Заседание № 163
О проекте федерального закона № 333288-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и установлением требований к условиям осуществления депутатской деятельности".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 2. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и установлением требований к условиям осуществления депутатской деятельности". Доклад председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Виктора Васильевича Усачёва. Пожалуйста. УСАЧЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен указанный законопроект, внесённый Президентом Российской Федерации и подготовленный к третьему чтению. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний не имеется. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике рекомендует Государственной Думе принять представленный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам Федоткин Владимир Николаевич будет выступать. Всё, больше нет желающих... Жириновский Владимир Вольфович. Извините, Владимир Вольфович, прошу прощения. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
У нас очень много выступлений по мотивам. По пункту 2 депутат Федоткин Владимир Николаевич выступает по мотивам. С места, да? Включите микрофон. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, законопроект, конечно, важный и направлен на то, чтобы повысить эффективность работы законодательных и исполнительных региональных органов власти. Работы много, и один из пунктов, как вы знаете, гласит, что один депутат от фракции или избранный в составе списка имеет право работать на профессиональной основе. Но вот в конце законопроекта есть оговорка о том, что закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования, то есть, видимо, на тех, кто будет участвовать в выборах в октябре этого года, закон распространится, а на тех, кто сегодня работает или, скажем, в марте этого года был избран, закон не будет распространяться. Согласитесь, какая-то здесь неувязка. Объём работы огромный у всех, очень большой объём работы. И, видимо, у того, кто работать будет на профессиональной основе и координировать деятельность фракции, конечно, будут и качественно, и количественно лучше результаты и более правильные документы и положительные отзывы, чем у того, кто будет этим заниматься в свободное от основной работы время, а работы такой будет много. Я вот взял выступление нашего спикера, Бориса Вячеславовича, за прошлый год: за весеннюю сессию мы приняли двести двадцать законов, за осеннюю приняли сто семьдесят четыре - почти четыреста законов и тысячу четыреста постановлений, то есть практически каждый рабочий день пятнадцать законов, четырнадцать постановлений. И ведь многие из них мы направляем в регионы, для того чтобы там прочитали, подумали, дали профессиональные заключения, советы, замечания, а мы бы их учли при окончательном принятии. У них свои законопроекты да плюс ещё наши - конечно, часто качество страдает. Идёт огромный поток писем ко мне, ко всем, наверное, по монетизации льгот, по ЖКХ. Нередко платёжки приходят на сумму, большую, чем пенсия у человека, он даже оплатить не может платёжку за ЖКУ! Это говорит о качестве законопроектов. Наверное, кто-то не нашёл времени, чтобы почитать внимательно, но рекомендовал принять. Опять же огромный поток возмущения в отношении льгот, когда перешли при расчётах платы за услуги ЖКХ с человека на квадратный метр, - в разы подскочило! Я о чём хочу сказать? Что объём работы большой с точки зрения и количества, и качества. Данный закон, хотя он в целом нормальный, решит, мне кажется, эти проблемы, если мы распространим его действие не только на те выборы, которые будут, но, наверное, на все законодательные органы, и депутатов, и фракции, которые уже работают, чтобы они имели освобождённых профессионалов, или хотя бы на те региональные законодательные органы власти, которые избраны в марте этого года, надо сделать хотя бы, чтобы этот закон действовал с начала этого года. Я думаю, тогда мы будем гордиться не только количеством наших законов - четырнадцать, пятнадцать каждое заседание, но, главное, качеством, нам меньше придётся краснеть, а люди будут чувствовать пользу от наших законов. Я просто обращаюсь, Олег Викторович, к вам, к коллегам из "ЕДИНОЙ РОССИИ": всё-таки, может, этот законопроект... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, но мы обсуждаем конкретный текст, это уже третье чтение. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы поддержим и сожалеем, что это происходит действительно уже с большим опозданием. Получается ситуация, когда по партийному списку проходят четыре депутата, но они не могут создать фракцию - местный закон предусматривает не менее пяти. Вот где правильная позиция правовая? Разве может количество влиять? Ведь человек прошёл от политической партии, голосовали за эту партию. Количество депутатов никакого значения не имеет - эта партия должна быть представлена в местном законодательном органе, и, конечно, у неё должны быть одинаковые права с другими партиями. Те партии, за которые подано очень много голосов, получают преимущество - они могут принять любое решение, ибо контрольный пакет у них в руках. Но по этому закону, который мы сегодня в третьем чтении принимаем, в парламенте достаточно будет и одного, если он прошёл по партийному списку, и политическая партия, не набравшая 7 процентов или 6, минимум 5, тоже уже получает право на представительство в местном парламенте. Поэтому закон как бы расширяет демократию, уравнивает партии. Непонятно, кто принимал предыдущие законы, когда позволили на местах варьировать цифры, сколько должно быть депутатов, чтобы они имели право создавать фракцию. Это же абсурд, ведь это же просто непонимание политического процесса! Граждане уже проголосовали за эту партию - при чём здесь количество? Раз она проходит в парламент, значит, она должна быть там представлена. А формат один - фракция этой партии. Можно по-русски назвать - представительство партии, ещё что-то придумать. Поэтому закон очень правильный и хороший, и пусть хотя бы осенью он заработает. Я боюсь, что могут протянуть, и до осени он ещё не заработает. Обязательно надо, чтобы было очень много граждан представлено в наших парламентах, бояться не надо. Сегодня что мы получили? Вот в Рязанской области мы на втором месте, но ни один депутат наш не имеет статуса депутата на постоянной основе, то есть это депутаты-бомжи: они на улице, их позовут на какую-то сессию - и всё, у них ни кабинетов, ни зарплаты, ничего у них нет. У них есть только статус, согласно которому они могут прийти два раза в год и проголосовать, - это чудовищно! Где-то, может быть, всё-таки есть законодательство, что трёх депутатов достаточно. Главное, это приводит к комбинациям: начинают агитировать одномандатников, нарушают права избирателей, которые голосовали за одиночного депутата... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время. Ставится на голосование законопроект под пунктом 2 в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 53 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 162
О проекте федерального закона № 333288-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и установлением требований к условиям осуществления депутатской деятельности".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Вопрос 4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и установлением требований к условиям осуществления депутатской деятельности". Доклад председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Виктора Васильевича Усачёва. Пожалуйста. УСАЧЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен указанный законопроект, внесённый Президентом Российской Федерации и подготовленный комитетом ко второму чтению. Законопроект был принят в первом чтении 7 апреля текущего года. К нему поступило две поправки. Они устраняют юридико-технические неточности и включены в таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Правовое управление Аппарата Государственной Думы по представленному законопроекту замечаний не имеет. С учётом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике рекомендует принять таблицу поправок и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, таблица 1 содержит две поправки. Нужно ли их обсуждать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 35 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3% Результат: принято Принято. Поправок, предлагаемых к отклонению, нет. Я ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона, обозначенный в пункте 4 порядка работы. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 15 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 152
О проекте федерального закона № 333288-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и установлением требований к условиям осуществления депутатской деятельности".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 12. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и установлением требований к условиям осуществления депутатской деятельности". Докладывает полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимирович Минх. МИНХ Г. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается ещё один проект федерального закона в рамках реализации послания президента. Когда мы обсуждали предыдущую законодательную инициативу, я цитировал положения послания президента. Президент Российской Федерации, обращая внимание на необходимость укрепления демократических институтов, назвал десять позиций, и позиция номер два предусматривает, что все партии, представленные в региональных парламентах, должны получить возможность формировать фракции и всем должно быть гарантировано, что из представителей этих партий будут замещаться депутатские вакансии для работы на постоянной основе и на руководящих постах. Инициатива, о которой я сейчас вам буду докладывать, направлена на реализацию этого предложения Президента Российской Федерации. Законопроект развивает положения проекта, который был ранее рассмотрен Государственной Думой, сейчас он уже стал более зрелым с точки зрения своего статуса. Это законопроект, предусматривающий передачу депутатского мандата каждому списку кандидатов, который получил на региональных выборах 5 и более процентов голосов избирателей, но не преодолел заградительный барьер более высокий, если он установлен в соответствующем субъекте Российской Федерации. В настоящее время практика, которая сложилась в соответствии с региональным законотворчеством, свидетельствует о том, что когда какой-либо список, партийный список кандидатов получает один депутатский мандат, то фракция в подобных ситуациях не формируется. Ну, естественно, как мы с вами знаем, статус фракции позволяет любому политическому объединению, политической партии более широко реализовывать свои процессуальные и материальные возможности в рамках регионального парламента, ну и на федеральном уровне, безусловно, это также мы с вами знаем. В связи с этой проблемой законопроект предлагает существенно скорректировать это положение и предполагает, что фракция может включать в себя одного депутата, избранного в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов и получившего один депутатский мандат, то есть та политическая партия, которая преодолеет заградительный барьер и в результате подведения итогов и пропорционального распределения голосов получит только один депутатский мандат, тем не менее будет иметь возможность создавать фракцию. Вторая группа законодательных изменений касается депутата, избранного в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат. Мы с вами помним, что у нас получаются депутаты с двояким статусом: депутат, который получил мандат в результате того, что он допущен к распределению, - это первая позиция, о которой я говорил, и вторая - это депутат, которому передан депутатский мандат, то есть до соответствующего распределения депутатских мандатов. Так вот, что касается депутата, которому передан депутатский мандат, он не может входить ни в одну фракцию. Он может быть членом только той политический партии, в составе списка которой он был избран депутатом. Он вправе входить в депутатское объединение, не являющееся фракцией. И при этом ему предоставляется ряд прав, аналогичных по своему содержанию правам, которые имеются у фракций. Какие это права? Прежде всего, предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, право выступать в законодательном органе субъекта Федерации, получать и распространять материалы и документы и участвовать в работе органа, осуществляющего предварительную подготовку и рассмотрение организационных вопросов (по аналогии с Советом Государственной Думы, если проводить параллели с федеральным парламентом). Кроме того, депутату, избранному в списке кандидатов, которому передан депутатский мандат, должно быть предоставлено право - не менее чем одному из этих депутатов - осуществлять свою депутатскую деятельность на постоянной профессиональной основе. Это то, что сегодня утром коллеги из коммунистической партии, из фракции КПРФ, обозначали как проблему, как определённый элемент несправедливости. Мы также предлагаем в рамках этой законодательной инициативы такую возможность прямо предусмотреть в федеральном законодательстве. И депутатам, избранным в составе списков кандидатов, должно быть также предоставлено право замещать руководящие должности в региональном парламенте в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и регламентом соответствующего парламента. В случае прекращения деятельности политической партии, списку кандидатов которой передан депутатский мандат, в связи с её ликвидацией или реорганизацией, депутат, избранный в составе списка кандидатов такой политической партии, утрачивает права, предоставленные ему наравне с представителями фракции. Эта норма начинает действовать только тогда, когда в единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись о ликвидации или реорганизации указанной политической партии. И с этого дня этот депутат вправе входить в ту или иную фракцию при условии, что он может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит. Данная инициатива, как я уже говорил, направлена на то, чтобы обеспечить дальнейшее укрепление демократических институтов на региональном уровне, должна обеспечить равенство, большее равенство политических партий, которые будут представлены в региональных парламентах, и способствовать дальнейшему развитию политической системы. Благодарю вас за внимание и прошу вас поддержать инициативу Президента Российской Федерации и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста, Гарри Владимирович. Содоклад делает первый заместитель председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Галина Сергеевна Изотова. ИЗОТОВА Г. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и установлением требований к условиям осуществления депутатской деятельности", внесённый Президентом Российской Федерации, комитетом внимательно рассмотрен. В своём докладе Гарри Владимирович достаточно подробно изложил суть внесённого законопроекта, и полагаю, что нет необходимости ещё раз останавливаться на его содержании. Вместе с тем хотелось бы, уважаемые коллеги, подчеркнуть следующее. Предлагаемый проект федерального закона направлен на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года, как отмечал уже Гарри Владимирович, в целях оптимизации и порядка формирования и организации деятельности законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. По мнению комитета, его принятие будет способствовать обеспечению равенства прав избирателей на всей территории Российской Федерации, развитию партийной системы и усилению гражданской ответственности. Уважаемые коллеги, субъекты Российской Федерации в своих отзывах, присланных в комитет, поддерживают данный законопроект, их поступило более сорока. С учётом вышеизложенного Комитет по делам Федерации и региональной политике рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь пока на трибуне. Я поинтересуюсь, есть ли вопросы. Пять вопросов хочет задать фракция ЛДПР, пять рук. Молодцы! (Шум в зале.) Нет, пять, я же считаю количество рук. Все пятеро присутствуют. Пожалуйста, Рохмистров. Консолидируйте, пожалуйста, позицию фракции, задайте вопрос, я думаю, в одном вы уместите всё. РОХМИСТРОВ М. С. Ну как же, все хотят задать вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задавайте, задавайте, Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Гарри Владимирович, содержит ли законопроект в себе идею приведения в соответствие регламентов? Я не имею в виду выборы, выборный процесс, а именно регламенты законодательных собраний, куда выборы уже состоялись на сегодняшний день. Потому что, к сожалению, положения послания президента в этой части победившая партия полностью игнорирует. МИНХ Г. В. Уважаемый Максим Станиславович, я хочу обратить ваше внимание на статью 2 законопроекта, о котором мы с вами сейчас говорим: настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования. А положения статьи 4, за исключением положения, предусматривающего, что фракция включает в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка, применяются в отношении депутатов законодательных органов, которые избраны на выборах, назначенных после дня вступления в силу настоящего закона. То есть как общая норма - безусловно, да, а в отношении фракционной структуры законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации - это только на новые выборы будет распространяться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Журко, по-моему, поднимал руку? Нет. Таскаев, пожалуйста. А, не закончил Гарри Владимирович. Извините. Включите микрофон. МИНХ Г. В. Уважаемые депутаты, я хотел бы ещё вам напомнить, что эта норма тесно связана с нормами того законопроекта, о котором я говорил, по поводу политических партий (сегодня он проходил у нас процедуру второго чтения): политические партии набирают более 5 процентов, но менее заградительного барьера. И тот законопроект тоже предусматривает своё действие в отношении тех выборов, которые будут назначены после его вступления в силу, и он с этим законопроектом увязан. Естественно, этот законопроект не может вступить раньше, чем тот будет реализован. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таскаев. ТАСКАЕВ В. П. Гарри Владимирович, два момента интересны в данном законопроекте. Непонятно всё-таки с пятипроцентным барьером. Мы видим в законопроекте: 5 процентов и более. И всё-таки мы должны чётко определиться: 5 процентов или только более 5 процентов участвуют в распределении мандатов? Это один вопрос. И второе. Непонятно всё-таки с распределением должностей, которое осуществляется законодательным (представительным) органом власти субъекта. Например, в Свердловской области оппозиция практически победила "ЕДИНУЮ РОССИЮ", то есть мандаты распределились в соотношении восемь против шести, а когда распределялись должности, все руководящие должности практически остались у "ЕДИНОЙ РОССИИ". На Ямале то же самое: второе место заняла ЛДПР, однако первые замы и председатель Думы всё равно остались за "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ". Всё-таки хотелось бы, чтобы в этом законопроекте... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Первое, что касается пятипроцентного барьера. 