Заседание № 260

15.10.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 336285-3 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2002 год".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5060 по 5151 из 7018
Пункт 7 повестки дня - проект федерального закона "Об исполнении бюджета        
Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2002 год".         
Доклад будет делать Сергей Иванович Колесников.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Иванович.                                                    
                                                                                
КОЛЕСНИКОВ С. И., депутатская группа "Народный депутат".                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, после прений по бюджету это закон достаточно простой.        
Законопроект был принят в первом чтении 17 сентября этого года. Срок подачи     
поправок закончился 7 октября. К этому сроку всего одна поправка была подана,   
от Правительства Российской Федерации, и смысл ее: уточнить в структуре         
расходов бюджета фонда размер средств, направленных фондом в 2002 году на       
финансирование региональных целевых программ по охране материнства и детства.   
Необходимость внесения этой поправки объясняется принятием Федерального         
закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О бюджете        
Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год", в       
соответствии с которым фонду разрешено использовать до 10 процентов             
финансовых средств, предназначенных на выравнивание финансовых условий          
деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования,     
на финансирование региональных целевых программ по охране материнства и         
детства, при наличии таких программ в регионе, естественно. В прошлом году на   
указанные цели фонд израсходовал 343,9 миллиона рублей.                         
                                                                                
Комитет предлагает поддержать эту поправку и проголосовать за таблицу 1         
поправок, рекомендованных к принятию.                                           
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                  В. П. Лукин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Таким образом, сейчас мы должны проголосовать поправку, единственную            
поправку, которая есть в таблице нашей. Итак, кто за данную поправку? Прошу     
голосовать.                                                                     
                                                                                
Так, покажите, пожалуйста, результаты.                                          
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              330 чел.             73,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    330 чел.                                          
Не голосовало                 120 чел.             26,7%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка принята.                                                               
                                                                                
Таким образом, у нас есть возможность проголосовать законопроект в целом.       
Значит, кто за то, чтобы принять? (Выкрики из зала.)                            
                                                                                
Что? Да, во втором, да, законопроект во втором чтении, естественно. Мы          
поправку рассматривали только что.                                              
                                                                                
Кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении с учетом          
поправки? Прошу голосовать.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              367 чел.             81,6%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    369 чел.                                          
Не голосовало                  81 чел.             18,0%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят.                                           
                                                                                
Есть еще замечания? Пожалуйста.                                                 
                                                                                
КОЛЕСНИКОВ С. И. Уважаемые коллеги, поскольку в законопроект внесена только     
одна поправка, следует, по мнению комитета, принять законопроект в третьем      
чтении, то есть в целом. Заключение Правового управления на законопроект        
имеется, и проекты постановлений Государственной Думы о принятии указанного     
законопроекта во втором и третьем чтениях подготовлены и розданы депутатам      
Государственной Думы. Прошу принять законопроект в целом.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков.            
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в     
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Мы не     
возражали бы против принятия его в целом, но раз принята хоть одна поправка,    
внесите ее в текст, раздайте новый текст и проголосуйте. Ну нельзя              
голосовать, когда нет на руках полного текста.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наверное, это правильное замечание. Давайте мы тогда      
отложим этот вопрос, раздадим с поправкой и потом, если будет ваша воля,        
вернемся к этому вопросу. Хорошо.                                               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5957 по 5997 из 7018
Пожалуйста, по ведению, Сергей Иванович Колесников.                             
                                                                                
КОЛЕСНИКОВ С. И. Уважаемый Геннадий Николаевич, по пункту 7, по третьему        
чтению законопроекта "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного    
медицинского страхования...", мы сняли все противоречия, что позволяет его      
принять в третьем чтении, в целом.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич, сняли все противоречия, да?         
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Да, все замечания Правового управления учтены, можно             
принимать.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не возражаете, если?.. (Выкрики из зала.) Нет,   
мы его обсудили, есть и постановление. Закона нет? Есть закон. Позиция          
меняется?                                                                       
                                                                                
Александр Алексеевич, пожалуйста.                                               
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Позиция не меняется. Дело в том, что Правовое управление         
сделало очень много замечаний перед принятием в целом и нам необходимо было     
проверить, все ли замечания учтены. Я подтверждаю, что все замечания учтены,    
они в тексте имеются.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, тогда в рамках "часа голосования" голосуем.      
Кто за то, чтобы закон об исполнении бюджета фонда обязательного медицинского   
страхования принять в целом? Пожалуйста, голосуйте.                             
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.             69,6%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.             30,4%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 254

