Заседание № 163

14.05.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 333279-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с изменением порядка досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1078 по 1098 из 6404
Вопрос 3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в            
референдуме граждан Российской Федерации" в связи с изменением порядка          
досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления". Доклад     
председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному   
строительству Владимира Николаевича Плигина.                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к     
процедуре третьего чтения, замечаний нет. Предлагаем принять законопроект в     
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По мотивам выступят Жириновский Владимир Вольфович, Коломейцев Николай          
Васильевич и Шеин. Проект федерального закона выносится на "час голосования".   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2253 по 2416 из 6404
Переходим к пункту 3.                                                           
                                                                                
Владимир Вольфович Жириновский, пожалуйста.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы давно уже просили, чтобы вообще отменили любые формы       
досрочного голосования - на дому и по открепительным талонам. Это связано с     
тем, что здесь нарушаются права самих избирателей. Если вы посмотрите, как      
идёт подсчёт голосов, то увидите, что, как правило, когда голосование           
досрочное или на дому, голосуют почему-то все за одну партию. И чтобы как-то    
сгладить впечатление, некоторые председатели, члены избиркомов сваливают в      
одну кучу бюллетени тех, кто проголосовал сегодня на участке, и тех, кто        
(собрали урожай до дня голосования) досрочно. Это приводит к искажению          
результатов выборов, деформации сознания. Если вот, допустим, больной человек   
лежит в кровати, не может пойти, к нему подходят, подсказывают: "Вот            
бюллетень". - "А где отметить?" - "Вот здесь галочку поставьте". И он           
поставит галочку там, где им надо. Поэтому идеальный вариант в будущем -        
полностью отказаться от всех видов голосования за пределами избирательных       
участков. Кто-то скажет, что есть далёкие полярные станции, допустим,           
погранзаставы, труднопроходимые места. Ну что делать! Люди же не вечно там      
находятся, они там один год, два года, три года, а цикл у нас шестилетний       
теперь, в следующий раз они сумеют проголосовать в нормальных условиях по       
месту жительства. Любая форма досрочного голосования толкает к искажению        
результатов. Где бюллетени находятся? В руках определённого чиновника. Он       
может вскрыть урну, вложить любые бюллетени, снова её закрыть, поставить        
печати - и вечером никто смотреть не будет уже при подсчёте голосов, какие      
печати, какая урна, какие бюллетени. И вот такое искажение результатов никому   
ничего хорошего не даёт.                                                        
                                                                                
Некоторым товарищам хочется, чтобы у нас, так сказать, демократия была как на   
Востоке, в Китае, а экономика - как на Западе. Такого не получится. Если мы     
хотим модернизации, инноваций, улучшения, то давайте демократию сделаем как     
на Западе, тогда и экономика будет как на Западе. А если китайская демократия   
у нас или туркменская, а хотим, чтобы экономика была хотя бы как польская или   
литовская, - не получится. Вот один из путей перехода к нормальной демократии   
- данный закон - поддерживаем, но он ещё не полностью исключает искажения,      
поэтому в будущем мы надеемся добиться того, чтобы все голосовали только на     
избирательном участке и только до шести вечера. Результаты объявляться должны   
в 20 часов всей стране. И только электронное голосование, чтобы никакие         
грязные руки не прикасались к бюллетеням, а тем более к протоколам при          
подсчёте, потому что каждый раз, мы видим, отличаются результаты, протокол      
первичный отличается от протокола, который идёт уже по линии территориальной    
комиссии. То есть не только бюллетени мы не можем обезопасить, но ещё и         
протоколы... (Микрофон отключён.)                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось время.                                        
                                                                                
Пожалуйста, депутат Коломейцев Николай Васильевич.                              
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мы принимаем на десяти            
страницах поправки к трём статьям. Но я не согласен с Владимиром Вольфовичем    
- чтобы выборы вообще отдать одному человеку, администратору, который сидит в   
администрации и может вам нарисовать любые результаты.                          
                                                                                
Мы поддерживаем вот эти поправки, мы считаем, что здесь единственная есть       
мера, пусть мизерная, но она сокращает возможность фиктивного досрочного        
голосования, - это указание причины в заявлении. Но мы убеждены, что            
досрочное голосование, как это было в Сочи, где 32 процента проголосовали       
досрочно... Вдумайтесь, 32 процента! Это значит, что всех под конвоем повели    
- работающих в администрации, в муниципальных учреждениях и во всех             
управляющих компаниях, которые, как правило, возглавляют родственники           
администраторов.                                                                
                                                                                
Мы считаем, что наличие вот здесь, в поправке, такой оговорки, как отсутствие   
транспортного сообщения, тоже приведёт к учащению случаев досрочного            
голосования, потому что сегодня в связи с отменой муниципальных транспортных    
предприятий они все коммерческие и их рейсы можно в любой момент отменить       
из-за неэффективности, экономической нецелесообразности.                        
                                                                                
Кроме того, мы глубоко убеждены, что без внесения в закон нормы об уголовной    
ответственности за вмешательство, квалифицируемое как захват власти, - потому   
что иначе это нельзя квалифицировать, за это должны давать не менее десяти      
лет, - мы не избежим вмешательства в избирательный процесс. Мы также глубоко    
убеждены, что необходимо отменить голосование вне помещений.                    
                                                                                
Да, наверное, надо внести поправки в закон о том, что неучастие в голосовании   
любого из уровней лишает избирателя возможности обращаться к власти этого       
уровня для решения своих проблем. Это резко повысит демократическую             
ответственность избирателя за результаты выборов. В противном случае мы будем   
продолжать тратить больше всех на антикризисные меры - а мы потратили 12,6      
триллиона рублей - и иметь самые низкие результаты от этих вложений, потому     
что мы вместо развития нанотехнологий делаем Чубайсу из ваучеров облигации,     
понимаете? Мы с вами вместо того чтобы развивать собственное производство...    
у нас Волгоградский тракторный завод в год своего 80-летия выпустил аж два      
трактора за четыре месяца.                                                      
                                                                                
Мы можем говорить об инновациях и других вопросах, но избирательный процесс     
является главным в формировании квалифицированной и эффективной власти. И мы    
за то, чтобы ужесточить ответственность за нарушение избирательного             
законодательства.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шеин Олег Васильевич.                             
                                                                                
У нас, коллеги, остаётся около трёх минут. Я предлагаю тогда работать до        
завершения рассмотрения данного вопроса. Согласны? Спасибо.                     
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Естественно, наша фракция будет голосовать за данный законопроект. Мы очень     
долго боролись вместе с коллегами из ЛДПР, КПРФ за принятие соответствующих     
решений. Но абсолютно очевидно, что сегодня нельзя ограничиваться только        
принятием закона об отмене досрочного голосования. Действительно, необходимо    
принять решение о том, чтобы действительно отменить голосование по              
открепительным удостоверениям, потому что мы отлично понимаем, какие будут      
масштабы манипуляций в этом направлении, когда речь дойдёт до выборов в         
органы государственной власти - как в федеральные органы государственной        
власти, так и в органы власти субъектов Федерации. Необходимо, чтобы Чуров      
пояснил, в том числе с включением от ЦИК соответствующих предложений в бюджет   
2011 года, как именно Центральная избирательная комиссия собирается насытить    
участковые комиссии в крупных городах, региональных столицах комплексными       
агрегатами обработки бюллетеней, веб-камерами. Необходимы чёткие инструкции,    
чтобы эти веб-камеры смотрели именно туда, куда надо, - на урны и на            
избирательные комиссии, а не куда-то в сторону. Эти решения нужно принимать в   
этом году, не откладывая.                                                       
                                                                                
Необходимо, чтобы было принято решение об открытой публикации списков всех      
избирателей, которые участвовали в выборах, и в этом случае мы поймём,          
голосовали ли мёртвые души, голосовали ли покойники, голосовали ли те, кого с   
нами уже нет десять лет. А мы знаем, что покойники - это не наши избиратели,    
это не избиратели "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", это не избиратели ЛДПР, это не         
избиратели КПРФ, это избиратели другой организации. И надо, чтобы эти списки,   
естественно, могли быть открытыми, прозрачными для всех участников              
избирательного процесса.                                                        
                                                                                
