Заседание № 258

21.11.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 332053-7 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (принят в первом чтении 21 февраля 2018 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4368 по 4420 из 6733
Коллеги, пункт 31, такой же законопроект. Проект федерального закона "О         
государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской        
Федерации". Докладывает Авдеев Александр Александрович.                         
                                                                                
АВДЕЕВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Напомню кратко историю       
принятия в первом чтении этого законопроекта. Два года назад, 5 декабря,        
правительство внесло законопроект о контроле и надзоре, и почти два года        
назад, в феврале 2018 года, мы его приняли в первом чтении. Началась работа     
во втором чтении, и в процессе работы выяснилось, что поступило огромное        
количество поправок, несколько сотен, которые сильно меняли текст закона, а     
самое главное, выяснилось, что предпринимательское сообщество не было           
удовлетворено этим проектом закона, поскольку важно было определить не только   
как, каким образом, кто будет требовать, контролировать и надзирать, но и       
что, за чем надзирать, то есть определить, какие конкретные требования          
предъявляются к бизнесу, к предприятиям, организациям, предпринимателям и так   
далее. Стало понятно, что одним законом это невозможно описать, было принято    
решение, и правительство буквально недавно, 12 ноября, попросило отозвать,      
проголосовать за отклонение принятого в первом чтении законопроекта о           
контроле (надзоре). И будут пакетом вноситься законопроекты: один - о           
контрольно-надзорной деятельности, описывающий процессы контроля (надзора), и   
второй - об обязательных требованиях, конкретизирующий, что спрашивать у        
бизнеса.                                                                        
                                                                                
Мы согласились с такой позицией. И для того, чтобы ускорить процесс внесения    
новых законопроектов в Государственную Думу, нам необходимо принять решение     
об отклонении законопроекта, принятого ранее в первом чтении. Прошу             
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам голосования? Представитель       
президента? Правительства? Нет.                                                 
                                                                                
Ставится на голосование: кто за то, чтобы отклонить принятый ранее в первом     
чтении проект федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и       
муниципальном контроле в Российской Федерации"?                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              321 чел.71,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    321 чел.                                          
Не голосовало                 129 чел.28,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                

Заседание № 101

21.02.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 332053-7 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5877 по 6654 из 9023
Итак, коллеги, если по этому вопросу у нас повестка исчерпана, переходим к      
рассмотрению 33-го вопроса, проекта федерального закона "О государственном      
контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Это        
законопроект первого чтения. Доклад официального представителя Правительства    
Российской Федерации заместителя министра экономического развития Российской    
Федерации Саввы Витальевича Шипова.                                             
                                                                                
Пожалуйста, Савва Витальевич.                                                   
                                                                                
ШИПОВ С. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
заместитель министра экономического развития Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, добрый день! Я хотел бы      
рассказать вам сегодня об истории трёхлетней работы над законопроектом о        
контроле (надзоре). Это законопроект, который действительно выстрадан и         
прошёл большой путь до сегодняшнего дня. На протяжении нескольких лет было      
сразу несколько конкурирующих версий законопроекта, было много разных           
концептуальных подходов к тому, как этот законопроект должен быть написан и     
что он должен регламентировать. Надо сказать, что версия, которая               
рассматривается сегодня, вобрала в себя всё лучшее из предложений, которые за   
эти годы были сформированы. Должен сказать, что законопроект прошёл очень       
серьёзные стадии обсуждения. Мы потратили очень много времени вместе с          
бизнесом, с экспертами, с федеральными органами исполнительной власти. Всего    
в рамках работы над законопроектом было учтено около 500 предложений,           
конечно, был очень сложный процесс согласований, но, наверное, главным этапом   
для нас стало обсуждение законопроекта на площадке Государственной Думы. Я      
хочу поблагодарить депутатов за то, что этот законопроект был вынесен на        
нулевое чтение, на парламентские слушания и прошёл очень серьёзное              
обсуждение, позволившее определить, какие существенные улучшения нужно внести   
в законопроект.                                                                 
                                                                                
В то же время, как я уже сказал, законопроект с точки зрения концепции          
является сейчас консенсусным документом, он направлен на решение главной        
задачи по созданию в нашей стране принципиально новой системы умного            
государственного и муниципального контроля.                                     
                                                                                
Все вы, наверное, знаете, что действующий в настоящее время 294-й федеральный   
закон содержит в себе ряд правил, которые регламентируют поведение              
контролёров и права предпринимателей, но этот закон изначально был написан      
как закон о проверках, он регулирует только часть отношений, многие важные      
вопросы оказались за рамками этого регулирования. Данный законопроект призван   
качественно изменить ситуацию, создать систему всеохватывающего правового       
регулирования этого важнейшего государственного института. Я хотел бы сказать   
об основных положениях законопроекта, которые как раз позволяют нам надеяться   
на запуск этой работы в совершенно новом формате.                               
                                                                                
Главная претензия предпринимательского сообщества состоит в том, что            
контролёры стремятся показать свою работу с помощью количества проверок;        
количество проверок и количество выявленных нарушений - этот результат          
контролёры сейчас ставят во главу угла. Мы считаем, что закон должен            
принципиально изменить эту ситуацию, задав новую единую систему оценки          
эффективности, во главу угла которой должна быть поставлена не палочная         
система, а снижение реального ущерба: снижение смертности, снижение вреда       
здоровью, снижение ущерба имуществу - вот те реальные показатели, по которым    
должна оцениваться деятельность каждого контрольно-надзорного органа. Это       
первая новелла, одна из важнейших, которую закрепляет законопроект.             
                                                                                
