Заседание № 33

09.06.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 332028-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О лекарственных средствах" (о введении механизма ограничения роста цен на лекарственные средства; внесен депутатом Государственной Думы С. И. Колесниковым и депутатом Государственной Думы третьего созыва Е. П. Ищенко).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6121 по 6404 из 6551
Пункт 30, о проекте федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный    
закон "О лекарственных средствах". Доклад депутата Государственной Думы         
Сергея Ивановича Колесникова. Пожалуйста.                                       
                                                                                
КОЛЕСНИКОВ С. И., фракция "Единая Россия".                                      
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Как видите, я оделся           
приличествуя случаю, готовясь к похоронам представляемого вам законопроекта.    
Но, как врач, я привык бороться за здоровье пациента, за его жизнь до конца,    
и поэтому представляю этого пациента вам и расскажу об основных особенностях    
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Прежде всего внесение этого законопроекта - это еще одна попытка обратить       
внимание правительства на необходимость регулирования цен на лекарственные      
препараты как на сферу жизненно важную, которая затрагивает интересы            
миллионов наших граждан. Депутаты третьего созыва помнят, что я инициировал в   
свое время запрос в правительство с просьбой рассказать, как же все-таки оно    
осуществляет эту свою задачу, которая определена законом "О лекарственных       
средствах", на что мне, вернее, Думе был дан ответ, что такой необходимости     
нет, что рынок сам всё отрегулирует.                                            
                                                                                
В результате в стране сегодня практически отсутствует государственное           
регулирование рынка оптовой и розничной торговли лекарственными средствами. В   
отличие от стран Западной Европы, в которых на оптовом рынке работают всего     
несколько десятков крупных, давно зарекомендовавших себя фирм, в отношении      
которых осуществляется жесткий государственный контроль и регулирование, в      
Российской Федерации оптовой торговлей лекарствами, как вы прекрасно знаете,    
занимаются сотни и тысячи посредников. В результате по пути от производителя    
до потребителя цена лекарственного средства многократно увеличивается и         
становится недоступной для большей части населения.                             
                                                                                
Негативную роль в росте цен на лекарства сыграло и введение НДС на              
лекарственные средства, и снятие льгот с отечественных товаропроизводителей     
на прибыль, о чем я докладывал пару месяцев назад. Удорожание лекарств,         
естественно, приводит к тому, что многие миллионы граждан не могут себе         
позволить покупать необходимые препараты, это отражается на бюджетах наших      
лечебных учреждений и, соответственно, влияет на здоровье населения, это один   
из компонентов ухудшения здоровья населения, о чем говорил в своем последнем    
Послании Президент России.                                                      
                                                                                
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О лекарственных средствах"     
одним из методов государственного регулирования является государственное        
регулирование именно цен. Однако указанный федеральный закон не дает никаких    
механизмов реализации данного положения, и соответствующие нормативные акты     
правительства также не содержат реальных механизмов, которые могли бы           
обеспечить регулирование цен на лекарства. Вот на основе практики стран         
Западной Европы и рекомендаций наших ведущих специалистов в области обращения   
лекарственных средств законопроект предлагает использовать ряд конкретных       
способов государственного регулирования цен на лекарства.                       
                                                                                
Прежде всего это регистрация цен на лекарственные препараты, которая должна     
формировать так называемую цену отсечения: если отечественный препарат стоит,   
допустим, 10 рублей за упаковку и закрывает 50 процентов рынка, он              
регистрируется, затем регистрируется следующий по стоимости зарубежный          
препарат, который должен покрывать следующий сегмент рынка, и после этого       
регистрируется препарат более дорогостоящий, который закрывает весь остальной   
рынок. Таким образом доступ дорогостоящих лекарственных препаратов, особенно    
неотечественного производства, на наш рынок будет приостановлен.                
                                                                                