Необходимо, чтобы у нас были приняты решения наконец - и Центральная            
избирательная комиссия, я знаю, официально поддержала эту позицию - о выборах   
в органы местного самоуправления на партийной пропорциональной основе,          
естественно, с сохранением доли и мажоритарных, и одномандатных округов.        
Необходимо перестроить выборы в органы власти в субъектах Федерации, тоже       
усилив роль и влияние партий. И все эти решения, ещё раз хочу подчеркнуть,      
нужно принимать в этом, 2010-м, году, не откладывая.                            
                                                                                
И самое главное в нашем понимании, в понимании нашей фракции - я хотел бы,      
чтобы коллеги из ЛДПР и КПРФ эту тему тоже ни в коем случае не забывали, -      
формировать все избирательные комиссии на равной, пропорциональной основе       
между всеми четырьмя политическими партиями. И когда системные администраторы   
будут направлять данные из избирательных участков через ГАС "Выборы" наверх,    
необходимо, чтобы эти протоколы, эти бумаги обязательно подписывали бы          
представители всех четырёх партий, которые должны иметь своего представителя    
на равной основе и среди председателей комиссии, и среди секретарей.            
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы завершили обсуждение, я ставлю на             
голосование в третьем чтении проект федерального закона, который у нас в        
повестке стоит под пунктом 3.                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              442 чел.98,2%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    443 чел.                                          
Не голосовало                   7 чел.1,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 162

12.05.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 333279-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с изменением порядка досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1839 по 1893 из 6484
Пункт 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в            
референдуме граждан Российской Федерации" в связи с изменением порядка          
досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления". Доклад     
председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному   
строительству Владимира Николаевича Плигина.                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный            
законопроект принят в первом чтении 7 апреля 2010 года. Он направлен на         
реализацию положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному      
Собранию от 12 ноября 2009 года.                                                
                                                                                
К законопроекту поступила одна поправка, включённая в таблицу поправок 1,       
рекомендованных комитетом к принятию. Прошу проголосовать за таблицу 1 и        
принять законопроект во втором чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, нужно ли обсуждать эту одну поправку, которая в таблице      
предлагаемых к принятию? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1,       
рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              407 чел.90,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    407 чел.                                          
Не голосовало                  43 чел.9,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона во втором чтении, пункт 5    
порядка работы. Кто за? Прошу голосовать.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              444 чел.98,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 152

07.04.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 333279-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с изменением порядка досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2174 по 2372 из 6207
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в            
референдуме граждан Российской Федерации" в связи с изменением порядка          
досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления".            
Докладывает полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе Гарри Владимирович Минх.                                   
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше     
рассмотрение выносится проект федерального закона "О внесении изменений в       
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на          
участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с изменением        
порядка досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления".    
Законопроект внесён Президентом Российской Федерации. Это ещё одна из мер,      
которая была заявлена в Послании Президента Российской Федерации Федеральному   
Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года.                           
                                                                                
В законопроекте предлагается изложить в новой редакции статью 65 федерального   
закона, посвящённую досрочному голосованию. Уточняется процедура досрочного     
голосования, и исчерпывающим образом описываются ситуации, в которых            
проводится досрочное голосование. Как и в действующей редакции, предлагается    
установить норму о том, что досрочное голосование разрешается проводить не      
ранее чем за пятнадцать дней до дня голосования. А во-вторых, как я уже         
сказал, уточняются те нормы, которые устанавливают основание проведения         
досрочного голосования.                                                         
                                                                                
Досрочное голосование предполагается проводить исключительно в следующих        
случаях: на выборах всех уровней и на референдуме для всех избирателей на       
избирательных участках, которые образованы в труднодоступных или отдалённых     
местностях, на судах, которые находятся в день голосования в плавании, а        
также на полярных станциях. Кроме того, досрочное голосование может быть        
организовано и проведено в течение нескольких дней для групп избирателей,       
которые находятся в значительно удалённых от помещения для голосования          
местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено и где в    
связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по               
избирательному участку, как в том случае, о котором я говорил чуть ранее.       
Кроме того, на федеральных выборах и на федеральном референдуме возможно        
проведение досрочного голосования для всех избирателей на избирательных         
участках, которые образованы за пределами территории Российской Федерации, а    
также для групп избирателей, которые проживают за пределами территории          
Российской Федерации. По иным основаниям досрочное голосование на выборах       
всех уровней и на референдуме Российской Федерации не проводится.               
                                                                                
Таким образом, одна из основных новелл законопроекта состоит в том, чтобы       
исключить досрочное голосование на выборах в органы местного самоуправления     
по любым основаниям. Такие предложения сделаны в представляемом вам             
законопроекте для того, чтобы предотвратить те негативные явления, которые      
иногда имеют место при организации досрочного голосования, и прежде всего на    
муниципальном уровне. Почему я говорю, что прежде всего на муниципальном        
уровне?                                                                         
                                                                                
Сравнительный анализ результатов голосования на выборах, которые проходили на   
уровне законодательных (представительных) органов власти субъектов (последние   
выборы проходили в восьми субъектах), показал, что, во-первых, процент лиц,     
которые проголосовали досрочно, по сравнению с предыдущими выборами             
практически не изменился, а во-вторых, этот процент, реально это даже не        
процент, а доли процента, это десятые и сотые доли процента... Там              
максимальное количество проголосовавших досрочно достигало не более             
полупроцента. Когда проанализировали ситуацию на выборах в крупных городах,     
городских поселениях, на муниципальном уровне, то по отдельным муниципальным    
образованиям количество проголосовавших досрочно достигало 3,5 процента, а      
иногда 4,8 процента. Таким образом, ещё раз хочу обратить ваше внимание на      
то, что в основном эта проблема (по крайней мере статистические данные)         
вызывает вопросы применительно к проведению соответствующих избирательных       
кампаний на муниципальном уровне.                                               
                                                                                
Если говорить о досрочном голосовании для избирателя, который по уважительной   
причиной не может голосовать, отсутствует по месту своего жительства на         
избирательном участке, то такая возможность будет сохранена применительно к     
референдуму субъекта, к местному референдуму при условии, что законом           
субъекта не предусматривается возможность голосования по открепительным         
удостоверениям. И участникам референдума, о которых я говорю, которые не        
смогут по уважительной причине присутствовать по месту своего жительства,       
должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путём заполнения   
бюллетеня в помещении соответствующей комиссии. Но повторюсь: речь идёт         
только о референдуме, не о выборах.                                             
                                                                                
Кроме того, такая новелла новая: естественно, когда день голосования на         
референдуме совмещается с днём голосования на выборах, то участник              
референдума может проголосовать досрочно в помещении той комиссии, которая      
выдаёт открепительные удостоверения.                                            
                                                                                
Есть ещё ряд технических деталей, о которых я говорить не буду.                 
                                                                                
И хочу обратить внимание на вступление положений закона в силу, которое         
предлагается данным законопроектом. Как и по всем другим инициативам, которые   
направлены на корректировку избирательного законодательства,                    
предусматривается, что те изменения, которые предлагаются этим                  
законопроектом, будут применяться к правоотношениям, которые возникают в        
связи с проведением выборов в органы местного самоуправления, которые будут     
назначены после дня вступления в силу данного закона.                           
                                                                                
Ещё раз хочу обратить ваше внимание на то, что это последовательная позиция     
президента, которая реализуется уже в целом ряде инициатив, которые вы          
рассматривали, и направлена она на то, чтобы обеспечить дальнейшее развитие     
политической системы Российской Федерации и дальнейшее совершенствование        
избирательного законодательства.                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать инициативу президента и                
проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении.                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                               Н. В. Герасимова                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Присаживайтесь.              
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по конституционному законодательству и           
государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста.       
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Глубокоуважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Гарри      
Владимирович отметил, что данный законопроект направлен на реализацию           
положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от     
12 ноября 2009 года. Целью законопроекта является уточнение порядка             
применения досрочного голосования на выборах в органы местного                  
самоуправления, корректируются целый ряд других положений статьи 65 закона      
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме      
граждан Российской Федерации" и некоторые технические положения.                
                                                                                
