Заседание № 222
О проекте федерального закона № 332550-4 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О ветеранах" (установление перечня ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда"; внесён Законодательным Собранием Еврейской автономной области).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, мы с вами сейчас можем рассмотреть пункт 14, проекты федеральных законов "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О ветеранах". Это три альтернативных законопроекта, которые предлагают субъекты Российской Федерации, и, так как они просят рассмотреть законопроекты без участия их представителей, сразу по всем трём содоклад от Комитета по делам ветеранов сделает Ольга Юрьевна Селивёрстова. И потом мы с вами зададим вопросы и соответственно выступления будут сразу по трём законопроектам. Пожалуйста, Ольга Юрьевна. СЕЛИВЁРСТОВА О. Ю., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлены для рассмотрения в первом чтении три законопроекта "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О ветеранах", касающиеся перечня ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда". До принятия Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определялись указами Президента Российской Федерации, согласно которым решение о присвоении либо об отказе в присвоении данного звания принимались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральным законом от 19 декабря 2005 года "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О ветеранах" полномочия по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" возложены на субъекты Российской Федерации, в том числе и в отношении лиц, награждённых ведомственными знаками отличия в труде. В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка ветеранов труда осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В рамках представленных полномочий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде, дающих основание для присвоения звания "Ветеран труда". Таким образом, дополнительного правового закрепления полномочий по определению перечня ведомственных знаков, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", не требуется. Учитывая вышеизложенное, Комитет по делам ветеранов считает принятие указанного законопроекта нецелесообразным и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить? Вопросы есть. Тогда я прошу продлить время до окончания рассмотрения этого вопроса, прошу за это проголосовать, а потом будем задавать вопросы. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 08 сек.) Проголосовало за 303 чел.67,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 303 чел. Не голосовало 147 чел.32,7% Результат: принято Принято. Пожалуйста, запишитесь на вопросы, уважаемые коллеги. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Ольга Юрьевна, всё-таки не совсем ясно. То есть, грубо говоря, есть определённый перечень у субъектов, на которые возложено, так сказать, снабжение ветеранов труда всеми льготами и прочим, они предлагают внести какие-то дополнения в этот перечень, а мы отказываем им в этом. Я не понимаю, ведь если они на это ссылаются, значит, им это необходимо. Если какую-то грамоту ведомственную субъект считает знаком отличия, а указ не считает, то почему бы не пойти навстречу субъекту? Я не совсем понял этот вопрос. СЕЛИВЁРСТОВА О. Ю. Субъекты обращаются с просьбой утвердить единый перечень ведомственных наград. Дело в том, что такой перечень был утверждён Министерством труда и социального развития, Минтрудом, ещё в 95-м году, но этот перечень не был утверждён Министерством юстиции. На сегодняшний день органы соцзащиты при присвоении звания "Ветеран труда" этим перечнем руководствуются. Это письмо Минтруда носит рекомендательный характер. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я хотел бы спросить. Очень много к нам в Думу приходит писем, и, когда мы встречаемся с избирателями, ветераны говорят о том, что на местах по большому счёту не решается вопрос о присвоении звания "Ветеран труда" исходя из того, что бюджет слабый в регионах, и другие причины находятся. И люди, по сорок пять - пятьдесят лет проработав, не могут получить этого звания и соответствующих льгот. В чём вы видите причину вот таких жалоб, многочисленных писем, причину этой большой проблемы? СЕЛИВЁРСТОВА О. Ю. Дело в том, что в соответствии со статьёй 7 закона "О ветеранах" имеются два основания, которые дают право на присвоение звания "Ветеран труда", - это наличие стажа (сорок лет для мужчин и тридцать пять лет для женщин) и наличие ведомственных и правительственных наград. Закон номер 163, который мы с вами приняли 19 декабря 2005 года, даёт право субъектам устанавливать иные порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда". Наш комитет направил письма субъектам Российской Федерации. И мы получили ответы: пять субъектов Российской Федерации определили свой перечень ведомственных наград и восемнадцать субъектов определили условия отнесения наград к ведомственным знакам отличия. Такое право мы субъектам даём. Но дело в том, что финансирование мер социальной поддержки идёт из бюджетов субъектов Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович, ваш вопрос. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Комитет не хочет принимать данный закон, и это мешает гражданам на местах получить звание "Ветеран труда". Вот есть ли какие-то цифры, показывающие, что после принятия наших законов, регулирующих эту сферу, уменьшилось количество присвоений звания "Ветеран труда" на местах? Чтобы можно было понять, что, когда мы нашим федеральным законом, так сказать, отнесли это на уровень субъекта Российской Федерации, а там ввиду отсутствия средств резко сократилось количество присвоений этого звания, то мы, таким образом, обижаем многих людей, достойных звания "Ветеран труда". Вот по статистике, насколько уменьшилось на местах количество присвоений этого звания по сравнению с тем периодом, когда действовало предыдущее законодательство? СЕЛИВЁРСТОВА О. Ю. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается девятнадцать с половиной миллионов ветеранов труда. Конечно же, статистики нет, но, по информации, которая имеется в нашем комитете, количество присвоений звания "Ветеран труда" уменьшилось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Ольга Юрьевна. Есть ли желающие выступить? Предлагаю по одному от фракции, по три минуты. Устраивает такой вариант? Устраивает или проголосуем? Коллеги, прошу тогда проголосовать. Кто за это предложение: по три минуты от фракции? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 18 сек.) Проголосовало за 274 чел.98,2% Проголосовало против 4 чел.1,4% Воздержалось 1 чел.0,4% Голосовало 279 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. От фракции КПРФ - Кибирев Борис Григорьевич. КИБИРЕВ Б. Г. А что, по одному человеку? Да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному, да, проголосовали только что за это. КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Фракция Компартии Российской Федерации поддерживает три этих законопроекта по той причине, что они выражают уважительное отношение к ветеранам. Парламентарии этих субъектов Российской Федерации обеспокоены тем, как же нам сделать, чтобы ветеранам жилось хорошо. И в этом плане эти законопроекты, такая инициатива вызывает всяческое уважение и поддержку. Чего хотят три этих субъекта? Они хотят, чтобы ведомственные знаки отличия, которые учитываются при присвоении звания "Ветеран труда", согласовывались Правительством Российской Федерации. Я хочу напомнить вам, уважаемые коллеги, особенно нашему думскому правящему большинству: когда вы голосовали за 122-й федеральный закон, вы тем самым лишили ветеранов труда их общефедерального статуса, и сегодня у нас в Российской Федерации на этом уровне звание "Ветерана труда" не присваивается. Более того, отменили положение, по которому это присвоение происходило, а положение это утверждалось Президентом Российской Федерации. И вот когда этот закон вступил в действие, оказалось, что у нас новых ветеранов труда больше не будет, потому что в 122-м законе написано, что ветеранами труда являются те, кто имеет удостоверение, то есть те, кто получил его раньше. Правда, несколько позже Государственная Дума приняла закон, по которому субъекты Российской Федерации могут присваивать звание "Ветеран труда", потом уточнили, что это присвоение может осуществляться с использованием двух уровней, двух статусов знаков отличия, то есть государственные награды, почётные звания, ведомственные знаки отличия давно существовали и применялись на общефедеральном уровне, но сегодня субъекты Российской Федерации, которые получили право присваивать звание "Ветеран труда", могут использовать для этого и почётные звания, и знаки отличия, которые утвердили они. Так вот, уважаемые мои коллеги, мы не только, так сказать, раздели ветеранов труда, когда приняли 122-й закон, потому что величина государственной поддержки, финансовой поддержки, у них сократилась в три раза (у них осталось теперь право получать 200 с лишним рублей, на которые они должны покупать себе проездной билет), но мы лишили их и многих других преимуществ. В связи с тем что теперь льготы ветеранам труда обеспечиваются за счёт субъектов Российской Федерации... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Техническую группу прошу следить за временем: три минуты уже прошли. Кто от фракции ЛДПР? Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я думаю, техническая группа хорошо работает, они нам моментально отключают микрофоны, и в этом смысле, я думаю, всё в порядке у них. Здесь, конечно, боятся сказать правду нашим гражданам, что когда мы передавали право присвоения звания "Ветеран труда" на места, то в центре предполагали, что, естественно, никто этим правом не воспользуется, поскольку вслед за присвоением звания "Ветеран труда" идут льготы и их нужно финансово или в другом материальном формате обеспечивать. Вот сейчас представитель КПРФ сказал, что мы их раздели. Всё правильно. Но неужели не понятно, что страна перешла к капиталистической экономике и к капиталистическому формату социального обеспечения? И всякого рода звания... Там, в капиталистическом обществе, нет такого понятия, там люди просто зарабатывают деньги и сами обеспечивают свою старость, свои льготы и так далее. И в этом смысле, конечно, мы обманываем наших ветеранов. Им обидно, они вместе работали на одной шахте, на одном заводе, и один успел стать ветераном, это было лет пятнадцать назад или десять, а другой, с теми же данными, сегодня не может... Естественно, они подтрунивают друг над другом, что вот мне дали, а тебе сейчас не дают... Это всё злит людей, ухудшает их самочувствие, и это наша с вами как бы беда, как проблема памятников, которую мы сегодня обсуждали. Но памятники мы сами уничтожали, а теперь требуем от министров, чтобы они их сохраняли. Я вёл пенсионные дела по Закарпатью. Так вот, французские пенсионные кассы, к примеру, в первую очередь назначали пенсию тем, кто сотрудничал с фашистами, а тем, кто был советским партизаном, не давали эту пенсию очень долго. И мне трудно было объяснить этим гражданам (оба были советскими гражданами), что это делалось специально. Пенсионная касса имеет право дать, но её сотрудники смотрят биографию и говорят: "Ах, ты в партизанах был, ты за советскую власть, и мы тебе не назначим пенсию". Это тоже был вариант идеологической диверсии против нашей страны. А теперь мы это внутри страны делаем, сами уже, потому что верховная власть говорит так: мы тут, в центре, не виноваты, на местах решайте. А на местах говорят: денег нет. И это злит людей. Конечно, можно было бы поддержать, и мы обязательно поддержим все три проекта закона. Мы регулярно отказываем нашим законодательным органам на местах в принятии тех законов, которые они инициируют, тем самым показывая, что как бы никакого значения местные парламенты не имеют, то есть дважды обижаем: обижаем наших граждан на местах, которые не могут вовремя получить какие-то звания, награды, у них ничего больше нет, даже без денег они были бы согласны получить хотя бы звание, хотя бы "корочку", чтобы сосед или соседка, как говорится, не посмеивались, что работали одинаково, а заслуги разные. Но в этом вина прежнего режима, потому что прежний режим был ориентирован на моральные принципы: люди вывешивали дома грамоту, какой-то знак, какое-то удостоверение. Всё это было какой-то льготой. А сейчас это всё поломано... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. "Единая Россия"? Нет желающих. "Справедливая Россия - "Родина"? Нет желающих. Есть ли ещё желающие выступить от фракции? От независимых? Малышкин Олег Александрович. Три минуты. МАЛЫШКИН О. А. Такое впечатление, как будто мы, депутаты, абсолютно не общаемся с избирателями. Ведь основная проблема сейчас у избирателей такова. Мы приняли стаж сорок лет для мужчин. Субъекты Федерации включают обязательно в этот стаж годы, которые человек проработал в Великую Отечественную войну, а по Закону "О ветеранах" эти годы в стаж не включаются. Ну вот посчитайте: сколько же ему работать тогда надо? Мы приняли - сорок лет, и не дают людям звания ветерана, потому что им не засчитывают тех лет, которые они проработали во время Великой Отечественной войны. Что же тогда получается? Вот представляете, мы о чём-то говорим там, о каких-то медалях, что-то такое... Вот и всё, вот основная у них проблема-то! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителей президента и правительства? Требуется ли заключительное слово докладчика? Не требуется. По мотивам - Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я хотел бы обратиться ко всем, чтобы поддержали этот законопроект. Дело в том, что, на мой взгляд, сегодня надо оставить только один критерий - трудовой стаж на том уровне, как он обозначен: сорок лет для мужчин, тридцать пять для женщин. И это должно быть основным критерием для получения ветеранских званий. Дело в том, что сегодня минимум 85 процентов людей работают в бизнесе, в частном секторе, о каких ведомственных наградах, о каких других знаках отличия этой категории людей можно говорить?! Да ни о каких! А ведь уже семнадцать лет они работают в этих условиях. Поэтому необходимо принимать этот законопроект, делать соответствующие поправки во втором и в третьем чтениях - и всё, закончить с точки зрения выстраивания модели, которая бы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам - Иванов Сергей Владимирович. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Я постараюсь очень коротко. Коллеги, вдумайтесь, какая ситуация складывается. Смотрите, есть звание "Ветеран труда", есть незарегистрированное в юстиции положение, по которому это звание присваивается, оно носит рекомендательный характер. И в итоге получается, что в различных субъектах Российской Федерации кому-то за грамоту министерство или ведомство, в котором этот человек работал, присваивает это звание, а кому-то не присваивает. Где же единообразие-то, которое должно быть на всей территории России? Его нет! Иногда мы ругаем наших коллег с мест, что они вроде не совсем правильно понимают законодательный процесс, не те инициативы выдвигают, но здесь, мне кажется, полная недоработка Комитета Государственной Думы по делам ветеранов. Я считаю, что правильно сказал Кашин Владимир Иванович: нужно вообще только по сроку работы сделать, и всё. Но коль этого пока нет, тогда действительно центр должен утвердить единообразный перечень тех документов, которые дают право на присвоение. Чтобы не было так: в одном цеху работали две женщины, одна - секретаршей, а другая - у станка, одна получила грамоту за производственные успехи на этом предприятии, но ей не дали этого звания, а вторая, которая секретарём начальника работала, получила звание "Ветеран труда", она льготами пользуется - ну вообще ни в какие ворота не лезет! Коллеги, надо поддержать обязательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Переходим к голосованию. У нас рейтинговое голосование. Три голосования будет. Первым ставится на голосование предложение Государственного Собрания Республики Башкортостан. Кто за то, чтобы принять законопроект, пункт 14.1, в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.) Сейчас на голосование ставится пункт 14.2, законодательная инициатива Думы Чукотского автономного округа. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.) На голосование ставится пункт 14.3, инициатива Законодательного Собрания Еврейской автономной области. Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.) Покажите результаты голосования по пункту 14.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 11 мин. 11 сек.) Проголосовало за 123 чел.27,3% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 125 чел. Не голосовало 325 чел.72,2% Сто двадцать три. По пункту 14.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 11 мин. 44 сек.) Проголосовало за 124 чел.27,6% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 126 чел. Не голосовало 324 чел.72,0% Сто двадцать четыре. И по пункту 14.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 15 сек.) Проголосовало за 122 чел.27,1% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 125 чел. Не голосовало 325 чел.72,2% Сто двадцать два. Пункт 14.2 - законопроект Думы Чукотского автономного округа - ставится на повторное голосование как набравший наибольшее количество голосов. Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу проголосовать повторно. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 09 сек.) Проголосовало за 131 чел.29,1% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 133 чел. Не голосовало 317 чел.70,4% Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 220
О проекте федерального закона № 332550-4 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О ветеранах" (установление перечня ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда"; внесён Законодательным Собранием Еврейской автономной области).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КОВАЛЁВ Н. Д. Спасибо, Олег Викторович. Я прошу пункты 27.1, 27.2, 27.3 перенести на 11 апреля этого года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению эту просьбу и обращаемся к присутствующим... Это связано с приглашением докладчиков? Да. Прошу учесть это предложение.