Заседание № 198

08.12.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 336959-4 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (о поэтапном повышении минимального размера оплаты труда в 2007-2008 годах; внесён депутатами Государственной Думы А. М. Бабаковым, Д. О. Рогозиным, Б. А. Виноградовым, И. Н. Харченко, И. Н. Морозовым, В. Б. Савостьяновой, О. И. Денисовым и Н. А. Павловым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5332 по 6501 из 7173
Переходим к пункту 20. У нас три законопроекта - 20.1, 20.2 и 20.3, они         
альтернативные. Я приглашаю на трибуну для доклада по пункту 20.1               
официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря   
- заместителя министра здравоохранения и социального развития Российской        
Федерации Любовь Николаевну Глебову. Проект федерального закона "О внесении     
изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты          
труда".                                                                         
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон на центральной трибуне.                          
                                                                                
ГЛЕБОВА Л. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О    
внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере        
оплаты труда" внесён Правительством Российской Федерации в соответствии со      
статьёй 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации одновременно с проектом     
федерального бюджета на 2007 год.                                               
                                                                                
С 1 мая 2006 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 1100       
рублей в месяц. Данным законопроектом предлагается установить с 1 сентября      
2007 года минимальный размер оплаты труда в сумме 1400 рублей в месяц, то       
есть увеличить его в 1,27 раза. Повышение минимальной заработной платы          
создаёт предпосылки для повышения заработной платы как в бюджетном, так и во    
внебюджетном секторах экономики. Повышение минимального размера оплаты труда    
в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и      
местных бюджетов, оплачивается субъектами Российской Федерации и органами       
местного самоуправления за счёт средств собственных бюджетов. Организации       
внебюджетного сектора экономики осуществляют повышение минимального размера     
оплаты труда за счёт собственных средств.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, в процессе подготовки законопроекта появились инициативы     
депутатов Государственной Думы по другой ставке минимального размера оплаты     
труда. Я сразу хочу сказать, что на тот законопроект, который будет             
обсуждаться следующим и который устанавливает минимальный размер оплаты труда   
в сумме 2000 рублей, в процессе переговоров и согласовательных процедур         
получен положительный отзыв правительства.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Любовь Николаевна.                               
                                                                                
Я приглашаю на трибуну по пункту 20.2, по законопроекту с тем же названием,     
депутата Государственной Думы Андрея Константиновича Исаева.                    
                                                                                
ИСАЕВ А. К., председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной   
политике, фракция "Единая Россия".                                              
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется законопроект,                 
подготовленный фракцией "Единая Россия". Он носит комплексный характер и        
направлен на то, чтобы существенно повысить заработную плату в нашей стране,    
обеспечить легализацию заработной платы и неуклонную выплату новой, более       
высокой заработной платы.                                                       
                                                                                
В чём заключается комплексность законопроекта?                                  
                                                                                
Во-первых, мы предлагаем с 1 сентября следующего года установить минимальный    
размер оплаты труда на уровне 2000 рублей, а не 1400 рублей, как это            
предлагает Правительство Российской Федерации, при этом рост минимального       
размера оплаты труда составит 82 процента.                                      
                                                                                
Во-вторых, мы возвращаем минимальному размеру оплаты труда его изначальное      
конституционное содержание. Если сегодня МРОТ фактически дублирует первый       
разряд единой тарифной сетки и его повышение должно приводить к повышению в     
той же пропорции заработной платы всех работников, независимо от того,          
являются ли они низко- или высокооплачиваемыми - и это всегда было основным     
тормозом на пути роста минимального размера оплаты труда, - то мы предлагаем    
вернуть МРОТ его изначальное конституционное содержание: установить уровень     
заработной платы, ниже которого не может получать работник, отработавший        
полную норму рабочего времени.                                                  
                                                                                
В-третьих, к этому очень серьёзно примыкает следующая норма закона, которая     
категорически запрещает использовать МРОТ в любых нормативных актах, за         
исключением актов, регулирующих оплату труда. И вы знаете, что мы уже сделали   
шаг в этом направлении: в среду Государственная Дума приняла в первом чтении    
проект закона, убирающий минимальный размер оплаты труда из Кодекса об          
административных правонарушениях и заменяющий его на твердые суммы.             
                                                                                
В-четвертых, и это очень важно, данный законопроект предлагает предоставить     
законодательным органам субъектов Федерации право с учётом мнения               
трёхсторонней комиссии соответствующего уровня устанавливать у себя в           
субъектах минимальную заработную плату более высокую, чем МРОТ, установленный   
на федеральном уровне, для внебюджетного сектора экономики. Мы предполагаем,    
что при принятии этой нормы большинство субъектов Федерации установят у себя    
минимальную заработную плату во внебюджетном секторе экономики на уровне        
прожиточного минимума, что приведёт к резкому росту собираемости подоходного    
налога, легализации заработной платы и откроет возможность следующим шагом      
поднять заработную плату бюджетников.                                           
                                                                                
В-пятых, мы предлагаем установить специальный состав в Кодексе об               
административных правонарушениях - административную ответственность             
работодателей за нарушение законодательства о минимальном размере оплаты        
труда, то есть выплату или назначение заработной платы ниже установленного      
МРОТ. Нам возражают наши оппоненты, что уже сегодня есть норма, карающая за     
нарушение трудовых прав граждан. Здесь есть различия. Дело в том, что для       
использования нормы, карающей за нарушение трудовых прав граждан, необходимо,   
чтобы гражданин признал, что его трудовые права нарушены, то есть сам           
обратился с соответствующим заявлением в правоохранительные органы. Принятие    
предлагаемой нами нормы открывает государству возможность даже при отсутствии   
такого заявления карать тех работодателей, которые выплачивают заработную       
плату ниже минимального размера оплаты труда, в том числе выплачивают           
значительную часть заработной платы чёрным налом.                               
                                                                                
Наконец, данная норма предусматривает страховочную статью 5. В связи с тем,     
что сама природа минимального размера оплаты труда меняется, для того, чтобы    
работодатели не использовали это как инструмент для перераспределения одних и   
тех же денег от более обеспеченных наёмных работников к менее обеспеченным,     
статья 5 категорически запрещает в связи с введением данной нормы отменять      
любые доплаты, надбавки, в том числе надбавки за вредность, особые условия      
труда и особые климатические условия. Эти надбавки должны быть сохранены в      
полном объёме.                                                                  
                                                                                
Мы считаем, что принятие данного закона даст не только возможность              
существенно повысить жизненный уровень беднейших трудящихся - а у нас сегодня   
шесть миллионов шестьсот тысяч человек, по официальной статистике, получают     
заработную плату ниже 2000 рублей в месяц, - но и обеспечит легализацию         
заработной платы, обеспечит собираемость единого социального и подоходного      
налогов. По оценкам экспертов Комитета по труду и социальной политике, в        
течение года при реализации этой нормы, касающейся 2000 рублей, собираемость    
единого социального налога возрастёт на 13 миллиардов рублей, а подоходного     
налога - более чем на 6 миллиардов рублей.                                      
                                                                                
Мы считаем, что реализация в полном объёме настоящего законодательного акта     
откроет для нас возможность уже в 2008 году установить единый минимальный       
размер оплаты труда в Российской Федерации на уровне прожиточного минимума      
трудоспособного человека.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович, присаживайтесь.           
                                                                                
Я для стенограммы уточню. Я сказал, что с тем же названием, но название         
данного законопроекта немножко отличается, я его зачитаю: "О внесении           
изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие     
законодательные акты Российской Федерации". Тут добавлено: "...и другие         
законодательные акты Российской Федерации".                                     
                                                                                
Пункт 20.3 звучит так: "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона     
"О минимальном размере оплаты труда". Доклад депутата Государственной Думы      
Ивана Николаевича Харченко.                                                     
                                                                                
