Заседание № 131

20.06.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 337250-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за незаконное использование иностранных мессенджеров).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2524 по 2549 из 7268
5-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс            
Российской Федерации об административных правонарушениях".                      
                                                                                
Александр Павлович Тетердинко, пожалуйста.                                      
                                                                                
ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!             
Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, подготовлен для принятия в      
третьем чтении. Комитет рекомендует принять его в третьем чтении.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.      
                                                                                
Ставится на голосование проект закона.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7 %                                    
Проголосовало против           14 чел.3,1 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в третьем чтении.                                                   

Заседание № 130

14.06.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 337250-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за незаконное использование иностранных мессенджеров).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3386 по 3429 из 6204
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс          
Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает          
Александр Павлович Тетердинко.                                                  
                                                                                
ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемые коллеги, здесь поступила одна поправка, она носит    
редакционный характер. Комитет рекомендует таблицу поправок № 1 принять и       
принять законопроект во втором чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 36 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              346 чел.76,9 %                                    
Проголосовало против           10 чел.2,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    356 чел.                                          
Не голосовало                  94 чел.20,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 36 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              346 чел.76,9 %                                    
Проголосовало против           15 чел.3,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.19,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                

Заседание № 122

18.05.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 337250-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за незаконное использование иностранных мессенджеров).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2830 по 3130 из 5469
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс           
Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Антона        
Вадимовича Горелкина.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В декабре прошлого года      
президент подписал поправки в закон "Об информации, информационных              
технологиях и о защите информации", которые были направлены на защиту           
персональных данных и финансовой информации граждан России. Был                 
законодательно установлен запрет для государственных органов и банков           
передавать юридически значимую информацию, как я уже сказал, - и персональные   
данные, и финансовую информацию - через иностранные платформы обмена            
сообщениями, то есть мессенджеры.                                               
                                                                                
В целях пресечения возможных нарушений, несоблюдения установленных запретов     
предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях               
соответствующей статьёй. За указанные нарушения предлагается ввести             
административный штраф для должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч          
рублей, для юридических лиц - от 100 до 700 тысяч рублей. Полномочиями по       
рассмотрению дел об административных правонарушениях предлагается наделить      
судей, а по составлению протоколов по ним - должностных лиц нашего              
регулятора, Роскомнадзора.                                                      
                                                                                
Логика законопроекта соответствует нормативному вектору суверенизации           
цифровых институтов и требованию соблюдения ими важнейших положений             
российского законодательства. Мы не должны допустить, чтобы чувствительные      
данные фактически предоставлялись нашими государственными структурами и         
банками в иностранные юрисдикции. Я думаю, мы все это хорошо понимаем. Важно    
защитить наших граждан. Рассчитываем, что усиление ответственности за           
нарушение этих норм также создаст положительный эффект для развития             
отечественных мессенджеров, отечественных платформ обмена сообщениями. И        
кстати, это уже происходит.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, на законопроект получен положительный отзыв правительства.   
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Александра Павловича Тетердинко.                                       
                                                                                
ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет концептуально        
данный законопроект поддерживает. Есть одно замечание. Мы обращаем внимание,    
что диспозиция проектной статьи носит отсылочный характер без указания на       
конкретные случаи и круг лиц, на которых будет распространяться                 
административная ответственность, поэтому при доработке законопроекта во        
втором чтении будем с авторами обсуждать вопрос о целесообразности уточнения    
всё-таки этой нормы, с тем чтобы в сам КоАП имплементировать норму положений    
частей 8 и 9 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных       
технологиях и о защите информации". Данное замечание не влияет на возможность   
принятия законопроекта в первом чтении. Концептуально, ещё раз повторю,         
комитет его поддерживает и рекомендует Государственной Думе принять его в       
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть.                                    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня к Антону Вадимовичу вопросы.                              
                                                                                
Антон Вадимович, буквально 2 мая был утверждён соответствующий список           
запрещённых мессенджеров, туда попали Viber, WhatsApp, "Телеграм", то есть      
практически все мессенджеры, которые сегодня широко используются российскими    
гражданами. Какой есть российский аналог? Это раз.                              
                                                                                
И второе. Можете ли вы всё-таки чётко прояснить условия, когда будет            
наступать административная ответственность? Потому что отсылка идёт к нормам    
соответствующего профильного закона, а там речь идёт о широком, скажем так,     
варианте. Это и оказание услуг соответствующими государственными органами,      
это и, я так понимаю... Переписка чиновников в WhatsApp будет подпадать под     
наказание в соответствии с этим законопроектом или, может быть, что-то другое   
подразумевается? Проясните, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горелкину включите микрофон.                              
                                                                                
ГОРЕЛКИН А. В. Алексей Владимирович, да, действительно, в реестр                
Роскомнадзора, если мне не изменяет память, попало девять мессенджеров,         
иностранных мессенджеров. В основном это американские мессенджеры, но есть      
ещё мессенджеры Люксембурга и ещё ряда стран. Аналоги российские, безусловно,   
есть. Например, "VK Мессенджер", "Яндекс. Мессенджер". Например, "VK"           
довольно неплохо сегодня развивается, туда приходит аудитория, и перспективы    
там достаточно хорошие.                                                         
                                                                                