Второе - система управления рисками. Наши партнёры из зарубежных стран уже      
давно внедряют эту систему, она позволяет, с учётом того что ресурсы всегда     
ограниченны, не проверять ровным слоем, всех одинаково, а концентрировать       
дефицитный ресурс на проверке тех организаций, предприятий, секторов, где       
есть реальные риски. В какие-то организации необходимо ходить с проверками      
чаще, в какие-то - реже. Эта система должна учитывать, где возникают реальные   
риски, что важно как при организации плановых проверок, так и при               
определении, когда необходимо выйти с внеплановой проверкой. К сожалению,       
сейчас эти подходы во многом оценочные и не позволяют задать единую систему     
координат в принятии решений о внеплановых проверках, и на это бизнес тоже      
активно жалуется.                                                               
                                                                                
Важнейшее направление - профилактика. Профилактика в настоящее время            
практически отсутствует как отдельное системное направление работы по           
контролю (надзору). В законопроекте предусматривается возможность предпринять   
целый ряд усилий и ввести новые инструменты для работы по профилактике.         
                                                                                
Приведу лишь один пример. Разъяснения контрольно-надзорных органов сейчас не    
имеют юридической силы, и предприниматели, которые следуют этим разъяснениям,   
потом привлекаются к ответственности. Законопроект призван решить эту           
проблему, что позволит освободить от ответственности предпринимателей,          
которые привлекаются за нарушения, хотя следуют разъяснениям                    
контрольно-надзорных органов (таких примеров несколько).                        
                                                                                
Законопроект содержит в себе чёткий перечень видов контрольно-надзорной         
деятельности; те виды контрольно-надзорной деятельности, которые в этот         
перечень не включены и не упомянуты в законе, не могут осуществляться на        
территории Российской Федерации. Это принципиально важный момент, потому что    
нам надо навести порядок в этой бесконечной чехарде государственных функций.    
Очень важный момент: каждый вид контроля (надзора) должен быть обеспечен всем   
необходимым с точки зрения прозрачности, с точки зрения урегулирования          
отношений, с точки зрения оценки эффективности и с точки зрения управления      
рисками. Это требования к каждому из видов, которые будут закреплены в          
перечне.                                                                        
                                                                                
И последнее - система мероприятий. Сейчас можно проводить проверки, а все       
остальные контрольные мероприятия по большому счёту остаются за бортом          
регулирования. Нам необходимо задать направление для умного контроля,           
основанного на дистанционном взаимодействии - не на прямом взаимодействии с     
бизнесом, а на получении данных, с помощью которых можно фиксировать и          
повышение рисков, и конкретные нарушения.                                       
                                                                                
Законопроект очень важный, я ещё раз хочу поблагодарить всех, кто принимал      
участие в работе: работа велась и на парламентских слушаниях, и на заседаниях   
комитетов шли очень бурные обсуждения, и специально созданная рабочая группа    
дала целый ряд замечаний, направленных на улучшение законопроекта. Спасибо,     
просим нас поддержать.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Савва Витальевич.                                
                                                                                
Пожалуйста, содоклад Ольги Викторовны Савастьяновой.                            
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги,            
приглашённые! Позвольте представить вам позицию нашего комитета по данному      
проекту закона.                                                                 
                                                                                
Решения по тем вопросам, которые волнуют граждан, очень востребованы, и есть    
большие ожидания, связанные с принятием данного закона, потому что              
существующая система контрольно-надзорной деятельности крайне затратна по       
используемым ресурсам, неэффективна по сути, наносит ущерб не только тем,       
кого проверяют, но и непосредственно экономике нашей страны.                    
                                                                                
Комитет по Регламенту поддерживает законопроект, мы предлагаем принять его в    
первом чтении по следующим основаниям.                                          
                                                                                
Первое. Данный законопроект преследует достаточно высокие цели: он              
ориентирован на повышение безопасности граждан, улучшение качества товаров и    
услуг, радикальное снижение административной нагрузки на бизнес и построение,   
формирование высокоэффективной системы контрольно-надзорной деятельности.       
                                                                                
Второе. Данный законопроект не просто развивает риск-ориентированный подход,    
он формирует фактически полноценный институт учёта и оценки рисков, который     
ориентирован на совершенно другие принципы в отношениях проверяющих и           
проверяемых.                                                                    
                                                                                
Третье. Система профилактики направлена на уход от репрессивных мер, на         
создание механизмов упреждения и предупреждения, на обеспечение                 
добросовестного поведения непосредственно тех, кто проверяет, на формирование   
системы самооценки и самообследования.                                          
                                                                                
Четвёртый момент, очень важный. Меняется вся система оценки показателей: если   
сейчас действует палочная система, то в данном законопроекте                    
предусматривается система, при которой важно не сколько ты проверял, какие ты   
штрафы выписывал или не выписывал, а что ты сделал непосредственно для того,    
чтобы упредить или минимизировать риски, которые могут привести к негативным    
последствиям для граждан и общества. Очень важно, что с этой системой оценки    
показателей формируются законодательные основы, которые позволяют               
сформировать модель управления, ориентированную на конечный результат, - не     
просто на минимизацию конкретных рисков, а на вклад конкретного органа в        
упреждение возможных негативных последствий.                                    
                                                                                
