Заседание № 31
02.06.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 334847-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (о включении в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц периодов, не связанных с уплатой взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываемых до 1 января 2002 года; внесен депутатом Государственной Думы В. В. Гальченко).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5086 по 5969 из 6588
Переходим к вопросу 11 порядка работы: пять альтернативных законопроектов. Пункт 11.1, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Оксаны Генриховны Дмитриевой. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, само расположение этого вопроса в повестке дня показывает, насколько "много" внимания уделяется важнейшему вопросу социальной справедливости. Я уверена, что 50 процентов обращений избирателей к любому депутату, который ведет прием или который избирался по одномандатному округу, касаются именно учета и возвращения так называемых нестраховых периодов. Разве это не так? Я думаю, так. Это доказывает, что вопрос восстановления нестраховых периодов имеет очень большую социальную актуальность, это социальный заказ, в нем есть социальная потребность. Теперь суть закона. В данном законе предлагается восстановить при исчислении трудового стажа по тем периодам, которые имели место до 1 января 2002 года, следующие периоды: ухода матери за ребенком, ухода за инвалидом первой группы и ребенком-инвалидом, учебы в высших учебных заведениях, в техникумах, в школах ФЗУ, ФЗО, проживания жен военнослужащих в местах, где не было возможности трудоустроиться, проживания жен или супругов за границей, когда тоже не было возможности трудоустроиться, а также целый ряд периодов, которые называются периодами льготного исчисления стажа. Это период работы на Севере (год за полтора), период работы в тылу в годы Великой Отечественной войны (год за два), период участия в боевых действиях (год за три), периоды проживания в блокадном Ленинграде (год за два) и работы в блокадном Ленинграде (год за три) и, наконец, служба в армии, которая сейчас учитывается в календарном размере, то есть год за год, а в старом законе учитывалась год за два. И в нашем варианте предлагается восстановить это исчисление службы в армии в льготном режиме - год за два. Теперь что касается средств на реализацию данного закона. Данный закон, по нашим оценкам, стоит 14 миллиардов рублей, с учетом индексации его стоимость составит около 20 миллиардов рублей. В конце года мы провели перерасчет, оценку этого закона вместе с Пенсионным фондом и пришли к выводу, что стоимость его от 20 до 30 миллиардов рублей, точнее никто сказать не может до начала реализации этого закона. Теперь по поводу источников средств на этот закон. Только что мы обсуждали в бюджетном комитете снижение ставки единого социального налога, изменение, которое вносится в рамках пенсионной реформы. Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов официально на заседании подкомитета по налогам подтвердил следующие цифры. Остатки средств Пенсионного фонда на начало пенсионной реформы составляли 130 миллиардов рублей, а на настоящий момент, к концу этого года, несмотря на переход к накопительной системе, остатки средств в Пенсионном фонде будут составлять 90 миллиардов рублей. Таким образом, в самом Пенсионном фонде, по утверждению бывшего руководителя, а ныне министра социального развития, имеются остатки в 90 миллиардов рублей. Я с этой трибуны доказывала депутатам предыдущего созыва, что не нужно голосовать за пенсионную реформу, что не нужно вводить накопительный элемент и что эта система придет к краху в ближайшие десятилетия. Она пришла к краху гораздо раньше, уже через два года. Так вот на этот эксперимент уже сейчас потрачено и будет накоплено в накопительную часть 170 миллиардов рублей. Из них на лиц среднего возраста, которым предложено отказаться от накопительного элемента, приходится от 80 до 90 миллиардов рублей. Это означает, что на различные эксперименты, которые заканчиваются плачевно, у Пенсионного фонда и у государства средства находятся, а на то, чтобы восстановить социальную справедливость по отношению к десяткам миллионов пенсионеров, средств нет из года в год, хотя на самом деле они есть и лежали все эти годы на счетах Пенсионного фонда. Я еще забыла сказать о том, что всё это сопровождалось рассылками "писем счастья", на которые тоже каждый год уходит по полмиллиарда рублей. На это тоже, оказывается, деньги есть. Теперь что касается Конституционного Суда, к которому действительно обращался целый ряд депутатов Государственной Думы по поводу конституционности статьи 30 закона "О трудовых пенсиях...". Решение Конституционного Суда следующее. Конституционный Суд не признал вот эту статью неконституционной, то есть Конституционный Суд не заставляет нас ее исправлять. Но то, что он ее не заставляет исправлять, совсем не значит, что он нам запрещает ее исправлять. Государственная Дума вправе внести изменение в статью 30 закона "О трудовых пенсиях...", законодатели вполне вправе изменить условия пенсионного обеспечения тех лиц, которые уже сейчас находятся на пенсии, и это регулируется статьей 30. Как говорит наш президент, если мы вправе, то мы можем, а если можем, то, значит, должны - вот такая формулировка. Так что Конституционный Суд отнюдь не запрещает нам работать над пенсионным законодательством и восстанавливать социальную справедливость по отношению к тем людям, которые уже находятся на пенсии. Теперь по поводу механизма. Я понимаю, что результат голосования уже предрешен, но мне хочется, чтобы люди все-таки понимали, что записано в пенсионном законе и за что они будут или не будут голосовать. Так