Заседание № 166
02.06.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 336284-4 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в части повышения размера базовой части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и достигшим возраста 70 лет; внесён Архангельским областным Собранием депутатов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5986 по 6444 из 7744
Вне тематического блока. Начинаем рассматривать два альтернативных законопроекта. Пункт 12.1. О проекте Федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Доклад представителя Архангельского областного Собрания депутатов депутата Государственной Думы Елены Андреевны Вторыгиной. Пожалуйста, Елена Андреевна. ВТОРЫГИНА Е. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Надежда Васильевна. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" внесён в порядке законодательной инициативы Архангельским областным Собранием депутатов аж 4 сентября 2006 года. Скоро исполнилось бы четыре года, как он находится на рассмотрении в Государственной Думе. Концепция законопроекта предусматривает внесение изменения в пункт 2 статьи 14 о повышении размера базовой части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и достигшим возраста семидесяти лет. Я хотела бы чуть-чуть коснуться истории вопроса. Я знаю, что мы все торопимся, всё затягивается, но тем не менее. Когда в 2006 году законопроект готовился Архангельским областным Собранием депутатов, была проведена огромная работа общественностью, депутатским корпусом. Мы провели большую работу с учёными, с медиками, были многочисленные обращения граждан, ветеранов, общественных советов. И согласно исследовательским данным Института физиологии Уральского отделения Российской академии наук продолжительность жизни за последние пятнадцать лет в Архангельской области для мужчин составила пятьдесят девять лет, для женщин - семьдесят три года, что значительно меньше по сравнению с продолжительностью жизни в среднем по России. До восьмидесяти лет у нас доживают единицы. Законопроект уже, как сказали, сегодня седьмой раз выносится даже в этом году, поэтому мы обновили всё-таки эти цифры. Вот до 1 февраля этого года (я просто хочу для интереса вам рассказать) количество пенсионеров, которые дожили до возраста восьмидесяти лет, в нашей области всего тридцать тысяч шестьсот девяносто шесть человек. Достигших семидесяти лет и до достижения восьмидесяти лет - всего семьдесят восемь тысяч. Сегодня жители Архангельской области пенсионного возраста - это ветераны войны, труженики тыла, дети войны, испытавшие все тяготы и лишения, а в послевоенные годы отдавшие по сорок - пятьдесят лет созидательному труду в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства и в других сферах деятельности, потерявшие здоровье. Они проживают в сложнейших климатических условиях и существуют на пенсию, которая, как бы мы сегодня её ни повышали, всё равно не обеспечивает им достойную жизнь. На Севере у нас жизнь особенно дорогая, а в силу преклонного возраста эти люди не имеют возможности повлиять на уровень своего пенсионного обеспечения. Таким образом, мы полагаем, что принятие предлагаемого законопроекта явится действенной мерой в свете социальной защиты лиц, достигших семидесяти лет и проживающих в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Конечно, уважаемые коллеги, вы мне можете сказать, что практически за три с половиной года со дня внесения законопроекта в Госдуму структура трудовых пенсий претерпела серьёзные изменения, даже понятия некоторые изменились, например, понятие "базовая часть трудовой пенсии" заменено на "фиксированный базовый размер части страховой пенсии". С января этого года повысился общий уровень пенсионного обеспечения всех категорий граждан с учётом валоризации пенсионных прав и так далее. Но тем не менее, я смотрю, на рассмотрении сегодня ряд альтернативных законопроектов, что ещё раз подтверждает необходимость законодательного урегулирования данной проблемы. На законопроект поступило семьдесят четыре отзыва законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Поддержали законопроект двадцать законодательных и шестнадцать исполнительных органов власти, против высказались шесть законодательных органов, и двадцать шесть исполнительных органов власти не поддержали нас. Поддержал законопроект Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. Всегда поддерживал концепцию законопроекта Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, и