5 и более процентов, то есть 5,0 и так далее, то есть это уже та цифра - 5 процентов ровно, - которая позволяет приобретать один депутатский мандат. Это первое. Второе, что касается того, как на практике будет реализовано положение об участии в распределении, вернее, в замещении руководящих должностей. Здесь мы с вами должны очень чётко понимать федеративную природу Российского государства, Российской Федерации. И ваши примеры, допустим, первый пример... Я так понимаю, что одна из политических партий получила большинство, а в результате голосования в этом парламенте почему-то меньшинство заняло все руководящие посты. Я не очень понимаю это. Или вы чего-то не договариваете, или что-то у депутатов, которые работают в этом законодательном (представительном) органе, с логикой происходит, а может, не с логикой. Поэтому вопрос о том, как будут распределены руководящие должности, - это вопрос о том, как будет работать соответствующий законодательный (представительный) орган. Пример Государственной Думы - это, по-моему, достаточно неплохое и корректное представление о том, как можно реализовать имеющиеся возможности, при том что у одной из политических партий имеется определённое количественное превосходство. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Гарри Владимирович, я из законопроекта понял следующее: партии, которые преодолевают семипроцентный барьер, могут формировать фракции даже при одном мандате. Партии, которые не преодолевают семипроцентный барьер, а преодолевают пятипроцентный и более, получают тот же самый мандат, но не могут формировать фракцию. У меня вопрос: в связи с чем такая дискриминация? Почему один и тот же депутат в одном и том же статусе в одном случае может создавать фракцию, в другом - не может создавать фракцию, а может создавать только, пытаться, избирательное депутатское объединение? Он будет в региональном парламенте слоняться как меньший брат и искать, к кому бы ему примкнуть, и в условиях, существующих сегодня, ответ, наверное, будет очевиден для него, к кому ему примыкать. Не направлена ли вот эта дискриминация на такие... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Валерий Сергеевич, я не вижу здесь дискриминации. Это первое. Второе. Тот вопрос, который вы задаёте, не имеет отношения к этому законопроекту. Этот вопрос имеет отношение к тому законопроекту, который связан с возможностью получения депутатского мандата представителем той политической партии, которая наберёт 5 и более процентов, но недоберёт до заградительного барьера, если он имеется. Поэтому применительно к тому законопроекту, который мы обсуждаем, это отношения не имеет. Но если по сути, то это не "меньший брат" и не ущемлённый депутат, а это депутат, у которого, абсолютно верно вы отметили, иной правовой статус по генезису, по происхождению, по самой природе. Если на уровне субъекта Российской Федерации установлен заградительный барьер и политическая партия этот барьер преодолевает, то даже при получении в результате пропорционального распределения одного депутатского мандата список этой партии допущен к распределению мест. Это место распределённое. За этим депутатом стоит большее количество голосов избирателей, и это количество имеет качественное значение. Это партия, преодолевшая заградительный барьер. И соответственно, депутат или депутаты от этой политической партии, скажем так, статусно более обеспечены процессуальными полномочиями для создания фракции и при этом имеют соответствующий набор опций для реализации своих депутатских полномочий. А те политические партии, которые не преодолели заградительный барьер, - они, безусловно, имеют другой статус. За ними меньшее количество голосов избирателей, они менее представительны в этом отношении. И поэтому статус того депутата, которому будет передан (подчёркиваю: это два разных термина, за ними разный правовой статус) депутатский мандат... До распределения он, естественно, будет иметь меньшие процессуальные полномочия для того, чтобы реализовать свой депутатский мандат. Поэтому, повторяю, здесь разная правовая природа, здесь разная степень поддержки со стороны избирателей и в соответствии с этим разный правовой статус, но это не ущемление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Волчек. Сколько ещё будет вопросов от фракции ЛДПР? ВОЛЧЕК Д. Г., фракция ЛДПР. Вы посчитали вначале пять, сейчас уже будет четвёртый, поэтому несложно догадаться, что ещё один. Можно продолжать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно, у вас микрофон включён. ВОЛЧЕК Д. Г. Уважаемый Гарри Владимирович, хочу конкретизировать вопрос коллеги Таскаева и всё-таки попросить вас ответить на вопрос: если вы дали правовой статус депутату в единственном числе, который так или иначе может в парламенте называться фракцией, то почему не конкретизировать должность