Заседание № 175
О проекте федерального закона № 333229-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" (в части снижения процентных ставок размещения средств Фонда национального благосостояния на депозитах во Внешэкономбанке, а также ставок по субординированным кредитам, предоставляемым Внешэкономбанком и Банком России).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 40. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации". Докладчик - Владислав Матусович Резник. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации". Я напомню, что данный проект закона направлен на снижение процентных ставок по средствам Фонда национального благосостояния, размещённым на депозитах во Внешэкономбанке, а также на снижение ставки по субординированным кредитам, предоставляемым Внешэкономбанком, и по субординированным кредитам, предоставленным Банком России Сбербанку. В ходе работы комитета над законопроектом была выявлена необходимость учёта одного замечания, связанного с приведением норм законопроекта в соответствие с нормами статьи 422 Гражданского кодекса и приданием нормам законопроекта обратной силы. Это связано с тем, что срок предоставления Внешэкономбанком указанных выше субординированных кредитов, ставки по которым предлагается снизить, уже закончился, но указанные договора продолжают действовать. Поэтому действие норм закона должно распространяться в том числе на отношения, возникшие из договоров, заключённых ранее, то есть до принятия данного законопроекта. К законопроекту имеется одна поправка, направленная на учёт данного замечания. Законопроект поддержан комитетом, и комитет предлагает принять данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, единственная поправка. Никто не настаивает на её обсуждении? Нет. Ставится на голосование таблица. Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 26 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4% Результат: принято Принимается. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 55 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 88 чел.19,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Пожалуйста, Резник. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, комитет подготовил соответствующие экспертизы - лингвистическую и правовую с учётом подготовленной и принятой вами сейчас поправки. Замечаний к законопроекту нет. Все документы имеются, они у вас есть. Предлагается рассмотреть законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам - Локоть... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, Кашин Борис Сергеевич. Других желающих нет. Включите микрофон депутату Кашину. КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, проголосовав за этот законопроект, вы опустите в "чёрную дыру" 35 миллиардов рублей бюджетных денег. Под "чёрной дырой" я понимаю, и уже об этом говорил, то, что у нас происходит с государственными финансами, направленными в банковскую сферу. Вы знаете, конечно, этот законопроект, если так трактовать, с точки зрения либеральных позиций, то... просто часть государственных денег идёт в карман частных акционеров того же Сбербанка или Внешторгбанка. Но главная проблема не в этом, а главная проблема в том, как вообще у нас регулируются проблемные ситуации в банковском секторе. Дума является просто прикрытием и голосует спокойно за любые предложения исполнительной власти, а они, эти предложения, вытекают из того, что вот эти крупнейшие банки - ВЭБ, другие коммерческие банки с госучастием занимаются, как говорится, разборками, суть которых от нас скрыта. Вот во вчерашних "Ведомостях" я рекомендую всем прочитать статью "Крупным планом: как раздать миллиард" о том, как 142 миллиарда рублей бюджетных денег были потрачены на санацию Связь-Банка. Эти деньги в итоге из бюджета ушли, а соответственно колоссальные барыши получили те, кто раздавал кредиты в этом Связь-Банке, но надо как-то балансы ВЭБа в данном случае или там Сбербанка, других крупнейших банков подправлять. Вот подправляют таким образом - из бюджета им всё это компенсируют с помощью снижения процентных ставок, с помощью других льгот. Но всё это ни с банковским делом, ни, как говорится, с государственным подходом к финансам не имеет ничего общего. Это какая-то группа там между собой разбирается, а мы должны, значит, всё это одобрять. Поэтому мы категорически против подобного рода законопроектов. И тем, кто выступает за принципиальность и борьбу с коррупцией, хотим сказать: вы займитесь вот конкретным делом. У нас много борцов, никого не посадили, как говорится, за такие колоссальные траты, в десятки миллиардов, и следствие два года ведётся - никаких результатов мы не видим. Поэтому я призываю усилия свои на более, так скажем, продуктивные направления направить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" в третьем чтении. Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 42 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7% Проголосовало против 94 чел.20,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4% Результат: принято Принят законопроект в третьем чтении.
ГУБКИН А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, по 40-му пункту депутаты Губкин, Гималов, Саблин и Семёнов голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению.
