Заседание № 114
11.04.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 332229-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу защиты здоровья несовершеннолетних от никотинсодержащей продукции и последствий её потребления).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 944 по 973 из 6260
И ещё одно предложение. Законодательная инициатива, о которой пойдёт речь, принадлежит всем депутатам - насколько я знаю, порядка 400 депутатов выступили авторами этого законопроекта, - речь идёт о 22-м вопросе нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу защиты здоровья несовершеннолетних от никотинсодержащей продукции и последствий её потребления). Коллеги, так как мы настроены рассмотреть этот законопроект сегодня во всех процедурах, если вы не будете возражать против того, чтобы дать возможность комитету внести в текст необходимые поправки, о которых вчера в том числе шла речь, будет лучше, если мы с вами поставим этот вопрос для рассмотрения сразу после 2-го и 3-го вопросов. Коллеги, нет возражений? Тогда у коллеги Топилина будет время для подготовки законопроекта ко второму чтению, и уже при рассмотрении блока вопросов второго чтения мы этот законопроект рассмотрим во втором чтении, а если будет поддержка, то, соответственно, выйдем на принятие в третьем чтении. Согласны? Согласны. Ставится на голосование предложение: 22-й вопрос поставить сразу после 3-го вопроса. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 16 мин. 34 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2420 по 3258 из 6260
Коллеги, далее мы переходим к рассмотрению не менее важного вопроса. 22-й вопрос повестки, мы с вами его переместили выше, законопроект первого чтения "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу защиты здоровья несовершеннолетних от никотинсодержащей продукции и последствий её потребления). Конечно, было бы хорошо, чтобы регионы оставались на видео-конференц-связи, их позиция здесь была бы для нас не только важной, но и поддерживающей, потому что они высказываются однозначно за принятие данного законопроекта, авторами которого, подчёркиваю, выступило более 400 депутатов Государственной Думы. Слово для доклада предоставляется Толстому Петру Олеговичу. Подготовиться Топилину Максиму Анатольевичу. ТОЛСТОЙ П. О., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы продолжаем тему, с которой, в общем, начато наше заседание. Сегодня мы принимаем законопроект, направленный на сохранение здоровья наших детей и на борьбу с тем, что у подростков превратилось не просто в дурную привычку, а в целую субкультуру. И когда я говорю не "рассматриваем", а "принимаем", я не ошибаюсь, мы его принимаем, так как подавляющее большинство депутатов, сидящих в зале, вошло в число авторов этого законопроекта, поддержали эту инициативу, и я каждому из вас очень благодарен за эту работу. Хочу отдельно поблагодарить Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина, который инициировал эту работу. Уверен, что нам ещё предстоит сделать несколько шагов для того, чтобы эта зараза всё-таки покинула наши школы и не была доступна нашим детям. Сегодня мы вынуждены констатировать, что ситуация вышла из-под контроля, это действительно настоящая эпидемия. Дети, которые воспринимают все эти электронные средства доставки никотина, устройства как некий модный гаджет, не в состоянии осознать, какой непоправимый вред это может нанести их здоровью. К сожалению, нет таких данных ни у Минздрава, ни у профильных ведомств, ни у контролирующих органов. По всей видимости, это просто не так интересно. Различные ароматизаторы привлекают внимание несовершеннолетних, создавая иллюзию такой вкусной забавы. По сути, это троянский конь - за этими разноцветными бутылочками, которые каждый из вас мог видеть в больших магазинах, да и в маленьких киосках, за этим безобидным паром прячется настоящая отрава, способная привести к необратимым изменениям здоровья и даже убить детский организм. Я сейчас не буду приводить примеры, они всем известны, в регионах России уже фиксируются случаи тяжёлых отравлений никотинсодержащей жидкостью, дети травятся и погибают. Между тем для кого-то это бизнес, который является источником солидного заработка. Рынок электронных сигарет увеличивается на 20-30 процентов ежегодно. В 2021 году объём продаж электронных сигарет и жидкостей составил около 38 миллиардов рублей. Ежегодно продаётся 70 миллионов электронных сигарет, а значительная их часть попадает именно в руки подростков, в руки наших детей. В связи с этим предлагается внести ряд изменений в действующее законодательство. Во-первых, продажа электронных сигарет будет запрещена везде, кроме стационарных розничных магазинов, и будет осуществляться только с закрытых витрин, как это сейчас происходит с сигаретами. Никаких ярких выкладок на уровне глаз, манящей рекламы - ничего этого не будет. Во-вторых, мы хотим полностью запретить производство и оборот ароматизированных наполнителей для электронных сигарет, так как, на наш взгляд, именно они привлекают подростков и втягивают их в процесс потребления вейпов, а потом уже и в курение. Нам говорили о том, что бюджет потеряет на акцизах, но, вы знаете, мне кажется, что здоровье поколений важнее сиюминутных приобретений на акцизах. Нас поддерживает родительская общественность, нас с вами поддерживают учителя, нас поддерживают все традиционные конфессии, представленные на территории Российской Федерации. И я сразу хочу оговориться: этих мер, конечно, недостаточно, чтобы полностью эту проблему решить. Да, до 18 лет запрещено, да, будет закрыта выкладка, тем не менее, коллеги, нам ещё предстоит принять изменения в Кодекс об административных правонарушениях, нам предстоит принять изменения в Уголовный кодекс, нам предстоит принять изменения в Налоговый