Заседание № 147

14.02.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 333221-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части обеспечения личного приёма граждан должностными лицами".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4157 по 4388 из 6964
Переходим к рассмотрению 28-го вопроса, проекта федерального закона "О          
внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации          
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной     
власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих            
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части   
обеспечения личного приёма граждан должностными лицами". Докладывает Ярослав    
Евгеньевич Нилов.                                                               
                                                                                
Пожалуйста, Ярослав Евгеньевич.                                                 
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемые депутаты, такое предложение: я коротко объясню, о чём     
идёт речь в законопроекте, чтобы мы до перерыва успели его рассмотреть.         
                                                                                
Данная законодательная инициатива вызвана просьбой наших граждан -              
избирателей. Регулярно мы сталкиваемся с тем, что рассмотрение жалоб,           
обращений, которые граждане направляют, спускается на самый низовой уровень,    
и очень часто те лица, на которых жалуются в обращении, сами же и готовят       
ответы. Граждане получают отписки, и у них возникает злоба и единственное       
желание - попасть к начальнику напрямую. Начальник может принять, а может не    
принять, этим правом кто-то пользуется, а кто-то не пользуется.                 
                                                                                
После того как мы внесли этот законопроект, прозвучала совершенно разная        
реакция со стороны глав субъектов, глав законодательных собраний субъектов:     
кто-то говорил, что не надо им диктовать, они и сами знают, что делать;         
кто-то говорил, что они и так это делают каждый день; кто-то говорил, что они   
это делать не хотят и не будут делать.                                          
                                                                                
Что мы предлагаем? Предлагаем внести изменения, обязав глав субъектов, глав     
законодательных собраний субъектов и ниже по вертикали в обязательном порядке   
вести личный приём граждан не менее двух дней в месяц общей                     
продолжительностью не менее десяти часов в месяц, и предлагаем                  
законодательным собраниям субъектов самостоятельно определить, какое время      
будет отводиться для личного приёма граждан и когда. Вот такая новелла          
предложена депутатами фракции ЛДПР.                                             
                                                                                
Мы надеемся, что то хамство, с которым сталкиваются наши избиратели, общаясь    
в письменном виде с должностными лицами, хоть частично будет прекращено,        
когда взыграет совесть у ответственных должностных лиц на личном приёме,        
когда они увидят опустошённые взгляды и плачущие лица граждан.                  
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
С содокладом выступает Виктор Алексеевич Казаков.                               
                                                                                
КАЗАКОВ В. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! По мнению комитета,   
данное дополнение является излишним, оно дублирует часть 1 статьи 13            
Федерального закона № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан...",      
поскольку перечисленные в законопроекте лица являются руководителями либо       
органов государственной власти субъектов, либо органов местного                 
самоуправления, соответственно, на них распространяется действие указанной      
выше нормы закона. Согласно части 2 статьи 3 данного закона и законы, и иные    
нормативные акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать             
положения, направленные на защиту прав граждан на обращение, в том числе        
устанавливать гарантии прав граждан на обращение, дополняющие гарантии,         
установленные этим законом. В связи с этим в некоторых субъектах приняты        
законы о дополнительных гарантиях прав граждан в рассматриваемой сфере.         
                                                                                
Учитывая изложенное, а также необходимость сохранения достаточной               
самостоятельности органов государственной власти субъектов и органов местного   
самоуправления при решении вопросов организации личного приёма граждан, с       
нашей точки зрения, дополнительного нормативного регулирования федеральным      
законодательством указанные вопросы не требуют. Гарантированное статьёй 33      
Конституции Российской Федерации право граждан лично обращаться в               
государственные органы и в органы местного самоуправления реализовано в         
полном объёме.                                                                  
                                                                                
Законопроектом также предусматривается установить периодичность и минимальное   
время - десять часов общего приёма граждан руководителями в течение месяца.     
Фактически предлагается установить стандарт приёма граждан указанными           
руководителями, что является также попыткой нормирования их труда, а            
оснований для установления такого стандарта, в том числе и нормирования         
труда, не имеется.                                                              
                                                                                
