА Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Станиславович, подскажите, пожалуйста, будет ли распространяться вот этот закон на те случаи, когда дети обучаются в другом, приграничном регионе, то есть не просто другое муниципальное образование, а разные регионы? ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Да, он может распространяться в том числе на детей, которые учатся в соседних субъектах. Это часто проблема таких агломераций, как Москва и Московская область, Петербург и Ленинградская область и так далее. Да, он подразумевает и такое толкование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Колесникова Надежда Борисовна. КОЛЕСНИКОВА Н. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Павел Станиславович, может быть, и не к Минобрнауки вопрос, но всё-таки: прорабатывался ли реальный механизм реализации этого закона? Вот посмотрите: руководитель маленького муниципального образования, в котором пять детей, автобус содержать не может, деньги передать в другое муниципальное образование не может, на руки выдать деньги детям тоже не может. Ну, я немножко упрощаю ситуацию, но каков реальный механизм, как он будет обеспечивать эту доступность в соответствии с этим законом? ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Надежда Борисовна, когда мы готовили этот законопроект, обсуждали его с субъектами, в том числе с вашими коллегами в комитетах, вопрос этот возникал. Анализ существующей практики показывает, что сейчас этот вопрос по-разному решается. В данном случае доставка детей из одного муниципального образования в другое не предполагает, скажем так, наличия в хозяйстве у муниципалитета автобуса, который нужно содержать. На практике, с которой мы знакомились, когда работали с субъектами, обычно нанимается транспортная компания, которая соответствует требованиям, и автобус доставляет детей, контракт заключает тот муниципалитет, где дети проживают. Конечно, решением вопроса могла бы стать возможность межмуниципальных трансфертов, сейчас такой возможности нет, но, насколько мы знаем, сейчас наши коллеги в Минфине над таким вопросом работают, и это, конечно, облегчит применение этого закона. В данном случае есть разные пути, и субъекты, и муниципалитеты нам подтверждали, что они находят решения этого вопроса: либо нанимают автобусы, либо находят другие возможности, чтобы этот вопрос решить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Павлу Станиславовичу. Павел Станиславович, как быть с перевозками дошкольников? Что касается школьников, всё ещё более-менее понятно, а вот детей дошкольного возраста школьные автобусы перевозить сегодня отказываются. Если уже и берут по каким-то, скажем так, закрытым вариантам, то не берут родителей. Соответственно, и вот этот вопрос стоит. И второй момент. Вы ссылаетесь в качестве критерия доступности на СанПиН - он достаточно корявый, и получасовая доступность, учитывая размеры Российской Федерации и разные регионы, мне кажется, сегодня вообще утопией. ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Ну, что касается доставки дошкольников, то у нас правилами вообще запрещена перевозка дошкольников, а мы сейчас ведём речь о той проблеме, на которую обратил внимание Конституционный Суд. Что касается дошкольников, то либо их доставку до детского сада осуществляют родители, либо он должен находиться в пешей доступности. И кстати, по поводу детских садов и ясельных групп. С этого года тоже благодаря инициативе президента, вы знаете, мы начали с регионами реализацию программы в том числе строительства яслей, потому что по детским садам - министр об этом говорила - у нас обеспечена практически стопроцентная доступность, только ряд регионов у нас ещё немножко отстаёт, и мы им помогаем этот вопрос решить. И вот по яслям мы сейчас тоже этот вопрос решаем. По поводу получасовой доступности. Вы сослались на СанПиН, который был принят в 2010 году, там действительно есть норма о получасовой доступности. Коллеги, мы в данном случае не рассматриваем СанПиНы как некую догму, мы постоянно мониторим правоприменительную практику и обсуждаем эти вопросы в том числе с нашими коллегами в правительстве и с вами, поэтому могу сказать, что мы, наверное, в какой-то момент ещё раз будем изучать эти СанПиНы и смотреть, насколько они соответствуют реалиям сегодняшнего дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Павел Станиславович, вы извините, но если бы депутаты внесли такой законопроект и в финансово-экономическом обосновании написали, что расходов из бюджетов бюджетной системы не потребуется, его отклонили бы. Это первое. Второе. Скажите, насколько корректно писать "бесплатный"? Бензином бесплатно не заправляют, водителю бесплатно ездить противопоказано, поэтому мне кажется, что этот законопроект в принципе внесён только для того, чтобы галочку поставить в связи с постановлением Конституционного Суда. У нас 90 процентов муниципальных образований дотационные. Кроме того, вы, наверное, не знаете, что в Уголовном кодексе есть статья "Нецелевое расходование бюджетных средств", и из-за такого расходования прежде всего страдают главы муниципальных образований, потому что, если вы повезёте в другое муниципальное образование без законного решения, Следственный комитет или МВД могут вас привлечь за нецелевое расходование или же в результате любой проверки контрольно-ревизионной службой. Вы что, этого не знаете? ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Спасибо большое, Николай Васильевич. Прежде всего такой законопроект мы как раз и предлагаем, с тем чтобы не было никаких вопросов ни у ревизионных, ни у контрольных служб в связи с ситуацией, когда детей перевозят в другое муниципальное образование. Что касается финансирования. Вы знаете, общее образование, среднее образование, школы, учредительство и оплата за детей - это обязанность муниципалитетов: они являются учредителями школ, по закону несут ответственность в том числе за доставку детей, и это подушевое финансирование закладывается в их бюджете. Этот законопроект касается только тех случаев, когда муниципалитет не может обеспечить доступность, но дети проживают на его территории, и на самом деле в таком случае муниципалитету дешевле возить до ближайшей школы в соседнем муниципальном образовании, чем возить в пределах своего до школ, которые дальше находятся, и это касается в том числе расходов и на бензин, и на километраж, и на всё прочее. В данном случае, на наш взгляд, принятие законопроекта действительно не потребует финансирования, потому что это касается детей, которые проживают на территории этого муниципального образования, а в муниципалитетах предусмотрено на это финансирование. В данном случае это удобнее и детям, и муниципалитетам - мы исходили из этого, выполняя решение Конституционного Суда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Павел Станиславович, это, конечно, здорово придумано: все финансовые обязательства переложить на нищие муниципалитеты, и это при том, что государству нужна образованная молодёжь. У меня вопрос: в связи с тем что не было денежных средств, чтобы содержать школу, её закрыли, и вот теперь какой автобус и, самое главное, по какой дороге будет ехать? По качественной асфальтированной? Какие будут меры безопасности? Все эти расходы кто будет брать на себя? Даже если в муниципальных образованиях найдутся копейки, чтобы арендовать или купить какой-то автобус и чтобы он, несомненно, прошёл все необходимые проверки, то вот дорогу, по которой этот автобус будет везти детей, кто приведёт в нормальное состояние, за счёт каких средств это будет сделано и, самое главное, кто это проконтролирует? И беспокоит ли ваше министерство качество дорог, по которым детей возят в школы? ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Спасибо большое, уважаемый Александр Николаевич. Я себе позволю немножечко не согласиться, потому что мы не перекладываем ответственность на муниципалитеты - ответственность по закону, как я уже сказал, за школу, за доставку в школу лежит на учредителе, на муниципалитете. Мы в данном случае просто выполняем требование Конституционного Суда распределить эту ответственность справедливым образом, чтобы расходы всё-таки нёс тот муниципалитет, на территории которого дети проживают и в бюджете которого средства на эти цели, на этих детей предусмотрены. Что касается автобусов. Вы знаете, было две программы, и много лет назад у нас была программа "Школьный автобус", и сейчас опять же благодаря депутатам, надо сказать, фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" два года подряд мы реализовывали вместе с Минпромторгом программу обновления парка школьных автобусов. Конечно, программа не решила стопроцентно вопрос потребности, но мы вместе с коллегами из Минпромторга провели большую работу с регионами, нам удалось значительно улучшить ситуацию с автобусами. Решая её, мы исходили в первую очередь из той информации о потребностях, которую нам давали субъекты, которые в свою очередь работали с муниципалитетами. Что касается правил перевозки, что касается вопросов безопасности детей. Вы знаете, у нас, к сожалению, - в такой день тоже сложно говорить, произошла трагедия в Кемерове, погибли дети, - к большому сожалению, были случаи, трагедии, когда гибли дети. После этого при участии нашего министерства, при участии МВД и прочих служб были приняты довольно жёсткие меры, которые призваны обеспечить безопасность детей, и сейчас мы вместе с нашими коллегами из МВД строго следим за тем, чтобы перевозка детей осуществлялась в соответствии с этими требованиями. Что касается состояния дорожного полотна. Конечно, надо смотреть в каждом конкретном случае, чья дорога, - у нас есть федеральные, муниципальные дороги, есть субъектовые - по разным дорогам осуществляется эта перевозка. Ну, дороги - это, не буду сейчас цитировать классиков, одна из исторических бед нашей страны, но мы знаем, что наши коллеги - и из Минтранса на федеральном уровне, и в субъектах тоже - довольно много делают, чтобы качество дорожного полотна было лучше. Но лишать ребёнка возможности ездить в ближайшую школу в соседнем муниципальном образовании просто потому, что где-то плохие дороги, наверное, сейчас было бы неправильно. Я уверен, что и муниципалитеты, и субъекты, и Федерация делают всё возможное, многое сделано за последний год, чтобы качество дорожного покрытия тоже выросло. Не очень корректно мне об этом говорить - наверное, здесь должны были бы присутствовать наши коллеги из Росавтодора и из Минтранса, - но над решением всех этих задач мы работаем, и нас, конечно, это беспокоит. И мы, работая с субъектами, если имеем возможность, если можем повлиять, обращаем внимание наших коллег, занимающихся дорожным строительством, в первую очередь на ситуации, когда требуется ремонт дорог, которые ведут к школам или к другим учебным заведениям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, с учётом того что у нас наверняка большое количество депутатов запишется на выступления, тема серьёзная, вопрос знаковый, есть предложение в соответствии с нашим Регламентом объявить перерыв до 16.00, затем рассмотреть в фиксированное время вопрос 40, а потом продолжить обсуждение вопроса 15.