Позвольте в этой связи отметить, что предмет данного законопроекта подробно     
обсуждался на заседании рабочей группы, которая создана по инициативе           
Президента Российской Федерации и в которую включены представители всех         
политических партий, действующих в настоящее время в России, а также            
представители Общественной палаты, Центральной избирательной комиссии,          
Администрации Президента Российской Федерации. Собственно говоря, эта формула   
явилась компромиссной формулой, она, ещё раз хочу подчеркнуть, обсуждалась      
всеми представителями. Таким образом, при обсуждении возникал вопрос об         
имевших место, а, может быть, иногда и воображаемых противоправных действиях,   
которые были связаны со злоупотреблением избирательными правами при досрочном   
голосовании, действительно обращалось внимание особенно на возможные            
нарушения в случаях проведения выборов в органы местного самоуправления.        
                                                                                
При этом точно так же анализировалось и положение, связанное с возможностью     
отказаться в принципе от досрочного голосования. В этой связи законопроектом    
закрепляются положения, достаточно точно описывающие ситуации, связанные с      
досрочным голосованием, а именно: в труднодоступных, отдалённых местностях,     
на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, а    
также в тех случаях, когда избирательный участок находится за пределами         
Российской Федерации. В этих ситуациях досрочное голосование необходимо для     
реализации активного избирательного права. Я думаю, что с этим положением       
также согласны и все участники, и политические партии, и фракции,               
представленные в Государственной Думе.                                          
                                                                                
С учётом этих замечаний прошу проголосовать за данный законопроект и его        
принятие в первом чтении.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчикам? Один, два, три, четыре,      
пять вопросов.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Останина, ваш вопрос.                                       
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к Гарри Владимировичу. Уважаемый Гарри Владимирович,      
вряд ли в этом зале вы найдёте противников законодательной инициативы           
президента, и даже не потому, как сказал Владимир Николаевич Плигин, что это    
результат согласованной работы, а потому, что все понимают, что здесь и         
кроется одна из возможностей искажения результатов голосования, или             
волеизъявления, наших избирателей. Я не могу согласиться, правда, с той         
небольшой погрешностью, которую вы, приводя статистику, допустим, сказав, что   
это незначительная доля избирателей. На самом деле она доходит иногда до        
десятков процентов, но хотелось бы задать вам такой вопрос. Данный              
законопроект касается только местных выборов и референдумов. Не                 
предполагается ли распространить норму этого закона на выборы другого уровня,   
потому что более значительные голосования досрочные имеют место на выборах в    
органы власти субъектов Федерации, в Государственную Думу? Готовится ли такой   
законопроект?                                                                   
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемая Нина Александровна, видимо, я не совсем точно выразил      
свою мысль, поэтому у вас возникло сомнение в точности приводимой статистики.   
Я ещё раз тогда подчеркну, что применительно к выборам на уровне субъектов      
Российской Федерации эти цифры совсем небольшие, это доли процента. И           
единственный субъект - это Ямало-Ненецкий автономный округ, в котором понятно   
почему такие цифры. Потому что это северные районы, это труднодоступные         
места, это очевидно, и здесь цифра на предыдущих выборах была 3,39 процента,    
на текущих выборах - 3,08 процента, то есть, как вы видите, статистика          
достаточно стабильная. По всем остальным без исключения семи областям, краям    
и республикам цифры - менее 1 процента. Менее 1 процента! Речь идёт о           
последних выборах, выборах по восьми субъектам Российской Федерации. Это        
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Применительно к выборам на муниципальном уровне я, наоборот, говорил,   
что цифры существенно отличаются.                                               
                                                                                
И последнее, отвечая на вопрос уже по существу: на всех без исключения          
выборах и референдуме Российской Федерации предлагаемые нормы предусмотрено     
использовать, на всех без исключения выборах. Единственное дополнение - это в   
отношении федеральных выборов и тех лиц, которые проживают за пределами         
Российской Федерации. Понятно, что это не муниципальные выборы, не выборы в     
субъектах, а федеральные выборы. За этим единственным исключением эти новеллы   
распространяются на все выборы.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2392 по 3181 из 6207
Депутат Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос, пожалуйста.                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, вероятно, ваши аналитические службы, учитывая     
частую сменяемость мэров города Сочи, не рассказали вам, что там число          
досрочно проголосовавших составило более 30 процентов, если точно - 32          
процента. В связи с этим я хотел бы у вас спросить: не считаете ли вы           
возможным всё-таки определить ограниченный перечень случаев досрочного          
голосования? Скажем, члены участковых территориальных избирательных комиссий,   
которые в день голосования, естественно, должны быть на местах, вероятно, не    
имеют возможности голосовать на участках там, где они прописаны. Это первое.    
                                                                                
Второе. Может быть, обозначить чётко перечень мест, которые можно считать       
труднодоступными, а не давать это на откуп субъекту, который в принципе в       
условиях нынешней неразберихи может определить как труднодоступную даже         
деревню, находящуюся в 20 километрах от районного центра?.. (Микрофон           
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, ответ, Гарри Владимирович.                                          
                                                                                
МИНХ Г. В. При всём понимании тех проблем, которые сегодня мы с вами            
обсуждаем, и при абсолютно таком же, как у вас, подходе, то есть при            
понимании, что нам необходимо создавать максимально понятные механизмы,         
которые бы защищали нас, как и любую систему, от дурака так называемого, в      
широком смысле этого слова, тем не менее на федеральном уровне брать на себя    
обязанность и ответственность определять, какие районы или местности являются   
отдалёнными или труднодоступными, - это было бы, наверное, неправильно. Что     
касается того, можно ли обозначить профессии тех лиц, которые имеют право на    
досрочное голосование. Я думаю, что это в принципе неправильно, потому что у    
нас по Конституции все равны, независимо от занимаемой должности, рода          
занятий и так далее, там указан целый перечень факторов. Это первое.            
                                                                                
Второе. Например, могу вам привести данные, которые ко мне поступили из         
Томской области. Вот по информации оттуда, в муниципальном образовании          
Александровский район проживают семь тысяч избирателей, в труднодоступных и     
отдалённых районах проживают семь тысяч шестьсот восемьдесят избирателей, в     
Парабельском районе - десять тысяч двести сорок один избиратель, в              
Каргасокском районе - семнадцать тысяч сто один избиратель и так далее. А       
есть ещё отдельные населённые пункты, поселения, где проживают люди, которые    
относятся к коренным малочисленным народам Севера. И конечно, все эти           
обстоятельства мы с вами из федерального центра не увидим. А с точки зрения     
инфраструктурных и коммуникационных возможностей иного варианта того, как       
организовать там досрочное голосование, мы с вами найти не сможем, там ведь     
десятки тысяч избирателей. Это только по территории одной Томской области я     
вам привожу примеры.                                                            
                                                                                
Я думаю, что то, что мы с вами делаем, - это существенный шаг в направлении     
минимизации каких-то манипуляций и недобросовестного голосования. А дальше      
уже посмотрим, насколько мы с вами справились с этими проблемами, которые       
таким путём пытаемся решать.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович.                              
                                                                                
Депутат Таскаев Владимир Павлович, ваш вопрос.                                  
                                                                                
ТАСКАЕВ В. П., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный законопроект, внесённый президентом, ограничивает     
возможность фальсификации на выборах. Но всё-таки хотелось бы от Гарри          
Владимировича услышать: а как мы данным законопроектом ограничим влияние на     
избирателей, обеспечим честные досрочные выборы, если организаторы досрочных    
выборов часто работают в пользу какой-либо партии или каких-то влиятельных      
людей? Как мы обеспечим минимум влияния на досрочных выборах?                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Павлович.                               
                                                                                
Пожалуйста, Гарри Владимирович.                                                 
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Владимир Павлович, я думаю, что мы это всё абсолютно       
спокойно можем обеспечить в рамках того нормативно-правового регулирования,     
которое уже у нас имеется. Вы не хуже меня знаете, что есть нормы Уголовного    
кодекса, есть нормы Кодекса об административных правонарушениях, есть нормы     
избирательного законодательства, и в тех случаях, когда нормы избирательного    
законодательства нарушаются и эти нарушения фиксируются и доказываются,         
никаких проблем я не вижу, учитывая имеющиеся возможности. Поэтому здесь, как   
показывает практика и последних выборов, и предыдущих выборов, и выборов в      
рамках единых дней голосования, основная проблема в том, чтобы по тем           
заявлениям, которые иногда ещё делаются в режиме последующего осмысления        
итогов прошедшей избирательной кампании и носят не всегда, скажем так,          
аргументированный и обоснованный характер, зафиксировать факты, а после этого   
уже, я повторю, никаких проблем нет. Например, по итогам последних выборов в    
рамках последнего дня мартовского голосования председатель Центризбиркома       
приводил следующие данные. Было подано по шести тысячам голосований чуть        
более четырёхсот жалоб, и только порядка 10 процентов от общего количества      
жалоб было подтверждено фактами. Поэтому проблема в этом, а не в том, что       
надо ещё что-то придумывать и вводить какие-то пугалки или страшилки.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович.                              
                                                                                
