Заседание № 76

14.02.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О принятии Четвертой поправки к Статьям Соглашения Международного валютного фонда, одобренной Советом управляющих Международного валютного фонда 23 сентября 1997 года".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4397 по 4762 из 6221
Уважаемые депутаты, рассматриваем проект федерального закона "О принятии        
Четвертой поправки к Статьям Соглашения Международного валютного фонда,         
одобренной Советом управляющих Международного валютного фонда 23 сентября       
1997 года". Докладывает официальный представитель Правительства Российской      
Федерации первый заместитель министра финансов Российской Федерации Сергей      
Михайлович Игнатьев. Пожалуйста.                                                
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
первый заместитель министра финансов Российской Федерации.                      
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Настоящий законопроект     
предусматривает принятие Российской Федерацией поправки к Статьям Соглашения,   
то есть к Уставу МВФ. По действующим сейчас правилам фонд имеет право           
осуществлять выпуски СДР, то есть специальных прав заимствования, с             
последующим их распределением между странами - членами МВФ пропорционально их   
квотам.                                                                         
                                                                                
Поправка дает фонду право осуществить специальный дополнительный выпуск СДР и   
распределить их непропорционально между странами, для того чтобы решить так     
называемую проблему справедливости. СДР, грубо говоря, - это право на           
автоматическое и безусловное получение кредита МВФ на неопределенный срок под   
низкую ставку процента, примерно 4-5 процентов годовых. Для России эта сумма    
составит в случае принятия этой поправки примерно 1,7 миллиарда долларов.       
                                                                                
Суть проблемы справедливости заключается в следующем. Решение о том, что МВФ    
имеет право выпускать СДР, было принято в 1969 году. Выпуски СДР проводились    
в основном в 70-х годах, последний состоялся в 1981 году. Всего страны,         
которые были к тому времени членами МВФ, получили примерно 21 миллиард СДР.     
Страны, которые вступили в МВФ после 1981 года, не получили ничего, а те,       
которые вступили в 70-е годы, не участвовали в первых выпусках. Таким           
образом, хотя по Уставу фонда при каждом выпуске СДР распределяются             
пропорционально размеру квоты страны, в настоящее время общий запас             
выпущенных СДР распределен непропорционально между странами. Было решено        
осуществить дополнительный выпуск так, чтобы каждая страна имела запас          
распределенных ей СДР пропорционально ее квоте. Однако для этого нужно, чтобы   
в дополнительном выпуске суммы СДР были распределены непропорционально, то      
есть странам, которые ранее не получали СДР, досталось относительно больше,     
чем другим.                                                                     
                                                                                
Именно для этого и необходимо принять поправку к Статьям Соглашения,            
поскольку сейчас в них установлен принцип пропорционального распределения       
каждого нового выпуска. Поправка вступит в силу, когда ее одобрят три пятых     
от общего числа стран МВФ, то есть 109 стран, в сумме обладающих 85             
процентами всех голосов. По состоянию на 19 января 2001 года Четвертая          
поправка одобрена 99 странами - участницами МВФ, имеющими 66,24 процента        
голосов.                                                                        
                                                                                
В случае принятия предлагаемого законопроекта Россия станет сотой страной, а    
сумма имеющихся голосов превысит 69 процентов. После этого все зависит от       
решения США, которые имеют 17,33 процента голосов. И если в США примут          
решение о ратификации поправки, сумма голосов достигнет 80 процентов, и,        
таким образом, необходимо будет лишь собрать голоса еще любых восьми стран.     
                                                                                
В результате принятия поправки Россия получит право использовать, как я уже     
сказал, примерно 1,7 миллиарда долларов США. Эти средства могут быть            
использованы в любое время без согласования условий с МВФ. За их                
использование необходимо уплачивать проценты по ставке, начисляемой на счет     
СДР, примерно 4-5 процентов годовых. В то же время отсутствует требование       
возвратить использованные суммы к определенному сроку.                          
                                                                                
