Заседание № 191

15.10.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 336184-6 "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статью 5 Федерального закона "О рекламе" (в части, касающейся информирования потребителей об изготовителе (исполнителе, продавце) - резиденте оффшорной зоны).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4347 по 4694 из 6432
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 9        
Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статью 5             
Федерального закона "О рекламе". Докладывает Дмитрий Иванович Савельев.         
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Закон            
Российской Федерации "О защите прав потребителей" закрепляет перечень           
информации, которую продавец обязан предоставить потребителю, куда в том        
числе входят фирменное наименование организации, место её нахождения и режим    
работы. Кроме того, до сведения потребителей также должна быть доведена         
дополнительная информация: вид деятельности изготовителя, номер лицензии и      
(или) номер свидетельства о государственной аккредитации, срок действия         
лицензии и (или) свидетельства, а также информация о государственном органе,    
выдавшем их, однако данный перечень необходимой информации нельзя считать       
исчерпывающим и достаточным для потребителя. Например, потребитель должен       
знать, в какой степени можно доверять тому или иному продавцу, не является ли   
данный продавец резидентом оффшорной зоны. В настоящее время вопрос             
использования российскими гражданами оффшорных зон весьма актуален, так как     
Россия устойчиво лидирует в мире по количеству регистрируемых её гражданами     
оффшорных компаний в зарубежных странах. По данным Федеральной службы           
государственной статистики, оффшорные зоны растут в ответ на постоянный рост    
налогов в развитых странах. По различным оценкам, в настоящее время около       
половины всех мировых денег находится в оффшорных зонах.                        
                                                                                
Цель данного законопроекта очень проста - установить для продавцов, которые     
являются резидентами оффшорных зон, обязанность доводить до сведения            
потребителя данную информацию. Указанную обязанность предлагается закрепить     
не только в Законе Российской федерации "О защите прав потребителей", но и в    
Федеральном законе "О рекламе". Принятие данного закона, по нашему мнению,      
позволит сделать деятельность организаций, использующих оффшорные зоны,         
прозрачной для потребителя, который, обладая такой информацией, сам сможет      
решить, стоит ли приобретать товары или пользоваться услугами подобных          
компаний, целью которых является не деятельность на благо России, а личное      
обогащение и вывоз капитала за рубеж.                                           
                                                                                
Хочу вам напомнить, что мы с вами приняли закон, который обязывает НКО,         
финансируемые из-за рубежа, называться иностранными агентами, вот здесь, в      
нашем законопроекте, есть некая параллель: то есть в отношении людей, которые   
регистрируют компании в оффшорных зонах, - а это, сами понимаете, не            
небольшой хлебный магазин, это мощные предприятия с огромным оборотом и         
соответственно с огромным объёмом потенциальных налогов, которые должны были    
поступить, но не поступили в казну Российской Федерации, - продукция их         
предприятий маркируется таким вот образом, то есть указывается, что             
производитель зарегистрирован, например, на Багамах или в иной оффшорной        
юрисдикции.                                                                     
                                                                                
Собственно говоря, закон очень простой. Мы все говорим, президент говорит о     
том, что надо снизить объём предприятий, зарегистрированных в оффшорных         
зонах, соответственно, наш законопроект будет способствовать этому процессу.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Иванович.                                
                                                                                
Сергей Владимирович Кривоносов.                                                 
                                                                                
КРИВОНОСОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект обязывает          
производителей, которые являются резидентами оффшорных зон, сообщать данную     
информацию потребителю, указывать её при размещении рекламы, но действующие     
законы "О защите прав потребителей" и "О рекламе" устанавливают достаточные     
требования к информации, предоставляемой потребителю, а также к информации,     
сообщаемой в рекламе. Так как потребительские свойства товара не зависят от     
юридического адреса производителя, то подобная информация необязательна, в      
связи с этим вносить изменения в Закон "О защите прав потребителей" и в закон   
"О рекламе" не требуется.                                                       
                                                                                
С учётом изложенного комитет данный законопроект предлагает отклонить.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Прошу записаться.                                     
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Дмитрий Иванович, очень интересный вопрос, идея сама             
правильная, но скажите, пожалуйста, как вы будете оценивать тех, кто            
зарегистрировал предприятие в оффшорной зоне, с точки зрения того, как вы       
дословно сказали, "в какой степени можно доверять тому или иному продавцу"?     
Кто это будет делать - правительство? Я думаю, что все, кто зарегистрировал     
компании в оффшорных зонах, имеют финансовые контакты с правительством,         
туда-сюда деньги ходят, и для правительства они, может быть, все хорошие,       
всем можно доверять. Помните, сколько вы здесь про банки говорили, что все      
частные банки хорошие? А теперь говорим: столько-то банков обанкротилось,       
население пострадало. Накопительная пенсия: вы в этом зале агитировали за то,   
что надо, надо отдавать, а потом говорите, что, дескать, извините, десятки      
миллиардов рублей пропали.                                                      
                                                                                
