Заседание № 223

13.04.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 331997-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" (по вопросу о временном применении международных договоров Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4878 по 5157 из 5757
Последний пункт нашего порядка работы - 20-й. Проект федерального закона "О     
внесении изменений в Федеральный закон "О международных договорах Российской    
Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Алексея Валентиновича          
Митрофанова. Я не вижу его в зале. Поскольку мы уже однажды откладывали         
рассмотрение данного вопроса в связи с отсутствием автора, я объявляю           
обсуждение данного вопроса, и мы его рассматриваем без участия депутата         
Митрофанова.                                                                    
                                                                                
Содоклад первого заместителя председателя Комитета по международным делам       
Юлия Александровича Квицинского.                                                
                                                                                
КВИЦИНСКИЙ Ю. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемые коллеги, этот вопрос неоднократно уже ставился депутатом              
Митрофановым, в том числе в 2001 году, тогда эти предложения были отклонены.    
Сейчас предлагаются два изменения в Федеральный закон "О международных          
договорах Российской Федерации". Во-первых, предлагается дополнить подпункт     
"в" пункта 1 статьи 15 словами "деятельности во внутренних морских водах и      
территориальном море Российской Федерации". Второе предложение состоит в том,   
чтобы пункт 2 статьи 23 закона после слов "статьёй 11 настоящего федерального   
закона" дополнить словами "при этом временное применение международного         
договора или его части не может превышать установленного срока продления".      
                                                                                
По обоим этим предложениям Комитет по международным делам занимает              
отрицательную позицию. Мы не видим необходимости во внесении предлагаемого      
дополнения в подпункт "в" пункта 1 статьи 15 федерального закона, поскольку     
вопрос об обязательной ратификации международных договоров о деятельности во    
внутренних водах и территориальном море Российской Федерации уже решён и        
федеральным законом о международных договорах, и отраслевым законом "О          
внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской     
Федерации".                                                                     
                                                                                
Что касается второго предложения разработчиков законопроекта - депутатов        
Митрофанова, Залепухина и Когана установить определённый срок продления         
временного применения международного договора или его части, то по этому        
поводу надо сказать следующее. Пункт 2 статьи 23 Федерального закона "О         
международных договорах Российской Федерации" предусматривает обязательное      
представление в Государственную Думу временно применяемого международного       
договора, решение о согласии на обязательность которого для Российской          
Федерации подлежит принятию в форме федерального закона, в срок не более        
шести месяцев с даты начала его временного применения. При этом по решению,     
принятому в форме федерального закона, срок временного применения такого        
договора может быть продлён.                                                    
                                                                                
Законопроектом господина Митрофанова предлагается дополнить абзац первый        
пункта 2 указанной статьи положением о том, что временное применение            
международного договора или его части не может превышать установленного срока   
продления.                                                                      
                                                                                
Как следует из статьи 25 Венской конвенции о праве международных договоров      
1969 года, решение о временном применении международного договора до его        
вступления в силу, равно как и прекращение такого применения, основано на       
принципе соглашения договаривающихся сторон. То есть это должно быть            
согласованной, а не добровольно-односторонней процедурой. Это, кстати,          
записано и в статье 23 нашего федерального закона о международных договорах.    
То, что предлагается законопроектом, который мы сегодня рассматриваем, то       
есть автоматическое прекращение Российской Федерацией временного применения     
международного договора после истечения установленного федеральным законом      
срока продления такого применения, означало бы односторонние действия,          
которые вступают в противоречие с указанным принципом, и поэтому не может       
быть принято. Комитет не считает целесообразным вносить это изменение в абзац   
первый пункта 2 статьи 23.                                                      
                                                                                
Поэтому предлагаю нашим коллегам отклонить предложенный депутатами              
Митрофановым, Залепухиным и Коганом законопроект.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юлий Александрович, за содоклад.                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Депутат Иванов. Других рук я не вижу.      
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Владимирович.                                                
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо. Жаль, конечно, что нет Алексея Валентиновича.             
                                                                                
Уважаемый Юлий Александрович, скажите, пожалуйста, как вы считаете, с каким     
внешнеполитическим событием или с какими событиями связано внесение вот этих    
законопроектов?                                                                 
                                                                                