ХАРЧЕНКО И. Н., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)".                
                                                                                
Уважаемые депутаты, законопроект об увеличении минимального размера оплаты      
труда, предлагаемый депутатами фракции "Родина", предполагает поэтапное, один   
раз в полгода, начиная с 1 января 2007 года повышение минимального размера      
оплаты труда и доведение его в течение следующего года примерно до 70           
процентов от величины прожиточного минимума с нынешних 30 процентов. А именно   
предполагается увеличить минимальный размер оплаты труда и установить его с 1   
января 2007 года в сумме 1700 рублей в месяц, с 1 июля 2007 года - в сумме      
2,5 тысячи рублей в месяц и с 1 января 2008 года - в сумме 3200 рублей в        
месяц. Это повышение в первую очередь коснётся работников бюджетной сферы -     
учителей, врачей, социальных работников, работников культуры. Оно потребует     
существенного увеличения расходов федерального бюджета: примерно на 480         
миллиардов рублей в 2007 году и на 732 миллиарда рублей в 2008 году. Это        
повлечёт за собой и увеличение расходов бюджетов субъектов Российской           
Федерации. Мы это понимаем, но хотим обратить ваше внимание на то, что это      
лишь третья часть профицита бюджета Российской Федерации в 2007 году и          
примерно половина предполагаемого профицита бюджета Российской Федерации на     
2008 год. Что предлагают наши оппоненты?                                        
                                                                                
Первое. Группа депутатов из фракции "Единая Россия" предлагает увеличить        
минимальный размер оплаты труда с 1 сентября 2007 года до 2000 рублей. Это,     
безусловно, хорошо, если бы не одно "но". Оно заключается в следующем. Авторы   
предлагают одновременно исключить из Трудового кодекса норму о том, что         
размеры тарифных ставок окладов, а также базовых окладов по профессиональным    
квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера     
оплаты труда. А ведь именно эта норма гарантировала, что Правительство          
Российской Федерации не могло утвердить размер тарифной ставки первого          
разряда единой тарифной сетки ниже минимального размера оплаты труда,           
установленного федеральным законом. И это маленькое "но" фактически означает,   
что никакого повышения заработной платы бюджетникам не будет, а именно они,     
учителя и врачи, сегодня получают нищенскую заработную плату. Так на кого же    
тогда будет распространяться эта норма, предлагаемая "Единой Россией"? Ведь     
на частных предприятиях и так никто практически не платит зарплату ниже 2000    
рублей, туда просто не пойдут работать люди за такие нищенские деньги. И        
получается, что ни на кого.                                                     
                                                                                
Доказательством этому является финансово-экономическое обоснование              
законопроекта депутатов "Единой России". Цитирую: "Таким образом,               
установление минимального размера оплаты труда, включающего доплаты и           
надбавки к заработной плате, на уровне 2000 рублей в месяц, не потребует        
дополнительных расходов федерального бюджета и позволит осуществлять            
финансирование расходов на оплату труда федеральных государственных             
учреждений в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в         
проекте федерального бюджета на 2007 год".                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты фракции "Единая Россия"! Не получится добавить людям         
зарплату и при этом не потратить ни копейки бюджетных денег, чудес в            
бюджетном процессе не бывает. Чтобы деньги появились в карманах учителей и      
врачей, они должны исчезнуть (в кавычках) из бюджета. Правда, с исчезновением   
денег из бюджета (уже без кавычек) у нас в последнее время получается           
достаточно хорошо, но, к сожалению, ни учителям, ни врачам от этого не легче.   
                                                                                
Второе. Законопроект правительственный я бы назвал более честным. Он            
предполагает увеличение минимального размера оплаты труда с 1 сентября 2007     
года до 1400 рублей, то есть зарплата всех бюджетников увеличится примерно на   
30 процентов - мало, но честно. Причина, видимо, в том, что правительству не    
надо избираться осенью 2007 года и им пиар-акции не нужны.                      
                                                                                
Уважаемые депутаты из фракции "Единая Россия", хочу напомнить вам об одном из   
ваших предвыборных обещаний - довести минимальный размер оплаты труда к 2008    
году до уровня прожиточного минимума. Если вы думаете, что избиратели об этом   
не помнят, вы глубоко ошибаетесь, мы обязательно напомним. Предлагаю вам        
задуматься над этим и поддержать наш вариант законопроекта, который хотя бы     
частично, примерно на 70 процентов выполнит ваши же предвыборные обещания.      
                                                                                
И ещё. Посмотрев сегодня все новостные сюжеты в подконтрольных власти           
средствах массовой информации, к удивлению обнаружил, что, оказывается,         
сегодня мы рассматриваем не три альтернативных законопроекта о минимальном      
размере оплаты труда, а только два: один - не очень хороший законопроект        
правительства о 1400 рублях и замечательный, просто великолепный законопроект   
"Единой России" о 2000 рублей. Это, господа "единороссы", называется            
надувательством.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, для содоклада я приглашаю на трибуну   
члена Комитета по труду и социальной политике Анатолия Семёновича Иванова. Он   
доложит позицию комитета по трём рассматриваемым законопроектам.                
                                                                                
ИВАНОВ А. С., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я не буду повторять, авторы законопроектов достаточно        
подробно изложили их сущность сами. Все законопроекты были рассмотрены          
Комитетом по труду и социальной политике, при этом было отмечено следующее.     
                                                                                
По законопроекту, внесённому правительством и предусматривающему установление   
МРОТ с 1 сентября 2007 года в размере 1400 рублей в месяц, следует сказать,     
что предлагаемое повышение МРОТ не окажет существенного влияния на изменение    
соотношения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного           
минимума трудоспособного населения, которое возрастёт с 30 процентов в 2006     
году до 34,8 процента в 2007 году. Такой рост соотношения комитетом не может    
быть поддержан.                                                                 
                                                                                
Законопроект, внесённый депутатами Грызловым, Исаевым, Булаевым, Яковлевой и    
Катренко, предусматривает комплекс мер, направленных на повышение заработной    
платы работников. Установление с 1 сентября 2007 года минимального размера      
оплаты труда в размере 2000 рублей приведёт к повышению доходов шести           
миллионов шестисот тысяч работников и к достижению соотношения МРОТ и           
прожиточного минимума, равного 50 процентам.                                    
                                                                                
Заслуживает внимания и предложение, содержащееся в законопроекте, о наделении   
субъектов Российской Федерации правом устанавливать на своей территории более   
высокий размер минимальной заработной платы для работников организаций          
внебюджетной сферы. Реализация этого права приведёт к увеличению налоговых      
доходов бюджетов и создаст возможность для повышения заработной платы           
работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской          
Федерации и местных бюджетов.                                                   
                                                                                
В связи с проводимой работой по реформированию системы оплаты труда             
работников организаций бюджетной сферы законопроектом предусматривается         
отмена жёсткого ограничения межразрядных коэффициентов единой тарифной сетки.   
Комитет по труду и социальной политике считает целесообразным и ужесточение     
административной ответственности за установление и выплату заработной платы     
ниже минимального размера оплаты труда, это также предусмотрено                 
законопроектом. Реализация правовых норм данного законопроекта должна           
привести не только к повышению заработной платы, но и к дополнительному         
поступлению в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды.                
                                                                                
