Заседание № 158
О проекте федерального закона № 332647-7 "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка предоставления субсидии, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, Павел Рюрикович Качкаев. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят во втором чтении 25 октября 2018 года. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет просит принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам голосования кто хотел бы высказаться? Есть желающие. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, фракция КПРФ. Подготовиться Ионину, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Добрый день, уважаемые коллеги! Это действительно важный законопроект, и согласно его первоначальному варианту, в общем-то, ожидалось, что закон вступит в действие буквально с 1 января 2019 года, но в той редакции, в которой сегодня предлагается принять законопроект в третьем чтении, вступление закона в силу отложено, причём сразу на два года, и не совсем понятно, почему это произошло. Есть некие ссылки правительства на то, что сейчас отсутствует система, которая давала бы адекватную информацию об исполнительном производстве и которую можно было бы использовать в качестве, скажем, основания для принятия решения, выдавать или не выдавать субсидию как таковую. С одной стороны, два года - это очень много. С другой стороны, здорово, что, кроме субсидий, в данном законопроекте появились и чётко прописаны компенсации - то, что предоставляется из региональных бюджетов региональным льготникам, ветеранам труда федеральным, региональным. В отношении компенсаций в принципе возможно применение тоже через два года точно такой же системы, когда самому получателю компенсации не надо будет собирать кучу справок, не надо будет ходить в управляющую компанию, для того чтобы доказать, что он не имеет задолженностей и может получить соответствующую льготу (я называю её по-старому, а по-новому - это меры социальной поддержки по жилищно-коммунальным услугам). И в этом законопроекте появляется ещё одна важная новелла - возможность принять на региональном уровне закон, в соответствии с которым предоставление вот этих мер социальной поддержки, в частности компенсаций и субсидий, будет возможно напрямую поставщикам услуг, то есть не гражданам. Я напомню, в 2004 году, когда принимался 122-й закон, это было краеугольным камнем - необходимость изменить систему предоставления мер социальной поддержки: мы отдаём эти деньги, что называется, получателю, а получатель потом уже в рамках дополнительного действия компенсирует или передаёт эти средства соответственно ресурсоснабжающей организации либо управляющей компании. Теперь органам государственной власти субъектов будет разрешено принимать соответствующие законы и перечислять эти средства напрямую, скажем так, поставщикам услуг. Почему это важно? К сожалению, бывают ситуации, когда по ряду объективных и субъективных причин некоторые семьи не могут платить за жилищно-коммунальные услуги. Они имеют право на получение субсидий, но в силу того, что они не могут оплатить услуги, возникает ситуация, когда долг растёт очень быстро. Через три месяца выплата соответствующей субсидии, компенсации прекращается, соответственно, вместо того чтобы хоть какую-то помощь получать со стороны государства, эта семья оказывается во всё более и более углубляющейся долговой яме и, несмотря на то что, ещё раз повторяю, имеет право на компенсацию, получить эти деньги не может. Я надеюсь, что это будет первым шагом к тому, чтобы изменить систему предоставления мер социальной поддержки как раз вот для таких семей. И последнее. Мне кажется, что надо сделать и третий шаг, после того как мы сделали первые два, - надо переходить на полную информатизацию в предоставлении этих услуг. На сегодняшний день все необходимые данные уже есть: это данные, касающиеся доходов, это данные, касающиеся начислений. В таком случае от получателя мер социальной поддержки потребуется только заявление. Фракция КПРФ поддержит законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ионин Дмитрий Александрович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Подготовиться Исаеву Андрею Константиновичу, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, данный закон, пожалуй, один из важнейших, не побоюсь этого слова, среди тех, которые мы принимаем в этом году. Он действительно крайне актуален. Все мы вернулись после региональной недели, и, я думаю, ко многим опять поступали вопросы от избирателей, от жителей их территорий, связанные с начислениями, которые управляющие компании или ресурсники любят производить задним числом и которые ставят под угрозу получение мер социальной поддержки. Вот у меня два таких вопроса было на прошлой неделе. Первая история произошла в городе Берёзовском, где энергосбыт ещё в июне вдруг выставил людям по 7 тысяч дополнительные платежи, якобы ранее неучтённые, правда, в августе он их пересчитал, и получилось по 3 тысячи. Люди до сих пор не могут понять, откуда это, но вынуждены идти гасить эти якобы имеющиеся долги, чтобы им не приостановили предоставление мер социальной поддержки. Вторая история вообще фантасмагорическая. Ко мне обратился екатеринбуржец Матвей Захаров, проживающий по адресу: улица Очеретина, дом 12. Ему управляющая компания сделала перерасчёт за холодную воду и водоотведение на сумму 5,7 миллиона рублей, притом что человек владеет квартирой два года. И что делать человеку, если, допустим, у него есть право на меры соцподдержки, - платить 5,7 миллиона или не получать меры соцподдержки, которые ему обязано предоставлять государство? Так что закон этот крайне важный! Единственно, соглашусь с коллегой Куринным, непонятно, зачем мы переносим на два года вступление закона в силу. Я считаю, что причина просто в нежелании чиновников заниматься проблемой, а ведь люди от нас ждут этого здесь и сейчас! Два года - это, знаете, такой срок, за который многое может случиться, и было бы правильным, чтобы этот закон вступил в силу с 1 января 2019 года. Я думаю, что к этому вопросу нам надо ещё раз вернуться и ускорить вступление в силу данного закона. Ну а в целом это очень хороший пример межфракционного взаимодействия - я так понимаю, что среди авторов данного законопроекта есть представители всех фракций, и это очень важный шаг, очень важный шаг для сферы ЖКХ. Я напомню, что у депутатов от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", так же как и у коллег из фракций КПРФ и ЛДПР, есть и другие крайне важные и актуальные идеи по улучшению ситуации в сфере ЖКХ, и мы приглашаем коллег из партии парламентского большинства совместными усилиями прорабатывать эти инициативы и доводить их до состояния действующих законов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Исаев Андрей Константинович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Как уже было сказано с этой трибуны, данный законопроект - это пример успешного межфракционного взаимодействия в интересах наших избирателей. Вопрос был поставлен - и мы за это благодарны коллегам из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" - в первую очередь Олегом Васильевичем Шеиным. Правительство изначально было негативно настроено по отношению к данному законопроекту. К работе над ним подключилась "ЕДИНАЯ РОССИЯ", прошла целая серия сложных политических переговоров. Окончательное, принципиальное решение принял председатель правительства и лидер нашей партии Дмитрий Анатольевич Медведев, который сказал, что мы должны идти по этому пути - снимать бремя доказывания своего права с человека и перекладывать это бремя на государство. У этого законопроекта тем не менее непростая судьба. Несколько раз в правительстве собирались совещания, на которых решался вопрос, как технически воплотить этот закон. Здесь задавался вопрос, почему срок вступления закона в силу переносится на два года, - потому что система, государственная информационная система в ЖКХ будет готова, к сожалению, только через два года. Но зато мы понимаем, что принимаем ответственное решение, которое будет исполнено в полном объёме в интересах наших избирателей. Хотя этот законопроект действительно носит межфракционный характер, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" объявила его своим приоритетным законопроектом, и мы надеемся, что сегодня единогласно этот законопроект будет поддержан. Ещё раз подчеркну: мы благодарны всем коллегам, это пример нашей успешной совместной работы в интересах наших избирателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации", пункт 2 повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 18 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Поздравляю, коллеги!
