Заседание № 227
О проекте федерального закона № 332762-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Доклад Ильдара Ирековича Гильмутдинова. Пожалуйста, Ильдар Ирекович. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Хочу напомнить, что данный законопроект во втором чтении был принят 11 апреля 2019 года. Проектом федерального закона предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению порядка возмещения убытков, причинённых коренным малочисленным народам, объединениям малочисленных народов, лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания. Хочу сказать, что соответствующий нормативный правовой документ в виде порядка представлен в Комитет по делам национальностей и в ближайшее время будет внесён в Правительство Российской Федерации. Прошу поддержать принятие законопроекта в третьем чтении. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Есть. Включите, пожалуйста, режим записи. Покажите список. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Ледков Григорий Петрович. Подготовиться Тумусову от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ЛЕДКОВ Г. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ильдар Ирекович уже сказал об этом: вы знаете, история данного процесса очень длительная, с момента начала строительства промышленных объектов на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока, есть наработанная практика в разных субъектах, но, к сожалению, в настоящее время возникают спорные вопросы. Данный законопроект направлен на урегулирование данного процесса и приведение его к единообразию. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", по мотивам. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Любой вопрос, касающийся отношения к коренным малочисленным народам, в том числе сегодняшний законопроект, - это вопрос справедливости. Во всём мире действует Декларация о правах коренных народов, но у нас, к сожалению, она не ратифицирована, у нас действует закон о защите прав и интересов коренных малочисленных народов. Когда я присутствовал на одном из заседаний Постоянного комитета парламентариев арктических государств в Канаде, один крупный бизнесмен докладывал о своём опыте взаимоотношений с коренными народами, он рассказал, что они хотели взять месторождение и пять лет вели переговоры с коренными народами, которые там жили. Я задал вопрос: а в чём была главная проблема, если аж целых пять лет вели переговоры, это был вопрос денег или чего-то ещё? Он сказал, что нет, вопрос денег там не стоял, самым главным вопросом был вопрос взаимопонимания, мол, они, коренные жители, не понимали нас, мы не понимали их, мы пять лет шли к тому, чтобы понять друг друга, - и вот наконец через пять лет они поняли друг друга. Мы с вами тоже очень долго, не один пяток лет ведём эти разговоры. Да, у нас есть основной закон - о защите прав коренных малочисленных народов, но есть и другие законы, отраслевые: Лесной кодекс, Водный кодекс, Закон "О недрах" и так далее, которые противоречат тому закону, в них вообще это не учтено. Когда предъявляются претензии, принимается решение и речь заходит о компенсациях, всегда отраслевые законы первичны, и, таким образом, мы всегда несправедливо относимся к нашим братьям - малочисленным народам. Их всего 316 тысяч человек, и 247 тысяч живут в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, где находятся наши основные богатства - нефть, газ. И когда мы отчуждаем земли, где они ведут традиционное хозяйство, а это оленеводство, рыболовство, охота, собирательство, то, конечно, мы меняем и всю природную среду, экологию. Безусловно, это надо компенсировать. И то, что мы сегодня принимаем этот закон, - это абсолютно правильно. Мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", поддерживаем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", 3-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 53 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 205
О проекте федерального закона № 332762-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (принят в первом чтении 27 марта 2018 года с наименованием "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, 6-й вопрос готов к рассмотрению. Переходим к рассмотрению проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Докладывает Ильдар Ирекович Гильмутдинов. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении ещё год тому назад. Работая над поправками к законопроекту, мы предложили подход, который реализовали через наши поправки. Предполагалось, что будет порядок и методика возмещения убытков. В ходе работы мы ушли, сохраняя концепцию законопроекта, от всероссийской методики, иначе невозможно будет его применить: регионы разные, на уровне субъектов уже приняты их собственные методики, которые во всероссийской методике практически невозможно учесть, плюс физические лица, плюс юридические лица, общины и так далее. Исходя из этого предложены поправки, касающиеся необходимости принятия правительством порядка расчёта убытков. Предполагается, что также будут реализовываться, применяться те методики, которые приняты в регионах. Конечно, в виде методических рекомендаций будет разработана всероссийская методика, она будет иметь, скажем так, общий рекомендательный характер, будут некие базовые подходы, чтобы с учётом того, что у нас единое пространство, были какие-то минимальные гарантии через всероссийскую методику. Это будет уже не постановление правительства, не распоряжение правительства, а нормативный акт Федерального агентства по делам национальностей. Тем