в руководящем составе парламентов наших регионов, которую может занимать такой избранный депутат от одной партии, прошедшей пятипроцентный барьер? Хотя бы для депутата, партия которого в Федеральном Собрании имеет своё представительство как фракция. Я думаю, что вода, которая содержится в законе, о том, что может замещать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Денис Геннадьевич, Гарри Владимирович уже отвечал на этот вопрос. Ещё раз будете отвечать, Гарри Владимирович? Пожалуйста. МИНХ Г. В. Я согласен с тезисом, что повторение - это мать учения, но я всё-таки себя не рассматриваю здесь как некоего учителя, потому что это неправильно. Но, уважаемые коллеги, поймите ещё раз, это вопрос не воды, это вам кажется, что это вода или что я пытаюсь уйти от ответа на вопрос. Вы всё-таки посмотрите на нашу политическую систему не в рамках конкретной нормы конкретного законопроекта, а комплексно, относительно Российской Федерации. Соответственно этому у нас есть то, что мы называем общими принципами организации законодательных (представительных) органов власти, исполнительных органов власти субъектов, а есть конкретика и специфика. И вы знаете, что даже по наименованию, по структуре и по целому ряду других параметров парламенты достаточно существенно отличаются. И поэтому говорить здесь, на федеральном уровне: "Раз ты получил один депутатский мандат, то быть тебе как минимум заместителем председателя соответствующего парламента, потому что у тебя ещё и на федеральном уровне есть фракция" - это, на мой взгляд, абсолютно неправильно. Поэтому ещё раз повторяю: здесь нет никакой воды. Здесь устанавливаются общие принципы организации законодательных (представительных) органов субъектов. Кстати, закон, в который мы вносим изменения, ровно так и называется. Я понимаю и помню идею вашего партийного лидера: "Мы империя, мы должны быть централизованным унитарным государством", - но хочу заметить и уверить вас в том, что в рамках Конституции Российской Федерации это пока ещё только идея вашего лидера, а реальность конституционно-правовая несколько иная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов, да? Я помню, что было пять рук. Но это, видимо... Больше никто не настаивает. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть двое желающих, и оба от фракции... А, трое, двое - от фракции ЛДПР. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пока никто не внёс. Депутат Слиска, ваше предложение. Включите микрофон. СЛИСКА Л. К., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, я предлагаю по одному депутату от фракции выступать по законопроектам первого чтения, и не более пяти минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложение депутата Слиска: по одному выступлению от фракции с пятиминутным регламентом. Ставлю на голосование данное предложение. Голосуйте, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я не сказал, извините. Включите, пожалуйста, режим голосования. Я думаю, что когда я такую длинную паузу делаю, то наша регламентная группа уже должна понимать по интонации. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 14 сек.) Проголосовало за 318 чел.97,5% Проголосовало против 8 чел.2,5% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 326 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Я сейчас процитирую Коломейцева, он настаивает, просто у него не был включён микрофон. Он сказал следующее: "Дайте вы им высказаться, они выскажутся и уйдут из зала". Но я в это не верю. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Напросился. Кто выступает от фракции КПРФ? Настаивает ли кто-то? Нет. Фракция ЛДПР. Депутат Волчек Денис Геннадьевич выступает от фракции. Пожалуйста. ВОЛЧЕК Д. Г. Уважаемые коллеги, многие из нас прошли региональные парламенты и органы местного самоуправления в регионах, во всяком случае такие депутаты здесь есть. Все мы знаем прекрасно, особенно представители партий, которые сегодня так или иначе называются оппозиционными, что чем дальше от центра, чем дальше от Москвы, тем всё более хамское и всё более предвзятое поведение партии, побеждающей в выборах, или представителей власти, которые от этой партии руководят регионами. Поэтому, когда закон касается региональных парламентов и всего того, что мы принимаем для защиты так называемой оппозиции, для защиты маленьких партий или партий, которые не победили, не набрали 51 процент в региональных парламентах, мы это приветствуем, партия ЛДПР. Всё, что направлено на защиту маленьких партий, всё будет нами приветствоваться: и чтобы депутат назывался фракцией, хотя половина депутатов даже Госдумы, когда об этом с трибуны говорят, представляя себе вот этого депутата практически в клоунском колпаке под названием "фракция", зашедшим в зал регионального парламента, улыбаются, да практически все... Норма