вот, в пенсионном законе есть статья 11, которая определяет, как будет исчисляться пенсия будущим пенсионерам и как будут учитываться и заработки, и стаж после 1 января 2002 года. Так вот, и заработки, и стаж после 1 января 2002 года учитываются по уплаченным взносам, то есть по тому, что либо вы заплатили, если вы работаете, либо, если вы не работаете, каким-то образом этот нестраховой период должен быть учтен. Но этот механизм действует с 1 января 2002 года для всех периодов, которые возникнут после 1 января 2002 года. А как, интересно, рассчитывается пенсия тем, кто сейчас находится на пенсии? Как учитываются все те периоды, которые были, к примеру, у нас, хотя мы с вами еще не находимся в пенсионном возрасте? Так вот, рассчитывается всё это не по уплаченным страховым взносам, а по формуле, где один коэффициент - это коэффициент по заработку, предельный размер которого 1,2 (то есть это значит, что учитывается превышение в 20 процентов над средним), и стажевой коэффициент, предельный размер которого 0,75, в нем учитываются как ваши страховые периоды, так и целый ряд так называемых нестраховых даже по уже действующему закону периодов, то есть периодов, когда не было практической работы. Поэтому как раз оценка старых прав идет не по уплаченным взносам, она идет по формуле: коэффициент по стажу на коэффициент по заработку. Именно вот в этот коэффициент по заработку мы и предлагаем внести изменения, чтобы больше людей смогли реально выйти на предельный коэффициент по заработку - 0,75, людей, у которых выкинули из стажа период учебы, ухода за ребенком, для которых отменили льготное исчисление стажа во время войны и "северные". Ну, я уже не говорю о женах военнослужащих и тех, кто долгое время работал за границей. Так вот, реально возможен только такой механизм учета этих нестраховых периодов для тех, кто уже сейчас находится на пенсии. А если вы говорите, что будете учитывать эти периоды по стоимости страхового года, то по сути это будет означать следующее. Стоимость нестрахового периода по старой формуле - это от 25 до 30 рублей в нынешнем исчислении. Волнует эта потеря нестраховых периодов людей, у которых не год потерян, а десять лет, двенадцать лет, пять лет. То есть их интересует восстановление всех этих периодов, а вы предлагаете вместо 300 рублей, 400 рублей - того, что им положено, и того, что они заработали, - дать им 13 рублей за один год, и только по периоду ухода за ребенком. Причем на самом деле вы смешиваете две системы: старую, где по формуле старым пенсионерам считаете, с новой, которая должна быть для будущих пенсионеров. Это система нереализуемая, она никогда не пойдет дальше добавки в эти 13 рублей, которые дадут за уход за ребенком. Это совершенно очевидно. А если дальше ее продлить и реально реализовать по всем периодам, она, во-первых, будет дороже, чем при применении старой формулы, и, во-вторых, она будет антиконституционна, потому что вступят в противоречие периоды, когда вы работали, и нестраховые. Ну, это если дальше всю эту систему предлагать. Но если даже и предлагается другой вариант, то вы хоть разберитесь, вы хоть посмотрите, к чему он приведет, во что это выльется для каждого конкретного пенсионера, чтобы потом возмущенные люди не отправляли вам по телеграфу эти 13 рублей (если даже этот закон пройдет - по стоимости страхового года), как отправляли те 30 рублей, на которые проиндексировали базовую часть пенсий. Вы хоть разберитесь в сути закона, который касается тридцати миллионов пенсионеров! Другого механизма учесть эти нестраховые периоды, кроме как учитывать по той же формуле, которая есть в статье 30, не существует! Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По второму законопроекту доклад сделает представитель Думы Чукотского автономного округа Василий Николаевич Назаренко. НАЗАРЕНКО В. Н., представитель Думы Чукотского автономного округа. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты, уважаемые коллеги! Я понимаю, что подходит к концу рабочий день, целый день работать очень тяжело, но я бы вас просил внимательно отнестись к рассмотрению данного законопроекта. За данным законопроектом стоят сотни тысяч пенсионеров, которых ущемили в их законных правах. Проект закона, который вносит на ваше рассмотрение Дума Чукотского автономного округа, предлагает дополнить некоторые нормы закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые сегодня применяются для оценки по состоянию на 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, а именно предлагается в общий трудовой стаж включать периоды подготовки к профессиональной деятельности - это обучение в училищах, на курсах повышения квалификации, в средних и высших учебных заведениях и в других подобных учебных заведениях. Также предлагается исчислять некоторые периоды работы в льготном порядке, в частности периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при включении в трудовой стаж исчислять в полуторном размере, а периоды пребывания на военной службе по призыву на Севере исчислять в двойном размере. Цель внесенного законопроекта, как считает Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике, - не перенести часть льгот по исчислению трудового стажа из старого пенсионного законодательства в новое, а восстановить уже приобретенные до 1 января 2002 года в соответствии с ранее действовавшим законодательством права граждан на пенсию. Государство до 1 января 2002 года гарантировало гражданам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при назначении пенсии льготное исчисление трудового стажа. Миллионы граждан России жили там, работали, надеялись на эти гарантии, но с принятием закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" государство отказалось исполнять