Заседание № 47

07.06.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 33224-8 "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (в части уточнения статуса резидента территорий опережающего социально-экономического развития).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2891 по 2950 из 10392
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 34       
Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического        
развития в Российской Федерации". Докладывает Денис Борисович Кравченко.        
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по     
экономической политике представляет проект федерального закона № 33224-8 "О     
внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О территориях               
опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" во       
втором чтении. Поправок к настоящему законопроекту - ни к принятию, ни к        
отклонению - не имеется. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую         
экспертизы без изменений.                                                       
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике     
рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. И в     
случае принятия во втором чтении мы просим сегодня сразу рассмотреть его в      
третьем чтении, поскольку законопроект полностью готов.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Борисович.                                 
                                                                                
Коллеги, поправок нет.                                                          
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              359 чел.79,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    359 чел.                                          
Не голосовало                  91 чел.20,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Во втором чтении принимается единогласно.                                       
                                                                                
Нет возражений, рассмотрим в третьем чтении? Нет возражений.                    
                                                                                
Желающие выступить по мотивам есть? Нет.                                        
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              361 чел.80,2 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    363 чел.                                          
Не голосовало                  87 чел.19,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят. Спасибо.                                                          

Заседание № 25

20.01.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 33224-8 "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (в части уточнения статуса резидента территорий опережающего социально-экономического развития).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2437 по 2905 из 5029
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 34         
Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического        
развития в Российской Федерации". Доклад официального представителя             
правительства замминистра экономического развития Сергея Сергеевича Галкина.    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАЛКИН С. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра экономического развития Российской Федерации.              
                                                                                
Добрый день, уважаемые депутаты! Нами по поручению президента подготовлены      
поправки к закону о территориях опережающего развития - снимаем ограничения     
на получение льгот для резидентов ТОР в моногородах. Сейчас возможности         
префрежима доступны для тех компаний-резидентов, в которых численность штата    
не превышает 20 процентов рынка труда в населённом пункте, и есть               
необходимость дать дополнительную возможность: в случае если компании           
перерастают это ограничение, сохранить за ними возможность получать льготы.     
Законопроектом предлагается сохранить право на резиденство и льготы для таких   
компаний с учётом занятости, которую они показывают, их показателей, не         
ограничивать их в этом праве.                                                   
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Дениса Борисовича Кравченко.                                           
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет      
Государственной Думы по экономической политике рассмотрел проект федерального   
закона № 33224-8 "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О       
территориях опережающего социально-экономического развития в Российской         
Федерации" и отмечает следующее.                                                
                                                                                
Законопроектом предлагается сохранить для юридических лиц, осуществляющих       
деятельность на территориях опережающего социально-экономического развития на   
территориях моногородов статус резидента, в случае если численность             
работников таких юридических лиц в результате реализации нового                 
инвестиционного проекта на территории моногорода превысит 20 процентов          
среднесписочной численности работников всех организаций данного моногорода. В   
настоящее время действуют утверждённые правительством требования к              
инвестиционным проектам, реализуемым указанными резидентами, согласно которым   
при реализации инвестиционного проекта не предусматриваются производство        
товаров или оказание услуг, выполнение работ по видам экономической             
деятельности, в которых занято 20 или более процентов среднесписочной           
численности работников всех организаций моногорода, - это постановление         
правительства от 2015 года.                                                     
                                                                                