КВИЦИНСКИЙ Ю. А. Думаю, что в части работы в территориальном море, насколько    
я мог судить, это относится к нашему договору с Японией относительно рыбного    
промысла в районе южных Курильских островов. Но даже если бы был принят         
закон, предлагаемый коллегой Митрофановым, то надо учитывать, что наше          
соглашение с Японией было заключено ещё до принятия соответствующих законов,    
в том числе закона "О международных договорах Российской Федерации". Поэтому,   
если есть желание поменять этот договор, тогда надо ставить вопрос о            
повторных переговорах или об одностороннем аннулировании этого договора. То,    
что предлагает Митрофанов, этот вопрос не решает применительно к тому           
советско-японскому договору.                                                    
                                                                                
А что касается временного применения, тут, видимо, имеется в виду прежде        
всего соглашение 90-го года относительно раздела акватории в Беринговом море.   
Ну так, во-первых, ежели бы мы имели возможность это соглашение отменить - а    
это вопрос о соотношении сил, - то мы давно его уже отменили бы, однако мы      
этого не делаем, не рискуя идти на конфликт с Соединёнными Штатами Америки, -   
обстановка этого не позволяет.                                                  
                                                                                
Но я ещё хочу к этому добавить, что, между прочим, у нас имеется, наверное,     
целый портфель международных договоров, действующих на временной основе,        
которые в соответствии с нашим законом должны были бы быть рассмотрены в Думе   
в шестимесячный срок, для того чтобы решить вопрос о том, применяются они       
дальше или не применяются. Это, скажем, и соглашение о международном            
научно-техническом центре, это и протокол с Соединёнными Штатами Америки по     
радиоактивным отходам, и много-много других. Однако все эти договоры            
продолжают висеть, Госдума не рассматривает их, потому что они не вносятся      
правительством. И в этом я усматриваю некоторую ущербность существующего у      
нас законодательства, потому что вопрос о временном применении и последующей    
ратификации или нератификации всегда является важным рычагом в деле, так        
сказать, проведения внешней политики в отношении соответствующего государства   
или группы государств.                                                          
                                                                                
Поэтому поставить вопрос о том, что автоматически через какой-то период         
соглашение прекращает действие, - это значит лишить себя этого рычага. Не       
действует оговорка насчёт шести месяцев, но она не будет действовать, даже      
если и был бы принят закон, предлагаемый уважаемым коллегой Митрофановым...     
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юлий Александрович, истекло время, которое даётся для     
ответа. Сколько нужно вам, для завершения - секунд тридцать?                    
                                                                                
Добавьте, пожалуйста, тридцать секунд.                                          
                                                                                
КВИЦИНСКИЙ Ю. А. На практике в каждом отдельном случае ведь необходимы          
тщательная предварительная проработка вопроса о рамках временного применения    
договора и всесторонний учёт последствий, которые повлекло бы за собой          
прекращение или продление срока временного применения договора. И я думаю,      
что вопрос сводится не только к заботе о чистоте юридических принципов, а       
предполагает более широкий подход.                                              
                                                                                
Если же кто-то мне будет говорить, что это нарушение международного права или   
нашего российского права, то я с этим не соглашусь, потому что по статье 15     
Конституции России положения Венской конвенции о праве международных            
договоров 1969 года, где говорится о временном применении договора, имеют для   
России силу закона... (Микрофон отключён.)                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юлий Александрович, закончилось время.                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Иванов, депутат   
Жириновский. Всё, больше нет желающих.                                          
                                                                                
Пожалуйста, депутат Иванов.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Ладно, ладно, потом от фракций, время-то есть,                     
коллеги-коммунисты.                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот не так давно, ну, не знаю, может быть, час назад, мы с   
вами обсуждали заявление по Соединённым Штатам и выступал здесь уважаемый       
нами председатель комитета. Прямо приятно было слушать его слова, когда он      
говорил, что мы обсуждаем не нарушения прав человека в России, а речь идёт о    
том, что какой-то там госдеп в каких-то там США вдруг взял и посмел сунуть      
нос в наши внутренние дела, а мы великая страна, да, и далее по тексту. Вот     
почему-то сейчас как раз этих слов никто не смог произнести. Я ещё раз          
говорю, жалко, конечно, что здесь нет Алексея Валентиновича, я знаю, что он     
МГИМО оканчивал и не зря он вносил подобные вещи.                               
                                                                                