17.09.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 336285-3 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2002 год".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3114 по 3384 из 6150
Так, коллеги, пункт 8: проект федерального закона "Об исполнении бюджета        
Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2002 год".         
Пожалуйста, Андрей Михайлович Таранов.                                          
                                                                                
ТАРАНОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
директор Федерального фонда обязательного медицинского страхования.             
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию              
предлагается законопроект "Об исполнении бюджета Федерального фонда             
обязательного медицинского страхования за 2002 год". Законопроект подготовлен   
на основании действующей нормативной базы и действующего законодательства по    
обязательному медицинскому страхованию, а также законов по налогообложению.     
                                                                                
По доходам. Закон разработан в соответствии с бюджетом на 2002 год. Превышена   
на 30 процентов доходная часть. Основу доходов на 98 и более процентов          
составили средства единого социального налога. Расходы проводились строго в     
соответствии с действующими решениями правления, которому в соответствии с      
уставом полагается определять порядок. И все средства, полученные от            
превышения доходов, были направлены на основную статью: выравнивание условий    
деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по   
обязательному медицинскому страхованию. Расходы эти, по этой статье,            
составили более 87 процентов. Все остальные статьи расходов, включая статью     
"Охрана материнства и детства", а также статьи, связанные с обеспечением        
деятельности системы обязательного медицинского страхования, выполнены строго   
в соответствии с законом о бюджете. Добавок к этим статьям не было.             
Переходящий остаток на конец года составил 33 миллиона рублей.                  
                                                                                
Хотел бы отметить, что в соответствии с принятой поправкой о региональных       
программах охраны материнства и детства профинансированы 42 региона. Это до     
10 процентов от объема субвенций, и сумма составила почти 380 миллионов         
рублей. В среднем каждый регион получил около 8 миллионов рублей. Здесь хотел   
бы я отметить очень важный момент: эти средства шли в дополнение к              
территориальным программам по охране материнства и детства, которые             
утверждаются на уровне региона, и регион осуществляет софинансирование и        
добавляет до 70 процентов. Это очень важная статья, она выполнена в полном      
объеме.                                                                         
                                                                                
И хотел бы отметить - это результат совместной работы Министерства              
здравоохранения, федерального фонда, региональных подразделений, комитетов      
здравоохранения, - что впервые наконец-то отмечена тенденция к снижению         
младенческой смертности: на середину 2003 года ее уровень достиг 12,6           
процента.                                                                       
                                                                                
Законопроект прошел в установленном порядке согласования со всеми               
заинтересованными министерствами и ведомствами, рассмотрен на заседании         
правительства, рассмотрен в профильных комитетах Государственной Думы и         
Совета Федерации. Просил бы поддержать данный законопроект.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Присаживайтесь, пожалуйста.   
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по охране здоровья и спорту Герасименко          
Николая Фёдоровича.                                                             
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., председатель Комитета Государственной Думы по охране         
здоровья и спорту, депутатская группа "Народный депутат".                       
                                                                                
Уважаемые депутаты, Андрей Михайлович довольно подробно остановился на          
основных показателях бюджета. Я бы отметил следующее. Доходы бюджета            
составили 5 113,6 миллиона и превысили доходы, которые установил законом        
парламент, на 28,8 процента. Основную долю в общей сумме доходов фонда -        
почти 99 процентов - составил единый социальный налог, а что касается всех      
остальных налогов, их было меньше собрано.                                      
                                                                                
Расходы фонда исполнены в объеме 5 080 миллионов, это выше запланированного     
на 128 процентов. Основная часть доходов - почти 90 процентов - направлялась    
на выравнивание деятельности фондов медицинского страхования в рамках базовой   
программы обязательного медицинского страхования в регионах, а остальное - на   
программу охраны материнства и детства.                                         
                                                                                
Ниже запланированного уровня профинансированы такие направления расходов, как   
компьютеризация системы обязательного медицинского страхования, проведение      
региональных совещаний и конференций и другие.                                  
                                                                                
Остаток средств на конец года в 3,3 раза превысил запланированный уровень.      
                                                                                