По мнению комитета, не учтён тот факт, что в рамках реализации резидентом       
инвестиционного проекта может возникнуть ситуация, когда численность его        
работников может превысить 20 процентов среднесписочной численности             
работников всех организаций моногорода, как в связи с расширением               
производства, так и по иным независящим от резидента причинам, например в       
связи со снижением общего количества занятых в данном моногороде. Данная        
ситуация в настоящее время не урегулирована действующим законодательством о     
территориях опережающего социально-экономического развития в моногородах, что   
создаёт риски для потенциальных инвесторов, планирующих реализацию крупных      
проектов. Внесение изменений в статью 34 указанного федерального закона даст    
возможность привлечь крупных инвесторов на территории опережающего              
социально-экономического развития в моногородах, создать новые рабочие места,   
что, в свою очередь, будет способствовать социально-экономическому развитию     
регионов и созданию комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности        
населения этих городов.                                                         
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по экономической политике рекомендует              
Государственной Думе поддержать указанный законопроект в первом чтении.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемый Денис Борисович, спасибо за подход, но Госдума приняла закон о        
ТОСЭР в моногородах в начале прошлого созыва, сейчас мы рассматриваем           
законопроект, который упрощает жизнь именно крупным резидентам этих             
территорий, но уже некоторое время прошло - как там обстоят дела с некрупными   
резидентами? И в целом по ТОР в моногородах - о каких показателях по            
резидентам, по инвестициям, по рабочим местам сейчас идёт речь? Ну, чтобы       
понимать, для чего и как мы расширяем сферу действия этого закона.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон.                             
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б. Спасибо, уважаемый Михаил Геннадьевич, за вопрос. Мы с вами     
прекрасно знаем, что монозависимость любой экономики - это всегда огромные      
риски, риски и стабильного развития, и сохранения занятости на территориях      
присутствия. В таких случаях реализация любого крупного проекта даёт новый      
толчок для развития территории, а сегодня в моногородах у нас ситуация, как     
вы знаете, весьма непростая.                                                    
                                                                                
Что касается сути вопроса, действительно, пять лет назад мы приняли             
соответствующее решение, соответствующий закон, и по итогам пяти лет его        
реализации сегодня создано 89 территорий опережающего                           
социально-экономического развития, инвестировано более 140 миллиардов рублей,   
создано более 50 тысяч рабочих мест и привлечено около тысячи, чуть более       
тысячи резидентов на соответствующие территории. Понятно, что не везде ровно    
это происходит, но есть яркие примеры, такие, например, как в Татарстане, где   
средний уровень гораздо более высокий, чем на других территориях опережающего   
социально-экономического развития, и мы считаем, что в целом закон сегодня      
эффективно реализуется.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тен Сергей Юрьевич.                                       
                                                                                
ТЕН С. Ю. Уважаемый Сергей Сергеевич, в октябре в рамках осенней сессии мы      
приняли в первом чтении законопроект "О внесении изменений в статью 427 части   
второй Налогового кодекса Российской Федерации" о полномочиях правительства     
по продлению сроков применения пониженных тарифов страховых взносов             
резидентами ТОСЭР. Данную норму очень ждут регионы и моногорода, мы с вами      
обсуждали эту тему. Скажите, пожалуйста, какова всё-таки на сегодняшний день    
позиция правительства, как автора данной инициативы, по конкретным срокам       
продления данной льготы для резидентов ТОСЭР?                                   
                                                                                
ГАЛКИН С. С. Спасибо за вопрос, Сергей Юрьевич. У нас позиция следующая: по     
поручению президента необходимо обеспечить продление на трёхлетний период, а    
критерии, которые будут использоваться для выбора территории, будут связаны с   
конкретной спецификой регионов. На данный момент, поскольку инициатива          
появилась по итогам серии достаточно детальных совещаний по Кемерову и          
Кузбассу, речь идёт о критериях, которые связаны с угольной монозависимостью,   
это будет в первую очередь положено в основу данных критериев.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шайхутдинов Рифат Габдулхакович.                          
                                                                                
ШАЙХУТДИНОВ Р. Г., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Уважаемый Сергей Сергеевич, вопрос вот какой. По сути, мы, приняв пять лет      
назад закон о ТОСЭР, начали привлекать резидентов ТОСЭР в достаточно... Вот,    
например, у нас в Башкортостане пять таких зон, люди поверили, пошли и          
инвестируют. На сегодняшний день, мы знаем, готовится ещё целый ряд изменений   
- не только в этот закон, но и в рамках постановлений правительства, - эти      
изменения, как нам известно, будут касаться численности, удалённости от         
моногорода и так далее, и они, конечно же, повлияют на количество резидентов    
ТОСЭР, то есть получается, что мы приглашаем, а потом меняем правила. Вот       
собирается ли министерство ещё раз менять правила и выходить в Думу с такими    
предложениями?                                                                  
                                                                                
