Заседание № 199
13.12.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 337382-4 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (предоставление органам местного самоуправления поселений права распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; внесён Законодательным Собранием Челябинской области).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6944 по 7282 из 7801
Рассматриваем два альтернативных законопроекта, пункты 34.1 и 34.2. Законодательное Собрание Челябинской области просит рассмотреть законопроект из пункта 34.1 без участия своего представителя. Пункт 34.2, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от Амурского областного Совета народных депутатов доложит Борис Алексеевич Виноградов. Включите микрофон. ВИНОГРАДОВ Б. А. Уважаемые коллеги, статьёй 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, госсобственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Законопроектом, который вносит Амурский областной Совет народных депутатов, предлагается исключить из указанного положения слова "муниципальных районов, городских округов", что позволит наделить правом распоряжения такими земельными участками также органы местного самоуправления поселений. Это очень важный момент. Почему? Потому, что со вступлением в силу Федерального закона № 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс..." мы практически получили ситуацию, когда органы местного самоуправления сельских поселений, по сути дела, отодвинуты от реального права осуществлять функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, фактически закон № 53-ФЗ ограничил права органов местного самоуправления поселений и практически свёл на нет их роль в вопросе распоряжения землями поселений. Это несправедливо, мало того, у сельских жителей такие изменения в законодательстве вызвали очередную волну негатива и ощущение, что чем больше повсеместно говорится об упрощении оформления прав на землю, тем труднее их оформить, тем больше всевозможных инстанций и органов нужно пройти и тем больше необходимо потратить средств. И ещё в заключение хотел бы сказать, что мы всегда говорим о том, что основная доходная база местных бюджетов должна складываться из поступлений земельного налога и арендной платы. При этом мы фактически полностью отстранили органы местного самоуправления сельских поселений от функций по распоряжению земельными участками на своей территории. Поэтому просьба поддержать законопроект, внесённый Амурским областным Советом народных депутатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, от комитета доклад сделает член Комитета по собственности Агеев Александр Александрович сразу по двум законопроектам. АГЕЕВ А. А., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Буду очень краток. Законопроект, внесённый Законодательным Собранием Челябинской области, предлагает наделить правом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также органы местного самоуправления поселений, одновременно оставив за органами местного самоуправления муниципальных районов право распоряжения лишь теми земельными участками, которые расположены на межселенных территориях. В принципе комитет поддерживает концепцию и необходимость данных поправок, но мы отмечаем преждевременность наделения поселений, особенно сельских, указанными полномочиями до завершения переходного периода, до 1 января 2009 года, в течение которого законами субъектов Российской Федерации определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений. Также хотел бы добавить, что осуществление указанных полномочий требует от органов местного самоуправления должного финансового, кадрового и организационного обеспечения. Что касается законопроекта, внесённого Амурским областным Советом народных депутатов, то он, как уже сказали, предполагает исключить слова "муниципальных районов, городских округов", что позволит наделить правом распоряжения такими земельными участками органы местного самоуправления поселений. Комитет рассмотрел этот законопроект и не поддерживает эти поправки. Согласно статье 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район включает в себя несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в связи с чем предлагаемое изменение создаст неопределённость между полномочиями органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов по осуществлению распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Рассматриваемые законопроекты получили неоднозначную оценку субъектов Российской Федерации: по челябинскому законопроекту пятьдесят отзывов положительных и двадцать шесть отрицательных, а по амурскому - двадцать четыре отзыва положительных и тридцать три отрицательных. Комитет по собственности не поддерживает оба рассматриваемых законопроекта и предлагает их отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть вопрос у Тюлькина. И у Малышкина. Вижу. Пожалуйста, Тюлькин Виктор Аркадьевич. ТЮЛЬКИН В. А. У меня вопрос представителю комитета. Вроде бы челябинский проект поддерживает большинство регионов - вы сказали, что пятьдесят, - и вдруг... Почему так невнимательно тогда комитет отнёсся к этому делу? АГЕЕВ А. А. Мы достаточно внимательно разбирали этот вопрос, и хочу сказать, что нами было принято решение... В принципе в этом законе о местном самоуправлении, вы знаете, есть часть норм, которая отложена и вводится в действие с 1 января 2009 года. Вот эти нормы мы будем учитывать при полноценном вступлении закона в силу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И вопрос Малышкина. МАЛЫШКИН О. А. Евгений Исаакович, вы же внимательно смотрели 131-й закон... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не Евгений Исаакович, это Александр Александрович. МАЛЫШКИН О. А. Александр Александрович. Извиняюсь. Александр Александрович, вы внимательно его читали, наверное, и читали статью 50... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как и вы. МАЛЫШКИН О. А. ..."Муниципальное имущество", да? Тут в собственность поселений что входит? Там написано: земельные участки, которые на территории поселений находятся. Тут же, наверное, они говорят о том, что, если вот они продают этот участок, который находится на территории поселения, почему они должны 70 процентов отдавать муниципальному району? Вот скажите, на основе чего это всё распределено-то так? На моей территории находится, а я должен кому-то что-то отдавать от продажи. Это, наверное, вот с этим всё связано. АГЕЕВ А. А. Спасибо. Это не предмет этого закона, и всё-таки вы не об этом говорите. Хотя вы знаете, что при организации местного самоуправления поселений сейчас до сих пор всё равно финансирование идёт от районной власти или от субъекта Федерации, все дотационные. Хоть мы порядок и прописали, но сейчас пока ещё полностью дорабатываем его, и некоторые вопросы были соотнесены с введением в действие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Запишитесь, пожалуйста. Присаживайтесь, Александр Александрович. По скольку минут будем выступать? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как положено... У нас с вами время до 19.00, больше продлевать не будем. Покажите результаты записи. Четверо записавшихся. По три минуты. Кузнецов Виктор Егорович. Один от фракции КПРФ. КУЗНЕЦОВ В. Е. Совершенно актуальный законопроект, оба законопроекта. Недавно встречался с главами муниципальных образований одного из районов Московской области. По существу. Земля уже продана в собственность неизвестным людям, и эти главы муниципальных образований даже не могут найти собственников, с тем чтобы хотя бы собирать налоги. Это как раз результат того, что Московская область вышла инициатором отложения введения в действие 131-го закона до 2009 года. Районная власть, районные чиновники распродали землю, которая, по существу, относится к муниципальным образованиям поселенческого типа, и на сегодняшний день основной налог они не могут собрать, с тем чтобы сформировать свои бюджеты. Вот это то, когда говорит представитель комитета: а мы ещё немножко подождём, когда до 2009 года вот это всё, вся земля будет растащена по углам и, что называется, найдёт своих хозяев. Вот позиция комитета, вот позиция правительства, позиция, извините, государства в отношении поселенческих муниципальных образований. Считаю, что необходимо поддерживать этот законопроект. Нужно вернуть право поселениям распоряжаться землёй, на которой они живут, по крайней мере, чтобы они знали, что у них под носом может быть произведено, чтобы никто другой не мог ввести любые какие-то там производства, продать неизвестно кому эту землю или построить посредине села какой-нибудь коттеджный посёлок. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кондратенко Николай Игнатович. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Парламент наш явно болен. Патология, боюсь, может быть, до конца и неизлечимая теперь уже. Мы не хотим видеть реальную жизнь там, внизу, мы только делаем умозаключения здесь, наверху. Немало у нас в комитетах грамотных людей, но, как казаки говорили, дрюкованных мало. Мы оторвались полностью с вами от жизни! Будем рассматривать проект закона "О развитии сельского хозяйства". Я бы не вносил его до тех пор, пока весь парламент не выехал бы в деревню нашу российскую. Мы должны, коллеги, там побывать, мы должны увидеть трагедию крестьянства, вникнуть в неё. Мы заодно увидели бы и местное самоуправление - бессильное, деморализованное уже в значительной степени, потому что обязанности мы взвалили на него, на местное самоуправление, а права в руки не дали. Мы отобрали даже святое право распоряжаться землёй, пытаясь мотивацию найти, что это, мол, не ваша прерогатива и так далее. Да разве смысл управления в этом? Смысл состоит в том, что самыми подконтрольными, самыми, извините, честными будут местные органы. Почему? Да потому, что они на глазах у людей - раз скриводушничаешь, два скриводушничаешь, не тому землю выделил, решение не то принял, и считай, что ты сгорел. А когда дядя где-то распорядился, и в станице, в ауле, в деревне не понимают, почему он, дядя, такое решение принял, - это тёмный мрак, братцы. Я считаю, что это решение мы просто обязаны принимать. И ведь смысл управления ещё и в этом - пусть низовое звено решает, а вы, те, на кого взвалена ответственность, наверху сидящие, езжайте контролируйте низовое звено. Ведь контроль - это тоже форма управления, чтобы низовое звено не допускало отклонений от норм закона. Таковы нормы, в этом смысл, а не в том, что разделили: вот это федеральный уровень, вот это региональный, вот это местное самоуправление. Я уже говорил вам: да чихать простому человеку, для него это всё органы власти и он не делит и не способен понять смысл того дележа, который мы с вами затеяли, межи настроили. Потому люди недовольные! Мы с вами видим, как реализуется наше постановление по упрощению оформления дачных участков, видим, что всё по-старому идёт, очередь одна и та же, длинная очередь. И местные органы на юстицию жалуются... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Малышкин Олег Александрович. МАЛЫШКИН О. А. Полностью я, Николай Игнатович, согласен с вами. Вот вы говорите, а некоторые люди сидят и не понимают, о чём вы говорите. Они не понимают, что поселение - это такое же муниципальное образование и район муниципальный - это то же самое. И по Конституции они не подчиняются друг другу, и у них имущество определённое есть. И тут вот в 131-м законе - кто там принимал этот закон, я не знаю, вы, наверное, не принимали, но кто-то до этого созыва принимал это всё, - тут ясно и чётко написано, что и земля должна быть в поселении. И почему, когда я реализую эту землю на территории поселения, я должен что-то отдавать этому району муниципальному, которому не подчиняюсь? И почему сейчас финансирование идёт через муниципальный район? Это ради непрозрачности, правильно вы говорите, Николай Игнатович. Потому что, к примеру, если я получаю финансирование из субъекта на муниципальный район, на ремонт какой-то школы где-то там, в поселении, то кто там знает в каком-то поселении, сколько этих денег пришло? А если вот в поселение напрямую целиком пойдут эти деньги, тогда уже поселение будет знать, что Мыкола получил деньги на ремонт школы. И сколько же ты, Мыкола, израсходовал на эту школу? То есть появляется прозрачность. И чтобы этой прозрачности не было, вот это и затеяли: давайте мы ещё потихонечку какие-то имущественные права, какие-то полномочия оставим в муниципальном районе, а поселению давайте отдадим то, что нам негоже, - вот туалеты туда отдадим, вот туда отдадим сферу ЖКХ, пусть они там помучаются, а потом мы будем говорить, что они там ещё не готовы к реформе. Вот к этому идёт, чтобы легче было утащить денежку. Вот всё к этому идёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Попов Сергей Алексеевич. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Уважаемые депутаты, власть эффективно работает только тогда, когда решения принимаются на том минимальном уровне, на котором их можно принять. Предлагаемый законопроект направлен на это, именно поэтому его и следует принимать. Я думаю, что правительство и большинство депутатов "Единой России", которые, как я понимаю, собрались голосовать против, исходят из той ситуации, которая сложилась в Московской области, и ориентируются на такие населённые пункты, как Барвиха и близкие к ним территории. Вполне возможно, там нужно другое регулирование, что можно сделать во втором чтении. Но Россия, наша страна, гораздо больше, и поселений там гораздо больше, и, безусловно, в подавляющем большинстве регионов Российской Федерации нужно пользоваться теми нормами, которые нам предлагают амурские или челябинские законодатели, ведь они тоже не с Луны свалились и не ради себя, между прочим, работают, мол, отдайте нам это. Они говорят, что нужно приблизить управление к людям. А мы, когда постоянно говорим о том, что надо расширять права местного самоуправления, приближать его к людям, действуем прямо наоборот. Такова, к сожалению, политика партии "Единая Россия". Остальные партии, как я понимаю, в данном случае консолидировались и будут голосовать иначе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить с заключительным словом? Виноградову включите микрофон. ВИНОГРАДОВ Б. А. Я хочу поблагодарить всех, кто принял участие в обсуждении этих законопроектов, и хочу отметить, что, смотрите, все выступавшие поддержали депутата и законопроект. Я прошу вас поддержать и этот законопроект, Амурского областного Совета, и челябинский законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание у представителей правительства и президента высказаться? Нет. Ставится на голосование, на рейтинговое голосование, законопроект из пункта 34.1. Кто за то, чтобы принять его в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.) Сейчас ставится на голосование законопроект под номером 34.2. Кто за то, чтобы принять его в первом чтении? Прошу проголосовать. Прошу показать результаты голосования по пункту 34.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 49 мин. 30 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1% За - 94. Покажите результаты голосования по пункту 34.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 49 мин. 59 сек.) Проголосовало за 96 чел.21,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 97 чел. Не голосовало 353 чел.78,4% За - 96. Ещё раз ставится на голосование законопроект под номером 34.2. Кто за принятие его в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 50 мин. 43 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 99 чел. Не голосовало 351 чел.78,0% Результат: не принято Не принято.