Ещё один очень важный момент в данном законопроекте - это то, что формируется   
разветвлённая система, позволяющая обеспечить гарантии защиты прав граждан и    
организаций; приводится достаточно большой перечень инструментов и              
механизмов, позволяющих успешно выстроить эту работу.                           
                                                                                
Не случайно данный законопроект поддержан ответственным комитетом, шестью       
комитетами-соисполнителями, Счётной палатой Российской Федерации, и в 96        
отзывах - во всех, кроме одного, - поступивших от законодательных и             
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации,   
он также поддержан. Поддержан не только потому, что в нём представлены          
принципиально новые подходы к формированию контрольно-надзорной деятельности    
в Российской Федерации, но и потому, что прошёл систему широкого обсуждения и   
высказанные по его итогам принципиальные замечания были учтены, а также - это   
очень важно, - что в законопроекте учтены уже формирующиеся практики на         
основании риск-ориентированного подхода.                                        
                                                                                
Есть ли у этого законопроекта недостатки? Конечно, и их несколько. Прежде       
всего это расплывчатые формулировки, которые касаются как непосредственно       
самих понятий, так и подходов и основных норм, не позволяют быть объективными   
и создают серьёзные риски. Непонятно, по какому принципу формировались виды     
контроля, почему одни исключались, а другие включались. Очень много             
бланкетных и отсылочных норм, что также не даёт спланировать, наметить          
показатели, которые должны быть достигнуты по результатам деятельности по       
контролю и надзору.                                                             
                                                                                
Есть ряд специфических видов контроля, относящихся к сфере экологии, к          
области ЖКХ, к области культуры, которые имеют свои особенности, и это          
обязательно должно быть учтено. Много замечаний было высказано в отношении      
контроля, который касается муниципального уровня.                               
                                                                                
Исходя из результатов анализа, комитет ставит перед собой задачу отработать     
точечно все эти проблемы, устранить противоречия, проработать и смоделировать   
правоприменение планируемых новелл, скорректировать нормы с учётом              
сложившейся практики. Работа предстоит довольно серьёзная и большая, мы к       
этой работе готовы, при комитете создана рабочая группа, куда вошли             
представители всех шести комитетов-соисполнителей. Мы предлагаем этот           
законопроект принять в первом чтении.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы задать вопросы? Есть желающие.      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Вопрос Савве Витальевичу.                                           
                                                                                
Всё прекрасно, и мы согласны с тем, что учёт и контроль необходимы не столько   
для самого контроля, контроля ради контроля, а для минимизации потерь, прежде   
всего потерь казны.                                                             
                                                                                
Савва Витальевич, оцените, пожалуйста, сегодняшнее положение, каковы сейчас     
потери казны в процентах или в рублях (как получится) и каковы, надеюсь,        
амбициозные планы, на какие позиции после принятия данных новаций, закона мы    
обязаны будем выйти и сколько в результате сохраним в бюджете, в казне?         
                                                                                
ШИПОВ С. В. Уважаемый Олег Анатольевич, действительно, вопрос эффективности     
расходования бюджетных средств - ключевой.                                      
                                                                                
И главная проблема контрольно-надзорной деятельности связана с большим          
количеством бюрократических процедур, которые должны осуществляться в каждом    
случае проведения плановой поверки - раз в три года мы должны прийти на         
проверку в организацию по общему правилу - или в случае реагирования на         
жалобу, когда в обязательном порядке должна осуществляться проверка, без        
оценки рисков, которые из той или иной жалобы следуют. Всё это заставляет       
контрольно-надзорную систему постоянно работать на пике нагрузки. Вы знаете,    
что за последние несколько лет было существенно сокращено количество            
федеральных государственных служащих, в том числе в контрольно-надзорных        
органах, и наше общение с коллегами из контрольно-надзорных органов             
показывает, что они перегружены, не справляются с тем объёмом работы, который   
сейчас у них есть. С одной стороны, сокращение нагрузки на них и повышение      
эффективности мероприятий должно позволить сэкономить бюджетные средства и      
перераспределить их, чтобы, может быть, в том числе решить вопрос с             
увеличением оплаты труда в рамках заданной штатной численности и повысить       
эффективность контрольных мероприятий, потому что действовать будут чётко в     
соответствии с рисками.                                                         
                                                                                
Другая сторона медали - это нагрузка на бизнес, ведь каждая проверка выбивает   
организацию на долгое время. Если благодаря этому закону мы сможем избавиться   
от большого количества проверок, заменив их формами дистанционного контроля,    
о чём я говорил, это даст серьёзную экономию ресурсов и предпринимателям,       
снижение нагрузки на них.                                                       
                                                                                
Точные цифры, к сожалению, сейчас привести не могу, потому что пока посчитать   
по каждому виду контрольно-надзорной деятельности сложно, но наше общение и с   
предпринимателями, и с контрольно-надзорными органами показывает, что это       
даст очень существенный и ощутимый для них эффект.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Аксаков Анатолий Геннадьевич.                 
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Савва Витальевич, это действительно долгожданный        
законопроект. При обсуждении этих документов ставился вопрос об                 
инвентаризации требований к организациям, ведь многие из них абсурдны.          
Скажем, есть такое требование: у тех, кто работает на компьютере, должна быть   
подставка для ног. И даже говорили, что это требование использовали для того,   
чтобы наказать организацию. Вот вопрос об инвентаризации требований,            
исключении абсурдных требований каким-то образом ставится в законопроекте или   
в ходе ваших отдельных мероприятий?                                             
                                                                                