ГАЛКИН С. С. Спасибо за вопрос. Я здесь хотел бы сразу отметить, что никакие    
правила мы не меняем и все эти инициативы (я сейчас чуть подробнее об этом      
скажу) не будут иметь ретроспективный эффект, то есть те обязательства,         
которые взяло на себя правительство, которые есть в федеральном бюджете в       
части, касающейся инструментов по поддержке инвесторов и предпринимателей в     
моногородах, остаются, все ранее взятые и доведённые средства продолжают        
работать. Что касается режимов ТОСЭР, они также продолжают действовать в тех    
параметрах и с теми характеристиками, которые мы ранее устанавливали, то есть   
обеспечивается неизменность условий для тех инвесторов и резидентов, которые    
принимали решение о входе и обращались за мерами поддержки, все условия         
остаются без изменений, это как бы забирается с собой.                          
                                                                                
Единственно (об этом вы сейчас сказали), правительство действительно            
рассматривает актуализацию перечня моногородов. Это необходимо делать, потому   
что перечень достаточно давно не обновлялся и мы понимаем, что в силу           
различных причин его нужно актуализировать. Мы очень активно и детально         
прорабатываем свои предложения с регионами, с Государственной Думой и Советом   
Федерации. На данный момент предложения внесены в правительство, и мы           
предполагаем, что с учётом всех замечаний, которые мы получили, примем          
взвешенное решение. Соответственно, здесь, я думаю, будет сохранено всё         
необходимое, весь перечень необходимых для работы возможностей.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Сергеевич, вот ещё ваш предшественник (вам    
такую задачу ещё не ставили) обещал нам дать обобщённую справку обо всех        
экономических зонах и об эффективности введения льготных режимов. Вот вы, как   
не очень давно работающий, для себя такой аудит уже сделали?                    
                                                                                
И второй вопрос. Вот здесь у вас выпадение доходов субъектов Российской         
Федерации - почему при столь большом профиците вы всё-таки не                   
предусматриваете компенсацию субъектам за счёт льгот, которые федеральным       
законом вы, министерство, предлагаете?                                          
                                                                                
ГАЛКИН С. С. Спасибо за вопросы.                                                
                                                                                
По поводу оценки эффективности режимов. Мы достаточно системно работаем и со    
Счётной палатой, и с Государственной Думой, поэтому здесь мы готовы при         
необходимости такую работу дополнительно провести и доложить о результатах и    
о нашем видении эффективности режимов.                                          
                                                                                
Что касается выпадающих доходов, я напомню, что это право субъекта Российской   
Федерации - формировать такой режим, что это субъекты Российской Федерации      
принимали решения и по предложению регионов и субъектов запускались эти         
режимы в регионах. Что касается резидентства, решение по резидентам также не    
правительство принимает, а на региональном и муниципальном уровнях это          
отрабатывается, здесь ведётся эта работа, это инструмент, который дан           
регионам для работы.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон.                             
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б. Я хотел бы дополнить.                                           
                                                                                
Николай Васильевич, вы же знаете, что соответствующий режим в первую очередь    
направлен на создание новых рабочих мест в регионах, приоритетно -              
высокотехнологичных. Регионы в этом заинтересованы, главы субъектов             
колоссальный интерес проявляют к этим программам. Льготный режим же не          
навсегда, он в какой-то момент закончится, и все налоговые поступления будут    
наполнять бюджет с новой силой.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксёненко Александр Сергеевич.                            
                                                                                
АКСЁНЕНКО А. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
Сергей Сергеевич, программа нужная, статус резидентов нужно оптимизировать.     
Но вот какой вопрос. Для достижения целевых показателей - это увеличение        
привлекательности, рост экономики - нужно полное финансирование из бюджета.     
Пример: Новосибирская область, две ТОСЭР - "Линёво" и посёлок Горный, общий     
бюджет - 500 миллионов рублей из бюджетов, из них 430 миллионов - это           
федеральный бюджет, для инженерной инфраструктуры; заявок от инвесторов было    
более чем на 3,5 миллиарда рублей, но за два года деньги не были выделены,      
инвесторы потеряли площадки, ушли на другие площадки. Вопрос: будет ли          
работать эта программа в полном объёме, как она изначально планировалась,       
каковы перспективы увеличения бюджета по этой программе?                        
                                                                                
