Заседание № 189

10.10.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 333523-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в части установления дополнительных тарифов страховых взносов для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих, а также временно пребывающих на территории Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6197 по 6426 из 6804
32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд         
социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного    
медицинского страхования" и Федеральный закон "Об обязательном пенсионном       
страховании в Российской Федерации". Докладывает Сергей Павлович Обухов.        
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Павлович.                                                    
                                                                                
ОБУХОВ С. П., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, на ваше рассмотрение выносится проект федерального закона    
"О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный     
фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,   
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федеральный закон    
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Законопроект   
разработан в целях совершенствования правового регулирования трудовой           
деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации. Короче     
говоря, законопроект направлен на ограничение нелегальной трудовой миграции в   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Почему лично я заинтересован в этом законопроекте? Так сложилось, что я живу    
на московской рабочей окраине, есть такой рабочий район Гольяново. Я люблю      
этот район, хотя здесь все те же проблемы, что и на других московских           
территориях: утром безумные пробки, и, чтобы прорваться к "щелчку", нужно в     
лучшем случае полчаса идти пешком. Граждане пешком ходят до "Щёлковской" -      
это замечательно, спасибо мэру Собянину! Мы, жители Гольяново, ходим до метро   
пешком и благодаря этому укрепляем своё здоровье - замечательно! Конечно, на    
станции метро "Щёлковская" только с третьего раза можно попасть в вагон, но     
ничего, берём штурмом третий состав, доезжаем! Я думаю, все москвичи, ну,       
многие с этим сталкиваются, и все, конечно же, славят "ЕДИНУЮ РОССИЮ" и         
голосуют за неё на сто два процента. В общем, живём мы в районе Гольяново       
счастливо. И картина эта обычная для всех территорий.                           
                                                                                
Что у нас необычно? Есть такое британское интернет-издание "Buyagift",          
которое вот этот наш скромный московский район Гольяново вдруг внесло в         
список, рейтинг самых опасных территорий города Москвы и вообще мира. Мира!     
Вот вы представляете, мы живём-живём, а до сих пор не знали, что это,           
оказывается, самый страшный район для туристов. Оказывается, в определённом     
смысле он является Меккой (хотя туристической Меккой не был никогда): вот       
если кто побывает там днём, то увидит, что хиджабы - это обычное явление,       
большинство жителей нашего района в хиджабах, иностранная речь, скажем так,     
доминирует, иностранные работники доминируют. Если посмотреть, допустим, те     
же репортажи, которые показывают по московским телеканалам, то можно увидеть,   
что пятиэтажки заселены нелегальными мигрантами, наркоманами, много прочих      
"прелестей", связанных с засильем нелегальных мигрантов. Ну, московские         
депутаты говорят, что присутствие Гольянова в рейтинге на английском портале    
вроде бы политически мотивировано. Ну не знаю, туроператоры говорят, что,       
может быть, хотя бы из-за плохой инфраструктуры, которая подходит для           
нелегальных мигрантов, власти обратят внимание на наш район.                    
                                                                                
Порядка двадцати тысяч граждан уже поставили подписи в поддержку этого          
законопроекта на портале "Народная инициатива". Есть у нас, у КПРФ, такой       
портал, где любой желающий может выдвинуть свою инициативу, мы выдвигаем        
соответствующие законодательные инициативы и производим сбор подписей, и вот    
этот законопроект из разряда таких народных инициатив. Здесь, с одной           
стороны, депутатская заинтересованность, с другой стороны -                     
заинтересованность граждан.                                                     
                                                                                
Какие меры предлагаются данным законопроектом для ограничения вот этого         
потока нелегальной миграции? Прежде всего мы должны сделать непривлекательным   
для работодателей наём мигрантов, в первую очередь временно пребывающих на      
территории Российской Федерации, при этом сделав более привлекательным наём     
национальных кадров - казалось бы, ничего нового, но эта мера актуальна, она    
действует во многих государствах. Да, она недостаточная, но в любом случае её   
нужно применять, эта мера из арсенала, который применяется правительствами      
многих, как теперь принято говорить, цивилизованных стран. Законопроект         
предполагает, что в 2015 году для указанных категорий иностранных граждан и     
лиц без гражданства будет установлен дополнительный страховой тариф, взносы в   
фонды - 15 процентов, позже - 30 процентов, тем самым мы подготовим             
работодателей. Не сразу введя такие ужесточения, но с определённой, скажем      
так, оттяжкой, мы сможем переориентировать их на использование российской       
рабочей силы.                                                                   
                                                                                