ШИПОВ С. В. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, вопрос о требованиях, безусловно,   
ставится в законопроекте. Сейчас нормы, которые касаются профилактики,          
фиксируют необходимость составления так называемых чек-листов. Чек-листы -      
это конкретные вопросы по определённым требованиям, эти вопросы контролёр       
имеет право задать в ходе проведения плановой проверки. Чек-листы могут         
содержать и должны содержать, с нашей точки зрения, только те требования,       
которые связаны с действительно высокими рисками, и не должны содержать         
требований, о которых вы говорите, приводя в качестве примера подставку для     
ног. Есть ещё одно подобное требование: каждый скотомогильник сейчас должен     
быть оборудован коновязью, чтобы привязывать коня, - на конях уже вроде никто   
не ездит, но требование такое сохранилось. Чек-листы - это форма работы с       
обязательными требованиями, которая поможет минимизировать нагрузку в рамках    
плановых проверок. Кроме того, мы уверены, что необходимо провести большую      
работу по инвентаризации требований. Пока этих положений нет, но мы считаем,    
что точкой отсчёта должна быть процедура оценки регулирующего воздействия, её   
введение.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Я хотела бы, Анатолий Геннадьевич, добавить, что эта         
работа, по сути, будет вестись по трём направлениям. Первое - это то, о чём     
вы говорите в плане абсурдных требований, здесь действительно нужна             
инвентаризация. Второе направление касается избыточных требований, особенно в   
ситуации межведомственного взаимодействия, координации, потому что в этом       
направлении введены новые нормы. И третье - предусматривается полный отказ от   
требований, которые были установлены в советское время, также мы вводим         
отдельную норму о проведении инвентаризации требований, которые были            
установлены до 2010 года. На основании этого будут приниматься решения.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич.                       
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
У меня вопросы сразу к обоим уважаемым докладчикам. Уважаемые коллеги, кто      
ответит? "Три в одном". Первый - в какой мере этот законопроект затронет        
социальную сферу, в частности образование? Второй - позволит ли он перейти от   
оценки качества бумаг, как сейчас, к оценке качества реальной работы? И         
третий - покончит ли с современной практикой, когда надзорные органы работают   
по финансовому плану и все заранее знают, что, если уж проверка пришла, без     
штрафа она уйти не может?                                                       
                                                                                
ШИПОВ С. В. Я попробую ответить.                                                
                                                                                
Первое. Безусловно, одно из нововведений, одна из новелл состоит в том, что     
это не закон о защите прав предпринимателей, каковым является действующий       
294-й закон, а закон о контроле и надзоре, поэтому он будет распространяться    
на проверки, осуществляемые в отношении не только коммерческих, но и            
некоммерческих организаций.                                                     
                                                                                
Второе. Если говорить о том, что проверяться должны не бумаги, а реальное       
выполнение требований, здесь, на мой взгляд, весь вопрос в мотивации. Когда     
контролёр заинтересован любой ценой найти хоть какое-то нарушение и выписать    
штраф, как вы сказали, тогда он за бумаги и будет цепляться, потому что ему     
содержательный результат не важен. Если контролёр понимает, что его зарплата    
зависит от того, снижается ли ущерб, то вся его работа - и профилактическая,    
и при проведении проверок - будет направлена на выявление реальных нарушений,   
которые могут причинить ущерб или вызвать угрозу жизни. Оценка эффективности,   
которая появляется в качестве основного института, на наш взгляд, должна        
решить эту проблему.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Емельянов Михаил Васильевич.                  
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Савва Витальевич, закон носит во многом прорывной характер. Не        
рассматривали ли вы в духе закона такую радикальную меру, как принципиальное    
сокращение самих сфер, областей, где возможна контрольная деятельность,         
поскольку их сейчас чрезвычайно много, более 230 по-моему?                      
                                                                                
ШИПОВ С. В. Вы знаете, очень просто рубить сплеча, но ведь появление каждого    
вида контрольно-надзорной деятельности связано с безопасностью и защитой от     
определённых рисков. Мы считаем, что, безусловно, количество видов              
контрольно-надзорной деятельности необходимо сокращать, но это надо делать      
исходя из ревизии обязательных требований, из определения рисков. Когда мы      
видим, что в нескольких видах контрольно-надзорной деятельности                 
предотвращаются одни и те же риски и проверяется соблюдение одних и тех же      
требований, встаёт вопрос о сокращении. Сейчас, к сожалению, сводной картины    
нет. Этот закон позволит эту сводную картину создать и более качественно        
работать с теми видами контроля, по которым есть пересечение. В то же время     
есть виды контроля и надзора, от которых вполне можно отказаться, мы уже        
сейчас понимаем, что они не нужны, - такие предложения тоже есть.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
Ольга Викторовна, пожалуйста.                                                   
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Спасибо.                                                     
                                                                                
Олег Николаевич три вопроса задавал в том числе мне.                            
                                                                                
Первое. Что касается отраслей, в данном законопроекте предусмотрен              
исчерпывающий перечень видов контроля, касающийся всех областей нашей жизни,    
но мы считаем, что он недостаточен, и предполагаем его расширить.               
                                                                                
Второе. Что касается бумаг, в данном законопроекте предусмотрены отдельные      
нормы, касающиеся системы проверки и мероприятий, которые позволят уйти от      
бумаготворчества, предполагаются даже формы без взаимодействия с теми, кого     
будут контролировать.                                                           
                                                                                
Что касается непосредственно палочной системы оценки, её в принципе не будет    
вообще, потому что таких критериев оценки не предполагается. Оценка будет       
только на основании конечного результата, вклада конкретной организации в       
минимизацию риска и ущерба - это принципиально новая система.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Волков Юрий Геннадьевич.                      
                                                                                
ВОЛКОВ Ю. Г. Савва Витальевич, два момента. Первый касается организации         
муниципального контроля: здесь мало принять закон - нужно ещё обеспечить        
муниципалитеты кадрами, создать финансовые условия для исполнения этого         
закона, потому что сегодня на уровне муниципальных образований нет              
возможности его реализации. Второй момент касается декларируемой смены          
приоритетов, ухода от палочной, как прозвучало, системы к профилактике. Если    
сейчас контролёры могут на ровном месте найти правонарушение, даже там, где     
его нет, то после того, как сменится критерий оценки их работы, не станут ли    
они замалчивать и укрывать реальные правонарушения? Как вы оцениваете данные    
риски?                                                                          
                                                                                
ШИПОВ С. В. Уважаемый Юрий Геннадьевич, я с вами согласен, на федеральном       
уровне легче реализовывать эти инициативы, на региональном и особенно           
муниципальном уровнях сложнее. Чтобы эта работа не была как ушат холодной       
воды для наших коллег в муниципалитетах, мы намерены провести целый ряд         
мероприятий. В настоящее время проходит конференция по региональному и          
муниципальному контролю и надзору, куда приехали представители 78 регионов,     
мы с ними проходим по этим новым положениям, объясняем, как их реализовывать,   
и будем продолжать эту работу дальше, выезжая во все федеральные округа: мы     
приняли решение в течение года в каждом федеральном округе провести             
разъяснительную работу.                                                         
                                                                                
Что касается сокрытия нарушений обязательных требований, понятно, что сейчас    
мотивации для сокрытия каких-то нарушений больше, потому что реальная           
ситуация зачастую выглядит так: находятся какие-то незначительные нарушения,    
которые лежат на поверхности и к которым легче придраться, а не те, по          
которым действительно есть риски ущерба и угрозы. Мы считаем, что, если мы      
переориентируем контролёров на поиск вот этих важных нарушений, влекущих за     
собой угрозы, тогда и результат будет именно тот, которого мы от них все        
вместе ждём.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Викторовна, добавить хотите?                        
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемые коллеги, помимо тех критериев, по которым будет    
оцениваться проводимая работа, есть ещё один очень важный критерий: если        
произойдёт какое-то негативное событие, то не будут спрашивать, ходил ты или    
не ходил, проверял ты или не проверял, а спросят, что ты сделал для того,       
чтобы этого события не произошло. Так что заинтересованность будет не только    
в качестве проводимых мероприятий, но и прежде всего в том, чтобы такие         
негативные последствия, как ущерб и вред, не наступали. Вот это                 
непосредственная задача контролирующих органов.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Викторовна.                                
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Есть желающие.                                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Торощин Игорь Андреевич.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, Игорь Владимирович Лебедев обращает внимание на то, что      
Авдеев Александр Александрович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", вновь записался        
последним. Подозревает уже не Исаева, а целую фракцию.                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Могу вам сказать: то, что они очень серьёзно занимаются   
цифровой экономикой, говорит о прогрессивности фракции. (Оживление в зале.)     
                                                                                
А вот Владимир Вольфович утром сказал, что продают в аптеках мельдоний, - не    
обнаружился мельдоний в Думе.                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет на вас МОК, а то дисквалифицировали бы. Жуков         
недосматривает. (Оживление в зале.)                                             
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Андреевич.                                                    
                                                                                
ТОРОЩИН И. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР    
с учётом внесения поправок ко второму чтению поддержит данный проект закона,    
однако хотелось бы сказать вот о чём. Одним из главных показателей развитости   
любого общества и любого государства является так называемое самочувствие,      
состояние бизнеса, и прежде всего малого и среднего бизнеса. На протяжении      
длительного времени, уже не один десяток лет, из года в год правительство       
безуспешно пытается решить задачу снятия избыточного государственного           
давления на бизнес, и в действиях государственных контрольно-надзорных          
органов по-прежнему преобладает репрессивный характер.                          
                                                                                
Теперь немного истории. Первым этапом реформы контрольно-надзорной              
деятельности в стране стало принятие в 2001 году федерального закона №          
134-ФЗ. За семь лет его действия было принято десять федеральных законов,       
изменявших его, но стало ясно, что устанавливаемые им гарантии прав             
предпринимателей не обеспечивают условий для экономического развития страны.    
Изменения, которые вносились в этот закон, лишь расширяли полномочия            
контрольно-надзорных органов, а права предпринимателей последовательно          
сокращались.                                                                    
                                                                                