Необходимо также включить в закон очень важные положения о размерах             
предельных оптовых и розничных надбавок: эти надбавки тем меньше, чем выше      
стоимость препарата, чем выше стоимость препарата, тем меньше оптовая или       
розничная надбавка. Это снизит стимул аптечных учреждений к закупке только      
дорогостоящих препаратов, которые имеют большую норму прибыли, естественно.     
Во-вторых, такие правовые нормы закрепляют экономический стимул организаций     
оптовой торговли приобретать лекарственные средства у производителя, который    
отпускает их по более низким ценам, то есть фактически у отечественного         
товаропроизводителя. Непринятие комплекса мер, о которых я раньше докладывал    
и сейчас вам докладываю, приводит к тому, что мы теряем отечественного          
производителя и рынок замещается дорогостоящими импортными лекарствами. Я       
могу сказать, что только за 2002 и 2003 годы мы снизили долю отечественных      
лекарств на нашем рынке на 15-17 процентов, за прошлый год прирост импорта      
зарубежных препаратов составил 36 процентов, а наши производители подняли       
производство только на 17 процентов.                                            
                                                                                
Возражения правительства против данных предложений сводятся к тому, что это     
не будет стимулировать фармацевтический рынок. Ну давайте посмотрим, мы         
недавно приняли закон о НДПИ, налоге на добычу полезных ископаемых, и там       
точно такой же принцип. Почему же в такой жизненно важной сфере, какой          
является лекарственное обращение, мы не можем ввести точно такой же принцип:    
чем выше стоимость, тем выше налогообложение? Тут предлагается это сделать с    
надбавками. Вот такой принцип, который я предлагаю в законопроекте, позволил    
в ряде территорий, в частности в моей Иркутской области, не допустить           
сильного роста стоимости лекарств, когда по всей стране галопировал рост их     
стоимости.                                                                      
                                                                                
Раздел о возмещении льготных рецептов можно спокойно из этого законопроекта     
изъять, если будет принят закон о замене натуральных льгот денежными            
компенсациями.                                                                  
                                                                                
Вот такие предложения, по нашему мнению, могут стабилизировать цены на          
лекарственные препараты, а в ближайшем будущем даже и несколько снизить их за   
счет замещения импортных препаратов отечественными, и в то же время             
предлагаемые меры отнюдь не противоречат принципам рыночной экономики и         
нормам гражданского законодательства. В отрицательных отзывах правительства и   
профильного комитета нынешнего состава - прошлый комитет дал положительный,     
кстати, отзыв на этот законопроект - указывается, что наш законопроект          
повторяет постановления правительства 1999 и 2001 годов. Но, на мой взгляд,     
это же ведь не недостаток, это достоинство, когда исполнительные нормы          
вводятся в закон, тем самым делают его обязательным к исполнению, делают        
законом прямого действия, о чем неоднократно говорил президент в своих          
посланиях - что законы наши должны исключать получение чиновничьей ренты, в     
законе должны быть записаны определенные нормы.                                 
                                                                                
Также в отрицательном отзыве указывается, что можно всё это регулировать        
подзаконными актами. Тогда давайте эти подзаконные акты! Подзаконных актов      
нет. Поэтому я считаю, что этот законопроект еще может иметь и своеобразную     
побудительную силу для нашей исполнительной власти, для тех ответственных       
людей, которые занимаются лекарственным оборотом. Поэтому я прошу вас,          
коллеги, поддержать законопроект. А те недостатки, которые существуют, - они    
всегда существуют в проектах законов - можно устранить в период подготовки      
законопроекта ко второму чтению.                                                
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович, присаживайтесь.                 
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется заместителю председателя Комитета по        
охране здоровья Александру Михайловичу Афанасьеву. Пожалуйста.                  
                                                                                
АФАНАСЬЕВ А. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Уважаемые коллеги, статьей 5 Федерального закона "О лекарственных средствах"    
уже предусмотрено госрегулирование цен на лекарственные средства. Это           
положение уже сегодня реализуется в постановлении правительства. Так, в         
действующем постановлении правительства "О государственном регулировании цен    
на лекарственные средства" предусматривается госрегистрация предельных          
отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важные лекарственные     
средства и установление органами исполнительной власти субъектов Российской     
Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на         
лекарственные средства. Если процесс регистрации цен перенести на всю           
номенклатуру лекарственных средств, которая сегодня составляет более            
семнадцати тысяч наименований, то расходы на проведение данной процедуры        
будут кратно увеличиваться. Конечно, сегодня порядок регистрации цен нельзя     
назвать полностью объективным. Так, сегодня производители при формировании      
заявки на регистрацию предельных цен ориентируются исходя из рыночной           
конъюнктуры, закладывая в цены риски ее изменения. Однако практика              
регистрации цен показала, что в основном цены регистрации оказались гораздо     
выше, чем оптовые и даже розничные цены. Таким образом, отказ производителю в   
регистрации лекарств по ценовому фактору ограничит конкуренцию на фармрынке и   
никак не будет способствовать понижению цен.                                    
                                                                                