Что касается того, на кого это распространяется. Ну, как сказано в 149-м        
законе, это банки и государственные органы в рамках выполнения                  
государственного контракта, муниципального контракта. Если говорить о банках,   
то это финансовая информация. Основание для штрафа, на мой взгляд, например,    
загрузка юридически значимой информации, финансовой информации на сервер        
иностранной платформы. Потому что очевидно же, что, когда идёт обмен            
сообщениями, информация так или иначе загружается на сервер, и иностранная      
специальная служба - и об этом открыто говорят даже некоторые спикеры и         
руководители некоторых иностранных компаний, - иностранная спецслужба,          
конкретно американская спецслужба, может видеть определённую информацию на      
сервере иностранной платформы, которая находится в её юрисдикции. Поэтому       
государственные служащие должны очень внимательно подходить к своей             
коммуникации, рабочей коммуникации. Я надеюсь, что наши государственные         
служащие - это мыслящие люди и понимают, какая информация может быть            
чувствительной и интересной для иностранных спецслужб. Здесь очень важно,       
чтобы наши государственные ведомства внимательно относились к соблюдению норм   
законодательства.                                                               
                                                                                
Что касается граждан, физических лиц, их коммуникация, как и следует из         
149-го закона, не подпадает под регулирование. Личная коммуникация              
государственных служащих также никоим образом не подпадает под регулирование    
этого закона.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич.                                 
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Александр Дмитриевич, вопрос докладчику.                                        
                                                                                
Уважаемый Антон Вадимович, скажите, пожалуйста, с учётом современных            
технологий есть какое-то автоматическое предупреждение наших граждан, что при   
совершении тех или иных действий на них будет наложен штраф? Чтобы людям было   
понятно, о чём идёт речь, чтобы не вводить их в заблуждение.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горелкину включите микрофон.                              
                                                                                
ГОРЕЛКИН А. В. Михаил Сергеевич, как я уже сказал, на граждан, которые не       
работают в государственных структурах, это регулирование не распространяется.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Новиков Владимир Михайлович.                              
                                                                                
НОВИКОВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Я продолжу вопрос коллеги Шеремета.                                             
                                                                                
Вот скажите, пожалуйста, если мы говорим про иностранные спецслужбы,            
существует ли сегодня у них техническая возможность, допустим, зайти в наш      
сотовый телефон, от нашего имени отправить какую-то информацию и потом          
сделать так, чтобы, ну, никто не знал, что они заходили, закрыть это дело и     
всё? Кто потом будет доказывать, кто эту информацию отправил, - человек или     
какая-то иностранная спецслужба? И какая ответственность вот в данной           
ситуации будет?                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горелкину включите микрофон.                              
                                                                                
ГОРЕЛКИН А. В. Владимир Михайлович, в частности, американские компании -        
производители телефонов, безусловно, никак не афишируют удалённый функционал,   
который так или иначе они могут использовать под давлением их спецслужб. Но,    
по экспертным оценкам, безусловно, компания-производитель может удалённо        
воздействовать на любое устройство, произведённое ею же. Очевидно, что такая    
возможность существует. Ну а конкретно - вы говорили о конкретной ситуации -    
я не готов это комментировать. В общем-то, поскольку удалённый функционал они   
могут применять, мы доподлинно сегодня не знаем.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Антон Вадимович, вы отчасти ответили, тем не менее хотелось    
бы, чтобы вы уточнили. Я хочу спросить по поводу наших детских садов, школ.     
Учредителями данных организаций являются муниципалитеты, то есть органы         
власти. Группы достаточно активные - ну, вы сказали, что физические лица под    
ответственность не попадают, - у нас очень много чатов, где в том числе и       
родители, и педагоги, которые между собой перекидывают всякую информацию. В     
связи с этим педагоги просили меня спросить, будут ли школы, садики, вот        
педагоги, родители, которые активно используют, предположим, группы WhatsApp    
(а это иностранный мессенджер), попадать под ответственность?                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горелкину включите микрофон.                              
                                                                                
ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо, Андрей Геннадьевич, за вопрос. Этот вопрос мы           
обсуждали ещё на этапе разработки законопроекта. Если учителя не                
подрабатывают в государственных учреждениях, не оказывают услуги по             
муниципальным госконтрактам - а я уверен, что они этого не делают, они учат     
детей, - то, соответственно, конечно же, они не подпадают под регулирование     
этого закона, как и общающиеся в чатах.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Швыткин Юрий Николаевич.                                  
                                                                                
ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
У меня вопрос к Антону Вадимовичу.                                              
                                                                                
