Заседание № 131
О проекте федерального закона № 337373-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения административной ответственности за неисполнение отдельных требований по распространению рекламы в сети "Интернет").
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Александр Павлович Тетердинко, пожалуйста. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет рекомендует его принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, мы критиковали законопроект в первом чтении, он лучше не стал. К сожалению, не были приняты вполне приличные поправки депутата Гартунга, поправки Шеремета, Птицына и Захарова. Мы не поддержим законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы не будем поддерживать этот законопроект, и вот по каким причинам. Вот только что мы рассматривали пункт 6 повестки дня: представитель комитета, когда отвечал на вопрос, сказал, что, посмотрите, мы же разные формы ответственности применяем, от штрафа в 500 рублей до административного ареста, в зависимости от тяжести нарушения. Когда я то же самое предложил по пункту 7 во втором чтении, мне представитель комитета сказал: это коррупционноёмкая поправка. Оказывается, что если вы можете давать судье право в зависимости от тяжести правонарушения выносить разные решения, от предупреждения до большого штрафа, то это коррупционноёмкая поправка, а вот если вы за любую оплошность, за любую запятую будете штрафовать организацию, представляющую документ с такой ошибкой, на 500 тысяч, это не коррупционноёмкая поправка, оказывается. Оказывается, проводить закупки у взаимозависимых лиц без проведения конкурентных процедур - это не коррупционноёмкая поправка, это норма закона, которая не содержит коррупционной составляющей, а вот эта поправка... Тогда у нас весь Уголовный кодекс, все статьи можно относить к коррупционноёмким, потому что у нас там через запятую перечисляется, в зависимости от тяжести есть и предупреждение, и небольшой штраф, и вплоть до административного ареста за то же хулиганство, например, - через запятую. Пожалуйста, сколько хотите можно. Мне вообще непонятно, почему комитет таким образом поступил. Мы с председателем комитета обсуждали этот вопрос - в принципе никакой, скажем так, изжоги по этому поводу нет. Это общепринятая практика в других нормах нашего законодательства, но почему-то в этом случае эта поправка не нашла, скажем так, должного понимания. Мне кажется, что если вы подаёте документы и там какая-то незначительная ошибка, если вы ошиблись первый раз, потому что это новая норма, раньше она не применялась в законодательстве, ошибки вполне возможны, то за простую ошибку вполне можно предусматривать предупреждение. Точно так же, как если, например, вы подаёте в Пенсионный фонд сведения о персонифицированном учёте, которые не несут никакой, скажем так, нагрузки, - там тоже можно было бы предусматривать просто предупреждение. У нас, к сожалению, сразу штрафы. Мы такого рода законопроект поддержать не можем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тетердинко Александр Павлович, пожалуйста. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, здесь камень в огород комитета был Валерием Карловичем запущен, поэтому хочу ответить. Вот мы рассматривали предыдущий законопроект, 6-й вопрос, - посмотрим диспозицию нормы, там указано: нарушение положений федерального законодательства по вопросам военного положения. Положения эти могут быть разные, и, соответственно, нарушения могут быть разные, могут иметь разную степень общественной опасности, разные совершенно последствия. Если мы говорим о диспозиции статей в рамках данного законопроекта, который мы сейчас рассматриваем, 7-й вопрос, то тут достаточно понятные формальные составы. Например, непредставление оператором рекламы необходимых сведений в соответствующие контролирующие органы. То есть либо ты их предоставил, тогда нет нарушений, либо ты их не предоставил, тогда нарушения есть. Поэтому о каком предупреждении здесь может идти речь? Если ты нарушил, ты должен привлекаться к административной ответственности, и тут тяжесть всегда будет одинаковая для такого состава, не может быть так, что одну информацию он не предоставил - это менее тяжкий состав, а другую информацию он не предоставил - это более тяжкий состав. Поэтому в этой части по данному законопроекту, конечно... Тем более, что вилка начиналась от предупреждения, то есть вообще фактически правонарушитель не карался бы, поэтому, конечно, комитет посчитал, что это коррупционноёмкие предложения у Валерия Карловича были, поэтому эти поправки были отклонены. Комитет рекомендует в третьем чтении законопроект принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 7. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 10 мин. 58 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 14 чел.3,1 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Принимается в третьем чтении. По ведению? Это ошибочно, Тетердинко? Ошибочно. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. А у меня не ошибочно. Уважаемый Александр Дмитриевич, ну, насколько я понимаю, все, кто выступает по мотивам, должны записываться по мотивам. Обращаю ваше внимание на то, что последний оратор не записывался по мотивам, вот. Это первое. А второе, он высказал сейчас под стенограмму заявление о том, что комитет признал мои поправки коррупционноёмкими, вот. Мне хотелось бы на этом заострить внимание и получить соответствующее решение комитета, а если нет такого решения комитета, тогда прошу вас сделать замечание депутату за распространение недостоверной информации, вот. А если есть такое, то, пожалуйста, комиссия по этике должна рассмотреть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коррупционноёмкий - это не обвинение в коррупции, так что здесь путать не надо одно с другим.