Заседание № 174
О проекте федерального закона № 333229-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" (в части снижения процентных ставок размещения средств Фонда национального благосостояния на депозитах во Внешэкономбанке, а также ставок по субординированным кредитам, предоставляемым Внешэкономбанком и Банком России).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, я чувствую, что все хотят перейти к 34-му вопросу. Объявляю 34-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации". Я прошу всех, в том числе и докладчика, придерживаться короткого регламента, учитывая все обстоятельства сегодняшнего дня. Докладывает Владислав Матусович Резник, председатель Комитета по финансовому рынку. РЕЗНИК В. М. Постараюсь быть исключительно кратким. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. РЕЗНИК В. М. Целью данного законопроекта является снижение процентных ставок по средствам Фонда национального благосостояния, размещённым на депозитах во Внешэкономбанке с 7 и 8,5 процента годовых до 6, 25 и 7,25 процента годовых соответственно. Также предлагается снизить ставки по субординированным кредитам, представляемым Внешэкономбанком для осуществления операций в соответствии со статьями 6 и 6-1 Федерального закона № 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации", с 8 и 9,5 процента годовых до 6,5 и 7,5 процента годовых соответственно. Кроме того, понижается процентная ставка по субординированным кредитам, предоставленным Банком России Сбербанку в соответствии с частью 1 статьи 5 закона номер 173, с 8 до 6,5 процента годовых. Это предложение обусловлено стабилизацией макроэкономической ситуации в экономике Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку находит предлагаемые изменения уровня соответствующих процентных ставок целесообразными. Вместе с тем имеется следующее замечание: ко второму чтению необходимо привести законопроект в соответствие с нормами статьи 422 Гражданского кодекса, где указано, что, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключённого договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключённых договоров. Комитет просит поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконичный доклад. Коллеги, есть вопросы? Да, у депутата Федоткина, вопрос от фракции КПРФ. Давайте по одному вопросу, как договорились. Определитесь, кто от ЛДПР. Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Владислав Матусович, вы сейчас сказали фразу: стабилизация макроэкономической ситуации в России. А вот министр финансов Кудрин, который был здесь сегодня и неделю назад при рассмотрении вопроса о Пенсионном фонде, написал, что положение ухудшается, поэтому фонд зарплаты уменьшается и отчисления в Пенсионный фонд тоже будут уменьшаться. Совершенно противоположная оценка ситуации. Как понимать? Вы говорите об одном, а министр финансов говорит совершенно о противоположном. Может быть, он не прав? Может быть, ухудшения-то нет? Как вы оцениваете это его утверждение? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я не знаю, какое отношение это имеет к законопроекту, но, пожалуйста, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Владимир Николаевич, на этот вопрос очень легко ответить. Я говорю о стабилизации макроэкономической ситуации в сравнении с тем моментом, когда принимался закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы...". Относительно этого времени - вы помните, это начало кризиса, - конечно, макроэкономическая ситуация стабилизировалась на этом отрезке времени, а Кудрин рассматривает другой отрезок времени. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Владислав Матусович, в данном законопроекте мы не увидели ссылки на то, что банки, которые взяли субординированные кредиты у Внешэкономбанка, получат конкретное право поменять условия договора с Внешэкономбанком в части снижения ставок по кредитам, ими полученным. Как это будет на практике выглядеть и как мы сможем отследить, что действительно для них ставка по кредиту снижена? Имеются в виду те кредиты, которые уже выданы Внешэкономбанком, то есть следующая стадия, последствия, которые повлечёт за собой принятие этого закона. РЕЗНИК В. М. Простите, я, честно говоря, в недоумении, я не совсем понял вопрос. Законопроект посвящён снижению ставок, в общем, собственно говоря, тому, о чём я докладывал. В соответствии с этим законом и Центральный банк по выданному им Сбербанку субординированному кредиту, и соответственно Внешэкономбанк по депозитам Фонда национального благосостояния обязаны снизить эти ставки. Собственно говоря, в чём проблема, что мы должны узнать - выполнили ли они закон или нет? Ну, запросим об исполнении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не настаивает на вопросе. Пожалуйста, Зубов, от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" вопрос. ЗУБОВ В. М. Уважаемый Вячеслав Матусович, а каков объём средств Фонда национального благосостояния в настоящий момент находится на депозитах ВЭБа? РЕЗНИК В. М. Если я не ошибаюсь, 250 миллиардов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владислав Матусович, присаживайтесь. Настаивает ли кто-то на выступлении? Да, депутат Кашин, депутат Рохмистров и депутат Зубов. Три