Уважаемые коллеги, в соответствии с Регламентом мы должны вернуться к рассмотрению законопроекта, который уже начали обсуждать, под пунктом 15. Мы остановились на вопросах докладчикам. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Павел Станиславович, хотелось бы услышать ваше мнение, мнение министерства, если эта проблема как-то была поднята и на неё обращали внимание. Речь идёт о муниципальных образованиях: за каждой школой закреплены конкретные территории, и дети поступают в ту или иную школу по территориальной принадлежности, но, предположим, если в школе не хватает мест, им предлагают другие школы, порой даже в другом конце района или в другом районе (это проблема крупных городов, в частности города Екатеринбурга), и из-за того, что им не предоставлены места в школах по месту жительства, они вынуждены, в том числе и на общественном транспорте, ездить в другие школы. Как вы считаете, раз государство не может обеспечить местом в школе по месту жительства, можем мы рассмотреть вопрос о возможности хотя бы компенсировать затраты на проезд в общественном транспорте этим детям? ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Большое спасибо за вопрос. Действительно, вопрос актуальный для больших городов, мы сами, как родители, зачастую с этим сталкиваемся. Вы знаете, с учётом того что общее образование и школы - это, так сказать, уровень муниципальной ответственности, учредителями школ являются муниципалитеты, в принципе родители, наверное, вправе такой вопрос поставить. Но здесь дело в том, что мы не имеем права это регулировать, этот вопрос относится к компетенции муниципалитетов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович. Я хотела бы задать такой вопрос. Концепция понятна, я с ней согласна полностью, но обращаю внимание, что как раз в пункте 4 названного вами постановления Конституционного Суда чётко определено то, о чём говорили мои коллеги при обсуждении ранее: источник финансирования и механизм финансирования должны быть чётко прописаны. То, о чём вы говорите, с точки зрения правоприменения будет очень тяжело реализовать: если между муниципалитетами - придёт прокурор, спросит, а где обоснование; если это дотационное муниципальное образование, то где взять деньги... Вам задали вопрос коллеги: а если речь о межрегиональном сообщении, если ездят из одного региона в другой, тогда как будет осуществляться финансирование? Вообще, соисполнителем по этому законопроекту должен быть комитет по бюджету, это важно. В решении Конституционного Суда указано, что правительству, и именно Министерству финансов, надлежит рассмотреть, как осуществлять финансирование, и обоснования для реализации этого законопроекта... (Микрофон отключён.) ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Большое спасибо за вопрос. Вы знаете, в данном случае мы работали с несколькими комитетами, с теми, которым был, так скажем, расписан этот законопроект. Мы готовы при подготовке ко второму чтению поработать в том числе и с коллегами из того комитета, который вы назвали. Что касается механизмов, я уже отвечал на этот вопрос. На самом деле муниципалитеты сами ищут такие механизмы. Ещё раз подчеркну: концепция, дух законопроекта заключаются в том, чтобы установить справедливость. Средства закладываются муниципалитетами, в данном случае возникает ситуация, при которой муниципалитеты вынуждены закладывать средства на доставку детей, которые не проживают на их территории и которым предоставляются места в школах на территории этих муниципалитетов. Конституционный Суд потребовал восстановить баланс в этой ситуации. Что касается механизмов, то мы, когда готовили этот законопроект, обсуждали это в том числе с Министерством финансов, и мы готовы при подготовке ко второму чтению дополнительно обсудить этот вопрос, в этом плане мы открыты для диалога со всеми комитетами, которые потребуют от нас каких-то пояснений и доработки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А. Павел Станиславович, коллеги, конечно же, правы: действительно существует много муниципалитетов, где нет средств не только на содержание, но даже на аренду автобусов. И это, конечно, безобразие, что мы не можем решить вопрос с доставкой детей с родителями в детские сады в удалённых населённых пунктах. Может быть, вашему министерству стоит выйти на глав тех регионов, где в муниципалитетах не хватает средств, пусть они задумаются, возможно, об укрупнении этих муниципальных образований, для того чтобы там могли эти средства найти, или за счёт регионального бюджета сами как-то компенсируют? Может, их это сподвигнет решить данный вопрос? ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Большое спасибо за вопрос. Укрупнение муниципальных образований - это уже немножко за рамками нашей компетенции. Когда мы готовили этот законопроект, мы работали с регионами, и, как я сказал, 69 субъектов его поддержали. Что касается бюджетной обеспеченности муниципалитетов, мы работаем с регионами, и принятие данного законопроекта позволит нам более обоснованно объяснять регионам, почему те муниципальные образования, в которых дети проживают, но при этом учатся в соседних, должны в своём бюджете закладывать финансирование на то, чтобы обеспечить транспортную доступность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. Включите Смолину микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Павел Станиславович, я хочу публично задать вопрос, который мы задавали при обсуждении этого законопроекта на заседании комитета. Помимо всего прочего, есть ещё и поселения в рамках городских округов, в разных областях, наиболее характерна эта проблема в Московской области и в городе Севастополе, в котором есть сельские поселения. Согласны ли вы с тем, что при втором чтении этот вопрос должен быть учтён? ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Да, должен быть учтён, мы это обсуждали, и мы готовы ко второму чтению с вами над этим поработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто-то хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Обращаю внимание полномочного представителя правительства на необходимость более активной работы с фракциями, учитывая, что и вопросов много, и желающих выступить большое количество, а это говорит о том, что, скорее всего, не проработан вопрос в ходе подготовки к первому чтению. Хотелось бы, чтобы это услышали. Шерин Александр Николаевич, фракция ЛДПР. От фракции. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Павел Станиславович! Хотелось бы обсудить данный вопрос с позиции депутатов Государственной Думы, которые работают в своих округах, в основном речь идёт о сельских территориях. Вы понимаете, в чём уникальность того вопроса, который мы рассматриваем? Не в том, что мы меняем систему, подход к образованию на территории Российской Федерации, а в том, что в дотационных муниципальных образованиях, которые дотированы на 90 процентов, из одного кармана расходы переходят в другой карман. Вот в Рязанской области 25 муниципальных районов, и все эти 25 районов дотационные. Одно муниципальное образование - донор, это город Рязань. Был ещё один район, Пронский район, но после того, как московские чиновники отсудили налог за землю под Новомичуринской ГРЭС, и этот муниципальный район стал дотационным. И по этой причине, как нам объясняли, закрывается половина школ. Что такое школа в сельской местности? Это не только место, где дают образование детям, это не только здание, в котором открывается избирательный участок, но и место, где ведётся внеклассная работа с детьми, работают кружки, это интеллектуальная составляющая любого населённого пункта. Школа обеспечивает в том числе повышение покупательной способности населения за счёт достойной заработной платы учителей и остального персонала, который там работает. Что происходит, когда вы закрываете школы? Я говорю "вы", потому что ответственность за это на министерстве образования, несмотря на то что вы перекладываете ответственность по финансированию на муниципальные образования. Например, Вооружённые Силы Российской Федерации - это одна из важнейших структур для обеспечения обороноспособности нашей страны, и, конечно, мы хотим, чтобы туда приходили высококвалифицированные офицерские кадры, а значит, ребята должны поступать в военные учебные заведения, получив достойное начальное и полное среднее образование в школе. При этом вы говорите: армию мы содержим за счёт бюджета, и это правильно, а вот те люди, которые в неё будут приходить, пусть содержатся за счёт муниципальных образований. Нет, так дело не пойдёт! Государство должно себя защитить, поэтому государство содержит армию, а не передаёт 137-й парашютно-десантный полк на баланс города Рязани. Государство также должно дать возможность для того, чтобы наша нация была здоровой, а значит, государство должно само финансировать здравоохранение. То же самое касается образования, в том числе речь идёт об интеллектуальной составляющей. Когда я вам задавал вопрос насчёт дорог - я это не в укор вам говорю, но по роду вашей деятельности вы, скорее всего, очень редко бываете в сельских территориях, - насчёт того, по какой дороге из одного муниципального образования, сельского поселения, в котором школа закрыта, дети должны ехать в школу в другое сельское поселение, вы сказали, что дороги делятся на федеральные, муниципальные и региональные. Да я это знаю! Вы, наверное, ездите только по федеральным дорогам, которые финансируются из федерального бюджета за счёт того, что собираются деньги через систему "Платон", через налоги. А что касается сельских территорий, муниципальных образований, там нет дорог! И вот при том, что сегодня люди видят по телевизору, вы думаете, кто-то захочет отпускать своих детей, чтобы они ездили каждый день в школу на автобусе по этим убитым дорогам? Естественно, люди будут уезжать из такого населённого пункта, переезжать в тот, где есть школа, чтобы ребёнок не вставал за несколько часов, в отличие от детей из тех населённых пунктов, где школа есть, иначе он не успеет на автобус и не доедет, чтобы у него больше времени уходило на учёбу, на то, чтобы заниматься, развиваться, чтобы ребёнок был больше с родителями дома. Люди будут уезжать из такого населённого пункта! А если семьи уезжают из сельской территории, вы никогда не добьётесь улучшения демографической ситуации, потому что и в Советском Союзе, и в Российской Федерации всегда численность населения увеличивалась за счёт сельских территорий. Уничтожая сельские школы и сокращая таким образом количество сельских жителей, - они же будут вынуждены уезжать из сельских территорий! - вы никогда не сможете улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации. Я хотел бы напомнить вам призыв ЛДПР, с которым обращался Владимир Вольфович Жириновский: "Назад в деревню!" Но люди в деревню не поедут, если там будут закрыты школы, если нужно будет в школу ехать из одного населённого пункта в другой на автобусе, если будет закрыта больница, потому что наше Министерство здравоохранения, как и вы, экономит и поэтому нужно ждать, когда по разбитым дорогам приедет скорая помощь, - и тогда там некому будет заниматься сельским хозяйством! Ещё раз говорю, сельским хозяйством, как в случае с Вооружёнными Силами, полностью должно заниматься государство, не отдавая это на региональный, муниципальный уровень. Образованием должны заниматься не муниципальные образования, дотационные, у которых всё равно нет денег, а ваше замечательное министерство образования должно финансировать образовательные учреждения и делать это так, чтобы заработная плата была равная у всех педагогов. Сейчас в Москве получают 130-170 тысяч (в этом вы молодцы!), а в Рязанской области - 15-20 тысяч, поэтому там педагоги и принимают решение уехать работать в Москву. Школы пустеют, и вы их закрываете. Ну и самое главное. Я обращаю особое внимание на вопрос безопасности детей и их комфортное пребывание в школе. Во-первых, когда мальчик или девочка приезжают в школу из одного населённого пункта в совершенно чужой населённый пункт, они очень некомфортно себя чувствуют на этой территории. Во-вторых, пока местные дети из той же школы получают дополнительное образование, посещают секции, ребёнок из соседнего населённого пункта тратит время на дорогу домой - это неравные условия. Соответственно, мы, конечно же, поддержим эти абсолютно технические поправки, но в перспективе ждём, когда вы, министерство образования, возьмёте на себя вопросы достойного финансирования образования, чтобы в каждом населённом пункте была открыта школа. Школы надо восстановить, и учителя, получая достойную заработную плату, будут тратить её в магазинах этого населённого пункта, повышая тем самым покупательную способность, а дети в Российской Федерации, вне зависимости от того, повезло им родиться в городской семье или они родились в сельской семье, будут иметь равный доступ к образованию, чтобы они потом поднимали нашу страну благодаря хорошим знаниям. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Слово предоставляется Вострецову Сергею Алексеевичу. Распечатку мне передали, я понял, что система дала сбой и ваша запись обнулилась, Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А. Спасибо, Вячеслав Викторович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции? ВОСТРЕЦОВ С. А. Нет, не от фракции. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин очень много делает для поддержки семей: на первого ребёнка сейчас более 10 тысяч рублей выделяется, есть материнский капитал и многие другие программы - но он не может работать за министра образования и его замов, это вы должны думать, как реализовать право наших граждан на возможность пользоваться детским садом и получать образование в школе! Понятно, бюджет ни одной страны не потянет строительство школ, садиков в каждой деревне, и в Советском Союзе такого не было, дети жили в районных школах-интернатах, но сейчас же существует возможность получения образования путём удалённого обучения. Конечно, это стоит денег - и обучающие программы, и оборудование, компьютеры, - но люди не виноваты в том, что многих не могут обеспечить местами не только в яслях, но и в детских садах. Однако содержание ребёнка в дошкольной организации, в школьном учебном заведении стоит определённых денег. К сожалению, правительство не поддержало внесённый мною с коллегами законопроект - инициативу о выплате денежной компенсации семьям, которым не будет обеспечено место в детском саду. Вместо постройки нерентабельных детских садов и школ в малых населённых пунктах государство путём компенсации могло бы выполнить свою конституционную обязанность перед гражданами, обеспечив их материальными ресурсами, чтобы они могли для детей либо педагогов нанять, либо организовать удалённое обучение через специальные программы. Поэтому у меня просьба к министерству: вы подумайте, может быть, вы сами внесёте такую законодательную инициативу? А что касается данного законопроекта, конечно же, надо больше работать с регионами, с главами субъектов: либо они действительно пусть укрупняют муниципальные образования, сами у себя законы принимают, чтобы те экономически могли транспорт содержать и доставлять не только детей в школы, но и родителей с детьми в детские сады, либо тогда пусть из своих бюджетов, региональных, финансируют, тогда, может быть, больше шевелиться будут. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. На самом деле дискуссия более широкая, чем предмет данного законопроекта. Законопроект содержательно не меняет ничего, только теперь за доставку детей будут платить те муниципальные образования, откуда эти дети, а не те, в которых находятся школы. Конечно, интересно узнать точку зрения не только субъектов Федерации, но и, к примеру, ассоциаций органов местного самоуправления, потому что возникает вопрос о расчётах: как всё это будут считать? И ответ на этот вопрос содержательно не прозвучал. Вместе с тем эта дискуссия позволяет отразить ряд других важных для нас вещей, о которых, кстати, сказал представитель министерства. Возьмём, например, вот эту погоню - главное и основное, чтобы у нас не было занятий во вторую смену. Да, это важно, чтобы не было занятий во вторую смену, но как это достигается? Федеральное правительство по предложению вашего министерства пару лет назад отменило такой показатель, как максимальное количество учеников в классах: раньше, испокон веков, в классе могло быть не более 25 учеников, теперь может быть любое число - и 40, и 45. И мы знаем, что это практикуется, и мы прекрасно понимаем, что тем самым, формально отчитываясь, что теперь нет вторых смен, вы фактически подрываете основы, лишаете детей возможности получить нормальное среднее образование, потому что его не может быть, если учитель работает с большой рассредоточенной аудиторией и не может персонально работать с конкретным учащимся. Это, кстати, находит отражение и в возрастании платы родителей за подготовку детей. В Москве порядка 17 процентов семей платит за подготовку детей к школе, за подготовительные мероприятия, порядка 8 процентов семей делает это в регионах (понятно, было бы больше, если бы в регионах были такие же доходы, что и в столице), и огромная масса людей платит репетиторам: 52 процента родителей сообщают, что платят репетиторам по английскому языку, по математике за подготовку детей. В условиях, когда классы переполнены, а ваше министерство на это не обращает практически никакого внимания, естественно, родитель вынужден компенсировать недооказанную учреждением образования услугу платной услугой, но деньги у родителей тоже заканчиваются, и по сравнению с 2014 годом количество родителей, которые прибегали к услугам платных репетиторов, сократилось вдвое в нашей стране. Соответственно, подрывается и основа - теряется возможность получения нормального, качественного образования. Но это проблема не только министерства, потому что нельзя сказать, что только вы, министерство, этим занимаетесь, - это проблема данного зала, потому что вследствие принятия бюджета, который утвердил данный зал по предложению известного всем правительства, Россия занимает 98-е место в мире и практически последнее в Европе по доле расходов на образование в валовом национальном продукте - 98-е место! Доля расходов меньше, чем в Польше, меньше, чем в Марокко, примерно как в Китае - ну, наверное, всё-таки мы должны не с Китаем соревноваться, а со странами Западной Европы, где доступность образования была примерно на том уровне, как она была в Советском Союзе, и мы состязались именно с первым миром. Наша фракция за данный законопроект голосует. Но проблем по фундаментальной общей школе у нас, очевидно, гораздо больше, чем многие из нас могут предположить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич, фракция КПРФ. С места? От фракции? СМОЛИН О. Н. С места. От фракции - Куринный Алексей Владимирович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный, хорошо. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Я начну с некоторых справок. Первое. Количество школ. Нам здесь говорят, что никакое государство не может построить школу в каждом селе, - коллеги, ну совсем недавно мы жили в таком государстве (или почти в таком). Напоминаю статистику: на 1990 год в РСФСР было 69,7 тысячи школ, то есть почти в каждом селе. В 90-е годы сократили примерно 1 тысячу школ, а дальше - пошло-поехало! Павел Станиславович, я тоже ценю заявление Ольги Юрьевны, что пора остановить ликвидацию сельских школ, но только она сказала об этом не первая, перед ней был Дмитрий Викторович Ливанов, который говорил практически то же самое. Так вот ещё три года тому назад мы говорили, что закрыли 25,5 тысячи школ, а на сегодня, я вам сообщаю, 28 тысяч школ сокращено. То есть было 69,7 тысячи, а сейчас, дай бог памяти, 41,8 тысячи - практически 28 тысяч школ ликвидировано, и заявление министра остановить этот процесс не в силах, при всём уважении к министру. Что надо было делать? Министерству, правительству надо было поддержать один из наших законопроектов (их было несколько), направленных на воспрепятствование и остановку ликвидации сельских школ. Мы требовали финансирования не по душам, а по потребности сельской школы. Мы требовали, чтобы закрытие или реорганизация сельской школы были возможны только с согласия сельского схода. И мы, наконец, предлагали сохранить коммунальные льготы для сельских учителей в полном объёме, как это делали и цари, и, как ни странно, генеральные секретари, а вот сейчас почему-то денег на это не хватает. Второе. Строительство новых школ. Коллеги, не питайте иллюзий. Откройте постановление правительства от 2015 года и прочитайте, сколько должно было быть выделено средств на создание новых учебных мест в 2018 году, - 250 миллиардов рублей. Сколько по бюджету на 2018 год? 25 миллиардов. Никаких шансов на исполнение этой программы нет, если ситуация не изменится радикально. Третье. Как работают школьные автобусы? За всю Одессу не скажу, но в Омской области зимой дороги замело - дети не учатся, весной дороги залило (а у нас в последнее время это новая тенденция) - дети не учатся. Я сам ездил по таким дорогам, преодолевал водные преграды, видел, как на дороге селянин ловил карасей на удочку. Коллеги, я считаю нужным поддержать этот законопроект, но, если не будут прописаны финансовые механизмы, увы, он исполнен не будет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, вот буквально два месяца назад по одному из центральных каналов прошёл репортаж: в маленькой японской деревушке недалеко от Токио каждый день останавливается скоростной поезд, чтобы забрать одну-единственную девочку, школьницу, которая проживает в этом селе, - одну-единственную на протяжении нескольких лет! Он делает это несмотря на, казалось бы, колоссальные расходы, несмотря на разного рода препятствия. И это делают люди, которые умеют считать деньги, - японцы. Мы говорим про образование, мы говорим про отношение государства к этому самому образованию. Теперь, собственно, перейдём к законопроекту. О чём в нём говорится? Главы двух районов поспорили о том, кто должен финансировать перевозку ученика в школу, если ученик живёт в одном районе, а учится в другом. Конституционный Суд вынес соответствующее решение, и министерство образования поспешило быстро и весьма формально это решение встроить в закон: пускай тот, чьи дети ездят, перечисляет деньги тому, на чьей территории расположена школа. Как это будет происходить - большой вопрос, механизмов нет. Что такое транспортная доступность? Как её обеспечить? Ну вот на какой-то СанПиН от 2010 года сослались, вроде как в течение получаса ученик должен добраться до этой самой школы, в течение 15 минут дойти до остановки, где находится или может находиться этот автобус, ну а в сельской местности допустимо до часа. Я считаю, наша фракция считает, что, прежде чем принимать этот законопроект, пускай чисто формальный, пускай это такой вот чисто бумажный вариант, надо было всё-таки министерству образования не на СанПиНы ссылаться, а свой приказ разработать, в котором указать, что такое доступность и как каждый ученик в зависимости от региона, где он живёт, должен добираться до той или иной школы. Это первый момент. А второй момент стратегический. Зачем нам заставлять сегодня бодаться друг с другом глав муниципальных образований, глав районов, если на девяносто с лишним процентов школы финансируются из региональных бюджетов? Уже назрел вопрос передачи школ на региональное финансирование, чтобы они были в одних руках, как это случилось с больницами, это нормально и правильно, не может быть образования одного района, другого района и третьего района. Образование в регионе: подходы общие, финансировать проще, да даже учителей перебрасывать проще - не учеников десятками возить на автобусах по разбитым дорогам, проще учителя привезти в эту самую школу, чтобы он провёл необходимые уроки, - я уж не говорю про развитие каких-то технологий. Именно с этих позиций надо смотреть, с государственных позиций, а не с формальных, которыми сегодня оперирует министерство образования. Если они идут на это, пусть представят нам к третьему чтению соответствующий нормативный акт, где укажут, что такое транспортная доступность, что такое невозможность обеспечения, потому что сейчас каждый регион придумывает свои критерии. В одной области 30 километров - это недоступность, в другой области должны быть твёрдые дороги, в третьей области ещё какие-то условия, а единых условий, закреплённых на федеральном уровне: когда школа может функционировать, когда она должна функционировать, а когда может быть поставлен вопрос о её закрытии с учётом мнения местных жителей, - этих нормативных документов, к сожалению, не разработано. Ну и что касается последнего, доставки дошкольников. Это не вина родителей, которые вынуждены возить своих детей в сад в соседнее село в 10-15 километрах, - школьный автобус их не берёт, потому что в законе "Об образовании..." не предусмотрена перевозка дошкольников. Даже при наличии свободных мест - такая практика есть - этих детей вместе с родителями не берут, не доставляют. Детский