Заседание № 183
17.01.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 333871-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (об особенностях регулирования труда при выполнении работ, связанных с практической подготовкой и прохождением стажировки).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2676 по 2923 из 4603
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Докладывает Борис Александрович Чернышов. ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаю закончить винный и геронтологический спор и перейти к ряду вопросов повестки дня. Итак, я представляю проект закона, который дополняет главу 55 Трудового кодекса статьёй 351-8, устанавливающей особенности регулирования труда при выполнении работ, связанных с практической подготовкой при освоении образовательной программы или с дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки, а также при прохождении обязательной стажировки лицами, претендующими на занятие определёнными видами профессиональной деятельности. Мы, авторы данного законопроекта, назвали его законом о нулевом рабочем месте. И хотелось бы поблагодарить моих коллег, тех, кто принял активное участие в разработке данного законотворческого решения, - это депутаты Лантратова, Останина, Горячева, Сипягин и Спиридонов. Действительно, межфракционная инициатива получилась достаточно хорошая. Она, по большому счёту, показывает те споры и противоречия, которые сегодня есть внутри стажировок, практик и образовательного процесса, они все на поверхности, все видны. Вернусь к сути данного законопроекта - о чём он, если говорить в двух словах? Вносятся изменения в Трудовой кодекс, и разграничиваются понятия "практическая подготовка", "стажировка", "обязательная стажировка". Сведения о прохождении профессиональной подготовки и стажировки будут занесены в трудовую книжку, а между студентом и компанией или организацией, где проходит практика, будет заключён срочный трудовой договор на срок, соответствующий периоду прохождения практики. Таким образом, студент в итоге будет иметь первый, даже нулевой опыт работы и нулевое место работы, что сегодня очень важно. Обращу ваше внимание на исследование, которое провёл портал "Работа.ру": 75 процентов работодателей сегодня требуют опыта работы, при этом лишь 13 процентов работодателей отмечают важным наличие диплома о высшем образовании. Действительно, сегодня есть такая вилка, разграничение, с которым мы все сталкиваемся, дихотомия: практика - это сегодня либо рудимент, то есть что-то отпавшее по ненужности, либо профанация. Сегодня многие университеты даже не предоставляют студентам возможности прохождения практики, и списка учреждений, предприятий, организаций, где ребята могли бы получить нулевой опыт работы, нет. Ребята сами находят места для практики и стажировки. Иногда вместо практической работы они занимаются тем, что разносят чай или ксерокопируют какие-то документы, хотя это нисколько не соотносится с тем понятием практики или стажировки, которое изначально было заложено и зафиксировано в процессе подготовки кадров. Именно поэтому, возможно, наши ребята сталкиваются с проблемой трудоустройства по завершении обучения, немногие идут работать по специальности, многие вообще никак не ориентируются на ту образовательную программу, которую проходили в момент обучения по программам либо бакалавриата, специалитета, либо магистратуры. Всё это те проблемы, с которыми сталкивается сегодняшний рынок труда, именно поэтому авторы и предлагают подобные изменения. Уважаемые коллеги, действительно, эта тема является актуальной для всех представителей студенчества, да и для тех, кто сегодня ищет первое место работы. Ребята начиная с первого курса, некоторые по прошествии определённого времени либо на первых летних каникулах могут найти для себя место стажировки и тем самым до завершения своего обучения пройти несколько предприятий, получив необходимый практический опыт по своей специальности. Вторая дихотомия, которая сегодня есть, связана с вузами. Да, огромная разница между техническим образованием и гуманитарным образованием. Безусловно, студентам университета нефти и газа, либо Российского биотехнологического университета, либо университета "Станкин" легче найти место работы. Работодатели в поиске таких специалистов в университете выстраиваются в очередь за ребятами, которые толково подходят к своему образованию, не стесняются задавать вопросы, пытаются развить себя как будущего специалиста. А у гуманитариев немножко по-другому - не будем говорить, как это бывает, вы и так всё это прекрасно знаете и понимаете. Именно поэтому, мне кажется, очень важно сегодня, даже несмотря на отрицательные отзывы и наших коллег - депутатов из комитета, и правительства, поддержать этот законопроект в первом чтении, важно! Важно, потому что именно с такими специалистами мы столкнёмся уже совсем скоро. Они закончат обучение, получат свои дипломы и придут на работу, а вот какими специалистами они будут, решать в том числе нам, определяться в том числе этим голосованием. Прошу поддержать концепцию и данный законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Александрович. С содокладом выступает Родина Виктория Сергеевна. РОДИНА В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов внимательно рассмотрел данную инициативу и отмечает следующее. Закрепление в Трудовом кодексе Российской Федерации таких понятий, как "практическая подготовка", "стажировка", "обязательная стажировка", не относится к предмету его правового регулирования, так как практическая подготовка и стажировка являются формами обучения, а не работы и регулируются нормами законодательства, а именно 273-м Федеральным законом "Об образовании...". Так, согласно пункту 7 Положения о практической подготовке обучающихся, утверждённого приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России, практическая подготовка при проведении практики организуется путём непосредственного выполнения обучающимися определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Таким образом, понятие "практическая подготовка" является одной из частей практики, которая по содержанию шире предлагаемого в данном законопроекте термина. Использование терминов "практика" и "практическая подготовка" свидетельствует о различии данных понятий в законодательстве об образовании. С