выступления - подводим черту. И напоминаю: регламент пятиминутный. Пожалуйста, Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, особенно к депутату Герасименко обращаюсь, который правильно поставил вопрос о том, почему такие важные законы, как закон, посвящённый лекарственному обеспечению, у нас уходят куда-то вдаль, а вот этот закон поставлен на фиксированное время: можно быть уверенным, что все подобные законы будут вовремя поставлены на фиксированное время и быстро рассмотрены. Вот "ЕДИНАЯ РОССИЯ" могла бы проявить принципиальность здесь при рассмотрении этого закона (а не только занимаясь нанайской борьбой с Кудриным, хотя и это не вредно), так как банковская сфера - это, как известно, "чёрная дыра" нашего бюджета. А вот этим законом предполагается взять из бюджета средства, то есть выпадающие доходы бюджета составят 35 миллиардов рублей за десять лет. И вопрос, куда эти деньги в итоге пойдут, где и у кого они окажутся, - он совершенно не праздный, памятуя, так сказать, опыт предыдущих антикризисных действий, об этом, наверное, стоит задуматься. Суть проще всего понять, если представить наш бюджет как дойную корову, но у коровы четыре соска, у нас гораздо больше: и Сбербанк, и ВТБ, и "Сколково", и ещё ряд других проектов, вот, кстати, депутат Шаккум уже предложил активизироваться строительной отрасли в "Сколково", туда закачать, наверное, несколько десятков миллиардов рублей, соответственно используя эти средства бюджетные. У нас банки богатеют, значит, несмотря на кризис, не было такого момента, когда капитал банков убывал, а в последнее время прибыль банков растёт гораздо быстрее всех других показателей. Поэтому вопрос, почему именно эти "несчастные" структуры нуждаются в такой государственной помощи, - он имеет принципиально важное значение. Что повлечёт за собой данный закон? Вырастут, конечно, цены акций банков, я имею виду Сбербанк, ВТБ, вырастут бонусы менеджеров, и совершенно не исключено, что эти деньги окажутся в итоге, в финале, так скажем, в предвыборных фондах некоторых далеко не оппозиционных партий, конечно, не прямо, а через какие-то третьи банки, это совершенно законная система, никто это не сможет остановить. Что здесь ещё интересно? Здесь проявилась действительно демократия банковского сектора. Если в первом варианте закона предлагалось это распространить только для Сбербанка, то в окончательном варианте уже речь идёт и о ВТБ, и Россельхозбанке, хотя он и государственный, и о других. Сама ставка, которая сейчас указана, 6,5 процента, она взята с потолка, так как до этого было 4,75 процента, а через месяц после каких-то переговоров они ставку изменили. Здесь проблема в чём? Мы эти ставки берём вот таким вот переговорным образом, и, если через два года или через год новый кризис, ситуация резко изменится, совершенно непонятно, что мы будем делать с нашим бюджетом, как его балансировать. Кроме того, внесена поправка в окончательный вариант, вот уже сегодня нам её дали, которая ещё несколько, с моей точки зрения, замутняет суть дела и может трактоваться как возможность задним числом вернуть этим банкам - Сбербанку и ВТБ - те проценты, ту разницу в процентах, которую они заплатили в бюджет за истекший период после начала действия договора. В общем, я вам так скажу: это сверхлоббистский закон, реальный сектор, если и получит, получит крохи с этого дела. Учитывая возмущение граждан введением комиссии за платежи по ЖКХ, хотя бы это как-то оговорили, чтобы было видно, что хоть что-то люди конкретно с этого получат. Поэтому голосовать за этот законопроект нельзя, с моей точки зрения, и фракция КПРФ призывает и вас внимательнее относиться к тому, за что вы голосуете. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Фракция ЛДПР не будет поддерживать настоящий законопроект по одной простой причине: заявленные в пояснительной записке цели настоящим законопроектом достигнуты не будут. В пояснительной записке идут ссылки на снижение ставки рефинансирования. Все мы прекрасно помним выступление премьер-министра по телевидению, когда он сказал: я лично откручу голову тому банкиру, который будет давать кредиты по ставке рефинансирования плюс 3 процента, вот кто будет давать выше - лично голову откручу. К сожалению, все головы на месте, а доходность выше. То, что здесь говорили, что поднимутся акции в цене, - поднимутся, наверное, но, если поднимутся, мы будем это только приветствовать. К сожалению, практика показывает, что акции тех предприятий, по которым было народное IPO - бабушки и дедушки, с которыми я лично много общался, до сих пор рассказывают мне, как их, бедных, обобрали, - не поднимутся, бонусы поднимутся. На что направлен настоящий законопроект? Вы, наверное, слышали, что у нас 100 миллиардов из бюджета было снято, вернее, их планировалось направить на поддержку банковской сферы. Вот этот законопроект направлен на то, чтобы компенсировать данное изъятие из банковской сферы. Банки должны зарабатывать свои деньги. Уровень зарплат в банках, особенно в тех банках, которые указаны в настоящем законопроекте, все вы прекрасно знаете. Даже наша депутатская зарплата, о которой много говорят в народе, что у нас сумасшедшая зарплата, ну, наверное, не настолько бы