Как определить, хорошее предприятие или плохое, если оно убежало из России?     
По-моему, там хороших не найти - может, я ошибаюсь, но мне кажется, что это     
так.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович Савельев.                                
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Владимир Николаевич, ну, реализация, как вы верно заметили,      
данного законопроекта находится в компетенции исполнительной ветви власти,      
соответственно, правительство, или федеральное министерство, ведомство,         
которое будет готовить соответствующую инструкцию, и пропишет подробно, как и   
что. Но мы говорим о том, что продукция должна быть маркирована                 
соответствующим образом, а потребитель, если он патриот, наверное,              
задумается, прежде чем покупать такую продукцию. То есть мы не говорим, что     
продукцию надо запретить или как-то ограничить, нет, просто она должна быть     
маркирована, и вы, как истинный патриот России, такую продукцию, наверное,      
покупать не будете.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ян Викторович Зелинский.                                                        
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Дмитрий Иванович, безусловно, хороший законопроект, и даже      
благая цель, я прекрасно понимаю, чего вы хотите добиться данным                
законопроектом, но скажите, есть ли у вас какие-то критерии, позволяющие        
подтвердить, что цель будет достигнута, что потребитель не будет покупать       
товары, на которых будет указано, что компания-производитель зарегистрирована   
в оффшорных зонах? Может быть, проводили социологический опрос, анализ мнений   
какой-то? Мне кажется, потребителю абсолютно не интересно, где произведён       
товар, интересуют качество и цена товара.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович Савельев.                                
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Ян Викторович, мы с вами видим рост патриотических настроений    
в стране, это важно и правильно, наконец-то наступил тот этап в развитии        
нашего государства, когда президент, правительство и мы с вами как              
законодательный орган обращаем на это особое внимание. И соответственно, мы     
должны дать возможность нашим патриотически настроенным гражданам, доля         
которых растёт, и растёт быстрыми, неуклонными темпами, собственно говоря,      
видеть, что они покупают, и уже согласно своим внутренним убеждениям покупать   
или не покупать ту или иную продукцию, отдавая, может быть, предпочтение тем    
предприятиям, которые добросовестно платят налоги на территории Российской      
Федерации, тем самым, в общем-то, укрепляя экономику Российской Федерации,      
укрепляя её армию и флот.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кирилл Игоревич Черкасов.                                                       
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Вопрос Сергею Владимировичу. Вы сказали в своём выступлении, что закон о        
правах потребителей уже устанавливает достаточные требования к маркировке, но   
мы помним, что пять-семь лет назад, когда обсуждался вопрос, наносить ли на     
пачки сигарет определённую антитабачную рекламу, это вызывало очень бурные      
споры, также вызывали бурные споры предложения наносить это на этикетки         
бутылок с пивом, бутылок с алкоголем, и всё равно это постепенно, постепенно    
вошло в нашу жизнь, прижилось и сегодня явно приносит пользу: сегодня люди      
всё-таки меньше курят, телевизионной рекламы табачных изделий вообще нет, а в   
табачных киосках она серьёзно ограничена. Почему бы нам не начать двигаться и   
в направлении, о котором говорит мой коллега, то есть маркировкой доводить до   
потребителя сведения, которые всё равно со временем будут востребованы, будут   
определять выбор покупателя? И соответственно компании будут заинтересованы     
нормально регистрироваться в субъектах и платить там налоги.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович Кривоносов.                           
                                                                                
КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемый Кирилл Игоревич, потребительские свойства товара     
не зависят от юридического адреса производителя, поэтому комитет считает        
нецелесообразным принятие этого закона.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов.                                                       
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. По карточке Нилова - Диденко Алексей.                             
                                                                                
Дмитрий Иванович, хорошая очень инициатива, своевременная, возможно, она была   
внесена ещё до санкций, но вы, наверное, предвидели вот такой вариант, исход    
событий. Как говорится, как вы яхту назовёте, так она и поплывёт. Вот какой     
конкретный способ нанесения этой информации вы предлагаете - маркировкой на     
товарах или в местах предоставления услуг или выполнения работ? Это будет       
обычный шрифт или вы предлагаете всё-таки нанести какой-то символ, какой-то     
знак, который получит широкую известность и будет тиражироваться и в            
социальных сетях, в Интернете, будет взят в оборот различными волонтёрскими     
организациями, и тогда это движение по-настоящему приобретёт общероссийский     
патриотический характер?                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович Савельев.                                
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо, Алексей Николаевич, за вопрос. Как я уже отметил        
прежде, маркировка, конечно, будет предусмотрена инструкцией, которую           
разработают соответствующие органы исполнительной власти. Но вы здесь           
совершенно правы: если идти дальше, то, наверное, а) это должно быть как        
можно крупнее и как можно ярче; б) желательно нанесение соответствующей         
символики, которая тем более уместна в такое тяжёлое для страны время.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко. Алексей Николаевич, вы с трибуны будете             
выступать? Почему-то у вас сегодня желание посидеть в кресле коллеги.           
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                       
                                                                                