В чем, на наш взгляд, проблема сегодня? Сегодня в стране фармпроизводство       
нацелено на дженерики - это лекарства, которые уже устарели, лекарства          
десяти-, двадцатилетней давности, срок патентной защиты которых истек. Они,     
конечно, более дешевые, чем оригинальные. В связи с этим большинство наших      
производств строит ассортиментную политику, выпуская одинаковые лекарственные   
препараты, - это путь в никуда. Таким образом, выпуская одинаковые препараты,   
компании практически конкурируют друг с другом. Более того, сегодня с отменой   
льгот наша промышленность потеряла инвестиционную привлекательность, у нее      
нет средств на выпуск и разработку оригинальных препаратов. Отечественные       
производители в своем большинстве уже сегодня не могут конкурировать с          
западными компаниями, имеющими средства на исследования, разработку             
оригинальных препаратов, выпускающими лекарства, которые вне конкуренции.       
Путь регистрации лекарств в порядке убывания цены будет вынуждать наши          
предприятия на выпуск дешевых и гораздо менее качественных препаратов. В        
борьбе за дешевые дженерики мы можем остаться вообще без промышленности, а      
оригинальные высокоэффективные лекарства будем закупать за рубежом, но по       
гораздо более высоким ценам. Поэтому сегодня важно сохранить и развить нашу     
фармпромышленность, и эту проблему нужно сегодня решать.                        
                                                                                
Далее. Как я уже говорил, вопрос установления предельных оптовых и розничных    
надбавок сегодня уже находится в компетенции органов исполнительной власти      
субъектов Российской Федерации, в том числе при отпуске лекарственных средств   
льготникам. Более того, уже сегодня в субъектах Российской Федерации            
используются различные схемы и модели установления торговых надбавок. При       
этом они могут учитывать именно местные условия, местные особенности и          
возможности.                                                                    
                                                                                
Следующее, что хотелось бы подчеркнуть. Постановление правительства № 347 от    
29 марта 1999 года "О мерах государственного контроля за ценами на              
лекарственные средства" уже предусматривало установление дифференцированных     
надбавок в зависимости от уровня зарегистрированных цен. Однако при жестком     
регулировании в части регионов были полностью "вымыты" именно дешевые           
лекарства, их было невыгодно продавать, и их не стало на прилавках. Сегодня     
рынок сам способен регулировать ценообразование. На дорогостоящие препараты     
аптеки не делают наценку более двух-трех процентов, иначе их просто не          
продать, а для госзакупок есть механизмы конкурсов. Конечно, необходимо         
думать о совершенствовании регулирования ценообразования в стране.              
Сегодняшняя налоговая и законодательная базы достаточные, проблема - в          
исполнении: нет эффективного механизма привлечения к ответственности лиц,       
которые нарушают требования действующего законодательства. Устанавливать        
порядок ценообразования на лекарственные средства вполне может Правительство    
Российской Федерации подзаконными актами, при этом, нам кажется, более          
оперативно и более эффективно, нежели через федеральные законы.                 
                                                                                
В связи с вышеизложенным Комитет по охране здоровья предлагает отклонить        
данный законопроект в первом чтении.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Какие будут у депутатов вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов?      
Есть. Кравец Александр Алексеевич, пожалуйста.                                  
                                                                                
КРАВЕЦ А. А. Александр Михайлович, вот в случае реализации планов по, так       
сказать, совершенствованию социальной политики, связанных с тем, что вместо     
льготных лекарств люди будут получать денежные компенсации, по вашему мнению,   
это неизбежно приведет к росту цен на лекарства, к инфляции, естественно? Как   
в этом случае защитить больных, убогих и так далее?                             
                                                                                