Правительство Российской Федерации считает, что принятие Четвертой поправки к   
Статьям Соглашения МВФ отвечает интересам Российской Федерации, и просит        
проголосовать за предложенный законопроект.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Присаживайтесь, пожалуйста.   
(Выкрики из зала.)                                                              
                                                                                
Нет, вопросы потом. Нет, нет, вопросы после двух докладов.                      
                                                                                
Михаил Михайлович Задорнов, пожалуйста. Сейчас Михаил Михайлович расшифрует     
СДР и все остальное.                                                            
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М., фракция "ЯБЛОКО".                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Николаевич! Что даст ратификация          
данного соглашения России после того, как оно вступит в силу? Оно даст нам,     
проще говоря, возможность получить доступ к 1,7 миллиарда долларов под 5        
процентов годовых на неопределенный срок без всяких обязательств, без           
какой-либо программы. Это как бы резерв, который существует для всех членов     
МВФ, но которым мы до сих пор не пользовались. Почему не пользовались?          
Поскольку Россия вступила в МВФ в 1992 году, а все распределения этих           
резервов, два выпуска, были до того, как мы присоединились к этой               
организации. Вот почему мы ни разу не использовали вот эти резервы              
специальных прав заимствований. Фактически это те деньги, которые эмитирует     
МВФ. Использовать эти 1,7 миллиарда долларов можно для выплат самого МВФ, для   
получения валюты, для залога, то есть как нормальный финансовый ресурс.         
Разумеется, это сильно расширяет наши финансовые возможности после вступления   
этой поправки в силу. Поэтому, с точки зрения бюджетного комитета, эта          
ратификация отвечает интересам России, расширяя наш маневр, например, при       
обслуживании внешнего долга.                                                    
                                                                                
Отмечу, что юридически это соглашение, в отличие от многих других               
международных организаций, впервые выносится именно на ратификацию              
парламента. То есть это выносится как международный договор, и мы сейчас        
предлагаем проголосовать это как любое международное соглашение согласно        
закону о международных договорах.                                               
                                                                                
Когда оно вступит в силу? Об этом Сергей Михайлович Игнатьев подробно           
рассказал. То есть одной нашей ратификации будет недостаточно. Надо, чтобы      
еще восемь стран, кроме нас, также поддержали ратификацию данного соглашения    
об эмиссии специальных прав заимствований, дополнительной. И главное, нужно,    
чтобы в сумме все эти страны составляли 85 процентов суммарной квоты в МВФ.     
Здесь решающим будет голос Соединенных Штатов Америки, которые обладают почти   
17,5 процента в распределении голосов в Международном валютном фонде.           
Очевидно, что если ратифицируют больше ста стран, то здесь наступит очередь     
уже Конгресса Соединенных Штатов Америки.                                       
                                                                                
Грубо говоря, после всех этих процедур (скажем, сейчас мы будем обсуждать       
поправки к бюджету на текущий год) у России появится возможность                
дополнительного маневра при выборе решения, скажем, в 2002 году, если все,      
так сказать, нормально пройдет, как рассчитываться по внешнему долгу - или      
дополнительные доходы корректировать, или получить возможность доступа к        
достаточно дешевому финансовому ресурсу.                                        
                                                                                
Поэтому, взвесив все принятые решения, бюджетный комитет полностью              
поддерживает данный законопроект и предлагает палате проголосовать за           
ратификацию данного соглашения.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, запишитесь, пожалуйста, потому что    
я вижу, что есть желающие задать вопросы.                                       
                                                                                
Пожалуйста, покажите список.                                                    
                                                                                
Так, депутат Никитчук Иван Игнатьевич. Говорите, к кому вопрос, к Сергею        
Михайловичу или Михаилу Михайловичу.                                            
                                                                                
НИКИТЧУК И. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
К Михаилу Михайловичу вопрос.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Михайлович, к вам.                                 
                                                                                
