Заседание № 208
11.04.2024
Вопрос:
О проекте федерального конституционного закона № 332585-8 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" (по вопросам совершенствования законодательства о референдуме).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3632 по 3739 из 4839
Коллеги, сейчас мы пропустим пока 13-й вопрос, 14-й вопрос рассмотрим, законопроект, рассматриваемый в особом порядке. Проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации". Докладывает Анжелика Егоровна Глазкова. ГЛАЗКОВА А. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, который вносит изменения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации". Мой законопроект направлен на упрощение проведения процедуры референдума. Что предлагается законопроектом? В первую очередь сократить, снизить количество собираемых подписей с 2 миллионов до 500 тысяч; увеличить срок сбора подписей с 45 дней до 60; разрешить выносить на референдум вопросы о досрочном прекращении полномочий депутатов Государственной Думы, лиц, замещающих государственные должности; разрешить проведение референдума в последний год полномочий президента и Государственной Думы; сократить количество участников референдума с 100 до 50 человек; выносить один и тот же вопрос несколькими инициативными группами, а также снизить с 40 до 10 процентов количество проверяемых подписей. В статье 3 Конституции говорится, что референдум и свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. То есть по своему значению референдум стоит на первом месте по сравнению с выборами. И сама Конституция 12 декабря 1993 года как раз была принята путём референдума. Однако действующий федеральный конституционный закон сделал проведение референдума фактически невозможным, то есть народу не дают возможности проявить свою высшую волю. Не случайно с 1993 года в нашей стране не было общефедеральных референдумов. Мой законопроект направлен на упрощение процедуры проведения референдума. Что касается аргументов против моего законопроекта. Закон не содержит никаких аргументов, почему целый ряд вопросов, например кадровые, не может выноситься на референдум, - получается, что здесь воля народа не действует? Правительство и комитет выступают против моего предложения о сокращении с 2 миллионов до 500 тысяч количества подписей, необходимых для проведения референдума, объясняя это тем, что референдум - значимое событие, поэтому подписей надо много. Однако количество подписей для выдвижения кандидата в президенты было сокращено с 1 миллиона до 200 тысяч, то есть в 5 раз. Странным является и аргумент, что нельзя проводить референдум в последний год полномочий Госдумы, потому что тогда подготовка референдума совпадает с проведением предвыборной кампании и агитации. Ну а что здесь плохого? Ведь и сейчас региональные референдумы по разным вопросам совпадают с выборами, тем самым экономится и бюджет. И сама Конституция, референдум по её принятию, вот повторюсь, проходил 12 декабря 1993 года, в день выборов в Государственную Думу. При сборе подписей для проведения референдума действующий закон требует проверки 40 процентов собранных подписей. Цифра неразумно большая, если учесть, что при выдвижении кандидатов в президенты проверке подвергается только 20 процентов подписей. В чём же причина такой существенной разницы? На заседании комитета были высказаны некоторые замечания по законопроекту: что законопроект противоречит решению Конституционного Суда, что нельзя совмещать референдум с последним годом полномочий президента и Госдумы. Но как раз законодатель и вправе поменять любой закон в нашей стране, а прерогатива Конституционного Суда состоит в том, что он толкует принятые нами с вами законы на предмет соответствия Конституции. Прошу депутатов поддержать мой законопроект и тем самым вернуть народу реальное право на проведение референдума. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анжелика Егоровна. С содокладом выступает Ирина Александровна Панькина. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик подробно остановилась не только на концепции законопроекта, но и на замечаниях, которые действительно подробно обсуждались на заседании комитета. Но я всё-таки ещё раз пройдусь по некоторым из них. Ну, в частности, законопроектом не учитывается, что вопросы о сроках полномочий и связанных с ними сроках проведения соответствующих выборов, порядок назначения на должность, а также основания для досрочного прекращения, о чём, собственно, Анжелика Егоровна сама сказала, урегулированы Конституцией Российской Федерации. Всё то, что предлагается, вот те изменения в федеральный конституционный закон, конечно, должны непосредственно соответствовать Конституции - основному закону нашей страны. Что касается предлагаемой отмены запрета на проведение референдума в последний год полномочий Президента Российской Федерации. Об этом, собственно, также было сказано и в официальном отзыве Правительства Российской Федерации, который является отрицательным: указанный запрет на проведение референдума в период избирательной кампании, проводимой на всей территории Российской Федерации, направлен на недопущение совпадения агитационных периодов в ходе подготовки выборов в федеральные органы государственной власти и федерального референдума, так как указанное мероприятие может привести к существенному искажению волеизъявления граждан России. Также важно и необходимо отметить, что подход, который предлагается законопроектом, в свете повышения значимости института референдума, как высшего непосредственного выражения власти народа... Мы понимаем, что все те вопросы, которые предложены, должны чётко, как я уже сказала, соответствовать Конституции Российской Федерации. Комитет не поддерживает концепцию законопроекта и предлагает его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Александровна. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 12 мин. 22 сек.) Проголосовало за 69 чел.15,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 88 чел. Не голосовало 362 чел.80,4 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.