данные обязательства. Неисполнение данных обязательств государством подрывает доверие граждан к закону, к действиям государства. Вопреки Конституции Российской Федерации нормам закона придана обратная сила, то есть отменено право граждан на пенсию, приобретенную ими по ранее действовавшему законодательству задолго до вступления в силу закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Уважаемые депутаты, наш законопроект направлен на то, чтобы устранить этот просчет, восстановить справедливость в отношении граждан России. Предлагается трудовой стаж, заработанный до 1 января 2002 года, исчислять по нормам действовавшего на то время законодательства, а после 1 января 2002 года - по нормам нового законодательства. Против принятия законопроекта выступают Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике и Правительство Российской Федерации. По мнению комитета, увеличение трудового стажа за счет льготного исчисления нецелесообразно, поскольку по новому законодательству для обретения права на трудовую пенсию по старости требуется всего лишь пять лет трудового стажа, а для обретения права на пенсию по инвалидности - и того меньше: всего один день трудового стажа. Действительно, для молодых людей, людей среднего возраста, трудовая деятельность которых в основном попадает на время после 1 января 2002 года, размер пенсии будет зависеть не от величины трудового стажа, а от размера отчислений в Пенсионный фонд, поэтому для них величина трудового стажа особой роли не играет, а вот для людей предпенсионного возраста размер пенсии напрямую зависит от величины заработанного до 1 января 2002 года трудового стажа. Об остроте необходимости решения проблемы льготного исчисления трудового стажа за периоды работы до 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях свидетельствует тот факт, что не только Дума Чукотского автономного округа, а и Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), и три группы депутатов Государственной Думы предыдущего созыва, и отдельные граждане в частном порядке обратились в прошлом году в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой о проверке конституционности установленного новым пенсионным законодательством календарного порядка исчисления трудового стажа. На основании того что размер пенсий граждан за эти годы вырос, Конституционный Суд принял решение, что закрепленный в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" календарный порядок исчисления трудового стажа до 1 января 2002 года не противоречит Конституции Российской Федерации и не может рассматриваться как нарушающий или ущемляющий права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения. Мы не согласны с таким решением. По нашему мнению, Конституционный Суд России полностью не исследовал эту тему. Действительно, размеры пенсий граждан увеличились, но увеличились-то они не за счет обязательств льготного исчисления трудового стажа, которое гарантировало государство. Несложные расчеты показывают, что каждый имевший до 1 января 2002 года стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пятнадцать и более лет недополучает порядка двухсот рублей ежемесячно. Таким образом, новый закон распространил нормы об исчислении трудового стажа в календарном порядке на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, ухудшил положение граждан пенсионного и предпенсионного возраста, отменил заработанные ими до 1 января 2002 года пенсионные права, сотни тысяч людей оказались обманутыми. Уважаемые депутаты, прошу обратить ваше внимание на тот факт, что в нашем российском законодательстве сохраняются двойные стандарты. Так, в статье 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы в полуторном размере. Более того, в статье 19 указанного закона судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее пятнадцати и двадцати календарных лет и ушедшим в отставку, ежемесячное пожизненное содержание назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием. Льготное исчисление времени прохождения службы в особых условиях - от полуторного до двойного размера - действует для военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Эти категории граждан проживают в тех же экстремальных условиях, что и остальное население северных регионов, но гражданские пенсионеры лишены новым пенсионным законом льготного исчисления трудового стажа. Уважаемые депутаты, при принятии решения прошу учесть, что если в целом по Российской Федерации размер трудовой пенсии превышает прожиточный минимум примерно на 20 процентов, то в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пенсия значительно ниже прожиточного минимума. Размер пенсии в северных регионах практически сравнялся с размером пенсии в других регионах страны, идет обнищание северных пенсионеров. Это при том, что в соответствии с Налоговым кодексом страховые взносы в федеральный бюджет и Пенсионный фонд уплачиваются со всех видов доходов, включая не только районные коэффициенты, но и северные надбавки. Прошу также учесть, что льготный стаж, установленный в ранее действовавшем пенсионном законодательстве и в действующем сегодня Законе Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", дается за особо напряженное, стрессовое функционирование организма, работающего при максимальном напряжении в экстремальных природно-климатических условиях работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Фактически льготный стаж оплачен северянами своим здоровьем и является возмещением пенсионерам дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Уважаемые депутаты, данный законопроект поддержали тридцать четыре законодательных и двадцать семь высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Теперь слово за вами, вам решать. От имени многих граждан России прошу вас принять законопроект в первом чтении, восстановив тем самым доверие народа к государству и к своим избранникам, учитывая, что президент Владимир Владимирович Путин определил среди важнейших приоритетов государства борьбу с бедностью, а новое правительство свою главную задачу видит в повышении благосостояния народа. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. О пункте 11.3 доложит Виталий Николаевич Басыгысов. Пожалуйста, Виталий Николаевич. (Выкрики из зала.) Сегодня среда, не забывайте, коллеги. Сегодня среда: по Регламенту мы рассматриваем закон до окончания его рассмотрения. У нас с вами альтернативные законопроекты. Мы сегодня можем всю ночь сидеть. Пожалуйста, Виталий Николаевич. БАСЫГЫСОВ В. Н., фракция "Единая Россия". Я повторяться не буду. Представитель Чукотки от имени депутатов северных территорий практически сказал всё. Я добавлю лишь в отношении нескольких моментов. Первое. Действительно, северные пенсионеры вынуждены защищать свои права по всем направлениям: это суды различных инстанций, это Конституционный Суд Российской Федерации, это внесение законодательной инициативы в Государственную Думу депутатами от северных территорий. Сегодня много было сказано о решении Конституционного Суда, вот товарищ с Чукотки говорил, во многом можно с ним согласиться. Кроме того, я хотел бы добавить, что на решение Конституционного Суда большое влияние оказало очередное инструктивное письмо Министерства труда и социальной защиты. Вы знаете, что первое инструктивное письмо касалось применения коэффициентов. Второе инструктивное письмо Министерством труда и социальной защиты было выпущено не в январе 2002 года, когда закон начал работать, оно было зарегистрировано 27 ноября 2004 года. Вдумайтесь: 2004 года! Оно было принято 17 октября 2003 года, зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27 ноября 2004 года. Если есть у кого желание проверить... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 27 ноября 2004 года еще не наступило! БАСЫГЫСОВ В. Н. В этом году, да. Мы стоим на том, что не инструктивными письмами должны мы руководствоваться при разъяснении пенсионных прав, а законами Российской Федерации. Было сказано, что решение Конституционного Суда еще не означает запрета. И второе, на чем мне хотелось бы остановиться. Вот товарищ с Чукотки сказал о положении пенсионеров на севере Российской Федерации. Прожиточный минимум, например, в Республике Саха (Якутия) сегодня составляет 2 755 рублей - повторяю: 2 755 рублей, - в Российской Федерации - 1 605 рублей. Средняя пенсия по республике - 2 400 рублей, от прожиточного минимума она составляет чуть более 70 процентов. Прожиточный минимум на Севере выше среднего прожиточного минимума в Российской Федерации практически на 70 процентов. И это сегодня заставляет пенсионеров северных территорий вновь и вновь обращаться в различные инстанции: к Президенту Российской Федерации, к Правительству Российской Федерации, к депутатам Государственной Думы. Ну, сегодня день падения практически всех законов по нестраховым периодам. Я не понимаю, почему сегодня все эти законы считаются альтернативными, на самом-то деле они не альтернативные. Мы, северяне, просто не надеемся на то, что нестраховые периоды могут быть осилены. Мы даже не надеемся на то, что те законопроекты, которые внесли депутаты от Чукотки, депутаты от Сахалина, будут приниматься. Мы хотим решить хотя бы вопросы, касающиеся прошлого, мы не смотрим уже далеко вперед. Мы хотели бы, чтобы сегодняшняя Государственная Дума решила вопросы, касающиеся прошлого людей, которые уже никогда не будут работать, - они уже отработали свое. Чтобы мы задним числом решили их проблемы, чтобы восстановили периоды, засчитывали год за полтора. Для этого сегодня не наступил, видимо, еще момент, тот момент, когда государство, Правительство Российской Федерации поймет пенсионеров северных территорий. Но мы, депутаты Государственной Думы от северных территорий, будем до тех пор обращаться к вам, к депутатам Государственной Думы, к Правительству Российской Федерации, ко всем, кто может помочь, пока не поймете наконец, в каком тяжелом, в каком бедственном состоянии сегодня находятся жители северных территорий. Я приведу пример. Мне пожилая женщина говорит: "Виталий Николаевич, депутат Государственной Думы! Я живу вот уже пятнадцать лет на Тикси. Я уже забыла, как дерево выглядит, на дерево смотрю только по телевизору. Я уже забыла, как оно выглядит, не помню, какое оно на ощупь. Я живу на этом свете, кажется, живу на этом свете, но я никогда не увижу своих родных и свои края". И вот до такого состояния мы довели северных пенсионеров. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 11.4 докладчик просит рассмотреть без его участия. Пункт 11.5 по доверенности Сахалинской областной Думы у нас доложит Иван Андреевич Ждакаев. ЖДАКАЕВ И. А. Спасибо. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Законопроект, который внесла Сахалинская областная Дума, почему-то - я тоже удивляюсь - называется альтернативным. Подобный закон по поручению администрации Сахалинской области и я вносил как субъект права законодательной инициативы. Этот законопроект был рассмотрен Советом Государственной Думы 17 ноября прошлого года. Прошло семь месяцев, и сегодня мы рассматриваем в числе других законопроектов и тот, что внесла Сахалинская областная Дума. Закон, который мой коллега депутат Назаренко с Чукотки докладывал, тридцать четыре субъекта права законодательной инициативы поддержали. На сахалинский законопроект в Государственную Думу пришли отзывы от сорока законодательных органов власти и от сорока трех исполнительных органов власти. Из сорока законодательных органов против выступила только законодательная ветвь власти одного субъекта Российской Федерации, из сорока трех исполнительных органов власти против выступили двадцать два, двадцать один поддержал (даже исполнительная власть!). Разработка данного закона вызвана многочисленными обращениями граждан в адрес, в частности, Сахалинской областной Думы, в мой адрес, как депутата Госдумы, в адрес членов Совета Федерации, в адрес мэра, в адрес сахалинского губернатора. Особенно много их было во время предвыборной кампании, которая была в прошлом году. В первую очередь, конечно, люди возмущены тем, что у нас с 1 января 2002 года перестали засчитывать нестраховые периоды, о чем здесь и представитель Якутии Басыгысов, и Назаренко с Чукотки докладывали. В то же время хотелось бы отметить и следующее. Двойные стандарты действительно в законах присутствуют. Почему всегда страдает простой народ? Ну давайте возьмем на себя сегодня смелость и отменим льготные начисления у работников прокуратуры, ФСБ, милиции, УИНов, у пожарников. Что, у нас возможностей таких нет? Ну почему народ всегда страдает? Почему одни категории остаются в особых условиях, боятся их тронуть, а тем, кто молчит, тем, у кого возможностей нет, говорят: "Молчите? Ну и молчите дальше"? Естественно, норма об исчислении трудового стажа для назначения пенсии на льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда в полуторном размере действует, кстати, в соответствии со статьей 28 закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера...", который у нас в народе называют законом о северах. В том законе полуторная норма осталась, а в этом законе, о трудовых пенсиях, этой полуторной нормы нет. Я думаю, что, конечно, нужно все-таки приводить в соответствие нашу законодательную базу, а то потом в суде говорят: вот в этом законе есть, а в этом законе нет. Северяне живут по одним законам и в одном климатическом поясе, в одной зоне дискомфортности, по большому счету. Положения пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" об исчислении суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года в календарном порядке ущемляют права граждан, работавших в районах Крайнего Севера до 1 января 2002 года, так как эти граждане зарабатывали свои пенсионные права при условии учета стажа в полуторном размере, о чем тоже говорили другие докладчики, а сегодня получается так, что у тех, кто остался работать, у тех, кто стаж зарабатывал, это уже в стаж не входит. Тоже интересный вопрос возникает. И то же касается периода военной службы, лишили практически и фактически заработанного стажа людей, а ведь те, кто по призыву служил в армии, они же не гуляли, в итоге они несли службу и выполняли свой долг, а сегодня это в трудовой стаж им не засчитывается. Если сегодня в целом по России размер трудовой пенсии составляет 122 процента от прожиточного минимума (может быть, кто-то об этом не знает), то в районах Крайнего Севера этот размер пенсии составляет 60 процентов от прожиточного минимума, то есть в два раза меньше, чем в Воронеже, Рязани, Орле или Белгороде. Вдумайтесь: 122 процента и 60 процентов. Вот почему северяне говорят: восстановите наши права. Также хотелось бы отметить, что это касается и соотношения размера трудовой пенсии и заработной платы: в целом по России - 35 процентов, в северных территориях - 18,5 процента. Жить в районах Крайнего Севера... те из депутатов, кто бывает в районах Крайнего Севера, видят, как там живут, сколько сегодня килограмм картошки стоит. Наверное, если я сейчас спрошу у депутата, который к Северу отношения не имеет, он не скажет, сколько буханка хлеба стоит, сколько стоит килограмм картофеля. Я отвечу: буханка хлеба - 15-18 рублей. Вчера я прилетел с Севера, с Сахалина, из города Охи (было девятилетие нефтегорского землетрясения), там буханка хлеба 18 рублей стоит, килограмм картошки 25 рублей стоит. Я хотел бы видеть, что станет, если такие цены будут где-нибудь здесь поблизости. И северяне ведь не просят чужого, они говорят: верните, отдайте нам то, что нам принадлежит, то, что у нас было и чего сегодня у нас нет. Поллитра растительного масла стоит 50 рублей, 45-50 рублей. Про мясо не говорю, оно недоступно там, цена килограмма мяса бывает уже и 120, и 130 рублей. Один киловатт-час, в частности, взять наш северный субъект, Курилы, стоит 4 рубля 86 копеек. А в то же время размер дохода пенсионера в северных регионах сравнялся с размером пенсии в других регионах России, в том числе и в центральных, и в южных. Надо заметить в то же время, что каждый работник в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях отчисляет в Пенсионный фонд денег, средств, больше в два раза, чем в целом по России. Они не говорят, чтобы им в два раза пенсии подняли, они просят хотя бы восстановить то, что было, я повторяю. Правительство утверждает, что по ранее действующему законодательству пенсии начислялись с учетом нестраховых периодов и льготного порядка учета стажа, при этом максимальный размер пенсий был ограничен тремя минимальными размерами оплаты труда, а сегодня якобы у нас минималка снята и есть 600 рублей. На основании этого правительство все-таки делает вывод, что права пенсионеров якобы не ущемлены, но правительство не учитывает тот факт, уважаемые коллеги, товарищи, не знаю, как еще вас назвать, что в соответствии со статьей 17 закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" размер пенсий может составлять до 75 процентов заработной платы, что абсолютному большинству пенсионеров сегодня может только сниться, реально на этот размер пенсии могут рассчитывать только государственные чиновники. Я думаю, вы прекрасно понимаете, нас, депутатов, еще никто в обиду не давал. А если сделать так, как во время предвыборной кампании