учётом этого замена в Трудовом кодексе понятия "практика" понятием "практическая подготовка" представляется нецелесообразной. Термин "стажировка" не согласуется с частью 2 статьи 76 Федерального закона "Об образовании...", в соответствии с которой дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ. Соответственно, сама по себе стажировка является одним из видов дополнительного профессионального образования. Что касается заключения срочного трудового договора с обучающимися в соответствии с законодательством в сфере образования, необходимо отметить, что внесение в кодекс предлагаемых законопроектом изменений является избыточным. Это приведёт к сужению оснований для заключения срочного трудового договора, поскольку данные изменения не учитывают действующее положение статьи 59 Трудового кодекса, согласно которому заключение срочного трудового договора возможно не только для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки, но и для выполнения работ, связанных с профессиональным обучением. От органов государственной власти девяти субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы. Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своём заключении высказывает ряд замечаний, отмечая, что части четвёртая и шестая проектируемой статьи 351-8 кодекса являются излишними. Правительство Российской Федерации, как было уже отмечено докладчиком, не поддерживает данный законопроект. Коллеги, ещё раз напомню, что предлагаемые данным законопроектом положения, касающиеся трудовых отношений и работы, достаточно чётко прописаны в трудовом законодательстве, а поднимаемые авторами вопросы относятся к законодательству об образовании. На основании этого Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует отклонить данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктория Сергеевна. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Виктория Сергеевна, ну, я не могу согласиться с вами в том, что предмет этого законопроекта относится только к сфере образования, - кстати, достаточно чётко об этом сказано было в докладе Чернышова. А уж если коснуться сферы образования, то положение дел с кадрами там не просто вызывает вопросы, даже президент вынужден был указать министру на дефицит кадров. Тот сказал: да, да, меры принимаем сейчас, у нас старшекурсники-студенты уже будут работать в школах. Скажите, пожалуйста, а если нам сейчас не только старшекурсников-студентов... Вот у нас будет предмет "Семьеведение" согласно плану Года семьи, и очень многие директора школ говорили, что было бы хорошо, если бы студенты-юристы приходили и вели эти уроки семьеведения, - вот то, о чём говорил сегодня депутат Чернышов. Это будет основанием для того, чтобы у такого студента была запись в трудовой книжке, чтобы потом, по окончании высшего учебного заведения, он не оказался специалистом без опыта работы?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. РОДИНА В. С. Уважаемая Нина Александровна, вопрос ваш понятен. Как раз то, о чём вы говорите, будет прописано в срочном трудовом договоре, который будет непосредственным основанием для формирования опыта и прохождения практики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктория Сергеевна, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Борис Александрович, заключительное слово, пожалуйста. ЧЕРНЫШОВ Б. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Действительно, тема крайне важная - просил бы отнестись к ней крайне внимательно. Это не только вопросы образования, это прежде всего вопросы трудовых отношений, вопрос качества специалистов. Здесь корреспондируют действительно качество образования и качество специалистов, которые выходят из вузов, - это вопрос качества специалистов, которые придут работать в разные отрасли, на разные места работы. И здесь ответственность нельзя перекладывать только на одну сферу человеческой деятельности - на образование, это действительно комплексный вопрос. Если это вопрос только образования, то почему мы не слышим сегодня выступлений или каких-то ссылок на позицию комитета по высшей школе? Было бы важно. Это первое, что я хотел сказать. Второе. Уважаемые коллеги, конечно же, можно отклонить сегодня данный законопроект, можно это сделать. Не так давно мы рассматривали законопроект, мой законопроект, о защите чести и достоинства педагогических работников: мы рассматривали, содокладчик говорил, что это всё, ну, не важно и можно без этого законопроекта... Вот и тогда я цитировал Президента Российской Федерации Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, и сейчас я хотел бы напомнить о поручении Президента Российской Федерации: Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поручил кабмину и СПЧ подготовить предложения по защите репутации, а точнее говоря, по механизмам обеспечения защиты чести, достоинства и репутации педработников. Можно отклонять те предложения, которые вносят сегодня представители разных фракций, однако потом придётся к ним вернуться. Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать - и сделать эффективно - сегодня? Прошу поддержать всё-таки концепцию данного законопроекта и этот законопроект в первом чтении. Вместе доработаем его дальше, но получим результат. Или и дальше наши ребята во время обучения в вузах будут заниматься не пойми чем: подучиваться, работая, и на практике они будут разносить кофе, чай и минеральную воду, а не заниматься тем, что нужно для практического обучения и создания специалиста нужного формата. Это, может быть, много, но этого сегодня не хватает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктория Сергеевна Родина, содокладчик, пожалуйста. Включите микрофон. РОДИНА В. С. Уважаемые коллеги, ещё раз хочу напомнить, что трудовые отношения, вопросы работы достаточно урегулированы в трудовом законодательстве. А те вопросы, которые поднимает Борис Александрович, всё-таки относятся к законодательству об образовании - там и будем работать. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против данной инициативы. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к голосованию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 16 сек.) Проголосовало за 107 чел.23,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 107 чел. Не голосовало 343 чел.76,2 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.