Заседание № 105
О проекте федерального закона № 336991-3 "О внесении дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (применение коэффициента к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче углеводородного сырья с учетом дебитов скважин и изменение порядка исчисления и уплаты налога для налогоплательщиков, осуществивших за счет собственных средств мероприятия по обеспечению радиационной безопасности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Вопрос 9, о проекте федерального закона "О внесении дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации". У нас есть письмо от Законодательного Собрания... Нет, письмо у нас от члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Добросоцкого, в котором он просит рассмотреть данный вопрос без его участия. Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Сергея Ивановича Штогрина. Пожалуйста. ШТОГРИН С. И. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, законопроект, который мы сейчас рассматриваем, предполагает ввести коэффициенты к ставкам налога на добычу полезных ископаемых, касающегося сырой нефти. Суть проблемы в том, что, когда еще в прошлом созыве мы приняли закон о налоге на добычу полезных ископаемых, который вступил в действие, насколько я помню, в 2003 году, мы приняли единую ставку для всех налогоплательщиков, независимо от того, на каких месторождениях они работают - старых, то есть с падающей добычей, новых, где растет добыча и весьма высокий дебит скважин, то есть из скважин добывается в сутки большое количество нефти, - крупные это компании или мелкие. Еще тогда шел разговор о том, что, для того чтобы более эффективно использовать природные ресурсы и извлекать всё, что есть в месторождении, на котором начали работать, надо было бы ввести дифференцированные ставки налога на добычу сырой нефти. Тогда правительство и Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам не смогли предложить методику, по которой это можно было бы сделать. Дискуссия по этой проблеме идет до сих пор. В правительстве работает как минимум три комиссии, в том числе в бывшем Минтопэнерго, чтобы разработать объективную методику, по которой можно было бы дифференцировать ставку налога на добычу сырой нефти, а не привязывать ее только к курсу доллара, к рублю, и к цене на наших товарных рынках, роттердамском и средиземноморском. Здесь предлагается очень простая схема, по дебиту скважины. Если добывается свыше трех тонн, то коэффициент 1, то есть надо брать, как сегодня, 419 рублей с тонны, а если меньше, то коэффициент 0,3. И при этом предлагается, чтобы перечень таких вот скважин, или месторождений, утверждался постановлением правительства. Комитет рассмотрел данную инициативу и считает, что данная схема неприемлема по двум причинам. Во-первых, сегодня у нас из скважин добывается, если говорить прямо, не нефть, которую можно было бы везти прямо на нефтеперегонный завод, а скважинная жидкость, и в основе ее, как правило, бывают вода, песок и еще и сера. С другой стороны, у нас еще осталась система от старых советских времен и учета по скважинам практически нигде нет, поэтому, для того чтобы эту систему вводить, надо, во-первых, провести серьезную реконструкцию всей нашей сети нефтедобывающих предприятий, установить приборы учета, а это большая сложность. Кроме того, надо строить дополнительные мощности по очистке скважинной жидкости и доведения ее до уровня нормальной сырой нефти. С другой стороны, предлагается очень, на наш взгляд, такая коррупционная норма - чтобы такой перечень утверждался постановлением правительства. Можете себе представить, сколько и как будут носить, ходить и уговаривать, чтобы попасть под коэффициент 0,3, а не 1, а определить объективно вот этот параметр сегодня невозможно. Поэтому комитет по бюджету считает, что данную инициативу надо отклонить и дождаться результатов работы комиссий рабочей группы, которые работают по этой проблеме, может быть, даже принять закон о проведении эксперимента в ряде субъектов Федерации, на ряде месторождений нефти, и там применить дифференцированные ставки, а потом уже это вводить по всей Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Есть ли вопросы к докладчику? Храмов Рэм Андреевич, пожалуйста. ХРАМОВ Р. А., фракция "Единая Россия". У меня вопрос вот какой к вам. Вы совершенно правильно сказали, что много комиссий работает. Мы слушали Кудрина по этой теме, задавали ему вопрос, когда же они будут готовы к тому, чтобы принять дифференцированный налог на добычу полезных ископаемых, что очень важно. И всех нефтяников, в том числе некоторые компании, которые, как вы говорите, много добывают, действительно ждет очень плохое будущее, если мы не дифференцируем этот налог. Так когда же хоть комитет-то будет готов? Правительство не знает, а вы когда будете готовы? Мы готовы обсуждать этот вопрос, вот в нашем комитете по природным ресурсам. А когда бюджетники будут готовы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. ШТОГРИН С. И. Спасибо. Мы готовы рассмотреть такой законопроект, но пока рассматривать нечего. В комитете у нас каких-то рабочих групп сейчас по этому вопросу нет. Мы работаем и взаимодействуем с рабочими группами, которые созданы в Правительстве Российской Федерации, и самими нефтяниками. Когда появится нормальный проект, мы его рассмотрим, но пока рассматривать нечего. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Нет. Присаживайтесь, Сергей Иванович. Есть ли желающие выступить? Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Полномочному представителю правительства? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 37 сек.) Проголосовало за 18 чел.4,0% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 20 чел. Не голосовало 430 чел.95,6% Результат: не принято Не принято.