более сегодня де-юре существуют рекомендации, которые были разработаны ещё в лоне Министерства регионального развития, они существуют, и модернизация будет осуществлена исходя из того посыла, о котором я сказал. Очень активное участие в работе принимала Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при комитете также была создана специальная группа, экспертный совет. Уважаемые коллеги, почему мы только спустя год выходим на рассмотрение законопроекта во втором чтении? Обратите внимание, когда мы принимали в первом чтении, я заявил, что мы не выйдем на второе чтение, пока не увидим проект того документа, о котором мы договорились. Вот проект порядка расчёта убытков, по поводу которого мы, ещё раз говорю, неоднократно совместно с Федеральным агентством по делам национальностей встречались, работали в составе экспертной группы. Они его согласовали, он практически готов и, как только мы примем законопроект во втором чтении, будет внесён в правительство, на согласование с ФОИВ, и в ближайшее время, надеюсь, он уже появится. По нашей просьбе Федеральное агентство по делам национальностей провело работу с регионами, где уже функционируют, применяются такие методики, и мы практически получили согласование, вернее, ФАДН получило согласование и с Ханты-Мансийским автономным округом, и с Ненецким автономным округом, и с Республикой Саха (Якутия), которые активно используют эту методику. В целом такое согласование данного документа с регионами, с общественными организациями, с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, с экспертами у нас прошло, проведено; те, кто хотел принимать участие, принимали активное участие в работе экспертной группы. Предлагаем две таблицы: в таблице поправок № 1, рекомендованных к принятию, пять поправок, в таблице поправок № 2, рекомендованных к отклонению, две поправки. Просим рассмотреть и принять эти таблицы и принять законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ильдар Ирекович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1, рекомендованных к принятию? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это мы дополнительно рассмотрим. Нет вопросов по таблице поправок № 1. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 26 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2, рекомендованных к отклонению? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 54 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Коллеги, у нас есть одна поправка, розданная в зале, автор поправки - Татьяна Степановна Гоголева. Включите микрофон депутату Гоголевой. Пожалуйста. ГОГОЛЕВА Т. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ильдар Ирекович сказал, что мы не выйдем на рассмотрение во втором чтении, пока не получим нормативных актов, - к сожалению, ситуация сейчас такова, что нормативных актов у нас нет. В связи с тем что правительство снова берёт срок для подготовки нормативных актов - шесть месяцев со дня принятия законопроекта во втором чтении, я предлагаю перенести срок вступления закона в силу, установить с 1 ноября 2019 года. Я считаю, что совершенно справедливо Председатель Госдумы Вячеслав Викторович Володин всё время настаивает на своевременном представлении правительством соответствующих нормативных правовых актов в целях качественной подготовки наших законов, потому что без нормативных актов нет смысла принимать этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Степановна. Сначала по ведению - Ольга Викторовна Савастьянова. Пожалуйста. САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Иван Иванович, в части девятой-2 статьи 123 говорится, что, если Государственная Дума не примет иное решение, поправки к законопроекту, не рассмотренные комитетом, рассмотрению на пленарном заседании не подлежат. Для того чтобы рассматривать поправку, нужно принять решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Иван Иванович, я прошу автора всё-таки уточнить содержание поправки, потому что там немножечко некорректно сформулировано: "Внести в законопроект следующие содержания". Видимо, имелось в виду: дополнить законопроект фразой следующего содержания, далее по тексту. Она имеет право это сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте, понятно. По ведению - Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Ильдар Ирекович! Эта поправка самая главная, вот та, о которой Татьяна Гоголева говорит. И наверное, все те, кто, может быть, смотрел, слышал и слушал, о чём говорили в Санкт-Петербурге, заметили, что даже ответственные лица, которые сегодня возглавляют государственные корпорации, говорят: мы сегодня делаем прогоны для оленей, то, то, пятое-десятое - громадные убытки. Несмотря ни на какие регламентные нормы, необходимо то, о чём говорит Татьяна Гоголева, в обязательном порядке принимать, это самая главная поправка к законопроекту! Почему правительство уклоняется ещё с 2009 года? Ильдар Ирекович говорил об этом: ещё когда председателем правительства был Владимир Владимирович Путин, давалось поручение, - почему затягивается?! Я думаю, что больших денег госкорпорации не возьмут, но поправку эту надо принимать, принимать надо! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, Ольга Викторовна предложила сначала определиться, будем мы рассматривать эту поправку или нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, секунду, Ильдар Ирекович. У нас раньше была такая практика: если нет возражений из зала, мы по умолчанию считаем, что рассматриваем поправку. Если есть необходимость проголосовать, я готов поставить на голосование этот вопрос - думаю, мы здесь демократичными должны быть. Ставится на голосование: кто за то, чтобы рассмотреть поправку, дополнительно розданную в зале? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 40 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принимается решение: за - 384. Обоснование поправки было, теперь мнение комитета. Пожалуйста, Ильдар Ирекович. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Иван Иванович, ну год прошёл, и давным-давно все поправки, которые должны были внести, уже внесены. Тем более, что только вчера вечером появилась эта поправка, она не обоснована, непонятно, для чего она нужна. Мы зачем взяли целый год для работы над законопроектом? Для того чтобы как раз выйти на принятие того документа, о котором говорится, - так вот он, документ, я вам показываю проект. Как только мы примем законопроект во втором чтении, он будет уже внесён правительством - зачем нам ждать ноября, мы хотим, чтобы этот документ был принят раньше! Тем более что в самом документе, который правительство внесло, указывается, какие документы они должны внести, вот перечень. Шесть месяцев!.. Если даже следовать этой логике, то будет уже октябрь, то есть до октября они уже должны внести и принять этот документ. Зачем мы до 1 ноября?.. (Шум в зале.) У вас, Николай Михайлович, никакой логики: вы сами говорите, что надо быстрее, и предлагаете отложить до 1 ноября... Уважаемые коллеги, я ещё раз говорю, мы этот документ рождали вместе с Федеральным агентством по делам национальностей в течение этого времени и согласовали, ещё раз говорю, всё с общественниками, со специалистами, с экспертами и так далее. Вот он, документ, всё, завтра они его вносят, зачем до ноября?.. У вас никакой логики нет! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ильдар Ирекович. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Уважаемые коллеги, нам быстрее надо это сделать. Всё, мы уже готовы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ваша позиция понятна. Коллеги, напоминаю, по Регламенту при рассмотрении поправки выступает автор поправки - он высказался уже, и повторно не дам слова, у нас не дискуссия - и выступает докладчик, обосновывает, он за или против поправки. Эта процедура проведена, поэтому я ставлю поправку на голосование. Кто за то, чтобы принять поправку Татьяны Степановны Гоголевой? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 52 сек.) Проголосовало за 70 чел.15,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 73 чел. Не голосовало 377 чел.83,8 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправки все рассмотрены, ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 19 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно. Спасибо.
Заседание № 105
О проекте федерального закона № 332762-7 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Павел Владимирович Семёнов. СЕМЁНОВ П. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Его разработка обусловлена обращениями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, поручением Президента Российской Федерации и рядом поручений Правительства Российской Федерации. Законопроектом предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению порядка возмещения и методики определения размера убытков, причинённых в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренных малочисленных народов Российской Федерации деятельностью юридических лиц всех форм собственности, а также физическими лицами. В настоящее время в Федеральном законе "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" право коренных малочисленных народов на возмещение убытков уже закреплено, но в связи с отсутствием единообразных подходов к определению размера таких убытков и порядка их компенсации реализация указанной нормы является затруднительной. Так, анализ применения норм закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов..." в этой части показал, что в большинстве случаев возмещение ущерба происходит необъективно, при этом даже при использовании методики, ранее утверждённой приказом Минрегиона России от 2009 года № 565, не в полной мере обеспечиваются права коренных малочисленных народов на защиту их исконной среды обитания. Некоторые промышленные предприятия не применяют указанную методику, предпочитая напрямую заключать соглашения о социально-экономическом развитии мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности с главами муниципальных образований, однако данный подход также не обеспечивает в полной мере учёт прав коренных малочисленных народов. В ФАДН России на сегодня имеются ключевые наработки для определения порядка и методики возмещения убытков коренных малочисленных народов, основанные на учёте как регионального опыта, так и опыта и предложений промышленных компаний и заинтересованных федеральных органов власти. Однако, говоря о соблюдении баланса интересов всех заинтересованных сторон, мы понимаем, что в наших инициативах должны приниматься во внимание и предложения самих представителей коренных малочисленных народов, над чем мы сейчас совместно с общественными объединениями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации работаем. Наделение Правительства Российской Федерации указанными полномочиями не окажет влияния на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Реализация закона повысит уровень защищённости коренных малочисленных народов в реализации права на возмещение убытков, причинённых их исконной среде обитания, введение новых норм приведёт к прогнозированию инвестиционных рисков промышленных компаний, индивидуальных предпринимателей и повышению эффективности планирования их расходов. Уважаемые депутаты, просим поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. С содокладом выступает председатель Комитета по делам национальностей Ильдар Ирекович Гильмутдинов. Пожалуйста. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект вроде и короткий, но тем не менее его принятие очень важно, очень необходимо, очень нужно. Наверное, тут больше вопросов будет у наших коллег, кто интересуется этой темой, как раз по поводу того, какими будут порядок и методика возмещения убытков, поэтому, упреждая будущие вопросы, хочу вам сказать: уважаемые коллеги, мы обязательно ко второму чтению эту методику, этот порядок получим, со всеми общественными организациями и заинтересованными представителями депутатского корпуса обсудим и только после этого обсуждения, только после того, как убедимся, что эту методику и этот порядок поддерживают и регионы, и общественные организации, и особенно Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которая будет непосредственно вовлечена в работу с этим порядком, с этой методикой, мы примем этот законопроект. Ещё раз хочу ответственно об этом заявить, на заседании комитета в таком ракурсе это и обсуждалось. Ещё хочу сказать, что такая методика в принципе сегодня существует, она была утверждена ещё приказом Министерства регионального развития в 2009 году, но она не соответствует сегодняшним требованиям, она в какой-то мере некачественна, она не раскрывает полностью все необходимые позиции, потому этот порядок и эта методика должны быть разработаны и установлены уже с более высоким статусом, а именно на уровне постановления правительства. Ещё раз повторяю, уважаемые коллеги, что внимательным образом при подготовке ко второму чтению, как того требует наш Регламент, мы это рассмотрим и только после того, как убедимся, что всё там соответствует, всё там нас устраивает, выйдем на окончательное чтение. Свои заключения представили 55 субъектов Российской Федерации, все они положительные, за исключением одного. Все наши комитеты-соисполнители - по энергетике и по проблемам Севера и Дальнего Востока, - профильный комитет Совета Федерации и Общественная палата поддерживают. И ещё одно могу сказать: нам уже поступают предложения от регионов именно в части того, как они видят эту методику, этот порядок, есть предложения от крупных хозяйствующих субъектов. Мы внимательно смотрим все предложения, будем направлять их в рабочую группу, которая при Федеральном агентстве по делам национальностей работает, и мы сами в составе этой рабочей группы будем работать. В связи с этим прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ильдар Ирекович. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пашин Виталий Львович. ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР. Уважаемый Павел Владимирович, согласно Гражданскому кодексу под убытками также понимается и упущенная выгода - в связи с этим возникает вопрос: будет ли в утверждаемой правительством методике предусмотрено возмещение упущенной выгоды и каким именно образом будет производиться её расчёт? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович. СЕМЁНОВ П. В. Спасибо за вопрос. На самом деле сегодняшний законопроект с виду и небольшой, но вместе с тем это первый и, на наш взгляд, очень важный шаг в решении проблем коренных малочисленных народов. Что касается основной методики, мы говорим, что вопрос подготовки методики действительно очень сложный, и мы вместе с ассоциацией, с общественными организациями, с представителями науки, с депутатами Государственной Думы и с рядом федеральных органов исполнительной власти занимаемся подготовкой именно этой методики. В материалах, представленных к законопроекту, предлагается разработать данную методику после принятия законопроекта во втором чтении, и все те предложения, которые сегодня прозвучали или ещё прозвучат, мы готовы рассматривать и учитывать при разработке методики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Уточню: и в старой методике порядок исчисления упущенной выгоды определён, и в новой методике это тоже будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Павел Владимирович, законопроект важен, необходим. Два уточняющих вопроса. Куда будут направляться средства в возмещение убытков, которые будут перечисляться коренным малочисленным народам? И если старая методика не отвечала требованиям, то будет ли по новой методике делаться перерасчёт в целях возмещения прежних убытков, которые понесли коренные малочисленные народы? СЕМЁНОВ П. В. Ну, во-первых, скажу, что закон обратной силы не имеет. А во-вторых, возмещение будет производиться как юридическим, так и физическим лицам, как представителям коренных малочисленных народов индивидуально, так и общинам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коткин Сергей Николаевич. КОТКИН С. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня к Павлу Владимировичу вопрос. Павел Владимирович, подскажите, пожалуйста, на какой стадии сегодня находится разработка методики, почему всё-таки она не представлена к первому чтению? Кто участвует в разработке, задействованы ли там ассоциации коренных малочисленных народов, в том числе прежде всего наша большая российская ассоциация, и увидим ли мы эту методику ко второму чтению? СЕМЁНОВ П. В. Прежде всего хочу сказать, что мы сегодня самым активным образом взаимодействуем, в ежедневном режиме работаем с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в том числе с её президентом Ледковым Григорием Петровичем. Что касается данной методики, на сегодняшний день концепт методики есть, есть наши конкретные предложения, мы обсуждаем это в том числе и с ассоциацией, и с ресурсодобывающими компаниями. Есть моменты, по которым уже у нас есть согласованные позиции для дальнейшей разработки, а есть такие, где мы ещё пока не пришли к единому мнению, но ко второму чтению, мы планируем, действительно уже будем готовы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Уважаемые коллеги, ещё раз подтверждаю, что, пока мы не рассмотрим методику, комитет для окончательного принятия законопроект не вынесет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Вопрос крайне важный. Мы понимаем, что в стране проживает около полумиллиона коренных малочисленных народов, большинство из них проживает на территориях Арктической зоны Российской Федерации, и, конечно, вопрос возмещения убытков, причинённых в результате хозяйственной деятельности, всегда был камнем преткновения между недропользователями и коренными малочисленными народами. Понятно, что методику нужно дорабатывать, нужно смотреть, чтобы она удовлетворяла все стороны - и недропользователей, и коренные малочисленные народы, а вопрос у меня следующий. Павел Владимирович, поясните, пожалуйста: при подготовке законопроекта, я думаю, вы изучали, как в предыдущие годы работала методика, - как сложилась судебная практика, в пользу кого? Сколько исков было, кто их в основном подавал? Удавалось ли коренным малочисленным народам отстаивать свою правоту, точку зрения в споре с недропользователями? Ведь именно этот вопрос является неким камнем преткновения, и очень часто люди выходят и на митинги, и на различного рода пикеты, отстаивая свою позицию особенно по вопросам, связанным с отношениями с нефтяными компаниями и газодобывающими компаниями. СЕМЁНОВ П. В. Во-первых, с одной стороны, хотелось бы сказать, что действительно судебная практика по этим вопросам есть, и, к сожалению, результаты не в пользу представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. С другой стороны, та методика, по которой пытаются эти расчёты производить, сложна в применении - там более 30 различных показателей, и простому представителю коренных малочисленных народов очень сложно произвести определённые расчёты. Более того, я вам скажу, что даже представители самих ресурсодобывающих компаний, промышленных предприятий тоже не удовлетворены той методикой, по которой сегодня производятся расчёты. Они сложны, и порой, чтобы привлечь специализированную организацию для этих расчётов, нужно заплатить больше, чем за ущерб, который определяется по этой методике. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Павел Владимирович, вам вопрос. Закон по коренным малочисленным народам необходим, но меня вот что настораживает. Коренные малочисленные народы, ведущие кочевой образ жизни, - это понятие сознательно упущено в этом законопроекте? Вот есть коренные народы, ведущие кочевой образ жизни, - как по этому закону на них будут распространяться всевозможные федеральные и региональные меры поддержки? Это вы специально опустили или нет, Павел Владимирович? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. СЕМЁНОВ П. В. Этот законопроект касается всех коренных малочисленных народов, независимо от того, ведут они кочевой или некочевой образ жизни. Здесь мы говорим прежде всего о защите традиционной хозяйственной деятельности и мест традиционного проживания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Павел Владимирович, у нас в паспорте отсутствует графа "национальность". Если, предположим, представители коренных малочисленных народов будут претендовать на какую-то компенсацию, то как они будут доказывать свою принадлежность к этим народам? Это первое. И второе. В своём докладе вы сказали, что бюджет не понесёт никакой нагрузки, так как мы всё перекладываем на плечи субъектов бизнеса, - не получится ли так, что в случае возникновения таких проблем государство просто самоустранится и оставит один на один представителей вот этих малых коренных народов и субъектов предпринимательской деятельности? СЕМЁНОВ П. В. Извините, пожалуйста, а можно уточнить вопрос? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Что касается ответственности государства. Конечно, государство в том числе будет нести ответственность, никто никуда не уйдёт, но здесь заранее предсказать и заранее просчитать, какие будут убытки, невозможно. Государство в соответствии с этим законом обязательно... Если его предприятия, его организации нарушают эти условия, эти правила, конечно, и региональные власти, и муниципальные власти будут обязаны выплачивать всё, что предусмотрено по этим правилам, это обязательно. Что касается, вот вы спросили, определения национальности. Да, такая проблема есть, и для коренных малочисленных народов она, наверное, сегодня наиболее острая, мы постоянно получаем письма и обращения. Какой существует подход? Федеральным агентством по делам национальностей разработан законопроект о реестре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, к этому законопроекту есть ряд замечаний и предложений. Я очень надеюсь, что в ближайшее время мы с Федеральным агентством по делам национальностей доработаем этот законопроект и вынесем на ваше рассмотрение. Возможно, он не полностью, не на сто процентов решит ту проблему, которую вы подняли, но сегодня люди доказывают свою национальную принадлежность через суды - конечно, это неправильно: почему