не раз люди говорили: давайте на годик поменяемся пенсиями, вы нашу трудовую получайте, а мы вашу государственную, - вот тогда бы, может быть, действительно многие депутаты задумались над тем, как жить. Статьей 16 нынешнего закона размер трудовой пенсии устанавливается в размере 55 процентов от заработной платы пенсионера, сегодня 55 процентов, а в те времена было 75, но сегодня-то ведь мы не допускаем возможности до 75 процентов от заработной платы размер пенсии повысить. Прибавьте сюда инфляцию, и станет явной вся нелепость сравнения реальных минимальных размеров пенсии по старому и новому законодательству. Льготный стаж работы не дар с неба, он дается за особую напряженность, стрессовое функционирование организма, работающего на максимальном напряжении защитных сил, вызванных условиями работы, за которые даны эти льготы. Тут, наверное, дело не в общей безграмотности по отношению к людям, которые там работают, а вообще в отношении правительства к населению, которое работает в районах Крайнего Севера. Мы часто говорим: давайте использовать практику Запада, опыт Запада. Давайте! Мы разве не знаем, как в Канаде сегодня проживают, какие гарантированы им заработная плата и пенсии и как на Аляске сегодня платят только за то, что живут? А у нас и за то, что живут, не платят, и за то, что заработали, не хотят платить - логики нет. Когда нам выгодно Западом прикрываться в стенах Государственной Думы и применять опыт Запада, мы его применяем, когда не выгодно, мы про опыт Запада забываем. Почему гарантированное начисление имеется на Аляске, в Канаде, повторяю, а у нас и ничего гарантированного нет, и то, что было, забирается? И последнее, что хотелось бы сказать. Правительство утверждает, что денег на предлагаемый законопроект нет. Анализ финансов Пенсионного фонда за последние три года показывает, что остатки в конце каждого года, 2003-го, 2002-го, 2001-го (сами вспомните, кто был депутатом), в Пенсионном фонде - от 90 до 120 миллиардов, а для исполнения данного закона сегодня требуется 15 миллиардов рублей. Вот и подумайте. И в заключение еще одно скажу. 12 мая нас, депутатов-дальневосточников, депутатов-северян, собирал представитель президента в Дальневосточном федеральном округе господин Пуликовский Константин Борисович. Были прекрасные выступления депутатов, все озабочены проблемой, которая имеется сегодня по отношению к северянам, и все говорили: "Будем, будем защищать, будем биться!" Я очень хотел бы посмотреть, как наши депутаты от различных фракций, которые перед Пуликовским стелились и в любви признавались, сегодня проголосуют. Я очень надеюсь на здравый ум и призываю все-таки о народе думать не только во время предвыборных баталий и кампаний, а ежедневно. Очень надеюсь на ваш разум и на то, что вы правильно проголосуете. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От комитета содоклад сделает Фарида Исмагиловна Гайнуллина, по всем пяти законопроектам. С места. Пожалуйста, Фарида Исмагиловна. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Поскольку предмет регулирования, представленный рядом законопроектов, тот же, что и при рассмотрении вопроса 3 сегодняшней повестки дня, - речь идет об оценке пенсионных прав, о внесении изменения в статью 30 закона "О трудовых пенсиях...", - я очень коротко только повторю некоторые аргументы комитета, исходя из которых он предлагает вам все их отклонить. Первое. Речь идет не о восстановлении льгот, а о введении льгот, ибо я уже говорила о 340-м и 113-м законах, где были прописаны нестраховые периоды, когда они оставались, и на основании этих законов была произведена переоценка пенсионных прав на 1 января 2002 года. Кроме того, я еще раз хочу подчеркнуть: да, действительно, нестраховые периоды существовали, но имели в 113-м законе ограничения трехкратностью минимального размера пенсии - это 660 рублей. Эта норма перенесена в новое действующее законодательство. Сняты все ограничения по размеру пенсии, но пенсия при перерасчете не может быть ниже 660 рублей. Безусловно, это потребует и определенных затрат, и инициаторы законодательной инициативы должны были предусмотреть соответствующие изменения в бюджете. Даже если эти средства и есть - я сейчас не обсуждаю, думаю, что это некорректно делать в отсутствие человека, который заявил о существующих остатках средств в Пенсионном фонде Российской Федерации, - то должен быть, безусловно, предусмотрен механизм возмещения этих средств или механизм, предусматривающий расходы Пенсионного фонда Российской Федерации. Еще раз обращаюсь к решению Конституционного Суда. Первое. Он подтвердил, что ничего не умаляется, ничего не ущемляется статьей 13, частью четвертой. Одновременно я соглашаюсь с аргументами Оксаны Генриховны. Был вопрос Сергея Алексеевича Попова при обсуждении вопроса 3 повестки дня о том, что Конституционный Суд нам с вами указал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм эта норма не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение. И действительно, существует инструктивное письмо Пенсионного фонда Российской Федерации, который, указывая на это решение Конституционного Суда, предполагает исчисление продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 1 января 2002 года, по нормам действовавшего на 31 декабря пенсионного законодательства. Таким образом, речь идет только о механизме - о том, как это будет пересчитываться. И не случайно я остановилась на том - Оксана Генриховна, позвольте с вами не согласиться, - что за разную общественно-полезную работу, например службу в рядах Российской армии и за работу, связанную с детородной функцией женщины, с уходом за ребенком, вы хотите рассчитывать пенсию исходя из заработной платы. Думается, это не вполне справедливо. Далее, что касается северян. Комитет разделяет озабоченность в связи с ситуацией, которая складывается и по уровню заработной платы, и по условиям проживания, и по организации труда северян. Но, уважаемые коллеги, это предмет не только пенсионного законодательства, но если уж речь идет о пенсионном законодательстве, то, памятуя об этом, статья 30 предусматривает совершенно другое соотношение размеров средней заработной платы по стране и северной. Это раз. Второе: коэффициенты возобновлены, восстановлены по отношению к базовой части пенсии. Это два. Третье: коэффициенты учитываются в заработной плате, по которой исчисляется размер пенсии. Мы разделяем эту вашу озабоченность, но это не предмет регулирования этой статьи, уважаемые коллеги. Исходя из изложенного, я бы еще и еще раз просила уважаемых коллег поддержать позицию комитета по отклонению данных законопроектов и дать нам возможность работать. У нас еще в пакете есть один законопроект, связанный с "северными", кроме того, я уже говорила, что мы и еще ряд депутатов внесли законопроекты, связанные с механизмом возмещения Пенсионному фонду и механизмом и порядком начисления для двух нестраховых периодов, предусмотренных действующим законодательством. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Фарида Исмагиловна. От правительства несколько слов хотел бы сказать Куртин Александр Владимирович, зампредседателя Пенсионного фонда Российской Федерации. КУРТИН А. В., первый заместитель председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Спасибо, Любовь Константиновна, спасибо, уважаемые депутаты, за возможность выступить перед вами. Я полностью разделяю точку зрения Комитета по труду и социальной политике и выступление Фариды Исмагиловны. Неоднократно рассматривались эти вопросы, и уже в течение трех лет идут дебаты по тем проектам законов, которые сейчас упоминались. Вместе с тем еще раз хотел бы отметить, что в статье 30 мы рассматриваем не вновь приобретенные права, а даем оценку пенсионных прав, которые были приобретены ранее, до принятия пакета законов, действующих с 1 января 2002 года. Что касается тех льгот, которые были в свое время приобретены по 340-му закону, то, если человек хочет, ему переоценивают его права на 1 января 2002 года по 340-му закону. Вот чтобы было понятно депутатам: если есть трое детей, то время ухода за ними засчитывают как девять лет стажа. Что касается 113-го закона, который вступил в силу с 1997 года, то там учитывается не общий трудовой стаж человека, а учитывается страховой стаж, то есть тот период, когда за него работодатель платил страховые взносы, и это и является основным источником средств, которые аккумулируются в Пенсионном фонде на выплату пенсий гражданам, имеющим право на трудовую пенсию. Этот источник, как вы понимаете, крайне ограничен. И все замечания по поводу того, что в Пенсионном фонде огромные средства, а именно 90 миллиардов, как Оксана Генриховна сегодня назвала... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КУРТИН А. В. Да-да, я не возражаю. Я хотел бы сказать, что сегодня ежемесячные выплаты пенсий исходя из того закона, который вы приняли на 2004 год, составляют около 70 миллиардов рублей ежемесячно. То есть запасы в 90 миллиардов означают, что в Пенсионном фонде есть запас всего лишь на один месяц. Один месяц! И хотя вы здесь упоминали бюджеты 2000-го, 2001-го и так далее годов, я бы хотел вернуть вас к бюджетам 1997 и 1998 годов, когда мы все с вами столкнулись с ситуацией: в Пенсионном фонде был дефицит средств, не хватало на выплату пенсий в течение трех-четырех месяцев. Мы не хотим повторения такой истории, мы считаем, что у рачительного хозяина хотя бы на один месяц, но должен быть страховой резерв. Вот для чего существуют эти свободные средства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Гузанов, пожалуйста. ГУЗАНОВ А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Прозвучали пять очень подробных докладов, прозвучал содоклад, прозвучало мнение правительства, сегодня утром аналогичный законопроект рассматривался на заседании, этот вопрос уже в течение пяти лет постоянно на устах у депутатов. В соответствии с вышеизложенным предлагаю не открывать обсуждение по данному законопроекту, а приступить к голосованию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лунцевич, по ведению. ЛУНЦЕВИЧ В. В., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, конечно, можно до бесконечности обсуждать эти законопроекты, я хочу сказать только одно: все, наверное, правы - и правительство со своими расчетами и методиками... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это по ведению? ЛУНЦЕВИЧ В. В. По ведению. Я предложение хочу сформулировать. Я хочу сказать, что по природе пенсия сегодня - это социальная выплата, и вопрос о ней надо решать в другом ключе, то есть надо назвать это социальным пособием и выработать норматив... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Васильевич, мы пока не обсуждаем законы, а вы уже начали их обсуждать. Я прошу отключить микрофон. По ведению - Тюлькин Виктор Аркадьевич. ТЮЛЬКИН В. А. Я просил бы коллег из "Единой России", так сказать, не оглуплять всех других депутатов, поскольку ясно, для чего вы всё это скомкали и снесли на самый конец заседания. Поэтому я предлагаю сделать перерыв, пойти отдохнуть, потом снова собраться и провести прения по полной программе, поскольку более волнующего вопроса нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Аркадьевич, я в порядке поступления поставлю на голосование оба ваших предложения. Коллеги, кто за то, чтобы поддержать предложение депутата Гузанова и, не обсуждая, приступить к голосованию по данной серии альтернативных законопроектов? Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, если не будет обсуждения, то какое заключительное слово?! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А у нас не суд, а заседание палаты. И не казнь. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 32 мин. 04 сек.) Проголосовало за 261 чел.80,1% Проголосовало против 63 чел.19,3% Воздержалось 2 чел.0,6% Голосовало 326 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Коллеги, читайте Регламент. Ну что вы на меня наезжаете? Я ставлю на голосование предложение депутата, вашего коллеги. Предложение Виктора Аркадьевича Тюлькина. Кто за то, чтобы объявить перерыв и после перерыва полноценно обсудить данные законопроекты? Прошу голосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 32 мин. 46 сек.) Проголосовало за 93 чел.28,1% Проголосовало против 236 чел.71,3% Воздержалось 2 чел.0,6% Голосовало 331 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: не принято Не принимается. Коллеги, проходит первое предложение, поэтому в порядке докладов ставлю законопроекты на рейтинговое голосование. Оксана Генриховна, прошу вас снизить немножко тон и посмотреть в Регламент. Мы законопроекты не обсуждали, не задавали по ним вопросы, а заключительное слово предоставляется только тогда, когда было обсуждение. Коллеги... (Выкрики из зала.) По мотивам от фракций. И я бы хотела тоже дать сегодня некоторые пояснения. Сегодня просто вписывалось под подписи независимых депутатов предложение дать выступить сначала Рыжкову, а потом еще там у нас было предложение... Поэтому давайте уж хотя бы дату ставить на подписном листе и обозначать вопрос, по которому вы хотите выступить. Коллеги, тем не менее мы без обсуждения предложили выступление. Я в порядке поступления ставлю на рейтинговое голосование пункт 11.1. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Включите режим голосования. (Идет голосование.) А пока идет голосование, скажу, что мы получили информацию по запросу Шаккума Мартина Люциановича. От Михаила Ефимовича Фрадкова поступил ответ на запрос о мерах по сдерживанию роста цен на продукцию черной металлургии. Это для сведения депутатов. Кому интересно, можете получить материалы в нашем аппарате. Так, коллеги, на голосование ставится пункт 11.2. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Включите режим голосования. (Идет голосование.) Спасибо. На голосование ставится пункт 11.3. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. (Идет голосование.) Спасибо. На голосование ставится пункт 11.4. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. (Идет голосование.) Спасибо. На голосование ставится пункт 11.5. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. (Идет голосование). Спасибо. Прошу показать результаты голосования по пункту 11.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 34 мин. 15 сек.) Проголосовало за 109 чел.24,2% Проголосовало против 25 чел.5,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 135 чел. Не голосовало 315 чел.70,0% 109. Прошу показать результаты по пункту 11.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 34 мин. 51 сек.) Проголосовало за 103 чел.22,9% Проголосовало против 31 чел.6,9% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 137 чел. Не голосовало 313 чел.69,6% 103. Результаты голосования по пункту 11.3 покажите, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 35 мин. 22 сек.) Проголосовало за 106 чел.23,6% Проголосовало против 31 чел.6,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 137 чел. Не голосовало 313 чел.69,6% 106. По пункту 11.4 покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 35 мин. 51 сек.) Проголосовало за 100 чел.22,2% Проголосовало против 34 чел.7,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 134 чел. Не голосовало 316 чел.70,2% 100. По пункту 11.5 прошу показать результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 36 мин. 24 сек.) Проголосовало за 105 чел.23,3% Проголосовало против 36 чел.8,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 141 чел. Не голосовало 309 чел.68,7% 105. Итак, коллеги, у нас набрали большинство голосов законопроекты под пунктами 11.1 и 11.3. В соответствии с Регламентом я ставлю на повторное голосование законопроект под пунктом 11.1. Кто за принятие его в первом чтении? Включите режим голосования. (Выкрики из зала.) Я не нарушила Регламент, поэтому я не даю вам слово по ведению, я делаю всё в соответствии с требованиями Регламента. (Идет голосование). Кто без карточки, пожалуйста, тогда сообщите, кто как голосовал. И ставится на голосование пункт 11.3. Прошу определиться голосованием по принятию законопроекта в первом чтении. Включите режим голосования. (Идет голосование). Покажите, пожалуйста, результаты по пункту 11.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 37 мин. 40 сек.) Проголосовало за 103 чел.22,9% Проголосовало против 42 чел.9,3% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 146 чел. Не голосовало 304 чел.67,6% 103. Еще меньше, чем было. И по пункту 11.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 38 мин. 11 сек.) Проголосовало за 109 чел.24,2% Проголосовало против 34 чел.7,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 144 чел. Не голосовало 306 чел.68,0% 109. Итак, коллеги, в соответствии с Регламентом наибольшее количество голосов набрал законопроект под пунктом 11.3, я ставлю его еще раз на голосование. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 39 мин. 00 сек.) Проголосовало за 114 чел.25,3% Проголосовало против 31 чел.6,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 145 чел. Не голосовало 305 чел.67,8% Результат: не принято Не принято. Таким образом, все законопроекты - пункты 11.1, 11.2, 11.3, 11.4 и 11.5 - отклоняются, коллеги.