кодекс, чтобы сделать эту забаву... Для взрослых она по-прежнему доступна, ну, те, кто хочет, - пожалуйста, платите деньги и компенсируйте правительству потерянные акцизы от использования вейпов детьми. (Аплодисменты.) Так что это только начало нашей совместной работы, и я уверен, что мы и дальше будем двигаться по этому пути все вместе, потому что все прекрасно осознают эту проблему. Кстати, может быть, не было бы такой поддержки, если бы каждый из нас в той или иной степени с этим не сталкивался, - дома ли, на работе, из разговоров с учителями и так далее. Давление, конечно, не буду скрывать, было, есть и будет. Нам говорят, что мы ущемляем малый бизнес, что мы нарушаем мораторий на проверки и так далее. Никакие меры, которые принимаются в этом зале, без соответствующего контроля работать не будут. Контроль нужен, и мы убедим коллег в правительстве этот контроль осуществлять жёстко, потому что речь идёт, ещё раз повторю, о здоровье детей. Я хочу ещё раз поблагодарить всех, кто принял участие в этой работе, отдельно поблагодарить все фракции и руководителей фракций, которые поддержали эту инициативу. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно, будет голосовать за принятие данного законопроекта, но, подчеркну, это только начало этой работы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Пётр Олегович. Содоклад председателя Комитета по экономической политике Максима Анатольевича Топилина. Пожалуйста. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Пётр Олегович доложил о существе законопроекта. Действительно, мы очень долго обсуждали этот вопрос и очень долго двигались к подготовке данного решения, было много споров, было много вопросов. Вместе с тем я хотел бы ещё раз акцентировать внимание на тех новеллах, предусмотренных данным законопроектом, к которому присоединились, который подписали все руководители фракций, наш председатель, более 400 депутатов, и к законопроекту, к подписанию, присоединился сегодня ещё ряд депутатов, которые по каким-то техническим причинам не смогли это сделать ранее. Мы поставили перед собой задачу урегулировать все неурегулированные вопросы, которые были в действующем законодательстве. Казалось бы, запреты установлены, но вместе с тем законодательство было выписано таким образом, что не регулировались безникотиновые жидкости. А мы в ходе исследований, в ходе работы с избирателями, в ходе различных опросов увидели, что это является серьёзной проблемой, это является, в общем-то, на наш взгляд, определённым уходом в том числе и от акцизов. И та задача, которая стоит перед нами в последующем, - через акцизную политику, через повышение акцизов выравнять все эти дисбалансы, и это тоже то, что нам предстоит сделать. Мы видели, что различные носители этой продукции, так называемые средства доставки, совершенно спокойно демонстрируются на прилавках, видели, что то разнообразие красителей, добавок, которое существует, никак не регулируется и не закрывается для потребителей, как это уже давно и привычно происходит для табачной продукции. То есть таких моментов обнаружилось достаточно много в действующем законодательстве: есть недосказанность в законодательстве о защите прав ребёнка - здесь предлагается внести соответствующие изменения; такой очень важный сюжет, как минимальная цена, - если на табак минимальная цена существует и никого сегодня не удивляет, то в отношении никотинсодержащих жидкостей, никотинсодержащей продукции таких требований не существует, и законопроектом предлагается наделить правительство правом устанавливать минимальную цену. И можно дальше продолжать говорить о тех изменениях, которые с точки зрения законопроекта делают очень серьёзный шаг вперёд, о чём мы с вами говорили, что неоднократно обсуждали. Хотел бы ещё раз всех поблагодарить за проделанную работу. Комитеты-соисполнители: комитет по здравоохранению, Комитет по просвещению, Комитет по молодёжной политике, комитет по делам семьи - вчера нам представили положительные отзывы. Комитет по экономической политике поддерживает данный законопроект, принятие данного законопроекта. При этом, если он будет принят в первом чтении, мы попросили бы, Вячеслав Викторович, написали в постановлении, буквально 30 минут на поправки, постараемся уложиться в это время, ну, может быть, потребуется чуть больше времени, с тем чтобы подготовить законопроект к рассмотрению во втором чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Анатольевич. Есть вопросы. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите, пожалуйста, список. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович. Вопросы докладчику. Уважаемый Пётр Олегович, хороший законопроект, но скажите, пожалуйста, законом будет регулироваться порядок определения мест потребления указанной продукции? Неоднократно был свидетелем того, как её употребляют в общественных местах. И второй вопрос: устанавливается ли законопроектом минимальное расстояние, скажем 100 метров, от точки продажи до образовательных учреждений? Кстати, тоже любопытный факт: сигареты нельзя продавать, а алкоголь можно. ТОЛСТОЙ П. О. Спасибо большое, Михаил Сергеевич, за вопросы. На самом деле мы считаем, что ограничения должны быть такими же, как те, которые сегодня существуют в отношении табачной продукции. И ситуация, когда вы едете в поезде, а напротив вас человек сидит, вот внутри поезда, и курит вейп, на мой взгляд, недопустима, поэтому, соответственно, эти нормы предусмотрены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Исаков Владимир Павлович. ИСАКОВ В. П., фракция КПРФ. Пётр Олегович, хотел бы, чтобы вы вашу позицию уточнили. Ну, по вейпам, айкосам ситуация понятна в принципе, оценка их вреда ясна, но подростки продолжают ходить в различные кальянные, бары, в лаунжи различные - что там за кальяны, что там за смеси, тоже ничего непонятно абсолютно. Вход абсолютно свободный, ходят и несовершеннолетние туда. Вот я всё-таки вашу позицию хотел бы узнать по этому направлению, конкретно вот по кальянным, об отношении вообще к ним - по ним что-то мы будем делать вообще? ТОЛСТОЙ П. О. Владимир Павлович, моя позиция: я категорически за то, чтобы были те же ограничения, которые здесь существуют, чтобы был запрет на кальяны, поскольку... Но тут есть определённые нюансы, в отличие от темы сегодняшнего законопроекта, поэтому, по всей видимости, это работа на ближайшее будущее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Хамзаев Бийсултан Султанбиевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ХАМЗАЕВ Б. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, ну, душа радуется, когда правильные законы принимаем. Вот совсем недавно был на региональной неделе - и с родителями встречались, и с педагогами, везде этот вопрос и у всех, во всех регионах, поэтому большое спасибо вам. Мы прекрасно понимаем, что нелегко было, вот об этом Пётр Олегович сказал, и здесь, безусловно, важна была, помимо той большой общественной поддержки, которая сейчас у этого законопроекта, ещё и политическая воля, если вещи своими именами называть. Все видим, ценим, уважаем этот труд, это очень важно. И самое главное, чтобы мы для себя определили, что вот эта субкультура, которую нам табачные корпорации внедрили, под названием "вейпы", её суть заключается в следующем: подсадить ребёнка на потребление никотина. И то, что мы сделали сегодня первый шаг, правильно, это абсолютно здравая логика, нам надо двигаться, действовать более принципиально и качественно с точки зрения защиты здоровья наших граждан от никотина, табака и всей этой гадости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вам спасибо. На самом деле то, что авторами законопроекта стали более 400 депутатов, о многом говорит. Мы все разные, но, несмотря на то что у разных людей разные подходы, свой взгляд на ситуацию, всё-таки мы объединились. Об этом речь. Пожалуйста, Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Уважаемые докладчики, есть ли информация: вейпы и айкосы производятся на территории Российской Федерации или это заграничная продукция? И вопрос такой. Только сегодня мы получили информацию о том, как американцы заходили к индейцам с одеялом, заражённым оспой. Почему не ставится вопрос: гадость к нам идёт из-за границы, а мы не ставим преграду перед этой гадостью для всех? Что, у взрослых организм хуже, чем у детей? ТОЛСТОЙ П. О. Максим Анатольевич, ответите? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Максим Анатольевич. Можете вы, Пётр Олегович. ТОПИЛИН М. А. По нашим данным, в основном, на 99 процентов, это импортная продукция, а не производящаяся в Российской Федерации. И когда мы говорим об ограничениях, об акцизах, а в последующем, возможно, и о таможенных пошлинах, нам нужно всё это учитывать, регулировать будем с точки зрения ввоза, безусловно. Это следующий этап. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ещё раз хочу подчеркнуть. Вот мы с вами все авторы законопроекта. Первое решение, которое сегодня выносится на обсуждение и принятие, подразумевает полный запрет продажи вейпов и их производных несовершеннолетним с соответствующими вытекающими отсюда последствиями в плане выкладки, рекламы, продажи в Интернете. И уже сейчас мы с вами готовим поправки в Кодекс об административных правонарушениях, в уголовное законодательство, для того чтобы наказывать тех, кто будет нарушать нормы закона о запрете и ребятишек с неокрепшей психикой, школьников приучать к этому зелью. Вот в отношении их такие нормы также будем принимать. Кроме того, будем вносить в налоговое законодательство изменения, которые сделают вейпы для них в принципе недоступными. Россия - член ЕАЭС, мы взяли на себя определённые обязательства перед нашими коллегами по ЕАЭС, и нам этот фактор надо учитывать, но в вопросе защиты здоровья граждан мы и дальше будем принимать достаточно эффективные решения. Будем обсуждать эту тему. И в этой части хочется ещё раз сказать спасибо всем, кто принимал участие в подготовке законопроекта, и особые слова благодарности - председателю комитета. Очень непростой законопроект! Мы с вами его сейчас рассматриваем в первом чтении, в случае поддержки планируем сегодня рассмотреть и во втором, и, если будет поддержан, в третьем чтении. Завтра заседание Совета Федерации - возможно, наши коллеги также поддержат. Учитывая огромное количество обращений граждан, наверное, мы тут сможем найти большинство и высказать точку зрения положительную. Пожалуйста, Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Пётр Олегович, несомненно, данная инициатива ожидаема, но зачастую бывает, что бьём по хвостам, как говорится. Прошу пояснить, каким способом предполагается контролировать соблюдение запрета на торговлю устройствами для потребления никотинсодержащей продукции, особенно при развозной, разносной торговле, при использовании автоматов и дистанционной продаже? И какие меры наказания предусмотрены за подобные правонарушения? ТОЛСТОЙ П. О. Вячеслав Михайлович, спасибо за вопросы. В законопроекте прямо написано: запрет торговли всеми способами - и теми, которые перечислены в вашем вопросе, в том числе, как уже было сказано, через Интернет и так далее. Что касается мер ответственности, то это как раз предмет рассмотрения для внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Вместе с коллегами под руководством председателя комитета Павла Владимировича Крашенинникова будем работать, для того чтобы наказание было действенным, неотвратимым и быстрым. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. У меня к обоим докладчикам вопрос. Как вы отнесётесь к тому, чтобы во втором чтении добавить запрет на применение ароматизаторов и добавок не только в жидкостях для вейпов, но и в сигаретах в том числе? Ведь это один из факторов, который делает курение обычных сигарет таким модным, даже приятным, особенно для тех же детей и наших дам, к сожалению. ТОЛСТОЙ П. О. Алексей Владимирович, вы знаете, вот в драматургии есть понятие "внятность жеста". Если мы сейчас перейдём в этой законодательной инициативе на регулирование табачной продукции и начнём разбираться с сигаретами, - там тоже есть с чем разбираться, я с вами согласен, - мне кажется, мы размоем то решение, которое мы принимаем по вейпам. Я считаю, надо сначала остановить вот эту эпидемию для детей, а потом уже вместе с правительством проговаривать подробно регулирование табачной отрасли. Здесь огромное поле для деятельности. Я уверен, что и вы тоже в этом будете участвовать очень активно, как специалист. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Панин Геннадий Олегович. ПАНИН Г. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, в свою очередь тоже хочу всех поблагодарить за то, что абсолютное большинство из нас стали соавторами этого важного законопроекта. Очень рассчитываю, что это лишь первый серьёзный шаг к запрету этой заразы. В связи с этим вопрос. Мы действительно запрещаем розничную торговлю для несовершеннолетних, при этом в стране действует постановление правительства от марта прошлого года о введении моратория на проверку бизнеса, и, как известно, у нас на сегодняшний день существует бизнес разной степени зрелости. Вот это, считаю, серьёзное ограничение - не пора ли нам, парламенту, инициировать отмену моратория на проверку бизнеса, связанного с розничной торговлей никотинсодержащей продукции? ТОЛСТОЙ П. О. Пора, я только поддерживаю. От коллег были предложения о так называемых риск-ориентированных проверках, когда проверка осуществляется по факту нарушения, то есть установлен факт нарушения - по нему осуществляется проверка. Ну, опять же это вопросы, которые мы должны отдельно решать с правительством, скорее всего при рассмотрении других законодательных инициатив. В частности, это можно решать при рассмотрении законодательных инициатив правительства, которые как раз сегодня у нас стоят в повестке дня, во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Всем сторонникам этого законопроекта совершенно очевидна необходимость его принятия, и нам даже не потребовалась специальная статистика, чтобы какие-то дополнительные аргументы привести. Но, когда мы готовили поправки к закону о защите детей от СМИ (этот законопроект в нашем комитете находится), мы всё-таки информацию запросили - оказалось, в МВД такой информации нет. У них есть мониторинг чрезвычайных происшествий: Санкт-Петербург - две смерти, Алтайский край, Московская область, и всё. Нет граф о влиянии употребления вейпов на состояние здоровья ребёнка, количестве преступлений, совершённых под воздействием такого рода курительных смесей. Может быть, мы порекомендуем, чтобы правоохранительные органы нам всё-таки такую статистику представили? И кроме того, до сегодняшнего дня мы так и не услышали профессиональной оценки Министерства здравоохранения. Они-то могут нам сказать о вреде... (Микрофон отключён.) ТОЛСТОЙ П. О. Разрешите? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ТОЛСТОЙ П. О. Уважаемая Нина Александровна, ситуация такая. Мы сейчас внесём, если мы примем этот законопроект, поправки в КоАП и в УК, и у МВД возникнет статистика. У них нет статистики, потому что как бы нет отдельного пункта по применению регулирования этой отрасли. Что касается Минздрава. Наши коллеги из Минздрава говорят о том, что это вредно, и конкретные цифры, я думаю, мы постараемся от них получить, опять же, как только они углубятся в этот вопрос, а я уверен, что теперь они в него углубятся, после вашего замечания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Леонов Сергей Дмитриевич. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. Жаль, что нет представителей правительства, больше к ним вопрос, но всё-таки. Когда мы в ЛДПР занимались вопросами вейпов, их запретом, мы писали в различные министерства, и нам отвечали, что упаковка, ароматизаторы и всё остальное регулируются техническим регламентом, который принят по табаку в ЕАЭС, а по вейпам такого технического регламента нет, поэтому мы ничего не можем изменить, это наднациональное законодательство. Вопрос: если вдруг такой технический регламент примут и там не будут урегулированы эти вопросы, закон, который примем мы, будет работать на территории Российской Федерации или нет? Или мы будем добиваться, чтобы в техническом регламенте, так скажем, наднациональном, наши позиции были учтены? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит, коллеги? Пожалуйста, Максим Анатольевич. ТОПИЛИН М. А. Спасибо за вопрос. Да, безусловно, то, что нет технического регламента на этот вид продукции, большая проблема. Как нам в ходе проработки докладывали представители правительства, такой техрегламент в рамках Евразийского экономического союза разрабатывает Армения. Но в любом случае те ограничения, которые мы предусмотрим в законодательстве сейчас, безусловно, как минимум лягут в основу этого техрегламента, с точки зрения нашей переговорной позиции, здесь другого варианта у правительства уже просто не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Пётр Олегович, межфракционная рабочая группа по этому вопросу очень хорошо поработала, и было очень приятно, что, несмотря на разные мнения, мы достигли консенсуса. Сергей Дмитриевич в предыдущем вопросе уже отметил необходимость гармонизации законодательства. Конечно же, хотелось бы, чтобы такого же консенсуса мы достигли со своими коллегами из стран - участниц Евразийского экономического союза. Акцизная политика, к