Комитет считает необходимым рекомендовать Минэкономразвития России и            
Министерству по налогам и сборам Российской Федерации повысить качество         
прогноза фонда оплаты труда и суммы единого социального налога и единого        
налога на вмененный доход, потому что прогноз фонда оплаты труда на 2002 год    
был занижен, чем в основном и объясняется значительное превышение доходной и    
расходной частей бюджета фонда. Комитет по охране здоровья неоднократно         
обращал на это внимание, когда формировали бюджеты фонда.                       
                                                                                
В целом комитет считает, что концепцию законопроекта следует одобрить, и        
рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом        
чтении. При подготовке законопроекта ко второму чтению комитет предполагает     
учесть поправки Правительства Российской Федерации, поправки и замечания        
Счетной палаты, Правового управления Аппарата Государственной Думы.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопросы.             
Запишитесь, пожалуйста.                                                         
                                                                                
Так, список покажите нам, пожалуйста.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Гуков, ваш вопрос.                                                  
                                                                                
ГУКОВ В. В., фракция "Отечество - Единая Россия".                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня вопрос к представителю правительства. Хорошо было слушать, что всё       
прекрасно выполняется, перевыполняется и даже экономия бюджета получилась. Но   
когда на места приезжаешь, в регион, то... Человек идет на операцию - ему       
специально список дают, что нужно с собой взять, сколько медикаментов,          
сколько шприцов. Как можно вот так дальше относиться к нашему гражданину, к     
россиянину, вообще к медицине ко всей?! То ли мы бюджет принимаем очень         
низкий, то ли бюджет такой, который не может решить вопросы. Как                
правительство к этому вопросу относится? Хотел бы услышать.                     
                                                                                
ТАРАНОВ А. М. Спасибо.                                                          
                                                                                
Здесь, конечно, очень сложно ответить однозначно, кто виноват. Да, существуют   
проблемы. До сегодняшнего дня в регионах не хватает средств для полного         
обеспечения территориальных программ по обязательному медицинскому              
страхованию. Но я хотел бы напомнить, из чего складываются эти средства. Эти    
средства складываются из двух источников. Первый источник - это средства от     
единого социального налога. 3,4 процента - от фонда оплаты труда. В прошлом     
году впервые заработала регрессивная шкала. И эффективная ставка, которую мы    
подсчитали, составила по 2002 году не 3,4 процента, а 2,66. То есть вы уже      
частично ответили на данный вопрос в своем вопросе: 2,66.                       
                                                                                
Всё, чего не хватает, должно поступать в территориальные фонды в виде взносов   
за неработающее население. Это большая проблема, которая решается               
исключительно на местах.                                                        
                                                                                
В федеральном фонде концентрируется 0,2 процента средств. И вы видите объемы    
средств - 5 миллиардов. Стоимость базовой программы в масштабах страны - 240    
миллиардов. Дефицит составляет почти 60 процентов. И действительно, можно ли    
5 миллиардами рублей, средствами от единого социального налога, выравнять       
условия во всех регионах? Конечно нет. Но эти добавки оказываются               
своевременными, и в том числе на программу охраны материнства и детства, они    
позволяют решить на сегодняшний день хотя бы ключевые моменты. Дефицит есть,    
и в ближайшее время он будет сохраняться. И здесь не требуется... И не нужно    
строить иллюзии.                                                                
                                                                                
Поэтому мы ввели такую практику. Мы пытаемся сохранить средства фонда           
обязательного медицинского страхования, чтобы они шли исключительно на          
обеспечение лечебного процесса. Нашими нормативными документами запрещено       
направлять средства кроме как на заработную плату медицинского работника, на    
медикаменты, на питание и на проблемы, которые непосредственно связаны с        
лечебным процессом. То есть мы пытаемся, сконцентрировав недостаток средств     
на этих важнейших моментах, таким образом обеспечить лечебный процесс. Но, по   
нашим прогнозам, и на 2004, и на 2005 годы будет сохраняться дефицит. Поэтому   
в ряде регионов, к сожалению, будут иметь место вот такие факты.                
                                                                                