казалась сумасшедшей, если бы люди знали о том, какие зарплаты в этих банках, какие бонусы там, какие другие услуги, которые оказываются в виде различных компенсаций. Поэтому, ввиду того что настоящий законопроект направлен на то, чтобы сохранить уровень доходов и доходности банковской сферы, мы против этого. Никакого изменения по ставкам кредита для реального сектора экономики не произойдёт, потому что данные вопросы регулируются совсем другими мерами. Центральный банк, который здесь нам обещал, что они предпримут все зависящие от них меры, чтобы сделать кредиты доступными, чтобы у нас предприятия могли брать по нормальным ставкам кредиты, ничего не сделал, то есть занимается обманом. При отчётах, которые у нас и Минфин, и Центральный банк, как говорили... Надо отдать должное министру Кудрину, он говорит откровенно, что ни среднесрочных денег, ни долгосрочных денег для нашего реального сектора экономики нет и в ближайшее время не предвидится. Из этого можно сделать вывод, что модернизация реального сектора экономики, я уже не говорю об инновации, - это утопия. Поэтому говорить о том, что настоящий законопроект эти вопросы решит, - это заниматься обманом своих людей. Фракция ЛДПР не может позволить себе обманывать людей и поддерживать законопроект, который своей целью... имеет совершенно другие цели. А надо вот как раз поддержать тех людей, из доходов которых и сложился, собственно говоря, заявленный сегодня при отчёте министра финансов рост реальных доходов, как он сказал, населения России на 2 процента. Мы посчитали, мы взяли список "Форбс", доходы родственников некоторых чиновников, их жён и поделили на наших работающих. У нас получилось больше, чем 2 процента. Поэтому мы считаем, что эти 2 процента - здесь нас министр не обманул, - за счёт этих людей. Реальные доходы у большинства населения упали, а у ряда людей они как бы выросли, но, к сожалению, те, у кого они увеличились в два-три раза, составляют менее 1 процента нашего населения. И поэтому законопроект фракцией ЛДПР поддержан быть не может, мы поддерживаем другую часть населения России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Зубов. ЗУБОВ В. М. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно же, будет голосовать против данного законопроекта фактически по эмоциональным соображениям, которые уже были высказаны, только несколько цифровых добавлений к тому, что было сказано. Ну, то изменение ставки, которое предлагается по депозитам Внешэкономбанка, принесёт порядка 5 миллиардов рублей в финансовую систему в целом. Мы сотни миллиардов рублей из бюджета вложили в финансовую схему, систему, и тем не менее до сих пор действительного кредитования реального сектора мы не наблюдаем. Тот прирост кредитования, который якобы замечен, на самом деле ниже, чем прирост просроченных кредитов. Поэтому 5 миллиардов спасти систему не могут, но 5 миллиардов могут помочь кому-то из тех особых людей... То есть вполне конкретного назначения закон, в народе о нём сказали бы "порадеть родному человечку", либо юристы сказали бы, что это очень ярко выраженный коррупционный закон. Это первое основание. Основание второе. Надо называть вещи своими именами. Фонд национального благосостояния - это часть бюджета, значит, предлагается сократить часть доходов бюджета. В сегодняшней ситуации, когда Минфин нас вовсю убеждает, что надо и здесь сократить на 20 процентов занятых, и здесь сократить, и говорит, что здесь средств нет, идти добровольно на сокращение бюджетных расходов, какими бы они ни были, даже символическими, в виде 5 миллиардов, - это недопустимо. И наконец, третье. Фонд национального благосостояния замысливался в своё время, когда делился Стабилизационный фонд на Резервный фонд и на Фонд национального благосостояния, как фонд поддержки пенсионной системы, компенсации дефицита пенсионной системы, для возможности повышения пенсий за счёт этого фонда. То есть, принимая сегодняшний закон, мы сознательно идём на понижение пенсии, потенциальной или реальной, как сложится по жизни, но на снижение пенсии. И это третий аргумент, в связи с которым, естественно, мы голосовать за никак не сможем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства настаивают? Нет. Заключительное слово докладчика. Включите на рабочем месте депутату Резнику микрофон. РЕЗНИК В. М. Спасибо. Глубокоуважаемые коллеги, законопроект важный и на самом деле нужный, и предназначен он действительно для того, чтобы порадеть родному человеку, только под родным человеком авторы законопроекта и те органы власти, которые дали положительное заключение на данный законопроект, понимают наших с вами избирателей, поскольку снижение ставки в банках, безусловно, будет являться следствием принятия данного закона. И в общем, всё остальное, наверное, надо оставить на совести выступавших, которые сейчас комментировали данный законопроект, излагая несколько странную, с моей точки зрения, позицию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект под пунктом 34, первое чтение. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 46 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1% Проголосовало против 94 чел.20,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Принято.