Целью законопроекта, внесённого депутатами Бабаковым, Рогозиным, Виноградовым   
и другими нашими коллегами, хотя и является приближение минимального размера    
оплаты труда к величине прожиточного минимума, но эта цель не достигается. С    
1 января 2008 года при установлении минимального размера оплаты труда на        
уровне 3200 рублей в месяц соотношение МРОТ и величины прожиточного минимума    
достигнет только 74 процентов. При этом на реализацию данного законопроекта     
потребуется предусмотреть в федеральном бюджете на 2007 год не менее 480        
миллиардов рублей только на повышение заработной платы работников федеральных   
государственных учреждений, что почти в полтора раза больше средств,            
предусмотренных в проекте федерального бюджета на 2007 год. Кроме того,         
предлагаемое законопроектом увеличение МРОТ повлечёт за собой значительное      
увеличение расходов на заработную плату из бюджетов субъектов Российской        
Федерации и местных бюджетов, которые в большинстве субъектов сформированы и    
предусматривают повышение заработной платы в 2007 году лишь на 15 процентов.    
В связи с этим реализация законопроекта не представляется возможной.            
                                                                                
Комитет по труду и социальной политике, оценив последствия и итоги реализации   
рассматриваемых законопроектов, рекомендует Государственной Думе принять        
законопроект, внесённый депутатами Грызловым, Исаевым, Булаевым, Яковлевой и    
Катренко, а два других законопроекта отклонить.                                 
                                                                                
Содоклад закончен. Спасибо.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович. Присаживайтесь.              
                                                                                
Уважаемые депутаты, по процедуре можно задавать вопросы сразу по всем трём      
законопроектам, но, пожалуйста, называйте вашего адресата. Раз, два, три,       
четыре, пять, шесть, семь, уже вижу восемь... Давайте запишемся.                
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Четырнадцать вопросов, коллеги.                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложения: по два, по одному. Как поступим?        
Давайте по два вопроса от фракции. Кто от фракции КПРФ первый вопрос задаёт?    
                                                                                
Депутат Кибирев, пожалуйста.                                                    
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
У нас три законопроекта, поэтому, я так понимаю, та норма, которую вы           
установили, должна быть умножена на три, потому что у меня есть вопрос и по     
первому, и по второму законопроектам. И я начинаю с вопроса по первому...       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы формулируйте, Борис Григорьевич. Вы уже двадцать       
пять минут выступаете - вопроса нет. Пожалуйста.                                
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Первый вопрос.                                                    
                                                                                
Уважаемая Любовь Николаевна, сегодня в "Парламентской газете" материал на       
вашу тему под очень звонким заголовком "Платить за труд будут в два раза        
больше". Так вот, 1400 рублей, которые предлагает правительство с 1 сентября,   
означают, что средний годовой минимальный размер оплаты труда будет 1200        
рублей, относим к ныне действующим 1100 рублям, получается рост, равный 9       
процентам. Скажите, пожалуйста, в чём смысл?.. (Микрофон отключён.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон в ложе правительства.                             
                                                                                
Вопрос был адресован, Любовь Николаевна, вам. Вы сказали, что якобы в два       
раза, а депутат Кибирев подсчитал, что это не в два раза. Вот он и спрашивает   
у вас. Пожалуйста.                                                              
                                                                                
ГЛЕБОВА Л. Н. В 1,27 раза по сравнению с 1100 рублями, 1100 и 1400 -            
повышение в 1,27 раза. У нас действует норма 1100 рублей, вот мы и сравниваем   
две нормы - 1100 и 1400 рублей.                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть, Любовь Николаевна абсолютно точно         
отвечает на вопрос. Она говорит, на сколько действительно повышается            
минимальный размер оплаты труда, то есть она утверждает, что не в два раза, а   
в 1,27 раза. Правильно? Так, видите, я всё понял.                               
                                                                                
Депутат Смолин. Второй вопрос от КПРФ.                                          
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, у меня вопрос сразу к двум первым докладчикам   
- и к Любови Николаевне, и к Андрею Константиновичу.                            
                                                                                
Скажите, пожалуйста, по вашим оценкам, на сколько реально увеличится            
заработная плата учителя, врача, работника культуры в случае принятия одного    
или второго законопроекта? В каком случае это повышение будет больше,           
повторю, реальной заработной платы, а не только минимального размера            
заработной платы?                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Любовь Николаевна, вы первая, пожалуйста, отвечайте.      
                                                                                
ГЛЕБОВА Л. Н. Уважаемый Олег Николаевич, это совершенно просто высчитываемый    
процент. Точно так, как соотношение сегодня заработной платы и минимального     
размера оплаты труда, точно так же посмотрите соотношение действующей           
заработной платы и 1400 рублей. Просто это математика, и я готова сейчас этим   
заняться.                                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто будет задавать вопрос от ЛДПР?                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, депутат Исаев. Прошу прощения, вопрос     
был адресован двоим.                                                            
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Да, я хотел бы уточнить.                                            
                                                                                
Уважаемый Олег Николаевич, наш законопроект носит комплексный характер,         
поэтому он предполагает несколько этапов и несколько мер. Заработная плата      
шести миллионов шестисот тысяч наиболее бедных работников бюджетной сферы и     
других отраслей, которые получают меньше 2000 рублей, вырастет существенно.     
Заработная плата средняя в бюджетной сфере, как вы знаете, вырастет на 15       
процентов - так правительство предлагает, а Госдума настаивает на 20            
процентах. И третий этап - начнёт действовать норма нашего закона, которая      
даст возможность в субъектах Федерации установить во внебюджетном секторе       
экономики более высокие минимальные заработные платы. Это приведёт к росту      
собираемости подоходного налога и даст возможность каждому субъекту Федерации   
своим решением дополнительно повысить заработную плату бюджетникам.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я обращаюсь к фракции КПРФ. Уважаемые коллеги, вы не      
комментируйте, пожалуйста, ответы на вопросы. У вас будет возможность           
выступить. Я дам вам слово, вы выйдете на эту трибуну или выступите с места,    
и тогда сможете сказать: я не согласен с депутатом Исаевым или с                
представителем правительства. Зачем же вы комментируете в момент, когда         
депутат отвечает?                                                               
                                                                                
Фракция ЛДПР - Иванов. Пожалуйста, Сергей Владимирович.                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я дам слово и Зубову тоже. От фракции? Потом я обращусь   
к вам, к депутатам, не входящим...                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Олег Викторович, мы Зубову хотели...                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет вопроса.                                              
                                                                                
Тогда, пожалуйста, фракция "Единая Россия", есть ли желающие задать вопрос?     
Есть. Вопрос у Исаева. Пожалуйста.                                              
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Спасибо, Олег Викторович.                                           
                                                                                
У меня вопрос к коллегам из фракции "Родина".                                   
                                                                                
80 процентов работников бюджетной сферы получают у нас заработную плату не из   
федерального бюджета, на который здесь ссылались и профицит которого            
упоминался, а из бюджетов субъектов Федерации. Причём тридцать субъектов        
Федерации тратят на это 60 процентов своих средств. В случае принятия вашего    
закона в том виде, в каком он есть, им придётся тратить в четыре раза больше,   
чем они тратят сейчас, на заработную плату. Это означает банкротство            
субъектов Федерации и рост задолженности по заработной плате в бюджетной        
сфере. Понимаете ли вы последствия вашего политического шага?                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Харченко Иван Николаевич.                     
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ХАРЧЕНКО И. Н. Не всё так трагично, как объясняет коллега Исаев. Дело в том,    
что мы предполагаем, что, во-первых, надо будет сократить огромные расходы в    
субъектах Российской Федерации, которые идут на госуправление. В некоторых      
регионах сегодня на аппарат госуправления тратится 15-20 процентов              
консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.                       
                                                                                
Во-вторых, естественно, придётся добавлять деньги из бюджета Российской         
Федерации, для того чтобы компенсировать эту разницу.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Фракция "Родина" - Шеин. Пожалуйста, Олег Васильевич, ваш вопрос.               
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)".                    
                                                                                
У меня вопрос, наверное, к коллеге Иванову, может быть, к Андрею                
Константиновичу, если он потом сочтёт необходимым дополнить.                    
                                                                                
То, о чём говорил коллега Харченко. Первое. В проекте, предложенном "Единой     
Россией", сказано, что его принятие не потребует дополнительных затрат из       
бюджета, поскольку сейчас есть надбавки в бюджетной сфере, в частности,         
допустим, за классное руководство, за работу с коррекционными классами и ряд    
иных, и как бы эти надбавки будут фактически поглощаться повышением МРОТ.       
Означает ли это, что закон реально зарплату, которую люди на руки получат, не   
поднимет?                                                                       
                                                                                
И второй момент. Насколько правильным вы считаете решение, что ставка первого   
разряда не должна соответствовать минимальному размеру оплаты труда?            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Семёнович, вы будете отвечать? С места.          
                                                                                
Иванову Анатолию Семёновичу включите микрофон.                                  
                                                                                
Если будет необходимость, Исаев дополнит.                                       
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Олег Васильевич, на этот вопрос уже Андрей Константинович          
ответил, то есть сказал, у каких категорий работников заработная плата          
возрастёт. И работникам бюджетной сферы, как было сказано, гарантировано, что   
на 15 процентов в следующем году рост зарплаты будет. Это первая часть.         
                                                                                
И вторая часть. Я ещё раз повторяю то, что говорил уже Андрей Константинович:   
мы уверены в том, что в субъектах Федерации, муниципальных образованиях         
средства, полученные за счёт увеличения доходов от подоходного налога при       
увеличении заработной платы работникам внебюджетной сферы, без сомнения,        
будут направлены на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Исаев Андрей Константинович, с места.         
                                                                                
ИСАЕВ А. К. И ещё раз, чтобы развеять опасения Олега Васильевича, обращаю       
внимание на статью 5 закона, где напрямую записано, что в связи с принятием     
настоящего федерального закона не допускается снижение доплат и надбавок,       
которые установлены, в том числе по тем основаниям, о которых вы говорили.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто ещё хотел бы задать вопрос от фракции "Родина"? Нет.                        
                                                                                
Есть ли желающие задать вопрос от фракции "Народно-Патриотический Союз          
"Родина" (Партия Национального Возрождения "Народная Воля" - Социалистическая   
единая партия России)"? Нет.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР уступила своё право задать вопрос депутату      
Зубову. Пожалуйста. Потом я дам слово Светлане Петровне.                        
                                                                                
ЗУБОВ В. М., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском           
объединении.                                                                    
                                                                                
Спасибо большое фракции.                                                        
                                                                                
Вы знаете, на вопрос, который всё время висит в воздухе и уже задавался (я      
повторю, может быть, другими словами), ответ всё-таки пока не получен.          
Сегодня в федеральном бюджете увеличение зарплаты предусмотрено на следующий    
год в размере 30 процентов, в региональных - на 15 процентов. А в               
соответствии с проектом закона, к примеру, который под пунктом 20.2 стоит,      
местные, региональные органы власти смогут принять решение о повышении          
зарплаты во внебюджетной сфере. Сегодня динамика роста заработной платы во      
внебюджетной сфере опережает рост зарплаты в бюджетной сфере. У меня вопрос:    
с принятием любого из этих трёх законов (я прошу ответить всех трёх авторов)    
как будут меняться пропорции с точки зрения возможности выплаты зарплаты        
бюджетникам из федерального и региональных бюджетов и зарплаты во               
внебюджетной сфере? Будет расти разрыв или зарплаты будут сближаться?           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто готов ответить? Любовь Николаевна, есть   
у вас ответ на этот вопрос?                                                     
                                                                                
ГЛЕБОВА Л. Н. Нет, у меня нет такого ответа, коллеги.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет ответа.                                               
                                                                                
Пожалуйста, Исаев.                                                              
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Как раз, уважаемый Валерий Михайлович, наш закон направлен именно   
на то, чтобы дать в руки субъектам Федерации (я на это обращал внимание в       
своём вопросе коллегам из фракции "Родина") реальные финансовые возможности     
поднять зарплату бюджетникам. Мы понимаем, что во внебюджетном секторе          
сегодня 2000 (об этом справедливо говорили коллеги из "Родины") на самом деле   
давно платятся, но платятся чёрным налом, а по ведомости очень часто            
выплачивается 1100. Так вот мы даём право субъектам установить высокую,         
нормальную минимальную заработную плату во внебюджетном секторе экономики.      
После этого с этой заработной платы начнёт платиться подоходный налог,          
который в подавляющем большинстве идёт на зарплату бюджетников. Мы даём в       
руки ещё один инструмент, который кроме заложенных сегодня в федеральном        
бюджете денег даст дополнительный ресурс для повышения заработной платы         
бюджетникам в субъектах Федерации.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Николаевич, вы хотели бы ответить на этот вопрос?    
Нет.                                                                            
                                                                                
Депутат Горячева, от депутатов, не входящих в депутатские объединения.          
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Зубов вместо ЛДПР.                                   
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
У меня очень конкретный вопрос. Я почитала финансово-экономические              
обоснования к законопроектам Андрея Константиновича и правительства. Просто,    
вообще, диву даёшься, действительно слова о профанации как-то напрашиваются.    
Я задаю конкретный вопрос. Здесь написано, например, по одному: таким           
образом, увеличение минимального размера оплаты труда не потребует              
дополнительных расходов. То же самое и по правительственному законопроекту.     
Всё же какие средства заложены в федеральном бюджете на повышение заработной    
платы в бюджетной сфере на уровне Федерации и на уровне субъектов Федерации     
(я спрашиваю об этом и представителя правительства, и Андрея                    
Константиновича), в чём разница между этими суммами, где эти суммы              
дополнительные будут взяты в следующем году? Не надо этих общих фраз.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлана Петровна, я хочу уточнить ваш вопрос. Вы это     
связываете с принятием данного законопроекта? На исполнение данного закона      
или вообще на заработную плату? Вопрос прозвучал неоднозначно.                  
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Финансово-экономическое обоснование, понимаете, оно должно       
быть... (Микрофон отключён.)                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Кто? Андрей Константинович, пожалуйста,       
начните. Или Любовь Николаевна?                                                 
                                                                                
ГЛЕБОВА Л. Н. Уважаемые коллеги, я в начале своего выступления говорила, что    
наш законопроект вносится вместе с проектом федерального бюджета на 2007 год    
и по сравнению с тем, что уже заложено в бюджете на 2007 год, дополнительных    
средств не потребует.                                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ГЛЕБОВА Л. Н. Нужно вернуться к этой статье и посмотреть сколько. В данном      
случае ещё раз говорим о том, что по сравнению с заложенным не потребуется      
дополнительных финансовых вложений.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Исаев.                                        
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Я ещё раз разъясняю, что данный законопроект даёт возможность       
обеспечить повышение заработной платы в бюджетной сфере, с нашей точки          
зрения, на 20 процентов в среднем, как это заложено в постановлении             
Государственной Думы. При этом наибольший рост будет достигнут у самых          
низкооплачиваемых категорий бюджетников, потому что именно для них наиболее     
важно повышение минимальной заработной платы.                                   
                                                                                
Одновременно с этим другая норма закона, статья, дающая право устанавливать     
МРОТ во внебюджетном секторе экономики в субъектах Федерации, даст субъектам    
Федерации дополнительный ресурс, который сегодня не может быть учтён для        
повышения заработной платы бюджетникам в своём субъекте.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Николаевич, вы хотели бы что-либо добавить? Нет.     
                                                                                
