Заседание № 219
О проекте федерального закона № 337076-5 "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (в части регулирования правоотношений при образовании тарифов на услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
9-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации". Докладчик тот же. ШИШКАРЁВ С. Н. Проект федерального закона был рассмотрен во втором чтении 25 февраля нынешнего года. Аналогичная ситуация: мы его рассмотрели на заседании комитета, замечаний из Правового управления Аппарата Государственной Думы не получили, поэтому комитет рекомендует палате принять данный федеральный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 01 сек.) Проголосовало за 432 чел.96,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0 % Результат: принято Принято.
Заседание № 214
О проекте федерального закона № 337076-5 "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (в части регулирования правоотношений при образовании тарифов на услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
И возвращаемся к законопроектам второго чтения, к пункту 14, если я не ошибаюсь. Да, пункт 14. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации". Депутат Швалёв докладывает данный законопроект. ШВАЛЁВ Ф. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" принят Государственной Думой в первом чтении 11 июня 2010 года. Напомню, что законопроект разработан Правительством Российской Федерации в целях совершенствования регулирования отношений, складывающихся при образовании тарифов на услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе речных портов, государственного регулирования лоцманского обслуживания государственными и негосударственными лоцманскими организациями на внутреннем водном транспорте. За истекший период к проекту федерального закона внесено одиннадцать поправок. Таблица поправок, рекомендуемых к принятию, вам роздана. Поправок, рекомендуемых к отклонению, нет. По законопроекту были проведены правовая и лингвистическая экспертизы, получено положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет предлагает принять рассматриваемый проект федерального закона во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Одиннадцать поправок, поддержанных комитетом. Есть ли замечания по этой таблице? Нет. Таблица ставится на голосование. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 14 мин. 57 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Принимается таблица. Выносим законопроект на "час голосования".
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 35 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принято.
Заседание № 169
О проекте федерального закона № 337076-5 "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (в части регулирования правоотношений при образовании тарифов на услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые депутаты, мы с вами рассмотрели вопрос 20 и переходим сейчас к вопросу 21, проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации". Докладчик - официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации Сергей Алексеевич Аристов. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. АРИСТОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации". Основная цель данного законопроекта - это создание механизма регулирования правоотношений в сфере тарифообразования на услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и речных портов, а также совершенствование государственного регулирования лоцманского обслуживания на внутренних водных путях. Надо отметить, что это один из этапов начинающейся реформы внутренних водных путей Российской Федерации. Вносятся изменения в несколько статей Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, и изначально вносится определение, что такое инфраструктура внутренних водных путей, поскольку в Кодексе внутреннего водного транспорта, к сожалению, такое определение отсутствует до сегодняшнего дня. Статьи 6 и 58 кодекса приводятся в соответствие с положениями статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" в части регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и речных портов. К полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено определение перечня услуг субъектов естественных монополий, тарифы на которые регулируются государством, и порядка государственного регулирования тарифов. Новая редакция статьи 6 с новым названием "Сборы с судов, тарифы, провозная плата на внутреннем водном транспорте" определяет платность перевозок и буксировки внутренним водным транспортом, а также использования инфраструктуры внутренних водных путей и других услуг внутреннего водного транспорта; порядок определения платы за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и услуги в речных портах, не относящиеся к сфере естественных монополий; порядок установления тарифов на услуги в речном порту, оказываемые субъектами естественных монополий; порядок установления ставок сборов с судов, их перечня и правил применения. Также приводятся в соответствие с бюджетным законодательством взаимоотношения между перевозчиками, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, возникающие при перевозке пассажиров и багажа по транзитным, пригородным и местным маршрутам в случае субсидирования таких перевозок. Учитывая, что нормы статьи 58 "Портовые сборы" в полном объёме теперь отражены в новой редакции статьи 6, статья 58 Кодекса внутреннего водного транспорта упраздняется. Одновременно законопроектом вносятся изменения в статью 41, пункт 1. Согласно нынешней редакции на внутренних водных путях могут создаваться государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов. При этом определено, что негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учётом особенностей, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в данном случае Министерством транспорта. Данная норма в нынешней редакции ставит в неравные условия деятельность государственных лоцманских служб и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов. Кроме того, данное положение не соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации по аналогичной норме в Кодексе торгового мореплавания. В этой связи предполагается внести изменение в статью 41 кодекса, исключив из пункта 1 такое положение. Реализация представленного законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, не повлечёт изменения объёма полномочий, или компетенций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, не повлечёт выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов и сокращения доходной части соответствующих бюджетов. Прошу вас поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад Сергея Николаевича Шишкарёва от комитета. Пожалуйста. ШИШКАРЁВ С. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В очередной раз могу сказать, что исчерпывающим было выступление официального представителя Правительства Российской Федерации по данному вопросу. Комитет на своём заседании рассмотрел данный законопроект, поддержал его. Замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. В связи с изложенным в докладах прошу вас поддержать принятие законопроекта в первом чтении. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я вижу две руки, Сергей Николаевич Решульский, Драганов и Беляков, три вопроса. Подводим черту. Пожалуйста, Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Спасибо большое, Олег Викторович. У меня к Сергею Алексеевичу вопрос. В ныне действующей статье 6 под названием "Провозная плата" есть пункт 1, где говорится, что порядок установления тарифов на перевозки грузов, пассажиров и их багажа и так далее, и так далее, другие услуги внутреннего водного транспорта, а также правила применения таких тарифов устанавливаются Правительством Российской Федерации. В новой, предлагаемой редакции я, вообще-то, не обнаружил нигде ссылки, кто будет этот порядок устанавливать и каким образом это всё будет применяться. Считаете ли вы, как представитель авторов этого законопроекта, что мы уже полностью отходим от всякого порядка установления этих тарифов и просто переходим на то, что это будет, ну, как... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Алексеевич, пожалуйста. АРИСТОВ С. А. Данный законопроект предусмотрел (вы посмотрите) в пункте 2 новой редакции статьи 6, что провозная плата (плата за перевозки пассажиров, грузов и багажа) устанавливается перевозчиками. Соответственно в монопольном секторе это регулируется с учётом законодательства естественных монополий, в регулируемом секторе - естественно, в соответствии с законодательством о государственном регулировании. В данном случае это договорные отношения между перевозчиком и потребителем этой услуги. Такая форма у нас действует на всех видах транспорта, за исключением железнодорожного транспорта, и то в ограниченном сегменте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, пожалуйста, депутат Драганов Валерий Гаврилович. ДРАГАНОВ В. Г. Уважаемый Сергей Алексеевич, у меня два вопроса, если позволите. За пределами монопольного регулирования действует гражданско-правовой договор. Там речь идёт о плате за конкретные услуги со стороны владельцев инфраструктуры. В связи с этим первый вопрос. Просчитываете ли вы риски от возможного диктата на цену договора, поскольку эта форма отношений возникает, собственно, из существующей государственной собственности и будущие владельцы этой инфраструктуры - это люди от государства, как правило? На первой стадии реформы железной дороги тоже случались вот такие проблемы. Учитываются ли все факторы защиты... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. АРИСТОВ С. А. Вопрос понятен. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Гаврилович, я прошу вас, задайте коротко второй вопрос. Добавьте время. ДРАГАНОВ В. Г. И лоцманская проводка. Возникает новый субъект - негосударственный. Вы уверены, что здесь с точки зрения конкуренции будет всё ладно? АРИСТОВ С. А. Коротко отвечаю по первому и второму вопросам. По первому вопросу. Мы учитываем все риски, но этих рисков вот в той редакции, которую вы сейчас произнесли, просто-напросто нет. Почему? Потому что, если это единственный, монопольный представитель услуг, действует монопольное право, вернее, антимонопольное законодательство Российской Федерации. Соответственно вступает в действие другая норма, запрещающая, как и на железнодорожном транспорте, монополизировать или диктовать условия. Ответ на второй вопрос. Что касается появления новых структур, они существуют с момента действия нашего нового законодательства и законодательно закреплены в действующем сегодня Кодексе внутреннего водного транспорта, то есть ничего нового не появляется. Появляется только выравнивание возможностей, законодательно, при предоставлении услуг между государственными структурами и негосударственными структурами. Хочу сразу отметить, что на внутренних водных путях каких-либо особенностей для негосударственных лоцманских организаций нет. Есть особенности на морских путях, такая норма есть там, мы по-другому подходим к Кодексу торгового мореплавания в части государственных и негосударственных лоцманских организаций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Беляков Антон Владимирович, пожалуйста. БЕЛЯКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Я согласен с определением, которое только что дал уважаемый докладчик, о том, что, в общем, ничего нового особенно-то и нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, можете присаживаться. БЕЛЯКОВ А. В. Я хотел бы вот на что обратить внимание. У нас сегодня инфраструктура внутренних водных путей настолько разваленная, настолько разгромленная, и это прямое следствие работы вот тех самых монополий. Мы создаём иллюзию конкуренции, создавая некоммерческие лоцманские организации, а при этом монополию в самих портах почему-то не пытаемся разрушить, потому и страдает инфраструктура. Поэтому, например, у нас нет внутреннего яхтенного туризма, скажем, по внутренним водным протокам России. Вот всё-таки почему мы только открываем для конкуренции... создаём лоцманские некоммерческие организации? Почему мы не двигаемся дальше к созданию конкуренции в этой инфраструктуре? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. АРИСТОВ С. А. Создание конкуренции не может быть самоцелью. Наша главная задача - развитие внутренних водных путей России, приведение их в соответствие с теми требованиями международного стандарта, к которым мы должны стремиться. С этой целью правительством принята и Министерством транспорта соответственно подготовлена программа, концепция реформирования внутренних водных путей. В концепции прописан весь план мероприятий: это и нормативно-правовая база, это и организационная база, это и инфраструктурная база. Развитие конкуренции будет только в том случае, когда внутренние водные пути России будут открыты для международного сообщения, а не закрыты, как сегодня. Поэтому этапность и схема действий предусматривает на ближайшие годы все эти мероприятия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все вопросы заданы. Настаивает ли кто-то на дискуссии? Нет. Я так понимаю, это относится и к представителю президента, и представителю правительства. Сергей Алексеевич, вы хотели бы выступить? Нет. Сергей Николаевич? Нет. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 13 мин. 00 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4% Проголосовало против 51 чел.11,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2% Результат: принято Принято.