Что нужно делать? Я могу вам сказать. Во всем мире меньше 7-8 процентов         
средств, которые идут на медицинское страхование из фонда оплаты труда, нет.    
Бывшее союзное государство Республика Эстония на сегодняшний день встала на     
путь медицинского страхования, и средства от так называемого единого            
социального налога в Эстонии составляют 11 процентов. Но это целевые            
средства, которые идут непосредственно на медицину. Сейчас, естественно,        
встает вопрос о снижении в целом уровня нагрузки на фонд оплаты труда. Но,      
уважаемые депутаты, всё в ваших руках - решение вопроса о средствах, которые    
идут на медицинское страхование.                                                
                                                                                
Еще раз хотел бы, чтобы вы запомнили цифры: эффективная ставка не 3,4, а 2,66   
процента.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Коломейцев Виктор Андреевич.                                            
                                                                                
А, пожалуйста, Николай Фёдорович.                                               
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Если правительство предложит увеличить страховой тариф до 6   
процентов, я думаю, Государственная Дума это поддержит. Но не только от         
депутатов это зависит.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Андреевич Коломейцев.                              
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Вопрос к Андрею Михайловичу.                                   
                                                                                
Перевыполнение доходной части бюджетного фонда почти на треть говорит о том,    
что исходные данные - фонд заработной платы в 2002 году - правительством были   
серьезно занижены. Вот именно это является причиной столь                       
неудовлетворительного прогнозирования бюджета фонда? Вот ответьте точно нам,    
потому что нам это очень важно: 19 сентября будет рассмотрение проекта          
бюджета на 2004 год и, по данным Счетной палаты, там вновь занижен фонд         
оплаты труда, ВВП, что приведет опять к серьезному искажению расчетов           
бюджетов всех социальных фондов. Как вы к этому относитесь?                     
                                                                                
ТАРАНОВ А. М. Я хотел бы вам напомнить. Введение единого социального налога     
сопровождалось совершенно иной технологией расчета доходной базы. Если ранее    
мы сами определяли фонд оплаты труда и всё прочее в соответствии с              
действующим законодательством, то с переходом на единый социальный налог мы     
получаем данные от Минэкономразвития, которое определяет фонд оплаты труда, и   
данные Министерства по налогам и сборам, которые ложатся в основу.              
Естественно, это была новая проблема: рассчитать доходы в государственные       
бюджетные фонды. И естественно, в 2001-2002 годах наблюдались перекосы в        
сторону занижения фонда оплаты труда, и, соответственно, по итогам года         
повышение доходов было значительное.                                            
                                                                                
Но хотел бы отметить по текущему году. По текущему году мы видим, в общем-то,   
совпадение по доходам, то есть научились считать, научились прогнозировать. И   
вот 2003 год нам и показывает... Но здесь я хотел бы обратить ваше внимание     
на ту поправку, которую вы раньше принимали, она существовала в законе: в       
случае превышения доходной части эти средства не могут быть направлены на       
статьи, связанные с обеспечением деятельности фонда, и на прочее. Эти           
средства исключительно могут направляться в регионы на выравнивание условий     
деятельности. Вот эта поправка как бы снивелировала ту проблему, которая была   
связана с превышением доходов, то есть все средства, связанные с превышением    
доходов, вернулись в регионы.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, вопросы закончились. Кто хотел бы выступить? Представитель             
правительства всё сказал. Представитель президента? Не желает выступить.        
Заключительное слово требуется? Думаю, что нет.                                 
                                                                                
Кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона "Об         
исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования    
за 2002 год"? Прошу проголосовать.                                              
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто без карточки?                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              375 чел.             83,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    375 чел.                                          
Не голосовало                  75 чел.             16,7%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Николай Фёдорович, объявление сделайте.                             
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Спасибо за голосование.                                       
                                                                                
У меня, Геннадий Николаевич, обращение к депутатам. У нас записан срок          
внесения поправок - в течение месяца, да? Если мы месяц будем собирать, то      
второе чтение будет в ноябре. С учетом того, что мы сейчас так работаем, есть   
предложение изменить срок внесения поправок - до 7 октября. Тогда мы второе     
чтение успеваем провести в октябре. Поэтому прошу проголосовать: до 7           
октября.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А в постановлении это указано?                            
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. В постановлении - до 17 октября. Предлагаю от комитета до 7   
октября...                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за то, чтобы эту поправку, об изменении срока,        
принять? Пожалуйста, голосуйте. Чтобы пораньше, тем более что это итог 2002     
года.                                                                           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.             69,6%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    314 чел.                                          
Не голосовало                 136 чел.             30,2%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.