Заседание № 254

18.10.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 336155-4 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" (об освобождении налогоплательщиков единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности от обязанности применения контрольно-кассовой техники; внесён Белгородской областной Думой).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5190 по 5454 из 6294
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, чтобы рассмотреть сейчас?.. Нет.          
Рассматриваем пункт 43. Здесь у нас несколько альтернативных законопроектов.    
Все докладчики просят рассмотреть законопроекты без своего участия, поэтому     
содоклад по всем законопроектам от комитета сделает Андрей Михайлович           
Макаров. Пожалуйста, пункт 43.1.                                                
                                                                                
МАКАРОВ А. М., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я понимаю, что на мою       
долю выпало докладывать самый неинтересный сегодня законопроект: он не имеет    
никакого отношения к выборам, он не имеет никакого отношения к сбору            
подписей, к тому, как работают нотариусы, к тому, как кто-то регистрируется     
или не регистрируется, назначены партией власти или не назначены партией        
власти. Он о жизни. О жизни простого малого бизнеса, которому мы все клянёмся   
в верной любви, особенно накануне выборов, и которому мы якобы пытаемся         
помочь. Только вот дальше обещаний, как правило, дело не доходит. И поэтому     
вот тот вопрос, который сегодня предлагается вашему вниманию, на самом деле     
предельно прост. Вот существуют кассовые аппараты, и существует малый бизнес,   
который работает по системе единого налога на вменённый доход. Что такое        
единый налог на вменённый доход? Это значит, что никого не интересует           
выручка, никого не интересует, сколько предприниматель заработал и как,         
потому что существуют базовая доходность и показатели: скажем, количество       
торговых площадей, количество столиков в ресторане или количество работающих.   
                                                                                
Все мы знаем, что кассовые аппараты нужны только для того, чтобы решать         
проблемы фискальные, то есть контролировать наличность. Но в случае с этими     
бизнесменами не надо контролировать ничего, потому что государство установило   
им совершенно другую систему. И совершенно естественно, что они рассматривают   
наличие кассовых аппаратов... А это ведь не просто приобретение кассового       
аппарата, его обслуживание, это ещё и постановка каждого аппарата на учёт в     
налоговой инспекции, а кроме того, простите, их специализированное              
обслуживание специально назначенными организациями. Это колоссальные расходы.   
И поэтому малый бизнес, естественно, рассматривает это как дополнительные       
административные барьеры, которые он просит снять.                              
                                                                                
Именно задача поддержки малого бизнеса, поставленная Президентом Российской     
Федерации, привела нас к попытке подготовить такой законопроект. Сразу хочу     
сказать, мы не первые, кто попытался это сделать. В Государственной Думе семь   
таких законопроектов, правда, три сейчас авторы отозвали, четыре                
рассматриваются в качестве альтернативных. В чём же проблема? Почему не могли   
мы раньше рассмотреть эти законопроекты? Почему? Ведь сейчас, я уверен,         
кто-то скажет: выборы, мол, поэтому сейчас решили поддержать малый бизнес. Да   
по одной простой причине не рассматривали: заявляя лозунги о поддержке малого   
бизнеса и предлагая просто убрать кассовые аппараты, многие авторы забывали,    
что одновременно мы не должны допустить ущемления прав потребителей. А до сих   
пор в существующей системе координат защитить права потребителя можно было      
только при наличии кассового чека. Вот и получалось, что люди, которые якобы    
радели за малый бизнес, одновременно, по существу, предлагали нарушить права    
потребителей.                                                                   
                                                                                
Поэтому группа авторов, все вы можете прочитать, кто эти авторы (к сожалению,   
ушёл уважаемый депутат Бабурин, и, к сожалению, действительно ни одного         
депутата из вашей фракции не было, все от "Единой России", так получилось       
просто), объединилась для того, чтобы решить реальную проблему малого           
бизнеса. И нам удалось решить эту сложнейшую юридическую коллизию - как         
помочь малому бизнесу, не ущемив права потребителей. Поверьте, это очень        
сложный и тяжёлый юридический механизм, тяжёлое решение, но то, что             
получилось, позволяет решить поставленную задачу. Законопроект, который         
комитет Государственной Думы по бюджету, рассмотрев, рекомендует принять,       
стоит под номером 1 в списке, а три других, альтернативных законопроекта мы     
предлагаем отклонить.                                                           
                                                                                
Конечно, я не могу не сказать несколько слов об этих законопроектах: все они    
преследовали благую цель. Я сейчас не говорю о том, как они предлагали решить   
проблему. Но посмотрите, сегодня у нас с вами есть так называемая выносная      
торговля, это бабушка, торгующая пирожками, или бабушка, торгующая редиской.    
Что предлагали в этих законопроектах? Вот пусть вместо кассового аппарата эта   
бабушка будет выписывать чеки строгой отчётности на пучок своей морковки, или   
петрушки, или укропа. Но сегодня бабушка не должна выписывать ничего. В         
результате получалось так, что, вместо того чтобы облегчить людям жизнь, мы     
ухудшали им жизнь.                                                              
                                                                                
Я приведу три основных момента, которые нам удалось зафиксировать. Первый       
момент: все те, кто уплачивает ЕНВД, то есть единый налог на вменённый доход    
для отдельных видов деятельности, освобождаются в нашем законопроекте от        
использования кассовой техники. Второй момент: это освобождение ни в коей       
мере не распространяется на тех, кто работает не только на вменённом доходе,    
потому что в противном случае, если бы мы пошли по всем видам деятельности,     
мы тогда действительно расширили бы круг, и это стало бы колоссальной дырой,    
в которую устремились бы все сразу. И наконец, третий момент: интересы тех,     
кто сегодня не применяет ни кассовой техники, ни документов строгой             
отчётности, тоже не будут ущемлены. Ещё раз говорю, что данная проблема в       
этом законопроекте решена, поэтому Комитет по бюджету и налогам предлагает      
поддержать законопроект, который стоит под номером 43.1 повестки дня, а         
остальные три отклонить. Я думаю, коллеги, что, проголосовав за этот            
законопроект, мы с вами выполним наконец реальную задачу, не на словах, а на    
деле поддержим малый бизнес. Ведь это будет не только снятие барьеров, не       
только облегчение для тех, кто сегодня работает, люди поймут, что государство   
действительно идёт им навстречу, и, безусловно, будут продолжать открывать      
свои предприятия, а это, собственно говоря, и нужно нашему государству.         
                                                                                
Спасибо за внимание. Если есть вопросы, я готов на них ответить.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы, уважаемые коллеги? Нет. Есть желающие       
выступить? Решульский Сергей Николаевич.                                        
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Андрей Михайлович.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Николаевич. Три минуты.                                      
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Ну, три минуты так три минуты.                                 
                                                                                
Вот если бы уважаемый Андрей Михайлович не начал своё выступление с того, что   
здесь нет пиара и ничего не связано с выборами, я бы промолчал.                 
                                                                                
Я уверен, что большинство сидящих в этом зале даже не смотрели внимательно      
эти законопроекты. Но комитет правильно их поставил в повестку дня              
альтернативными. Ведь это чистейший плагиат - законопроект под номером 43.1.    
Я не возражаю против него, и мы за него проголосуем обязательно, но объясните   
мне, Андрей Михайлович, уважаемый, если здесь никакого пиара нет (сейчас вы,    
конечно, тут мне что-то расскажете), почему амурский проект пролежал у вас в    
комитете полтора года, алтайский проект пролежал четыре месяца и белгородский   
проект пролежал один год? Вы, использовав специфические, прямо говорю,          
профессиональные знания в комитете, просто переформулировали всё и исключили    
необходимость документов строгой отчётности. Ведь ещё полтора года назад        
можно было поддержать, как вы рьяно говорите с трибуны, наш малый бизнес, это   
можно было сделать полтора года назад по амурскому проекту и ко второму         
чтению эту в какой-то степени спорную норму поправить. Речь тут не только о     
бабушках должна идти, речь должна идти и о тех предпринимателях, бизнесменах    
и торговцах, которые ведут эту торговлю в своих бутиках, киосках и так далее.   
Не надо бабушками закрывать очень существенный вопрос. Вот полтора года назад   
мы с вами могли бы, приняв этот законопроект, оказать поддержку малому          
бизнесу. Так нет, не было желания. А теперь, когда остался месяц или сорок с    
лишним дней до выборов, вы, группа депутатов, его вносите. Я рад, что вы его    
внесли, и мы его поддержим обязательно, только жалко, что подобные              
законопроекты во многих комитетах годами пылятся и проблема не решается. Я      
думаю, что нам надо поддержать и первый, и второй, и третий... В общем,         
какой-то из них наберёт большинство голосов, и тогда хоть какая-то отдушина     
будет действительно для этого необходимого сектора экономики у нас.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Было одно выступление. Есть ли желание выступить у представителей               
правительства и президента? Нет.                                                
                                                                                
Пожалуйста, заключительное слово, Андрей Михайлович.                            
                                                                                
Включите микрофон по карточке Залиханова.                                       
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо, Любовь Константиновна.                                   
                                                                                