Депутат Рохмистров Максим Станиславович, ваш вопрос.                            
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Гарри Владимирович, у меня вопросы такие. Вы         
называли достаточно незначительные проценты по досрочному голосованию. В то     
же время есть некоторые факты, свидетельствующие о том, что во время            
досрочного голосования у нас не прекращается агитация и нет дня без агитации,   
то есть я считаю, что воздействовать на избирателей, которые досрочно           
голосуют, можно в этот момент. Вот такая неувязочка у нас маленькая             
получается.                                                                     
                                                                                
И второе, по отмене выборов. Существуют чёткие проценты, когда признаются       
выборы недействительными: если на 25 процентах всех избирательных участков      
признано недействительным голосование, тогда выборы отменяются. При тех         
незначительных цифрах и при том, что это как бы вступает в противоречие,        
нельзя ли совсем отменить такую процедуру, как досрочное голосование?           
Насколько сильно она влияет и как устранить это противоречие, что при           
досрочном... (Микрофон отключён.)                                               
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Максим Станиславович, я только что, отвечая на вопросы     
депутатов из фракции КПРФ, приводил статистику на примере Томской области,      
что речь идёт о том, чтобы обеспечить возможность для голосования. Напомню,     
там проживает менее миллиона жителей, соответственно, это порядка, наверное,    
шестисот - семисот тысяч избирателей и десятки тысяч по отдельным районам.      
Это люди, которых вы предлагаете лишить возможности принимать участие в         
выборах. Я думаю, это в принципе неправильный подход. Дать возможность          
проголосовать людям, которые по разным обстоятельствам компактно не могут       
проголосовать в рамках тех или иных избирательных кампаний или во время         
референдума, - это наша конституционная обязанность. Это первая часть ответа.   
                                                                                
Вторая часть ответа. С учётом действительно той небольшой статистики по         
количеству лиц, которые принимают участие в досрочном голосовании, если мы с    
вами ещё и пятнадцать дней до дня голосования объявим "днями тишины"... Вы,     
как участник избирательных кампаний, знаете, что агитационный период в СМИ      
равен одному месяцу, следовательно, вы предлагаете из этого месяца оставить     
половину для проведения агитационных мероприятий, объявить "день тишины",       
точнее, "полумесячник тишины" и тем самым этот агитационный период уменьшить    
в два раза.                                                                     
                                                                                
Повторяю, количество незначительное. Кроме того, есть необходимость и           
возможность проводить досрочное голосование по группам избирателей, не          
одновременно в один день, а по группам в течение тех же самых пятнадцати        
дней. Поэтому если мы сейчас это распространим в целом на весь период           
досрочного голосования, то, конечно, издержки будут гораздо большие, чем та     
вот, потенциальная, может быть, угроза, о которой вы говорите. Но повторяю,     
потенциально она мной рассматривается как не очень значительная.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович.                              
                                                                                
Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич, ваш вопрос.                                   
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Абсолютно правильный закон, о необходимости принятия которого вопреки           
сопротивлению парламентского большинства очень долго говорила наша фракция. И   
хочу сказать, что, кстати, на последних выборах и в октябре, и в марте доля     
досрочников относительно явки, допустим, у меня в Астрахани составляла в        
октябре 11 процентов, сейчас 15, поэтому очень важно, конечно, что такие        
решения приняты.                                                                
                                                                                
Вместе с тем вопрос к представителю президента. А как у нас обстоит дело с      
изменениями в части, касающейся открепительных удостоверений? Ведь ни для       
кого не секрет, что на мартовских выборах активно использовались                
открепительные удостоверения, в Свердловской области десятки автобусов          
разъезжали от одного избирательного участка к другому. И очевидно, что этот     
механизм фальсификации, давления на избирателей, если мы его не изменим будет   
активно применяться и на выборах в органы государственной власти, в частности   
на выборах в Государственную Думу.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Данная законодательная инициатива вопрос об открепительных           
удостоверениях не затрагивает. Это первая часть ответа на вопрос.               
                                                                                
Вторая часть ответа на вопрос. Применительно к открепительным удостоверениям    
вряд ли можно так однозначно использовать формулировки, что это способ          
фальсификации и механизм давления на избирателей. Потому что если бы это было   
так, то тогда мы в рамках нашей рабочей группы, о которой Владимир Николаевич   
говорил, безусловно, реагировали бы достаточно жёстко и предложили бы           
какие-то коррективы. Но то, о чём вы говорите, не носит универсального          
характера. Повторю, что в любом случае злоупотребить можно и нормы любого       
законодательства нарушить можно, учитывая возможности конкретного человека      
или конкретной группы людей. Как вы знаете, и Уголовный кодекс Российской       
Федерации не всеми соблюдается на сто процентов, о чём свидетельствуют данные   
по количеству лиц, находящихся даже в местах лишения свободы, а не просто       
осуждённых.                                                                     
                                                                                
Поэтому здесь, ещё раз говорю, нужно подходить взвешенно к формулировкам в      
отношении тех норм и институтов, которые используются, и различать: или эта     
проблема носит системный характер, и она связана с несовершенством нормы, или   
это вопрос правоприменительной практики.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович.                              
                                                                                
Владимир Николаевич, присаживайтесь, пожалуйста.                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Трое   
желающих: Коломейцев, Рохмистров, Яровая... и Гудков.                           
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич, ваше выступление.                    
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! На самом деле я рад, что       
хоть какие-то предложения президента находят частичное своё воплощение. Хотя    
меня удивляет, почему озвученные на столь широком собрании, как зачитывание     
послания президента Федеральному Собранию, инициативы очень долго               
прорабатываются законодательно. Я понимаю так, что если первое лицо             
государства даёт посыл обществу, даёт поручение, то, вероятно, оно у него уже   
проработано.                                                                    
                                                                                
Ну и самое обидное - Гарри Владимирович, я с вами в корне не соглашусь, - что   
у нас якобы дураки управляют муниципалитетами, городами, областями. Поверьте    
мне, что это далеко не так. В девяносто девяти случаях это очень                
подготовленные, квалифицированные и знающие, чем и для чего они занимаются,     
люди.                                                                           
                                                                                
Более того, как человек, который большую часть своей жизни активно участвует    
в избирательных кампаниях, я смею утверждать, что знаю избирательное            
законодательство до тонкостей, пройдя все ступеньки, в том числе до             
Страсбургского суда. Поэтому я уверяю вас, что основной фонд                    
административного ресурса заключается в трёх вещах. Первая вещь - это           
нарушение Уголовного кодекса, Конституции Российской Федерации, принуждение к   
голосованию всех бюджетников, ныне всех работников управляющих компаний и       
многих подведомственных, крепостных, частных структур. Второе - это             
примитивная организация через социальные службы голосования вне помещений. Я    
готов вам на любом участке доказать, что более трёхсот человек не могут         
проголосовать фактически по времени вне помещений. Хотя на многих участках в    
таких заповедных местах, как Краснодарский край, Сочи, Ростовская область,      
результаты такого голосования - свыше пятисот, что в принципе противоречит      
здравому смыслу, но соответствует интересам избираемых.                         
                                                                                
Докладываю вам, что я был в городе Азове на участке в подсобном помещении,      
где было девятьсот пришедших и шестьсот бюллетеней было подано за "ЕДИНУЮ       
РОССИЮ". Президент вроде борется с коррупцией, а избранный депутатом, но уже    
осуждённый за коррупцию, кстати депутат от "ЕДИНОЙ РОССИИ", руководитель        
департамента ЖКХ города Азова... Меня просто возмутило решение суда, который    
за доказанную взятку троекратную по 60 тысяч присуждает 370 тысяч штраф и три   
года не занимать должность. Вы думаете, что мы такими методами поборем          
коррупцию? Это заблуждение.                                                     
                                                                                