По ведению - депутат Останина. Пожалуйста.                                      
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Иногда досадно,    
что наши избиратели не видят прямых трансляций заседаний, не знают итогов       
голосования. Сегодня я даже немного рада этому, потому что очень неловко        
чувствуешь себя за некоторых представителей правительства или авторов           
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Всё-таки я бы хотела попросить, если можно, уточнить одну позицию, которую      
высказал Андрей Константинович. Трудно с вами не согласиться, что главная       
задача этого закона - всё-таки приблизить минимальный размер оплаты труда к     
прожиточному минимуму. Назовите, пожалуйста, в каком количестве субъектов       
Федерации прожиточный минимум составлял бы 2000 рублей, и перечислите эти       
субъекты Федерации.                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я просто для стенограммы отмечаю, что я дал слово         
депутату Останиной по ведению, а она задала вопрос. Будем считать, это третий   
вопрос от фракции.                                                              
                                                                                
Пожалуйста, депутат Исаев, вам персонально был задан вопрос.                    
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Я отвечаю ещё раз. Данный закон устанавливает две вещи. Первое.     
Минимальный размер оплаты труда в этом случае общефедеральный, будет            
установлен как единая норма в 2007 году на уровне, превышающем 50 процентов     
прожиточного минимума. Я напомню уважаемой коллеге Останиной, что вторая        
Государственная Дума оставила нам МРОТ, равный 8 процентам величины             
прожиточного минимума. Это для начала разговора.                                
                                                                                
Параллельно с этим законом мы даём право в каждом субъекте Федерации самим,     
своим законом уже в 2007 году установить МРОТ на уровне прожиточного минимума   
для внебюджетного сектора экономики, где работает сегодня 85 процентов          
населения нашей страны. Когда вы четыре года держали МРОТ равным 83 рублям 49   
копейкам, вам казалось это нормальным.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы завершили обсуждение, вернее,       
процедуру вопросов и ответов. Это первое чтение, альтернативные                 
законопроекты. Кто хотел бы выступить по данным законопроектам? Раз, два,       
три, четыре, пять, шесть... Депутат Гайнуллина, ваше предложение.               
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Единая Россия".                                      
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаю по одному выступлению   
от фракции до пяти минут.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вношу на рассмотрение палаты данное предложение. Кто за   
то, чтобы было по одному выступлению от фракции в течение пяти минут? Прошу     
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? (Шум в зале, выкрики.)             
                                                                                
Уважаемые коллеги, я просто вынужден сделать замечание, причём делаю            
замечание и своим коллегам по фракции, но в первую очередь фракции КПРФ.        
                                                                                
Тамара Васильевна, ну неловко, просто неловко смотреть отсюда. Я стараюсь       
максимально корректно вести заседание. Я прошу вас использовать Регламент,      
если вы хотите выступить от фракции. Получите соответствующие полномочия, я     
вам дам десять минут согласно Регламенту, и вы сможете сказать всё, что вы      
думаете по этому поводу.                                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.89,6%                                     
Проголосовало против           35 чел.10,1%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,3%                                      
Голосовало                    347 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается данное предложение.                                                 
                                                                                
Я спрашиваю у фракции КПРФ: кто от фракции выступает? Депутат Купцов.           
Пожалуйста, Валентин Александрович.                                             
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
КУПЦОВ В. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция            
Коммунистической партии Российской Федерации.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, сегодня действительно мы должны рассмотреть, я считаю,       
самый принципиальный вопрос - вопрос заработной платы. Но это не должно         
озвучиваться как инициатива "Единой России". Вы должны прямо сказать, что это   
ваша вынужденная реакция на массовые протесты, демонстрации, митинги,           
забастовки, требования людей улучшить их жизнь.                                 
                                                                                
На протяжении всех последних лет Компартия Российской Федерации и другие        
оппозиционные силы добиваются от правительства кардинального решения этого и    
других вопросов повышения уровня и качества жизни населения. Эти требования     
поддержаны 90 процентами населения в ходе народного референдума, который был    
проведён в прошлом году и в котором участвовало семь миллионов человек.         
Однако правительство упорно не предлагает должных мер по реализации этой        
программы в полном объёме, хотя многие вопросы можно было решить значительно    
раньше, не дожидаться съезда "Единой России" и не пиарить это во время          
предвыборной кампании.                                                          
                                                                                
Вдумайтесь, все предложения вводятся с 1 сентября 2007 года. Выборы в           
Государственную Думу предполагаются 2 декабря, точно после очередного съезда    
"Единой России", когда будет утверждена программа, когда будут подготовлены     
списки. Это будет новый очередной пиар.                                         
                                                                                
Сегодня мы рассматриваем три альтернативных законопроекта. Но давайте не        
будем лгать хотя бы сами себе: все они предусматривают не кардинальные меры,    
а всего лишь полумеры. В проекте правительства предлагается повысить            
минимальный размер оплаты труда до 1400 рублей. Но почему мы молчим о том,      
что принят Трудовой кодекс? Мы пообещали народу, что минимальная заработная     
плата будет равна прожиточному уровню, по проекту же правительства она будет    
в 2,4 раза ниже в следующем году по сравнению с прожиточным минимумом,          
прогнозируемым на следующий год. Фракция "Единая Россия" в своём                
законопроекте пообещала поднять минимальную оплату до 2000 рублей, но это       
снова в 1,7 раза ниже прожиточного уровня.                                      
                                                                                
Третий вариант решения этой проблемы предлагают независимые депутаты и          
фракция "Родина". Они считают возможным в будущем году поднять минимум до       
2500 рублей, а в 2008 году - до 3200 рублей. Это, в общем-то, ещё куда ни       
шло, хотя, по данным социологов, - да, мне кажется, и каждый депутат это        
понимает, - только минимальный уровень зарплаты в 5000 рублей может в           
какой-то степени решить возникшие проблемы. Как же мы будем решать проблему     
борьбы с бедностью? Это всё-таки основное, принципиальное положение послания    
президента 2004 года. Поддержав предложенные сегодня цифры, мы полностью        
проваливаем обещания парламента собственному народу.                            
                                                                                
Вот уже третий год правительство и его сторонники в парламенте не собираются    
выполнять Трудовой кодекс, нарушая конституционные права людей. И происходит    
это всё на фоне сверхдоходов Стабилизационного фонда, профицита бюджета,        
громаднейших золотовалютных ресурсов. Хочу отметить, что в нашем государстве    
никто не несёт ответственности за то, что не выполняются уже принятые           
решения. Почему у нас в государстве разрыв между десятью процентами самых       
богатых и самыми бедными не уменьшается, а с каждым годом увеличивается и       
достиг фантастического размера - почти в двадцать пять раз?! Мы же ежегодно     
хороним почти семьсот тысяч россиян, умирающих прежде всего из-за недоедания    
и отсутствия достойного лечения. Россия остаётся сегодня страной работающих     
бедняков, разоряемых постоянным ростом стоимости жилья, тарифов на услуги       
ЖКХ, на проезд на всех видах транспорта, расходов на образование, на отдых.     
Известно, что эти расходы, по всем официальным данным, уже с 1 января 2007      
года снова возрастут почти на 20 процентов. И уверения о том, что увеличить     
МРОТ не удаётся из-за вероятной инфляции, неубедительны. (Микрофон отключён.)   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте тридцать секунд для завершения выступления.      
                                                                                
КУПЦОВ В. А. Часто правительство задаёт вопрос, где же взять деньги. Первое -   
естественно, надо использовать профицит бюджета. Второе - давайте введём        
прогрессивную шкалу налогов на сверхдоходы, намного превышающие средний         
уровень доходов граждан. Третье - необходимо в сжатые сроки завершить           
оформление государственного кадастра недвижимости, как основной базы,           
позволяющей мобилизовать налоги. Четвёртое - активизировать усилия              
государственных органов по выводу из тени так называемых серых зарплат,         
что... (Микрофон отключён.)                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сколько вам нужно ещё, Валентин Александрович, чтобы      
закончить?..                                                                    
                                                                                