ГАЛКИН С. С. Спасибо за вопрос. По поводу объёмов и доступных инструментов.     
Прежде всего, конечно же, программа поддержки и льготного кредитования          
инфраструктуры будет сохранена и продолжена. Но я хотел бы также отметить,      
что правительством подготовлены, сформулированы, в том числе при поддержке      
Государственной Думы, дополнительные инструменты - это инфраструктурные         
бюджетные кредиты, это возможность реструктуризации бюджетных кредитов,         
которые, собственно говоря, дают дополнительный источник финансирования для     
регионов, и, самое главное, наверное, если говорить про реструктуризацию, это   
возможность конвертировать, обменять, по сути, долг региона на инвестиции со    
сдвижкой, так сказать, графика. Все эти инструменты достаточно активно          
используются, в том числе их можно использовать на территориях ТОСЭР. Так       
что, если есть какое-то конкретное пожелание по региону, мы просто отдельно     
посмотрим и с руководителем региона переговорим о том, как с этим работать.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич.                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Уважаемый Сергей Сергеевич, я, наверное, выражу общую точку зрения многих       
депутатов: конечно, здесь нам требуется более подробный разговор с оценкой      
вот этой программы действий по созданию территорий опережающего развития. И     
вот изначально, я вижу, всё равно у нас был такой принцип, что мы исключали     
из поддержки градообразующие предприятия (это одна из основных позиций) и       
предприятия, у которых больше 20 процентов среднесписочной численности, но      
сейчас вы пытаетесь расширить эту границу, предлагаете нам проголосовать за     
это. Наверное, мы так дойдём и до градообразующих предприятий. Правильно ли     
было исключать их из программы создания территорий опережающего развития,       
может быть, всё-таки рассмотреть поглубже преобразование?                       
                                                                                
ГАЛКИН С. С. Спасибо за вопрос. Здесь на самом деле нужно исходить из двух      
предпосылок, которыми мы руководствовались и которые легли в основу такого      
решения.                                                                        
                                                                                
Первое, вот этот двадцатипроцентный порог проходят не все инвесторы. Эта мера   
необходима, это даст возможность таким инвесторам существовать, но их на        
самом деле не так много, речь идёт, по сути, о десятке моногородов, где         
действительно баланс численности населения, рынка труда и инвестиционных        
проектов, которые там потенциально возникают, такой, что двадцатипроцентный     
порог переходят. И эта инициатива родилась по запросам регионов.                
                                                                                
Второй момент, по градообразующим предприятиям. Градообразующие предприятия,    
как правило, даже не как правило, а фактически все участвуют, получают меры     
поддержки в рамках отраслевого подхода: промышленность и схемы развития         
промышленных предприятий получают государственную поддержку по другим           
программам. Здесь была задача через нашу программу доводить меры поддержки      
для диверсификации рынка труда, а также для того, чтобы стабилизировать         
социально-экономический каркас населённого пункта, моногорода.                  
                                                                                
И третий момент, про расширение на градообразующие предприятия. Такое           
расширение технически не будет происходить, потому что речь идёт о новых        
проектах, которые формируются на территории моногорода.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. В ходе обсуждения здесь уже прозвучало несколько цифр: уже     
на данный момент создано 89 территорий опережающего развития, инвестировано     
более 150 миллиардов рублей и так далее. Безусловно, ситуация с коронавирусом   
сыграла свою роль, к сожалению, негативную. Тем не менее, Сергей Сергеевич, у   
меня вопрос следующего характера. Скажите, пожалуйста, на сегодняшний момент    
какая тенденция: ситуация стабилизировалась, идёт уменьшение либо увеличение    
количества резидентов? Можно цифры назвать?                                     
                                                                                