поддерживает до сих пор. Не поддержало, безусловно, правительство и Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике. И тем не менее, уважаемые коллеги, актуальность, важность, значимость эта тема не потеряла и сегодня, ведь самое главное - это уважение к людям преклонного возраста, это возможность для них сегодня жить достойно. Принятие законопроекта именно в год 65-летия Победы, - а это их победа в первую очередь, - конечно, это дань уважения этим людям, что вызвало бы и уважение к российскому парламенту. Прошу вас, уважаемые коллеги, принять концепцию данного законопроекта - законодательную инициативу Архангельского областного Собрания депутатов. Спасибо вам за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Андреевна. Присаживайтесь. Законопроект из пункта 12.2. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Доклад представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) депутата Государственной Думы Юлии Анатольевны Песковской. Пожалуйста, Юлия Анатольевна. ПЕСКОВСКАЯ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Представленный законопроект направлен на усиление социальной защиты пенсионных прав застрахованных лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. Конечно, это тяжёлые климатические условия, предыдущий оратор об этом сегодня уже говорил. Пункт 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает уже сегодня установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии лицам, достигшим возраста восьмидесяти лет или являющимся инвалидами первой группы. Указанным законопроектом предлагается внести в пункт 2 статьи 14 вышеупомянутого федерального закона изменение в части установления повышенного размера базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по достижении ими возраста семидесяти лет, то есть снижение возрастного ценза на десять лет наименее обеспеченной части населения. Как известно, средняя продолжительность жизни в России снижается, и особенно резко у людей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, статистика об этом говорит. Средняя продолжительность жизни населения в районах Крайнего Севера ниже, чем в среднем по России, в отдельных субъектах продолжительность жизни меньше на 7,4-11,9 лет, это Республика Тыва, Чукотский автономный округ, Корякский автономный округ. Из вышеперечисленных аргументов становится совершенно понятно, что большинство пенсионеров не доживают до повышенного размера трудовой пенсии, установленного законом для лиц, достигших восьмидесяти лет. Более того, многолетние медико-биологические исследования подтверждают, что экстремальные природно-климатические условия Севера России оказывают вредное влияние на здоровье человека. Организм плохо реагирует на жестокий климат: низкую температуру, ветер, перепады давления, густой туман и так далее, очень ощутима продолжительность светового дня, летом его максимум достигает 22 часов 40 минут, а в середине декабря он чуть более трёх часов. В течение года в связи с изменением продолжительности светового дня происходят различные эндокринные изменения в организме человека, по сути, организм находится в стрессовой ситуации почти весь год. По данным статистики за 2007 год, уровень заболеваемости среди лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выше на 2,7 процента, чем в среднем по России. Предлагаемый законопроект следует рассматривать как одну из возможных форм обязательной компенсации за вредные для здоровья человека последствия северного климата. Это уже подтверждено законодательно и признано идеологически, ведь северяне выходят на пенсию по старости на пять лет раньше именно по этим причинам, и с этим сегодня никто не спорит и никто не задаёт вопросов, всем это ясно и понятно. Следует учесть, что законопроект поддержан двадцатью законодательными, двадцатью одним исполнительным органом субъектов Российской Федерации, Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, Комитетом Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока. Не могу не отметить как член Комитета по труду и социальной политике, что с 1 января 2010 года отдельные статьи действующего законодательства изменены и имеют иную редакцию. Это приводит к противоречиям правового и технического характера, но не влияет на концепцию данного законопроекта. Я не стану, так сказать, повторяться, поскольку здесь уже было сказано. Этот законопроект Ил Тумэн Республики Саха (Якутия) находится также уже четвёртый год в Государственной Думе. Несмотря на принимаемые меры