Антон Вадимович, вопрос такой. Как часто бывает у нас - как, например, с        
законом о тишине, - принимаем закон, а потом возлагаем составление              
административных протоколов на каких-нибудь специалистов, сотрудников, и они    
просто зашиваются, вал и так далее. Я думаю, что этот законопроект родился не   
сегодня и, наверное, был проведён соответствующий анализ. В связи с этим у      
меня вопрос: насколько сотрудники Роскомнадзора готовы справиться на местах с   
количеством поступающих данных о нарушениях, возможных нарушениях?              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горелкину включите микрофон.                              
                                                                                
ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо большое за вопрос. Наш Роскомнадзор - это такой          
суперрегулятор, суперведомство, для которого вот эти функции, которыми мы их    
наделяем, хорошо знакомы и понятны. Очевидно, что контроль будет                
осуществляться исходя из заявительного порядка либо Роскомнадзор увидит,        
например, в Сети скрин какой-нибудь переписки, где очевидны нарушения, то       
есть он будет пользоваться всеми доступными открытыми источниками. Понятно,     
что в телефон он не залезет ни к кому, пользоваться будут открытыми данными.    
Но ведомство, его сотрудники имеют большой опыт работы в этом направлении, и    
я уверен, что у них всё получится.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович.                              
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
На мой вопрос ответ прозвучал. Спасибо.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть.                   
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. С места.                                    
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Вот как раз в продолжение этих вопросов и ответа Антона Вадимовича о том, что   
Роскомнадзор у нас справится с тем, что тысячи, может быть, сотни тысяч         
аккаунтов будут под контролем у него. У меня, знаете, сразу и вопрос, и         
информация. Я даже вот сегодня подготовил депутатский запрос в адрес главы      
Следственного комитета, главы Сбербанка, возможно, и в ФСБ надо запрос          
направить. Вот он касается огромного количества фейковых аккаунтов. Уже месяц   
наши журналисты, Маргарита Симоньян например, наши известные военкоры,          
Сладков например, Сергей Михеев, бьют в набат, говорят: прекратите доверять     
вот таким фейковым аккаунтам, которые создаются якобы от лица известных         
людей! Мало того что на этих созданных фейковых аккаунтах - а там сотни тысяч   
подписчиков, ну, простые, доверчивые люди попадаются - действительно день ото   
дня появляются провокационные заявления, которые однозначно пишут наши враги,   
там ещё осуществляется сбор средств. Огромные средства, миллионы собираются,    
и я не исключаю, что эти деньги направляются на помощь как раз бандеровцам.     
Так вот где тогда, получается, эта армия профессиональных, как вы говорите,     
роскомнадзоровцев, других надзоровцев, других спецслужб, которые откровенных    
врагов сегодня не могут остановить, не могут заблокировать? Там указываются     
счета Сбербанка - вот почему я в том числе буду обращаться к Грефу. Давайте     
разберёмся вот с этими бедами и с этими проблемами - вражескими атаками, а      
потом, может быть, будем контролировать миллионы и миллионы наших сограждан!    
                                                                                
Вот вопрос у меня. Если можно, в заключительном слове прокомментируйте,         
почему вот эти откровенные атаки на десятки, на сотни наших известных людей     
не останавливаются, не возбуждаются дела, не пресекается это, не закрываются    
счета, не возвращаются эти средства и подрывается вера наших граждан в то,      
что вообще можно вот таким образом помогать, собирать какие-то средства,        
направлять на какие-то счета? Это абсолютное вредительство и, я считаю,         
преступная халатность вот тех, кто за этим уже сегодня должен наблюдать и       
пресекать это.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента будет выступать?                 
Правительства? Нет.                                                             
                                                                                
Заключительное слово докладчика.                                                
                                                                                
Пожалуйста, Горелкину включите микрофон.                                        
                                                                                
ГОРЕЛКИН А. В. Уважаемые коллеги, ну, с тем, о чём говорил Олег Анатольевич,    
нужно разбираться в рамках другого законопроекта.                               
                                                                                
Что касается нашего законопроекта, то мы готовы ко второму чтению его           
доработать, ждём предложений от коллег.                                         
                                                                                
Мы видим, что реализация закона, который был принят в прошлом году, уже         
оказывает позитивный эффект на развитие отечественных сервисов. В частности,    
один крупный банк, который в прошлом году развивал свой функционал на базе      
иностранного мессенджера, перешёл на отечественные решения, на отечественный    
мессенджер и привлекает аудиторию уже на отечественные решения, на              
отечественную платформу, и это очень хорошо. Зачем нашим банкам в текущих       
условиях вкладываться в развитие иностранной цифровой инфраструктуры? Нам       
необходимо с учётом тех вызовов, которые стоят перед нами, перед страной,       
развивать отечественную цифровую инфраструктуру, и законопроект направлен в     
том числе на это.                                                               
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо, коллеги.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Нет.                                         
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",   
пункт 15.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              360 чел.80,0 %                                    
Проголосовало против           12 чел.2,7 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    373 чел.                                          
Не голосовало                  77 чел.17,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект.