Заседание № 18

14.04.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 336462-3 "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" (о зачислении средств, полученных от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, в местные бюджеты по месту нахождения органа, принявшего решение о наложении штрафа).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2182 по 2276 из 5470
Коллеги, у нас есть вопрос 6, который не требует очень длительного времени      
для рассмотрения, проект федерального закона "О внесении изменения в статью     
38 Федерального закона "О пожарной безопасности". По данному закону доложит     
первый заместитель председателя Комитета по безопасности Михаил Игнатьевич      
Гришанков.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Игнатьевич.                                                  
                                                                                
ГРИШАНКОВ М. И., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию             
предлагается законопроект, который был внесен Законодательным Собранием         
Кировской области. Он был принят в первом чтении 11 февраля 2004 года.          
                                                                                
Рассматриваемый законопроект предусматривает приведение абзаца третьего части   
четвертой статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" в             
соответствие с пунктом 5 статьи 35 Кодекса Российской Федерации об              
административных правонарушениях и статьей 46 Бюджетного кодекса Российской     
Федерации. Законопроект предусматривает направление 50 процентов средств,       
полученных от применяемых штрафных санкций в области пожарной безопасности,     
не в фонды пожарной безопасности, а в местные бюджеты по месту нахождения       
органа, принявшего решение о наложении штрафа.                                  
                                                                                
В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению поступило две поправки,       
которые позволили устранить юридико-технические неточности в тексте             
(приложение 1, таблица поправок, рекомендуемых Комитетом по безопасности к      
принятию). Прошу утвердить таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к          
принятию.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок, которые     
рекомендуются к принятию? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и       
принять данную таблицу поправок? Прошу голосовать.                              
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              391 чел.86,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу          
голосовать.                                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    376 чел.                                          
Не голосовало                  74 чел.16,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Включите микрофон депутату Гришанкову.                                          
                                                                                
ГРИШАНКОВ М. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Поскольку   
в ходе обсуждения новых поправок не поступило, комитет предлагает принять       
законопроект в третьем чтении. Законопроект прошел правовую и лингвистическую   
экспертизы и готов к рассмотрению в третьем чтении. Прошу принять в третьем     
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли возражения? Возражений нет. Коллеги, в рамках "часа голосования"        
ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 38 Федерального закона "О пожарной безопасности". Кто за то, чтобы       
принять данный закон в целом? Прошу голосовать.                                 
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              416 чел.92,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    416 чел.                                          
Не голосовало                  34 чел.7,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Присаживайтесь, Михаил Игнатьевич.                                              
                                                                                

Заседание № 6

11.02.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 336462-3 "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" (о зачислении средств, полученных от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, в местные бюджеты по месту нахождения органа, принявшего решение о наложении штрафа).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1126 по 1766 из 5077
Переходим к 5-му вопросу - о проекте федерального закона "О внесении            
изменения в статью 38 Федерального закона "О пожарной безопасности".            
Законодательное Собрание Кировской области доверило представлять законопроект   
депутату Государственной Думы Алексею Михайловичу Розувану. Пожалуйста,         
Алексей Михайлович.                                                             
                                                                                
РОЗУВАН А. М., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законодательное Собрание       
Кировской области внесло на рассмотрение Государственной Думы проект            
федерального закона "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "О    
пожарной безопасности". Речь идет о распределении средств, полученных от        
применения штрафных санкций в области пожарной безопасности. В соответствии с   
уже существующим законом данные средства должны направляться как в              
федеральный бюджет, так и соответствующие фонды пожарной безопасности в         
соотношении пятьдесят на пятьдесят. Тем не менее соответствующий пункт          
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивший    
в силу 1 июля 2002 года, предусматривает зачисление сумм штрафов в бюджет в     
полном объеме со ссылкой на соответствие действующему закону.                   
                                                                                
Для сведения депутатов могу сказать, что в соответствии с постановлением        
фонды пожарной безопасности могут быть созданы только в Москве и в закрытых     
административно-территориальных образованиях, а не в каждом регионе, поэтому    
фонды не отражают потребности конкретных муниципальных пожарных подразделений   
в полном объеме, их целевое финансирование размывается. Таким образом, норма    
о перечислении сумм штрафов в фонды пожарной безопасности в настоящее время     
фактически продолжает работать, хотя средства от получения штрафов в            
соответствии с Бюджетным кодексом перечисляются в бюджет. Всем известно, что    
50 процентов от взысканных средств за нарушение правил пожарной безопасности    
поступает в федеральный бюджет. Правовая неопределенность имеется и в вопросе   
о том, в бюджет какого уровня должны зачисляться другие 50 процентов средств,   
полученных от применения штрафных санкций.                                      
                                                                                
Настоящий проект федерального закона разработан в целях устранения              
сложившейся неопределенности. Он также должен привести финансовое обеспечение   
вопросов противопожарной безопасности в муниципальных образованиях и            
организации муниципальной пожарной службы в соответствие с действующим          
Бюджетным кодексом и Кодексом Российской Федерации об административных          
правонарушениях.                                                                
                                                                                
Данный законопроект предполагает внесение изменения в абзац третий части        
четвертой статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности". Это          
изменение таково: 50 процентов средств от применения штрафных санкций,          
которые направлялись - или предполагалось их направлять - в фонды пожарной      
безопасности, предлагается направлять в местные бюджеты по месту нахождения     
органа, принявшего решение о наложении штрафа.                                  
                                                                                
Принятие данного закона не потребует дополнительного бюджетного                 
финансирования и внесения изменений и дополнений в иные федеральные законы.     
Принятие закона не влечет за собой приостановления, изменения, дополнения,      
разработки или признания утратившими силу актов федерального                    
законодательства.                                                               
                                                                                
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект. Уважаемые         
депутаты, прошу поддержать проект закона и принять его в первом чтении.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович. Присаживайтесь.              
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется первому заместителю председателя Комитета   
по безопасности Михаилу Игнатьевичу Гришанкову. Пожалуйста.                     
                                                                                
ГРИШАНКОВ М. И., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект   
предусматривает приведение абзаца третьего части четвертой статьи 38            
Федерального закона "О пожарной безопасности" в соответствие с Кодексом         
Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 46           
Бюджетного кодекса Российской Федерации.                                        
                                                                                
Законопроект предусматривает направление 50 процентов средств, полученных от    
применяемых штрафных санкций в области пожарной безопасности, не в              
соответствующие фонды пожарной безопасности, а в местные бюджеты по месту       
нахождения органа, принявшего решение о наложении штрафа.                       
                                                                                
На законопроект получен девяносто один отзыв от субъектов права                 
законодательной инициативы. Из них девяносто отзывов положительных. В отзывах   
высказывается пожелание, чтобы ко второму чтению рассмотреть вопрос о           
внесении поправки, которая предусматривала бы направление поступающих от        
штрафов денежных средств на нужды обеспечения пожарной безопасности.            
                                                                                
На законопроект имеется официальный отзыв Правительства Российской Федерации,   
в котором говорится, что реализация указанного законопроекта не                 
предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.              
Правительство поддерживает данный законопроект. Замечания, которые были         
высказаны в ходе подготовки данного законопроекта к первому чтению, носят       
юридико-технический характер. Все они будут учтены в ходе подготовки ко         
второму чтению. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы   
на проект федерального закона и на проект постановления Государственный Думы    
имеется. Комитет по безопасности рекомендует принять законопроект в первом      
чтении.                                                                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, учитывая изложенное, прошу принять указанный законопроект   
в первом чтении.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Игнатьевич, я сейчас хочу спросить у депутатов:    
есть ли вопросы к содокладчику? У депутата Гришукова есть вопрос, да?           
                                                                                
Пожалуйста, депутату Гришукову включите микрофон.                               
                                                                                
Владимир Витальевич, пожалуйста.                                                
                                                                                
ГРИШУКОВ В. В. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Я понимаю, что нужно помогать местным бюджетам, учитывая, что они сегодня       
брошены на произвол... но лучше бы это делать за счет федерального бюджета,     
единого. Вопрос такой: не приведет ли вот эта норма, которую мы сегодня         
прописываем в законе, к нарушениям, скажем, на местах? То есть местная          
власть, насколько я понимаю, начнет устанавливать штрафы, и порой, может        
быть, незаслуженно. Вот я хотел бы уточнить ваше мнение: не приведет ли к       
нарушениям на местах то, что вы сейчас предлагаете?                             
                                                                                
ГРИШАНКОВ М. И. Уважаемый коллега, данное изменение не приведет к нарушениям.   
Во-первых, мы приводим всё в соответствие с уже имеющимися законами, а          
во-вторых, местные органы не будут определять сумму штрафа, то есть это всё     
предопределено федеральными законами, поэтому нарушений не будет.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет больше вопросов?                                                            
                                                                                
Присаживайтесь, Михаил Игнатьевич.                                              
                                                                                
Вопросов к докладчику тоже нет? Есть вопросы к докладчику?                      
                                                                                
Малышкину Олегу Александровичу включите микрофон. Вопрос к докладчику -         
Розувану Алексею Михайловичу.                                                   
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, а не кажется ли вам, что мы ущемляем права        
самих пожарников? Сейчас, естественно, муниципальный бюджет получит эти         
средства, а потом пожарники будут ходить выбивать эти средства, говорить: вот   
нам это положено, - но наверняка им ничего не достанется. И потом начнется:     
если вы пойдете вон туда, там что-то прикроете или вон тот ларечек пойдете      
закроете, или вон там пожарную безопасность наладите, вот тогда вы что-то       
получите. Вот не кажется ли вам, что именно этим пунктом мы какие-то элементы   
коррупции приветствуем?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите для ответа микрофон депутату         
Розувану.                                                                       
                                                                                
РОЗУВАН А. М. Принятием этого закона мы приводим в соответствие, потому что     
по Бюджетному кодексу все поступления штрафов должны перечисляться в            
соответствующие бюджеты и ни в какие фонды не перечисляются. Поэтому, я         
думаю, местные органы власти, получив эти суммы в бюджет того или иного         
региона, будут соответствующим образом распределять их и на нужды пожарной      
безопасности. Фактически уже сейчас эти средства не поступают ни в какие        
фонды, а поступают в местные бюджеты. Мы фактически приводим законодательство   
в соответствие с существующей практикой и Бюджетным кодексом.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон включите депутату Крашенинникову Павлу Владимировичу.                  
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по              
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству,      
фракция "Единая Россия".                                                        
                                                                                
Я думаю, что прежде, чем обсуждать тему, нужно все-таки в терминологии          
определиться, потому что пожарники - это те, кто погорел, а речь идет о         
пожарных. Попрошу кандидата в президенты не путать эти вещи.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросов больше нет.                             
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данному законопроекту?                            
                                                                                
Митрофанову Алексею Валентиновичу включите микрофон.                            
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Мне кажется, что председатель комитета Крашенинников           
недостаточно хорошо понял мысль кандидата в президенты Олега Малышкина. И       
напрасно вы смеетесь. Речь идет о коррупционности этого закона. То есть         
деньги перечисляются местной власти, пожарник получает не напрямую... -         
пожарный, всё правильно, да, - и он начинает нервничать, бегать к местному      
руководителю и, собственно говоря, выбивать эти деньги. Местный руководитель    
говорит ему: "Слушай, иди проверь ресторан "Волна", там плохо с пожарной        
безопасностью, и вообще хорошо было бы его закрыть на пару дней", - и он        
начинает использовать этот фактор в своих целях, как это часто бывает. Олег     
Александрович в отличие от вас руководил районом и знает, как использовать      
пожарную инспекцию, да? А вы не знаете, как это делать. (Я председателю         
комитета это говорю.) Поэтому в жизни местная власть будет использовать это     
именно так. Это дополнительный коррупционный рычаг, и в этом смысле есть        
опасение. То есть по смыслу правильно, как учил нас Ленин: с нами, а не наш.    
По смыслу правильно, а по сути издевательство, так сказать, хотя по смыслу      
правильно абсолютно. Ясно, что это дополнительный рычаг: в условиях, когда      
пожарным не платятся серьезные деньги и они хоть как-то выживали за счет        
дополнительных денег, штрафных, как-то сами крутились, - теперь они будут       
бегать к местной власти, которая будет их использовать по полной программе.     
Ну, может быть, это понимается как укрепление вертикали власти, так сказать,    
вся власть таким образом в администрации переходит, но тогда и вся              
ответственность должна переходить в администрации, тогда пусть администрации,   
если они такую власть получат, в течение нескольких лет не рассказывают нам     
сказки, что этого они не смогли, а здесь у них нету прав, а здесь не            
получается и так далее. Если они берут всю власть - так пусть берут и всю       
ответственность! Это важнейший момент любого наращивания властного              
потенциала.                                                                     
                                                                                
Мне кажется, что докладчик, депутат Розуван, в общем, не ответил, не опроверг   
главного опасения - о возможной коррупционности или, будем так говорить,        
чрезмерном усилении административного потенциала местных администраций. А       
такое опасение у нас существует. По сути, ситуация, при которой каждая          
властная система создает при себе специальный фонд и собирает деньги -          
таможенники собирали свои, прокуратура собирала, собирали пожарные, - это не    
очень хорошо, когда-то эта ситуация должна была измениться, безусловно. Вот     
такое опасение существует.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сейчас включите микрофон депутату Розувану, чтобы он ответил на вопрос, а       
потом уже мы запишемся на выступления.                                          
                                                                                
РОЗУВАН А. М. Я о чем хотел сказать? Во-первых, о сумме, о которой речь идет.   
Если говорить о Кировской области, то это 2 миллиона рублей, их распределили    
на сорок три региона - это копейки, так что о большой коррупции говорить не     
стоит.                                                                          
                                                                                
И второе. Отменяя поступление денег из фонда, мы, безусловно, в определенной    
мере ставим пожарных в рамки закона: штрафные санкции они будут применять в     
соответствии с действующим законодательством и под контролем вышестоящих        
органов и прокуратуры, а средства на нужды пожарной безопасности будут          
распределять соответствующие муниципалитеты. Поэтому ни о какой коррупции       
речи нет, наоборот, поступление денег в какие-то фонды мы этим законом          
обрезаем, так сказать, средства будут поступать именно в муниципальные          
бюджеты. Так что всё соответствует логике предотвращения того, чего вы          
опасаетесь, уважаемый господин Митрофанов.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу депутатов записаться на выступления.                                      
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты записи. Записались восемь человек.              
Пожалуйста, депутату Семенченко включите микрофон.                              
                                                                                
СЕМЕНЧЕНКО А. Ф., фракция "Единая Россия".                                      
                                                                                
Я хочу полностью поддержать предложение, с которым выступил депутат Розуван.    
И те сомнения, которые сегодня депутаты высказывают... Я проработал главой      
города Невинномысска двадцать лет, знаю эту ситуацию. О какой-то коррупции      
говорить здесь ну просто, наверное, стыдно. Сегодня пожарные финансируются из   
двух источников практически - из федерального бюджета, и бюджетных средств      
явно недостаточно, и на хоздоговорной основе, когда предприятия, которые        
обслуживают пожарные, отчисляют им деньги. Сегодня положение у пожарных         
сложнейшее! О какой коррупции мы говорим, когда нет денег на бензин, нет        
денег на выезд по вызовам, нет денег на заработную плату?! Органы местного      
самоуправления - это единственные органы, которые их поддерживают, и в          
местных бюджетах есть такая строка. И дай бог, чтобы этот закон прошел! Можно   
по итогам шести, девяти месяцев через местные бюджеты поддерживать эти          
органы, они сегодня, кстати, не местным органам власти подчинены, а МЧС         
России. Это надо знать.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Тюлькину Виктору Аркадьевичу.            
Подготовиться Комаровой.                                                        
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Ну, во-первых, я бы хотел напомнить депутату Митрофанову о том, что Ленин       
говорил: по форме - нечто правильное, а по сути - издевательство. Это я к       
тому, что Владимир Ильич не путал эти понятия, а как изложил господин           
Митрофанов, приписав это Ленину, смысл и суть - это одно и то же. Надо бы в     
ЛДПР с этим разобраться, или пусть меня пригласят, я им объясню.                
                                                                                
И по самому предлагаемому законопроекту. Значит, по духу вполне правильно,      
да. Но я думаю, что очень верно содокладчик отметил, что, по отзывам с мест,    
его надо решать в связке с вопросом о целевом использовании этих средств,       
иначе мы сегодня первую часть поправки примем, о том, что средства поступают    
в местные бюджеты, а затем забудем принять поправку о целевом использовании     
или не пройдет она, и пойдут эти деньги на улучшение там кабинетов или на       
другие цели. Поэтому нужно как-то записать протокольно, что мы договариваемся   
вторую часть решить в будущем, или отложить, пока не сформулируем.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите микрофон депутату Комаровой Наталье Владимировне. Подготовиться        
Гришанкову.                                                                     
                                                                                
КОМАРОВА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по природным         
ресурсам и природопользованию, фракция "Единая Россия".                         
                                                                                
Я за принятие этого закона и предлагаю коллегам поддержать его, потому что,     
во-первых, местные власти в соответствии с компетенцией отвечают за пожарную    
безопасность, но деньги получают не местные власти, а местное сообщество,       
бюджеты местные, а во-вторых, законодательство, которое уже принято,            
обеспечивает целевое использование и ответственность за нецелевое               
использование бюджетных средств. Мы же не говорим о том, что поступающий в      
бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты налог на прибыль каким-то         
образом усугубляет коррумпированность местных властей, и эти средства тоже ни   
в коем случае не могут быть отнесены к такой проблеме. Я за принятие этого      
закона, в расходовании бюджетных средств должен быть порядок. Всё, что          
получает государство, государственные структуры, должно проходить через         
бюджеты.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, микрофон включите депутату Гришанкову Михаилу Игнатьевичу.          
Подготовиться депутату Кондратенко.                                             
                                                                                
ГРИШАНКОВ М. И. Спасибо, Борис Вячеславович.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, еще раз обратил бы внимание на выступление докладчика. Он    
сказал о том, что в соответствии с положением фонды создаются в Москве и в      
закрытых территориальных образованиях. То есть наличие фондов на территориях    
по сути своей является нарушением закона.                                       
                                                                                
И к разговору о коррупционности, который начал Алексей Валентинович. Обратил    
бы внимание, что как раз наличие различных внебюджетных фондов позволяет        
нечистоплотным людям, если они этого хотят, использовать деньги не по           
назначению, поэтому и предлагается целевое направление их в бюджеты             
территорий, в местные бюджеты. И я не сомневаюсь в том, что они будут           
направляться на пожарную безопасность. Прошу поддержать закон.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, микрофон включите депутату Кондратенко Николаю Игнатовичу.          
Подготовиться депутату Самошину.                                                
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Можно было   
бы уже и не говорить, не выступать, судя по тому, каков настрой депутатов, но   
вместе с тем то недоверие к местным органам, которое нет-нет, да и у нас        
здесь зазвучит, вызывает тревогу. Это патология, это болезнь людей, которые     
руководят из Москвы, из центра: якобы там не такие, там и коррумпированных      
больше, там и недопонимают, и неумехи и так далее. Это беда - такое             
понимание, там такие же люди, с тем же образованием, те же вузы заканчивали.    
И если на пожаре будут неудачи, на первом же, то, конечно, не депутат Думы      
первым ответит перед народом, почему не потушили, почему погибли люди, а        
руководитель местного органа. Поэтому не надо нам так подходить, я считаю,      
что там достойные люди, их избирают, только в Думу их, к сожалению, не          
избрали, но взамен нам обязательно их изберут. Поэтому предлагаю принять и не   
дискутировать, не ставить местные и региональные органы власти, людей,          
работающих там, под сомнение.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Самошину Андрею Анатольевичу.            
Подготовиться депутату Собко.                                                   
                                                                                
САМОШИН А. А., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Многое из того, что я хотел    
сказать, высказали предыдущие выступающие, но я хотел бы еще раз обратить       
ваше внимание на то, что у нас здесь систематически звучат обвинения в адрес    
местных властей: якобы они гораздо больше коррумпированны, ничего не            
понимают, ничего не знают. Осенью, хотел бы напомнить, мы резко ужесточили      
требования к школам, к больницам в части пожарной безопасности, и всё это       
легло на местные власти, потому что ни копейки для того, чтобы                  
соответствовали наши учреждения новым требованиям, мы, естественно, не          
получили. Местные власти вынуждены были делать директоров школ почти            
преступниками, для того чтобы как-то решить эти вопросы и 1 сентября школы      
открыть. Это всё делают местные власти без копейки средств. И сегодня, когда    
мы говорим о том, что местные власти, бюджеты местные, получат какие-то         
деньги и эти деньги будут распределены в соответствии с законами, мы говорим,   
что это будет коррупция и так далее. Я бы вот призвал всех все-таки понять      
то, что сегодня именно на плечах местных властей лежит вся ответственность и    
вся тяжесть решения повсеместных каждодневных вопросов.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Собко Сергею Васильевичу.                
Подготовиться депутату Гришукову.                                               
                                                                                
СОБКО С. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Дорогие коллеги, мне кажется, что данный вопрос, безусловно, очень важен для    
обсуждения, но мы на эту проблему смотрим как-то однобоко: всё время речь       
идет о том, коррумпированы или не коррумпированы местные власти. Власти везде   
одинаковы: и в Москве, и на периферии. Но дело в том, что деньги, о которых     
идет речь, - это не деньги властей, так сказать, и речь идет не о том, что      
люди, которые защищают в чрезвычайных ситуациях наши жизни, не достойны более   
серьезной материальной поддержки. Дело в том, что это до боли напоминает ту     
ситуацию, когда дедушка Калинин утверждал ставки для госслужащих. Он сказал     
тогда, что продавцы советские должны получать минимальную зарплату, потому      
что всё остальное они возьмут сами. И мы проходили это уже и с налоговой        
инспекцией, когда часть денег, которые поступали в налоговые органы от          
камеральных проверок, шла на премирование сотрудников налоговых инспекций.      
Сотрудники налоговых инспекций сидели тогда в организациях и по поводу, и без   
повода. И поэтому здесь вся эта забота, так сказать, такова: спасение           
утопающих, получается, дело рук самих утопающих. Значит, пожарные будут с       
утра до вечера ходить и смотреть, где и кого можно оштрафовать. Они не будут    
предупреждать пожароопасную ситуацию, а будут только смотреть: у кого больше    
денег, к тому они и будут приходить. Мы только этого и добьемся. А кто дальше   
эти деньги будет распределять - это второй вопрос, первое же - у кого эти       
деньги возьмут. Безусловно, пожарные заслуживают поддержки, но для этого        
существует парламент, для этого существует правительство. Может быть, есть      
смысл выделить отдельную статью и решить проблему, чтобы у них был транспорт,   
чтобы у них была, так сказать, возможность получить новые средства защиты и     
так далее. Мне кажется, что на народ перекладывать эти проблемы сейчас не       
совсем правильно.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Гришукову Владимиру Витальевичу.         
                                                                                
ГРИШУКОВ В. В. Спасибо, Борис Вячеславович.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, здесь два аспекта затрагивает данный проект федерального     
закона. Понятно, что прежде всего вопрос стоит о пожарной безопасности. Мы      
помним то, что происходило в школах, когда дети погибали. Вопросов и сомнений   
у меня нет, в данном случае надо заниматься этим, но, наверное, здесь           
все-таки второй аспект более весомый - этот законопроект направлен на решение   
проблем местного самоуправления, финансирование бюджета местного                
самоуправления.                                                                 
                                                                                
Вот в этой связи я бы хотел свою позицию высказать. В свое время (напомню       
коллегам-депутатам и прошлого созыва, и вновь избранным депутатам) местное      
самоуправление оторвали от системы государственного устройства, и вот в этом,   
на мой взгляд, коренная проблема и ошибка. Местное самоуправление должно        
находиться в единой системе государственного устройства, и для того чтобы       
решить проблему местного самоуправления, нужно вернуть его в единую систему.    
Для этого необходимо изменения в Конституцию вносить.                           
                                                                                
То, что мы сегодня предлагаем, вот эти действия, не решит проблему местного     
самоуправления никогда. Это мое мнение, мои глубокие убеждения. Для того,       
чтобы решить вопросы, стоящие перед местным самоуправлением, необходимо         
внести необходимые дополнения и изменения в Конституцию, вернуть местное        
самоуправление в единую систему государственного устройства, восстановить       
вертикаль власти, сделать так, чтобы бюджет государства соответствовал как      
интересам центра, так и местным. А он сегодня, мы это знаем, в десять раз       
меньше, чем тот, когда был Советский Союз. В частности, цифры назову: 618       
миллиардов долларов тогда бюджет России был, а сегодня он фактически меньше в   
десять раз. Я бы предложил следующий путь.                                      
                                                                                
Надо, наверное, поручить комитету, который занимается вопросами                 
конституционного устройства, подумать над этой проблемой, надо депутатам        
посмотреть на проблему формирования бюджета на следующий год, я имею в виду     
2005 год, сделать так, чтобы бюджет отвечал интересам нашей страны, нашей       
великой державы, а не был бы куцым бюджетом. И вот при учете этих двух          
моментов мы тогда решим проблему местного самоуправления, а не с помощью        
того, что мы сейчас предлагаем.                                                 
                                                                                
И замечу коллегам, которые сегодня пытаются, ну, вольно или невольно как-то     
лягнуть советскую власть и нашу страну, великую державу. Именно при советской   
власти у нас была система уникальная, и, я думаю, более демократичной системы   
не было, чем когда был Советский Союз. Так вот надо взять лучшее, что было      
там, вернуть это и продолжить дальше, а мы пытаемся всё перестроить, и          
неизвестно, к чему придем. Очень просил бы задуматься.                          
                                                                                
Завершая свое выступление, я бы хотел привлечь внимание нашего депутатского     
корпуса к тому, что нам в ближайшее время необходимо провести конституционную   
реформу, вернуть парламентский контроль, вернуть то, что было, когда            
существовал единый бюджет и распределялся этот бюджет с учетом интересов        
местного самоуправления, нужно сделать так, чтобы ограничить полномочия         
президента, а для этого необходимо тоже поправки в Конституцию внести. Ну и     
большой блок вопросов, которые необходимо рассматривать с точки зрения          
реформы Конституции, касается того, что наряду с парламентским контролем и      
ограничением полномочий президента надо еще дать права Правительству            
Российской Федерации и потом контролировать это. Вот на этом я завершу.         
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон Илюхину Виктору Ивановичу.                       
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Спасибо. У меня почему-то аппаратура не сработала. Я бы хотел      
сказать, уважаемые коллеги: казалось бы, внешне безобидный закон, но вы         
посмотрите, сколько он вызвал споров! Это тоже не случайно. И еще я хотел бы    
отметить одно - я никогда не говорил о том, что чиновники на местах             
коррумпированные все поголовно, это неправильно. Мой постулат иной: чем выше    
структура государственной власти, тем больше развращенность.                    
                                                                                
А теперь по сути дела. Я стоял у истоков закона "О пожарной безопасности", и,   
знаете, в этом законе был предусмотрен внебюджетный фонд, с учетом, как         
говорится, скудности финансирования пожарных служб из федерального бюджета      
вот такой фонд был предусмотрен. Я могу отметить, что в Комитет по              
безопасности от должностных лиц органов власти субъектов Федерации стало        
поступать достаточно много жалоб, заявлений о том, что пожарные на местах       
стали допускать злоупотребления: с целью пополнения этого внебюджетного фонда   
пожарные просто делали иногда предписания, которые не имели под собой почвы,    
но за этими предписаниями следовали предложения - вот вы сначала перечислите    
в этот фонд определенную сумму, тогда мы вам дадим разрешение или согласие на   
то или другое.                                                                  
                                                                                
Вот я хотел бы обратиться с просьбой и к разработчикам, авторам этого закона:   
необходимо все-таки продумать ко второму чтению определенные гарантии от        
злоупотреблений в использовании штрафных санкций как одного из видов - и        
достаточно распространенного вида - пополнения этого фонда, чтобы были такие    
гарантии. Вот заявляют сегодня о том, что МЧС - федеральная структура, что      
пожарные на местах не подчиняются, дескать, органам власти, но это не так. Я    
хотел бы сказать о том, что у нас в российском законодательстве, к сожалению,   
есть огромный пробел - не урегулированы отношения между губернаторами,          
всенародно избранными президентами и органами федеральной власти, которые       
функционируют якобы независимо от органов местного самоуправления и             
губернаторов. Вы посмотрите: и работники ФСБ, и работники МВД приходят на       
заседания к губернаторам, на коллегии, на совещания, губернаторы издают         
распоряжения, которые касаются и федеральных независимых структур. Но ни        
одного, я подчеркиваю, законодательного акта, регулирующего вот эти             
отношения, нет - ни указа президента, ни закона, ни постановления               
правительства.                                                                  
                                                                                
Вот поэтому я еще раз прошу, чтобы ко второму чтению разработчики, инициаторы   
закона попробовали определить эти гарантии от злоупотреблений. В принципе я     
сегодня предлагаю в первом чтении законопроект принять, но ко второму чтению    
все-таки гарантии надо продумать.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Логинов Андрей Викторович.                                          
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, правительство направило заключение на данный                
законопроект, поддерживает выраженную в нем идею. Таким образом, соблюдены      
все процедуры, связанные с его рассмотрением и принятием. Я хотел бы обратить   
ваше внимание на то, что мы занимаемся вопросами, крайне важными для того,      
чтобы вся наша государственная система работала с максимальной эффективностью   
и в ней оставалось как можно меньше теневых зон. К сожалению, так получилось,   
что в 90-е годы - многие из вас, наверное, помнят - существовало большое        
количество и внебюджетных фондов, созданных при отдельных органах               
исполнительной власти, и существовал большой список льгот, существовали         
порядки, которые сегодня с точки зрения необходимости государственного          
развития и целесообразности были бы признаны, мягко говоря, не                  
соответствующими духу времени. И в частности, об устранении одной из вот        
таких норм и идет речь в данном законопроекте. По сути, речь идет о             
приведении его в соответствие с пунктом 5 статьи 3.5 Кодекса об                 
административных правонарушениях, который совершенно четко и недвусмысленно     
указывает, уважаемые коллеги, что абсолютно все штрафы, которые налагаются      
либо должностным лицом, либо уполномоченным на это органом, собираются и        
поступают в федеральный бюджет. Поступают в федеральный бюджет. Ранее эта       
система существовала, и делилось... действительно, система была следующая: 50   
процентов шло в федеральный бюджет и 50 - во внебюджетный фонд, который         
создавался по фонду пожарной безопасности. Сегодня мы предлагаем вернуть        
ситуацию, привести в полное соответствие с Кодексом об административных         
правонарушениях, который вступил в действие полтора года назад. И в             
соответствии с положениями этого кодекса мы обязаны сделать так, чтобы все      
эти деньги зачислялись в бюджет. Чтобы та местность, где произошло наложение    
штрафа, его взимание, не страдала, мы предусматриваем, что эти 50 процентов     
будут поступать в местные бюджеты.                                              
                                                                                
Правительство поддерживает, просит вас принять этот законопроект и просто       
предостерегает: абсолютно нет необходимости поднимать вокруг этого              
политические споры.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, представитель президента Котенков Александр Алексеевич.             
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Я не буду повторять те аргументы, которые привел          
полномочный представитель правительства в Государственной Думе. Он четко вам    
дал понять, что это чисто технический закон, приводящий в соответствие закон    
"О пожарной безопасности" Кодексу об административных правонарушениях,          
совершенно не затрагивающий межбюджетные отношения. Но я хотел бы обратить      
ваше внимание на некие политические аспекты обсуждения этого законопроекта.     
Не нужно превращать обсуждение законопроекта, не имеющего никакого отношения    
к политике, в политический фарс. Вы посмотрите, что здесь прозвучало:           
поправками в закон "О пожарной безопасности" изменить Конституцию Российской    
Федерации, ограничить полномочия президента, ввести парламентский контроль,     
изменить систему местного самоуправления, фактически ликвидировать местное      
самоуправление, ввести его в структуру органов государственной власти, начать   
борьбу с коррупцией и так далее. Уважаемые депутаты, ну уважайте себя прежде    
всего! Ведь речь идет о поправке в закон "О пожарной безопасности", при чем     
здесь полномочия президента, парламентский контроль, местное самоуправление и   
всё прочее? Давайте работать конструктивно, не превращая всё это в              
политический фарс. Мы предлагаем принять закон в том виде, как он внесен, и     
работать над законом, а не превращать это в политический митинг.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово докладчика. Пожалуйста, Розуван Алексей Михайлович.        
Можно с места, да.                                                              
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
РОЗУВАН А. М. Обсуждение прошло бурно, хотя действительно простой закон,        
элементарная поправка, но некоторые депутаты, по-видимому, не ознакомились с    
существом вопроса, не посмотрели первичные материалы. Я считаю, что             
законопроект должен быть принят в первом чтении. Благодарю всех депутатов за    
активное участие в обсуждении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Обсуждение проекта закона состоялось.            
                                                                                
По мотивам - Митрофанов Алексей Валентинович.                                   
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Я хочу сказать в связи с рядом выступлений здесь, в зале,      
что, когда мы говорили о возможной коррупционности, мы, может быть,             
недостаточно оттенили еще один момент - нецелевое использование, возможное      
здесь. Ведь, понимаете, выбор главы местного самоуправления не всегда           
приятен: либо заправлять "скорую", либо дать пожарным. И он всегда заправит     
"скорую", а пожарный будет стоять и ждать своих денег - вот что будет, об       
этом речь. Если мы точно выстроим всю систему, поднимем зарплату и пожарным,    
и серьезно, и всем остальным, кто имеет внебюджетные фонды, тогда можно         
сказать: ну ладно, они не нужны. Это всё правильно, но, пока система не         
отлажена, это возможность для подножного корма. По крайней мере, мы знаем,      
что то, что пойдет во внебюджетный фонд, пойдет именно в эту организацию, а     
не в целом на район, где будут заправляться, к примеру, "скорые" и так далее,   
хотя это тоже нужно, безусловно. Именно в этом смысле мы говорили о возможных   
злоупотреблениях, не только в смысле корыстных преступлений, а в смысле         
возможного нецелевого использования. Давайте сначала полностью обеспечим        
пожарную службу, поднимем до тысячи долларов зарплату пожарному, а потом        
будем рассуждать о том, куда зачислять эти штрафные деньги.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И еще по мотивам записался Гришуков Владимир Витальевич. Пожалуйста.            
                                                                                
ГРИШУКОВ В. В. Я по ведению записался, Борис Вячеславович.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению, пожалуйста.                                   
                                                                                
ГРИШУКОВ В. В. Я просил бы все-таки останавливать некоторых представителей,     
которые комментируют выступления депутатов. У каждого депутата своя позиция,    
никто в политику, к слову сказать, не играет, все предлагают вполне реальные    
вещи, поэтому надо делать замечания, в том числе и представителю президента.    
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимается к сведению.                                   
                                                                                
Тюлькин Виктор Аркадьевич, пожалуйста, по ведению.                              
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Я больше, может быть, по мотивам. Я думаю, что неправильно        
различать вопросы - маленькие или большие, политические или нет, потому что,    
как говорили классики, маленькая картинка проясняет большие явления. И если     
мы, например, в следующий раз будем рассматривать вопрос о том, почему в        
стране бани закрываются и их не хватает, хочешь не хочешь, это будет вопрос     
политики, и в том числе вопрос власти. Поэтому я призываю всех, голосуя по      
этому вопросу, относиться к нему как к серьезному - не маленькому, не           
проходящему.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставим вопрос на голосование: о принятии законопроекта в первом чтении. Прошу   
включить режим голосования.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты голосования.                                    
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 20 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              423 чел.94,0%                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    427 чел.                                          
Не голосовало                  23 чел.5,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято. Законопроект принимается в первом чтении.