хорошая, движение должно быть, законы правильные. Раз мы вводим норму в регламент работы парламентов региональных о том, что один депутат может быть фракцией, ничто не мешает нам ввести и норму о конкретной должности. Если эта самая фракция в лице одного депутата от партии, прошедшей пятипроцентный барьер, может быть в парламенте региона, и эта же партия прошла семипроцентный барьер в Государственную Думу, и в Государственной Думе есть фракция из представителей партии, ничто не мешает ввести норму о должности заместителя председателя во всех парламентах наших регионов, которую имеет право занимать представитель партии, оказавшийся в единственном числе. Может быть, он сам выберет, называться ему фракцией, заходя в зал, или занять должность заместителя председателя парламента. И это нормальный, абсолютно нормальный выход из ситуации, как и ещё много-много других вещей, которые можно ввести и которые будут достаточно демократичными, для того чтобы защитить оппозицию от произвола партии, победившей в выборах на местах. И все мы это знаем! Последние примеры, сегодня об этом говорили, тысячи примеров: ни одной должности никому не дают. Я прошу, прошу вас услышать это и донести, не знаю, до президента, до людей, которые разрабатывают такого рода законы, что ничего не мешает нам ввести нормы, которые будут работать. Нормы, которые просто прописаны, - имеет право замещать должность, - они не будут работать. Максимум, что вы решили, это решили вопрос, что один депутат будет называться фракцией. Всё! Если будет возможность решить вопросы так, чтобы была возможность действительно работать в парламенте, иметь действительно название в региональном парламенте... Я думаю, что один человек, у которого есть за спиной партия в Госдуме, имеет право на должность заместителя председателя, потому что это даёт возможность партии быть представленной, даёт реальные возможности для работы, даёт возможность быть представленными в органах госвласти. Название фракции для одного человека - это большой прорыв вперёд, это огромный шаг в условиях демократии, но нам кажется, что этого мало. Фракция ЛДПР будет поддерживать закон о защите депутатов региональных парламентов, которые прошли пятипроцентный барьер, до семипроцентного барьера, но хотелось бы, чтобы этим не ограничились, потому что глобальная проблема совместного существования в парламентах региональных партий, набравших не самый высокий процент голосов, остаётся, проблема большая, и она не решена этими двумя законами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Шеин. Коллеги, могу я с вашего согласия договориться о следующем: мы рассматриваем этот закон до завершения, а после этого я объявлю перерыв? Не надо ставить на голосование? Все согласны. Спасибо. ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, абсолютно правильный закон, который напрямую вытекает в том числе и из логики снижения самого барьера по прохождению в состав региональных парламентов. Более того, я хочу сказать, в ряде субъектов Федерации аналогичные нормы действуют. В частности, в астраханском региональном парламенте ещё в 2006 году каждая прошедшая депутатская группа, каждая прошедшая фракция имела право на должность зампреда областной думы, что является абсолютно верным. Наша фракция, естественно, поддержит данную законодательную инициативу. Вместе с тем я хотел бы использовать то время, которое сейчас мне предоставляется, для того, чтобы в целом вернуться к теме, которая обсуждается сегодня, к теме демократизации избирательного законодательства, к теме, связанной с вопросами демократизации работы региональных парламентов, ибо мы видим, что те движения, которые сегодня пошли на российском уровне, уже существенно меняют политическую картину: было у "ЕДИНОЙ РОССИИ" 67 процентов, стало 47. Для кого это в первую очередь хорошо? Хорошо это в первую очередь для самой "ЕДИНОЙ РОССИИ", которая благодаря честным нормальным выборам демократическим может формировать более чёткую и разумную кадровую политику, избавляться от тех людей, которые партию дискредитируют, в частности в Астрахани, о чём здесь говорил коллега Гудков, где были у нас опять криминальные выборы с избиением наших товарищей прямо на избирательных участках и где пытались активно против наших коллег возбуждать совершенно надуманные и фиктивные уголовные дела. Далее. Очевидно, что и отмена досрочного голосования идёт в рамках логики демократизации избирательного процесса, но я хотел бы ещё раз отметить те позиции, с которых выступает наша фракция. Это отмена открепительных удостоверений, и то, о чём говорили коллеги наши из фракции ЛДПР, мы целиком поддерживаем, такая проблема существует, нельзя делать вид, что её нет, и понятно, что она будет как раз более активно проявляться в ходе выборов в региональные парламенты. Это вопросы, касающиеся