Заседание № 157
О проекте федерального закона № 332647-7 "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка предоставления субсидии, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка предоставления субсидии (компенсации) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), третье чтение. Качкаев Павел Рюрикович, пожалуйста. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В процессе подготовки законопроекта к третьему чтению появилась необходимость во внесении изменений в редакцию законопроекта. Комитет вчера рассмотрел на своём заседании данную проблему и предлагает следующую схему: возвратить законопроект к процедуре второго чтения, рассмотреть таблицу поправок № 1, в которой две поправки, затем проголосовать за законопроект во втором чтении. В случае принятия законопроекта во втором чтении предлагается законопроект включить для рассмотрения в третьем чтении в повестку на 6-е число, на первое заседание после региональной недели. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Рюрикович. Уважаемые коллеги, ставится на голосование предложение вернуть законопроект к процедуре второго чтения. Кто за данное предложение? Просьба проголосовать. Комитет предлагает поддержать данное решение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 24 мин. 58 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Возвращается законопроект к процедуре рассмотрения во втором чтении единогласно. Переходим к процедуре рассмотрения законопроекта во втором чтении. Пожалуйста, Павел Рюрикович. КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаются на рассмотрение две поправки, которые сведены в таблицу поправок № 1. Поправка 1 носит уточняющий характер, здесь заменяется содержание, это касается того, что субсидии не предоставляются гражданам при наличии непогашенной задолженности, подтверждённой судебным актом, и информация о такой задолженности берётся не в банке данных, а берётся в системе, в ГИС ЖКХ. Поправкой 2 вводится срок вступления в силу федерального закона, то есть федеральный закон вступает в силу через десять дней после опубликования, а подпункты "а" и "в" пункта 1 статьи 1 вступают в силу с 1 января 2021 года. Данная таблица была размещена в СОЗД, поэтому мы её сегодня не раздавали в зале. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть замечания по таблице поправок № 1, предложенных ответственным комитетом к принятию? Нет замечаний. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 26 мин. 45 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принимается единогласно таблица поправок № 1. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации", второе чтение. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 22 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Коллега Качкаев предложил рассмотреть данный законопроект в третьем чтении 6 ноября. Нет возражений, коллеги? Нет. Тогда мы поставим законопроект в повестку на 6 ноября.
Заседание № 135
О проекте федерального закона № 332647-7 "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка предоставления субсидии, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 28, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации". Александр Геннадьевич Сидякин, пожалуйста. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Этот законопроект был принят нами в первом чтении 21 февраля этого года, он касается порядка подготовки документов для перечисления субсидий и компенсаций. Теперь гражданам не нужно будет ходить за справками об отсутствии задолженности, всё будет делать орган, начисляющий эти субсидии или компенсации, в порядке, который будет установлен правительством. Предлагается утвердить одну таблицу, в которую включено две поправки, рекомендованные к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 45 мин. 40 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 04 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 101
О проекте федерального закона № 344028-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием электронных средств платежа" (в целях оптимизации порядка применения контрольно-кассовой техники; внесён депутатами Государственной Думы А. М. Макаровым, Г. Я. Хором, Л. Я. Симановским, А. А. Ремезковым, Л. И. Ковпаком, И. З. Бикбаевым, В. В. Бузиловым, Н. Н. Гончаром, И. М. Гусевой, Г. И. Данчиковой, Н. С. Максимовой, А. А. Носовым, В. С. Скругом, А. З. Фарраховым, И. Н. Шубиным, Д. В. Юрковым, М. П. Беспаловой, А. Г. Кобилевым, В. В. Ивановым, А. Н. Красноштановым, В. Н. Карамышевым, И. В. Белых, В. М. Заварзиным, А. В. Канаевым, Е. А. Серпером, Н. Д. Боевой, И. Е. Марьяш, Н. В. Панковым, Н. В. Говориным, И. Х. Зиннуровым, А. К. Луговым, С. М. Катасоновым, С. В. Чижовым, М. М. Бариевым, В. И. Синяговским, членом Совета Федерации А. В. Коротковым).28. О проекте федерального закона № 332647-7 "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка предоставления субсидии, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, мы переходим к рассмотрению пункта 27 - шести альтернативных законопроектов. Сначала будут доклады, а потом один содоклад от Комитета по бюджету и налогам. Итак, пункт 27.1, проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ". Доклад депутата Государственной Думы Николая Васильевича Арефьева. Пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, этот законопроект выстрадан малым бизнесом. В страхе от того, что закон о контрольно-кассовой технике вступит в силу с 1 июля текущего года, они забросали письмами всех депутатов, и сегодня на эту тему мы будем рассматривать шесть законопроектов. Весь вопрос заключается в том, что малый бизнес должен закупить оборудование для фискального контроля. Я понимаю, что экономика не развивается, в бюджете денег нет, цена на нефть скачет то вниз, то вверх, деньги нужны, поэтому правительство разрабатывает любые законы, чтобы изъять как можно больше денег и из карманов предпринимателей, и из карманов остальных граждан. Вот и этот закон в том же русле - чтобы ни одна копейка предпринимателей, особенно малого бизнеса, не была не обложена налогом. Закон мы приняли в позапрошлом году, теперь он откладывается из года в год и 1 июля не вступит в силу, потому что перенесли на 1 июля 2019 года. Казалось бы, торопиться не стоит, тем не менее законопроекты уже внесены, рассматривать их надо. Что мы предлагаем и почему за этот законопроект можно и нужно проголосовать? Мы предлагаем указать, что те предприниматели и физические лица, которые платят единый налог на вменённый доход или работают по патентной системе, не должны устанавливать вот эти самые кассовые машины. Эти люди один раз в год платят налог и, сколько бы они там ни зарабатывали, больше платить не будут, поэтому контрольно-кассовую технику им ставить совершенно не обязательно, она будет избыточной: что бы она ни показала, налог уже уплачен и никаких вопросов быть не может. К тому же это малый бизнес, а малый бизнес зарабатывает очень мало. Нынешняя покупательная способность наших граждан чрезвычайно мала, и люди, работающие в малом бизнесе, едва концы с концами сводят, а чтобы установить контрольно-кассовую технику, работающую онлайн, надо потратить 40 тысяч рублей на покупку оборудования, это с одной стороны, с другой стороны, это оборудование ещё не произвела наша промышленность, потому что необходимо около 6 миллионов штук, а такого количества нет. Затраты не ограничиваются 40 тысячами: где-то 15 тысяч рублей в год нужно платить за обслуживание этого оборудования - для малого бизнеса это неподъёмные расходы. Вот если мы не примем сейчас этот законопроект и закон будет действовать в тех рамках, которые есть, под корень будут срезаны, уйдут все микропредприятия, все малые предприятия только из-за того, что не смогут закупить это оборудование. Но главное - оно и не нужно! Зачем малому бизнесу закупать оборудование, если платится единый налог на вменённый доход или покупается патент?! Мы и предлагаем: давайте освободим их от этой повинности. Главное, что наш законопроект универсальный, он касается предпринимателей, которые работают по единому налогу на вменённый доход и по патенту. Есть законопроекты, в которых разбивка идёт по отраслям, - кто мороженым торгует, кто хлебом, - а под эту категорию подходят абсолютно все предприятия малого бизнеса, которые работают по такой системе налогообложения. Если мы не примем наш закон, значит, люди обанкротятся, значит, малые предприятия обанкротятся. И тогда, во-первых, государство не получит дополнительных доходов, во-вторых, оно не получит и тех доходов, которые раньше были от налогообложения малых предприятий, в-третьих, пойдут затраты государства на безработных, которые высвободятся из-за закрытия предприятий малого бизнеса. Какую выгоду получит государство? Ну абсолютно никакой! Мало того, мы отправим на улицу, я думаю, миллионы людей: мы взяли малые предприятия с численностью работников до десяти человек (даже если работает не по десять, а по три человека), а таких предприятий миллионы - если они разорятся, то мы получим только рост безработицы. Помните, наверное, что, когда мы всего на 2 процента подняли отчисления в социальные фонды, разорилось сразу 300 тысяч предприятий по стране. А нашему малому бизнесу сейчас довольно нелегко работать. Мы недавно приняли закон о повышении МРОТ, минимального размера оплаты труда. Раньше он был 7 тысяч рублей и платили 2,5 тысячи за каждого работника, теперь, когда он почти 12 тысяч рублей, за каждого работника надо платить 4 тысячи, дозакупать это оборудование, да ещё и арендная плата каждый год повышается. Вы знаете, если мы говорим, что надо способствовать, помогать малому бизнесу, то надо способствовать и помогать ему, а не его закрытию, а пока что каждый закон, который мы здесь принимаем, только бьёт по благосостоянию, а не улучшает финансовое положение малых предприятий. Я просил бы проголосовать за наш законопроект, который призван обеспечить дальнейшее существование малых предприятий, применяющих патентную систему и единый налог на вменённый доход. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Теперь пункт 27.2. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад представителя Архангельского областного Собрания депутатов депутата Государственной Думы Дмитрия Васильевича Юркова. Пожалуйста. ЮРКОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Достаточно короткий законопроект, в нём предлагается перенести с 1 июля 2018 года, отсрочить до 1 января 2021 года обязанность по применению новой контрольно-кассовой техники, осуществляющей передачу в налоговые органы фискальных данных в онлайн-режиме, индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему, и индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих систему единого налога на вменённый доход. Основанием для такого предложения является то, что срок действия системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности продлён до 1 января 2021 года. Данный же законопроект вносился до того, когда президент принял решение, а мы его реализовали, продлив действие нормы до 1 июля 2019 года. Стоит отметить, что перенос срока не касается торговли и общественного питания, поэтому принципиально рассмотреть вопрос о введении контрольно-кассовой техники более содержательно и комплексно, определив, где действительно необходимо вводить контрольно-кассовую технику, а где это не имеет смысла. В соавторстве с коллегами разработан основной законопроект, который будет обсуждаться последним, и мы присоединимся к его доработке ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Следующий пункт, 27.3, мы решили рассмотреть без доклада, поскольку нет авторов. Пункт 27.4, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Валерия Викторовича Бузилова. Пожалуйста. БУЗИЛОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, выражая мнение авторов законопроекта № 273256-7, сообщаю, что мы согласны с предложением Комитета по бюджету и налогам об отклонении указанного законопроекта. Часть из положений нашего законопроекта нашла отражение в законопроекте, который будет представлен Андреем Макаровым, а также в ранее принятых решениях комитета. Спасибо, что нас услышали. Мы будем активно работать над поправками ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Теперь пункт 27.5, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием электронных средств платежа". Доклад представителя Законодательного Собрания Камчатского края депутата Государственной Думы Ирины Анатольевны Яровой. Пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня уникальный случай, когда мы, формально отклоняя законодательную инициативу, на самом деле её полностью поддерживаем. Законодатели Камчатского края обозначили очень важную проблему, которая не была учтена при первоначальном правовом регулировании вопросов, связанных с применением особых аппаратов учёта совершаемых сделок. Вы знаете, что не могут быть отнесены к труднодоступным местностям административные центры, посёлки городского типа. В данном случае оказалась неучтённой специфика большой территории Российской Федерации. Так, на территории Камчатского края, на острове Беринга, есть уникальный муниципальный район Алеутский, который состоит из одного посёлка - Никольское. Конечно, сама география обозначает, что этот населённый пункт и в целом муниципальный район являются уникальными и не подпадают под возможные критерии и ограничения, поэтому наши камчатские коллеги предложили внести дополнение в действующий федеральный закон, чтобы учесть специфику и предусмотреть возможности применения особого правового режима в таких труднодоступных, удалённых местностях. Нас, безусловно, устраивает вариант, который предложил профильный комитет, а именно: в решении комитета уже зафиксировано, что инициатива, предложенная Камчатским краем, будет полностью отражена в законопроекте, который комитет предлагает сегодня рассмотреть как основной, в рамках его подготовки ко второму чтению. Таким образом, мы создаём некий прецедент, когда фактически не отклоняем проект закона, а учитываем его в полной мере при принятии основного законопроекта, который рассматривается как альтернативный. Уважаемые коллеги, мы, безусловно, берём под контроль решение данного вопроса, чтобы во втором и в третьем чтениях подходы, предложенные камчатскими законодателями, были полностью учтены. Я думаю, что это, возможно, касается и других территорий, где пока ещё, может быть, не пришли к выводу о том, что уникальное географическое расположение обозначает возможности принятия уникальных правовых решений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, законопроекты под пунктами 27.6, 27.7 отозваны, сняты с рассмотрения, таким образом, мы переходим к пункту 27.8. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием электронных средств платежа". Андрей Михайлович Макаров сделает доклад по этому законопроекту и содоклад по всем ранее представленным. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хотел бы обратить внимание на то, что этот проект закона - определённое подведение итогов, результат тех решений, которые мы принимали по контрольно-кассовой технике. Как говорил философ, критерием истинности знаний является практика. И что же показывает практика? А практика показывает, что на сегодняшний день установлено чуть больше 1,5 миллиона касс, а выручка по сопоставимым показателям выросла больше чем в 1,5 раза. Вы представляете, сколько средств выведено из тени, сколько дополнительных налогов, сколько средств получат регионы, муниципалитеты для решения социальных проблем?! И главное, эти средства будут получены не за счёт увеличения налоговой нагрузки, а за счёт того, что мы выводим на свет тех, кто не платил налоги. Конечно, можно сейчас говорить о том, как плохо малому бизнесу, как его вообще все замучили и так далее, можно сейчас поговорить о цифрах, которые здесь уже назывались, но я, пожалуй, ограничусь другим - я предоставлю слово самому малому бизнесу. Организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" и все остальные организации малого бизнеса не просто поддерживают принятие этого закона, а отмечают, что нам удалось решить проблемы, о которых представители бизнеса говорили при введении контрольно-кассовой техники, так что на самом деле, наверное, сегодня надо находить какие-то другие аргументы, если мы хотим сказать, что этот проект закона бьёт по малому бизнесу. И наконец, последнее, что хотел бы отметить. Наверное, не стоит так бросаться цифрами. Было сказано, что приобретение оборудования обойдётся в 40 тысяч рублей. Не в 40 тысяч - оборудование стоит от 12 тысяч (раньше стоило от 14 тысяч, а сейчас, оказывается, есть уже и по 12 тысяч оборудование) до 80 тысяч рублей, и каждый решает сам, какое оборудование для него удобно. При этом никто не сказал, что мы приняли решение, чтобы из бюджета предоставлялся налоговый вычет на сумму до 18 тысяч рублей на приобретённое оборудование. Выбираешь в этой категории - из бюджета возмещается. Так что я воздержался бы от того, чтобы говорить, что на приобретение контрольно-кассовой техники малый бизнес тратит последние средства, да и, если честно, я думаю, если для осуществления учёта бизнес - любой бизнес, малый или большой, - не может потратить 12 тысяч рублей, которые при этом ему возмещаются, то это не бизнес, это хобби. Сейчас хотелось бы всё-таки перейти от тех предложений... Я думаю, мы прекрасно понимаем: предложения, мол, давайте освободим, как в одном из законопроектов предлагается, бизнес с численностью работников не более десяти человек... Да у нас такое количество компаний, где работают десять человек, с миллиардными, многомиллиардными оборотами - мы что, не понимаем этого?! Нам сегодня приводили пример, говорили про ЕНВД - я приведу пример с шубами. Обратите внимание, раньше у нас в стране оборот по шубам