Заседание № 130
О проекте федерального закона № 337373-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения административной ответственности за неисполнение отдельных требований по распространению рекламы в сети "Интернет").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Александр Павлович Тетердинко. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К данному законопроекту поступило пять поправок. Из них две поправки включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию. Эти поправки направлены на установление того, что данный федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года. Данная норма включается в законопроект по просьбе представителей рекламной индустрии, с тем чтобы рынок успел к данным изменениям адаптироваться. Три поправки включены в таблицу поправок № 2, рекомендованных к отклонению. Комитет предлагает обе таблицы, № 1 и № 2, утвердить и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 10 сек.) Проголосовало за 266 чел.59,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 284 чел. Не голосовало 166 чел.36,9 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Гартунг Валерий Карлович. Ещё есть вопросы? Микрофон депутату Гартунгу включите, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Коллеги, прошу вынести на отдельное голосование поправки 1 и 3 из таблицы поправок, рекомендованных к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 1 и 3. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 1 и 3. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 55 сек.) Проголосовало за 265 чел.58,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 282 чел. Не голосовало 168 чел.37,3 % Результат: принято Принимается. Переходим к рассмотрению поправок 1 и 3. Включите микрофон депутату Гартунгу Валерию Карловичу. Раздельно будете? ГАРТУНГ В. К. Раздельно, да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по поправке 1. ГАРТУНГ В. К. Поправка 1. В поправке 1 я предложил ввести норму о предупреждении. Дело в том - если вы прочитаете текст законопроекта, то поймёте, - что за любое, даже незначительное искажение информации, за техническую ошибку, предлагается штраф от 200 до 500 тысяч рублей. Такие же штрафы у нас действуют, например, в случае рекламы в день траура - от 200 до 500 тысяч, в случае рекламы онлайн-казино - от 100 до 500 тысяч, и за технические ошибки при предоставлении документов тоже предлагается штраф до 500 тысяч рублей. Я предложил всё-таки вписать сюда через запятую предупреждение, если это неумышленная ошибка и незначительная. Ну, понятно, что наказывать за непредоставление информации можно, если умышленно не предоставляется информация, но это разные вещи. Ну и потом, по-любому, штрафовать на 500 тысяч за непредоставление информации, то есть приравнивать это к другим деяниям, которые действительно наносят ущерб, конечно же, неправильно, поэтому я предлагаю сделать максимум 200 тысяч. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Александр Павлович. Мнение комитета. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемые коллеги, если мы посмотрим данную поправку коллеги Гартунга, то увидим, что по разным составам он предлагает ввести вилку: либо предупреждение, либо штраф, по некоторым составам штраф доходит до 300 тысяч рублей. То есть предлагается либо предупреждать, либо штрафовать на сумму до 300 тысяч рублей. По мнению комитета, конечно же, такое формулирование нормы вводит коррупционные риски. Комитет возражает против принятия данной поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 1. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 26 сек.) Проголосовало за 23 чел.5,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 23 чел. Не голосовало 427 чел.94,9 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Поправка 3 - Валерий Карлович Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очень жаль, что у нас депутаты не хотят вникать в суть вопроса, ну да бог вам судья! У нас есть закон "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", где указано: "Положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после опубликования". До 1 сентября, которое сейчас предлагается в проекте закона, и в поправке принятых это есть, вы можете посчитать, девяноста дней не пройдёт, и это значит, что мы заранее нарушаем действующее законодательство. В моей поправке предлагается с 1 января 2024 года. Таким образом, мы соблюдаем действующее законодательство. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемые коллеги, Государственная Дума уже проголосовала за поправки, которые устанавливают, что законопроект вступит в силу с 1 сентября текущего года, поэтому данную поправку Гартунга комитет не поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 3. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 03 сек.) Проголосовало за 77 чел.17,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 77 чел. Не голосовало 373 чел.82,9 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 29 сек.) Проголосовало за 280 чел.62,2 % Проголосовало против 17 чел.3,8 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 122
О проекте федерального закона № 337373-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения административной ответственности за неисполнение отдельных требований по распространению рекламы в сети "Интернет").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Антона Вадимовича Горелкина. Пожалуйста. ГОРЕЛКИН А. В. И снова здравствуйте, уважаемые коллеги! В 2022 году в законодательстве о рекламе произошли серьёзные изменения, касающиеся рынка интернет-рекламы. Долгое время этот сегмент не регулировался, был непрозрачным, что создавало значительные сложности и злоупотребления. После внесения поправок в Федеральный закон "О рекламе" появился единый реестр интернет-рекламы, который ведёт Роскомнадзор и в котором содержится информация обо всех рекламных объявлениях в Сети и обо всех участниках цепочки распространения рекламы: это и рекламодатель, и рекламное агентство, и рекламораспространитель, и оператор рекламных данных - все они несут ответственность за полноту, достоверность, актуальность и своевременность представления информации в Роскомнадзор. Настоящим законопроектом предусматриваются административные меры ответственности за неисполнение рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламной системы, оператором рекламных данных всех этих обязанностей и требований. Предлагается ввести административные штрафы для граждан в размере до 100 тысяч рублей, для должностных лиц - до 200 тысяч рублей, для юридических лиц - до 700 тысяч рублей. Предполагается, что составлять протоколы по указанным правонарушениям и рассматривать административные дела будут должностные лица Роскомнадзора. Считаем, что предлагаемые меры позволят поправкам, которые были приняты ещё два года назад, работать эффективно, сделают рынок интернет-рекламы прозрачным и понятным как для государства, так и для отрасли, помогут бороться с мошенническими схемами, которые реализуются в Интернете при помощи рекламы. Отмечу, что запрос на введение административной ответственности за нарушения в работе с единым реестром интернет-рекламы исходит от самой индустрии. Коллеги заинтересованы в установлении общих правил для всех игроков рынка, потому что сегодня кто-то соблюдает, кто-то не соблюдает. На законопроект получен официальный отзыв правительства. Правительство поддерживает законопроект при условии его доработки с учётом изложенных в официальном отзыве замечаний. Эти замечания уже учтены во внесённом тексте законопроекта. Прошу уважаемых коллег поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Александра Павловича Тетердинко. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет концептуально поддерживает данный законопроект. Вместе с тем хотелось бы отметить, что в комитет поступило достаточно большое количество предложений о доработке данного законопроекта от целого ряда организаций, которые занимаются интернет-рекламой, в том числе достаточно крупных организаций. В частности, в данных предложениях отмечено, что отрасль интернет-рекламы за последний год оказалась в достаточно сложном положении: прежде всего, ушли крупнейшие рекламодатели, кроме того, обязательные требования по маркировке интернет-рекламы вступили в силу менее года назад, 1 сентября 2022 года, и рынок к данным требованиям до сих пор ещё не адаптировался полностью, находится в процессе адаптации. Поэтому комитет полагает возможным при подготовке данного законопроекта ко второму чтению дополнительно обсудить вопрос о сроке вступления в силу данного закона, чтобы всё-таки, может быть, рынку дать больше времени для адаптации к новому