сад закрыли, ликвидировали, оптимизировали, а вопрос с доставкой дошкольников абсолютно никак не решили: ищите машину, садитесь на автобусы, которые редко-редко ходят, как хотите добирайтесь, но купленные для этих целей за счёт государства школьные автобусы, оказывается, использовать нельзя, и вместе с родителями ездить нельзя, и с воспитателями нельзя, вот когда дети достигнут школьного возраста, тогда мы о них и позаботимся. К сожалению, позиция региональных чиновников и, как я понял, федеральных чиновников именно такая, хотя в этом отношении сейчас очень много разного рода сложностей. Возвращаясь всё-таки к началу, скажу: мы, безусловно, поддержим данный законопроект, но настаиваем на том, чтобы к третьему чтению нам был представлен нормативный акт правительства о критериях доступности или невозможности получения образования в том или ином месте, если мы говорим о передаче соответствующих денег, чтобы в своей концепции правительство предусмотрело в конце концов передачу на уровень государства, на региональный уровень школ, чтобы ими занимались не отдельные муниципальные образования и чтобы был решён вопрос доставки дошкольников для получения образования, поскольку по нему тоже имеется образовательный стандарт и оно тоже гарантируется государством. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Солнцева Светлана Юрьевна, от фракции. СОЛНЦЕВА С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит проект федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы). Сегодняшнее обсуждение на самом деле важное обсуждение, потому что данная проблема есть, она существует, и с этой проблемой, будучи директором одной из сельских школ своего региона, я уже столкнулась. Как сказал Павел Станиславович, в действующей статье 40 Федерального закона "Об образовании..." сказано, что транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки между поселениями и осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций, и мне хотелось бы уточнить, немного скорректировать, может быть, те ответы, которые были даны не совсем точно. Если школа, образовательная организация, приняла ребёнка на обучение при наличии свободных мест, то - неважно, откуда этот ребёнок, из соседнего поселения либо из другого муниципального образования, - по закону "Об образовании..." образовательная организация должна обеспечить вот эту бесплатную перевозку обучающихся либо на школьном автобусе, если есть в наличии, либо на общественном транспорте. Здесь как раз был задан вопрос: как же быть, если нет школьного автобуса, как подвозить, как обеспечить эту бесплатную перевозку? Приведу небольшой пример из своего региона, своего района. Если нет школьного автобуса, то, соответственно, ребёнок ездит на общественном транспорте, и уже затем возмещаются расходы, но не ребёнку, как это было сказано, - был задан вопрос: кому, ребёнку или родителю? - родитель пишет заявление, и ему возмещаются расходы на проезд. Фактическое обучение ребёнка здесь учитывается. Ещё был задан вопрос: а как же быть с безопасностью? Если в образовательных организациях имеются школьные автобусы - у меня в наличии было три школьных автобуса, - то на каждый школьный автобус составляется паспорт школьного автобуса, причём этот паспорт утверждается, это не просто какая-то бумажка, а целый пакет документов. Также хочется сказать о безопасности дорог, о дорожном полотне. Если есть школьный маршрут, то этот школьный маршрут два раза в год - весной и летом, перед новым учебным годом, - проверяется. Проверяется комиссией, и в эту комиссию входят как представители поселений, так и представители муниципалитетов и дорожного хозяйства, составляется соответствующий акт, и уже затем принимается решение, выпускать этот школьный автобус на маршрут или нет. И конечно же, те изменения, которые вносятся в статью 40 федерального закона, как раз конкретизируют именно вопрос организации бесплатной перевозки обучающихся как между поселениями, так и между муниципальными образованиями. И самое главное, самое важное - это то, что теми изменениями, которые сейчас вносятся, решается, наверное, основная задача, связанная с получением общедоступного и бесплатного основного общего образование. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит поддержать данный законопроект и проголосовать за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Юрьевна. Гартунг Валерий Карлович. От фракции - семь минут поставьте, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Постараюсь кратко, потому что основные претензии к правительству уже были высказаны. Сначала по тексту. По тексту законопроекта никаких замечаний нет, потому что законопроектом действительно фактически исполняется решение Конституционного Суда, и на этом, я думаю, можно было остановиться, этим можно было бы и ограничиться, но вы видите, как много депутатов сегодня выступало по этой проблеме. И вопросы, которые сегодня обсуждались, связаны не с недостатками законопроекта, а с проблемой, которая, к сожалению, сегодня не решается. Я вам задал вопросы: как вы вообще видите эту проблему, её решение, каков объём средств, которые необходимы, каков план действий, - к сожалению, ответов мы не услышали. Я понимаю вас, вы сказали, что, собственно говоря, в рамках данного законопроекта, наверное, это и не требуется, потому что текст законопроекта этого не подразумевает, тем не менее хотелось бы, чтобы ко второму чтению вы какие-то данные всё-таки представили, потому что при обсуждении этого простого законопроекта вы увидели, сколько было выступлений, сколько было претензий по поводу того, как у нас реализуется конституционное право на доступное и бесплатное образование. К сожалению, не соглашусь с предыдущим оратором, что этот законопроект решает проблему бесплатного и доступного образования, - ну конечно же, он её не решает! Решить эту проблему можно было бы одним способом: если бы мы в законе о федеральном бюджете предусмотрели достаточно средств для финансирования системы образования, общего образования и дошкольного образования, на