был 6-7 миллиардов рублей, не больше, а как только ввели маркировку и ввели контрольно-кассовую технику, оборот по шубам в стране превысил 60 миллиардов рублей - порядковая разница! Что, у нас шубы стали больше носить? Или просто люди вышли из тени, потому что никому не хочется отвечать? Люди прекрасно поняли, что шубы, которые они продают, лучше зарегистрировать, чтобы не сесть в тюрьму, но только перед продажей (у нас же шубы самые "необеспеченные" люди и покупают, и носят) надо поставить всего одну маленькую прокладку - ЕНВД, и налога не будет вообще. И вот, получив десятикратное увеличение оборота по шубам, мы имеем увеличение собираемости налогов - а это исключительно региональные и местные бюджеты - всего 200 миллионов рублей. Мы должны об этом думать или не должны?! Я хотел бы обратить внимание на один момент. Я искренне верю, что все авторы законопроектов - и многие здесь выступали и говорили об этом - действительно хотят помочь малому бизнесу в этой ситуации. И вот данный законопроект является продолжением того решения, которое было принято президентом и реализовано нами ещё в конце прошлого года. Президент сказал: давайте посмотрим... Для кого необходимо вводить контрольно-кассовую технику? Для тех, кто работает в сфере торговли - мы понимаем, почему в торговле это абсолютно необходимо: 50 с лишним процентов выручки в основном там, - и для тех, кто работает в сфере общественного питания. Это самые болезненные сферы, для них оставляем, а для остальных срок перенесён на 1 июля 2019 года. Есть предложение продлить срок до 2021 года. Но ведь перенос до 2021 года - это не решение проблемы, это предложение о переносе решения проблемы ещё на два года. Создаёт это какую-то определённость для бизнеса? Конечно нет. Мы глубоко убеждены, комитет по бюджету считает, что нам необходимо принимать решение, решение уже окончательное, и именно на это нацелил нас президент, когда он принимал у себя "ОПОРУ РОССИИ", представители которой говорили о том, в каких видах деятельности, возможно, не нужно применение ККТ, - президент согласился и сказал: давайте это проработаем. Проработка осуществлена той самой группой, которую мы создали в Государственной Думе, кстати, межфракционной группой. Она выработала эти предложения вместе с Федеральной налоговой службой и, естественно, со всеми организациями бизнеса - вам представлены общие предложения. Что ещё надо обсудить? Скажем, надо ли вводить контрольно-кассовую технику при применении патентной системы? Если это торговля или услуги общественного питания, наверное, надо, а в остальных сферах стоимость патента ведь не зависит от оборота. Это, наверное, то, что нам предстоит решить, это есть в заключении комитета. Надо ли посмотреть на ЕНВД с точки зрения того, что будет? Надо. Даже с учётом того, что я сейчас говорил о шубах, этот вопрос, безусловно, тоже необходимо рассмотреть дополнительно. Сейчас же в законопроекте под пунктом 27.8 мы на самом деле решаем вопросы, которые совершенно ясны. Например, автоматы по продаже товаров - надо ли было по ним устанавливать обязанность по применению контрольно-кассовой техники? Посмотрели - действительно, не надо, для них исключается. Торговля в самолётах. И так далее и так далее, я не буду перечислять, в документах всё подробно изложено. Последний законопроект из списка альтернативных на самом деле собрал всё то, что предлагали авторы, всё то, что проработано авторами в других законопроектах. Здесь выступала Ирина Анатольевна с совершенно справедливым и важным предложением, которое сделало Заксобрание Камчатского края. У нас, безусловно, есть территории, где просто нет Интернета. Здесь очевидная ситуация, ну так давайте посмотрим, может быть, там нужна контрольно-кассовая техника, которая будет просто фиксировать, а передачу данных в онлайн-режиме не надо требовать ни от бизнеса, ни от региона, давайте просто этот вопрос рассмотрим, никто же не собирается... Это тоже надо рассмотреть в рамках второго чтения. Предложения, которые сделало Законодательное Собрание Камчатского края, безусловно, надо учитывать, безусловно. И есть предложение собрать все эти законопроекты вместе, вместе их рассмотреть, проработав ещё раз для этого тот законопроект, который мы примем, разослать во все регионы. Кстати, я хотел бы обратить внимание: все регионы страны - и законодательные органы, и исполнительные органы власти регионов - прислали по этому законопроекту исключительно положительные заключения, все этот закон ждут. Разошлём им, получим реакцию - месяц. Почему мы, честно говоря, торопимся? Потому что срок начала действия ранее принятого закона - за исключением категорий, в отношении которых срок перенесён, - 1 июля 2018 года. Значит, нам надо поторопиться, быстро это отработать, чтобы люди получили полную определённость по вопросам, что и от кого государство ждёт, а что, как государство говорит, нет необходимости делать и как мы будем это контролировать. Вот, строго говоря, что я могу сказать по этому вопросу. Я не хочу выступать от имени комитета по всем законопроектам, которые были вынесены, там есть как позитивные моменты, так и моменты, с которыми, наверное, сложно согласиться, а какие-то вопросы уже были нами решены в прошлом году. Сейчас предлагается всё это объединить и окончательно решить все проблемы, связанные с использованием контрольно-кассовой техники, этого просит от нас бизнес, эту задачу поставил перед нами президент. Комитет по бюджету предлагает взять за основу последний законопроект, о котором я доложил, и доработать его ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Андрей Михайлович, для выполнения требований законодательства предпринимателям придётся обзавестись новыми кассовыми аппаратами, которые отличаются от прежних по ряду характеристик, в первую очередь наличием модема для передачи данных в режиме реального времени в налоговые органы. Нововведение, безусловно, потребует дополнительных мер для обеспечения безопасности. Передача данных в режиме реального времени подразумевает наличие соединения через Интернет, и эта информация будет представлять ценность для злоумышленников, а значит, её могут перехватить, похитить. Новые кассовые аппараты могут стать привлекательной целью для заражения вирусами-вымогателями: оказавшись в устройстве, такая программа способна зашифровать содержимое аппарата и потребовать от его владельца выкуп за расшифровку. Также возможно обнаружение в программном обеспечении новых кассовых аппаратов уязвимостей, которые могут использоваться киберпреступниками для кражи или подмены информации. Вы совершенно верно отметили, что малому бизнесу нужно помогать. Так вот скажите, пожалуйста, каким образом вы планируете решать указанные проблемы? МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное за вопрос, мне кажется, очень важный вопрос прозвучал. Наверное, можно сказать, что за истекший год применения техники пока ещё ни один киберпреступник, негодяй - ни наш, ни из-за границы, - ни один вымогатель не попробовал войти через контрольно-кассовую технику, чтобы у представителей малого бизнеса что-то вымогать. Наверняка такой риск появится в будущем, когда малый бизнес благодаря нашим законам станет большим, пока же можно этой угрозой не то чтобы пренебречь, но по крайней мере не считать её угрозой сегодняшнего дня. Что касается необходимости решать проблемы - вы абсолютно правы, я думаю, ваши коллеги по фракции, которые вместе с нами участвовали в разработке предлагаемого законопроекта, именно из этого исходили, и решение многих из этих вопросов уже предложено в законопроекте, который внесён, а целый ряд их - посмотрите заключение комитета - мы предлагаем решить в рамках второго чтения. Ну и я ещё раз хотел бы сказать, что говорить сегодня о том, что... Вы же ставите вопрос, говорите, что это фундаментально невозможно, но практика, результаты применения контрольно-кассовой техники таковы: более 50 процентов увеличение выхода выручки, то есть происходит выход из тени, и ни одного случая злоупотребления с чьей бы то ни было стороны пока не было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Андрей Михайлович, у меня два коротких вопроса. Предполагается, что отмена использования бумажного чека и одна касса на несколько автоматов возможны при условии наличия табло с QR-кодом, которые должны быть установлены к 1 февраля 2020 года. Возникает вопрос: как работать до 1 февраля 2020 года - с принтером, с чеком или вообще без всего? И второй вопрос: кто и как будет контролировать срок годности и виды пищевой продукции при торговле через автоматы, допустим, теми же снеками или бутербродами? МАКАРОВ А. М. Я глубоко убеждён, что контрольно-кассовая техника срок годности сама по себе учесть не может, но вот связь информации о продукции, которую получает налоговая служба, с информацией о том, как она продана, позволяет это выявить. Например, посмотрите, прошла маркировка лекарств, используемая контрольно-кассовой техникой, и сейчас мы видим любую упаковку, любую таблетку, потому что некоторые лекарства идут даже не упаковками, а таблетками: как они приходят в страну, если произведены за границей, или какой завод их производит в России, как они поступили к дистрибьютеру, как попали в аптеку и когда проданы - мы видим всю цепочку. Во-первых, это исключает возможность фальсификации лекарств - я думаю, через два года мы просто забудем о проблеме фальсификации лекарств, - а во-вторых, это даёт возможность видеть, где, в каком звене этой цепочки появляется наценка и насколько она обоснованна. И кстати, если уж будет сделана наценка, с неё надо будет заплатить налог. Вот в данном случае вопрос, который вы задаёте, не по теме этого законопроекта, но этот закон позволит государству получить данные, чтобы осуществлять контроль в этой сфере. И ещё раз хотел бы просто предложить вам обратиться к своим коллегам по фракции, которые участвовали в разработке законопроекта: они подробнее вам это объяснят с учётом того, что у них будет больше времени. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Андрей Михайлович, два вопроса. Первый: в чём смысл применения ККМ предпринимателями, которые платят налог на вменённый доход? При таком налогообложении сумма налога не зависит непосредственно от объёма услуг, который они оказывают, от дохода, на то он и вменённый. Нет ли смысла урегулировать это во втором чтении? Мне кажется, это как раз тема для такого хорошего погружения, глубокого и предметного. И второй вопрос: поясните, пожалуйста, - у нас очень сложная думская система, СОЗД, по ней трудно сориентироваться - что у нас происходит с общественным транспортом, весь общественный транспорт может работать без ККМ или только какие-то виды общественного транспорта, и если есть дифференциация, то чем она обусловлена, какие здесь мотивы? МАКАРОВ А. М. Вы знаете, коллеги, я могу честно сказать, что не на все вопросы могу ответить. Вот как-то общественный транспорт с точки зрения этого законопроекта меня пока не волновал. Если вы считаете, что эту проблему надо рассмотреть, мы обязательно готовы к ней вернуться в рамках второго чтения. Я пока этой проблемы просто не чувствую. Что касается первого вашего вопроса, это обязательно надо посмотреть, я не готов ответить ни да, ни нет, давайте посмотрим. Ну и я вам привёл пример того, как применение ЕНВД абсолютно доходным шубным бизнесом влечёт за собой непоступление реальных доходов в бюджет государства. Ясно, что режим ЕНВД в своё время вводился в отношении того, что мы не могли контролировать. Я вам просто напоминаю смысл ЕНВД: на ЕНВД переводились виды деятельности, доход по которым невозможно было контролировать, определялся какой-то вменённый доход, и с него платили. То есть администрирование стоило дороже, чем вот тот единый платёж, который делался. Когда появляются механизмы контроля, которые нужны для того, чтобы перевести деньги из чёрной или серой схемы в белую, что даёт дополнительные поступления по налогам и так далее, конечно, должно пересматриваться и отношение к ЕНВД. Там, где таких вопросов нет, наверное, нет необходимости в контрольно-кассовой технике; там, где такие вопросы есть, надо посмотреть: а может ли этот вид деятельности оставаться на ЕНВД? Скажем, шубный бизнес, наверное, не может оставаться на ЕНВД, я думаю, жизнь это доказала. А дальше возникает другая проблема. Мы сделали очень важный шаг: чтобы бизнес, который применяет ЕНВД, не волновался о последствиях, мы продлили срок действия ЕНВД до 2021 года - они могут спокойно работать. Но ведь с использованием механизма ЕНВД работают и в сфере торговли, и в сфере общественного питания, а здесь контрольно-кассовая техника очень нужна. Более того, если говорить о контрольно-кассовой технике, это ведь имеет не только фискальное значение, важно не только сколько собирает государство, но и сколько взяли денег с человека, сколько человек заплатил, потому что стоит 50 рублей, а с человека берут 100 рублей. То есть, простите, контрольно-кассовая техника нужна для защиты человека от поборов, которые, к сожалению, в этих сферах ещё есть, и очень серьёзные, и это уже не зависит от режима, который использует налогоплательщик, это другое. Но вот это всё надо сопоставить, поэтому мы предлагаем решать вопрос комплексно. Я не случайно сказал, и комитет предлагает, чтобы вопросы, касающиеся и патентов, и ЕНВД, обсудить в рамках второго чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В. Мой вопрос уже был задан, но Андрей Михайлович на него не ответил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, Андрей Михайлович? Спасибо. Пожалуйста, коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Луговой Андрей Константинович. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, не мог не выступить, потому что, если вы помните, ровно год назад нашей фракцией был заострён вопрос о правоприменительной практике в отношении закона о фискальных накопителях, а именно этот закон мы сегодня, по сути дела, рассматриваем. И надо отдать должное, вопросы, которые мы поднимали год назад, оказали своё действие, в том числе закон, который мы сегодня рассматриваем, является, скажем так, их плодом. А после того как здесь, в Государственной Думе, рядом комитетов были проведены соответствующие "круглые столы", на это было обращено внимание президента, и был сделан ряд заявлений исполнительной власти о том, что закон требует определённой корректировки. Ну было бы странно, если бы этого не было, учитывая, что вообще вся концепция онлайн-фискализации, безусловно, весьма и весьма передовая, и в этом смысле системой, которая у нас есть, мы действительно можем похвастаться. Вместе с тем, поддерживая, естественно, предложения, которые содержатся в данной концепции, я хотел бы, не затрагивая положительных моментов, о которых уже было много сказано докладчиком, отметить, что ряд моментов всё-таки не учтён в концепции, хотелось бы ко второму чтению обратить на них внимание. Я должен сказать, что целью этого закона является оптимизация применения контрольно-кассовой техники, то есть, по сути дела, мы ведём речь об удалённой фискализации, когда фискальный накопитель находится не внутри аппарата, а в некоем дата-центре. Облегчает ли это условия для индивидуальных предпринимателей? Безусловно да. Вместе с тем, когда принимался законопроект, не были учтены нюансы, связанные с применением контрольно-кассовой техники платёжными агентами и банковскими структурами. Банкам тогда удалось отстоять позицию: сейчас банкоматы не снабжены ни фискальным накопителем, ни контрольно-кассовой техникой - ресурса у них оказалось чуть больше. Вместе с тем платёжный агент - а это касается именно платёжных терминалов, которыми пользуется население для оплаты услуг, - обязан это всё иметь. Получается, что платёжные агенты и банки находятся в разных конкурентных условиях, а население пользуется услугами и тех, и других. Я считаю, при подготовке ко второму чтению надо совместно с комитетом внимательно посмотреть и принять какое-то решение: либо банки обязаны использовать онлайн-фискализацию, удалённую (а сегодняшняя ситуация позволяет им оптимизировать расходы), либо мы должны освободить от этого платёжных агентов. Надеюсь, при подготовке ко второму чтению мы такие поправки внесём и Центральным банком они будут поддержаны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Начну с того, что доля налоговых поступлений от малого бизнеса в консолидированном бюджете Российской Федерации составляет порядка 2 процентов, это немного. Причём мы понимаем, что к категории малого бизнеса подчас относятся фирмы с оборотом в десятки миллионов рублей в год, и, с точки зрения людей из регионов, особенно если мы говорим не о региональных столицах, компании с таким оборотом очень трудно психологически воспринять как малый бизнес. Когда говорят про малый бизнес, конечно, все имеют в виду мельчайший бизнес, то есть мини-предприятия, микропредприятия, индивидуальных предпринимателей и прочее, - в этом контексте их доля в рамках консолидированного бюджета крайне невысока. И меры по выводу из тени этого рынка, конечно, не должны быть чувствительными, болезненными для этой категории людей, потому что издержки окажутся выше, чем результаты. Безусловно, законопроект, который сегодня идёт на принятие, хороший, правильный, и вся наша фракция, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", будет голосовать за него, это соответствует нашей позиции, нашей точке зрения, но хотелось бы отметить два момента. Первый. Представляется рациональным вывести из сферы действия ККМ предпринимателей, которые работают с использованием механизма ЕНВД и патентов. Если в их числе есть какие-то ненужные группы, лишние, для которых на самом деле регулирование должно происходить с использованием других налоговых механизмов, то надо как раз эти группы выводить из-под ЕНВД и из-под патентов. Но на тех предпринимателей, которые работают на вменёнке и на патентах, - очевидно, что это микропредприятия, ИП, - с нашей точки зрения, сфера действия ККМ не должна распространяться, потому что это лишено в том числе какой-то налоговой логики и налогового смысла. И второй момент. Я не случайно вспомнил тему общественного транспорта: он находится как раз в плоскости этих двух налоговых механизмов. Общественным транспортом пользуются обычные люди, те, у кого нет машин, и применение там ККМ бессмысленно, оно просто репродуцирует повышение стоимости проезда для пассажиров. Поэтому большая просьба к профильному комитету - мы обязательно будем вносить поправку - вот этот аспект посмотреть отдельно. Мы готовы, и лично я сам, достаточно детально поучаствовать. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гусева Ирина Михайловна, пожалуйста. ГУСЕВА И. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! После детальной проработки всех вопросов на заседании комитета фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает свой вариант решения данной проблемы. Что касается того, что нужно беспокоиться о бизнесе, - мы бизнес услышали. Ещё в 2016 году мы приняли закон о применении контрольно-кассовой техники. Где-то нет Интернета, кому-то было тяжело сразу приобрести эту технику, следовать этому закону - именно поэтому мы установили переходный период до 1 июля 2019 года, то есть бизнес спокойно может планировать, спокойно может понять ситуацию с доходами и расходами. Напомню также, что Президент Российской Федерации после общения с экспертным сообществом и после прямой линии обратил внимание на то, что все, кто работает по вменёнке и по патенту, как раз получают налоговый вычет 18 тысяч рублей, на который можно планировать приобретение техники. Почему фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает свой законопроект (и мы будем его поддерживать, и вас призываем принять активное участие, благодарим за это обсуждение, за понимание и за то, что готовы внести поправки ко второму чтению)? Потому что прекрасно понимаем, что реализовывать закон нужно, устанавливать кассовые аппараты нужно, мы только предлагаем обратить на это внимание и отменить кассовые аппараты там, где речь идёт о безопасности наших граждан, в данном случае это воздушные суда. Наши коллеги - и одна фракция, и вторая, - выступавшие сегодня, с этой трибуны очень правильно говорили, что вопросов много и ко второму чтению. Мы это видим, мы согласны и предлагаем вам концептуально поддержать законопроект под пунктом 27.8 и ко второму чтению вместе работать над поправками. Но то, что нужно реализовывать закон, принятый нами в этом зале, и то, что контрольно-кассовые аппараты должны быть, вообще не обсуждается. Внимательно же прислушавшись к нашим коллегам с Камчатки, мы говорим, что страна огромная, вопросов много, - так давайте их обсуждать. Предлагаю поддержать законопроект под пунктом 27.8, остальные законопроекты фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживать не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, коллеги, все записавшиеся выступили. Представители президента, правительства? Докладчики хотят выступить с заключительным словом? Николай Васильевич Арефьев, пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В. Я буду предельно краток. Вы знаете, мы несколько раз вносили законопроект об увеличении, вернее, о прогрессивном подоходном налоге, чтобы изъять избыточные доходы у сверхбогатых и пустить их на развитие народного хозяйства, - ни разу не приняли. Более того, в первом чтении был принят "закон Ротенберга", в котором говорилось о том, что надо компенсировать потери наших олигархов за рубежом, есть закон, который их освобождает от налогов, если они подпадают под санкции, - как мы любим олигархов и до чего же мы ненавидим наше население! Сегодня Андрей Михайлович сказал, мол, шубами торгуют! Да это единственная ценная вещь, которой торгует малый бизнес! И что? Однажды я был во французском парламенте и сказал, что такой-то закон у них можно обойти. Они ответили, что знают об этом, но также знают и другое: они хотят, чтобы население было богатым, а не бедным. А вот у нас хотят, чтобы все были бедные. Коммунистов всегда в этом обвиняли, а вот сейчас "ЕДИНАЯ РОССИЯ" этого хочет. Вы на кого нападаете? Под контроль ставите тех, кто работает по патенту и по ЕНВД. Да это беднейшие слои предпринимателей! Они торгуют дачной продукцией! Бабушка носки связала и купила себе патент, чтобы торговать, потому что иначе шесть лет схлопочешь, если без патента работаешь, - тоже закон приняли! Ну и кого мы хотим под контроль поставить? И много ли получит государство? Да немного: закроются все предприятия, которые вы ставите под контроль, и вы не получите вообще ничего. Но вопрос-то в другом: любим мы свой народ или не любим? Скорее всего, не любим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Коллеги, я не хотел выступать, тоже буду краток. На вопрос о том, любим ли мы свой народ, от коллег мы получили ответ: мы не любим. А мы любим! Мы любим свой народ и именно потому приняли механизм, который за год применения позволил вывести из тени триллионы рублей, а когда триллионы рублей выходят из тени на свет, с них платятся налоги, которые идут на решение проблем, на школы, на детские сады, на зарплаты, на пенсии для наших избирателей, - это, простите, уже не вопрос об отношении к малому бизнесу. И вообще, прежде чем говорить о малом бизнесе, давайте, может быть, будем изучать вопрос. Уважаемые коллеги, я вышел сюда обсуждать не шкалу подоходного налога и не "закон Ротенберга" или ещё кого-то. (Наверное, я мог бы сейчас вспомнить, как здесь обсуждался вопрос, возвращать наш бизнес в Россию или не возвращать, и только из политических соображений кричали о том, как плохо иметь счета за границей. Вы бы всегда это говорили - цены бы не было, а то в одном месте одно, в другом месте другое! Знаете, как-то очень неудачно получается.) А вышел я сюда с очень коротким выступлением. Я хотел бы поблагодарить все три фракции, принявшие участие в разработке очень важного законопроекта, - законопроекта, в котором говорится о нашей ответственности перед избирателями. Мы готовы все вместе, я подчёркиваю, без каких бы то ни было исключений, работать при подготовке законопроекта ко второму чтению, чтобы в итоге этот закон уже окончательно решил все проблемы малого бизнеса с контрольно-кассовой техникой, чтобы вся страна могла воспользоваться результатами, чтобы могли воспользоваться те люди, которых как раз мы, я не буду говорить в отличие от кого, любим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все выступили, сейчас будет голосование по альтернативным законопроектам. Итак, ставлю на голосование законопроект под пунктом 27.1, коллега Арефьев докладывал этот вопрос. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Не показывайте пока результат. Пункт 27.2, законопроект внесён Архангельским областным Собранием депутатов. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 27.3, законопроект внесён Законодательным Собранием Челябинской области. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 27.4, докладывал коллега Бузилов. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 27.5, законопроект, внесённый Заксобранием Камчатского края, докладывала Ирина Анатольевна Яровая. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 27.8, докладывал Андрей Михайлович Макаров. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Покажите результаты голосования по пункту 27.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 30 сек.) Проголосовало за 96 чел.21,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 96 чел. Не голосовало 354 чел.78,7 % Девяносто шесть "за". Пункт 27.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 58 сек.) Проголосовало за 88 чел.19,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 88 чел. Не голосовало 362 чел.80,4 % Восемьдесят восемь "за". Пункт 27.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 24 сек.) Проголосовало за 18 чел.4,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 19 чел. Не голосовало 431 чел.95,8 % Восемнадцать "за". Пункт 27.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 51 сек.) Проголосовало за 71 чел.15,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 71 чел. Не голосовало 379 чел.84,2 % Семьдесят один "за". Пункт 27.5. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 16 сек.) Проголосовало за 20 чел.4,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 20 чел. Не голосовало 430 чел.95,6 % Двадцать "за". И наконец, пункт 27.8. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 43 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Триста пятьдесят девять "за". Законопроект принимается. Остальные законопроекты не набрали нужного количества голосов - отклоняются.