Возвращаюсь к закону, который здесь рассматривается. Вы знаете, мне кажется,    
что администрации президента надо, вообще-то, послать специальную комиссию и    
проверить, что же за порча на кресле мэра города Сочи. За полтора года -        
четыре мэра! Два заместителя губернатора не выдержали нагрузки этой,            
понимаете? Но голосуют там досрочно 32 процента. Я был там на одних из          
выборов и могу вам сказать, что в городе Сочи в условиях отменённого нами       
порога явки на самом деле более 18 процентов летом на участки не приходило.     
Это объективно - зачем людям идти, если они не верят в итоги происходящего      
действа?                                                                        
                                                                                
Мне кажется, что если мы с вами действительно выступаем за то, чтобы            
демократизировать процесс выборов, сделать его прозрачным, сделать его          
достоверным, то нам надо не вводить в законодательство клинч. Отменили порог    
явки, но зачем нам голосования досрочно, голосования вне помещений? Те, кто     
пришёл, те желают изъявить... Ну давайте мы жёстко ограничим вопросы            
досрочного голосования, давайте мы жёстко ограничим вопросы голосования вне     
помещений, давайте мы повысим ответственность лиц, которые грубо попирают       
конституционные права граждан и принуждают их голосовать за конкретную          
персону. Я вам могу тысячи таких фактов привести. Вы мне скажете: иди в суд.    
Я вас туда самого хочу направить, потому что наш суд в условиях нынешнего       
формирования самый зависимый в мире. С моей точки зрения, когда судья           
избирался раз в пять лет, это было более объективно и любого злостного          
нарушителя можно было убрать. Сегодня звонковое право, и в суде в том числе,    
возросло многократно. Сегодня есть корпоративное вмешательство незаконное в     
избирательный процесс, в том числе и силовых структур во многих местах, когда   
милиционеры, вместо того чтобы защищать от хулиганов участки, убирают           
наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса незаконно, где    
прокурор не принимает мер, хотя в законе написано, что он в день выборов        
должен незамедлительно, как и суд, принимать решение. Обычно как? Говорят:      
да-да, пишите, мы разберёмся. Потом говорят: да, частично подтвердилось, но     
это не повлияло на результаты. Ну конечно, если вы ещё при этом добавите        
наглые угрозы... Я на этих выборах присутствовал на семи участках, где было     
так: ловит член комиссии с совещательным голосом человека, получившего          
бюллетени по простой бумажке, не прописанного в этом районе, при мне            
вызывается наряд милиции, человека с бюллетенями, получившего у члена           
комиссии избирательные бюллетени, увозят в УВД, и потом решение - 0,0. Если     
мы считаем, что это законно, то мы тогда, с моей точки зрения, полностью        
дискредитируем процесс выборов. И введение КОИБов - это уже будет голосование   
без избирателя. Если мы к этому стремимся, тогда мы получим , мне кажется,      
горячий ответ от протестующих не только на Кавказе, но и в других местах.       
                                                                                
Заканчивая своё выступление, повторю: да, мы поддержим эту поправку, но         
глубоко убеждены, что во втором чтении необходимо комитету жёстко оговорить,    
что такое труднодоступное место. В противном случае это будет большая часть     
населённых пунктов любого края, области, республики, ну, как пожелает           
правитель, получивший ярлык-направление, понимаете? Далее. Мы убеждены, что     
необходимо наряду с этим законом (а мы уже тут несколько таких комплексных      
законов принимали) ввести жёсткое усиление ответственности за вмешательство в   
избирательный процесс и правоохранительных органов, и комиссий, потому что у    
нас многие комиссии вместо исполнения законов о выборах на самом деле           
охраняют интересы определённых политических партий, что недопустимо.            
                                                                                
Я вам скажу, что Украину мы критикуем, но на Украине уровень прозрачности       
проведения выборов на десять порядков выше, чем у нас. У них в комиссиях нет    
преимущества ни одной партии и ни одного кандидата, есть паритетный состав      
комиссий, у них прозрачные урны, они не боятся тайны голосования, и это не      
мешает им потом ещё судиться. У нас в Ростове-на-Дону делаются урны             
прозрачные, но на Украине их можно использовать, а в Ростовской области -       
нет. Я спрашиваю: почему? Я вам кино могу раздать, где зафиксированы пачки      
вбрасываемых бюллетеней и вытаскиваемых из урн.                                 
                                                                                
Давайте всё же послание президента, Гарри Владимирович, выполнять буквально.    
Уважаемый мной товарищ Плигин, к сожалению, уже более полутора лет держит       
очень нужный и важный законопроект по развитию избирательной системы            
гражданского общества - это о выборах по партийным спискам в муниципальных      
образованиях. Это очень важный закон. С моей точки зрения, без его принятия     
ничего не изменится, будет феодальный строй, будут все денежные мешки           
депутатами городских дум, и тарифами будете возмущаться: почему растут          
тарифы?! Да потому, что для них тарифы любые не являются большими, они по       
большей части от них уходят, понимаете, их переписывают на кого-нибудь, и для   
них это копейки.                                                                
                                                                                
Поэтому давайте проголосуем, но ко второму чтению всё же ужесточим              
требования.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Депутат Рохмистров Максим Станиславович, ваше выступление. С места,             
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Гарри Владимирович, уважаемые депутаты! Мы рады,     
что появился такой законопроект. Фракция ЛДПР поддержит его в первом чтении,    
хотя мы считаем, что, несмотря на здравые рассуждения, можно было бы сделать    
эту процедуру более прозрачной, ввести какие-то совершенно понятные критерии,   
в том числе и численные, чтобы было ясно, в каких объёмах может проводиться     
досрочное голосование.                                                          
                                                                                
Непонятно только одно. Было Послание Президента Российской Федерации            
Федеральному Собранию, было заседание Госсовета, которое прошло после           
небезызвестных октябрьских выборов, и всё-таки в первую очередь мы с вами       
рассматриваем из всех проблем, которые надо решать, проблему по                 
открепительным удостоверениям, вернее, не по открепительным удостоверениям, а   
по досрочному голосованию, а не те вопросы, где статистика несколько иная.      
То, что Гарри Владимирович здесь приводил статистику по досрочному              
голосованию... Да, на тех региональных выборах показатели были действительно    
не очень высокие. Но почему тогда в первоочередном порядке мы не                
рассматриваем именно те проблемы, где статистика несколько иная, в частности    
проблемы, касающиеся открепительных удостоверений и голосования вне             
избирательных участков, потому что то, что здесь говорил коллега Коломейцев,    
- это действительно вызывает удивление? Например, на выборах 11 октября в       
Туле из четырёхсот двадцати тысяч избирателей, которые проголосовали, сто       
двадцать тысяч избирателей проголосовали по открепительным удостоверениям и     
вне избирательных участков.                                                     
                                                                                
Мы провели анализ, на который, кстати, так и не получили ответа, просто         
элементарный анализ. Время выноса урны с участка и её возвращения фиксируется   
в официальном протоколе, количество бюллетеней, обнаруженных в переносной       
урне для голосования, тоже фиксируется. Так вот, по некоторым урнам у нас       
были такие сроки голосования, как двадцать пять секунд и минута. Понимаете,     
если выносная урна - это, значит, лежачие больные... И поэтому, конечно,        
вызывает сомнение, что 15 процентов населения Тульской области у нас заболело   
в день голосования. Ведь до каждого больного, который лежит в квартире, надо    
дойти и объяснить ему условия голосования, под роспись выдать бюллетень,        
предоставить ему время, чтобы он его заполнил и опустил в урну. Мы вот          
пробовали это сделать, и у нас не получалось уложиться в те сроки, которые      
были указаны. Ну, видимо, там опытные товарищи. Эту проблему надо решать. И     
кстати говоря, открепительные удостоверения тоже вызывают сомнение. Зачем       
печатать такое количество открепительных удостоверений? Например, в Тульской    
области напечатано шестьдесят две тысячи открепительных удостоверений, сорок    
семь тысяч было использовано, то есть больше 10 процентов от принявших          
участие в голосовании.                                                          
                                                                                