НИКИТЧУК И. И. Уважаемый Михаил Михайлович, ну ладно, Правительство наше, так   
сказать, в долги залезло и теперь не знает, как из них выбраться. Ну нам-то,    
депутатам, зачем вы очередную мину подсовываете? Ну разве в этом выход из       
ситуации? Лучше бы ваш комитет предложил законопроект, который перекрыл бы      
утечку капиталов из России (20-25 миллиардов долларов уплывают бесследно        
каждый год), и не надо было бы идти с протянутой рукой к МВФ. Ну почему вы      
этим не занимаетесь, а продолжаете идти по этому преступному пути - связям с    
МВФ?                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Михайлович Задорнов.                   
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемый Иван Игнатьевич, ведь вопрос-то очевиден здесь. Мы     
не идем, как вы говорите, по преступному пути - к МВФ. Фактически Россия        
воспользуется, как все члены этой организации (а мы является полноправным       
членом организации), возможностью доступа к тем резервам, которые эта           
организация имеет и доступа к которым мы до сих пор не имели. Это все равно,    
что вы, допустим, являетесь акционером какого-то акционерного общества. У вас   
есть 10 процентов или 5 процентов акций, и члены этой организации имеют         
какие-то права, а вы до сих пор ими не пользовались. Вас никто не обязывает     
эти деньги занимать. Вы можете совершенно спокойно не прибегать к этому         
кредиту. Но это то, что является неотъемлемым правом члена организации. И       
отказываясь от этого, мы тем самым просто отказываемся от той возможности,      
которую дает нам членство в Международном валютном фонде, как и еще более чем   
120 странам.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, говорите, к кому вопрос.   
Нет, виноват, Романов Валентин Степанович. Потом - Коломейцев.                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Только мне слово верните.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вернем, вернем.                                        
                                                                                
Пожалуйста, Валентин Степанович Романов.                                        
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Вопрос к заместителю министра иностранных дел.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Финансов.                                                 
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Виноват, финансов.                                                
                                                                                
Бывший премьер Советского Союза Павлов недавно официально заявлял, что долги    
Союза составляли 31 миллиард долларов к моменту уничтожения государства.        
Сейчас долги составляют 160 миллиардов долларов. Только что прозвучали слова    
депутата Задорнова о том, что ремиссия специальных прав заимствования           
означает возможность взять без всяких обязательств. Я думаю так, что это        
должно пониматься просто: без обязательства не возвращать деньги и не платить   
проценты. Вы согласны с такой трактовкой депутата Задорнова? А если не          
согласны, тогда речь идет о том, чтобы к 160 миллиардам долларов добавить       
(потенциальная возможность) еще 1,7 миллиарда долларов плюс проценты, и         
Россия по пословице "Коготок увяз - всей птичке пропасть" именно к тому и       
идет.                                                                           
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Значит, СДР можно действительно рассматривать как своеобразный   
кредит. Но, во-первых, он чрезвычайно дешевый, это 4-5 процентов годовых.       
Во-вторых, он фактически безвозвратный, его возвращать придется только в том    
случае, если будет ликвидирован МВФ. То есть никаких обязательств по срокам     
возврата мы не даем. Более того, его получают автоматически, то есть никаких    
дополнительных условий, вроде тех, которые мы даем при согласовании             
различного рода программ с МВФ, здесь нет. Мы просто в любой момент эти         
деньги можем взять и использовать в течение неопределенного срока.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Коломейцев Николай Васильевич.                       
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вопрос к Сергею Михайловичу.                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Михайлович, о филантропии МВФ, США мы наслышаны точно так      
же, как и о бесхозяйственности и отсутствии всякой ответственности у наших      
правительств, вот уже восьмого за последние пять лет. Вы мне подскажите: есть   
ли у вас документы, подтверждающие законность долга нашего перед МВФ сегодня?   
И второй вопрос: кому возвращать, если МВФ будет упразднен? Вы говорите, что    
возвращать надо, если МВФ будет упразднен. Кому возвращать?                     
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Все соответствующие документы о наших взаимоотношениях с МВФ,    
я думаю, мы можем предоставить.                                                 
                                                                                