На самом деле события, которые происходят сейчас в мире и конкретно на          
территории нашего приграничного, партнёрского, братского государства -          
Украины, заставляют посмотреть немножко шире на эту проблему, на предмет        
рассматриваемого сегодня законопроекта. Вы все прекрасно знаете, что на днях    
Верховной Радой был принят, который предусматривает обязательную маркировку     
(российский флаг или какой-то другой знак), позволяющую покупателю,             
потребителю или пользователю услуг (работ) идентифицировать этот товар          
(услугу) как имеющий отношение к Российской Федерации. Это широко обсуждается   
в средствах массовой информации, в Интернете уже куча фотографий. Различные     
пользователи сетей, в том числе известные, и так называемые украинские          
патриоты уже активно это пропагандируют среди молодёжи, и в результате эта      
акция набирает всё больше и больше последователей, сторонников. Это, конечно,   
весьма недружелюбное, непартнёрское отношение к Российской Федерации со         
стороны наших украинских коллег, но именно поэтому рассматриваемый              
законопроект (я не зря в вопросе коснулся этого), внесённый довольно            
продолжительное время назад, сегодня приобретает новое значение, новое          
звучание.                                                                       
                                                                                
Говорят, что потребительские свойства товара не имеют отношения к               
производителю, к стране, где он находится, зарегистрирован, платит налоги и     
так далее, и тому подобное. Это было бы, без сомнения, так, если бы в           
отношении Российской Федерации сегодня не ополчилось полпланеты и если бы       
наши производители не были вынуждены страдать из-за своей позиции по            
принципиальным вопросам, которые касаются всех россиян и всех, кто говорит,     
думает по-русски, считает себя русским человеком. В условиях, когда в           
отношении Российской Федерации принимаются односторонние меры, меры явно        
противозаконные, которые не гарантируют права на какие-то справедливые          
юридические процедуры по защите тех же самых производителей, приходится         
говорить о том, что подобный законопроект имеет право на существование.         
                                                                                
Я также не случайно задал уважаемому коллеге по фракции Дмитрию Ивановичу       
Савельеву вопрос о том, как предполагается наносить эту маркировку. Идея на     
самом деле весьма актуальная. Мы все прекрасно знаем, что немало больших        
компаний, в том числе и в области перевозок, производители, зарегистрировано    
в оффшорных зонах, но очень часто мы об этом узнаём только в связи с            
какими-то негативными событиями. Так, в частности, было после трагических       
событий, терактов в московском аэропорту Домодедово: очень долго искали         
собственника, владельца аэропорта, оказалось, что он зарегистрирован где-то     
на Виргинских островах, и довольно тяжело было его идентифицировать и           
локализовать.                                                                   
                                                                                
Безусловно, очень важно, чтобы эта маркировка, этот знак был узнаваемым.        
Сегодня очень много волонтёрских движений, которые создали модные,              
пользующиеся популярностью у молодёжи так называемые мемы. Это и абсолютно      
уникальное явление "СтопХам", которое борется за соблюдение правил дорожного    
движения, и "Probok.net", и другие. В советское время, мы все прекрасно         
помним, был знак качества, который до сих пор используется в маркетинговых      
целях, для того чтобы сформировать у потребителей дополнительную порцию         
доверия к продуктам и к услугам. Безусловно, это должно быть связано с          
патриотическими посылами населению, должно быть узнаваемым, должно быть         
растиражировано СМИ и использоваться в различного рода социальной рекламе.      
                                                                                
Уважаемые коллеги, сегодня ведь оффшорную экономику, оффшорные территории       
можно полностью запретить, а можно использовать как наше конкурентное           
преимущество. Как вы помните, сегодня у нас на "правительственном часе"         
выступал министр по развитию Дальнего Востока Александр Сергеевич Галушка, я,   
к сожалению, не успел выступить по этому поводу, но одно из предложений         
фракции ЛДПР касалось создания нашего внутреннего оффшора. Может быть, в        
какой-то степени это позволило бы провести оффшорную амнистию для капитала      
наших российских бизнесменов, которые предпочитают регистрировать предприятия   
за пределами Российской Федерации, - мы могли бы в рамках этой оффшорной        
амнистии создать свой внутренний оффшор, чтобы они перевели свои капиталы на    
территорию Дальнего Востока (я напомню, что это предложение, о создание         
внутреннего оффшора на территории острова Сахалин или Курильских островов,      
активно обсуждалось около года назад). С другой стороны, мы, может быть,        
предложили бы намного более выгодные и интересные условия для зарубежных        
компаний, которые воспользовались бы услугами наших новых уникальных            
оффшорных территорий. Если законопроект будет принят и всё-таки это             
предложение фракции ЛДПР воплотится в жизнь, то, может быть, и у нас на         
территории Российской Федерации будет свой внутренний оффшор и будет возможна   
также маркировка товара, касающаяся того, что он был произведён фирмой,         
зарегистрированной в наших внутренних оффшорах, поскольку намного лучше и       
приятнее отдавать свои деньги в наш российский оффшор и увеличивать прибыль     
предприятий, зарегистрированных на нашей территории.                            
                                                                                
Мы призываем все фракции поддержать проект закона нашего коллеги, депутата от   
фракции ЛДПР Дмитрия Савельева.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, вот когда была Великая депрессия в            
Соединённых Штатах Америки в 30-е годы и президентом стал Рузвельт, то один     
из первых шагов, которые он сделал, был очень разумный - он указал на четыре    
банка, которым он доверяет. Не было сказано обо всех банках, он просто указал   
те банки, которым он доверяет, и это сразу значительно укрепило финансовую      
систему Соединённых Штатов, стало меньше нарушений, стали расти многие          
показатели. Вот года два назад в этом зале я докладывал о законопроекте (я      
был автором законопроекта об обманутых дольщиках), в котором была прописана     
та же идея: в каждом регионе губернатор или правительство должны указать        
застройщиков, которым они доверяют, которые не обманут людей, отдающих порой    
последние деньги для того, чтобы приобрести квартиру в первый раз или           
улучшить жилищные условия. Ну, тогда её здесь зарубили, сказали: нет, нельзя,   
это нерыночные механизмы, каждый должен сам ориентироваться, каждый должен      
сам отвечать, промахнулся - значит, промахнулся, никаких разговоров быть не     
может. Ну, вот такие идеи появляются, могут иметь место, но мне кажется, что    
это малоэффективно.                                                             
                                                                                
Давайте посмотрим, какие проблемы интересуют сегодня наше население. Зимой      
этого года "Левада-центр" проводил опросы: на первом месте стоит рост цен и     
тарифов - вот на это обращает внимание каждый потребитель и оценивает, может    
купить или не может он купить, по карману ему или не по карману. А вот за       
остальное, мне кажется, должно отвечать государство. Если у нас 72 процента     
из проверенных лекарств не соответствуют нормам и требованиям - 72 процента!    
- то при чём здесь маркировка?! Речь идёт о том, что надо принимать жёсткие     
административные меры со стороны правительства: бить по рукам, останавливать    
производство, потому что это массовые нарушения. А сколько у нас                
генномодифированных продуктов, тех, которые есть нельзя?! Вы посмотрите         
передачи из цикла "Контрольная закупка" - получается, что практически всё       
невозможно есть, хотя всё произведено не в оффшорах, а на нашей территории, в   
России. В данном случае, я думаю, если мы напишем, что та или иная фирма        
работает в оффшоре, это не будет означать, что у неё хуже продукция, её         
продукцию будут покупать, если она понравилась и в первый, и во второй раз, и   
в третий раз купят, если она дешевле будет, и никакими законами мы эту          
ситуацию не изменим. Проблема сама по себе поставлена правильно: надо           
производить качественные товары, то есть спрос определяться будет не            
патриотизмом, а качеством продукции и доступностью цены, потому что людям,      
извините меня, зарплату мы не увеличиваем, в этом году она практически          
падает, хоть и был рост в два раза; в будущем году она возрастёт на 0,3, в      
2016-м - на 0,4. То есть зарплата реально будет падать, и поэтому люди будут    
искать то, что, по крайней мере, не убьёт их... (Микрофон отключён.)            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Достаточно.                                               
                                                                                
Сергей Владимирович, вы имеете право последним выступать. Я сначала спрошу у    
Дмитрия Ивановича: вы будете ещё раз выступать? Нет.                            
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Владимирович Кривоносов.                                     
                                                                                
КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект. Спасибо.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5145 по 5162 из 6432
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 9        
Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статью 5             
Федерального закона "О рекламе".                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              150 чел.33,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    150 чел.                                          
Не голосовало                 300 чел.66,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.