Заседание № 147
О проекте федерального закона № 336180-6 "О внесении дополнения в статью 20 Федерального закона "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в части предоставления Федеральной миграционной службе полномочий по взысканию в судебном порядке с принимающей стороны, не исполнившей обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранных граждан или лиц без гражданства, средств, затраченных на принудительное выдворение указанных лиц за пределы Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, у нас докладчики по 21-му и 23-му вопросам порядка работы отсутствуют по уважительным причинам, поэтому мы переходим к 24-му вопросу порядка работы, проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 20 Федерального закона "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Докладывает Александр Сергеевич Старовойтов. СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Коль уж скоро выпала мне честь выступить с такой высокой трибуны, постараюсь объяснить смысл, который вкладывался в данный законопроект при его разработке, и одновременно поспорить по поводу заключения, данного на него Правовым управлением и ответственным комитетом. Как известно, статья 20 Федерального закона "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" устанавливает обязательность учёта иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания, в том числе набор требований, которые обязана выполнить принимающая сторона. Хочу обратить внимание, что в законопроекте речь не идёт исключительно о трудовых нелегальных мигрантах, круг субъектов здесь гораздо шире, он касается всех мигрантов, которые нелегально находятся у принимающей стороны. Я ещё раз подчёркиваю, что в регулировании мы не уходим только в сторону незаконного использования труда мигрантов и ответственности за это работодателей. Приведу пример, который будет доступен и понятен тем, кто не ознакомился детально с сутью данного законопроекта, а тем, кто ознакомился, я думаю, всё понятно, если непосредственно перед глазами имеется законопроект. Вот давайте представим, уважаемые коллеги, что соответствующие надзорные органы в какой-либо из импровизированных гостиниц, кои мы с вами видим на телеэкранах наших телевизоров, обнаружили какое-то определённое количество нелегальных мигрантов, допустим пятьдесят человек, (и эта ситуация абсолютно не носит какого-то фантасмагорического характера - мы сплошь и рядом видим, что находятся граждане, которые предоставляют свои помещения, будь то жилые, будь то нежилые, для проживания мигрантов), - так неужели надзорные органы всегда и до конца могут разобраться в ситуации, выяснить, работают эти люди или не работают, и действительно с должным уровнем доказательной базы установить, что эти люди работают на таком-то предприятии законно? Порой, к сожалению, такие вещи установить не удаётся, и поэтому на основании предусмотренного со стороны государства механизма - по решению суда - эти люди выдворяются. В среднем выдворение одного нелегального мигранта обходится нашему бюджету в сумму от 30 до 40 тысяч рублей, ну, возьмём среднюю цифру - 35 тысяч рублей, тогда, допустим, на тридцать человек из бюджета будет потрачено порядка миллиона рублей, чтобы выдворить этих граждан на территорию соответствующего государства, из которого они прибыли. Скажите, пожалуйста, кто будет в таком случае нести финансовую ответственность? Никто не будет нести, потому что не установлен работодатель, а установлено лишь место проживания, помещение, в котором были обнаружены эти нелегальные мигранты. Ещё раз подчёркиваю: если кто-то скажет, что данная ситуация какая-то фантастическая, - ну включите тогда телевизор и посмотрите передачу "Дежурная часть", по различным каналам какие-то новости, где каждый день мы видим, как в каких-то подвалах торговых центров (но торговые центры, извините, кому-то же принадлежат), в каких-то гостиницах, где-то в садовых товариществах друг у друга на головах, вверх ногами или как-то ещё, я не знаю, эти бедные, несчастные мигранты проживают в собачьих, извините, условиях, и это я ещё мягко выразился! Я в данной ситуации ещё раз хочу сказать, что не согласен с заключением Правового управления и комитета. Если разобраться в деталях... Комитет и Правовое управление указывают, что законопроект дублирует аналогичные нормы, уже предусмотренные законодательством, но для того, чтобы не тратить всё время на детали... во всех этих нормах, на которые ссылаются профильный комитет и Правовое управление, субъектами являются только трудовые мигранты и их работодатели, которые обязаны оплачивать в соответствии с этими нормами их административное выдворение. Единственное, в чём я соглашусь с мнением экспертов, с позицией комитета и Правового управления, так это в том, что необходимо, конечно, изменить орган, который должен будет применять вот эти обеспечительные меры, допустим, в отношении квартиры, который будет принимать участие в предъявлении судебного иска. Безусловно, это должна быть не ФМС, но, в конце концов, мы с вами можем принять данную концепцию в первом чтении, а ко второму чтению, конечно, мы сможем это отредактировать, внести корректировку. Этот орган, который мы с вами сможем определить ко второму чтению, по решению суда должен быть в состоянии наложить обеспечительные меры на то помещение, в котором будут обнаружены незаконные мигранты, будь то трудовые, будь то нетрудовые, чтобы выдворение этих незаконных мигрантов осуществлялось за счёт собственника помещения. Ведь в чём основная суть нашей с вами борьбы с незаконной миграцией? Давайте зададимся вопросом: почему к нам сюда идёт такой поток незаконной миграции? Ответ очевиден: потому что мы создаём к тому самые позитивные экономические предпосылки. Если бы экономически невыгодно было ехать сюда, на территорию Российской Федерации, наверное, они не ехали бы. То есть, получается, мы создаём экономические предпосылки: у нас огромное количество рынков, где плодятся эти нелегальные мигранты, и плюс находится всегда огромное количество граждан, которые, для того чтобы подзаработать, с большим удовольствием сдают им помещения для проживания, - вот это два основных условия. Если мы не сможем разобраться с этими двумя основными факторами, в итоге мы с вами будем сколько угодно бороться с последствиями, а бороться нужно с первопричинами, - вот я и предлагаю начать бороться с первопричинами, тогда у нас не будет повторения Бирюлёва. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. С содокладом выступает Ризван Даниялович Курбанов. КУРБАНОВ Р. Д. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект был внесён в Государственную Думу нашим уважаемым коллегой Александром Сергеевичем Старовойтовым 27 августа 2013 года и прошёл все законопроектные процедуры, необходимые для его рассмотрения сегодня. По результатам правовой и лингвистической экспертизы, проведённой Правовым управлением Аппарата Государственной Думы, возникли концептуальные замечания по законопроекту. Наш комитет, разделяя позицию Правового управления, отмечает, что предлагаемые законопроектом дополнения к статье 20 Федерального закона "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" дублируют нормы, установленные статьями 18 и 34 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также статьёй 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым административное выдворение иностранных граждан осуществляется за счёт пригласившей стороны. Кроме того, проектируемая норма не относится к предмету регулирования статьи 20 Федерального закона "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства...". Также надо отметить, что в рассматриваемой законодательной инициативе не прослеживается причинно-следственная связь между нарушением, допускаемым принимающей стороной, и административным проступком иностранного гражданина. Кроме того, при реализации закона будет нарушаться принцип допустимости привлечения к ответственности только при наличии вины, закреплённый в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. И самое главное - что, кстати, отметил и сам докладчик, - в соответствии со статьёй 34 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" административное выдворение иностранных граждан за пределы Российской Федерации осуществляется службой судебных приставов, а не органами пограничного контроля или ФМС, следовательно, взыскание средств по иску Федеральной миграционной службы было бы нелогичным. На основании изложенного наш комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ризван Даниялович. Вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Вопросы к обоим докладчикам. Скажите, пожалуйста, а комитет и автор законопроекта в курсе, что вообще-то Бирюлёво, так сказать, возбуждено с целью перераспределения торговых или, скажем так, коммерческих финансовых потоков? За это, вообще, надо нести ответственность. И второй вопрос: сколько руководителей ФМС привлечено к ответственности за то, что появилось две тысячи квартир, в которых было прописано по двести и более человек? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Старовойтову включите микрофон. СТАРОВОЙТОВ А. С. Большое спасибо за вопросы. Безусловно, мы читаем публикации в средствах массовой информации и владеем какой-то информацией о том, что происходило в Бирюлёве, но в данной ситуации, когда я привёл в пример Бирюлёво, я всё-таки имел в виду недовольство граждан, а гражданам не нравилось не то, как были распределены финансовые потоки, а то, что каким-то образом такое количество незаконных мигрантов у нас появилось и находится на территории Москвы. Вот, наверное, граждане в Бирюлёве, высказывая свою позицию, всё-таки в качестве первоочередной ставили перед собой именно эту задачу - показать властям своё недовольство тем бардаком, который творится у нас в этой сфере. Что же касается ответственности руководителей... Уважаемые коллеги, ну а разве я не согласен с тем, что отдельные чиновники должны нести за это ответственность? Но вопрос, несут они её или не несут, явно нужно задавать не докладчику по данному законопроекту, а всё-таки надзорным органам, которые у нас по каким-то причинам не выявляют подобного рода чиновников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ризван Даниялович, есть необходимость что-то добавить? Депутату Курбанову включите микрофон. КУРБАНОВ Р. Д. Спасибо большое, Иван Иванович. Я, естественно, хотел бы поблагодарить за вопрос нашего коллегу Николая Васильевича и сказать, что сегодня мы действительно рассматриваем несколько иные вопросы. Проблемы с миграцией существуют, проблемы Бирюлёва существуют, но сегодня мы речь ведём о выдворении и о том, за чей счёт оно будет производиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Спасибо. У меня вопрос к Александру Сергеевичу. Безусловно, тема очень сложная, и я согласна, что нужно наказывать не тех, кто к нам приехал, а прежде всего тех, кто к нам их пропустил, если это незаконно. Но есть ведь миграция разная, и вот сегодня меня пригласили во вьетнамское посольство: у нас проживают тысячи вьетнамцев, которые приехали по приглашению советской стороны, здесь закончили учебные заведения, их дети уже здесь родились, работают, а они всё ещё мигранты, у них нет гражданства - как с ними быть? Вот вы не продумывали это? И кто их должен выдворять, за счёт какой стороны, если мы сами же их приглашали? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Старовойтову включите микрофон. СТАРОВОЙТОВ А. С. Большое спасибо, Тамара Васильевна, за вопрос, но, наверное, те вьетнамцы, о которых вы сейчас говорите, всё-таки не называются нелегалами. Мы сейчас говорим не просто о мигрантах, мы сейчас говорим о нелегальных мигрантах. А что касается вьетнамцев (пусть их пятьсот человек или тысяча), то кто-то взял на себя ответственность и пригласил их сюда, на территорию Российской Федерации, значит, есть лицо, которое пригласило их сюда и которое не позаботилось о том, чтобы эти люди находились здесь законно, легально, - получается, опять же вопрос к принимающей стороне, понимаете? Но в целом, ещё раз подчёркиваю, в законопроекте всё-таки говорится о незаконной миграции. Если установлен тот факт, что какое-то количество незаконных мигрантов находится в том или ином помещении, будь то, ещё раз подчёркиваю, жилое помещение, будь то нежилое помещение, - зачем нам с вами сейчас забивать себе голову тем, кто их работодатель? Есть лицо, которое обеспечило им проживание, и это лицо в итоге должно нести финансовую ответственность, а не государство, не налогоплательщики, не наши граждане - граждане Российской Федерации - из своего кармана должны оплачивать выдворение незаконных мигрантов. Вот о чём речь, Тамара Васильевна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Ризван Даниялович, в среду, позавчера, мы рассматривали аналогичный вопрос здесь, в Государственной Думе, и представитель правительства сказал, что у нас в стране работают 3 миллиона, а не 2 миллиона 800 мигрантов, эксперты же говорят, что 12 миллионов, президент Путин Владимир Владимирович назвал цифру от 6 до 8 миллионов, то есть нелегалов у нас не два-три миллиона, а много-много миллионов. Прежде чем говорить о принятии мер, возникает вопрос: ваш профильный комитет хоть что-то предлагает, как их всех учесть? Наказывать тех, кто сдаёт квартиры, нельзя, потому что люди сдают их от безысходности, у них нет ни работы, ни пенсии нормальной, а надо как-то жить, не помирать же, поэтому они и сдают квартиры. Надо наказывать действительно работодателей, чтобы их не брали, или какие-то другие меры принимать, а то что же мы... Даже президент точно не знает, сколько в стране нелегалов! Какие же меры можно применять к тем, кого совершенно не знаем? Ваш комитет сам-то хоть что-то в этом плане, прежде чем отвергать чужие инициативы, предлагает, каким образом пресечь деятельность этих нелегалов, каким образом посчитать их? (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Курбанову включите микрофон. КУРБАНОВ Р. Д. Владимир Николаевич, спасибо за вопрос, который, правда, прозвучал несколько эмоционально. Я понимаю, что вы обеспокоены ситуацией, но если вы наблюдаете в последнее время за работой комитета... 12 декабря прозвучало послание президента, в котором была обозначена проблема миграции, было сказано о том, что государство должно знать, что делают на территории Российской Федерации мигранты, какое время они здесь пребывают, о том, что необходимо сократить срок их пребывания и наказывать тех, кто не выполняет наших требований. И вы, кстати, по крайней мере ваши коллеги поддержали принятие закона, который 1 января вступил в силу и в соответствии с которым, по данным ФМС, порядка одного миллиона трёхсот иностранных граждан, мигрантов, которые здесь находились, в общем-то, нелегально - пересекали границу, пребывали девяносто дней, затем выезжали за пределы, обратно заезжали и снова находились здесь следующие девяносто дней, - с 1 марта по истечении девяноста дней заехать в страну не смогут, и это работа нашего комитета. Сегодня в Государственной Думе на рассмотрении находится ещё ряд законопроектов, например законопроект об ограничении въезда иностранных граждан, имеющих судимость, и подобных вопросов, кстати, очень много. Если речь вести только о статистике, если вас интересует количество, вы наравне с членами комитета можете запросить эти данные в Федеральной миграционной службе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Не вижу. Докладчик, содокладчик, будете выступать? Депутату Старовойтову включите микрофон. СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемые коллеги, наверное, самое неприятное - говорить с этой трибуны фразу: "А вот мы вам говорили..." И не дай бог, случится ситуация, когда мы вынуждены будем вам сказать эту фразу: "А мы вам говорили..." Поэтому я призываю вас более внимательно изучить это предложение и всё-таки поддержать в ходе сегодняшнего голосования данный законопроект, потому что, я считаю, он действительно поможет разрешить ситуацию с незаконным пребыванием нелегальных мигрантов - подчёркиваю: нелегальных. Вот Тамара Васильевна даже после того, как я ответил на её вопрос, всё ещё продолжала убеждать меня в том, что вьетнамцы находятся здесь, возможно, по вине каких-то структур. Я призываю: давайте выявим и накажем эти структуры, которые вот таким образом, просто по-свински, относятся к людям, не оказывая им должного содействия и не решая все те вопросы, которые необходимо решить, чтобы оформить легально их нахождение здесь, на территории Российской Федерации. Ещё раз, уважаемые коллеги, прошу вас поддержать законопроект, и тогда, я более чем уверен, мы с вами сможем навести порядок. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Курбанов, пожалуйста. КУРБАНОВ Р. Д. Уважаемые коллеги, меня побудила выйти на трибуну именно та ситуация, которая сложилась вокруг миграционной политики, мы очень много говорим об этом, и зачастую действительно обеспокоенность ситуацией выражается вот в таких эмоциональных вопросах. Я хотел бы напомнить вам о Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии с которой ожидается весьма серьёзное реформирование процедур контроля за временным пребыванием, выездом из Российской Федерации, въездом в Российскую Федерацию, ряда других институтов, и работа в этом направлении, мы с вами обратили внимание, уже началась. В связи с этим надо воздержаться, наверное, от разрозненных, не объединённых единым замыслом попыток внесения правовых коррективов в эти институты в пользу их последующей системной, если хотите фундаментальной, модификации. Всё, что требуется от нас, - это соотносить соответствующие законодательные инициативы с общим вектором работы в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
24-й пункт, проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 20 Федерального закона "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 35 сек.) Проголосовало за 207 чел.46,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 207 чел. Не голосовало 243 чел.54,0 % Результат: не принято Отклонён.
Заседание № 139
О проекте федерального закона № 336180-6 "О внесении дополнения в статью 20 Федерального закона "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в части предоставления Федеральной миграционной службе полномочий по взысканию в судебном порядке с принимающей стороны, не исполнившей обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранных граждан или лиц без гражданства, средств, затраченных на принудительное выдворение указанных лиц за пределы Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Просьба рассмотрение вопроса 17 повестки дня перенести на следующую неделю в связи с отсутствием докладчика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Против переноса рассмотрения 17-го вопроса на другой день нет возражений? Нет.