Заседание № 103
О проекте федерального закона № 337041-7 "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части организации обслуживания газового оборудования в многоквартирном доме).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемые коллеги, в соответствии со статьёй 125 Регламента Государственной Думы нам предписывается в постановлении о принятии федерального закона с отложенным сроком вступления в силу устанавливать срок представления правительством информации о принятых нормативных правовых актах. Это действующая норма? Действующая. К сожалению, в постановлении о законе о внесении изменений, ну, в закон "О газоснабжении...", так его назовём условно, все эти нормы отсутствуют, поэтому надо поработать над этим документом, и я предлагаю перенести рассмотрение третьего чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, коллега Пахомов Сергей Александрович. ПАХОМОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект полностью подготовлен к третьему чтению, прошёл все соответствующие экспертизы. Да, там срок вступления в силу отложен, но, в общем-то, никаких препятствий к рассмотрению его сегодня комитет не видит. Просим оставить его в повестке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Александрович, Галина Петровна ссылалась на 125-ю статью Регламента Государственной Думы, которая регулирует в том числе порядок принятия законов с отложенными нормами, - правильно, Галина Петровна? - и говорила о заключении Правового управления. Просьба тогда, если комитет предлагает не исключать вопрос из повестки, в случае его обсуждения вернуться к этим вопросам и, соответственно, доложить ситуацию. Итак, ставится на голосование предложение Хованской Галины Петровны о снятии с рассмотрения 2-го вопроса нашей повестки. Комитет против. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 06 мин. 01 сек.) Проголосовало за 88 чел.19,6 % Проголосовало против 189 чел.42,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 278 чел. Не голосовало 172 чел.38,2 % Результат: не принято Отклоняется предложение Галины Петровны.
Переходим к рассмотрению 2-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации", третье чтение. Доклад председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергея Александровича Пахомова. Пожалуйста, Сергей Александрович. ПАХОМОВ С. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Одна из проблем безопасного использования газа в быту - это проблема качественного обслуживания внутриквартирного газового оборудования и его безопасной работы. Наш законопроект именно об этом. Мы вчера достаточно подробно обсудили в этом зале и текст законопроекта, и текст поправок к нему вместе с коллегами из Комитета по энергетике, с Павлом Николаевичем Завальным, на чьё профессиональное мнение мы опирались в части профильных вопросов по энергетике. На протяжении года мы достаточно активно работали над текстом документа, раз за разом обсуждая его в режиме открытых дверей. Все, кто хотел принять участие, и все, кто имел конструктивную и содержательную позицию, участие приняли: эксперты, управляющие компании, газовики, правительство, "Газпром", Минстрой, Минюст - это ещё неполный список. Итоговый текст - это результат нашей совместной работы. Да, мы были вынуждены принять более жёсткие правила, чем предлагалось изначально, но я хочу подчеркнуть, что газ - это всё же источник повышенной опасности, в связи с чем безопасность граждан, соблюдающих необходимые требования по безопасности, не должна ставиться в зависимость от безответственности других. Реализация норм федерального закона в случае его принятия с базовым принципом "один дом - одна обслуживающая организация" (и эта организация - ГРО) позволит навести порядок с обслуживанием газового оборудования в квартирах и повысить качество этой работы, персонифицировать ответственность за эти работы, что важно, и наладить контроль за этим видом деятельности в целом и в частности за состоянием кухонных вентиляционных каналов и дымоходов. Для справки: из общего количества происшествий с газом в домах за прошлый год - 1642 ЧП было - вот по упомянутым причинам произошло 1237. Уверен, что применение норм нашего законопроекта позволит снизить количество таких инцидентов до минимума. Что касается замечания Галины Петровны по Регламенту. Часть первая-3 статьи 125 Регламента действительно предусматривает необходимость установления сроков представления информации для правительства, если есть необходимость разработать и принять новый акт правительства. В нашем случае этого не требуется, так как изменения будут вноситься в действующий акт - в постановление правительства № 410. Для справки: в Регламенте правительства для этого установлен жёсткий срок 90 дней. Если есть необходимость его проконтролировать, мы готовы это сделать. Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении, прошёл все необходимые экспертизы. Замечаний по тексту не имеется. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам от фракций есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления от фракций по мотивам. Покажите, пожалуйста, список. Качкаев Павел Рюрикович. Подготовиться Куринному Алексею Владимировичу, Хованской Галине Петровне. Пожалуйста. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сергей Александрович Пахомов достаточно подробно изложил основные тезисы и концепцию законопроекта, я повторяться не буду. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всё-таки надеется, что вот это пятилетнее рассмотрение данного законопроекта сегодня завершится, и мы направим его в Совет Федерации, а дальше на подпись нашему президенту. Все эти пять лет наша фракция вместе с комитетами - с нашим, по жилищно-коммунальному хозяйству, и с комитетом Павла Николаевича Завального искала взаимоприемлемый вариант решения данной проблемы, который позволил бы снять ряд вопросов по использованию газового оборудования и способствовал повышению качества и безопасности проживания наших граждан. Сегодня, я думаю, будут выступления от фракций и будет ряд замечаний, тем не менее, если вернуться ко вчерашнему выступлению Сергея Александровича и рассмотрению законопроекта во втором чтении, всего на отклонение было, насколько я помню, пять поправок, из них две поправки - Нины Александровны Останиной, а все остальные поправки - Ильи Владимировича Осипова, который также представлял в седьмом созыве "ЕДИНУЮ РОССИЮ". Если у наших коллег-депутатов есть какие-то серьёзные претензии по данному вопросу, законопроекту, можно было за пять лет сформулировать эти вопросы в виде поправок, и мы бы их с удовольствием вчера рассмотрели. Но этого не было сделано. Вообще, я хочу обратить ваше внимание на то, что этот законопроект семь раз был на заключении в Правовом управлении, то есть это седьмой вариант законопроекта, который в принципе был рассмотрен в Правовом управлении. Мы прекрасно понимаем, что недопустимы ситуации, когда в многоквартирном доме ВКГО (внутриквартирное газовое оборудование) обслуживают 48 организаций (в Нижнем Новгороде есть такие данные) или когда, вот заявление "Мособлгаза" на заседании рабочей группы мы рассматривали две недели назад, внутриквартирное газовое оборудование обслуживают 60 организаций, специализированных организаций (в Московской области есть такие дома). И основными критериями такого обслуживания являются не качества, а цена обслуживания. Только поэтому сегодня мы должны вернуться к нормам 2007 года: одна организация - один МКД, специализированная организация должна соответствовать правилам, установленным Правительством Российской Федерации, а соотношение цены и качества должно регулироваться федеральным органом исполнительной власти. Только при таких условиях мы сможем уменьшить количество чрезвычайных ситуаций в наших домах. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает и будет голосовать за принятие данного законопроекта в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Рюрикович. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. Подготовиться Хованской. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, ну, проблема действительно важная. С 2017 года законопроект болтался, и вот сейчас, я так понимаю, в связи с участившимися чрезвычайными ситуациями необходимо принимать какие-то меры. Опять же с нарушением Регламента, потому что к третьему чтению в соответствии с нашим Регламентом должен быть проект постановления от правительства, - его, к сожалению, нет, и мы сегодня будем рассматривать немножечко пустой законопроект, по большому счёту. Что касается самой идеи объединить обслуживание и ремонт в одной организации, ну, идея в принципе заслуживает внимания и в принципе могла бы быть реализована, за исключением одного но, и вчера мы об этом говорили. 90 процентов всех организаций, которые в будущем получат такое право, будут организациями, так или иначе связанными с "Газпромом", то есть фактически это будет монополия. Что такое монополия и к чему она приводит, я думаю, вам объяснять не надо. Если мы возьмём расценки "Газпрома", даже по строительству тех же газопроводов, то окажется, что частник строит в 3 раза дешевле, чем тот же самый "Газпром", - всё будет по закону, всё будет по сметам, всё будет зафиксировано и никакая ФАС не подкопается к той цене, которая будет. Так что одновременно с тем, что, может быть, вырастет качество обслуживания и, может быть, снизится количество вот этих чрезвычайных ситуаций - это, конечно, ещё вопрос, посмотрим, - однозначно вырастет цена обслуживания для наших граждан, и для тех, кто проживает в многоквартирных домах, и, естественно, для тех, кто проживает в индивидуальных жилых домах. Плюс это не совсем простой законопроект. Потребуется внесение изменений в уставы ТСЖ, последуют изменения в договоры, и это коснётся практически всех жителей, которые так или иначе с газом работают. В этой связи мы видим риски, прежде всего риски монополизации отрасли - она, безусловно, произойдёт, кроме города Москвы. Вчера нам попытались объяснить, что в городе Москве, оказывается, очень дорогие системы газораспределительные, или газоподающие, и поэтому "Газпром" их обслуживать не сможет, так что в городе Москве пускай, как и раньше, кто-то обслуживает, кто-то ремонтирует, пусть так и останется. Ну а по факту, видимо, в городе Москве есть какой-то влиятельный, скажем так, вариант, влиятельная организация, которая даже "Газпрому" может противодействовать в данном случае и хочет осваивать сама те средства, которые будут поступать от жильцов. В этой связи мы не будем, фракция не будет поддерживать данный законопроект. Безусловно, посмотрим, как он будет реализовываться на местах, приведёт ли его реализация к тем последствиям, о которых мы говорили. Но, ещё раз обращаем внимание, в нынешних непростых условиях попытка переложить стоимость, потери, которые возникли у "Газпрома", частично на жителей Российской Федерации абсолютно необоснованная и неправильная. Конкуренция всегда лучше, чем её отсутствие. Безусловно, нет горше зла, чем монополия, об этом говорили ещё классики. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Хованская Галина Петровна, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я прошу ещё раз рассмотреть внимательно четыре заключения Правового управления, актуальность которых не утрачена на сегодняшний день. Это первое. И нужно принимать решение. Если Регламент у нас рекомендательный документ, ну, давайте тогда так и думать, что это рекомендательный документ, что его можно не исполнять или исполнять только тогда, когда это кому-то нужно. Теперь по существу проекта, который сегодня нам предлагают принять в третьем чтении. Я вот, знаете, с чего начну (я боюсь, что времени мало), - с того, какие последствия будут после принятия этого документа для наших любимых избирателей. Обращаю внимание в первую очередь одномандатников. ТСЖ и ЖСК. Кстати, Павел Завальный - тоже у них ТСЖ есть, да?) Значит, им нужно будет в нарушение Гражданского кодекса внести изменения в уставы и потом после регистрации этих изменений соответственно - да, их надо регистрировать - в течение трёх месяцев направить в жилнадзор. Вот такая процедура. Что такое "общее собрание" вы все помните, мы много тут копий ломали по поводу общих собраний. А в случае ЖСК они даже не смогут конференцию провести, потому что нужно 50 процентов плюс один голос от всех собственников, а не только от тех, кто пришёл на собрание. Вот эта норма вредная, вредительская просто, более того, она глупая, потому что дальше записана обязанность заключить договор того же ТСЖ, ЖСК и управляющей организации, но почему-то требовать внесения изменений в уставы управляющих организаций по поводу вот этих договоров мы не посмели. Понимаете? Ну абсурд просто полнейший, логики никакой не просматривается. Теперь дальше. Я поддерживаю только единственную норму, которая посвящена закону № 69-ФЗ "О газоснабжении...", и ценю активность председателя Комитета по энергетике, который эту норму пробил в закон: о том, что эта деятельность осуществляется по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного и другого оборудования. Другие нормы просто все надо пересматривать, абсолютно все, потому что никакой безопасности мы этим способом не обеспечим, 1-2 процента. Пока не устраним человеческий фактор, пока не будем устанавливать анализаторы, которые не такие дорогие, ничего не будет, потому что, посмотрите, в каких случаях возникают вот эти аварийные ситуации... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. С учётом прозвучавших мнений от фракций ставится на голосование законопроект, 2-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 13 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 27 чел.6,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 102
О проекте федерального закона № 337041-7 "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части организации обслуживания газового оборудования в многоквартирном доме; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
5-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации". Докладывает Сергей Александрович Пахомов. ПАХОМОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы ставим точку в почти пятилетней истории законопроекта о газовом оборудовании - в первом чтении документ был принят ещё в 2018 году, в какой-то момент нам уже казалось, что эта инициатива вообще так и не дойдёт до логического финала. Вопрос важный, поэтому я чуть подробнее остановлюсь на деталях. В последний год мы активно работали над текстом документа, вы это знаете, обсуждали его публично, приглашали к работе экспертов, управляющие компании, газоснабжающие организации, активно взаимодействовали с коллегами из правительства, за год провели шесть согласительных совещаний в здании Государственной Думы и два в правительстве у вице-премьера Александра Валентиновича Новака, не считая консультаций с "Газпромом", Минюстом, ФАС, Минэнерго, Минстроем. Отдельно должен отметить участие в этой работе Комитета по энергетике и Павла Николаевича Завального: в части профильных вопросов отрасли энергетики и непосредственно газификации мы, естественно, опирались на их профессиональное мнение - в тексте есть поправки в том числе в закон "О газоснабжении...". Буквально из нескольких строк текст законопроекта развернулся в полноценный документ с учётом замечаний и предложений и при балансе между общим и частным. Революционное предложение - это предложение зафиксировать в законе, что все газовые сети: и внутриквартирные, и внутридомовые в многоквартирном доме - может обслуживать только одна организация, закрепляем это за газораспределительной организацией, которая и обеспечивает поставку ресурса к этим домам. Сообщу для справки: в 90 процентах случаев это подразделение "Газпрома" или компании из этого ряда, в остальных случаях это частные ГРО, то есть наличие необходимых квалификаций и технической базы для этой работы гарантировано. Мы возвращаем принцип непрерывности обслуживания сетей, появляется гарантия своевременности работ, а также будет максимально персонифицирована ответственность должностных лиц. Вводим контрольную (надзорную) деятельность госжилинспекций за соблюдением требований по техобслуживанию газового оборудования, а также, что особенно важно отметить, за содержанием вентиляционных и домовых каналов. Закрепляем обязательное осуществление техобслуживания газового оборудования в МКД или в ИЖС как условие предоставления коммунальной услуги по газоснабжению, а наличие договора как обязательное требование позволит обеспечить доступ в помещение и производить регулярное обслуживание оборудования. Уверен, что применение норм нашего законопроекта позволит в самое ближайшее время существенно, заметно снизить количество инцидентов с бытовым газом. Коллеги, мы сформировали две таблицы поправок. В таблице поправок на отклонение пять поправок: три из них были внесены нашим коллегой Ильёй Владимировичем Осиповым в прошлом созыве Государственной Думы, и сегодня они потеряли свою актуальность; две поправки депутата Нины Александровны Останиной - одна касается названия законопроекта, а сутевая часть второй уже частично утверждена нами в тексте законопроекта. В таблице поправок на принятие шесть поправок. Коллеги, прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Переходим к рассмотрению таблиц поправок. По таблице поправок № 1 будут вопросы? Есть вопросы. Куринный Алексей Владимирович. Есть ли ещё вопросы? Депутату Куринному включите микрофон. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, 4-ю поправку прошу вынести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправки 4. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё? Отмените голосование. Ну, коллеги, я же спросил. Так, Галина Петровна Хованская, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Речь идёт о таблице поправок к принятию? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. ХОВАНСКАЯ Г. П. К принятию. Прошу вынести на отдельное голосование поправки 4, 5 и 6. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 4-ю уже вынесли. 5-я и 6-я поправки. Итак, коллеги, ещё есть вопросы по таблице поправок № 1? Нет вопросов. Ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправок 4, 5 и 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 08 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принимается. Поправка 4 - Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Сергей Александрович, фактически этой поправкой предлагается отдать структурам "Газпрома" на обслуживание и ремонт всю газовую систему - и внутридомовую, и внутриквартирную как таковую. Насколько это будет дороже? Это первое. Если можете, ответьте. И второй момент. Почему делается исключение для города Москвы? Везде всё важно, боремся с катастрофами, боремся со взрывами, но в городе Москве отдельная, скажем так, история, отдельное правовое регулирование, там не требуется вот это объединение и, собственно, не требуется, видимо, структура "Газпрома" для обслуживания - почему? ПАХОМОВ С. А. Спасибо за вопросы. Коллеги, первое. Значит, цену, стоимость обслуживания будет устанавливать ФАС, это чётко прописано в законопроекте. Второе. Почему мы делаем исключение для Москвы? Для этого есть несколько причин, они в соответствующих записках есть, но я повторю. Значит, в Москве сложилась в целом особенная ситуация с обеспечением в принципе газовым оборудованием квартир: здесь огромное количество весьма специфичного оборудования, ну, очень дорогого - я скажу, но только чтобы подчеркнуть его технологичность, и, повторю, его огромное количество. Поэтому мы приняли аргументы коллег из Москвы, что для них необходимо специальное регулирование и закрепление определённых особенностей, - только для того, чтобы поднять качество и своевременно обеспечить безопасность. И по поводу первого вопроса: будет тариф, утверждённый ФАС, и вся эта работа будет прозрачной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 4. Комитет предлагает её поддержать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 20 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 25 чел.5,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принимается поправка 4. Поправка 5 - Галина Петровна Хованская, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Поправки 4, 5 и 6 я прокомментирую все вместе, там есть пересечение. Значит, о чём я хочу сказать? Дело в том, что определение условий оказания услуг по газоснабжению в жилищном фонде, требований, предъявляемых к специализированной организации, относится к предмету ведения закона № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации". К ведению жилищного законодательства относятся только вопросы, связанные с определением размера платы за коммунальную услугу газоснабжения для населения и, ну, естественно, пени, если возникает неполная оплата газа. Других случаев применения норм жилищного законодательства в сфере правоотношений в области газоснабжения закон "О газоснабжении..." не предусматривает. Более того, хочу сказать, что изменения, которые вносятся в статьи 113 и 135 кодекса и касаются устава жилищного кооператива, устава товарищества собственников жилья... ну, слушайте, не понимать разницы между уставом организации и договором, тем более что договоры потом всё-таки прописываются, - это просто недопустимо, это неграмотно, в конце концов! Вот такие записи противоречат положениям Гражданского кодекса. Дальше. Изменения в статью 157-3, о предоставлении коммунальной услуги: урегулирован вопрос технического обслуживания, но никакого отношения к предоставлению самой коммунальной услуги газоснабжения это не имеет, то есть содержание не соответствует названию. В общем, короче говоря, я считаю, что законопроект нуждается в серьёзной доработке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Сергей Александрович, поправки 5 и 6. ПАХОМОВ С. А. Уважаемая Галина Петровна, я в целом отвечу. Мы этот законопроект вместе с вами уже пятый год дорабатываем вот до той степени, которую мы считаем необходимой, провели гигантское количество консультаций за всё это время, пока ни для кого не было ограничений по внесению поправок и, вообще, каких-то смысловых вещей. Вот мы это всё провели, обсуждения все провели, решение нашли. Значит, непосредственно по противоречиям в ЖК я отвечу. Возможно, вы не увидели, но мы поправкой 3 вносим изменения в закон о газе и тем самым противоречия все устраняем: теперь вопросы газоснабжения населения будут регулироваться в том числе Жилищным кодексом наравне с Гражданским кодексом и другими. Это обязательно нужно было сделать, так как сам закон "О газоснабжении..." носит весьма общий характер и необходимые нормы там отсутствуют. Коллеги, мы считаем, что поправки надо принимать. Добавлю, что вопросы газоснабжения домов не регулируются законом о газе. Соответствующую новую необходимую статью мы тоже вводим, условие будет такое: если есть техобслуживание, то будет и газ, нет техобслуживания - не будет газа. Может быть, это немножко жестковато, но эти правила написаны, вызваны вот тем количеством пострадавших, которое мы на сегодняшний день фиксируем. Я прошу поддержать эти поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование поправка 5. Комитет предлагает её поддержать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 27 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 25 чел.5,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Поправка принимается. И ставится на голосование поправка 6. Комитет предлагает её поддержать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 52 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 26 чел.5,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принимается поправка. По ведению - Валерий Карлович Гартунг. Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хотел бы обратить внимание не на содержание, не на позицию фракции, а на юридическую технику. Дело в том, что Галина Петровна сказала о претензиях Правового управления. У меня тогда просьба к комитету, чтобы они до третьего чтения это урегулировали, чтобы у нас не получилась ситуация, когда Совет Федерации будет нам заворачивать закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к рассмотрению таблицы... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Потом... Ну, пожалуйста, Сергей Александрович. Было пожелание некое высказано, у вас же и перед третьим чтением будет выступление, и вы нам доложите, есть претензии у Правового управления или нет. Коллеги, переходим к рассмотрению таблицы поправок № 2. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Останина Нина Александровна. Ещё вопросы есть? Нет. Пожалуйста, Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, прошу вынести на отдельное голосование поправки 2 и 4. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 2 и 4. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 2 и 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 27 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Принимается. Поправка 2 - Нина Александровна Останина. Или вы о них вместе будете, Нина Александровна?.. Две поправки - поправки 2 и 4. Нина Александровна Останина, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Сергей Александрович! Несмотря на то что вы сказали, что сущностная поправка 4 частично учтена, я этого в таблице не увидела. Обе поправки находятся в перечне отклонённых - ни слова о том, что она частично учтена, в данной таблице нет. По сути этой поправки. Она заключается в том, что необходимо серьёзно реформировать систему газоснабжения в многоквартирных домах, но законом устанавливается, что исполнение требований к надёжности и безопасности обеспечивается собственниками, товариществом собственников и управляющими организациями, в том числе путём заключения договора со специальной организацией. При этом говорится, что всё это будет реализовываться в порядке, который устанавливает правительство, но не урегулировано в законе как быть, если собственник квартиры не хочет заключать такой договор со специальной организацией. Я предложила поправку, которая направлена на урегулирование вопроса, кто должен заключать такой договор, если собственник внутриквартирного газового оборудования отказывается заключать подобный договор. Предлагаю, чтобы это стало обязанностью управляющей компании или товарищества собственников. Скажите, пожалуйста, в какой части моя поправка принята? ПАХОМОВ С. А. Спасибо, уважаемая Нина Александровна, за вопрос. Правильно эта тема поднята. Значит, в своих поправках мы предусмотрели похожий вариант развития событий, скорее, даже не в случае отказа, как это уже предусмотрено КоАП - административная ответственность со штрафом и так далее, - а тогда, когда нет возможности установить собственника, например в случае его отсутствия, там, смерти, не дай бог. Мы говорим, что договор на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования заключается с каждым собственником, если собранием не принято решение об определении лица, которое от имени указанных собственников может заключать такие договоры. Но передать права одного конкретного собственника управляющим компаниям мы не можем, через общее собрание - да, и это установлено соответствующими поправками в нашем законопроекте. То есть по сути мы предложили то же самое, только немного другим юридическим языком, на наш взгляд, более правильным. Исходя именно из этого я сказал, что ваша поправка частично учтена, то есть смысл её и суть, мы считаем, учтены. А вопрос поднят правильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование поправка 2. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 34 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 90 чел. Не голосовало 360 чел.80,0 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Ставится на голосование поправка 4. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 00 сек.) Проголосовало за 82 чел.18,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 82 чел. Не голосовало 368 чел.81,8 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Коллеги, все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 25 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 25 чел.5,6 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Сергей Александрович. ПАХОМОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, коллеги! Я буквально в течение десяти секунд отвечу на вопрос Валерия Карловича, а также Галины Петровны, чтобы снять все сомнения по поводу заключения нашего Правового управления. Из двух замечаний в последней редакции одно мы с коллегами сняли, второе, которое, по сути, носит рекомендательный характер, то есть это не замечание, а предложение, мы в принципе тоже проработали. Кстати, касается оно того, что, по мнению Правового управления, мы вводим некие избыточные требования, не более того, но напомню, что речь идёт о безопасности. Коллеги, Иван Иванович, прошу поставить законопроект в повестку на завтра для рассмотрения в третьем чтении, он будет полностью готов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается. Прошу учесть.
Заседание № 109
О проекте федерального закона № 337041-7 "О внесении изменений в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся организации обслуживания газового оборудования в многоквартирном доме).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 35, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации". Александр Геннадьевич Сидякин, пожалуйста. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются короткие по объёму, но крайне важные по содержанию поправки в Жилищный кодекс, и касаются они регулирования вопросов, связанных с заключением договоров на обслуживание газового оборудования. Причиной разработки этого законопроекта, к сожалению, послужила печальная статистика: за 2016 год в многоквартирных домах произошло 12 больших взрывов газа, которые повлекли за собой жертвы, в 2017 году - 32 взрыва. Приведу коротко статистику за этот год: 20 марта в Мурманске при взрыве бытового газа в пятиэтажном жилом доме пять человек пострадало, один погиб; 17 марта в Шалинском районе Чечни при взрыве газа пострадали два человека, в том числе несовершеннолетний; 13 марта - Петербург, 11 марта - Краснодар и так далее. Это напоминает сводки с полей. Не всегда ситуация была такой печальной: я нашёл статистику, согласно которой в период с 1988 по 2001 год от взрывов бытового газа погибло всего 80 человек, а за дальнейшую историю наблюдений произошло более 3 тысяч аварий и погибло почти 5 тысяч человек, - вы представляете, какие цифры?! И конечно, в результате таких взрывов, в которых виноваты, как правило, ленивые собственники, те, кто пренебрегает требованиями безопасности при обслуживании газового оборудования, те, кто пренебрегает своими обязанностями по заключению со специализированной организацией договоров на обслуживание своего газового оборудования - газовых колонок, газовых плит, водонагревательных котлов, - погибают и они сами, и их соседи, которые к этому непричастны. Мне кажется, масштаб трагедии и в прошлом году, и в этом должен заставить нас всерьёз задуматься о том, что что-то всё-таки здесь делается не так. В 1992 году мы впервые начали отказываться от тотального государственного контроля газового оборудования, в 1997 году вывели его из-под контроля Ростехнадзора, в 2005 году, с введением нового Жилищного кодекса, заключение договоров на обслуживание внутридомового газового оборудования возложили исключительно на управляющие компании. Однако помимо внутридомового газового оборудования есть ещё и внутриквартирное газовое оборудование, и если на внутридомовое газовое оборудование в 93 процентах домов договоры со специализированными организациями существуют, то в отношении внутриквартирного газового оборудования дело обстоит значительно хуже. Например, что касается обслуживания дымовых шахт - всего 22 процента, это просто катастрофически мало! Конечно, согласно постановлению правительства № 410 у каждого собственника квартиры в многоквартирном доме существует обязанность заключить договор, раз в год инспектор должен прийти и проверить, и обмылить, и покрасить, и посмотреть, как работает тяга, и за неисполнение этой обязанности действительно предусмотрена административная ответственность, но тотального штрафования собственников не происходит, а у организаций, которые занимаются обслуживанием внутридомовых сетей газового оборудования, нет правовых оснований войти в конкретную квартиру и проверить конкретный газовый котёл, конкретную газовую колонку. Между тем, как мы понимаем, внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование - это общая система для всего дома, она связана инженерно. И понятно, что, даже если газ надлежащим образом поступает в систему, при отсутствии должного обслуживания в квартире он фактически поступает в неисправное, в непроверенное газовое оборудование в квартире, из-за этого и происходят трагические случаи. Что предлагается в законопроекте? Предлагается, чтобы управляющая компания заключала единый договор с одной специализированной организацией от имени тех жильцов, которые уклоняются от заключения договора. То есть если конкретный собственник квартиры в многоквартирном доме уклоняется от заключения договора, если он продолжает безалаберно, полагаясь на наш российский авось, пользоваться газовой плитой, которой уже 40 лет, которая уже морально устарела, наступил срок её физического износа, то в этом случае должно вступать в действие правило, по которому за этого нерадивого собственника договор заключает управляющая компания. Это позволит установить правовые основания для того, чтобы организация, которая осуществляет обслуживание газового оборудования, могла прийти к этому собственнику и провести проверку. Стоимость такой проверки в разных регионах страны разная, от 50 до 500 рублей, в зависимости от того, какая единица газового оборудования рассматривается. Но на другой чаше весов находится печальная статистика МЧС по взрывам бытового газа. Коллеги, мы предлагаем внести в Жилищный кодекс изменения, с помощью которых, как мне кажется, и с этим согласен профильный комитет Государственной Думы, мы всё-таки сможем выстроить надлежащую систему мониторинга, своевременного осуществления обслуживания такого оборудования в квартирах в многоквартирных домах. Что такое техобслуживание? Техобслуживание - это 13 позиций, в том числе визуальная проверка целостности систем, инструктаж потребителей газа, проверка давления, проверка работоспособности устройств, обмыливание, проверка состояния окраски, и этим должны заниматься профессионалы. И вот когда они выявляют, что то или иное оборудование неисправно, то или иное оборудование не годится для дальнейшего использования, они предлагают гражданину отремонтировать, устранить неисправности. И тут уже собственник квартиры вправе воспользоваться либо услугами этой специализированной организации, либо услугами рынка и найти какую-то другую организацию, не ту, что предложена ему управляющей компанией. Полагаю, эти предложения всё-таки приблизят нас к надлежащему контролю качества работ, проводимых в этой сложнейшей инженерной системе в многоквартирном доме. Прошу вас, коллеги, поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена комитета по жилищной политике Виктора Филипповича Шрейдера. Пожалуйста. ШРЕЙДЕР В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Александр Геннадьевич очень подробно рассказал о логике изменений в статью 161 Жилищного кодекса. Добавлю лишь, что и в отношении Федерального закона № 69-ФЗ "О газоснабжении..." тоже требуется провести определённую работу в части уточнения возможности доступа не только к инженерным сетям вне квартиры, но и к оборудованию в квартире. Я не буду повторять содержание проекта закона, скажу лишь, что на законопроект поступили положительные отзывы. Правительство законопроект поддерживает. Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству предлагает принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо. У меня вопрос к Александру Геннадьевичу. Александр Геннадьевич, вы, наверное, проводили анализ рынка специализированных организаций, занимающихся обслуживанием внутридомовых и внутриквартирных газовых систем, - много ли среди них тех, кто не аффилирован с "Газпромом"? СИДЯКИН А. Г. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Сведений о точном количестве таких компаний у меня нет. Вообще только в одной Московской области больше 200 компаний, и в принципе 199 из них как минимум не связаны с "Мособлгазом". Понятно, что у "Мособлгаза" свои расценки, у остальных компаний, которые работают на этом рынке, что-то дороже, а что-то дешевле, такая же ситуация наблюдается и в других регионах. У меня есть цифры по отдельным регионам: 79 компаний в Нижегородской области, чуть меньше в Татарстане... Это сотни компаний в каждом регионе, я думаю, таких компаний соответственно больше тысячи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. У меня вопрос к Александру Геннадьевичу. Просьба, чтобы вы разъяснили: речь идёт о компаниях, которые не являются структурными подразделениями "Газпрома", не являются подконтрольными государству, то есть речь о коммерческих структурах, которые имеют лицензию на соответствующий вид деятельности, или речь идёт непосредственно о структурных подразделениях "Газпрома", его филиалов в субъектах Российской Федерации? Пожалуйста, разъясните подробнее. СИДЯКИН А. Г. Александр Николаевич, речь ни в коем случае не идёт о структурах "Газпрома", речь идёт о специализированных организациях, которые осуществляют обслуживание систем газоснабжения. Чтобы получить статус такой организации, необходимо иметь в штате определённых специалистов, и этого в принципе достаточно для того, чтобы работать на рынке. Отвечая на предыдущий вопрос, коллеги Куринного, я уже сказал, что это примерно тысяча компаний, может быть, даже больше, и абсолютное, подавляющее большинство из них никак со структурами "Газпрома" не связано. Это рынок, он сформировался, он работает, он конкурентный, мастера из одной компании могут предложить вам произвести замену котла вдвое дешевле, чем их сосед-конкурент в этом регионе. Здесь не идёт речь о поддержке какого-то монополиста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич, пожалуйста. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. Спасибо. У меня вопрос к Александру Геннадьевичу. Александр Геннадьевич, где гарантия и кто проконтролирует управляющую компанию на предмет того, что она заключит договор об обслуживании внутриквартирного газового оборудования с добросовестной организацией? И второй момент: каким образом предлагаемые нововведения отразятся на квартплате собственников жилых помещений? Не станут ли они платить за услугу больше, чем платят сейчас, при персональном договоре со специализированной газовой организацией? СИДЯКИН А. Г. Для того, кто имеет свой собственный договор со специализированной организацией, вообще ничего не меняется. Изменения коснуться только тех, кто отказывается - сознательно или неумышленно - от заключения такого договора в реальном времени. Что касается цены. Ещё раз повторяю, стоимость обслуживания разных устройств различна: 300 рублей в год стоит обслуживание газовой плиты, 500 рублей в год - колонки, 1,5 тысячи рублей - водонагревательного котла, это в среднем. Понятно, что здесь сложно сказать о средней температуре по больнице, но цены примерно такие в стране. В принципе обязанность по своевременному обслуживанию у граждан и сейчас