Второй этап реформирования контрольно-надзорной деятельности связан с           
принятием в 2008 году, как сказал докладчик, 294-го федерального закона.        
Защищённость прав предпринимателей несколько усилилась, но многократно вырос    
и перечень видов контрольно-надзорной деятельности. За время своего действия,   
практически десятилетие, закон подвергался изменениям более 60 раз, что         
негативно сказалось на целостности, последовательности и логичности             
нормативно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности.           
                                                                                
И вот сегодня мы открываем третий этап реформы. Впервые представлен             
законопроект, который призван регламентировать исключительно                    
контрольно-надзорную деятельность в Российской Федерации. На мой взгляд,        
принятие закона в предлагаемой редакции повлечёт за собой существенное          
расширение системы нормативных правовых актов, регулирующих сферу               
государственного и муниципального контроля и надзора в целом, поскольку в нём   
содержится большое количество отсылочных норм, как уже сказала содокладчик,     
причём большинство отсылок предполагает разработку новых нормативных правовых   
актов. Это, на мой взгляд, значительно усложнит понимание закона и              
правоприменение.                                                                
                                                                                
Теперь о замечаниях по законопроекту. Из текста законопроекта невозможно        
определить, будут ли законными прокурорские проверки, так как они не входят     
ни в перечень исключений, ни в перечень обычных видов надзора.                  
                                                                                
Добавьте мне, пожалуйста, две минуты.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время - выступление от фракции.                  
                                                                                
ТОРОЩИН И. А. Рассматриваемый законопроект касается деятельности органов        
государственной власти и органов местного самоуправления, однако на данный      
момент конкретные положения, регулирующие такой контроль, в законопроекте       
практически отсутствуют.                                                        
                                                                                
В документе закреплено положение об открытом перечне оснований для проведения   
внеплановых проверок - это может привести к тому, что в любой момент появятся   
новые основания для внеплановых визитов проверяющих.                            
                                                                                
Сегодня в системе контрольно-надзорных органов России только на федеральном     
уровне работает более 200 тысяч человек, расходы на их деятельность             
составляют более 500 миллиардов рублей в год, а штраф для контролёров за        
безосновательную проверку бизнеса составляет всего около 3 тысяч рублей на      
фоне многотысячных, а то и миллионных штрафов для предпринимателей.             
                                                                                
Ну и в заключение хочу сказать: это, скорее всего, будет относиться к           
изменениям в КоАП, но нам необходимо установить дифференцированный размер       
штрафа за правонарушения, совершённые в области контроля и надзора. Просто      
нелепо сохранять одну и ту же сумму штрафа для разных категорий субъектов       
предпринимательской деятельности - для малого и среднего и для крупного         
бизнеса.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Синельщиков Юрий Петрович, фракция КПРФ.                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Я с места. С учётом того что бумаг очень много, не буду их тащить на трибуну.   
                                                                                
Уважаемые коллеги, конечно же, закон этот нужен, но он, как нам                 
представляется, не получился. Здесь очень мало норм - регуляторов конкретных    
отношений и очень много общих рассуждений, деклараций, излишне много так        
называемых норм-напоминаний, в которых изложены уже существующие законы и       
положения.                                                                      
                                                                                
Ну вот, к примеру, статья 15, в которой говорится о должностных лицах,          
уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора). Эти лица   
при проведении государственного контроля (надзора) обязаны: соблюдать           
законодательство Российской Федерации, проводить мероприятия и действия по      
государственному контролю и муниципальному контролю на законном основании,      
производить мероприятия и действия только во время исполнения служебных         
обязанностей, не допускать необоснованного ограничения прав и законных          
интересов граждан, соблюдать установленные законодательством сроки проведения   
мероприятий и так далее. Вот для чего всё это написано? Ну разве что бумагу     
потратить! Не написали только "не совершать убийств и не совершать краж".       
                                                                                
Следующая, 16-я статья, обратите внимание, называется "Оценка                   
результативности и эффективности государственного контроля (надзора) и          
муниципального контроля". "Оценка результативности и эффективности              
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля осуществляется    
на основе: 1) показателей результативности государственного контроля            
(надзора) и муниципального контроля; 2) показателей эффективности               
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; 3)               
внутриведомственных систем оценки результативности и эффективности              
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - да,            
эффективность и результативность государственного контроля определяются на      
основании эффективности и результативности. Для чего это написали? Для чего     
написали и для чего это сюда принесли, вообще непонятно. Вот такие нормы не     
представляют никакой ценности, а их немало. Для чего это написано, я,           
повторяю, не понимаю.                                                           
                                                                                
Законопроект в таком виде, и об этом уже было сказано, аморфный, неуклюжий,     
неконкретный, служит только одному - раздуванию штатов работников контрольных   
служб. Из 238 страниц - 238 страниц в законопроекте! - можно с большим          
успехом сделать 20-30, и это нужно сделать. В первом чтении мы, к сожалению,    
не сможем проголосовать за этот законопроект.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Емельянов Михаил Васильевич.                                                    
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция             
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" традиционно уделяет большое внимание совершенствованию    
рыночных институтов, естественно, в том числе в разрезе контрольной             
деятельности. С этой точки зрения мы положительно оцениваем данный              
законопроект: он обозначает движение в правильном направлении, прежде всего в   
плане уменьшения давления на бизнес. Когда бизнес, предпринимательские круги    
жалуются на административное давление, в первую очередь речь идёт об            
избыточных проверках, и с помощью законопроекта делается серьёзный шаг по       
упорядочению и уменьшению такого рода проверок.                                 
                                                                                