сожалению, несмотря на имеющиеся соглашения, сегодня очень разная, и это является большой слабостью всей антитабачной политики. Рассматриваете ли вы возможность пересмотра соглашений и подготовки обращения в адрес наших коллег из стран - участниц Евразийского экономического союза? Эти вопросы очень важно сейчас решать. ТОЛСТОЙ П. О. Айрат Закиевич, спасибо за вопрос. На самом деле мы с вами понимаем, что часть наших торговых партнёров и союзников получают некоторую долю прибыли от экспорта этих товаров в Россию, поэтому у них, может быть, более осторожное отношение к таким мерам. Но я уверен, что в данном случае Российская Федерация покажет некое модельное законодательство, которое будет дальше проработано нашими коллегами в правительстве с учётом тех решений, которые примет Государственная Дума, чтобы в дальнейшем они легли в основу техрегламентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня вопрос к Петру Олеговичу. Уважаемый Пётр Олегович, у меня вопрос относительно ответственности за нарушение тех запретов, которые вводятся данным законопроектом. Вы, конечно, частично ответили на данный вопрос, сказав, что идёт разработка законопроекта по линии административного кодекса, уголовного законодательства, но у меня вопрос такого порядка: предусматривается ли при рецидиве, то есть при неоднократном нарушении, кратное увеличение ответственности? То есть в первый раз - одно, во второй раз - уже в несколько раз больше, в третий, в четвёртый и так далее, предусматривается ли при разработке законопроектов такая мера ответственности? ТОЛСТОЙ П. О. Федот Семёнович, я считаю, что только такая ступенчатая система мер ответственности и может привести людей к нежеланию нарушать закон, поэтому, я считаю, такая мера вполне возможна, мы будем над ней работать. А что касается... Помимо поправок в КоАП ещё есть история с лицензированием: если тот или иной бизнесмен, продавая вейпы, нарушает условия лицензии, которая ему выдана, то лицензия просто не продлевается или отзывается на уровне субъекта, эти вещи тоже можем регулировать. Помимо материальной ответственности есть ещё возможность просто потерять вот этот бизнес, если ты не соблюдаешь установленный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Баженов Тимофей Тимофеевич. БАЖЕНОВ Т. Т., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, прошу прощения, записался по ведению, хотя это был вопрос, я просто думал, что его зададут до меня. Скажите, пожалуйста, а нельзя ли нам заменить слово "никотинсодержащие" (компоненты в жидкостях) на "токсинсодержащие"? Никотин - это не самый страшный яд на свете, при определённом знании биохимических параметров можно из пыли в комнате сделать такое вещество, которое повлечёт гораздо больше ужасных последствий, чем никотин. Может быть, нам сделать "токсинсодержащие"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит, коллеги? ТОЛСТОЙ П. О. Ну, наверное, можно. Я не знаю, если Максим Анатольевич... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ТОЛСТОЙ П. О. Да, через запятую можно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ТОПИЛИН М. А. Всё-таки законодательство, в которое мы вносим изменения, - о защите от табакокурения. Речь идёт о табаке, табачной продукции, разных смесях и, соответственно, о никотинсодержащей продукции (где есть никотин) или безникотиновой. Токсические вещи, токсиновые вещи - это немножко другое регулирование, на мой взгляд. Давайте посмотрим внимательно ещё на эту тему, мне кажется, это немножко другое законодательство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи. Максим Анатольевич, спасибо большое. Присаживайтесь. Покажите список. Леонов Сергей Дмитриевич, Хамзаев, Хубезов. Определитесь, пожалуйста, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" кто будет выступать. Пожалуйста. ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, сегодня, конечно, для меня, как для отца троих мальчиков, как для врача, такой серьёзный день, потому что наконец появился свет в конце тоннеля - возможно, вейпы будут окончательно запрещены в нашей стране. Хотел бы привести несколько цифр. По данным глобального опроса ВОЗ, в России с 2009 по 2015 год доля курильщиков сократилась на 21,6 процента, в возрастной группе от 15 до 24 лет сокращение на 36,5 процента. Эта тенденция наблюдалась во всем мире, и это результат антитабачной кампании, в том числе антитабачной кампании Минздрава России. Но табачные компании ещё в 70-е годы определили молодёжь как главную целевую группу для табачной промышленности. В конце 80-х была поставлена задача, чтобы продукция табачных гигантов полностью соответствовала нуждам курильщиков молодого возраста. Они говорили, что нужны новые, модифицированные продукты, которые должны отвлечь взрослых людей от отказа от табака и привлечь молодёжь, в 80-х годах они поставили себе такую цель. И вот цитата с сайта известной табачной компании "Филип Моррис..." (2019 год): "Мы понимаем, что беспокоит миллионы курящих мужчин и женщин: они ищут менее вредную альтернативу курению, которая в то же время отвечала бы их потребностям. Мы предоставим им такой выбор. Общество ожидает, что мы будем вести бизнес ответственно, и мы отвечаем этим ожиданиям, создавая будущее без сигаретного дыма". То есть они без сигаретного дыма будущее создают, но вводят в оборот вейпы. На самом деле электронные сигареты - это определённая уловка для привлечения молодёжи к курению. Вот я вам сейчас покажу три предмета, ну, к сожалению, тут, наверное, не видно, но вы не отличите, что из них вейп. Три предмета: первый - это вот обычный маркер, второй - дуделка на день рождения, третий - вейп. Конечно, для молодёжи это имеет определённое значение. Есть вейпы вообще в форме флешек, которые заряжаются в ноутбуке, и это, конечно, определённый маркетинговый ход. В 2015 году доля школьников в возрасте от 13 до 15 лет, употребляющих электронные сигареты, составила 8,5 процента. Исследование 2019 года говорит, что в возрасте от 18 до 24 лет употребляют вейпы 23,5 процента людей, это колоссальная цифра: из 100 человек 23 человека!.