законодательному регулированию. Концептуально, повторяю, комитетом данный законопроект поддерживается. Комитет рекомендует принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Антон Вадимович, вы предлагаете ввести ответственность - а состоялось ли изучение того, почему не исполняется обязанность, за неисполнение которой мы хотим ужесточить ответственность? Дело в том, что разные, так скажем, слухи ходят вокруг этих наших нововведений, которые мы два года назад ввели. Связано ли исполнение обязательств по реестру с какими-либо финансовыми нагрузками для субъектов этой деятельности? Вот ко мне обращались, говорили, что СМИ вынуждены платить за то, чтобы разместить информацию в этом реестре. Вот либо развейте слухи, либо... Если вы проводили анализ того, почему в действительности не исполняется, то свою версию приведите. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо большое за вопрос. Да, сегодня на рынке сложилась ситуация, когда некоторые компании исполняют, некоторые не исполняют. Собственно, внесение законопроекта и продиктовано необходимостью того, чтобы все работали по единым стандартам, по единым нормам, не допуская злоупотреблений и не создавая недобросовестную конкуренцию. Конечно, я понимаю опасения игроков рынка. Долгие годы, десятилетиями рынок интернет-рекламы был крайне непрозрачным, и эта непрозрачность позволяла довольно неплохо зарабатывать. О чём я говорю, уважаемые коллеги? Простая ситуация (я думаю, те, кто работает на рекламном рынке, очень хорошо понимают, о чём я говорю). Например, компания заказывает полтора миллиона показов на каком-то интернет-сервисе. В реальности это не полтора миллиона, например, а 10 тысяч показов, и это никак не учитывается, а деньги перечислены, естественно, за полтора миллиона показов. Потом эти деньги, собственно, уходят в чёрный нал. Это одна из схем, которые на рекламном рынке процветают, процветали и отчасти процветают. Именно поэтому, коллеги, некоторые крупные компании инициировали обращения. Если ты работал десятилетиями по определённым стандартам, конечно, не нравится, когда рекламный рынок становится цивилизованным, понятным и прозрачным, потому что там, конечно, и уход от налогов, и так далее, много всего там, честно говоря, происходит. Что касается сроков вступления. Да, Роскомнадзор действительно оказывает сегодня большую консультационную поддержку компаниям, но я поддерживаю комитет в том, что, конечно, нужно отсрочить, дать коллегам, дать нашим уважаемым компаниям, ответственным участникам рынка время для осознания новой реальности и подготовки к ней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю. Вопрос Горелкину Антону Вадимовичу. Когда отсутствует маркировка - здесь всё понятно, а закон предусматривает ответственность за ошибки в маркировке. Вот оператор неверно промаркировал рекламу, а за каждый случай штраф до 700 тысяч рублей. Естественно, оператор будет перестраховываться и всякими путями пытаться уйти от этой ситуации. Подскажите, вот кто должен быть арбитром в таких конфликтных ситуациях? Как решать эти конфликтные ситуации? Если каждый раз через суд, то это будет огромное количество судебных дел. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Уважаемый Олег Юрьевич, очень хороший вопрос. Мы с Роскомнадзором обсуждали такие ситуации. Конечно, таким третейским судьёй, арбитром должно быть наше ведомство, регулятор, и меня заверили, что будет индивидуальный подход, разъяснения, предупреждения. Вы знаете, у нас инспекторы ГИБДД, например, не часто любят предупреждать, а сразу штрафуют. Вот лично для меня, как для автора, важно, чтобы всё-таки ведомство, если эти ошибки, например, допущены не намеренно, а просто у сотрудников конкретной компании недостаточно компетенции или они ещё обучаются новой системе, конечно же, применяло предупреждения, разъяснения, консультации. И я, как один из авторов законопроекта, буду очень внимательно следить за этой ситуацией. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня тоже к Антону Вадимовичу вопрос. Уважаемый Антон Вадимович, первое, будет ли распространяться в данном случае ответственность на политическую рекламу, которая будет размещаться на специальных сервисах, не на специальных сервисах, на наших сайтах, сайтах региональных отделений, предположим, политической партии? И второй момент, что касается мелких рекламодателей. Я понимаю, что крупные, кто в этом плавает, кто в этом ориентируется, приблизительно представляют все риски, как это сделать, а вот те, кто рекламирует, грубо говоря, произведённое своими руками, кто-то там собак выгуливает, кто-то ещё что-то делает... По сути, это тоже реклама, по сути, её тоже надо проводить через оператора, тоже надо маркировать, тоже надо считать. Но вот таких людей даже не тысячи, их, наверное, сотни тысяч сегодня в России, тех, кто занимается таким маленьким, мелким бизнесом. Будут ли они подпадать? Там для физического лица тоже приличные штрафы - 35 тысяч, 50 тысяч, - и будет не очень приятно за рекламу, я не знаю, какой-нибудь вещи, изготовленной своими руками, на своём сайте либо на дружественном получить такой штраф. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антону Вадимовичу Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Ну, что касается политической рекламы. До появления единого реестра интернет-рекламы мы видели довольно большое количество злоупотреблений. Например, мы видели портреты известных политических деятелей, размещённые вполне официально на интернет-сервисах, которые вели на сайт, где предлагалось отдать какие-то деньги, собственно, некая компиляция политических историй и мошеннических. Вот с появлением единого реестра ситуация заметно оздоровилась, потому что благодаря этому реестру Роскомнадзор... А мошенники вынуждены пользоваться также этой системой. Конечно, они, скорее всего, дают какие-то фейковые ИНН и так далее, но при этом, если раньше Роскомнадзор не видел вот эти странные какие-то политические... странную политическую рекламу и реагировал исключительно в заявительном порядке, когда был какой-то сигнал, то сейчас благодаря реестру регулятор видит и активно работает, видит в реестре сомнительную рекламу, передает её в правоохранительные органы, и уже сегодня такое взаимодействие стало эффективным. Что касается бизнеса, конечно, профессионалы - а это прежде всего рекламные агентства, рекламные компании - в этом разбираются. Но, когда я обсуждал законопроект с Роскомнадзором, меня заверили, что всё-таки к тем, кто это сделал ненамеренно, ошибся, конечно, никто не будет применять драконовских мер. И цель и настрой ведомства - не оштрафовать во что бы то ни стало, а именно навести цивилизованный порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Павлович, спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте. КУРИННЫЙ А. В. Я, может быть, просто уточню, потому что на вопрос ответа так и не последовало. Политическая реклама может осуществляться в том числе и в рамках избирательной кампании, и с неспециализированных, скажем так, рекламных площадок, и со специализированных рекламных площадок. Распространяется на неё действие этого закона или не распространяется? В законе "О рекламе" написано, что вроде не распространяется, но ничего другого взамен не создано. Может быть, в заключительном слове автор ответит? Ну и второй момент - то, что, там, заверили в Роскомнадзоре... То есть автор законопроекта обращается в Роскомнадзор, чтобы его заверили, как будет исполняться закон, - наверное, это не совсем нормально. Хотелось бы тоже пояснение получить по тем людям, которые занимаются сегодня своими мелкими делами, своим бизнесом, которые проводят в принципе, ну, рекламные акции какие-то даже, в том числе на своих страницах, в аккаунтах и тому подобное. Будет ли на них, учитывая, что там не тысячи, и не десятки тысяч, и не сотни тысяч обращений, распространяться ответственность? Возможно, их могут оштрафовать, и если мы с вами заложим такую большую бомбу под вот этих мелких предпринимателей, которые вдруг начнут получать пачками сначала соответствующие предупреждения, а со второго раза - штрафы, ещё раз говорю, в десятки тысяч рублей, то это будет не совсем здорово. Они формально тоже занимаются рекламой, они формально тоже размещают информацию о своём бизнесе, о своём товаре, но такого доступа, чтобы были миллионы просмотров, у них, конечно, нет. А по правилам, которые сейчас законопроектом предусмотрены, получается, что это не зависит от того, сколько у них посетителей на странице, сколько людей оценивают их рекламу, сколько смотрят. Вот развейте эти сомнения, если получится, в заключительном слове. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич. На рабочем месте включите микрофон. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, я тоже, как и Алексей Владимирович, не вполне, так скажем, удовлетворён ответом. Я хочу обратить ваше внимание, что данный законопроект и тот закон, о котором шла речь, который уже действует, вот об этом реестре, затрагивают, являются очень чувствительными в первую очередь для средств массовой информации, которые сегодня, хочу обратить ваше внимание, переживают далеко не лучшие времена. Вообще, сегодня у нас в стране кризис средств массовой информации, именно экономический кризис. Это связано с тем, как они переживают санкции, как они переживают общее падение экономической активности и так далее. Так вот о чём идёт речь? Речь идёт о том, что если мы сейчас вводим ответственность за неисполнение, то мы как бы вводим новый механизм принуждения, для того чтобы они декларировали свою рекламу в этом реестре, а цели по сути, конечно, благие, потому что мы с вами хотим уйти от теневой рекламы, от вот этого теневого бизнеса, от джинсы, от всего остального и заставить их, так скажем, легально всё это делать. Это всё правильно, но неисполнение связано с тем, как это реализуется у нас, на мой взгляд. Я потому и спросил у коллег, которые проектировали этот закон, общались ли они со средствами массовой информации по этой части. И если нет, то у меня большая просьба всё-таки вот эту тему перед вторым чтением обсудить со средствами массовой информации, услышать их, они, может быть, ещё больше поправок дадут к этому законопроекту и вообще в целом к этой концепции. По моей информации, речь идёт о том, что для внесения сведений в этот единый реестр средства массовой информации сегодня принуждают платить деньги, потому что существует некий оператор, который является монополистом. И в общем-то, средства массовой информации в той ситуации, в которой они сегодня оказались, считают это несправедливым. Они не согласны с механизмом, который им предлагается, - не с самой идеей выведения, скажем так, этого бизнеса из тени, а вот именно с самой реализацией. И хотелось бы, чтобы мы с вами обратили на это внимание, потому что сегодня отрасль средств массовой информации важна как никогда, и нам с вами очень важно не погубить особенно те средства массовой информации, которые ведут независимую информационную политику и выживают в тех условиях, которые сейчас есть. Потому что, если мы останемся только со СМИ, которые финансирует государство, мы с вами придём к тому, от чего уже уходили, - мы с вами уходили от того, что была монополия на правду, а такого быть не должно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово докладчика. Антон Вадимович Горелкин, пожалуйста. На рабочем месте включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Уважаемые коллеги! Прежде всего, Алексей Владимирович, прошу прощения, может быть, я был неправильно понят или недостаточно пояснил ситуацию с предпринимателями, с мелким и средним бизнесом. Я хочу подчеркнуть, что под регулирование не попадает собственная реклама, размещённая у себя, вот это под регулирование не попадает. Что касается монополизации - нет, оператор не является монополистом. Насколько мне известно, ну, можно посмотреть на сайте Роскомнадзора, сегодня семь операторов рекламных данных проводят большую работу как раз по наведению порядка и прозрачности данных, которые они потом передают в Роскомнадзор. У них собственные программные решения, интерфейс и так далее. Это большая техническая работа, и никакой монополизации здесь нет и быть не может. А что касается... я понимаю коллег, у которых вызвали вопросы штрафы для физических лиц до 100 тысяч рублей. Но под штрафы подпадут те физические лица, которые, собственно, занимаются мошенничеством, манипулируют рекламой, размещают рекламу с целью каких-либо манипуляций, а добросовестные предприниматели, конечно же, не пострадают. Спасибо большое, коллеги. Прошу поддержать. И конечно, буду благодарен за предложения по модернизации законопроекта ко второму чтению. Но одно я точно готов подтвердить и поддержать: мы готовы перенести сроки вступления в силу и понимаем обеспокоенность бизнеса. Спасибо за внимание, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 46 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 12 чел.2,7 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.