Предлагаемые авторами законопроекта изменения не согласуются с общими           
принципами организации законодательных и исполнительных органов                 
государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов          
местного самоуправления, установленными 184-м и 131-м законами                  
соответственно.                                                                 
                                                                                
Комитет не поддерживает принятие данного законопроекта и предлагает отклонить   
его в первом чтении.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Алексеевич.                               
                                                                                
Вопросы есть? Есть.                                                             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сначала по ведению - Александр Сергеевич Старовойтов.                           
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С. Иван Иванович, если мне не изменяет память, то                
Правительством Российской Федерации разработаны концепции практически по всем   
вопросам развития Российской Федерации, будь то концепция миграционной          
политики, дальнейшее её видение Правительством Российской Федерации, будь то    
концепция развития транспортной отрасли и так далее, и тому подобное, - иначе   
что же это тогда за правительство, если нет концепций? Поэтому, может быть,     
небольшое замечание Ризвану Данияловичу, при всём моём большом уважении:        
наверное, всё-таки депутаты Государственной Думы, внося законопроекты, как      
раз и занимаются, как вы говорите, разрозненной деятельностью, именно такой     
работой, но, если вы считаете, что это не нужно, ну давайте тогда распустим     
Думу как некий рудиментарный орган, потому что у нас правительство всё знает,   
правительство всё умеет, у правительства всё есть.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Сергеевич, заявление приняли к сведению, но     
это не по ведению.                                                              
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин, ваш вопрос.                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Ярослав Евгеньевич, объективности ради скажу: я, наверное, как   
и все, много езжу по районам, по сельским районам, знаю хорошо очень многих     
руководителей районов и могу утверждать, что они ведут приём, причём ведут      
регулярно, некоторые чуть ли не каждый день, но всё равно люди ими              
недовольны. А недовольны они не потому, что не могут к ним пробиться, - да      
ради бога, они приходят, в этих сёлах каждый день друг друга видят, - а         
потому, что эти руководители ничего не могут сделать по их просьбам, и вот      
это главное! А не могут сделать потому, что у них нет денег. Я вам приводил     
пример: 10 рублей в месяц на человека - на благоустройство, 6 рублей в месяц    
- на культуру, 2 рубля в месяц - на физкультуру... Не кажется ли вам, что       
принятие этого законопроекта, как говорится, не навредит, но и пользы не        
принесёт, ибо главная проблема взаимодействия населения и местной власти не в   
том, что людей не принимают, а в том, что там, в районе, у руководства нет      
денег? А деньги мы не даём, когда принимаем федеральный бюджет, оставляя...     
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон.                        
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Согласен с вами, и мы поддерживали ваши поправки, и сами вносили    
поправки в бюджет, которые давали бы возможность больше денег давать туда,      
вниз. Вообще, у нас страна сверхдемократии: мы взяли американскую систему       
избрания губернаторов и европейскую систему избрания органов местного           
самоуправления МСУ, в результате получилось много полномочий у всех, а денег    
на всё это нет.                                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Владимир Николаевич, вы задали вопрос - я вам отвечаю.    
                                                                                
Что касается личного приёма. Действительно, кто-то ведёт личный приём, кто-то   
не ведёт - это всё зависит от воспитания, от меры ответственности. Например,    
наш губернатор Островский, бывший депутат фракции ЛДПР, ведёт личный приём,     
он периодически берёт письма граждан и сам звонит им, чтобы понять, что ему     
говорят чиновники и какова реальная ситуация, чтобы не было как с               
эвакуаторами: информация одна, а реальность другая. Поэтому мы и предлагаем     
обязать всех - и губернаторов, и глав законодательных собраний, и               
руководителей МСУ - в обязательном порядке вести личный приём, для того чтобы   
они слышали то, что волнует граждан. Иногда есть такие вопросы, которые         
решаются очень просто, одним звонком, но, к сожалению, просто нет               
соответствующей информации у руководителя или нет желания это сделать, таким    
образом, вопрос в подвешенном состоянии находится и просто не решается, хотя    
его можно было бы элементарно решить.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть желающие, один человек.                        
                                                                                
