Заседание № 204
12.12.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 336605-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части норматива финансового обеспечения за счёт средств федерального бюджета обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5860 по 6120 из 8030
52-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части норматива финансового обеспечения за счёт средств федерального бюджета обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования". Докладывает Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я прошу прощения, ну, так поставили законопроекты, что я ещё раз вынужден вас утомить очередной серией того же самого сериала на тему образовательного законодательства. Виктор Евграфович Шудегов, уважаемый мной, сегодня уже вспоминал, что норма 170 студентов на 10 тысяч населения, которая была включена нами как минимально допустимая в Закон "Об образовании" в 1996 году, во многом защитила российские вузы от чрезмерного сокращения студентов-бюджетников. К сожалению, в новом законе "Об образовании..." номер 273 принята другая формула, она с виду выглядит гораздо лучше: 800 студентов на 10 тысяч молодёжи в возрасте 17-30 лет, но экстраполяция показывает, что к 2020 году применение этой нормы приведёт к тому, что количество студентов, обучающихся на бюджетной основе, сократится у нас примерно на треть, примерно на 700 тысяч, и, соответственно, в расчёте на 10 тысяч населения количество студентов будет уже не 170, а приблизительно 125. Мы предлагаем нашим законопроектом установить вместо этой нормы норму, согласно которой в России на 10 тысяч населения должно быть 220 студентов-бюджетников. На что мы при этом ссылаемся? Каковы наши аргументы? Аргумент первый - мировой опыт. Коллеги, я другой такой страны не знаю, где бы студентов считали на 10 тысяч молодёжи. Откройте любой международный справочник, и вы прочитаете там, что студенты во всём мире считаются на 10 тысяч населения. Мы в этом смысле изобрели велосипед, и вряд ли удачно. Второй аргумент - советский опыт. Откуда взялась цифра 220 студентов на 10 тысяч населения? Из советского опыта, это то, что было в Советском Союзе. Россия - правопреемник Советского Союза. Согласно части 2 статьи 55 Конституции, по крайней мере в нашем понимании, не должны приниматься законы, умаляющие права и свободы человека, и мы полагаем, что право на образование - одно из основных. Кстати, сегодня День Конституции, и очень хочется, чтобы норма статьи 55 Конституции была соблюдена. Мы предлагаем вернуться к тому, что было в советский период. Третий аргумент - это практика социальных государств Европы. Если вы посмотрите, скажем, опыт Германии, то увидите, что там 90 процентов студентов учатся на бюджетной основе, во Франции - примерно 80 процентов. У нас - мы посчитали специально, эти данные не очень легко найти - примерно 40 процентов студентов учатся на бюджетной основе, это по данным на 2012 год, сейчас, может быть, чуть-чуть побольше. Четвёртый аргумент - опыт либеральных государств с либеральной моделью экономики. Там количество студентов, которые учатся за бюджетные деньги, сходно с нашим, но там существует развитая система образовательного кредитования: американский студент получает кредит на тридцать лет по ставке, равной ставке рефинансирования Федеральной резервной системы, то есть практически беспроцентный, - у нас, к сожалению, такой развитой системы нет. Кстати, все государства стремятся привлечь к себе талантливых иностранных студентов. Я вот знаю лично новосибирскую школьницу, которая, узнав, что в Австрии можно получить образование за смешные деньги, активно изучает немецкий язык, третий уже кстати. И наконец, пятый аргумент. Уважаемые коллеги, мы исходим из того, что формула "образование на всю жизнь" во всём мире давно заменена формулой "образование в течение всей жизни", она, кстати, вошла теперь и в наш закон, поэтому человеку, очень может быть, придётся получать не одно высшее образование, а два, может быть, даже и три. Мы ведь не говорим о том, что должно быть образование непременно очное, это может быть образование и в очно-заочной, и в заочной форме. По нашим оценкам, в случае принятия этого законопроекта количество студентов-бюджетников у нас составит примерно половину от всего числа студентов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Алексеевич Никонов. НИКОНОВ В. А. Дорогие друзья и уважаемые коллеги! Тоже несколько цифр, но немножко других. Есть такой показатель, как соотношение количества бюджетных мест в вузах и количества выпускников наших школ. Так вот, не было ни одного года, когда бы этот показатель в СССР превышал 30 процентов, тогда как в России в 2002 году - 39 процентов, в 2005 году - 40 процентов, в 2010 году - 56 процентов, в 2013 году - 73 процента. В России сегодня 60 процентов взрослого населения имеют высшее образование, это наивысший показатель в мире, на втором месте Япония, там 54 процента. Европейский союз, о котором здесь говорил Олег Николаевич, ставит перед собой цель выйти на планку 40 процентов лиц с высшим и средним профессиональным образованием, сегодня в Евросоюзе этот показатель - 35 процентов. У нас, если мы применим формулу, содержащуюся в законе "Об образовании...", в ближайшие годы из-за демографической ситуации от 70 до 80 процентов выпускников школ будут обеспечены бюджетными местами в вузах. Я абсолютно не уверен, что нам нужны даже эти 70-80 процентов, а если мы применим тот показатель, который предлагает Олег Николаевич, мы получим более чем 100 процентов бюджетных мест в вузах от количества выпускников, то есть каждый выпускник школы будет обеспечен бюджетным местом. В послании Федеральному Собранию Владимир Владимирович Путин поставил задачу подготовки кадров рабочих профессий - кто будут эти люди? Реализация предложений Олега Николаевича также означает увеличение расходов на высшее образование в Российской Федерации на 70 процентов - на 70 процентов! - при этом не указано, откуда эти деньги возьмутся. Вот не лучше ли нам действительно обратить средства и усилия законодателей на решение реальных проблем, стоящих перед нашим российским образованием? Не лучше ли нам действительно, как предлагал президент в послании Федеральному Собранию, заняться проблемой строительства школ, которых сейчас будет не хватать, потому что если детей - выпускников школ у нас становится за последние годы вдвое меньше, то, наоборот, в школы приходит огромное количество детей, и нам эту проблему надо решать? Может быть, нам действительно заняться проблемой подготовки кадров рабочих профессий, нежели увеличивать количество бюджетных мест, явно превышающее потребности не только российской экономики, но и пределы здравого смысла? Исходя из этого Комитет по образованию предлагает отклонить законопроект, рассматриваемый в первом чтении. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шудегов Виктор Евграфович. ШУДЕГОВ В. Е. У меня вопрос к Вячеславу Алексеевичу. Уважаемый Вячеслав Алексеевич, в пятом созыве Государственной Думы перед нами выступал с ежегодным отчётом Владимир Владимирович Путин, на тот момент он был председателем правительства, и сказал, что необходимо увеличить число бюджетных мест со ста семидесяти до ста девяноста, сегодня мы от вас слышим, что сто семьдесят - это тоже много. Так кто тогда противоречит?.. Может быть, будучи председателем правительства, Владимир Владимирович был неправильно проинформирован? Почему у него так поменялись взгляды? Или он придерживается тех же взглядов, а просто комитет у нас немножко, так сказать, отстаёт? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеславу Алексеевичу Никонову включите микрофон. НИКОНОВ В. А. Я не был депутатом пятого созыва Государственной Думы, и не знаю, был ли информирован президент Путин в отношении этих цифр. Цифры, предложенные Комитетом по образованию, позволяют в полном объёме обеспечить потребности России в специалистах с высшим образованием. Я высказал своё мнение о том, что даже и 80 процентов бюджетных мест для выпускников школ - это показатель, вероятно, чрезмерный, во всяком случае, это точно мировой рекорд. (Шум в зале.) Я не уверен, что сейчас это основной приоритет в российском образовании, поэтому моя позиция здесь неизменна - я не считаю нужным менять то положение, которое существует. К тому же Олег Николаевич справедливо заметил, что с 2020 года демографическая ситуация у нас может измениться, и тогда того показателя, который сейчас есть, может действительно и не хватить, поэтому сейчас я предлагаю его не трогать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вячеслав Алексеевич, во-первых, не могли бы вы уточнить источник, где вы нашли показатель 60 процентов лиц с высшим образованием, и во-вторых, как же инновацию и модернизацию осуществлять, если мы предлагаем не повышать образовательный уровень, а понижать его? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеславу Алексеевичу Никонову включите микрофон. НИКОНОВ В. А. Цифра 60 процентов взята из последнего доклада Организации экономического и социального развития о сравнительном уровне образования в различных странах. По этому показателю Россия занимает первое место как самая образованная страна на планете по показателю лиц с высшим образованием, на втором месте Япония, на третьем - Израиль. Соединённые Штаты находятся на позорном четвёртом месте с 43 процентами, тогда как у нас - 60 процентов. Что касается увеличения количества: у нас растёт количество лиц с высшим образованием и в абсолютном выражении, и в процентном выражении. Инновационная экономика, безусловно, должна быть создана, но её, эту экономику инновационную, нельзя будет построить, если все будут с высшим образованием, ведь никому не удастся реализовать те инновации, которые придумают люди с высшим образованием, нужны и креативные рабочие руки - люди самых разных специальностей, которые не обязательно требуют высшего образования. Сейчас у нас создался перекос, и наши конкурентные преимущества... Но я не уверен, что мы должны это наращивать особенно стремительными темпами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Вячеслав Алексеевич, вы поняли так, что коллега Смолин Олег Николаевич в принципе хотел увеличить количество мест в вузах, а не увеличить количество бюджетных мест относительно платных в высших учебных заведениях. Мы постоянно почему-то в заблуждение сейчас входим! Насколько я понимаю, коллега предлагает увеличить количество бюджетных мест в высших учебных заведениях. Это первое. И второе. По поводу 60 процентов: не кажется ли вам, что эта цифра такая высокая именно потому, что у нас слишком мало бюджетных мест относительно количества платных мест в высших учебных заведениях, что, как следствие, влияет на качество высшего образования в нашей стране? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Никонову включите микрофон. НИКОНОВ В. А. Ну, в данном случае речь идёт не об увеличении общего количества бюджетных мест, речь идёт о том, что у нас иная демографическая ситуация, чем та, которая была, скажем, десять лет назад: количество выпускников школ в стране с 2011-го по 2019 год сокращается вдвое, и при такой динамике предоставления бюджетных мест предложенная Олегом Николаевичем формула будет означать, что количество бюджетных мест в вузах окажется больше, чем количество выпускников школ! Мы тогда перевалим за 100 процентов, как в советское время, когда всё образование у нас было исключительно бесплатным, хотя даже тогда не более 30 процентов выпускников школ получали высшее образование на бюджетной основе, и вообще получали высшее образование. (Шум в зале.) Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ахмат Чокаевич Эркенов. ЭРКЕНОВ А. Ч., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вячеслав Алексеевич, на самом деле наша страна, наверное, самая высокообразованная, но мой вопрос касается другого: есть ли, так скажем, срез данных о тех, кто поступает сегодня в вузы, особенно на инженерные специальности, получив среднее образование и набрав минимальное число баллов по ЕГЭ? Вы знаете, что Путин Владимир Владимирович сказал о том, что такие минимальные баллы сегодня недопустимы, особенно для инженерного образования. Это первая часть вопроса. И вторая. Я понимаю, что если мы хотим готовить рабочих, должно быть развито СПО, наверняка в разы больше, чем сейчас, а СПО, вы знаете, содержится за счёт бюджетов субъектов, так в какие суммы нам это может обойтись и откуда эти деньги могут браться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Алексеевич Никонов, пожалуйста. НИКОНОВ В. А. Спасибо большое за вопрос. Что касается подготовки по инженерным специальностям. В абсолютном выражении на сегодняшний день образование по инженерным специальностям получает в полтора раза больше студентов, чем в РСФСР в последние годы существования Советского Союза. Качество тут сложнее оценить, хотя должен сказать, что в основном по инженерным специальностям учат в старых проверенных государственных вузах, где качество образования, в общем-то, кардинально не снижалось, и, наоборот, частные вузы, к которым очень много претензий, не готовят специалистов по инженерным специальностям. Что касается среднего профессионального образования. Конечно, оно должно развиваться, но, если мы примем тот закон, проект которого предлагает Олег Николаевич, у нас просто никто не пойдёт в эту сферу! И вопрос о том, чтобы его расширять, просто не встанет, как и вопрос о том, где брать деньги на его расширение. Если каждый выпускник будет обеспечен бюджетным местом, то туда пойдут только те, кто провалит ЕГЭ. В этом случае мы действительно сделаем всю эту систему абсолютно бессмысленной и просто понизим качество подготовки кадров в профессиональных областях! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7141 по 7396 из 8030
Продолжаем обсуждение 52-го вопроса. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список записавшихся. Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, я думаю, большинство присутствующих в этом зале, особенно наши коллеги, принадлежащие к более старшему поколению, получили высшее образование бесплатно, и поэтому мы имеем такой хороший результат. Вообще, то, что речь идёт о том, чтобы получать высшее образование за счёт бюджета, это правильно, потому что настало время признать тот факт, что новшества, которые мы пытались перенять у так называемых западных стран, не проявили себя положительно на территории Российской Федерации, и если мы сегодня действительно хотим быть конкурентоспособными, если мы действительно хотим, чтобы наши межконтинентальные ракеты летали туда, куда их направляют, то разработками должны заниматься люди, получившие качественное высшее образование не за деньги, а благодаря своему уму. Нужно признать тот факт, что природа наделяет человека различными данными, которые зачастую нельзя приобрести за деньги, талантами: кому-то природа даёт голосовые данные, кому-то внешние, кого-то одаривает умом, а мозг необходимо развивать вне зависимости от того, есть для этого финансовые возможности или нет. Кроме того, я хотел бы, коллеги, обратить ваше внимание на тот факт, что на сегодняшний момент возможность получить высшее образование за деньги зачастую даёт возможность получить отсрочку от службы в армии, и, как следствие, в Вооружённые Силы Российской Федерации, в которые поступает современное высокоточное вооружение, из-за недобора умных молодых людей, получающих высшее образование, приходится набирать тех, которые из-за своих данных в других условиях, возможно, не были бы призваны в армию. Коллеги, я хотел бы обратить особое внимание на тот факт, что то, что 60 процентов граждан Российской Федерации имеют высшее образование, не говорит о качестве этого образования, качество высшего образования - это его доступность и абсолютно свободная форма его получения по способностям и на бюджетной основе. Высшие учебные заведения могут поправлять свой финансовый потенциал за счёт дачи второго высшего образования, возможно, дороже, чем сейчас, но первое высшее образование граждане Российской Федерации, нужно признать, должны получать бесплатно и по уму, его должны получать только те, кто способен получить высшее образование. Возможно, процент имеющих высшее образование в Российской Федерации будет ниже, чем сейчас, но само высшее образование будет более качественным. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Евграфович Шудегов. ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемые коллеги, сенатор от Удмуртии Чекалин Александр Алексеевич, выступая на сессии Госсовета, привёл статистические данные, по которым содержание заключённого обходится сегодня в семь раз дороже, чем содержание студента. Увеличив число бюджетных мест, мы тем самым, безусловно, решим одну из важнейших проблем - уменьшим преступность. Кроме того, процент правонарушений, совершаемых лицами с высшим образованием, существенно ниже - это ещё один, второй фактор. И ещё очень важно отметить, здесь уже было правильно сказано, что, увеличивая число бюджетных мест, мы фактически перераспределяем студентов из негосударственного сектора в государственный, то есть в государственные вузы, где, безусловно, качество образования выше. Хочу также сказать: те из вас, кто бывал в городах, где нет университетов, где нет вузов, наверное, заметили, что эти города существенно отличаются от любого города, в котором есть университет, в котором есть театры. Я, например, считаю очень важным, что такой большой процент наших граждан имеют высшее образование, - этим, безусловно, нужно гордиться, пусть далеко не всем удаётся работать по специальности. Возьмём даже среднее профессиональное образование - кому из мужчин помешают, допустим, кулинарные навыки, приобретённые в кулинарном техникуме, чем помешает будущим мамам медицинское образование, или педагогическое, или музыкальное и так далее? Огромный спрос на образование в нашей стране - это наше достижение, и рано или поздно это даст качественный скачок. В заключение хочу отметить, что Обама, когда в первый раз избрался президентом, выступая в Национальной академии наук, сделал политическое заявление, что он в ближайшее время превратит Соединённые Штаты Америки в самую студенческую страну. Наш ответ Чемберлену, как говорится, до сих пор не прозвучал, но вот благодаря сегодняшнему законопроекту мы можем хоть чуть-чуть повысить количество студентов-бюджетников. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Евграфович, хотя мнение политика, на которого вы сослались, ну, не очень авторитетно. Надежда Анатольевна Шайденко. ШАЙДЕНКО Н. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я была уверена, что выступление председателя Комитета Госдумы по образованию с рекомендацией об отклонении законопроекта было очень аргументированным, но возникли вопросы, и поэтому я позволю себе, выступая от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", привести ещё несколько аргументов в пользу того, что мы сегодня не должны принимать этот законопроект. Ну, во-первых, в соответствии с действующим законодательством подготовка профессиональных кадров за счёт соответствующих бюджетов, в том числе подготовка специалистов с высшим образованием, осуществляется на основе госзаказа, который формируется с учётом прогнозных потребностей нашей экономики в профессиональных кадрах различной квалификации и разного уровня образования, предлагаемое же авторами увеличение объёма подготовки специалистов с высшим образованием за счёт средств федерального бюджета является произвольным и никаким образом не увязано с кадровыми потребностями предприятий и организаций реального сектора национальной экономики. Совершенно неясно, каким образом формировались приведённые в законопроекте цифры. Олег Николаевич Смолин отметил в докладе, что законопроект возвращает нас к реальности советского времени, когда применялась иная формула, но это была другая страна, другая экономика, тогда были другие запросы. Хочу заострить ваше внимание ещё на одной позиции. Мы говорим о снижении готовности выпускников школ к освоению основных образовательных программ высшего образования, и тут я с коллегой из фракции ЛДПР полностью согласна. Доказательством является факт, что очень большое количество ребят, поступивших на бюджетной основе на первый курс, отличаются низкой успеваемостью в процессе учёбы и не заканчивают высшее учебное заведение, и такая тенденция нарастает. Если мы с вами приведём к нулевому конкурсу, то мы нарушим принцип конкурсности и это будет способствовать дальнейшему снижению уровня подготовки в наших высших учебных заведениях. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает данный законопроект несвоевременным, а главное, не способствующим повышению качества высшего образования и будет голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Николаевич Смолин. Микрофон Олегу Николаевичу Смолину включите, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги и уважаемый Сергей Евгеньевич! В чём я абсолютно согласен с моими коллегами-оппонентами? Школы нам точно строить придётся, в особенности после того, как в 2000-е годы закрыли 25 тысяч школ в Российской Федерации, причём 24 тысячи из них были благополучные, и плюс одну тысячу вечерних школ (я округляю); повторяю, школы, конечно, придётся строить. И очень не хотелось бы преодолевать трудности и в высшем образовании, которые мы сами себе создаём, поэтому позвольте привести несколько аргументов в качестве контраргументов. Первое. Если сравнивать с советским периодом, когда, ещё раз напомню, было 220 студентов на 10 тысяч населения, - да, была другая страна, но с тех пор, вообще-то, мир ушёл вперед и количество студентов в высших учебных заведениях увеличилось. У нас не больше выпускников, чем в Штатах, или в Скандинавии, или в Южной Корее пытаются получить высшее образование - порядка 80-90 процентов от выпуска. Но самое главное, что в мире уже давно, как я говорил, не считают от выпуска, и нам нужно двигаться вперёд, а не назад, учитывая, что у нас другая страна. Второе соображение. Напомню, что согласно экономической социологии люди с высшим образованием в среднем на душу такого человека создают вдвое больше валового внутреннего продукта, дольше живут, реже совершают преступления против личности, являются более законопослушными гражданами, поэтому, искусственно ограничивая количество таких людей, мы покушаемся в том числе на экономическое благосостояние и продолжительность жизни. Третье, уважаемые коллеги. Кажется, Рузвельт был первым, кто показал, что в период кризиса нужно не экономить на образовании, а вкладывать в него дополнительные деньги, чтобы народ молодой, извините, не болтался на улицах, а занимался полезным делом и потом вложил в экономику свой человеческий потенциал. Это тоже очень важное обстоятельство. Четвёртое, уважаемые коллеги. Действительно, очень важный вопрос: от чего считать? Мы в чём расходимся? Коллеги предлагают считать от