по исполнению федерального законодательства по доплатам федерального и регионального уровня к пенсиям до величины прожиточного минимума, которые существенно, конечно, изменили материальное положение наших пенсионеров, проживающих на Севере, это не решило в полной мере всех существующих проблем. Республика Саха (Якутия), как и другие субъекты, расположенные на северных территориях Российской Федерации, надеются, что Министерство здравоохранения и социального развития в этом году вернётся к вопросу валоризации и пересмотрит процентный расчёт северной пенсии - 1,5 процента за каждый проработанный год. На Севере люди живут и работают в суровых климатических условиях, и государственные преференции смогут сыграть важную роль, чтобы чувствовать себя защищёнными, не только для тех граждан, которые живут и продолжают жить в условиях Крайнего Севера, но и для тех, кто планирует связать свою судьбу с Севером. Впереди ожидаются мегапроекты, реализация которых намечена в концепции социально-экономического развития России, и в частности Дальнего Востока. Сегодня рассматриваются альтернативные законопроекты, что подтверждает наше право вносить и далее такие законопроекты, усиливающие социальную поддержку пенсионеров, проживающих на Севере, это говорит о том, что данный законопроект может быть рассмотрен. И я прошу поддержать законодательную инициативу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юлия Анатольевна. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Сообщения по поручению наших коллег из Архангельского областного Собрания депутатов и Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) избавляют меня от необходимости излагать существо законопроектов. Действительно, предполагается, в отличие от ныне действующей нормы, установить повышенный размер базовой части трудовой пенсии по старости лицам, достигшим не восьмидесяти лет, как сейчас предусмотрено законом, а семидесяти лет, для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Уважаемые коллеги только забыли одну цифру сообщить, они прописывают в законопроекте эту сумму - 1 тысяча 800 рублей. И к сведению коллег и докладчиков хочу сказать, что уже сегодня не двукратный размер, а размер базовой части пенсии составляет 2 тысячи 650 рублей. Если мы с вами поддержим данный законопроект даже по формальным основаниям, то мы тем самым снизим пенсионное обеспечение наших граждан, живущих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. К заключению комитета, которым вы располагаете, я лишь добавлю. Ныне существующая концепция повышенного, двукратного размера базовой части трудовой пенсии предполагает установление её по признаку, уважаемые коллеги, нуждаемости в постоянном уходе для лиц, достигших возраста восьмидесяти лет, и лиц, признанных в установленном порядке инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности третьей степени или инвалидность первой степени. Вот в чём состоит концепция этой статьи закона, и применяется она вот к этой ограниченной категории граждан. С другой стороны, с уважением отношусь к коллегам, которые представляли законопроект, и хочу сказать, что разделяю в определённой степени их тревогу и озабоченность вопросами пенсионного обеспечения граждан, проживающих на Крайнем Севере и в приравненных местностях, равно как и комитет разделяет тревогу. Поскольку могут быть вопросы, почему законопроект 2006 года выносится только сегодня, могу сказать, что на законопроекты было отрицательное заключение правительства, таким образом, законопроекты были обречены, не имели законодательной перспективы. Комитет работал над разрешением ряда проблем по вопросам пенсионного обеспечения граждан, проживающих на Крайнем Севере и в приравненных местностях, и напомню о некоторых преференциях, которые даны этой категории граждан. До оценки их пенсионных прав, до 2002 года к ним применялись повышенные соотношения заработка в среднем по стране, для лиц, уходящих на пенсию. Если на материке этот коэффициент был 1,2, то для лиц, проживающих на Крайнем Севере и в приравненных местностях, это было 1,4, 1,7 и 1,9. Второе решение, которое мы приняли, исходя из мониторинга реализации пенсионного обеспечения, - это мы применили эти коэффициенты и к базовой части трудовой пенсии, уважаемые коллеги, чего не было в 2002 году. Далее, ещё раз промониторив вопросы пенсионного обеспечения лиц, проживающих на Крайнем Севере и в приравненных местностях, мы с вами разрешили для лиц этой категории вывозить эти коэффициенты, в