Добавьте ещё тридцать секунд.                                                   
                                                                                
КУПЦОВ В. А. Пятое - нельзя ограничиться только решением вопроса о              
минимальной оплате труда. Правительству необходимо, когда накоплены такие       
большие финансовые ресурсы, не только подтянуть размер минимальной оплаты к     
прожиточному минимуму, надо резко повысить размер базовой части трудовой        
пенсии, обеспечить возврат денежных средств российскому населению.              
                                                                                
Конечно, наша фракция проголосует за обсуждаемые законопроекты. Мы вынуждены    
это сделать... (Микрофон отключён.)                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятна позиция фракции.                                  
                                                                                
Депутат Свиридов, от фракции ЛДПР.                                              
                                                                                
СВИРИДОВ В. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Конечно, в обязательном порядке один из законопроектов фракция ЛДПР будет       
поддерживать, но с учётом ситуации в нашей стране все три предложенных          
законопроекта мы можем рассматривать как очередные полумеры. Удивляют,          
конечно, и сроки вступления закона в силу, но, как говорится, лучше что-то,     
чем ничего.                                                                     
                                                                                
Меня немного удивляет другое - критиканская позиция коллеги из                  
коммунистической фракции, которую он высказывает. Меня все годы поражает        
одно: у вас двадцать - тридцать лет назад была абсолютная власть в стране,      
абсолютная власть - земля, вода, небо, недра, все полезные ископаемые, все      
ресурсы были в вашем распоряжении, режим абсолютного благоприятствования был,   
и вместо того, чтобы каждому гражданину в нашей стране по 100 квадратных        
метров жилья выдать, каждому по десять машин и заработную плату сделать не      
120 рублей в месяц, а 10 000, чтобы люди могли развиваться, нормально жить,     
выезжать на отдых, вы этого не делали, когда, повторяю, у вас была абсолютная   
власть в нашей стране. Что вы делали вместо этого? Вы поддерживали свою         
идеологию: любой гражданин в какой-нибудь Африке или Латинской Америке,         
переворот совершивший, диктатуру установивший, вешал у себя за спиной портрет   
Ленина, заворачивался в красное знамя, и вы ему миллиарды долларов отправляли   
- тех самых нефтяных и газовых, за которые вы всех сейчас упрекаете, что мы     
неправильно их расходуем. Вот удивляет ваша позиция!                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
От фракции "Единая Россия" кто? Депутат Гайнуллина, пожалуйста.                 
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Конечно,         
удивляют эмоции, которые сейчас царят в этой аудитории. Это непонятно, когда    
предлагается совершенно реальный и ответственный путь разрешения проблем,       
накопившихся в области регулирования заработной платы.                          
                                                                                
И, Валентин Александрович, мы с большим уважением, я лично в частности,         
относимся к вам, но в запале такие цифры из ваших уст, как семьсот тысяч,       
которые умирают с голоду в Российской Федерации... Ну побойтесь бога!           
                                                                                
Что касается сути. Уважаемые коллеги, инициаторами одного из законопроектов     
являются мои коллеги по "Единой России". Предлагается совершенно реальный,      
ещё раз подчёркиваю, и ответственный путь единовременного разрешения проблем,   
накопившихся в сфере регулирования заработной платы, то есть реальное           
повышение сейчас заработной платы. Далее, предлагаются пути разрешения этой     
проблемы в перспективе. А не мы ли в этой аудитории говорили, коллеги, о том,   
что у нас преобладают так называемые серые выплаты заработной платы? Мы         
предлагаем путь борьбы с серыми выплатами заработной платы.                     
                                                                                
Далее. Надо иметь в виду, что борьба с серыми выплатами заработной платы -      
это в перспективе и наполнение внебюджетных фондов, уважаемые коллеги, это      
пенсионное обеспечение, это повышение выплат - Нина Александровна, о чём вы     
говорили - по Фонду социального страхования без ограничения верхней планки.     
Кстати, эти же меры предполагают поэтапное повышение заработной платы и         
приближение её к прожиточному минимуму, и это не просто декларация, как вам     
кажется, это программное наше заявление.                                        
                                                                                
И наконец, последнее. Этот шаг предполагает в перспективе переход на            
отраслевые нормы регулирования заработной платы и оплаты труда. Вы же           
прекрасно понимаете, что простой пересмотр минимальной заработной платы вне     
зависимости от отрасли - это огромные бюджетные государственные                 
обязательства, которые влекут увеличение заработной платы государственных       
служащих, в том числе работников правоохранительных органов. То есть мы         
предлагаем как сейчас, так и в перспективе реальные шаги по разрешению этой     
проблемы. Ну, уважаемые коллеги, вам не угодишь, поэтому я, в свою очередь,     
уверена, что мои коллеги по "Единой России" поддержат эти реальные шаги по      
разрешению проблем, накопившихся в этой сфере. И я думаю, что мы и впредь       
также поступательно будем двигаться по этому пути.                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "Родина", Шеин Олег Васильевич. И сообщите мне,   
кто будет от фракции "Народно-Патриотический Союз "Родина" (Партия              
Национального Возрождения "Народная Воля" - Социалистическая единая партия      
России)".                                                                       
                                                                                
ШЕИН О. В. Олег Викторович, это в моё время, заметьте.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, я виноват, десять секунд я у вас отнял.               
                                                                                
ШЕИН О. В. Благодарю.                                                           
                                                                                
Для начала я хотел немножко поправить коллег из КПРФ: эти законопроекты         
внесли не независимые депутаты, а депутаты фракции "Родина", которая скоро,     
через год, будет называться фракция "Справедливая Россия". И хочет того кто     
или нет, но слова "Родина", "справедливость" и "Россия" придётся всё-таки в     
этом зале выучить. И мне кажется разумным, что сегодня эта тема здесь           
обсуждается: если мы хотим реально повышать уровень жизни людей, давайте        
будем что-то предлагать, а не только говорить о том, что всё плохо.             
                                                                                
В принципе, замечательно, что у нас на 15 процентов в следующем году вырастет   
номинальная заработная плата, номинальная, в которой в том числе "сидит" и      
рост цен, то есть инфляция. Неплохо, что регионам даётся право устанавливать    
более высокий минимальный размер оплаты труда на частных предприятиях, в том    
числе, здесь коллега Исаев правильно сказал, это несколько увеличит объём       
пополнения местных и региональных бюджетов. Но давайте вместе с тем скажем,     
что на этом всё наше громкое заявление о повышении заработной платы реально и   
заканчивается, потому что никаких рычагов, предполагающих, что эти деньги       
пойдут именно на зарплату бюджетников, мы не вводим.                            
                                                                                
Больше того, давайте вспомним, когда два года назад в этом зале уничтожался     
прежний размер единого социального налога, нам говорилось о том, что вот мы     
ЕСН снизим, и высвободившиеся средства наши работодатели отправят на рост       
заработной платы работников. Реально мы этого не увидели, а увидели,            
наоборот, очень серьёзные потери и в Фонде социального страхования, и в         
Пенсионном. Поэтому решения, которые принимались два года назад, были           
непродуманными, в режиме неких догадок. Сегодня, к сожалению, точно так же      
идёт обсуждение - на уровне догадок: а вот давайте мы попробуем таким образом   
сделать, не вводя никаких правил.                                               
                                                                                