Говорят, что у нас есть соответствующие соглашения с республиками СНГ. У нас    
есть Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей,      
подписанное с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан на основании         
Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества. Понятно, что     
на данных трудящихся мигрантов из числа жителей Белоруссии и Казахстана оно     
не распространяется, да я думаю, что вы и сами знаете, что это не основная      
масса мигрантов в Российской Федерации, которые создают напряжённость на        
нашем рынке труда.                                                              
                                                                                
На сегодняшний день Российская Федерация занимает второе место после США по     
абсолютному числу мигрантов, а по количеству мигрантов на душу населения мы с   
вами занимаем вообще первое место в мире. По данным Федеральной миграционной    
службы, у нас двенадцать миллионов гастарбайтеров, хотя точной цифры нам        
никто не назовёт - даже миграционная служба и пограничники на одном из          
"круглых столов" никак не могли свести баланс, сколько же у нас въезжает,       
сколько выезжает, и каждый год получается прореха на миллион неучтённых         
граждан! Итак, из этих двенадцати миллионов два с половиной миллиона - это      
Узбекистан, один миллион мигрантов из Таджикистана, пятьсот тысяч               
гастарбайтеров из Киргизии. Замечу, что все эти расхожие разговоры про          
таджиков не имеют под собой почвы - у нас основные мигранты из Узбекистана.     
                                                                                
Пребывание в нашей стране такого огромного числа иностранных граждан создаёт    
колоссальную нагрузку на российское здравоохранение и социальные сферы.         
Мигранты, так же как и граждане России, конечно же, нуждаются в                 
квалифицированной медицинской помощи, но либо они её вообще не получают, либо   
получают её в ограниченном объёме, поскольку сам статус их нелегальный.         
Отсутствие соответствующих гарантий приводит к тому...                          
                                                                                
Я извиняюсь, а что, у нас другой регламент?                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас тот же регламент. Завершайте.                       
                                                                                
ОБУХОВ С. П. Тогда буду закругляться.                                           
                                                                                
Что предполагает наш законопроект? Кроме всего прочего, он для российских       
работодателей сделает менее выгодным привлечение иностранной рабочей силы,      
что позволит частично решить проблему хронического дефицита Пенсионного         
фонда.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты.                                       
                                                                                
ОБУХОВ С. П. Считаем, что принятие предлагаемого закона позволит обеспечить     
защиту трудовых прав собственно мигрантов, так как они выводятся из тени, и     
будет способствовать эффективной защите прав на трудоустройство российских      
граждан при соблюдении прав и законных интересов мигрантов.                     
                                                                                
Вот такое предложение. Оно некардинальное, но это определённый шаг к тому,      
чтобы навести порядок и защитить национальный рынок труда.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Павлович.                                 
                                                                                
Ведь смогли же за полминуты изложить содержание законопроекта!                  
                                                                                
Валерий Владимирович Трапезников.                                               
                                                                                
ТРАПЕЗНИКОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Комитет по труду, социальной   
политике и делам ветеранов внимательно рассмотрел указанный законопроект и      
отмечает следующее.                                                             
                                                                                