том числе и на материк, если они меняли место жительства. Этого тоже не было. И наконец, некоторые цифры по валоризации. Мы пошли несколько иным путём, разрешая вопросы пенсионного обеспечения этой категории лиц, и итоги валоризации для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: при коэффициенте 1,4 - 1 тысяча 409 рублей, на материке - 1 тысяча 125 рублей, коэффициент 1,7 - 1 тысяча 835 рублей цена валоризации и коэффициент 1,9 - 2 тысячи 119 рублей. При этом средний размер пенсий на материке - 6 тысячи 900, в районах Крайнего Севера с соответствующими коэффициентами - 9 тысяч 200, 11 тысяч 400 и 13 тысяч 300, уважаемые коллеги. Я вот за пределами официального заключения комитета, который предлагает отклонить данный законопроект, добавила некоторые аргументы в части разрешения проблем, которые до сих пор существовали в вопросах пенсионного обеспечения для граждан, проживающих на Крайнем Севере и в приравненных местностях. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Спасибо, я услышала вашу реплику. И норма, которую мы ввели 213-м законом в связи с переходом на страховые принципы: для лиц, доходы которых не достигают прожиточного минимума на Крайнем Севере и в приравненных местностях, мы с вами применили социальные доплаты. Таким образом, и эта социальная несправедливость снята. Прошу поддержать позицию комитета и отклонить данные законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Фарида Исмагиловна. Уважаемые депутаты, имеются ли вопросы? Два вопроса от фракции КПРФ. Пожалуйста, определитесь, Гостев и Плетнёва, кто из вас будет задавать вопрос. Пожалуйста, Гостев. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Гостеву Руслану Георгиевичу. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Ну, вообще, хорошее предложение - по полвопроса, тогда будет блестяще. Ну ладно. У меня слёзы выступили - мы такие заботы проявили и так здорово наши старики живут на Севере. Если бы отправить членов правительства туда пожить, чтобы они на пенсию ту пожили, я посмотрел бы, как бы они запели. Но вместе с тем меня интересует, вообще, технический вопрос, как это ни странно. Мне хотелось бы услышать от Елены Андреевны, нашей коллеги, ответ. Могла бы она назвать несколько субъектов Федерации, которые дали отрицательный ответ? Я знаю, кто дал, догадываюсь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Вторыгиной Елене Андреевне. ВТОРЫГИНА Е. А. К сожалению, материалов с собой нет. Но, конечно, это Центральная Россия, не Крайний Север. Я вам дам обязательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Андреевна. Уважаемые депутаты, кто желает выступить по данному законопроекту?.. (Шум в зале.) Пожалуйста, депутат Вяткин, ваш вопрос. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Я хотел бы уточнить у Юлии Анатольевны Песковской буквально один вопрос. Нисколько не оспариваем тот факт, что на Крайнем Севере условия жизни очень суровые. Но в вашем выступлении прозвучало, что средняя продолжительность жизни в стране за последние годы неуклонно снижается. В то же время, по информации Министерства здравоохранения и социального развития, которая не так давно нам была представлена, совершенно иная картина - что средняя продолжительность жизни увеличивается за последние годы. С чем это связано - либо с тем, что законопроект, который вы представляли, был внесён достаточно давно и с тех пор цифры изменились, либо у вас какой-то иной источник информации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Песковская Юлия Анатольевна. С места. Включите, пожалуйста, микрофон. ПЕСКОВСКАЯ Ю. А. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, и первое, и второе - так я хочу ответить. Первое - то, что законопроект был внесён достаточно давно, продолжительное время пролежал здесь, в Государственной Думе. А второе - то, что мы брали статистику по северным территориям, и, к сожалению, там продолжительность жизни сегодня по категории конкретной, о которой мы с вами говорим, не увеличивается, а уменьшается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Плетнёва Тамара Васильевна, ваше выступление. Пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, обо всём, о чём сегодня говорили здесь докладчики, которые представляли эти законопроекты, мы говорим много лет: и когда выбивали пенсию для северян, и когда коэффициенты им просили увеличить, и когда просили эти коэффициенты сохранить на территориях, куда они выезжают. И все отмечали одно - как там трудно