Что касается вопроса о том, кому возвращать, - тому, у кого, техническим        
языком говоря, сумма этих самых СДР на счете больше расчетной величины, той     
стороне. То есть больше той суммы, которую МВФ выделил в момент выпуска. Я      
сейчас уточню: тем странам, у кого это сальдо будет в их пользу. (Шум в         
зале.)                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никифоренко Юрий Васильевич.                              
                                                                                
Потише, потише!                                                                 
                                                                                
НИКИФОРЕНКО Ю. В. Уважаемые коллеги, у меня к Михаилу Михайловичу вопрос.       
Хотелось бы уточнить. Ну ладно, Россия, мне кажется, все-таки не акционер       
Международного валютного фонда, а попала в кабалу к этой организации. И         
придется перед Соединенными Штатами стоять по струнке. Вот вы говорите, что     
расширятся возможности. Хотелось бы подробнее узнать: в чем они расширятся?     
                                                                                
Второе. Какие страны должны ратифицировать этот договор? И будет ли нам         
легче? Я так понимаю, вы готовите площадку для того, чтобы снова брать,         
брать... А внуки нас проклинать будут!                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Михайлович.                            
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемый Юрий Васильевич, вы здесь сразу несколько вопросов     
задали.                                                                         
                                                                                
Насчет кабалы и членства в организации. Действительно, Россия, кстати говоря,   
входит в десятку по величине квоты в МВФ, то есть фактически в десятку стран    
с решающим голосом в этой организации, хотя вы абсолютно правы, относительно    
того, что американцы имеют абсолютно доминирующее положение, поскольку они      
обладают 17,5 процента квоты. То есть ясно, что это действительно фактически    
членство в организации, голоса в которой распределены определенным образом.     
Мы имеем там голос, но, к сожалению, не решающий.                               
                                                                                
Относительно нашего долга. Я просто вас должен проинформировать, что за         
последние два года мы резко сократили свой долг перед МВФ, поскольку мы два     
года в минимальных размерах у них заимствуем, и сейчас наш долг перед МВФ и     
Мировым банком сократился примерно с 23 миллиардов долларов до всего порядка    
16 миллиардов долларов сейчас. То есть он резко сокращается. Наша зависимость   
от этих организаций с точки зрения долга гораздо меньше, чем, скажем, от        
Парижского клуба, о чем сейчас идет разговор. Поэтому насчет кабалы у           
международных организаций - это слишком сильное преувеличение.                  
                                                                                
Теперь о том, откуда расширение возможностей для маневра. Ну, давайте           
рассуждать, ведь мы же не только в этом году обсуждаем, как нам долг платить.   
В следующем году, допустим, в 2002 году, когда соглашение вступит в силу, те    
же самые вопросы возникнут. Как финансировать выплаты по долгам? Либо           
сокращать другие расходы (образование, оборона, выплаты бюджетникам), либо      
увеличивать объемы приватизации, как нам сейчас опять предлагает                
Правительство, либо продавать какое-то определенное госимущество, либо          
заимствовать на внутреннем рынке, что тоже сокращает возможность доступа        
предприятий к свободным кредитным ресурсам в экономике. Здесь появляется        
возможность, может быть, мы ее не используем, может быть, меньше будут          
платежи по долгу, дай бог, договорится Правительство с кредиторами, но          
появляется возможность 1,7 миллиарда долларов использовать как источник         
погашения, допустим, долга тому же самому Международному валютному фонду.       
Больше средств может быть направлено в другие сектора экономики. Почему не      
иметь на всякий случай такой резерв для себя, который мы вовсе не обязаны       
использовать?                                                                   
                                                                                