Коллеги, может быть, рассмотрим этот законопроект и объявим перерыв? Нет        
возражений?                                                                     
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, мне представляется, что авторы                
законопроекта попытались найти какой-то механизм, который "подтягивал" бы       
отношение чиновников к людям. Ну вот, например, в Самарской области третий за   
эти годы губернатор, он активный человек, он проводит встречи в городах и       
районах в течение пяти-шести часов - лавина вопросов и ответов, и он            
поднимает чиновников на местах и говорит: "Как же так? Вы что, ждали, когда я   
приеду?!" Нам пришлось говорить на эту тему, и я высказывал тогда свою          
настороженность: не может один человек в крупном регионе залечить все           
болячки, устранить все беды, нужно, чтобы система работала.                     
                                                                                
А то, что государственные структуры утяжелены, обюрокрачены, что отношение к    
простому человеку... Ведь с чем идёт бедолага? С теми трудными социальными      
болячками, вопросы в отношении лечения которых действительно вся система        
власти не решает, поэтому у чиновника возникает психологическая броня: да       
лучше личный приём не проводить, или провести по-быстрому, бегом, или           
отговориться, что, мол, некогда... В этом смысле, безусловно, надо пытаться     
привести в действие ответственность тысяч и тысяч управленцев на тех или иных   
уровнях власти, и прямо скажу: мне приходилось неоднократно слышать жалобы      
простых людей из городов и районов на то, что к губернатору не пробиться, что   
он приёмы не ведёт, что там сидят какие-то представители канцелярии, которые    
всех сортируют. Это говорят люди, когда ко мне приходят, я частенько это от     
них слышу, поэтому, мне думается, не надо бы с порога отвергать этот            
законопроект, а, наоборот, надо поискать варианты, как его доработать,          
усовершенствовать ко второму чтению, - вот моя точка зрения.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Степанович.                             
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста.                                           
                                                                                
Включите микрофон депутату Нилову.                                              
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Продолжая мысль депутата Романова, хочу напомнить Послание          
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в котором он сказал,     
что власть дистанцировалась от народа, что качество работы за государственные   
деньги не отвечает требованиям и что исправить ситуацию можно через             
общественный контроль. Та мера, которая предлагается в нашем законопроекте,     
будет, во-первых, сужать дистанцию, которая имеется сегодня между властью и     
гражданами, и, во-вторых, повышать общественный контроль. Ещё раз повторяю:     
может быть, у кого-то из ответственных должностных лиц немножко ёкнет сердце,   
когда он увидит плачущую женщину с ребёнком, у которой проблемы, которые в      
принципе решить элементарно, главное, было бы желание.                          
                                                                                
Просим поддержать законопроект.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Алексеевич, будете ещё раз выступать?                                    
                                                                                
Депутату Казакову включите микрофон.                                            
                                                                                
КАЗАКОВ В. А. Ну, я, в общем-то, должен согласиться, что не предусмотрена       
ответственность людей, которые должны вести приём, за то, что они не            
принимают граждан или иногда поручают вести приём специальным людям, за это     
наказать никто не может, могут только похлопать по плечу или дружески           
спросить: "Что ты не принимаешь людей?" Однако вопрос-то более серьёзный, и     
он не решается вот этим законопроектом, его надо решать комплексно, это         
связано с тем, что сегодня многие руководители не могут решить те проблемы,     
которые ставят перед ними люди, поэтому нужно работать над этой темой, но       
данный законопроект в таком виде неприемлем.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Алексеевич.                               
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6064 по 6084 из 6964
28-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и      
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"   
и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в   
Российской Федерации" в части обеспечения личного приёма граждан должностными   
лицами".                                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              206 чел.45,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    206 чел.                                          
Не голосовало                 244 чел.54,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклонён.