Заседание № 58
12.11.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 335412-3 "О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части расширения перечня видов административных правонарушений, срок давности привлечения по которым составляет один год).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3943 по 4092 из 7189
Пункт 24, о проекте федерального закона "О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад представителя Государственного Совета Чувашской Республики Генриха Геннадьевича Васильева. Есть он? Пожалуйста. ВАСИЛЬЕВ Г. Г., представитель Государственного Совета Чувашской Республики. Добрый день, уважаемые Артур Николаевич, депутаты и приглашенные! Законопроект разработан и внесен на рассмотрение Государственной Думы в связи со следующим. Срок давности вынесения постановления по делу об административных правонарушениях установлен частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения. Нарушение бюджетного законодательства, как правило, выявляется при проведении контрольно-ревизионными органами ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе в части использования бюджетных средств по целевому назначению (приказ Минфина Российской Федерации от 14 апреля 2000 года № 42н). Ревизия проводится по итогам финансового года, в связи с чем при выявлении в ходе проведения ревизии факта нецелевого использования бюджетных средств, имевшего место в начале отчетного года, привлечение виновного лица к административной ответственности не представляется возможным. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2004 года № 206 осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства о рынке ценных бумаг возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам. Перечень должностных лиц, которые уполномочены составлять протокол об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг, предусмотрен статьями 15.17 - 15.24 кодекса. При этом по общему правилу выездная проверка деятельности организации на рынке ценных бумаг проводится за период, не охваченный предыдущими выездными проверками, продолжительностью не более трех календарных лет деятельности, непосредственно предшествовавших году проведения проверки, то есть один раз в три года. Камеральная проверка может назначаться только при получении сведений о возможных нарушениях организацией законодательства и регламентируется постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 24 сентября 2003 года № 03-40/пс. На основании статьи 41 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности" надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами. Проверка кредитной организации осуществляется за период деятельности кредитной организации, который не может превышать пяти календарных лет деятельности этой организации, предшествующих году проведения проверки (пункт 1.8 инструкции Центробанка России от 25 августа 2003 года № 105-И), то есть один раз в пять лет. Таким образом, при проведении проверки по итогам отчетного года, трех или пяти календарных лет либо при получении информации об имевших место нарушениях законодательства по прошествии более двух месяцев виновное лицо в связи с истечением общего срока давности к административной ответственности привлечено быть не может. То есть нарушения в области бюджетного, банковского законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг остаются безнаказанными в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Анализ правоприменительной практики показывает: как правило, нарушения законодательства о рынке ценных бумаг, бюджетного и банковского законодательства носят одномоментный характер, считаются оконченными после совершения противоправных действий. Например, направление бюджетных средств на цели, не предусмотренные бюджетной росписью, опубликование отчета о выпуске ценных бумаг с нарушением установленного законом срока. К данным правонарушениям невозможно применить способ исчисления срока давности, применяемый при длящихся правонарушениях, и виновные уходят от ответственности. В этой связи считаем необходимым расширить перечень административных правонарушений, постановление по делу о которых может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, то есть в части 1 статьи 4.5 после слов "...таможенного, антимонопольного, валютного..." дополнить словами ", бюджетного, банковского", а после слов "...о налогах и сборах" дополнить словами "о рынке ценных бумаг...". Реализация федерального закона "О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета, а, наоборот, будет способствовать пополнению бюджетов разных уровней. Уважаемые депутаты, на основании вышеизложенного Государственный Совет Чувашской Республики просит поддержать законопроект, принять в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Генрих Геннадьевич. Содоклад заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александра Николаевича Харитонова. Пожалуйста. ХАРИТОНОВ А. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен проект федерального закона, внесенный Государственным Советом Чувашской Республики, который предполагает дополнить часть 1 статьи 4.5 кодекса, устанавливающую срок давности привлечения к административной ответственности, положением об увеличении срока давности до одного года за нарушение бюджетного, банковского законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг. Давностный срок привлечения к административной ответственности - это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания. С соблюдением давностных сроков напрямую связана эффективность административного наказания, поскольку соответствующее наказание может быть прямым следствием административного проступка. В этом случае административное наказание будет в полной мере выполнять свои превентивные цели. В зависимости от особенностей административных правонарушений срок давности, установленный статьей 4.5 кодекса, является дифференцированным. Следует сказать, что увеличение срока давности за отдельные виды правонарушений в перечне, указанном в части 1 статьи 4.5, до одного года обусловлено обстоятельствами, которые объективно не позволяют в течение общего срока давности выявить факт совершения правонарушения. Такими обстоятельствами являются: наличие объективного и значительного временного разрыва между совершением правонарушения и проявлением его вредных последствий, сезонно-климатические условия, не позволяющие быстро установить необходимые причинно-следственные связи, особенности календарной отчетности и осуществления государственного контроля и надзора. Однако в пояснительной записке к законопроекту не обоснована необходимость планируемого дополнения статьи 4.5 кодекса. Следует отметить, что частью 2 указанной статьи установлено, что при длящемся административном правонарушении установленные сроки исковой давности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом представляется, что, например, такой состав правонарушения, как нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (статья 15.15 кодекса), относящийся к нарушениям бюджетного законодательства, является явным примером длящегося правонарушения, срок давности привлечения по которому регулируется нормой части 2 статьи 4.5 кодекса. Учитывая концептуальный характер статьи 4.5 кодекса, отсутствие анализа правоприменительной практики по стране, подтверждающего необходимость предполагаемого дополнения этой статьи, законопроект представляется концептуально необоснованным и Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует его к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Уважаемые коллеги, первое чтение. Есть ли вопросы к докладчикам? Нет. Есть ли депутаты Госдумы, желающие выступить? Нет. Есть ли желание, Генрих Геннадьевич, выступить? Нет. Понятно. Прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 29 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 88 чел. Не голосовало 362 чел.80,4% Результат: не принято Не принят. Генрих Геннадьевич, дорабатывайте, дальше работайте.