которое наши коллеги тоже сегодня обратили внимание. Проблему доступности бесплатного образования можно решать несколькими способами, и вы выбрали, к сожалению, не самый лучший. Да, мы с вопросом оплаты перевозок как бы разобрались, знаем, кто за них должен платить, но вот даже сегодня уже было высказано предложение, коллега Куринный сказал, что гораздо проще возить учителей, чем возить учеников. Вместо того чтобы возить целый класс, можно просто одного учителя привезти - наверное, и эта тема имеет право на существование, можно и этот способ рассмотреть. Ну и самое простое, коллега Смолин об этом сказал: нужно возвращаться к тому, чтобы в каждом населённом пункте была школа, были дошкольные учреждения. Я думаю, что средства, которые мы на это потратили бы, более эффективно, скажем так, повлияли бы на образовательный процесс, нежели средства, которые мы тратим на доставку детей туда и обратно, тем более что у нас очень небезопасные дороги сегодня. Конечно, наша фракция поддержит этот законопроект, но вместе с тем, обращаем внимание, очень много проблем, связанных с доступным и бесплатным образованием, гарантированным Конституцией нашим граждан, сегодня не решено. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Кармазина Раиса Васильевна, пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я обращаю ваше внимание: законопроект, конечно, внесён с целью исправить те ошибки, на которые указал Конституционный Суд. Гусева правильно задавала вопрос - там чётко сказано, что должны быть источники финансирования, механизмы финансирования, а об этом ничего нет в законопроекте, поэтому у меня большая просьба ко всем фракциям обратить на это внимание. Прав Вячеслав Викторович, что, видимо, из-за выборов мы все не успели проработать этот законопроект основательно. Что меня здесь настораживает? Если мы не определимся с финансированием, с механизмом финансирования, то это всё ляжет на глав муниципальных образований, и в очередной раз придут прокуроры, будут выставлять им иски, пойдут протесты, суды, споры, денег в бюджетах нет - нам нужно решить проблему! Одно дело - внести исправления в закон "Об образовании...", а другое дело - финансирование! И ни к какому не к третьему чтению - ко второму чтению мы должны определиться с источниками финансирования, параллельно, когда будем принимать во втором чтении этот законопроект, - меня это волнует больше всего, а кто будет перевозить... И потом, отношения между субъектами - допустим, Тверская область и Сходня (рядом, Московская область) - всё в законе должно быть прописано, чтобы не было перекладывания ответственности с одного субъекта на другой, мол, мы поговорили с одним субъектом, с другим субъектом... Не говорить надо, а определять всё в законе! Мы никого не должны подставлять - вот и всё! Поэтому ко второму чтению - пожалуйста, будем приглашать на заседания групп, и вы нам расскажете, вместе с Минфином, вместе с Минфином!.. Получается, одно ведомство исправляет, а второе вроде бы и ни при чём. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна. Павел Станиславович, заключительное слово? Пожалуйста. ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Ну, наверное, Валерий Карлович и Раиса Васильевна в своих выступлениях, скажем так, квинтэссенцию обозначили. С одной стороны, мы как бы имеем дело с законопроектом, который, в общем, конкретно направлен на решение задачи, поставленной перед нами Конституционным Судом, но, с другой стороны, мы очень благодарны за то, что это рассмотрение стало поводом для обсуждения в целом проблем школьного образования, доступности образования, особенно в сельских территориях. Прозвучало очень много мыслей, комментариев, предложений. Мы, конечно же, Раиса Васильевна, проработаем все эти вопросы, в том числе и по источникам финансирования. Если будет необходимость, мы попросим наших коллег из Минфина присоединиться, с тем чтобы и с вашим комитетом, и дополнительно с фракциями обсудить. Уверен, что мы ко второму чтению доработаем законопроект, представим его в таком виде, чтобы он соответствовал и тем целям, которые стоят, и тем пожеланиям, которые были высказаны. Что касается тех вопросов, которые здесь ставились более широко, мы готовы и дальше взаимодействовать в рамках работы над другими законопроектами, которые мы сейчас готовим. Хотел бы ещё раз поблагодарить за внимание, интерес и, ещё раз скажу, за внимание и заботу о системе образования, которые вы проявляете. Спасибо огромное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Станиславович. Алдар Валерьевич, будете выступать? Депутату Дамдинову включите микрофон. ДАМДИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, спасибо ещё раз за дискуссию, которая была развёрнута. Она действительно вышла немножко за рамки вопроса, который мы сегодня обсуждаем. Все эти вопросы очень важны, и, более того, скажу, они были отражены в том числе в особых мнениях трёх судей Конституционного Суда, членов Конституционного Суда, которые тоже не согласились с решением Конституционного Суда, и там были в том числе моменты, связанные с транспортной доступностью, с финансовой обеспеченностью и финансовой неопределённостью в данном вопросе. Нужно, конечно, дорабатывать всё это. Хотел бы ещё раз обратить внимание, коллеги, на то, из-за чего возник этот вопрос: Баймакский район Республики Башкортостан не смог обеспечить соответствующие условия, после этого было принято решение, что там, где проживают дети, должна быть предоставлена соответствующая возможность перевозки. Я думаю, решение, которое сегодня представлено министерством образования, абсолютно правильное, оно решает вопрос, кто должен за это отвечать в финансовом плане. Я думаю, над вопросами и замечаниями, которые были уже указаны, мы при подготовке законопроекта ко второму чтению вместе поработаем, я приглашаю всех коллег к обсуждению. Ещё раз спасибо. Спасибо всем фракциям за поддержку в данном вопросе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 47 мин. 37 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.