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы законопроект внесли, 400 депутатов Государственной Думы, и говорили о том, что выступления в принципе не нужны. Ну, раз были такие обращения, наверное, это правильно, но всё-таки давайте придерживаться принятых решений. 400 депутатов поддержали законопроект - мы кого сейчас убеждаем? Вот все здесь, в этом зале. Найдите, кто против, и его давайте убеждать. Ну, коллеги, мы понимаем абсурдность-то, да? Ну, если против, тогда возьмите и скажите: против. Если за... Все за, вопросы прозвучали... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, коллеги, просто вы сами-то думайте о том, что завтра проводить инициативу, убеждать кого-то, консультации проводить, - вот чего нет. Вот тот, кто собирается завтра набрать большинство, никогда не будет этим большинством пренебрегать. Поставьте от фракции, ещё четыре минуты. ЛЕОНОВ С. Д. Я сейчас закончу, дайте буквально 30 секунд... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев вообще промахнулся с кнопкой, а теперь говорит: не туда нажал... Николай Васильевич, ракета уже в воздухе, всё. Пожалуйста, дальше. ЛЕОНОВ С. Д. Есть очень важный момент (я не буду продолжать, там несколько очень важных для дальнейшей работы моментов, но, хорошо, не надо так не надо). В законопроекте сейчас есть запрет добавок, усиливающих никотиновую зависимость. Вот очень важно, чтобы в эти добавки - это я вот в том числе ко второму чтению говорю - были включены соли никотина, потому что они сейчас используются в так называемых pod-системах. Pod-системы распространены с 2018 года в Российской Федерации, они вызывают очень сильную никотиновую зависимость фактически после первого употребления, и поэтому они так подсаживают молодёжь. Я хотел бы обратить на это внимание. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Пожалуйста, Хубезов Дмитрий Анатольевич. Подготовиться Хамзаеву и Коломейцеву. ХУБЕЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, попробую быть кратким и остановиться на тех моментах, медицинских моментах, о которых многие спрашивали: какой всё-таки вред наносят вейпы, в отличие от традиционного табака, нашим детям? Ситуация развивается стремительно: в 2014 году было 500 брендов, которые выпускали вейпы, и уже было отмечено 7,5 тысячи уникальных вкусов, к 2019 году их уже было ровно в 2 раза больше, более 15 тысяч. Какой вред наносит вейп организму подростка? Ну, прежде всего страдает мозг, меняется психическое состояние, ребёнок уже не может быть адекватен, и, конечно же, страдают лёгкие. Синдром, который развивается в лёгких, называется синдром EVALI, он непосредственно связан с курением, лёгкие поражаются стремительно, отмечены случаи, когда уже к 20 годам человек теряет вот эту жизненную функцию лёгких и, по сути, становится инвалидом. В школьной среде это настолько модно, что сейчас продвинутый подросток, который не употребляет вейп, ну, считается уже недостаточно в тренде. Всё это навязано нам извне - и наркотики, и вейпы не придуманы в нашей стране, всё это пришло извне. И к сожалению, многие родители знают, что у них ребёнок курит, но либо также не понимают, что это вредно, либо, попав под влияние вот этой западной идеологии, считают, что их ребёнок абсолютно самостоятельная личность, мол, пусть сам решает, курить ему или не курить. Уважаемые коллеги, завершая своё выступление, хочу сказать, что сегодня мы рассматриваем очень нужный законопроект. Есть недовольные: одни недовольны тем, что мы что-то запрещаем, большинство всё-таки недовольно тем, что мы недостаточно жёстки и не запрещаем вейпы полностью, - но уверен, что именно сегодня мы делаем столь необходимый шаг к будущему. Как врач, я уверен, что в недалёком будущем мы сможем полностью отказаться от наркотиков, от вейпов, от пьянства и от прочей заразы, но мне, как доктору, всё-таки жаль того, что это займёт определённое время. За это время можно будет спасти очень много человеческих жизней, если мы быстрее сделаем этот шаг. Мы голосуем за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Хамзаев Бийсултан Султанбиевич. Подготовиться Коломейцеву. ХАМЗАЕВ Б. С. Спасибо большое за предоставленное слово. На самом деле вот мы задаём сами себе вопрос: насколько это опасно, какая угроза от вейпов? Смертельная опасность и большая угроза, надо называть вещи своими именами. Вот в вейпах, этих электронных сигаретах в основе используют солевой никотин - это синтетический никотин, который вызывает более агрессивную форму зависимости, ну и, соответственно, уже все негативные факторы. Табачные корпорации всегда действуют с агрессивным цинизмом. Как только десять лет назад государство сказало, что мы будем бороться за здоровье наших граждан, и Государственная Дума приняла пакет антитабачных законов, табачная индустрия пошла по агрессивному принципу: хочешь бросить курить сигареты - купи себе электронную сигарету. А дальше сработал уже маркетинг: Интернет, YouTube, блогеры начали рекламировать. Вот я вам принёс, посмотрите: вот это вейп, выглядит как упаковка сока для ребёнка, написано - манго, коктейль молочный. Кто это купит? Взрослый мужик это не купит. Соответственно, вся реклама поставлена так, чтобы ребёнок потреблял. Мы провели социологический опрос через социальные сети, 14 тысяч школьников опросили, от шестого класса: 70 процентов пробовали электронные сигареты, если по гендеру распределить, то 75 процентов - мальчики, 25 процентов - девочки. Мы говорим о том, что этот законопроект, этот пакет законопроектов - это