есть, постановление правительства № 410 обязывает такие договоры заключать, за неисполнение этой нормы предусмотрена административная ответственность, но протоколы никто не составляет, принудить гражданина можно только через суд или, скажем так, через достаточно длительное по продолжительности применение административной ответственности. Норма, которую мы предлагаем, гласит, что, если нет договоров, заключается одно соглашение, один договор - между управляющей компанией и специализированной организацией. И такой договор заключается в рамках существующих расценок на жилищные услуги - а их предельные индексы мы вместе установили законом о прямых договорах, - в рамках предельных индексов и на условиях, о которых я только что сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Александр Геннадьевич, немного конкретизирую предыдущий вопрос. Скажите, пожалуйста, всё-таки какая структура будет следить за тем, чтобы такие договоры заключались? Это должна быть какая-то структура, или это будут управляющие компании, или это будут структуры, связанные с газовым оборудованием? Это во-первых. И во-вторых, есть ли или будет предусмотрена ответственность для тех, кто будет уклоняться от заключения данного договора? СИДЯКИН А. Г. Андрей Геннадьевич, мы вместе в этом созыве полтора года назад наделили полномочиями по контролю наличия или отсутствия таких договоров региональные жилищные инспекции, эта норма действует и сейчас, в Жилищном кодексе она есть, по-моему, в 20-й статье, если я не ошибаюсь. Что касается ответственности, она также установлена и нами в этом созыве была пересмотрена в сторону увеличения, то есть здесь ничего не меняется. Принципиально меняется следующее: у газоснабжающих организаций появляются формальные основания для того, чтобы входить в квартиру, осуществлять там мониторинговые, контрольные мероприятия, выносить своё суждение и заключение по поводу исправности или неисправности этого оборудования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Вопросы тоже Александру Геннадьевичу. Безусловно, мы в данном случае можем расширить компетенцию управляющих организаций, но вместе с тем: если сам собственник не заключает договор, то управляющая организация заключает договор только о проверке или о проверке плюс также о ремонте или замене того оборудования, которое в квартире этого собственника вышло из строя? Это первый вопрос. Второй вопрос: если речь идёт всё-таки о замене либо ремонте оборудования в конкретной квартире, то почему за это должны платить собственники других квартир через общий тариф по данному дому? И третий: какие дополнительные механизмы всё-таки предусматриваются в отношении неплательщиков? Безусловно, можно расширить зону ответственности управляющих организаций, но мы должны понимать, что дом является единым организмом и в поддержании его в должном состоянии должны участвовать все собственники дома, а государство должно выравнивать условия для этих собственников. СИДЯКИН А. Г. Олег Васильевич, я все вопросы, может быть, сразу не запомнил, начну отвечать с тех, что отложились в памяти. Первое. Никто ни за кого платить не должен. Управляющая компания и сейчас обязана и заключает договор об обслуживании внутридомового газового оборудования. По имеющейся у меня статистике, в 94 процентах случаев такие договоры имеются. Для собственников тех квартир, в отношении которых сейчас заключены договоры на внутриквартирное оборудование, тоже ничего не меняется. Меняется ситуация для тех, кто не заключал договор, кто не платит за техническое обслуживание и отказывается от заключения договора: за них договор заключает управляющая компания. Как справедливо отметил наш профильный комитет, по жилищно-коммунальному хозяйству, условия заключения (расторжения) таких договоров должны быть ко второму чтению нами выработаны, и они будут выработаны. Что касается объёма тех, скажем так, действий, которые должна будет предпринять специализированная организация. В 410-м постановлении правительства есть (я это с трибуны говорю) 13 позиций, которые включаются в техническое обслуживание. Все эти 13 позиций понятны, многие из них содержат специальную терминологию, я не думаю, что имеет смысл сейчас, отвечая на ваш вопрос, все эти 13 позиций перечислять, готов передать информацию в индивидуальном порядке. Как правило, это визуальный осмотр, проверка, разборка, смазка, обмыливание, выявление недостатков, недочётов в работе, которые могут повлечь за собой трагические последствия. Здесь возникает вопрос: а как же свобода договора? Мы апеллируем к части 3 статьи 55 Конституции, так как всё-таки речь идёт о безопасности, о жизни и здоровье людей, проживающих в этом многоквартирном доме, причём о безопасности не только собственников этой квартиры, но и соседей. Как мы видим по данным печальной статистики, которые я с трибуны приводил, при взрыве газа в квартире происходит разрушение не только этой квартиры, но и всего стояка, а может быть, даже и подъезда, как было в Волгограде совсем недавно, - ну вы помните все эти истории. С этим объёмом компетенций надо работать, и теперь у организаций, которые осуществляют техническое обслуживание, появляются правовые основания прийти в квартиру и эту работу сделать. Ну а что касается неплательщиков, здесь, Олег Васильевич, ничего принципиально нового в законопроекте не предлагается, скажу вам честно. С неплательщиками как работали раньше, так и будем работать, здесь будет неплатёж (я не знаю, есть ли такое слово в русском языке) конкретно по этому договору. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи. Покажите список. Осипов Илья Владимирович, пожалуйста. ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я попросил бы минуту внимания, потому что мы рассматриваем крайне важный законопроект. Это не банальные изменения, которых мы внесли множество в Жилищный кодекс, а вопрос, касающийся безопасности наших граждан, - это безусловный приоритет для фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", поэтому мы будем поддерживать законопроект. Я позволю себе печальную статистику, которая у нас существует, ещё раз озвучить. Только за три года произошло 27 аварий с человеческими жертвами, с пострадавшими: здесь и Ярославль, улица 6-я Железнодорожная, и Иваново, и Волгоград. Человеческие жизни, к сожалению, уже не вернуть. Аварии произошли из-за элементарной халатности, из-за того, что собственник не выполнил должным образом свои обязательства. Можем ли мы ставить человеческую жизнь в зависимость от третьих лиц, от того, как они выполняют и выполняют ли вообще предписанные постановлением правительства обязанности по надлежащему содержанию своего внутриквартирного оборудования? Если вдуматься, разделять внутридомовое и внутриквартирное оборудование на две составные части - абсурд, это единое целое, это объект повышенной опасности, это то, что должно эксплуатироваться с особым вниманием и особой ответственностью. Сейчас авторы законопроекта предлагают наделить управляющие компании, наделить ТСЖ полномочиями по заключению договоров, чтобы договоры заключались со специализированными организациями, - это как раз приведёт к повышению ответственности в том числе и собственников, к повышению безопасности, сделает возможным качественный тотальный контроль на территории всей Российской Федерации. Но предстоит ещё большая работа. Если вы внимательно смотрели законопроект, то увидели, что очень высокая роль отводится правительству, по крайней мере через постановление правительства будут урегулированы очень многие вопросы. Нам предстоит, наверное, ещё внимательно рассмотреть вопрос тарификации, потому что сигналы, которые мы получаем с мест, о том, как заключаются договоры даже на внутридомовое оборудование, говорят, что практика очень разная и не всегда положительная, но это однозначно вопрос второго чтения. Сейчас же, в первом чтении, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" призывает