финансирования на следующий год, и я хотел бы обратиться непосредственно к представителю президента Гарри Владимировичу. Это тема финансирования в следующем году из бюджета всех избирательных комиссий, по крайней мере в городах регионального значения, расходов на веб-камеры, на КОИБы, на сканирующие устройства. Это, бесспорно, тема, касающаяся формирования избирательных комиссий на равной пропорциональной основе от всех парламентских партий. Если у нас на равной основе мы здесь, в Госдуме, формируем ряд органов, в частности Счётную комиссию (она у нас тоже достаточно демократично формируется), очевидно, что избирательная комиссия - это как раз тот уровень, когда орган может формироваться не одной партией, якобы имеющей большинство в обществе, а всеми партиями. Отсюда, кстати, вытекает логика закрепления от партий, прошедших в региональные парламенты, квот по замещению руководящих должностей, ибо абсолютно очевидно, что если прошедшие депутаты не имеют возможности нормально, адекватно работать, то есть не имеют возможности для освобождённой работы, не имеют определённых руководящих площадок, то все демократические выборы впоследствии приводят к тому, что партии, которые не относятся у нас к категории формально правящих, эти партии лишены возможности качественно вести работу по выполнению своих избирательных программ. Поэтому ещё раз хочу отметить, что мы поддерживаем логику настоящего законопроекта целиком. И ещё раз хочу обратить внимание, в первую очередь администрации президента, потому что это вопрос не формальный, это вопрос именно политического руководства, на те события, которые происходят в регионах, в частности и в Алтае, то, что упоминалось, и в Хабаровском крае, когда "ЕДИНАЯ РОССИЯ" получила меньше половины от общего количества голосов избирателей, но получила 100 процентов руководящих должностей в органах управления региональных парламентов. Это всё же не демократическая практика, и практика, которая, наверное, согласовывается "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" с частью администрации президента, к сожалению, потому что Кремль большой, башен в нём много. Но мы видим, что те башни, где осмысливаются рациональные решения, они начинают всё-таки доминировать в нашем политическом пространстве. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше никто не настаивает на выступлении. Пожалуйста, заключительное слово, Гарри Владимирович Минх, у вас есть возможность выступить. МИНХ Г. В. Спасибо, уважаемый Олег Викторович! Уважаемые коллеги, я единственное хочу сказать... Ну, во-первых, поблагодарить за поддержку, второе, - может быть, у меня действительно не очень чётко это прозвучало - новелла есть ещё одна очень важная о том, что те политические партии, которые будут представлены в региональном парламенте, обязательно будут иметь хотя бы одну должность, замещаемую на постоянной профессиональной основе. При этом, уважаемый Николай Васильевич, - хоть вы и показали, я уж не знаю, чью должность, как такую маленькую, - хочу вам напомнить, что, если вспомнить законодательство о статусе парламентария, все парламентарии равны между собой и даже руководитель соответствующей палаты - это первый среди равных. Поэтому не надо, конечно, приуменьшать свою роль и значение, я имею в виду не депутатов Государственной Думы, а депутата в принципе как статусную фигуру. И третье. Уважаемые коллеги, меня несколько беспокоит ситуация, когда - ну, по-моему, первым был коллега Юрчик, но не сегодня, а некоторое время назад, потом сегодня коллеги из ЛДПР и из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" - все высказывают одну мысль: Гарри Владимирович, вы передайте президенту или окружению. Уважаемые коллеги, мой статус полномочного представителя президента в Государственной Думе, в частности, имеет как раз одну из таких составляющих - что я являюсь тем звеном, которое обязано информировать президента и руководство администрации обо всём, что происходит значимого и, может быть, не очень значимого в Государственной Думе. Поэтому если вы таким образом ставите вопрос, то возникает необходимость, во-первых, вас об этом проинформировать, а во-вторых, обратить ваше внимание на то, что я нахожусь в зале практически постоянно и стараюсь всё, ну, если не понять, то хотя бы выслушать, а если понять, то по мере своих возможностей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, это непростая работа. Пожалуйста, Галина Сергеевна Изотова. Нет, не настаивает. Уважаемые депутаты, тогда я имею возможность поставить на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и установлением требований к условиям осуществления депутатской деятельности", первое чтение. Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 37 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9% Результат: принято Принято.