Поэтому мне кажется, что было бы хорошо, если бы мы реализовали послание        
президента, который тоже высказывал озабоченность этими процессами. Ну,         
наверное, с этого и надо начать, где статистика несколько иная, и ввести там    
какие-то ограничительные меры, а может быть, и отменить некоторые позиции,      
например открепительные удостоверения, ну хотя бы на уровне выборов в           
субъектах и в муниципалитеты. Почему у нас там вдруг все начинают               
путешествовать, берут открепительные удостоверения и, собственно говоря,        
голосуют на соседнем избирательном участке? Что это такое, хотя только через    
улицу надо перейти, ровно 50 метров?! Вот такая статистика. Мне кажется, она    
неправильная, и здесь надо принимать решения и вводить какие-то жёсткие         
требования. И потом, конституционные права, мне кажется, не нарушаются. Мы      
объявляем день голосования заранее, и те, кто хочет воспользоваться своим       
конституционным правом, за исключением тех, кто в полярных льдах плавает либо   
выпас оленей осуществляет, все остальные граждане вполне могут изъявить своё    
желание и исполнить свою конституционную обязанность, прийти на тот             
избирательный участок, где они зарегистрированы, и проголосовать, и тем самым   
реализовать своё избирательное право. А вот бегать за избирателем с выносной    
урной, не предъявляя к нему никаких требований не потому, что он инвалид и не   
может добраться, а просто потому, что он позвонил по телефону, и к нему сразу   
несут урну... Мне кажется, это неправильно, так как человек, наверное, сам      
может дойти до избирательного участка и проголосовать.                          
                                                                                
На избирательном участке находятся и наблюдатели. Количество урн тоже надо      
регламентировать, потому что на некоторых участках, например, пять, шесть,      
девять выносных урн, то есть количество выносных урн, как правило,              
регламентируется количеством наблюдателей от оппозиционных партий на этом       
участке. Если там пять наблюдателей, значит, урн будет обязательно больше       
пяти, если три наблюдателя - значит, больше трёх. Мне кажется, эту проблему     
необходимо решать, и решать в срочном порядке, если всё-таки мы действительно   
хотим прийти к прозрачным выборам, к тому, чтобы мы могли в этом зале честно    
и откровенно сказать, что да, выборы отражают мнение избирателей в целом.       
                                                                                
Ведь действительно, когда выборы проходят нормально, то и нет никаких           
выходок, или выходов из зала, или бурных протестов. Хотя если говорить о        
мартовских выборах... Результаты, конечно, есть, но тем не менее меня,          
например, поражает, что в Рязанской области два раза искали непонятно что. Я    
думаю, что в сфере последних событий, наверное, надо дать указание, чтобы       
разобрались, кто занимался вот этими ложными вызовами и ложным закрытием        
избирательных участков либо типографий под предлогом, что там якобы бомба       
заложена. Вот это вызывает интерес, но, насколько я знаю, ничего не нашли.      
Хотя статистика данных преступлений показывает, что у нас по ним практически    
стопроцентная раскрываемость. Сегодня есть технические способы установить,      
кто сделал ложное заявление о террористическом акте. У нас, если это не         
спланировано кем-то из самих этих органов, практически стопроцентная            
раскрываемость. Вот в Рязанской области, к сожалению, до сих пор не могут       
найти, кто же эти заявления сделал. Это тоже определённые методы.               
                                                                                
Я думаю, что необходимо в срочном порядке реализовывать посылы президента в     
части выборов, которые у нас сейчас проходят, достаточно оперативно и быстро.   
И я думаю, что первый шаг (и наша фракция его поддерживает) - это принятие      
этого законопроекта.                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Яровая Ирина Анатольевна, от фракции          
"ЕДИНАЯ РОССИЯ". С места, да?                                                   
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, действительно, законопроект, который мы сегодня обсуждаем,   
затрагивает важное конституционное право граждан - участие в выборах. И         
несомненно, что на протяжении последних лет мы с вами принимаем активнейшее     
участие в том, чтобы развивалась политическая система, - и мы сегодня           
констатируем, что политическая система стабильна, - и развивались               
избирательные процедуры, чтобы максимально содействовать активизации            
гражданской позиции, максимальному участию граждан в выборах на всех уровнях    
власти.                                                                         
                                                                                
И конечно же, очень важно сказать, что прошедшие избирательные кампании         
показали, что результаты выборов законны и что в целом выборные процедуры       
соблюдаются. Несомненно, инициатива, которая в настоящее время предложена       
нашему вниманию Президентом Российской Федерации, идёт в развитие тех           
предложений, которые были им заявлены в своём послании, и, конечно, она будет   
нами одобрена, во всяком случае, последовательная позиция фракции "ЕДИНАЯ       
РОССИЯ" заключается в том, чтобы максимально содействовать активизации          
участия граждан в выборах на всех уровнях власти.                               
                                                                                
И очень важно, что в данной законодательной инициативе сохраняется              
принципиально важное положение, принципиально важное именно для граждан         
России, о том, чтобы те граждане, которые проживают на труднодоступных          
территориях, которые в период проведения выборов, голосования находятся на      
судах, полярных станциях, за пределами Российской Федерации, в равной           
степени, как и те граждане, которые проживают на других территориях, могли      
воспользоваться своим активным избирательным правом.                            
                                                                                
Должна сказать, что несостоятельны мнения и сомнения в части того, что, может   
быть, нужно было бы на уровне федерального законодательства устанавливать       
перечень труднодоступных территорий. Сегодня законами субъектов Российской      
Федерации вполне решается данный вопрос. И более того, то, что данные решения   
принимаются коллегиально, с участием депутатского корпуса регионального         
уровня, в полной мере позволяет учитывать все факторы и особенности             
конкретной территории.                                                          
                                                                                
Россия - огромная страна, мы прекрасно понимаем, что сегодня очень много        
посёлков, которые реально удалены от центров, и для того, чтобы граждане,       
которые проживают на этих территориях, не были ограничены в своих законных      
правах и могли реализовать своё конституционное право, сохранение этой нормы    
в законе видится принципиально важным. Вместе с тем предложенные новеллы об     
исключении некоторых оснований для голосования на муниципальном уровне также    
заслуживают своей поддержки с той точки зрения, что для муниципального уровня   
удельное количество таких голосующих может иметь большее значение.              
                                                                                
Вместе с тем следует сказать, что изначально позиция относительно внесения      
изменений в законодательство всё-таки связана не с фактами нарушения закона,    
а скорее с тем, чтобы максимально развивать понятные, прозрачные процедуры      
избирательного процесса.                                                        
                                                                                
Что касается тех нарушений, которые выявлялись в ходе прошедших избирательных   
кампаний, наверное, нам, как представителям разных партий и разных фракций в    
Государственной Думе, в большей степени надлежит обратить внимание на           
реализацию нами как политическими партиями закона "О политических партиях",     
который в полной мере обязывает нас проводить активную избирательную кампанию   
и общаться с нашими гражданами.                                                 
                                                                                
Позиция фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также неоднократно заявлялась здесь, в зале     
пленарных заседаний, и мы по-прежнему не понимаем, как можно включать в         
списки, как это было, например, в Рязани по кандидатам от ЛДПР, лиц, которые    
имеют судимость, что, конечно же, дискредитирует в целом избирательную          
систему и формирует негативное отношение избирателей к такого рода              
кандидатам.                                                                     
                                                                                
Конечно же, вопиющим, безнравственным и бессовестным мы считаем тот факт,       
когда, например, представитель партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" нанёс телесные      
повреждения председателю избирательной комиссии. Вы знаете, что проводилось     
расследование и дело даже уже передано в суд, и после этого тот же человек,     
который нанёс телесные повреждения, на следующих выборах выдвигается            
кандидатом. Ну какое, извините, уважение и доверие избирателей может быть в     
таком случае к партиям!                                                         
                                                                                
Поэтому сегодня наряду с теми поправками, которые вносятся в избирательное      
законодательство и которые просто регламентируют процедуры, надлежит обратить   
внимание на качество работы региональных отделений партий, в том числе тех, о   
которых только что было сказано и в связи с которыми - и по "СПРАВЕДЛИВОЙ       
РОССИИ", и по ЛДПР - были приведены примеры, с тем чтобы отношение              
избирателей к политической системе, к своему активному избирательному праву     
соотносилось с уровнем ответственности кандидатов, которые выдвигаются          
партиями. И думается, что здесь есть ещё много поводов для того, чтобы          
работать, и действительно нужно работать, для того чтобы желание избирателей    
видеть в числе кандидатов от партии людей достойных в полной мере               
реализовывалось.                                                                
                                                                                