О проекте федерального закона № 332647-7 "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка предоставления субсидии, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает Олег Васильевич Шеин. ШЕИН О. В. Сегодня своеобразный день: я докладываю законопроект, который обозначен как приоритетный законопроект фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Это на самом деле хороший пример межфракционного сотрудничества по решению проблемы. Мне хочется персонально сказать спасибо Александру Геннадьевичу Сидякину, Михаилу Васильевичу Тарасенко, Андрею Константиновичу Исаеву и Сергею Ивановичу Неверову за то, что этот законопроект у нас сегодня в повестке дня, потому что, если бы не общая работа, он мог бы рассматриваться довольно долго и испытывал бы всякие трудности в отдельных кабинетах нашего правительства. О чём идёт речь? Это изменения в 159-ю и 160-ю статьи Жилищного кодекса, касающиеся порядка предоставления коммунальных льгот и субсидий. В Жилищном кодексе содержится вполне разумная, правильная общая диспозиция, что гражданин имеет право получать государственную поддержку, льготу, субсидию на оплату услуг ЖКХ в том случае, если не является должником по оплате услуг ЖКХ. Однако возникает вопрос в связи с тем, что определение того, должник человек или нет, в ведении частных коммунальных компаний. Частные коммунальные компании сами, без всяких судов это решают и предоставляют либо не предоставляют справку о том, является человек по отношению к ним имеющим задолженность либо не является. Более того, здесь не работают сроки исковой давности, потому что сроки исковой давности распространяются на случаи, когда сторона, например коммунальная организация, предъявляет претензии в суд, но ничто не мешает частной фирме держать на своём балансе задолженность человека за 2010, 2009, 2000, 1954-й и другие предшествующие годы. Понятно, что в результате создаются очень большие проблемы для людей: им предлагают делать сверки в отношении периодов, за которые, естественно, никто не сохранил никаких квитанций. Я уверен, что и из числа присутствующих в зале коллег никто квитанции на оплату коммунальных услуг, выходящие за пределы трёхлетнего срока исковой давности, не хранит, все поступают исходя из здравого смысла и норм Гражданского кодекса Российской Федерации. По официальным оценкам министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации, доля плательщиков по коммунальным услугам у нас составляет 95 процентов, то есть из 100 человек 95 добросовестно платят, но этим добросовестным людям необходимо идти в частную коммунальную организацию и брать для собеса справку о том, что они этой коммунальной организации ничего не должны, то есть существующий порядок приводит к ситуации, когда добросовестные плательщики должны кусок своей жизни потратить на доказывание того, что являются добросовестными плательщиками. Речь идёт о миллионах человек! У нас только по категории "ветераны труда" проходит порядка 10 миллионов граждан, которым приходится доказывать соответствующие обстоятельства. Понятно, что такой порядок является неверным, очевидно, что просто истрачиваются ресурсы нашей страны на сбор ненужных документов. Предлагается вот что: если коммунальная организация, управляющая компания считает, что гражданин ей должен, она подаёт в суд и в суде это доказывает, соответствующие сведения есть в банке данных у службы приставов, и органы социальной защиты легко могут сами определить, кто является должником, а кто не является. Разумеется, если при этом человек подписал соглашение с коммунальной организацией о рассрочке платежа, то у него должна остаться возможность оформить коммунальные субсидии и льготы. В регионах люди этим правом, естественно, пользуются и сегодня, но мы должны официально закрепить это в нормах статей 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации. Получен в целом позитивный официальный отзыв Правительства Российской Федерации на законопроект, и я прошу всех коллег также его поддержать. Хотел бы высказать слова благодарности председателям профильных комитетов Ярославу Евгеньевичу Нилову и Галине Петровне Хованской, которые в рамках двух комитетов - по социальной политике и по ЖКХ - провели все мероприятия, необходимые для того, чтобы данный законопроект мог быть сегодня представлен для рассмотрения Государственной Думой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. С содокладом выступает Александр Геннадьевич Сидякин, первый заместитель председателя Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну это тот случай, когда, мне кажется, дискуссии большой не будет, мы действительно провели большую и эффективную межфракционную, совместную работу, и результат её сегодня представлен вам в виде этого законопроекта. Конечно, гарантии социальной защиты важны, особенно для тех, кто является малообеспеченным, малоимущим, относится к этой категории, но не менее важно и наличие справедливых механизмов реализации этих гарантий. И конечно, в тех случаях, о которых говорил Олег Васильевич, заставлять людей доказывать, что у них нет задолженности, заставлять приносить справки, которые очень сложно получить в управляющей организации, или в ресурсоснабжающей организации, или в товариществе собственников жилья, или в жилищно-строительном кооперативе, несправедливо, ведь речь, как правило, идёт о людях престарелых, о людях, которым в силу возраста ограничений довольно сложно получать эти справки. Законопроект в целом направлен на то, чтобы этот механизм облегчить, и он касается значительного количества людей. Вот я официальную статистику запросил: это 2 миллиона 649 тысяч семей, а численность членов этих семей - 5 миллионов 123 тысячи человек. Вы видите, что это не сотни тысяч, не какие-то там десятые доли процента, - действительно значительная часть населения сталкивается с неудобствами. Олег Васильевич очень подробно рассказал о сути законопроекта. Статьи 159 и 160 Жилищного кодекса предусматривают порядок выплаты субсидий или компенсаций. В обе эти статьи предлагается внести изменения, и в обоих случаях будет указано, что доказывание наличия задолженности возлагается на управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, ресурсоснабжающие организации или наймодателей жилых помещений. Ну вот, собственно, организации всех этих категорий, их пять, и будут обязаны доказывать, что задолженность есть. Есть отдельные замечания, которые высказало правительство. Кстати говоря, официальный отзыв поступил нам буквально сегодня (в СОЗД он уже есть), и в этом отзыве наш законопроект поддерживается. Спасибо коллегам за оперативность. Я прошу вас поддержать, потому что закон правильный, справедливый и он нужен нашим гражданам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Геннадьевич. Коллеги, будут вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Олег Васильевич, мне кажется, что этот законопроект - очень важный шаг на пути дебюрократизации: народ задыхается от количества справок на справки и по поводу справок. Скажите, а нет ли идеи распространить эту хорошую инициативу на другие сферы общественной жизни, чтобы не сами люди собирали справки, а те, кто от них пытается эти справки требовать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шеину включите микрофон. ШЕИН О. В. У нас есть официальные нормы по электронному документообороту между организациями, учреждениями для случаев, когда те могут самостоятельно получить сведения о том или ином человеке. Ну вот пример, проект, который мы сейчас рассматриваем, ведь не случайно возник, а в связи с тем, что в ряде регионов, в том числе в моей родной Астраханской области, в прошлом году при очередной трансформации порядка предоставления льгот социально нуждающимся категориям возникли серьёзные проблемы и люди были вынуждены часами стоять в очередях. Олег Николаевич, я думаю, если есть какие-то другие примеры - сегодняшний день показывает способность парламента хорошо работать в рамках межфракционного сотрудничества, и мы можем точно так же обратить эту практику и на другие аспекты, связанные с защитой интересов людей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Олег Васильевич, вы наверняка не хуже меня знаете, что законы, скажем, типа закона Бойля - Мариотта очень редко приходят в голову всем одновременно. А вот тут законопроект (против которого у меня лично нет никаких возражений), довольно странный: он помечен буквами "ЕР", это значит, что он приоритетный для фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", а докладчиком выступаете вы. Скажите, как вам удалось совместно с "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" так плодотворно поработать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шеину включите микрофон. ШЕИН О. В. Мне кажется, мы здесь, в этом зале, знаем друг друга хорошо, и если есть вещи достаточно очевидные, то мы можем не ограничиваться работой внутри фракции. И я не случайно начал доклад со слов благодарности коллегам, повторю ещё раз: Андрей Константинович Исаев и Сергей Иванович Неверов - это те люди, которые сочли данный законопроект важным. Мы проводили встречи, мы разговаривали и в результате включили его в качестве приоритетного в повестку дня, пользуясь квотой, которая есть у фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я уверен, что точно так же это поддержали бы и мои коллеги по "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Мне кажется, тут мы действительно имеем пример хорошего сотрудничества, и, кстати, не первый, хотя есть позиция, Сергей Владимирович, по которой наши с вами точки зрения немного разошлись, - я напомню историю с декабрьским законом по притравочным станциям и с ноябрьским законом против живодёров, который тоже шёл как совместный, от разных фракций, и, кстати, фракция ЛДПР тогда поддержала, и за это я хотел бы вам сказать спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Олегу Васильевичу. Олег Васильевич, один пласт, скажем так, сложностей для получателей субсидий этим законом вскрывается и преодолевается, но есть ещё одна огромная проблема, из-за которой многие наши граждане, по уровню доходов имеющие право претендовать на получение субсидий, их получить не могут, - это так называемая справка о заработной плате. Человек трудоспособного возраста должен представить либо такую справку, либо соответствующую справку из центра занятости. В центре занятости люди стоят на учёте не более года, после этого, естественно, снимаются с учёта. И человек реально безработный, который не может найти работу, особенно в сельской местности, не может принести эту справку, а значит, лишается права на получение субсидии, причём не только он, но и вся семья, которая в этом жилом помещении прописана. Он член семьи, от него справки нет - на этом формальном основании органы власти отказывают в предоставлении субсидии. Вот об этой проблеме вы не думали? И можно ли будет её разрешить ко второму чтению или это уже в рамках другого законопроекта? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шеину включите микрофон. ШЕИН О. В. Алексей Владимирович, страна большая, и в разных регионах разные практики. Скажем, у меня на территории органы соцзащиты вполне удовлетворяются заявлением человека о том, что он является незарегистрированным безработным. Я предлагаю провести встречу и вместе посмотреть. Если это вытекает из каких-то федеральных нормативных актов, то это на самом деле, как мне кажется, предмет реагирования Думы, поскольку у нас, напомню, при 75 миллионах официально работающих граждан, по разным правительственным оценкам, от 15 миллионов до 30 миллионов человек - это незарегистрированные трудовые ресурсы и это люди, которые очевидно не могут принести соответствующих бумаг. Но я не исключаю, что это просто практика, которая реализуется чисто на вашей территории. Давайте вместе посмотрим. Я с удовольствием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Олег Васильевич, на самом деле проблема, которая решается данным законопроектом, важна, никто этого не отрицает, и, я думаю, уменьшение усилий, которые наши граждане, в том числе пожилые, затрачивают для получения вот этих справок, - это позитивный шаг. Вместе с тем вот такая проблема, как фактическая неуплата, с которой мы сталкиваемся, не всегда свидетельствует о том, что граждане используют эти средства по другому назначению. Это может быть и следствием того, что у людей просто нет средств для выполнения в полной мере обязательств по оплате ЖКХ. Скажите, а как вы относитесь к концепции, в рамках которой вот, скажем, то, что причитается в виде субсидий и компенсаций, вне зависимости от того, есть задолженность или нет её, поступало бы на счёт управляющей компании и в размере хотя бы 50 процентов снимало нагрузку с тех, кто имеет эти льготы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шеину включите микрофон. ШЕИН О. В. Сергей Михайлович, когда в 2004 году у нас рассматривался проект печально известного 122-го федерального закона, я был докладчиком от моей родной фракции "Родина", которая потом трансформировалась в "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ", и я как раз от нашей фракции критиковал его концепцию. Мы всегда придерживались такой точки зрения, что монетизация льгот ухудшила положение льготников, во многом девальвировала сами льготы, поскольку увеличение выплат не успевало за реальным ростом цен на профильный льготируемый вид услуг, ведь эти льготы индексировались на среднюю инфляцию, а размер платы за коммунальные услуги рос быстрее. И безусловно, это также отрицательно отразилось на получении денег управляющими организациями, товариществами собственников жилья и коммунальными компаниями. Но я хотел бы сказать, что тема неплательщиков в значительной степени, сильно раздута. Я напомню, что, по официальным оценкам министерства ЖКХ, у нас тех, кто платит, 95 процентов. Если же мы возьмём категорию пенсионеров (а значительная часть льготников - это именно пенсионеры, все ветераны труда, все труженики тыла, существенная доля инвалидов, "чернобыльцы" в принципе уже достигли пенсионного возраста), то ведь там собираемость не 95 процентов - по этой группе лиц она гораздо выше. В этих условиях мы тем более можем спокойно перейти на электронный документооборот, не понуждая добросовестных плательщиков ходить собирать бумажки о том, что они являются добросовестными плательщиками. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по 28-му вопросу? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, прежде чем я предоставлю слово для выступления, давайте обозначим программу нашей сегодняшней работы. Кроме этого законопроекта, нам сегодня обязательно нужно рассмотреть вопросы 29 и 32 - вопросы 30 и 31 можем рассмотреть завтра, - 29 законопроектов по сокращённой процедуре и два протокольных поручения. Я прошу всех иметь это в виду, это наша сегодняшняя программа-минимум. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, сегодня действительно предстоит разрешить старый, давно наболевший вопрос о сборе справок, о дополнительном доказывании нуждаемости. Фракция КПРФ, безусловно, поддержит данный законопроект. Странно, что он не родился и не был принят раньше, и, кто бы ни был его автором, я думаю, мы сегодня единогласно этот законопроект поддержим, чтобы он максимально быстро вступил в силу. Я не зря задавал вопрос Олегу Васильевичу о второй проблеме, которая существует у наших граждан. Я думаю, каждый из вас сталкивался с такими случаями, очень часто на приём приходят с этим: приходит бабушка, говорит, что у неё пенсия 10 тысяч рублей и она боится зимних, осенних месяцев, когда надо платить с учётом отопления 6-7 тысяч за квартиру, причём речь о небольших квартирах, скажем, 40 квадратных метров, которые подпадают под действие норм о субсидиях. И когда начинаешь спрашивать: "А почему же вы не можете получить? Вам по закону можно платить за услуги ЖКХ не более 2 тысяч рублей, ну, с учётом компенсации, даже тех 22 процентов, которыми сегодня ограничивают расходы на оплату", она отвечает: "А вот со мной прописан сын, он безработный". Из-за того что сын не может принести справку в комитет социальной защиты, эта бабушка не может воспользоваться своим правом. И ещё сотни, если не тысячи таких же граждан проживают конкретно в нашей Ульяновской области. Я не знаю, насколько эта практика, скажем так, локальна, есть ли где-то случаи, когда соответствующие органы соцзащиты принимают документы в виде справки о том, что человек не работает, но я очень сильно в этом сомневаюсь, потому что регулирующее постановление правительства одно для всей страны. Я так понимаю, что если где-то чиновники находят возможности или основания не выплачивать эту субсидию, то суммы, которые регион регулярно возвращает в федеральный центр - каждый год это сотни миллионов рублей, не использованных на субсидии, - должны быть переданы как раз тем, кто не может воспользоваться своим правом. Часть проблемы мы, надеюсь, решим сегодня, приняв в первом чтении законопроект, но остаётся ещё одна часть. Поэтому я призываю всех в этом зале всё-таки проанализировать практику в ваших регионах, чтобы, может быть, уже после региональной недели её обобщить, и, если такая проблема имеет место не только в отдельно взятой Ульяновской области, но и в остальных, тогда мы подобным же образом уже сформировали бы законодательную инициативу и закрыли бы вторую возможность недоплачивать нашим гражданам, самым нуждающимся, я повторю, которые ждут настоящей помощи. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Натаров Сергей Васильевич. НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР. Конечно, законопроект нужный. Несколько лет мы мучили льготников, ситуация дошла до предела, до точки кипения, миллионы льготников направляли обращения всем, кому только можно. Неужели нужно по каждой статье ЖК ждать - вот до такой степени доводить ситуацию? И я вас уверяю, коллеги, что в Жилищном кодексе ещё придётся столько, так сказать, выравнивать статей, там столько нерешённых вопросов!.. До чего дошло это унижение! Люди, инвалиды, ветераны, и в расчётных центрах, и в учреждениях социальной защиты претерпели столько мучений, чтобы сегодня было принято это решение. Мне кажется, необходим анализ тех статей ЖК, которые сегодня не работают. Фракция ЛДПР давно уже говорит об этом и предлагает комплексно подойти к решению вопросов ЖКХ и Жилищного кодекса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Исаев Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мне опять не повезло, я выступаю последним, когда все наиболее яркие темы и эпитеты использованы коллегами. Тем не менее хотел бы сказать несколько слов. Я полностью согласен с Олегом Васильевичем в том, что это яркий пример хорошего межфракционного сотрудничества: наши коллеги из оппозиционной фракции поставили реальную проблему, они сталкивались с непониманием некоторых ведомств, мы включились в эту работу. И хочу подчеркнуть, что точку в этом споре поставил лично председатель правительства, который твёрдо заявил: бремя доказывания должно быть снято с гражданина и переложено на государство. И я думаю, этот принцип мы будем реализовывать и в дальнейшем: если к гражданину есть претензии, он не должен доказывать, что он не верблюд - государственные органы должны доказать, что претензии обоснованны. Правы коллеги, когда говорят, что нам, наверное, стоит посмотреть и другие статьи Жилищного кодекса. Я хочу сказать, что вчера координационный совет по законодательной работе фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержал законопроект наших коллег, которые предлагают внести аналогичную поправку в статью 171 кодекса, где речь идёт о взносах на капитальный ремонт. Там тоже есть категории льготников, это инвалиды, это лица 70-80-летнего возраста, которые также должны предъявлять справки о том, что полученные ими средства были израсходованы на оплату соответствующих взносов. Мы можем решить и этот вопрос тоже. Для этого мы с вами, парламент, и нужны - чтобы, изучая правоприменительную практику, принимать решения в интересах людей. Ещё раз хочу сказать спасибо нашим коллегам из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уверен, вся Государственная Дума, весь парламент поддержит этот нужный для людей законопроект: бремя доказывания не на гражданах, а на государстве. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все фракции поддержали законопроект в своих выступлениях. Есть необходимость в заключительном слове, Олег Васильевич? Нет. Александр Геннадьевич? Тоже нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 04 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Законопроект принимается единогласно в первом чтении.