такой социальный бронежилет. Мы обязаны защитить наших детей, мы, безусловно, обязаны табачные корпорации поставить на место, потому что, если мы определяем, что государство занимается защитой здоровья граждан, мы не должны действовать по технологии "шаг вперёд - два назад", как это произошло у нас сейчас. Я думаю, уважаемые коллеги, нам всем важно действовать более принципиально, нужно, чтобы государство определило основного регулятора, который отвечает за никотинсодержащую продукцию. Ну и, мы уже об этом говорили, этими электронными сигаретами владеют те же корпорации, соответственно, нужен контроль: что конкретно здесь находится, какой состав. Помимо синтетического никотина здесь глицерин и много-много других химических реагентов, которые, к сожалению, убивают десятки тысяч наших граждан. Я считаю, что законопроект важен. Я сейчас не для убеждения говорю, а, что называется, для чистоты взаимоотношений. За десять лет такого законопроекта не было у нас ещё принято, это прорывной законопроект. Вячеслав Викторович, вам от тех людей, которые понимают, большое, огромное спасибо. Я считаю, что правильная инициатива. Всем крепкого здоровья. Спасибо всем, кто поддержал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. ИЗ ЗАЛА. Неужто вы смилостивились? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, если придерживаемся одних решений - один разговор, других - другой. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо, Вячеслав Викторович, вы очень принципиально выполняете Регламент. Уважаемые коллеги, было бы так вдохновенно, если бы не совсем грустно. Вот назовите мне хоть одну российскую табачную фабрику. Кто назовёт? Не назовёте, потому что нет ни одного российского производителя, это первое. Второе, 300 тысяч, по официальной статистике, умирает от табака и связанных с ним вейпов, мейпов и так далее. Я это к чему? Вот Вячеслав Викторович так мудро ведёт, но не говорит, что даже ему пришлось преодолевать колоссальные препоны, которые ставили вейподержатели, держатели кальянных в высоких кабинетах, как я понимаю (их же никто не предлагает закрыть). Ну, если есть вывеска "Кальянная", как вы думаете, мимо молодёжь пройдёт? Ей навязали моду, она же туда обязательно пойдёт. Написано: "Запрещено несовершеннолетним" - но кто там паспорта проверяет, в кальянной? Зашли, заплатили и сидят чманеют, понимаете? Вот первый шажок сделали, но, с моей точки зрения, он недостаточный - почему? Вот я задавал Топилину - его нет - вопрос по санкциям: 14,5 тысячи санкций против нас, а у нас... Табачных фабрик у нас нет, но где вы видели, чтобы упала продажа сигарет? Вот здесь коллега выступал, мой друг, но он не сказал одного: нас приучают к слабым наркотикам через пропитывание табака, есть специальная пропитка. Так же как нас через пиво делают алкоголиками: у нас же пивных заводов тоже нет своих, сусло завозят, а там специальные добавки для быстрого привыкания, понимаете? Я считаю, что вот ко второму чтению, может быть, всё-таки стоит подумать над тем, чтобы вообще запретить ввоз в страну этих вейпов. Что, мы от этого пострадаем? Не пострадаем. У нас же что получается? Вот ЕАЭС наш любимый: Казахстан блокирует все наши инициативы, но он завозит всё это дерьмо к себе, все таможенные пошлины получает у себя, потом нам завозит по льготным ценам всё это дело и через наши аффилированные лица продаёт. Мне кажется, надо расширять наше воздействие на вот эти все пагубные вещи. И надо чётко контролировать, потому что у нас получается, что у семи нянек дитя без глазу: возьмите любую сложную проблему - там обязательно шесть-семь ведомств. Вот это сделано именно для того, чтобы мы не могли быстро реагировать... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - добавьте время. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Нет, не надо, я завершаю. Одно сделаешь, а шестеро потом вылезут и скажут: это незаконно, вы с нами не посоветовались. Мы проголосуем за этот законопроект, но считаем, что во втором чтении всё-таки надо усилить и вообще запретить ввоз вейпов в страну. Спасибо. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Ну вот что касается женского вопроса, его поднимали ваши коллеги, надо посмотреть тоже, Николай Васильевич, какая пропаганда должна быть в отношении вреда курения и вейпов. Вот это желание женщину обязательно из семьи забрать, на работу её, чтобы было так же, как у мужчин... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да не 30 лет! Клара Цеткин, Роза Люксембург... Вы сначала всех приучили, чтобы один раз в году поздравляли женщин, 8 Марта, - это всё опять оттуда, - а дальше привили дурное, курение и всё остальное, чтобы уравнять. ИЗ ЗАЛА. Я не курю, как я мог приучить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как? Несите за это ответственность! ИЗ ЗАЛА. Так я не курю вообще... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот вы - может, а партия? Надо отказываться, вот надо отказываться от этого. А то унаследовали все эти американские, европейские штучки ещё столетней давности, а сегодня говорите: может быть, это первый шаг... Да нет другого шага, только этот. Об этом речь! ИЗ ЗАЛА. Есть! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И нужно отдать должное Толстому, Топилину. ИЗ ЗАЛА. Всё-таки это кальянные... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отказаться надо от всех пагубных привычек и в первую очередь оградить от них женщин. А что касается мужчин, они люди ранимые, иногда, бывает, и сбиваются с пути, поэтому живут меньше. Да, мужчина - сильный человек, сильный, поэтому так и переживает. Слабый может приспособиться, а сильный - нет, на себя принимает всё. Женщины - наши коллеги сразу оживились: "Где вы видели сильных мужчин?" А началось это всё с Клары Цеткин и Розы Люксембург, да. Коллеги, нам правильно перейти к голосованию, но есть возможность у Петра Олеговича Толстого высказаться, выступить с заключительным словом. Пожалуйста. ТОЛСТОЙ П. О. Я только хочу всех поблагодарить за эту дискуссию и за единодушие, которое парламент проявляет в решении этого вопроса. Ещё раз повторю: это только первый шаг, коллеги, будем двигаться дальше. Спасибо всем большое. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полномочный представитель президента? Некурящий. Правительства? Александр Юрьевич, что так обречённо? Против были? СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Вячеслав Викторович, я тоже не курю и дети мои тоже не курят. Правительство поддерживает законопроект, здоровье нации является приоритетом нашей деятельности. В случае принятия данного законопроекта правительство в самые сжатые сроки подготовит необходимые нормативные акты. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Александр Юрьевич. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 22, "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", первое чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Коллеги, поимённое голосование. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 45 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято За - 408, против - нет, воздержался один. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто? Коллеги, законопроект принят, но сейчас буквально в течение считаных минут назовём вам фамилию, кто воздержался. Так, коллега Вассерман воздержался. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас всё по-честному: говорилось, что поимённое голосование.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4404 по 4537 из 6260
Уважаемые коллеги, мы с вами изначально говорили - и вчера, на заседании Совета Государственной Думы, и сегодня, - что законопроект под пунктом 22, принятый в первом чтении, как сказал докладчик, требует небольшой доработки. Комитет, надо отдать должное, несколько часов изучал поправки, которые были внесены к законопроекту под пунктом 22 нашей повестки, к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу защиты здоровья несовершеннолетних от никотинсодержащей продукции и последствий её потребления). Максим Анатольевич Топилин готов доложить о законопроекте во втором чтении. Нет возражений? Все согласны? Все согласны. Второе чтение. Пожалуйста, Максим Анатольевич Топилин. ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы рассмотрели поступившие поправки, их три, они носят уточняющий характер и все объединены в таблицу поправок № 1, поправок, предлагаемых к отклонению, нет. Просьба поддержать предлагаемые к принятию поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1, где три поправки, есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 52 мин. 01 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Принимается единогласно. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу защиты здоровья несовершеннолетних от никотинсодержащей продукции и последствий её потребления), вопрос 22, второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 52 мин. 43 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято За - 395, против нет, воздержался один. Уважаемые коллеги, пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые юридические и лингвистические процедуры, готов к рассмотрению в третьем чтении. Просьба поддержать это предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет. Переходим к рассмотрению данного вопроса по процедуре третьего чтения. 22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу защиты здоровья несовершеннолетних от никотинсодержащей продукции и последствий её потребления). Пожалуйста, Максим Анатольевич Топилин. ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Как я уже сказал, законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие высказаться? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу защиты здоровья несовершеннолетних от никотинсодержащей продукции и последствий её потребления), третье чтение, вопрос под пунктом 22. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 54 мин. 26 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято За - 402, против нет, воздержался один. Федеральный закон принят - поздравляю, коллеги! (Аплодисменты.) Максим Анатольевич, спасибо вам большое. По ведению - Пётр Олегович Толстой. Пожалуйста. ТОЛСТОЙ П. О. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хочу сказать, что в ходе работы над этим законом мы увидели ещё целый ряд проблем и договорились (Дмитрий Анатольевич Хубезов принимал в этом участие, Минздрав), что это только первый шаг на пути дальнейшего сокращения потребления как вейпов, так и табачной продукции. Хочу сказать, что Государственная Дума эту работу будет продолжать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, давайте исходить из этого и попросим профильные комитеты, Петра Олеговича Толстого работу системно выстроить, с тем чтобы уже в ближайшее время мы с вами получили для рассмотрения законодательные инициативы и в части наказания за нарушение норм закона, который сегодня принят, ну и, конечно, в части сокращения потребления никотинсодержащей продукции, это речь идёт и о сигаретах. О здоровье людей речь идёт, поэтому давайте образ жизни менять, начиная с себя. Вот вам пример положительный - Жуков Александр Дмитриевич. Если бы вы на него посмотрели в прошлом, когда он курил и занимался этим практически круглосуточно, вы не узнали бы его, насколько он лучше стал выглядеть, моложе, и работает - посмотрите, работоспособность у него выросла! Осознайте, что здоровый образ жизни надо продвигать, в том числе показывая такие положительные примеры. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пётр Олегович, капля никотина убивает лошадь, поэтому не соревнуйтесь.