ГАЛКИН С. С. На данный момент у нас есть динамика исполнения по каждому         
моногороду, где сформирована ТОСЭР, у нас сформирован совместно с регионом      
план, который необходимо реализовывать и достигать. Конечно, продолжается       
рост количества резидентов. Но я хотел бы здесь отметить, что, конечно же,      
два последних года динамика прироста разнится от ТОСЭР к ТОСЭР, потому что не   
все ТОСЭР изначально, скажем так, успешные, то есть не везде действительно      
удаётся доводить активность до ожидаемого уровня, это группа ТОСЭР, которые     
неактивно развиваются, а в тех ТОСЭР, где изначально было заложено, в           
принципе регион активно работает с резидентами и уделяет внимание               
инструментам, динамика даже в ковидный период положительная. Отдельно хотел     
бы отметить, что в целом по прошествии периода, который мы всегда поднимаем,    
пятилетнего, у нас результаты (об этом уже говорилось) достаточно хорошие - и   
создание рабочих мест, и инвестиции, - и это всё идёт в копилку конкретных      
моногородов.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович.                              
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Сергеевич, вам вопрос: почему территории опережающего          
развития рассматриваются только в рамках моногородов по данному законопроекту   
- не кажется ли вам, что территорией опережающего развития должна быть вся      
территория Российской Федерации?                                                
                                                                                
ГАЛКИН С. С. Спасибо за вопрос. Мы сейчас говорим о том, что у инструмента,     
который создавался под моногорода и ТОСЭР, моногородского, была задача          
помогать укреплять рынок труда конкретного моногорода, создавать стимулы к      
повышению экономической активности, достигать конкретной цели - -               
стабилизировать ситуацию в моногородах, в таких населённых пунктах. Именно      
поэтому мы сегодня это обсуждаем в ключе именно такого инструмента.             
                                                                                
Если говорить дальше о преференциях, которые существуют, - да, есть много       
различных режимов, с различными целями и задачами, отраслевыми или              
социально-экономическими, они сформированы и работают, но, что касается         
распространения этого режима на всю территорию Российской Федерации,            
наверное, это как бы нужно дополнительно обсудить.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Вячеслав Михайлович, почему моногорода, почему мы     
поддерживаем в первую очередь эти территории? Сегодня на территориях            
моногородов проживает примерно 11 процентов нашего населения, при этом там      
создаётся более 55 процентов ВРП нашей страны - мы просто обязаны поддержать    
эти города и обеспечить положительную динамику, сделать так, чтобы люди не      
уезжали оттуда. И мы вообще выступаем, наша фракция весьма активно выступает    
за то, чтобы более комплексно поддержать эти города и в плане образовательных   
и медицинских услуг, и в плане городской среды и прочего. Но безусловно, мы     
начинаем с рабочих мест, для того чтобы людям было где работать, чтобы они      
были востребованы и чтобы экономики этих городов могли более уверенно себя      
чувствовать, стоять не на одной ноге, когда моногород - это, там, одно или      
два предприятия градообразующих, а уверенно на двух, трёх или больше опорах.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович. Или Коломейцев? Кто будет от фракции выступать?    
Мархаев.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. ТОР в названии не содержит ориентации исключительно на            
моногорода. Это ущемляет права остальных территорий и их участников. Для        
моногородов есть свои программы развития.                                       
                                                                                
Правительством уже несколько раз менялись названия особых экономических зон,    
давайте мы о них вспомним: технопарки, бизнес-инкубаторы, индустриальные        
парки, СЭЗ (свободная экономическая зона), СТЗ (свободная таможенная зона),     
ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития), ТОР,         
"Сколково", "РОСНАНО", но по сути их смысл от этого не меняется. Проблема не    
в названиях, а в том, что каждая аббревиатура инициирована под какого-то        
элитного чиновника или ведомство для решения совсем других задач. Под данные    
аббревиатуры выделялись колоссальные деньги, которые исчезали безрезультатно,   
и никто из инициаторов не был наказан.                                          
                                                                                
Пора прекратить порождать законы под конкретную власть или бизнес-элиты.        
Законы должны быть универсальны и понятны для бизнеса и общества, тогда они     
будут работать независимо от аббревиатур.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Эдуард Анатольевич.                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"      
однозначно поддерживает данный законопроект. Он окажет благоприятное влияние    
на социально-экономическую обстановку в регионах путём расширения               
возможностей для создания рабочих мест для населения. Также проект              
федерального закона предполагает дополнительные гарантии для стабильной         
работы резидентов на территориях опережающего социально-экономического          
развития и, безусловно, стимулирует привлечение новых инвестиций в              
моногорода.                                                                     
                                                                                
Ещё раз подчеркну, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие                
законопроекта в первом чтении.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вы          
знаете, мы тонем в мелкотемье. Вот я с коллегой, со своим земляком, в корне     
не согласен - почему? Потому что у меня есть анализ, который я вручил           
молодому министру Решетникову и председателю правительства: вся эта болтовня    
вокруг институтов развития, ОЭЗ, ТОСЭР просто болтовня. Есть несколько          
инструментов, фундаментально влияющих на развитие любой страны.                 
                                                                                
Первый - это бюджетная политика. Если вы не планируете бюджетные инвестиции в   
развитие, никакой частник вкладывать не будет - почему? Потому что вы же, как   
государство, даёте как раз маяки, куда надо вкладывать: если государство        
вкладывает, значит, и я пойду рядышком, а если вы не вкладываете, но хотите,    
чтобы я вкладывал, и меняете свои диспозиции каждый год... как же я буду        
вкладывать, если куча моих соседей, которые хотели вложиться, прогорели? Вы     
ведь проанализируйте!                                                           
                                                                                
Вот вы молодой человек, Сергей Сергеевич, наверняка кандидат наук. Вот мы       
провели, озаботившись этой темой, экспертно-аналитическую работу с              
привлечением ведущих учёных нашей страны, аж три вуза взяли, выиграли тендер    
- рекомендую вам почитать. Вы сегодня, дорогие мои товарищи, и мы с вами        
превратили в бурьян наше население, извините за такое грубое сравнение: 3,5     
миллиона наших граждан находятся на постоянной удалённой вахте, это люди в      
основном в возрасте 38-42 лет; 62 миллиона, по данным Академии наук,            
ежедневно четыре-пять часов проводят в дороге с периферии, из моногородов, с    
сельских территорий, в столичные города, в которых есть что охранять и есть     
чем торговать, а там - нет, понимаете? 78 тысяч предприятий господин Чубайс     
уничтожил приватизацией, это не мои данные - Степашина, бывшего председателя    
Счётной палаты, из непрозвучавшего доклада. Сегодня мы с вами инвестируем в     
десять офшоров - это данные, подписанные Силуановым, - за три года 15           
триллионов только дивидендами вывезли в десять офшоров. Вы понимаете, вот это   
инвестиции!..                                                                   
                                                                                
Вы мне семь минут поставили? Ещё же три, только две с половиной прошло...       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции Мархаев же выступал.                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Он полторы минуты выступал.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту ещё.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Поэтому, уважаемые товарищи, вот мы с вами должны понимать:    
если у нас Минэкономразвития не займётся развитием страны, пространственным     
её развитием, то ничего не будет - почему? Потому что, ну, вот эти              
живопырки... вот аналогичный закон вы предлагали по Курилам - почитайте,        
почти до запятой одинаково, только "Курильские острова" там написано,           
понимаете? Но проблема ведь в чём? Проблема у нас первая, я вам сказал,         
бюджетная, вторая - кредитно-денежная. Кто же под такие проценты возьмёт        
заёмные средства на пять лет, чтобы построить предприятие? Да никто! Но         
посмотрите, где ЗВР, 631 миллиард долларов: в основном мы вкладываем тем, кто   
объявил нам санкции, понимаете? Давайте посмотрим Фонд национального            
благосостояния - он где? Рекомендую посмотреть на сайте Минфина, где            
размещены средства. Вот они, инвестиции! Почему Минэкономразвития под           
разговоры о благоприятном инвестиционном климате до сих пор не предложило       
условия, чтобы нам было невыгодно вкладывать в их валюту, в их экономики, а     
было выгодно строить свою? Мы не можем пустой закон поддержать.                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик,        
будет заключительное слово? Нет. Содокладчик? Тоже нет.                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 34 Федерального закона "О территориях опережающего                       
социально-экономического развития в Российской Федерации", пункт 9.             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.69,1 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    314 чел.                                          
Не голосовало                 136 чел.30,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.