жить. Законопроект очень простой. Вот Фарида Исмагиловна здесь говорила нам: смотрите, сколько уже для северян сделано, а вы чего-то ещё просите. Да, всё это сделано, действительно мы повышали это всё, но законопроект совсем о другом. Законом мы пенсионерам, кому исполнилось восемьдесят лет, проживающим в любой точке страны, увеличили размер базовой части трудовой пенсии. А здесь просят увеличить её тем, кто достиг возраста семидесяти лет. Вот в чём вся разница! И при чём тут цифры, которые она так жалостливо нам представляла, когда говорила о том, как много сделали комитет и правительство? За этот законопроект мы, наша фракция, будем голосовать, думаю, что проголосуют и другие оппозиционные фракции. Вот хотелось бы спросить у Юлии Анатольевны, которая докладывала законопроект как представитель Якутии. Она сама там живёт, она в этом комитете работает. Как она сейчас будет голосовать, как она сейчас будет себя чувствовать? Я, например, не представляю себе, если бы я докладывала законопроект, чтобы мои коллеги голосовали против. Да я просто не была бы в такой фракции! Как можно вообще из одной и той же фракции докладывать?.. Или вы просто так, доложить заставили вас, сказали, чтобы доложили, и вы докладываете? Законопроект абсолютно простой. А относительно того, что Фарида Исмагиловна сказала, будто он ухудшит... У нас есть второе чтение, и во втором чтении эту цифру, которая, конечно, теперь устарела, - законопроект-то с 2006 года лежит! - можно увеличить, и всё. Поэтому это совершенно не аргумент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна. Требуется ли заключительное слово? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Зубову. Когда я задавала вопрос, кто желает выступить, были только двое желающих от КПРФ, больше никого не было. Пожалуйста, Валерий Михайлович Зубов, ваше выступление. ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я прошу прощения, что меня не заметили в этот момент, так бывает. Я коротко скажу: если из всех выступлений убрать последние слова, вывод, то можно отметить, что все выступающие приводили аргументы о необходимости принятия данных законов. Так вот, если бы после этой логичной аргументации не было последнего вывода, то было бы впечатление, что все согласны с тем, что надо принимать эти законы. Аргументов против их принятия просто нет. Конечно, средняя продолжительность жизни чуть-чуть увеличивается там, на несколько месяцев. Вот когда она вырастет на Севере до семидесяти лет, тогда можно будет вернуться к рассмотрению данного вопроса. Я думаю, что надо проголосовать за оба этих законопроекта или уж по крайней мере за один, который наберёт большинство голосов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Михайлович. Докладчику Вторыгиной нужно заключительное слово? Нет. Депутат Песковская, пожалуйста, ваше заключительное слово. ПЕСКОВСКАЯ Ю. А. Я хочу ответить на вопрос Тамары Васильевны. Я не хотела бы, чтобы меня обвиняли в том, что я здесь по поручению своего госсобрания формально представляю данный проект закона. Должна сказать вам больше: в то время, когда этот законопроект готовился, я работала министром труда и социального развития, и под моим руководством министерство его готовило. Поэтому я думаю, что мои коллеги меня поймут, когда я буду голосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фарида Исмагиловна, вам заключительное слово не требуется. Полномочные представители президента и правительства также не желают выступить. Переходим к рейтинговому голосованию. Пункт 12.1 порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 12.2 порядка работы Государственной Думы, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 12.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 31 мин. 18 сек.) Проголосовало за 124 чел.27,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 125 чел. Не голосовало 325 чел.72,2% Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 12.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 31 мин. 54 сек.) Проголосовало за 126 чел.28,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 126 чел. Не голосовало 324 чел.72,0% Законопроект из пункта 12.2 набрал большее количество голосов - сто двадцать шесть, поэтому переходим к голосованию по пункту 12.2, проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 32 мин. 49 сек.) Проголосовало за 118 чел.26,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 119 чел. Не голосовало 331 чел.73,6% Результат: не принято Не принято.