В связи с этим надо прежде всего упомянуть введение понятия оценки рисков.      
Естественно, введение рисковой оценки при проведении плановых проверок          
значительно уменьшит их количество в отношении добросовестных                   
предпринимателей и в тех областях, где такие плановые проверки, по сути, не     
нужны. Мы приветствуем это важное новшество - это одно из главных достоинств    
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Среди достоинств проекта закона надо также упомянуть ограничение времени        
проверок 20 сутками - тоже очень важная для предпринимателей мера, поскольку    
не секрет, что проверки длятся чуть ли не месяцами. В некоторых                 
бизнес-структурах есть целые подразделения, которые только и занимаются тем,    
что отбиваются от проверяющих: на смену одним приходят другие, бывает, что и    
несколько проверяющих сидят на одном и том же предприятии и не дают людям       
работать. Ограничение 20 сутками тоже важная мера.                              
                                                                                
Мы приветствуем то, что в законопроекте есть нормы, которые обеспечивают        
гласность процесса проверок и их результатов. То, что результаты проверок       
будут появляться в Интернете и последующие поправки в них не нужны, тоже        
чрезвычайно важно, поскольку опять же не секрет, что иногда не то что           
общественность не знает о результатах проверок, но даже сами проверяемые не     
могут добиться ответа на вопрос, на каком основании их наказывают, подвергают   
штрафам и другим мерам ответственности.                                         
                                                                                
И наконец, о роли прокуратуры. То, что прокуратура будет вести единый реестр    
проверок, тоже чрезвычайно важно и с точки зрения их упорядочения, и с точки    
зрения гласности.                                                               
                                                                                
По поводу недостатков законопроекта. В качестве недостатка приводили то, что    
законопроект носит очень общий характер. Но он другим и не может быть,          
поскольку устанавливает общие рамки контрольной деятельности, надзорной         
деятельности. Так что вряд ли его общий характер может быть признан таким уж    
серьёзным недостатком.                                                          
                                                                                
Если говорить о позиции "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", мы хотели бы обратить внимание   
на необходимость сохранения самостоятельного вида контроля именно в жилищной    
сфере, поскольку права граждан нарушаются в жилищной сфере очень часто, их      
много, и наличие специального органа контроля в этой сфере мы считаем           
необходимым, с такими поправками мы выступим ко второму чтению. Все             
остальные, более частные замечания мы опять же отразим в своих поправках ко     
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Фракция будет голосовать за данный законопроект.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Авдеев Александр Александрович.                                                 
                                                                                
АВДЕЕВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Савва Витальевич сказал, что        
законопроект разрабатывался три года, но истории реформирования                 
контрольно-надзорной деятельности, как сказал мой коллега из ЛДПР, уже 18       
лет, и началась она со слов президента Владимира Путина, сказанных во время     
первого послания Федеральному Собранию в 2000 году. Он сказал, что необходимо   
освободить "предпринимателей от административного гнёта". Цитирую:              
"Государство должно последовательно уходить от практики избыточного             
вмешательства в бизнес. Возможности чиновников действовать по своему            
усмотрению, произвольно толковать нормы законодательства и в центре, и на       
местах угнетают предпринимателей и создают питательную среду для коррупции".    
                                                                                
И действительно, первый закон о защите предпринимателей при проверках был       
принят 16 лет назад, в 2001 году: 134-й федеральный закон стал новаторским и    
создал правовую основу для защиты прав предпринимателей. Но за семь лет был     
накоплен как позитивный, так и негативный опыт в его реализации, и этот опыт    
показал, что рост как плановых, так и внеплановых проверок ведёт к ухудшению    
предпринимательской среды в нашей стране. И вот уже в 2008 году на совещании    
по вопросам развития малого и среднего бизнеса в городе Гагарине Смоленской     
области Дмитрий Анатольевич Медведев, тогда президент страны, произнёс          
известные слова: "Хватит кошмарить бизнес!" Сказано это было в контексте        
того, что правоохранительные и надзорные органы частыми проверками мешают       
развитию предпринимательства. И в декабре того же, 2008 года Государственная    
Дума приняла 294-й федеральный закон.                                           
                                                                                
За эти годы действительно накоплена большая практика правоприменения, и я       
лишь вкратце расскажу о тех недостатках, которые были выявлены при применении   
294-го федерального закона. По сути, действуют только общие нормы и правила в   
отношении тех, кто проверяет, и тех, кого проверяют, но основную силу до сих    
пор имеют ведомственные и отраслевые законы и нормы. 23 вида государственного   
контроля полностью выведено из-под действия 294-го федерального закона, закон   
не распространяется на виды контроля за гражданами, не ведущими                 
предпринимательскую деятельность. По сути дела, прописана только одна форма     
контроля - проверка и одна форма реагирования - штраф...                        
                                                                                
Я от фракции.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время - выступление от фракции.                  
                                                                                
АВДЕЕВ А. А. В новом законе, как мы видим, перечень видов контроля будет        
расширен, штраф будет скорее нежелательным последствием итогов проверки,        
более важными видятся результаты в виде мониторинга, профилактики и             
предупреждения.                                                                 
                                                                                