вас голосовать в поддержку этого законопроекта, потому что, ещё раз повторю, это вопрос безопасности наших граждан, слишком дорогую цену мы платим за чью-то халатность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, приблизительно три года назад вместе с собственниками мне довелось судиться по факту неожиданного появления в платёжках графы "Обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", где значилось по 50 копеек на квадратный метр. Откуда она появилась? На самом деле существует ряд постановлений правительства, приказов профильного министерства и внутренних рекомендаций "Газпрома", которые регламентируют порядок обслуживания сетей, периодичность, необходимое оборудование и всё, что с этим связано. Крупные управляющие компании, не спросив жителей, заключили соответствующие договоры с аффилированной структурой "Газпрома", - я не зря задавал эти вопросы, - потому что только она могла выиграть конкурс, где необходимы были специальное оборудование, специалисты, допуски и всё, что с этим связано, на десятки миллионов рублей. Ну а жителей просто поставили перед фактом: вы обязаны, вы должны. Что происходит сегодня? Сегодня нам предстоит внести в Жилищный кодекс важное положение. На мой взгляд и на взгляд фракции, это сделать необходимо опять же с точки зрения безопасности. Но что вызывает опасения? Первое опасение связано с тем, что, скажем так, бенефициарами, или главными получателями всего хорошего от закона, станут исключительно аффилированные структуры "Газпрома" с их огромными тарифами и желанием, естественно, заработать на людях. Я могу привести пример: в Ульяновской области должны были построить газопровод между двумя сёлами, частный инвестор предложил построить его за 3 миллиона рублей, а структура "Газпрома" предложила построить его за 9 миллионов, и построила его, как ни удивительно, структура "Газпрома", потому что у частного инвестора не оказалось необходимых допусков, документов, потому что не было соответствующего софинансирования. Вот чтобы такого не случилось, мне кажется, надо внимательно проанализировать механизм заключения договоров управляющими компаниями, чтобы их не насиловали и, что называется, в принудительном порядке не вели на заклание к очередной "дочке" "Газпрома". Я совершенно убеждён, что даже в Московской области есть специальные аффилированные организации, с которыми будут рекомендовать заключить соответствующий договор, - именно с ними, а не с кем-то другим. В этом случае - отсутствие конкуренции, в этом случае - высокие тарифы, в этом случае - опять обдирание наших граждан. И второй момент. Естественно, логично, что управляющая компания будет заключать договор об обслуживании и внутриквартирного, и внутридомового газового оборудования от имени жильцов, это вполне нормально. Второй момент, который очень важен, - это собственно допуск в квартиры. Если всё останется как есть... Прошу добавить время: я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, выступление от фракции. КУРИННЫЙ А. В. ...хочу - впущу, хочу - не впущу, то, естественно, ситуация с безопасностью кардинально не изменится. Вы сами понимаете, что в ненадлежащем состоянии газовое оборудование находится как раз в квартирах, где не всё в порядке с собственниками, которые ведут порой не совсем социальный образ жизни и лишний раз допустить очередного проверяющего в свою квартиру не позволят. Перед Правительством Российской Федерации будет стоять соответствующая задача: в рамках подготовки типового договора предусмотреть ответственность нерадивых жильцов за недопуск в помещение и, естественно, в последующем, если необходимо, механизм судебного допуска в упрощённом, ускоренном порядке. Газовое оборудование - это действительно источник повышенной опасности, и не только для тех, кто там живёт, но и для соседей сверху, снизу, а порой и для всего дома. Статистика смертности, которая только что была приведена, естественно, это подтверждает. В связи с этим два момента, которые хотелось бы перед вторым чтением в обязательном порядке проработать: первый - механизм свободного заключения договора, чтобы не было никакой возможности влиять на это и, ещё раз говорю, чтобы "Газпром" опять не оказался главным получателем всех привилегий от этого закона; и второй момент - это механизм допуска для экспертизы внутриквартирного газового оборудования, чтобы закон не остался законом просто на бумаге, а реально начал работать, реально начал спасать жизни наших граждан. Фракция проголосует за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, я не буду говорить, как наша фракция станет голосовать, я ещё раз повторю те несколько доводов, о которых я уже много раз здесь говорил, но, к сожалению, без результата. Попробую ещё раз. Представьте себе ситуацию, когда бабушка поставила кипятить на кухне молоко и ушла смотреть телевизор, засмотрелась, по телефону заболталась, молоко убежало - пламя потухло, а газ идёт. После этого внучка заходит на кухню и щёлкает выключателем, то есть включает электрический свет, а выключатель искрил долгое время. К этому времени количество газа, вытекшего из этой плиты и смешавшегося с воздухом, уже достигло критической массы, когда происходит взрыв от искры. Спрашивается: при чём здесь газ? Второй момент. Точно так же: поставили суп варить, он убежал, заходит папа, поджигает спичку, чтобы сигарету закурить, - та же самая ситуация, опять взрыв. При чём здесь газовое оборудование?! Таких ситуаций, уважаемые коллеги, у нас вагон и маленькая тележка, но под эту сурдинку газовщики начинают говорить: товарищи, жизни наших граждан в опасности! Это то же самое, что говорить: давайте техосмотр проводить, а то, понимаешь, граждане наши бьются. Да, бьются: техосмотр автомобиль прошёл, но автомобиль разбился потому, что водитель не соблюдал правила дорожного движения, превышал скорость и так далее. А докопаться газовщики могут до чего угодно. Были случаи, ко мне приходили люди, которые говорили, что приходят газовщики и говорят, мол, у вас резьбовое соединение неправильное, ну неправильно оно у вас сделано, по ГОСТу надо по-другому, три с половиной тысячи вынь да положь - мы сейчас вам переделаем. Коллеги, мы не против того, чтобы соблюдать безопасность, но безопасность надо соблюдать не за счёт граждан. Вот нам тут коллега Сидякин говорит, дескать, конституционные права, свобода договора, и ссылается на часть 3 статьи 55 Конституции - действительно, безопасность граждан. А вы ещё про нравственность вспомните: это ведь безнравственно, если "Газпром" спонсирует иностранные клубы, а со своих граждан дерёт втридорога, - это безнравственно! А они ещё, понимаешь ли, не платят за то, что это оборудование не проверяется! Газовщик придёт и скажет: плита у вас старая, как они говорят, морально устарела, всё, выкидывайте, покупайте новую, - так дайте им деньги! Давайте сделайте партийный проект "ЕДИНОЙ РОССИИ" по газификации всего населения, чтобы у всех были такие плиты, что как только огонь погас, тут же перекрывается подача газа, - вот это будет полезное дело. А вытаскивать у граждан последние гроши и мотивировать тем, что мы заботимся о безопасности, - это некрасиво. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, я хотел бы обратить ваше внимание на статистику, которую привёл автор законопроекта. Обратите внимание, что с 1988 по 2001 год от взрывов погибли десятки человек, 80 человек, а с 2001-го и по настоящее время, по имеющейся статистике, речь идёт о 5 тысячах: ясно, что это вследствие того, что всё было переведено на коммерческую основу. Можно восстановить здание, если оно подлежит ремонту, но вы никогда не восстановите человеческую жизнь, и меня удивляет, почему государство самые ценные ресурсы, которые имеются... Это граждане нашего Отечества, почему их безопасность и жизнь отдаются на откуп коммерческим организациям?! Я не просто так задал вопрос, имеют ли отношение к "Газпрому" эти структуры, - вот обратите внимание, каким образом у нас решаются проблемы. Сегодня коллега Кулиева как раз таки обращала внимание на вопрос, связанный с детским отдыхом. Помните, когда произошла трагедия в Карелии, о чём говорил Владимир Вольфович Жириновский? Давайте установим государственные тарифы и расценки в отношении того, сколько средств должны выделять на каждого ребёнка, чтобы обеспечить безопасный отдых в пионерском лагере, в санатории, в школе, в детском саду. Ничего же не изменили, и основной принцип бизнеса для тех, кто участвует в торгах, такой: кто меньшую сумму обозначил, тот и получит право принимать детей. Вы думаете, что низкие расценки в пионерских лагерях или в санаториях приведут к повышению безопасности? Нет. И если мы говорим о коммерческой организации, которая будет отвечать за обследование газового оборудования, то давайте помнить, что основная задача коммерческой организации - максимальная выручка с минимальными затратами. На кого у нас минимальные затраты? На низкоквалифицированные кадры. И куда деваться гражданину Российской Федерации, если его по закону обяжут заключить договор? К чему я веду? Российская Федерация является крупнейшим экспортёром газа в мире, есть государственная корпорация "Газпром", которая должна отвечать за состояние оборудования, начиная от скважины и заканчивая газовым котлом. Конечно, человек, пользователь должен за это платить, но должны быть фиксированные расценки, установленные федеральным законом, чтобы никто не позволил отдать нашего гражданина на откуп ещё и тем, кто будет следить за безопасностью. Как только происходит ДТП с автобусом, когда гибнут дети, все начинают проверять транспортную компанию и, конечно, находят массу нарушений, но никому в голову не пришло внести соответствующие предложения в ГОСТы, чтобы все федеральные трассы были минимум четырёхполосные и все региональные - трёхполосные, чтобы было где разъехаться транспорту. Мне это напоминает что-то, знаете, из военного чёрного юмора, когда солдат повесился на берёзе и командир части дал команду спилить все берёзы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ШЕРИН А. Н. Надо решать непосредственно проблему, которая приводит к такой ситуации. Дорогие коллеги, у нас в Российской Федерации люди действительно гибнут пачками, потому что их безопасностью занимаются коммерческие организации. Давайте мы безопасность граждан закрепим непосредственно за государством, и государство должно соответствующую задачу поставить перед "Газпромом". Очень много рекламы идёт по телевидению, очень много мы обсуждаем "Силу Сибири", обсуждаем, куда, как нам надо тянуть в Европу - "Южный поток", "Северный поток", любой поток, причём "Газпром" готов свои деньги вкладывать, но когда речь идёт о газификации населённого пункта - это за счёт жителей этого села, когда речь идёт о газификации частного дома - это бабушка должна свои деньги выложить, а потом эту бабушку в обязательном порядке заставляют заключать ещё и соглашение об обслуживании трубы, которую бабушка провела за свои деньги, специализированной организацией. Так, получается, её... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ШЕРИН А. Н. Да. И в регионах все сети передают "Газпрому", все региональные сети, в частности в Рязанской области они были переданы "Газпрому". Тогда в чём смысл вопроса? "Газпром" продаёт гражданам России наш газ, он является собственником всех сетей, а вот за то, что человек в доме не может нормально обслуживать своё оборудование, отвечать должна коммерческая организация?! Конечно, это предложение - лучшее из того, что существует, но я боюсь, что ситуация в этом плане к лучшему изменена не будет, поэтому ещё раз хочу напомнить предложение фракции ЛДПР (и со временем мы к этому обязательно вернёмся, если Правительство Российской Федерации начнёт действительно считать потери граждан нашей страны) о том, что счётчики должны устанавливаться энергосбытовыми компаниями, что за всё оборудование должны нести ответственность энергосбытовые компании, а государство должно регулировать цены, по которым эти сбытовые компании обслуживают сети, от скважины и до газового котла или газовой плиты. В противном случае этим законом мы, к сожалению, дадим возможность ещё ряду коммерческих компаний получать с граждан Российской Федерации дополнительную выручку под страхом того, что они таким образом могут угрожать безопасности дома. Если у человека есть собственный автомобиль, то он сам и выбирает, в каком автосервисе ремонтировать, это его жизнь и безопасность. Но когда речь идёт о жильце многоквартирного дома, когда речь идёт о безопасности жителей всего дома, я думаю, вопросом дома и каждой квартиры должно заниматься непосредственно государство через государственную компанию. Уважаемые коллеги, я думаю, что и ко второму чтению, и в перспективе в этот законопроект будет необходимо вносить существенные дополнения и изменения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Александр Александрович. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, прошу прощения, просьба комитета: перенести рассмотрение вопросов 36.1 и 36.2 на четверг, 12 апреля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Одну минуту, подождите. Мы не закончили рассмотрение 35-го вопроса, сейчас закончим, потом будем вопросы 36.1 и 36.2 обсуждать. Так, представитель президента? Правительства? Не выступают. Докладчик? Пожалуйста, депутату Сидякину включите микрофон. СИДЯКИН А. Г. Коллеги, спасибо за такую содержательную дискуссию. Сергей Владимирович, хотел бы вам ответить. Вот у меня перед глазами как раз информация, какие же всё-таки были основные причины взрывов бытового газа в многоквартирных домах. Конечно, тут есть случаи, их немногим меньше 10 процентов, когда, как вы говорите, оставленная бабушкой газовая колонка, в которой погасло пламя, и искра от включённого внучкой выключателя унесли жизни людей, но основные по процентному соотношению причины - это нарушение окрасочного слоя газопроводов и использование газопроводов в качестве опор для других устройств, коррозия газопроводов; дальше, по дымовентиляционным шахтам: отсутствие тяги в шахтах, отсутствие герметичности в дымовентиляционных шахтах, захламлённость шахт, разрушение оголовков в чердачных помещениях, самовольное переустройство дымовентиляционных шахт. Вот основные причины взрывов бытового газа, о которых я сейчас говорил. Конечно, человеческий фактор присутствует, но, как мы видим, основная составляющая - это игнорирование требований по своевременному техническому обслуживанию. Что касается вашего утверждения, что это всё опять за счёт граждан происходит, я уже сказал, что это будет происходить в рамках предельных индексов изменения размера платы за жилищные услуги, которые мы ввели, когда рассмотрели и приняли систему прямых договоров. Только в рамках этих предельных индексов возможно осуществление расчётов и с теми людьми, за которых управляющая компания заключила договор со сторонними организациями. Ну а с коллегой Куринным я абсолютно согласен в том, что конкуренцию надо повышать, совсем недавно прошло заседание Госсовета на эту тему. Про допуск в квартиры - над этим вопросом мы обязательно поработаем при подготовке законопроекта ко второму чтению. Есть ещё ряд замечаний у Комитета по энергетике, с какими-то из них мы обязательно поработаем, учтём их при подготовке ко второму чтению. Я считаю, избиратели ждут от нас конкретных действий, не просто повышения штрафов, а конкретного выстраивания системы мониторинга и работы по этому сложнейшему вопросу. Надо голосовать, коллеги. Спасибо. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Филиппович Шрейдер, нет желания выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации", 35-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 20 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.