Для того чтобы вступило в силу, как уже, собственно говоря, здесь говорилось,   
вы, видимо, не слышали, требуется еще ратификация восемью странами, которые     
тогда составят в сумме три пятых членов МВФ. Кстати говоря, то, что уже почти   
сто стран ратифицировали соглашения, многие из них находятся в еще большей      
долговой зависимости, говорит, видимо, о том, что это все-таки большинству      
стран выгодно. Они же ведь тоже против своих интересов не будут действовать.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Драпеко Елена Григорьевна. По карточке Драпеко -     
Лукьянов Анатолий Иванович.                                                     
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А. И., председатель Комитета Государственной Думы по                   
государственному строительству, фракция Коммунистической партии Российской      
Федерации.                                                                      
                                                                                
У меня к Игнатьеву вопрос. Сергей Михайлович, меня очень заинтересовала ваша    
оценка того, как мы будем распоряжаться этим миллиардом. Выходит так, что       
можно будет в любое время отдавать или не отдавать, так сказать, свободное      
плавание у нас появляется. Вот такого распоряжения кредитами я еще не видел в   
мире, чтобы за них вообще не расплачиваться. Поэтому, может быть, выгоднее      
будет нам назвать это законом о бесплатном сыре в мышеловке? Вот так.           
Объясните мне, пожалуйста, какие-то все-таки будут обязательства по этим        
кредитам?                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Никаких новых дополнительных обязательств Россия при             
ратификации не берет. У нее появляются те права, которыми обладают старые       
члены МВФ, вступившие в эту организацию до 70-х годов. Они свои СДР уже         
получили, многие из них эти СДР использовали, то есть использовали как право    
заимствования. Но поскольку мы вступили в 90-е годы, у нас этого права пока     
не было. Теперь оно появится. Никаких новых обязательств Россия не берет.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Илюхин Виктор Иванович.                                   
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. У меня вопрос к Сергею Михайловичу.                                
                                                                                
Уважаемый Сергей Михайлович, если я не ошибаюсь, все-таки Международный         
валютный фонд не носит статуса международной государственной организации. А     
если это так, то на каком основании даже по нашему российскому действующему     
законодательству мы соглашению, одобренному Советом, или принятому Советом      
управляющих, придаем статус международного договора? При чем тут                
законодатель? Я никак вот этого не пойму. Почему мы, законодатели, должны       
решать этот вопрос?                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Ну, вопрос-то юридический. Могу лишь сказать, что                
предшествующие решения о присоединении к статьям о создании МВФ и о третьей     
поправке принимались постановлениями Верховного Совета, то есть                 
законодательным органом. Наши юристы правительственные решили и, наверное,      
справедливо, что это решение тоже должен принимать сегодняшний                  
законодательный орган.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сафронов Виталий Александрович, пожалуйста. Нет.          
                                                                                
Хорошо, уважаемые депутаты, вопросы заданы. Есть ли желающие выступить?         
                                                                                
По порядку ведения? Депутат Юрчик, пожалуйста, по порядку ведения.              
                                                                                
ЮРЧИК В. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Геннадий Николаевич, когда Коломейцев Николай Васильевич задавал вопрос         
заместителю министра, можно ли в конце концов получить нам информацию о         
состоянии долгов, он сказал, что можно. Все-таки, может, уточним, когда мы      
получим такую информацию? Мы уже несколько месяцев бьемся и не можем ее никак   
получить. Может, все-таки скажете, как быстро можно получить ее? Информацию о   
долгах нашей страны всем, кому мы должны.                                       
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Насколько я знаю, уже были решения по этому поводу. Я точно о    
сроках сейчас не могу сказать. Но то, что мы такую информацию готовы            
предоставить, это точно. Ну, скажите, когда? Разумный срок нужно установить.    
Я просто боюсь, что мы сейчас продублируем чье-то решение, в частности          
комитета.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, хорошо. Коллеги, есть ли желающие выступить?         
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять данный закон? Пожалуйста,       
голосуйте. Уважаемые депутаты, идет голосование.                                
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 45 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              231 чел.             51,3%                        
Проголосовало против           96 чел.             21,3%                        
Воздержалось                    3 чел.              0,7%                        
Голосовало                    330 чел.                                          
Не голосовало                 120 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Мы эти законы проголосовали в рамках "часа голосования" (это для                
стенограммы).