Особенное беспокойство, конечно, вызывает принципиальный отказ от               
установления тождества между ставкой первого разряда и минимальным размером     
оплаты труда. Но наша фракция абсолютно убеждена... Мы знаем, какую реальную    
точку зрения высказывают настоящие профсоюзы, в том числе входящие в ФНПР       
(даже такие есть), относительно данного требования. Профсоюзы давно уже         
говорят, что в системе образования и здравоохранения, да и культуры ставка      
первого разряда должна быть не меньше, чем минимальный размер оплаты труда.     
Реально мы в следующем году увидим другое. И больше того, я могу сказать        
смело, в Астраханской области уже в рамках решений, принятых областным          
парламентом, где опять-таки преобладает "Единая Россия", ставка первого         
разряда уже оторвана от МРОТ.                                                   
                                                                                
Поэтому наша фракция "Родина" предлагает иной вариант, и, больше того, мы       
будем предлагать коренным образом пересмотреть сам подход к установлению        
базовых гарантий в области оплаты труда в будущем, где предусматриваем помимо   
МРОТ ещё один дополнительный регулятор, а именно размер почасовой оплаты        
труда, естественно, при сохранении определённого рода гарантий и в части        
количества рабочего времени у людей.                                            
                                                                                
Данные законопроекты, которые сегодня, скорее всего, будут приняты, "Единой     
Россией" в первую очередь, не соответствуют тем публичным обязательствам,       
которые идут через средства массовой информации, как, собственно, и было        
(вспомним) при принятии Трудового кодекса, когда тот же самый докладчик с       
этой же самой трибуны обещал людям, что с принятием нового ТК очень скоро       
минимальная зарплата достигнет прожиточного уровня. За шесть лет не достигла,   
и в ближайшие годы не предполагается. Абсолютно убеждён, что рано или поздно    
это произойдёт, но не столько благодаря воле парламентского большинства,        
сколько вопреки ей. И последние выборы в Перми демонстрируют, что время,        
когда у нас будет реальный парламент, а не расширенное заседание одной партии   
в Думе, у нас очень даже не за горами. Поэтому наша фракция предлагает          
самостоятельный законопроект, за который будет солидарно голосовать.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто от фракции "Народная Воля"? Нет желающих выступить.                         
                                                                                
От депутатов, не входящих в депутатские объединения, - депутат Зубов.           
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Уважаемые коллеги, независимые депутаты считают, что это вообще     
важнейший экономический вопрос из тех, которые рассматривает Государственная    
Дума. И мы предлагаем впредь, рассматривая такие вопросы, всё-таки выделять     
больше времени, не ограничивать ни количество вопросов, ни возможность их       
обсуждения. Это краеугольный камень любой экономической политики - хоть в       
социалистической, хоть в рыночной экономике.                                    
                                                                                
Четыре момента мы предлагаем учесть при подготовке законопроекта ко второму     
чтению. Выскажу своё личное мнение, здесь у нас несколько разошлись голоса.     
Мне кажется, что второй проект закона более конструктивен для того, чтобы       
доработать его в нужном направлении ко второму чтению, в первую очередь         
потому, что он закладывает механизмы увязки темпов прироста заработной платы,   
ну, с какими-то процессами, в отличие от правительственного, который просто     
механически переносит сложившуюся практику: проиндексировать - и точка.         
                                                                                
Каких четыре момента мы предлагаем учесть? Первое. Всё-таки, как сказала наша   
коллега Горячева, рассматривая такие вопросы, надо давать расчёты - увязки в    
первую очередь по бюджету. У нас нет независимых бюджетов. У нас есть один      
федеральный и производные от него региональные, которые принимаются после       
того, как принят федеральный. И если не предусмотреть на стадии рассмотрения    
федерального бюджета средства, закладываемые в региональные бюджеты, то         
возможностей для повышения зарплаты не будет.                                   
                                                                                
Второе. Надо отдавать себе отчёт в том, что если мы не поменяем механизм        
взаимоотношений между бюджетами, то у нас разрыв в заработной плате всё-таки    
будет расти - и между федеральным и региональным уровнями, и во внебюджетной    
сфере деятельности и в бюджетной. Даже если рост зарплаты во внебюджетной       
сфере приведёт к росту подоходного налога, который в основном уплачивается,     
весь уплачивается в региональные бюджеты, это всё-таки 13 процентов, а          
средняя цифра количества бюджетников - 20 процентов. Уже из этого видно, что    
не хватит средств на адекватное повышение зарплаты только за счёт этого         
источника.                                                                      
                                                                                
Третий момент. Надо отдавать себе отчёт в том, что если вы для                  
предпринимателя заложите норму, при которой он не сможет перераспределять       
заработную плату, если увеличился минимальный уровень зарплаты, и лишать        
каких-либо надбавок по более высоким разрядам, предприниматель может            
столкнуться с очевидной проблемой: в рамках общего бюджета расходов он          
вынужден будет - закон нарушить не сможет - сократить численность. Поэтому      
потенциально данный законопроект закладывает тенденцию к росту безработицы.     
                                                                                
И наконец, последнее. Это тоже надо принимать во внимание. Мы стоим накануне    
принятия двух принципиальных решений. Во-первых, согласовано, фактически        
согласовано решение о вступлении в ВТО, а это означает повышение конкуренции    
на внутреннем рынке. Соотношение будет такое (я ссылаюсь на те публикации,      
которые есть, например в журнале "Эксперт"): мы расширим свои рынки примерно    
на 20 миллиардов долларов, а вот потеряем рынков внутри страны примерно на 70   
миллиардов долларов. Это значит, что давление на весь наш производственный      
сектор - в сторону снижения численности занятых. Это надо иметь в виду. И к     
этому добавится предлагаемая правительством политика выхода на свободные цены   
по энергоресурсам. Это будет второй пресс в сторону издержек предприятия, что   
опять же будет подталкивать предприятия к тому, чтобы в рамках своих смет       
сокращать численность занятых. Поэтому не надо забывать вот об этих вещах,      
когда будет окончательно готовиться этот законопроект ко второму чтению.        
                                                                                
И самое последнее. Мы всегда так много говорим о макропропорциях, о профиците   
и дефиците бюджета - таких бухгалтерских терминах. Я хочу всё-таки отметить,    
что нельзя принимать решения, касающиеся экономики, забывая о такой важной      
категории, как производительность труда, эффективность производства, и          
поэтому я предлагаю тем, кто будет непосредственно работать над данным          
законопроектом, готовить его ко второму чтению, обратить внимание на то, как    
увязывается, как в будущем будет увязываться повышение заработной платы с       
ростом эффективности производства. Превращать страну в расширенный собес        
сегодня нам просто ситуация не позволяет. Рост зарплаты надо рассматривать в    
увязке с ростом эффективности производства, хоть в бюджетной сфере, хоть во     
внебюджетной.                                                                   
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Михайлович, хочу защитить Регламент. Равно как    
вы выразились, что нет независимых бюджетов, у нас нет и независимых            
депутатов. Согласно Регламенту у нас есть депутаты, не входящие в депутатские   
объединения.                                                                    
                                                                                
Второе. У нас при обсуждении повестки дня, вернее, каждого вопроса повестки     
дня слово предоставляется представителям фракций. Я никогда не делаю            
исключения для депутатов, не входящих в депутатские объединения. Вы и сегодня   
имели возможность выступить по всем вопросам порядка работы, именно вы и        
депутат Горячева, поэтому я не знаю, в чём я ограничил возможность вашего       
участия в обсуждении.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы завершили процесс обсуждения. Есть ли желание выступить   
у представителя президента? Нет. У представителя правительства? Также нет.      
Настаивают ли докладчики на заключительном слове? Настаивают. Сначала депутат   
Исаев, видимо, по одному из законопроектов. Потом представитель комитета.       
                                                                                
Пожалуйста, Исаев Андрей Константинович. С места.                               
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Спасибо, Олег Викторович.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я благодарю за очень содержательное обсуждение. Хотел бы     
отреагировать на законопроекты, которые внесены как альтернативные нашему.      
                                                                                