Во изменение 294-го закона в 2015 году был принят 246-й закон, которым были     
отменены плановые проверки малых предприятий на три календарных года и          
впервые было введено понятие "риск-ориентированный подход". Уже сейчас можно    
говорить о том, что благодаря улучшениям примерно 60-70 процентов субъектов     
предпринимательства были отнесены к субъектам, скажем так, малого риска и       
проверки в отношении их проводиться не будут. Ежегодно количество проверок      
снижается приблизительно на 10 процентов, всего 3-7 процентов субъектов         
попало в зону высокого риска. Количество плановых проверок бизнеса за           
последние годы сократилось почти в 2,5 раза, наибольшее снижение проверок       
зафиксировано в торговле, в финансовой и страховой деятельности, в сфере        
услуг. Тем не менее половина проверок до сих пор приходится на                  
Роспотребнадзор и МЧС в лице госпожнадзора.                                     
                                                                                
Я остановлюсь подробнее на этом вопросе, потому что это один из ключевых        
моментов для нашей дальнейшей работы. Необходимо в ближайшее время внести       
изменения в отраслевое законодательство, в противном случае закон, который мы   
сейчас обсуждаем, не будет работать. Из-за действия моратория на проведение     
плановых проверок растёт количество внеплановых проверок, фактически            
произошло замещение, и сейчас - вдумайтесь! - на 100 плановых проверок          
приходится 200 внеплановых. Президент России Владимир Путин в ходе совещания    
по инвестиционным проектам на Дальнем Востоке 3 августа 2017 года сказал, что   
количество внеплановых проверок должно быть сокращено до 30 процентов           
количества плановых проверок, а также что срок проведения инспекций надо        
ограничить десятью сутками.                                                     
                                                                                
В законопроекте мы видим изменения, которые должны позитивно повлиять на        
взаимодействие органов власти с бизнесом, с гражданским сообществом, с          
организациями и учреждениями. Мы должны по-другому оценивать результаты         
деятельности проверяющих органов, не измерять количество проверок и штрафов,    
а управлять рисками, оценивать ущерб, минимизировать потери и страховать        
риски. Большое внимание будет уделено профилактике, контрольные органы          
получат право давать разъяснения, на которые те, кого проверяют, смогут         
опираться в возможных спорах, расширяется действующая уже форма                 
предупреждения.                                                                 
                                                                                
Вместе с тем хотелось бы обратить внимание ещё на одну проблему - это           
проверки государственных и муниципальных учреждений. Не секрет, что огромное    
количество проверок проводится именно в отношении их, эти взаимоотношения       
очень плохо отрегулированы, зачастую публичные организации находятся в более    
невыгодном положении по сравнению с субъектами предпринимательства.             
                                                                                
В перспективе с ростом культуры ведения бизнеса и совершенствованием норм и     
правил деятельность станет прозрачнее - это должно привести к безусловному      
снижению уровня рисков и, как следствие, к снижению и количества проверок, и    
количества проверяющих, что позволит сэкономить бюджетные средства и            
направить высвобождаемые средства на повышение невысокой (вы знаете) зарплаты   
в контрольно-надзорных органах, особенно федеральных.                           
                                                                                
Поступило много отзывов на законопроект, более 140, что свидетельствует о его   
востребованности и высокой ожидаемости со стороны и бизнеса, и граждан, и       
органов власти. Законопроект действительно разрабатывался три года, но мы       
видим, какой долгий путь на самом деле пройден и какой опыт обобщён перед его   
принятием.                                                                      
                                                                                
Мы должны быть последовательны при улучшении бизнес-климата в России,           
необходимо опираться на лучшие мировые практики, учитывать собственные ошибки   
и особенности, использовать современные подходы и технологии - только так мы    
сможем двигаться вперёд и повышать конкурентоспособность нашей экономики,       
нашей страны.                                                                   
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект.                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочный представитель президента? Нет. Официальный представитель            
правительства?                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, заключительное слово.                                               
                                                                                
ШИПОВ С. В. Уважаемые депутаты, я хочу поблагодарить за такую глубокую          
проработку, за профессиональное отношение к этому законопроекту, он             
действительно очень важен.                                                      
                                                                                
Со своей стороны хочу сказать, что ряд предложений, которые отражены в          
законопроекте, уже сейчас в пилотном режиме проходит апробацию в рамках         
реализации приоритетного проекта по реформе контрольно-надзорной                
деятельности, так что мы с удовольствием поделимся в том числе этими            
практическими наработками, можно их посмотреть и спроецировать при              
рассмотрении поправок на этапе подготовки законопроекта ко второму чтению.      
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ольга Викторовна Савастьянова.                                                  
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я также хотела   
бы поблагодарить всех за состоявшуюся дискуссию и за предложения, которые       
были внесены в наш комитет на этапе подготовки данного законопроекта к          
первому чтению. Хотела бы отметить, что проблемы, которые обозначены и в        
заключениях комитетов-соисполнителей, Счётной палаты, и в отзывах субъектов     
Российской Федерации, мы отразили в нашем достаточно объёмном проекте           
постановления, с тем чтобы это проработать ко второму чтению. И при этом        
хотела бы отметить, что данным законопроектом предусмотрены очень важные и      
ценностные для организаций, которые подвергаются проверкам, нормы.              
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О государственном    
контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              366 чел.81,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    366 чел.                                          
Не голосовало                  84 чел.18,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.