АФАНАСЬЕВ А. М. Я думаю, что не будет роста цен. Это вещи не взаимосвязанные.   
Более того, на наш взгляд, сегодня у нас очень маленький рынок лекарств,        
поэтому наши фармпредприятия ограничены, они вынуждены выпускать, как           
говорится, дженерики, то есть они конкурируют между собой, рентабельность у     
них очень маленькая, буквально несколько процентов, в то время как западные     
компании имеют возможность, продавая оригинальные препараты, делать гораздо     
большую наценку.                                                                
                                                                                
В чем проблема сегодня? В том, что наше производство обязано выпускать более    
новые препараты. Если у них будут деньги на научные исследования, на            
разработку препаратов, их внедрение, у нас будет другой рынок, будут            
нормальные предприятия, более богатая промышленность, и тогда у нас будет       
возможность продавать и более дешевые препараты.                                
                                                                                
Ваш вопрос о том, будут ли изменения цены в случае, если будет денежная         
компенсация... Я не вижу здесь взаимосвязи.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Кузнецов Виктор Егорович,            
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Александр Михайлович, вот до вас докладчик совершенно четко      
сказал, что если мы регистрируем один, нижний, уровень, второй уровень,         
третий уровень цены, то мы ограничиваем доступ сюда дорогостоящих препаратов,   
тем самым открываем рынок лекарств для препаратов, которые выпускаются в        
России. Вы сейчас ставите всё наоборот: нет, этого не будет, а что-то будет     
там вот из-за границы, весь рынок захватят...                                   
                                                                                
АФАНАСЬЕВ А. М. Вы немножко не поняли, здесь другая ситуация. Есть              
оригинальный препарат, то есть это лекарство, которое выпущено                  
фирмой-производителем, которая его запатентовала и имеет право выпускать в      
течение какого-то времени, например десяти - двадцати лет. Когда срок           
заканчивается, любое предприятие имеет право выпускать тот же препарат, но      
под другим названием. Что происходит сегодня? Есть стоимость препарата,         
лекарства, как стоимость любого вида продукции. За счет чего можно снизить      
стоимость? За счет качества. Можно покупать более дешевую субстанцию, можно     
покупать хорошую германскую субстанцию, можно - из Китая, из Индии. К чему      
приведет такой подход по отсеканию более высокой цены, о котором вы говорите?   
Только к тому, что... Стоимость производства одинаковая, электричества          
одинаковая, воды одинаковая, коммуналки одинаковая, можно экономить на сырье.   
Тем самым мы провоцируем наше производство выпускать менее качественные         
препараты. На наш взгляд, это путь в никуда, потому что, выпуская препараты,    
можно дойти до того, что там вообще не будет действующего вещества.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть еще вопросы? Нет вопросов.                                                 
                                                                                
Александр Михайлович, присаживайтесь.                                           
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.             
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Один из основных вопросов во время встреч с избирателями, во время приемов -    
это лекарства. Не секрет - я думаю, особенно одномандатники, те, кто плотно     
работает в округах, подтвердят эту ситуацию, - что больше всего приходит        
пожилых людей с этой проблемой: стоимость, доступность лекарств. Мы так много   
здесь говорим о 60-летии Победы, о наших стариках, о том, что они заслуживают   
уважения, а этот вопрос, который касается их в первую очередь, мы берем и его   
"пробрасываем". Я понимаю, что этот законопроект сегодня не вписывается в ту    
концепцию, которую предлагается взять, тот курс, который взят правительством    
на ликвидацию льгот и ввод денежной компенсации. Но я хочу сказать, что наша    
фракция будет голосовать за этот законопроект, и призываю других депутатов к    
нам присоединиться и голосовать за. Спасибо.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все желающие выступили. Нам необходимо определиться       
голосованием по данному законопроекту. Ставится на голосование проект           
федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О               
лекарственных средствах".                                                       
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 06 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за               87 чел.19,3%                                     
Проголосовало против           24 чел.5,3%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    113 чел.                                          
Не голосовало                 337 чел.74,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.