Здесь говорили, что наш законопроект и правительственный - родственники. На     
самом деле родственными являются как раз законопроекты правительства и          
фракции "Родина". Они отличаются одним общим свойством: данные законопроекты    
предлагают ничего не менять и не принимать никакой системы мер, которая бы      
реально разрешила проблему минимальной заработной платы, они просто             
механически меняют цифры в действующем законе "О минимальном размере оплаты     
труда".                                                                         
                                                                                
Да, цифры, которые предложила фракция "Родина", гораздо больше. Фракция         
"Родина" отвечает на вопрос, откуда взять эти деньги: из профицита бюджета.     
Хочу напомнить, что, когда неделю назад мы здесь обсуждали вопрос о бюджете     
Пенсионного фонда и фракция "Родина" предлагала поднять пенсии в два-три        
раза, она тоже предлагала взять деньги из профицита бюджета. Когда две недели   
назад мы обсуждали вопрос о повышении пособий по уходу за ребёнком в возрасте   
до полутора лет, нам говорили эти же коллеги, что это мало, и предлагали        
взять деньги из профицита бюджета. В следующий раз мы будем обсуждать ещё       
несколько вопросов и нам опять будет предлагаться взять деньги из профицита     
бюджета.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, для реализации ваших всемерно растущих потребностей нужно    
три - пять нынешних профицитов бюджета. По этому пути шла в своё время          
фракция КПРФ во второй Государственной Думе, когда она приняла льготы в общем   
объёме на сумму 6 триллионов рублей при государственном бюджете 3 триллиона     
рублей. Как мы помним по итогам 90-х годов, счастья такие решения никому        
реально не принесли. Поэтому сегодня фракция КПРФ вообще ничего не предложила   
в качестве меры по повышению минимального размера оплаты труда, а просто        
высказалась в характерном для неё духе: всё плохо и дальше, видимо, будет ещё   
хуже.                                                                           
                                                                                
Мы идём по иному пути. Мы предлагаем нормальный, конструктивный путь решения    
проблемы. Уже в следующем году МРОТ, федеральный МРОТ составит 50 процентов     
от величины прожиточного минимума. В большинстве территорий для большинства     
работников законами субъектов Федерации он наверняка будет установлен на        
уровне прожиточного минимума, что открывает реальную возможность для того,      
чтобы в 2008 году задача увеличения минимального размера оплаты труда до        
уровня прожиточного минимума была достигнута.                                   
                                                                                
Напомню, что наши исторические предшественники - ещё раз напомню им это -       
четыре года не меняли минимальный размер оплаты труда и оставили нам его        
равным цене 3 долларов США и 8 процентам от величины прожиточного минимума.     
Мы последовательно, из года в год повышаем МРОТ, увеличиваем его долю в         
прожиточном минимуме, и, что бы ни говорили наши оппоненты, отрицать это они    
никогда не смогут.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов. Анатолий Семёнович Иванов.    
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, если взять пояснительные записки ко всем        
законопроектам, то можно из них узнать, что целью всех законопроектов           
является приближение минимального размера оплаты труда к величине               
прожиточного минимума, поэтому, когда задаются вопросы об увеличении            
заработной платы, такие вопросы не совсем корректны. Без сомнения, проблема     
увеличения заработной платы чрезвычайно важна, однако это должно быть           
предметом других законов.                                                       
                                                                                
Если же сравнить три законопроекта по их цели, то по правительственному         
законопроекту в 2007 году соотношение МРОТ и величины прожиточного минимума     
будет около 35 процентов, по законопроекту группы депутатов из фракции          
"Единая Россия" - 50 процентов, по законопроекту группы депутатов фракции       
"Родина" - 62,3 процента. Однако в случае принятия последнего законопроекта     
его нельзя будет реализовать, так как у субъектов Российской Федерации и        
муниципальных образований на это не будет средств. Поэтому по вполне            
объективной причине поддержан может быть только законопроект, внесённый         
депутатами из фракции "Единая Россия". Кроме того, только этим законопроектом   
предусмотрен комплекс мер, направленных на увеличение заработной платы.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Ставится на     
голосование...                                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. По мотивам!                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам... Значит, уважаемые коллеги, читайте          
Регламент. У меня уже был диалог на этот счёт с Сергеем Николаевичем            
Решульским. В Регламенте очень чётко сказано, что по мотивам даётся слово       
тогда, когда не прозвучала точка зрения фракции и она не ясна Государственной   
Думе. У вас было выступление депутата Купцова, который очень чётко высказал     
позицию фракции КПРФ.                                                           
                                                                                
Ставлю на голосование проект федерального закона, обозначенный в пункте 20.1,   
"О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере     
оплаты труда". Это проект, внесённый Правительством Российской Федерации.       
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования. Пожалуйста, включите... Стоп. Что      
такое? Отмените голосование, отмените! Два раза пошла бегущая строка.           
                                                                                
Ещё раз: пункт 20.1, проект закона, внесённый правительством.                   
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Ставится на голосование пункт 20.2, проект федерального закона "О внесении      
изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие     
законодательные акты Российской Федерации", внесённый группой депутатов.        
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идёт голосование.)                    
                                                                                
Ставится на голосование пункт 20.3, проект федерального закона "О внесении      
изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты          
труда", внесённый также группой депутатов, о котором докладывал депутат         
Харченко.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
У нас ещё протокольные поручения.                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 20.1.                    
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за                1 чел.0,2%                                      
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                      2 чел.                                          
Не голосовало                 448 чел.99,6%                                     
                                                                                
(Оживление в зале.)                                                             
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 20.2.                    
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              414 чел.92,0%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    415 чел.                                          
Не голосовало                  35 чел.7,8%                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 20.3.                    
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за               91 чел.20,2%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     94 чел.                                          
Не голосовало                 356 чел.79,1%                                     
                                                                                
Если я правильно понимаю наш Регламент, я не должен ставить на повторное        
голосование пункт 20.2, поскольку он набрал больше половины голосов, а другие   
не набрали. Проходит законопроект из пункта 20.2.                               
                                                                                
По ведению - депутат Останина.                                                  
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я понимаю, что моё           
замечание никак не повлияет на результаты голосования, такой цели не ставила.   
Хотела, чтобы вы дали слово до голосования депутатов. Олег Викторович, мне      
кажется, что вы напрасно упрекнули и Валерия Михайловича Зубова, и моих         
коллег по фракции, сказав, что вы всегда выдерживаете требования Регламента.    
Вот сегодня в повестке у нас было три альтернативных законопроекта. Вы          
сказали, что по каждому из законопроектов вы предоставите слово от каждой       
фракции, в том числе и от группы депутатов, не вошедших во фракции. Сегодня     
вы чохом свалили все три законопроекта, предоставив слово, чтобы задать         
вопрос, двум депутатам от каждой фракции. Но вы же тоже понимаете, что во       
втором чтении мы не сможем задать вопросы. Вот мы сегодня уходим отсюда, из     
зала, с полной неопределённостью, вообще, как нам быть, как объяснять в         
регионах сейчас, когда бюджеты регионов уже приняты, говорить о повышении       
заработной платы, о делегировании этих полномочий регионам с сентября 2007      
года. Мы не получили ответа на этот вопрос, а вы всячески постарались...        
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я ещё раз хочу защитить Регламент.     
Когда обсуждаются альтернативные законопроекты - я предлагаю всем почитать      
Регламент, - вопросы и выступления осуществляются по всем законопроектам        
вместе. У нас и содоклад один делается по всем законопроектам, посмотрите       
Регламент. Это первое.                                                          
                                                                                
Второе. Я поставил на голосование предложение, которое прозвучало. Фракция      
КПРФ получила право не на два, а на три вопроса. Уважаемые коллеги, я           
полагаю, что Регламент не нарушен.