мы толкаем их на поиск решения через суд? Они правильно возмущаются, правильно поднимают эту тему. Кстати, очень много появляется и проходимцев, которые пытаются причислить себя к коренным малочисленным народам и пытаются доказывать это. Это тоже неправильно, поэтому мы пока, на данном этапе видим решение этого вопроса через создание реестра. Кстати, аналогичный подход уже применяется в ряде регионов. Вот в Ямало-Ненецком автономном округе есть собственный реестр, их собственным законом принятый, и в рамках своего закона они успешно этот вопрос решают. Но ещё раз говорю: у нас есть понимание и видение, и вместе с федеральным агентством мы выйдем на решение этого вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчику включите микрофон. СЕМЁНОВ П. В. Я просто хотел подтвердить, что действительно это будет уже следующий законопроект, который будет касаться именно определения национальности, - это будет реестр информации о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Волков Юрий Геннадьевич. ВОЛКОВ Ю. Г., фракция ЛДПР. Я по порядку записи задаю вопрос последним, и, честно говоря, хотел задать его Павлу Владимировичу Семёнову, но в связи с тем, что представитель правительства очень мало конкретики привёл, отвечая на предыдущие вопросы, наверное, вопрос следует адресовать Ильдару Ирековичу. Ильдар Ирекович, ну, понятно, что существующая методика расчёта несовершенна, требует изменений и так далее, но если у правительства сегодня есть конкретные предложения и конкретные механизмы, значит, их нужно обсуждать и в виде законопроекта утверждать, а если таких предложений нет, то для чего тогда принимать закон, который отсылает к какому-то подзаконному акту, который неизвестно когда будет разработан? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Ну, во-первых, не "неизвестно когда", эта методика уже обсуждается, она будет. Мы, наоборот, даже поднимаем её статус - от уровня приказа Министерства регионального развития до уровня постановления правительства. Это будет очень серьёзный документ, и, конечно, необходимо будет смотреть практику применения этого документа, что-то менять, поправлять, и если мы каждый раз будем это делать законом, то, наверное, это будет неправильно. Мы как раз даём возможность всем - и коренным малочисленным народам, и хозяйствующим субъектам - совместно оперативно менять нормы, поправлять исходя из практики. Вот старая методика, я держу в руках документ - я не знаю даже, сколько там листов, он такой огромный, разобраться в нём просто невозможно, об этом говорят и сами коренные малочисленные народы, общины, и хозяйствующие субъекты. Вот письмо "Газпрома", в котором тоже говорится о том, что существующая методика их не устраивает, что она несовершенна, они тоже хотели бы, чтобы была более современная методика, порядок, в создании чего они тоже хотели бы вместе с нами поучаствовать и внести свои предложения. Поэтому не переживайте, мы будем плотно, совместно с заинтересованными сторонами в этом отношении работать, ничего не упустим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ильдар Ирекович, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Сибагатуллин Фатих Саубанович. ЛЕДКОВ Г. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Иван Иванович, это ошибка, я нажал кнопку соседа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ледков Григорий Петрович. ЛЕДКОВ Г. П. У меня выступление от фракции, Иван Иванович, можно с места? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можно, это на ваше усмотрение, но если выступление от фракции, то лучше выйти на трибуну. Семь минут поставьте, пожалуйста. ЛЕДКОВ Г. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хотел бы выступить от фракции, ну а также от лица коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, нашего общероссийского движения коренных народов. Да, совершенно верно, предыдущая методика, которую в своё время Министерство регионального развития всеми силами пыталось внедрить, конечно, была очень затратна, потому что подразумевала многомиллионные затраты бюджетов субъектов на выработку и утверждение региональных стандартов в отношении тех ресурсов, которые стали бы объектами оценки. Но несмотря на это, в нескольких наших северных субъектах, именно арктических субъектах, за это время методика прошла апробацию. Данные стандарты уже выработаны, ну, и в принципе есть неплохой опыт применения данной методики. Кроме вот такой затратной части, в использовании этой методики очень много и других сложностей, например, то, что она единовременная, то, что она многие аспекты не учитывает. И конечно, совершенно правильно мы поднимаем данный вопрос, сегодня этот вопрос очень актуален, он реализуется в том числе и по инициативе коренных народов, и в рамках поручений Президента Российской Федерации. В настоящее время, дабы общественности не стоять в стороне, мы на площадке нашего Комитета по делам национальностей из числа наших экспертов составили рабочую группу. Состав её совершенно открыт, в настоящее время в неё вошли как раз те разработчики, которые работали ещё с Министерством регионального развития. Уважаемые коллеги, мы полагаем, что все, кто заинтересован, могут присоединиться к данной работе. Она будет довольно непростой, конечно, не сразу будет найдено решение, и мы рассчитываем, что в процессе выработки подзаконного акта законопроект о реестре коренных малочисленных народов его догонит, в том числе при обсуждении здесь, на пленарном заседании, - мы считаем, что это два неотделимых законопроекта, которые, конечно, должны приниматься вместе, для того чтобы по-настоящему начинать работать. В настоящее время мы поддерживаем данный законопроект, и я хочу с большим удовлетворением сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет его поддерживать. Мы приступаем к этой непростой, сложной работе, которая нам сейчас необходима. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Григорий Петрович. Коткин Сергей Николаевич. КОТКИН С. Н. Иван Иванович, с места можно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КОТКИН С. Н. Уважаемый Иван Иванович, коллеги! Академик Дмитрий Лихачёв отмечал, что уровень нравственности в обществе определяется отношением к коренным малочисленным народам. Я внимательно прочитал пояснительную записку - всё как бы замечательно: защита исконной среды обитания, прав коренных малочисленных народов, но меня терзают смутные сомнения. В чём это выражено? Прежде всего, поспешность. Мы принимаем проект закона, не видя новой методики. Методика, которая действует сейчас, утверждённая ещё Министерством регионального развития, устраивает коренные малочисленные народы. Может быть, она не совсем устраивает недропользователей, но коренные народы она устраивает. Кроме того, в смуте 90-х годов у регионов был отнят второй ключ при распределении месторождений, ключ остался только у нас, у федерального центра. Далее. Территории традиционного природопользования были выведены из состава земель особо охраняемых территорий, и канула в Лету внутренняя государственная экологическая экспертиза, именно та экспертиза, которая проводилась на местах, именно там, где месторождения, - осталась внешняя, та, которая разрабатывается в кабинетах Москвы и подчас не отражает реалий, того, что происходит на местах, на территориях. Были скорректированы лицензионные соглашения. Замечу, когда принимались вот эти законы, в пояснительной записке всё тоже было очень чётко и очень красиво расписано, и сегодня, как говорил Ильдар Ирекович, в обязательном порядке, на мой взгляд, до рассмотрения во втором чтении эта методика должна быть представлена, она должна быть обсуждена в ассоциации коренных малочисленных народов, на территориях, с тем чтобы новая методика была не хуже той, которая сейчас действует у нас на территориях. Вот это вызывает опасения, я думаю, нужно обратить на это особое внимание, включиться в эту работу и вообще проанализировать всё федеральное законодательство, касающееся коренных малочисленных народов, потому что проблем там на самом деле очень много. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Фракция ЛДПР поддержит внесение изменений в закон о коренных малочисленных народах России. Хотел бы подчеркнуть, что речь не идёт о конкретном географическом нахождении этих народов, и нам непонятны двойные стандарты. Коллеги из разных фракций задавали совершенно справедливые вопросы. Прежде чем принимать такие нормы, мы всегда рассчитываем, какие денежные средства потребуются. Если на территории Российской Федерации принимается какой-либо закон, то государство в любом случае несёт ответственность за его исполнение, поэтому нам необходимо чётко знать, сколько представителей того или иного народа, национальности на какой территории проживает, а для этого необходимо вернуть в паспорт гражданина Российской Федерации графу "Национальность". Только граждане Российской Федерации имеют право на получение каких-либо гарантий со стороны государства либо компаний, работающих на территории нашей страны, соответственно, человек должен предъявить паспорт, в котором указана его национальность, а иначе каким образом мы будем определять, что именно этой коренной национальности нанесён тот или иной ущерб? Я на поезде ЛДПР проехал практически всю Российскую Федерацию и видел, что самые нищие регионы - это регионы, где живут, по определению нашего законодательства, многочисленные коренные народы России, и леса в центральной полосе России, которые выпиливаются для строительства коттеджей либо городов, - это среда обитания многочисленных коренных народов России, правда, до них у нас руки почему-то не доходят. Когда мы вносим законодательную инициативу о том, чтобы русские имели право в упрощённом порядке получать гражданство Российской Федерации, нам сразу задают вопрос: зачем вы разделяете людей на русских и нерусских, у нас все граждане Советского Союза или Российской Федерации имеют одинаковые права. Мы поддерживаем вашу инициативу, потому что люди, которые лишились пастбищ для оленей, люди, которые лишились мест охоты и которые считают эту территорию своим коренным местом обитания, имеют полное право по природе называть её так, эта территория исконно принадлежит именно этой национальности, но давайте всё сделаем юридически верно, впишем эту национальность им в паспорт. Ну и национальность "русский" тоже впишем в паспорт русскому, и тогда человек тоже сможет претендовать на какие-то компенсации, если он живёт рядом с полигоном, если он живёт рядом с каким-то химическим объектом и из-за этого не может собирать грибы, ягоды, косить сено, пасти коров. И тогда в нашей стране все национальности будут себя чувствовать одинаково защищёнными. А пока, коллеги, юридически и документально никак не подтверждено, какое количество граждан у нас будет получать ту или иную компенсацию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гоголева Татьяна Степановна. Включите микрофон. ГОГОЛЕВА Т. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу поблагодарить все фракции за столь неравнодушное и оживлённое обсуждение очень важной темы. Хочу сказать, что тема защиты среды обитания коренных народов - это ключевая тема, важная для самоощущения коренных народов. Дальневосточный гектар, промышленное освоение Арктики - вот эти все мощные промышленные проекты практически оставляют оленеводов, охотников, людей, живущих в тайге, в удалённости от сельских населённых пунктов, без среды обитания. Вместе с тем хочу поддержать коллегу Коткина, который говорил о том, что мы сейчас рассматриваем предложения ФАДН, по сути, без методики, норму об утверждении которой они предлагают включить в закон о гарантиях прав. Точно так же отмечаю фрагментарность: из скопившейся огромной череды вопросов, которые стоят перед коренными малочисленными народами, берётся только одна маленькая деталь. Есть методика, которая уже утверждена, об этом говорил мой коллега Ледков, и в применении этой методики возмещения ущерба коренным малочисленным народам ряд территорий уже имеют определённый опыт, то есть, на мой взгляд, надо было обобщить этот опыт, посмотреть, насколько это справедливо по отношению к самим коренным народам. Существует целый ряд других, лучших региональных практик. Допустим, у нас в Ханты-Мансийском автономном округе, где идёт основная добыча углеводородного сырья, есть договорные отношения, которым более 25 лет, они установлены между домохозяйствами коренных народов и нефтяными компаниями. Нельзя сказать, что там всё благополучно, тем не менее это первый опыт, на который ориентируются все остальные субъекты, когда защищают свой традиционный образ жизни. И хочу сказать, что эта ситуация требует срочного государственного вмешательства, потому что эти люди в большинстве своём, на 80 процентов, живут в нищете. Поэтому когда мы бываем на всех территориях проживания коренных народов, когда мы приезжаем и спрашиваем, чем депутатский корпус, Государственная Дума могли бы помочь, то первое, что нам говорят: помогите нам в установлении национальной принадлежности. В связи с тем что эти законы принимались ещё до принятия таких основных ресурсных кодексов, как Земельный... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуту добавьте. Заканчивайте, пожалуйста. ГОГОЛЕВА Т. С. Спасибо. Вот этот закон "О гарантиях прав..." принимался в 2009 году, потом появились основные ресурсные кодексы - Лесной, Водный и Земельный. Вот для того, чтобы увидеть тему коренных малочисленных народов, сейчас нужен такой же комплексный кодекс по коренным народам, то есть необходимо подготовить новый комплексный кодекс, поэтому, на мой взгляд... Председателем Государственной Думы Вячеславом Викторовичем Володиным было дано поручение провести инвентаризацию существующих международных и российских правовых актов, создать такую межфракционную группу в Государственной Думе и подготовить новый комплексный акт, не точечно, только, допустим... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Степановна. Докладчик, Павел Владимирович, с заключительным словом будете выступать? Пожалуйста. СЕМЁНОВ П. В. Да, буквально два слова. Уважаемые депутаты Государственной Думы! Прежде всего позвольте вас поблагодарить за вопросы и предложения, прозвучавшие сегодня. Приглашаем всех желающих самым активным образом подключиться к разработке данной методики, с тем чтобы были учтены все мнения и замечания. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчику, Ильдару Ирековичу Гильмутдинову, включите микрофон. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Спасибо большое. Я хочу обратиться к уважаемым коллегам - и к Сергею Николаевичу, и к Татьяне Степановне. Уважаемые коллеги, если у вас есть конкретные предложения по законопроекту, вносите, а не просто так, как сторонние наблюдатели... Мы тоже все болеем душой, переживаем в связи с той темой, которую обсуждаем, - вносите конкретные предложения, будем их обсуждать, а не рассуждать в общем и обо всём. Мы тоже владеем ситуацией, знаем, что там происходит, как происходит. Сергей Николаевич, мы проводим большое количество мероприятий с участием общественных организаций, объединений коренных малочисленных народов - приходите на эти мероприятия, пожалуйста, приходите и выступайте со своими предложениями, их слушайте, приходите! Но вы же не приходите, а потом здесь на пленарке начинаете какие-то предложения... Я очень рад, что у нас есть такие депутаты, которым небезразлична эта проблема, и мы готовы выслушать их предложения. Что касается выступления нашего коллеги Шерина. Могу сказать, есть постановление правительства, где установлен перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, все поимённо перечислены; есть перечень мест традиционного проживания, и мы по каждому человеку сегодня знаем, где он находится, где живёт, проживает; есть национальный состав населения. Всё здесь есть, всё подсчитано. Самое главное сейчас - спокойно всем вместе дать тот материал, тот инструмент, который необходим и малочисленным коренным народам, и их общественным объединениям, поэтому прошу в спокойном режиме подключиться к этой непростой, тяжёлой работе, чтобы всем вместе сделать то, что от нас требуется. Ещё раз подтверждаю, Иван Иванович, что законопроект не будет вынесен для принятия, пока мы все не увидим ту методику, тот порядок, которые здесь предлагаются. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, завершим рассмотрение, а потом объявим перерыв. Обсуждение завершено. Коллеги, ставится на голосование законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 56 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается единогласно.