Я, безусловно, так же как и уважаемый депутат Решульский, не стал бы            
говорить, если бы уважаемый господин Решульский опять не связал принятие        
этого закона с предстоящими выборами. И поскольку в его выступлении всё-таки    
на самом деле содержался вопрос (он просил меня объяснить, почему мы не         
принимали законопроект, внесённый Амурским областным Советом народных           
депутатов, в течение полутора лет), мне придётся ответить Сергею Николаевичу:   
потому что сначала, перед тем как принимать законы, мы имеем обыкновение        
изучить последствия, к которым приведёт принятие того или другого закона.       
                                                                                
Итак, последствия принятия законопроекта Амурского областного Совета народных   
депутатов - вот та самая бабушка, которую вы так небрежно сейчас отбросили и    
к которой вы обычно апеллируете (ваша аргументация - это старушка, которая      
протягивает руку к Государственной Думе и говорит: "Помоги, милый"!). Вот вы    
её сейчас так небрежно отбросили, но не об этом речь. В соответствии с          
амурским проектом вот эта бабушка, продавая пучок редиски, должна была бы       
выдавать бланк строгой отчётности под каждый пучок редиски. Это первое.         
                                                                                
Второй недостаток амурского проекта состоит в том, что в случае его принятия    
под этот закон подпадали бы и люди, которые занимаются не только теми видами    
деятельности, которые подпадают под ЕНВД, но и другими видами деятельности,     
и, таким образом, государство несло бы колоссальные потери, чисто налоговые     
потери.                                                                         
                                                                                
И ещё раз говорю: главная задача принятия этого закона - не "пропиариться",     
как вы считаете, а определить правильное соотношение, сделать так, чтобы        
защитить малый бизнес от лишних административных барьеров и в то же время       
защитить права потребителей, не дать ущемить этим законом права потребителей.   
Вот в том законопроекте, который Комитет по бюджету и налогам предлагает        
принять, эта проблема решена.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Решульский.                                  
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Вы меня извините, я всегда себя сдерживаю, но так врать в      
стенах Государственной Думы нельзя. Вот амурский законопроект. Здесь ясно       
написано, что этот законопроект распространяется только на организации и        
индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога на     
вменённый доход. Бабушка с петрушкой, которую я никогда не отбрасывал, так же   
как и вы, и все мы вместе, никогда налог на вменённый доход... Ну сходите вы    
на рынок, в конце-то концов!                                                    
                                                                                
Давайте будем голосовать. Я согласен со всем, о чём здесь говорили.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У нас сегодня какой-то особый день, хотя ничто не предвещало магнитных бурь.    
                                                                                
Уважаемые коллеги, голосуем по порядку. На голосование ставится законопроект    
под номером 43.1 повестки дня, внесённый группой авторов - наших с вами         
коллег. Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу            
проголосовать. (Идёт голосование.)                                              
                                                                                
На голосование ставится законопроект под номером 43.2 повестки дня,             
предложенный депутатами Алтайского краевого Совета народных депутатов. Кто за   
принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу также определиться        
голосованием. (Идёт голосование.)                                               
                                                                                
Третий законопроект из этого блока, предложенный Амурским областным Советом     
народных депутатов. Кто за принятие в первом чтении законопроекта,              
предложенного Амурским областным Советом народных депутатов? Прошу также        
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
(Идёт голосование.)                                                             
                                                                                
И четвёртый законопроект из этого блока, предложенный депутатами Белгородской   
областной Думы. Кто за принятие законопроекта в первом чтении? Прошу            
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
(Идёт голосование.)                                                             
                                                                                
Прошу показать результаты голосования.                                          
                                                                                
По пункту 43.1.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              334 чел.74,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    334 чел.                                          
Не голосовало                 116 чел.25,8%                                     
                                                                                
Триста тридцать четыре депутата проголосовали за.                               
                                                                                
По пункту 43.2.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за               43 чел.9,6%                                      
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     47 чел.                                          
Не голосовало                 403 чел.89,6%                                     
                                                                                
Сорок три.                                                                      
                                                                                
По пункту 43.3.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за               40 чел.8,9%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     40 чел.                                          
Не голосовало                 410 чел.91,1%                                     
                                                                                
Сорок.                                                                          
                                                                                
И по пункту 43.4.                                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за               38 чел.8,4%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     38 чел.                                          
Не голосовало                 412 чел.91,6%                                     
                                                                                
Тридцать восемь.                                                                
                                                                                
Коллеги, таким образом, конституционное большинство набрал первый               
законопроект. Я считаю, нет смысла ставить на голосование ещё раз этот          
законопроект и тот из оставшихся трёх, который набрал большинство. Таким        
образом, в первом чтении принят законопроект под номером 43.1.