Если говорить о данной законодательной инициативе и о том, какова будет         
позиция нашей фракции и нашей партии, то, конечно, мы её поддержим. Более       
того, мы считаем, что сегодня та качественная работа, которую мы проводим и     
по праймеризу на региональных уровнях, чего пока не делают другие партии, и     
тщательная система отбора кандидатов позволяют нам в полной мере надеяться на   
то, что интерес граждан к выборам, их активная гражданская позиция будут в      
полной мере реализованы. Мы, безусловно, поддержим Дмитрия Анатольевича         
Медведева и считаем, что все меры, комплексные меры, в числе прочих инициатив   
по развитию избирательной системы сегодня полезны и необходимы прежде всего     
для граждан Российской Федерации и для дальнейшего развития политической        
системы России.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гудков Геннадий Владимирович.                 
                                                                                
ГУДКОВ Г. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, на самом деле любой вопрос, связанный с избирательным        
правом, настолько важен, что я позволил себе выйти на трибуну и высказать       
нашу позицию, "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Мы, конечно, поддержим этот                
законопроект, поскольку считаем его безусловным шагом вперёд. Мы за то, чтобы   
наше избирательное право было действительно справедливым и обеспечивающим       
волеизъявление народа, а не изъявление воли чиновников, и всё будем делать      
для этого.                                                                      
                                                                                
В то же время мы считаем, что те шаги, которые были сделаны, в том числе и      
президентом, после демарша оппозиции, после тех безобразных выборов 11          
октября, где синяки можно было считать тысячами... Специально это говорю для    
представителей "ЕДИНОЙ РОССИИ". Безусловно, этот демарш оппозиции и             
последующее заседание Госсовета привели к некоторым позитивным изменениям.      
Очень надеюсь, что эта точка зрения доведена до президента.                     
                                                                                
Что произошло, собственно говоря, 14 марта, что положительного? По большому     
счёту, главный итог - это то, что общими усилиями более-менее был обеспечен     
относительно честный подсчёт итогов голосования, мы сразу видим результат. Но   
в то же время я считаю, что пребывать оппозиции в эйфории - это абсолютно       
неправильно и сегодня надо говорить, поддерживая эту законодательную            
инициативу и, безусловно, позитивно её оценивая, в целом о тех недостатках,     
которые ещё присутствуют в нашей избирательной системе и которые не делают      
народ единственным источником власти. Наша фракция считает очень важным         
решение нескольких вопросов в продолжение той деятельности президента,          
которую мы видим, по исправлению недостатков и перекосов нашего                 
избирательного законодательства.                                                
                                                                                
Первое. Гарри Владимирович, очень хотел бы, чтобы вы передали президенту и      
его окружению: мы считаем - и это программа, кстати говоря, нашей партии, -     
что мы должны всё-таки перейти на пятипроцентный барьер. Вот что-то мы          
танцуем вокруг этих 5 процентов: то приставное место, то два приставных         
места. Давайте будем честными! Мировой опыт - 3, 4, 5 процентов максимум.       
Если есть страны, где больше, то эти страны с изъянами в демократическом        
развитии. А все остальные страны признают права меньшинства, то есть начиная    
от 3 процентов. Давайте мы пойдём цивилизованным путём, европейским путём и     
будем эту линию отражать в нашем законодательстве. Это будет честно и           
правильно, и тогда у нас исчезнут проблемы, как считать одного депутата - за    
одного депутата или за целую фракцию.                                           
                                                                                
Второе, что мы предлагаем и в отношении чего, мы считаем, надо двигаться        
дальше, - это поддержать инициативы по изменению состава избирательных          
комиссий. Чрезвычайно важный вопрос. Политические партии, раз мы сделали на     
них ставку, должны быть единственным локомотивом политического развития         
государства. Это означает, что именно политические партии должны формировать    
избирательные комиссии, а не представители администрации, которых предстоит     
переизбрать. Это полный нонсенс, это противоречит, вообще, магистральной        
линии на развитие многопартийной системы и партии как основы политического      
механизма. Давайте мы сегодня это поддержим - мы благодарны за первичную        
позитивную реакцию на законопроект, который "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" внесла, - с   
тем чтобы действительно изменить состав избирательных комиссий, это             
чрезвычайно важный момент. Во внутрипартийной дискуссии мы договоримся до       
правил цивилизованных, во внутрипартийной дискуссии мы определим то, что нам    
мешает и к чему мы должны прийти. Когда же в дело вмешиваются администраторы,   
чиновники, мы здесь с вами никогда не договоримся. Это будет всё время, к       
сожалению, провоцировать в том числе и гражданский конфликт.                    
                                                                                
Следующий механизм, который, мы считаем, необходимо ввести, - и это абсолютно   
честный и справедливый механизм, не нужно здесь прикрываться законом "О         
персональных данных" - дать доступ хотя бы членам избирательных комиссий        
(может быть, в ограниченном масштабе с персональными данными) к спискам         
проголосовавших, к спискам пришедших на избирательные участки. Это полностью    
исключит фальсификации и вбросы, те, которыми, к сожалению, мы отличаемся в     
последние годы. И ничего в этом страшного нет. В Европе печатаются в открытом   
доступе все декларации об имуществе и доходах, и там, в Европе, которая         
выступила инициатором конвенции по персональным данным, никто не считает это    
нарушением прав человека и каким-то разглашением персональных данных. Мы        
можем договориться, мы можем определить механизмы, можем закрыть определённую   
часть персональных данных, но то, что должен быть доступ к спискам              
проголосовавших граждан России, пришедших на избирательные участки, - это вне   
всякого сомнения. Мы можем, ещё раз говорю, процедуру проработать, вплоть до    
того, что это будут специально выделенные люди от партий, которые работают в    
избирательных комиссиях и уже благодаря этому имеют полный доступ к             
персональным данным.                                                            
                                                                                
Следующий момент, над которым мы хотели бы, чтобы шла работа, в том числе       
вместе с фракциями, с партиями, - это серьёзная работа по противодействию       
административному ресурсу. И поверьте, в этом отношении выборы 14 марта от      
выборов 11 октября отличались не очень сильно: те же самые совещания, те же     
самые накачки, те же самые конверты с плановыми заданиями, кто как и за кого    
должен проголосовать, те же рапорты и те же оценки деятельности хозяйственных   
руководителей исходя из того, какое голосование каким процентом они             
обеспечивали. Это не признаки цивилизованной страны, это очень похоже на        
другие механизмы, действующие в странах, которые мы зачастую с вами осуждаем.   
Давайте не будем уподобляться этим странам.                                     
                                                                                
И мы предлагаем: давайте поработаем с комитетами Владимира Николаевича          
Плигина, Павла Владимировича Крашенинникова, давайте поработаем над тем,        
чтобы у нас была реальная уголовная ответственность за вмешательство в          
выборы, вне зависимости от занимаемых должностей. Почему у нас губернаторы,     
вице-губернаторы, мэры, заместители мэров позволяют себе диктовать, кому и      
как голосовать? Это, вообще, преступление против государства, против основ      
его, против демократии. И с этим надо не только бороться, это надо изживать,    
калёным железом выжигать. Ни в одной стране это невозможно, ни в одной стране   
должностное лицо, вмешавшееся в выборы, не осталось бы на своей должности,      
кроме России. Мы говорим о демократии - давайте к ней двигаться, не говорить    
о движении к демократии, а двигаться.                                           
                                                                                
Ещё один очень важный момент, который мы тоже предлагаем серьёзно обсудить, в   
том числе и президенту. У нас состоялись выборы - куча фальсификаций и          
прочего, прочего. Где посадки? Следственный комитет сегодня ведёт дела - не     
просто по октябрьским выборам ещё не пришёл ни к каким выводам, а ещё по        
мартовским прошлого года! То есть уже год прошёл, а Следственный комитет нам    
не даёт ответы по фальсификациям, когда люди были пойманы за руку. Это что? У   
нас что, следователи не способны найти людей, которые не прячутся? Как они      
потом будут бороться с террористами? Как они будут потом искать других          
преступников, если они не способны найти людей, которых приводим за руку и      
говорим: "Вот преступник, он нарушил российский закон, арестуйте его,           
пожалуйста, заведите дело, привлеките к суду"? Ни одного реализованного дела,   
ни одного отменённого результата выборов! В Астрахани - криминальные выборы,    
сам лично был, видел, что там творилось. Почему не отменили? Почему             
продолжают там править люди, которые не имеют никакой поддержки в обществе?     
Чего мы ждём там, в Астрахани, повторения каких-то трагических событий? Мы      
этого не хотим. Кто этого хочет? Почему не отменены криминальные результаты     
криминальных выборов - а раз нарушается закон, они криминальные - в             
Подмосковье, в том же Воскресенске? Почему следствие до сих пор нам не дало     
ответов? Что, следствие не способно, не хватает следователей, не хватает        
судей? Где роль суда? Это тоже чрезвычайно важно, Гарри Владимирович, и я       
думаю, что вы доведёте до президента нашу озабоченность. Где решение суда,      
которое по крайней мере чётко расставляет акценты? Этого тоже нет. Где наш      
независимый, самый справедливый суд в мире? Если мы дальше будем делать вид,    
что ничего не происходит, уважаемые коллеги, я не хочу быть пророком... У нас   
происходят в стране трагические события не только потому, что чья-то            
враждебная идеология и чьё-то иностранное вмешательство, но и потому, что мы    
с вами совершаем кучу ошибок, которые создают питательную среду для любой       
чуждой идеологии, для любого иностранного вмешательства.                        
                                                                                