выпуска школ, а мы предлагаем считать от потребностей. И если в России только 40 процентов студентов учатся за бюджетные деньги, то это явно мало и количество таких студентов нужно увеличивать. Пятое, уважаемые коллеги. Напомню, что в России собираются вводить профессиональные стандарты и вся страна обсуждает вопрос: а можно ли будет работать, если у тебя есть образование, но ты работаешь не в соответствии с полученным в вузе образованием? Мы накануне периода, когда необходимо получение высшего образования, то есть страна вводит требование, чтобы каждый, кто занимает рабочее место, имел профессиональное образование именно по конкретной специальности, а мы не хотим расширять бюджетный набор! Согласитесь, это довольно странно. Шестое, коллеги, здесь уже об этом говорили. В среднем бюджетные места дают более качественное образование, и не надо переживать по поводу того, что студенты, которые поступают в том числе на бюджетные места, не заканчивают вузы, это нормально, в продвинутых университетах мира отсев достигает 40-50 процентов: осваиваешь программу - учись, не осваиваешь - иди-ка поработай или выбирай себе другой вуз. Очень плохо, что у нас финансирование жёстко связано с количеством студентов, это понижает качество нашего образования. Седьмое - это, уважаемые коллеги, финансирование. Уважаемый Вячеслав Алексеевич сказал, что мы требуем повышения финансирования образования. Это чистая правда. Вот у меня на руках справочные данные моих оппонентов из Высшей школы экономики о государственных - подчёркиваю, государственных - расходах на образование в странах Организации экономического сотрудничества и развития: Дания - 7,6 процента ВВП, Исландия - 7,3 процента, Эстония - 5,9 процента, Россия занимает предпоследнее место - 4 процента, коллеги. Нам есть куда наращивать расходы на образование, и, если мы их не увеличим, модернизация в стране просто не состоится. И наконец, последнее, что касается того, что наши цифры взяты с потолка и не являются результатом прогноза. Коллеги, а вы полагаете, что цифры, которые заложило правительство, являются результатом прогноза? Я понимаю, что уважаемая Надежда Анатольевна не присутствовала здесь, когда принимался закон о двухуровневой системе высшего образования, но откройте стенограмму и почитайте. Ровно тогда Андрей Александрович Фурсенко нам говорил, что главная причина принятия этого закона - то, что мы не можем прогнозировать потребности рынка труда, и поэтому мы делим образовательную программу и вместо пятилетней вводим четыре плюс два, а я Андрею Александровичу возражал и приводил формулу древних: "Невежество не есть аргумент". Поэтому полагаю, что наши прогнозы ничуть не менее обоснованны, чем прогнозы, которые были заложены в правительственном законопроекте. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Алексеевич Никонов. НИКОНОВ В. А. Спасибо большое. У нас действительно, как сказал Александр Николаевич Шерин, много одарённых людей, но их количество явно не может превышать сто процентов выпускников школ. Обама может говорить всё что угодно, но превратить США в самую студенческую страну ему не удастся, и наш ответ ему дан уже достаточно давно - он нас никогда уже не обгонит. Олег Николаевич, вы не учитываете, ну, как минимум три фактора, когда вносите предложение: фактор демографии, как будто его вообще не существует, а он существует; второй фактор - потребности экономики, которые удовлетворяются; третий - возможности экономики: откуда возьмётся семидесятипроцентное увеличение средств на высшее образование? Очевидно, что того количества, которое я обозначил, - от 70 до 80 процентов выпускников школ будут обеспечены в ближайшие годы бюджетными местами в высших учебных заведениях - более чем достаточно для обеспечения любых потребностей инновационной экономики любой страны, и поэтому ваше предложение абсолютно избыточное. Нам не нужно, чтобы бюджетных мест было гораздо больше, чем выпускников школ, к тому же это будет просто бессмысленная трата денег. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 34 сек.) Проголосовало за 201 чел.44,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 201 чел. Не голосовало 249 чел.55,3 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7553 по 7559 из 8030
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Иван Иванович, прошу для стенограммы отметить, что по 51-му вопросу депутаты Смолин и Кашин голосовали за и по 52-му депутат Кашин тоже голосовал за, иначе получается, что сам за себя не голосовал: видимо, не сработала карточка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.