Законопроектом предлагается установление дополнительных тарифов страховых       
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении выплат и иных        
вознаграждений в пользу иностранных работников, временно проживающих на         
территории Российской Федерации и временно пребывающих на территории            
Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в     
соответствии с федеральным законом от 25 июля 2002 года). В действующем         
законодательстве установлена обязанность по уплате страхователем страховых      
взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении всех                 
застрахованных лиц, в том числе иностранных работников, временно проживающих    
и временно пребывающих на территории Российской Федерации, по единому тарифу    
в размере 26 процентов, в настоящее время - 22 процентов. Следует отметить,     
что в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года "О внесении       
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам     
обязательного социального страхования" с 1 января 2015 года уплата              
страхователями страховых взносов за иностранных работников будет                
производиться при заключении трудового договора на неопределённый срок либо     
срочного трудового договора продолжительностью не менее шести месяцев в общей   
сложности в течение календарного года. Увеличение более чем в два раза тарифа   
страховых взносов в отношении выплат работникам в зависимости от их             
гражданства неактуально и необоснованно, и, по мнению комитета, является        
дискриминационным. Кроме того, уплата дополнительных страховых взносов за       
иностранных работников позволит им формировать пенсионные права в большем       
объёме по сравнению с гражданами Российской Федерации, занятыми на              
аналогичных работах, а также дестимулирует работодателей, использующих труд     
иностранцев, в выплате им реальной заработной платы.                            
                                                                                
Комитет также отмечает, что 12 февраля 2014 года принят в первом чтении         
проект федерального закона "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации   
изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности        
иностранными гражданами", внесённый Правительством Российской Федерации,        
который направлен на комплексное правовое регулирование особенностей труда      
иностранных работников на территории России, - с них будут брать                
дополнительные взносы на случай временной нетрудоспособности, и работодатели    
обязываются уплачивать за указанных иностранных работников страховые взносы     
на обязательное социальное страхование, даже на случай временной                
нетрудоспособности.                                                             
                                                                                
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию       
законопроекта. Стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию       
социально-трудовых отношений не поддерживают законопроект. Правовое             
управление Аппарата Государственной Думы в своём заключении также высказало     
замечания правового характера.                                                  
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной          
политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить           
указанный проект федерального закона.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Желающие выступить? Нет.                         
                                                                                
Депутат Потапов, пожалуйста.                                                    
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ПОТАПОВ А. В. Уважаемый Валерий Владимирович, если законопроект, как вы сами    
сказали, устанавливает обязанности дополнительных выплат, то почему вы          
мотивируете отклонение законопроекта действием нынешних норм по размеру         
страховых взносов и этими нормами как бы закрываете путь идее, которая решает   
определённые задачи, всем прекрасно известные, всему обществу?                  
                                                                                
ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Завышать взносы для мигрантов мы не можем, потому что         
страховая система включает в себя следующий принцип: чем выше вклад, тем        
больше обязательства. Это означает, что если мы установим для мигрантов         
повышенные взносы, то мы должны принять в их отношении и повышенные             
обязательства по пенсии, но нам этого не хотелось бы, потому что сегодня мы     
реально никаких пенсионных прав мигрантов не формируем, а исходим из того,      
что они прибывают в основном из стран, с которыми у нас есть соглашения о       
взаимном признании пенсионных прав, поэтому мы берём взносы в наши фонды,       
предоставляем об этом информацию, а у них там сами потом назначают пенсии.      
Если мы сейчас установим повышенные взносы, то мы должны будем начинать         
формировать пенсии для мигрантов, а нам этого не хотелось бы, поскольку это     
достаточно сложный и трудоёмкий процесс.                                        
                                                                                
И второе. В данном случае мы, конечно, вступим в противоречие с нормами ряда    
конвенций Международной организации труда и нашего собственного                 
законодательства о невозможности дискриминации в сфере труда.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 52 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              188 чел.41,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    189 чел.                                          
Не голосовало                 261 чел.58,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6434 по 6447 из 6804
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Я поднимал руку, хотел задать вопрос господину Трапезникову.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И Николай Николаевич Гончар по ведению.                   
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Сергей Евгеньевич, я действительно тоже поднимал руку, хотел задать вопрос,     
но на него уже ответили.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну подойдите задайте докладчику вопрос, и он с            
удовольствием ответит.                                                          
                                                                                

Заседание № 184

23.09.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 333523-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в части установления дополнительных тарифов страховых взносов для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих, а также временно пребывающих на территории Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5770 по 5780 из 6525
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд         
социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного    
медицинского страхования" и Федеральный закон "Об обязательном пенсионном       
страховании в Российской Федерации". Докладывает Валерий Фёдорович Рашкин.      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет Валерия Фёдоровича. Фиксируем отсутствие              
докладчика.