И наконец, Гарри Владимирович, очень хотелось бы, чтобы уважаемый нами          
президент двигался к главному, к чему мы должны прийти в результате нашего      
политического развития: политические партии не должны быть статистами, не       
должны приходить в клуб для дискуссий, коим сегодня является Государственная    
Дума, и то с большой натяжкой, партии должны приходить во власть для того,      
чтобы формировать правительство. Об этом надо не просто говорить, это надо      
делать. И если партии не будут приходить, не будут формировать правительство,   
у нас никогда не возникнет правительство народного доверия, правительство,      
опирающееся на подавляющее большинство граждан, правительство, выражающее       
точку зрения большинства населения России. И это будет очень печально, и это,   
кстати говоря, будет непреодолимым препятствием на пути реальной                
многопартийной системы, демократии и вообще политических партий. Я думаю, что   
мы должны об этом сегодня всерьёз думать, потому что это конечная и главная     
цель политического и партийного развития России.                                
                                                                                
Мы очень надеемся, что наша озабоченность, наша позиция, партии и фракции       
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", будет доведена до президента. Мы очень надеемся на       
конструктивную работу с президентом именно в этом направлении и готовы          
предложить свои варианты решения проблемы.                                      
                                                                                
Благодарю вас за внимание. Спасибо.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, вы можете выступить с заключительным словом, если хотите.   
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИНХ Г. В. Спасибо.                                                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, прежде всего хочу всех поблагодарить за                     
заинтересованность, которую вы, безусловно, продемонстрировали и в своих        
вопросах, и в выступлениях от фракций. Я понимаю, что, естественно, по целому   
ряду позиций вы ставите вопросы и рассматриваете их гораздо шире, но всё-таки   
мы с вами обсуждаем конкретный законопроект, являющийся одним из очередных      
шагов, которые делает Президент Российской Федерации при поддержке всех без     
исключения - это ещё раз хочу подчеркнуть - политических партий, действующих    
в Российской Федерации. Всё, что мы выносим на суд Государственной Думы и       
Совета Федерации в дальнейшем, касающееся совершенствования политической        
системы, избирательного законодательства, - это плод работы всех, повторяю,     
политических партий. Я хочу всё-таки обратить внимание на то, что многие        
выступления всё ещё идут в рамках тех дискуссий, которые проходили во время     
предвыборных избирательных кампаний и при подведении их итогов. Я с             
пониманием к этому отношусь, понимаю, что здесь каждый говорит о своих          
болячках, о своих проблемах, понимаю, что это хорошая возможность высказаться   
на эту тему, обсудить чуть-чуть, повторю, пошире, выходя за рамки того, что     
мы сейчас рассматриваем.                                                        
                                                                                
Я просил бы вас не перегибать палку и не делать выводов из каких-то единичных   
фактов, которые вы фиксировали, не судить по этим отдельным явлениям,           
всё-таки не идти по логике от частного к общему. Это не совсем корректно с      
точки зрения основ логики, которой учили меня в своё время, и, думаю, так как   
здесь подавляющее большинство лиц, имеющих за спиной ту же школу, что и у       
меня, вы все это требование тоже должны помнить и относиться к этому            
аккуратнее.                                                                     
                                                                                
И последнее. Всё-таки хочу вам напомнить, раз шла речь о послании президента,   
о позиции, которую высказывал глава государства: были отмечены десять шагов,    
десять позиций в этом послании, и по всем без исключения десяти позициям уже    
сделаны конкретные шаги и внесены законопроекты.                                
                                                                                
И конечно, я хочу склонить свою голову перед мастерством коллеги Плигина, а     
может быть, и коллеги Коломейцева, которые ещё полтора года назад               
предвосхитили содержание послания президента, которое было только в ноябре      
2009 года, это касается пропорциональной избирательной системы на всех без      
исключения выборах. Но если вернуться к серьёзной тональности в отношении       
проблематики, которую Николай Васильевич затронул, я хочу вам напомнить слова   
президента о том, что в настоящее время идёт межпартийная дискуссия по этому    
вопросу, и поэтому он предлагает (это я цитирую) в рамках этой межпартийной     
дискуссии продолжить обсуждение проблемы и по итогам этой дискуссии тогда уже   
принимать решение. Николай Васильевич, у всех нас есть недостатки. Видимо, и    
у Владимира Николаевича тоже есть недостатки, но всё-таки лучше упрекать за     
что-то реальное, а за нереальное лучше не упрекать.                             
                                                                                
Ещё раз всех благодарю за поддержку, которая была высказана, и прошу            
проголосовать за принятие этого законопроекта в первом чтении.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин - человек без недостатков,     
он выступит с заключительным словом. Пожалуйста.                                
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Спасибо большое.                                                   
                                                                                
Прежде всего я должен сказать, что было крайне интересно слушать очень          
аналитичное выступление наших уважаемых коллег по проекту этого закона,         
внесённого Президентом Российской Федерации. Было очень интересно услышать,     
что, оказывается, есть законное нарушение Уголовного кодекса Российской         
Федерации, а также о соотношении категорий "досрочное голосование" и "порог     
явки", поставленных в одном ряду. Но это, может быть, отдельная тема.           
                                                                                
На следующей теме я хотел бы остановиться исключительно мельком. Крайне         
опасно, уважаемые коллеги, употреблять походя любые оценки, которые даются      
тем трагическим событиям, которые происходят в настоящее время в нашей          
стране. "Горячий ответ" - и называются категории, от кого якобы есть "горячий   
ответ" и от кого возможен "горячий ответ". Уважаемые коллеги, проблема этих     
так называемых горячих ответов заключается и в том, что нужно очень чётко       
подчёркивать общую консолидацию российского общества и не вычленять какую-то    
категорию внутри российского общества или отдельные территории в России.        
                                                                                
Действительно, на Кавказе есть люди, протестующие против несправедливости и     
коррупции, и этот протест всеми поддерживается - всеми добросовестными          
силами, всеми добросовестными участниками политического процесса. И ни в коей   
мере вот эти вопросы, которые поднимаются, в частности вопросы, связанные с     
развитием этой территории, необходимостью борьбы с безработицей, не связаны с   
теми трагедиями, которые являются результатами действий преступников,           
совершенно конкретных преступников. Эти преступные действия имеют не только     
российскую природу, они поразили весь мир и являются опасностью для всего       
мира. Поэтому нужно понимать значение слов. Однажды у меня состоялся очень      
предметный разговор, когда один из участников разговора сказал нашему очень     
уважаемому коллеге с Кавказа: Россия вам даёт. Так вот собеседник подчеркнул,   
что та часть Кавказа, которой это касалось, уже более четырёхсот лет внутри     
Российской Федерации. Поэтому каждый раз, когда называем территории, или        
каждый раз, когда говорим о протесте, мы не должны говорить об этом походя,     
мы должны исходить из принципа консолидации общества и понимания значения       
употребления слова. То, что произошло, к сожалению, в целом ряде случаев        
публичной дискуссии, которая развернулась после терактов... Хотели того         
авторы или не хотели, но они способствовали расконсолидации общества и          
плодили те мифы, под которыми не было совершенно никаких реальных оснований.    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект        
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных      
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан           
Российской Федерации" в связи с изменением порядка досрочного голосования на    
выборах в органы местного самоуправления".                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              445 чел.98,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    445 чел.                                          
Не голосовало                   5 чел.1,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.