Ну что, Юлий Александрович... Да, сейчас, конечно, США - очень сильная          
мировая держава. А если мы примем эти законы, что, они нам войну объявят, что   
ли? Ведь речь-то как раз идёт об этом шельфе, который Шеварднадзе взял и        
отдал, речь идёт как раз о договоре с Японией, речь может пойти о договоре с    
Украиной по Керченскому проливу, да мало ли чего можно здесь вспомнить! И       
поэтому, уважаемые коллеги, давайте тогда уж не говорить, что мы великая        
страна, будем говорить, что мы просто пока большая страна, а то чем больше мы   
о величии кричим, тем чаще нас в грязь пихают носом.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский.                                      
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Очередной раз мы сталкиваемся со слабостью наших юристов,     
то есть никак не можем понять, где границы наши, где континентальный шельф,     
какое правовое регулирование, международное морское право. А всё связано с      
тем, что после принятия программы построения коммунизма вообще отрицали         
юридическую науку. К нам в школу приходили специалисты по профориентации и      
говорили: вообще эту юридическую науку забудьте, у нас будет коммунизм,         
общественное самоуправление, и юристы не нужны. Как раз они нужны, они везде    
нужны! И самые большие богатства будущего как раз заложены в континентальном    
шельфе, там огромные запасы и газа, и нефти, там и морские коммуникации.        
                                                                                
Вот сейчас Эстония увеличит свою экономическую зону, и мы не сможем             
прокладывать трубопровод и газопровод по дну Балтийского моря. То же самое      
может случиться и с нашим "Голубым потоком" в Турцию. Это вот всё вопросы,      
связанные с революциями, - ломаем страну, ломаем законодательство, ведь уже     
третье законодательство! Где законодательство царской России? Нету. Где Свод    
законов СССР? Нету. И сейчас в новой России, даже если пятнадцать лет нашему    
государству (замечание было правильное), ведь действительно исходят из того,    
что мы правопреемники СССР. Мы должны быть правопреемниками Российской          
Империи, тогда действительно нашему государству было бы тысяча лет.             
                                                                                
И здесь правильно поставлен вопрос об ответственности за нарушения, связанные   
с нормами по охране континентального шельфа, - мы этого ничего не делаем. Мы    
говорим: великая страна, только она без присмотра. И действительно, может       
быть, слово "великая"... Давайте не будем ставить себя в неловкое положение:    
сегодня нет в мире великих стран. Это время закончилось, сегодня все страны     
одинаковые абсолютно. И маленькое государство, где, может быть, население       
всего двадцать тысяч человек, имеет такой же голос в Организации Объёдиненных   
Наций. Там двести государств-членов, и у всех одинаковые права. Поэтому слово   
"великая" уже не подходит. И слово "большая" не надо использовать. Большая      
страна, у которой нет хозяина, - всё везде открыто, и не можем даже принять     
закон, который вводил бы ответственность.                                       
                                                                                
Вот грузины хотят убрать останки Грибоедова. Из чего исходят? Он ничего не      
внёс в грузинскую культуру. И в этом смысле они правы, потому что это пантеон   
великих деятелей Грузии, людей, которые что-то сделали. Просто забывают, что    
жена-грузинка похоронила там, российское правительство не настаивало на         
похоронах русского посла Грибоедова в этом месте, на горе Мтацминда.            
                                                                                
А что сделал Шеварднадзе? Он нанёс огромный материальный ущерб нам - он не      
имел права соглашаться на изменение наших границ по Берингову проливу - и       
огромные водные пространства просто так отдал США, и огромные рыбные запасы,    
и транспортные коммуникации. Почему? Потому, что он историк был,                
малограмотный учитель истории в сельской школе. Откуда ему знать, что такое     
наша страна, где у нас границы проходят? Подсунули бумажку - подписал           
где-нибудь там в Вене, в Будапеште или ещё где-либо. И чужое всё это было.      
Вот он интернационализм, вот она, ошибка Горбачёва! Вот она, кадровая           
политика КПСС, - пригласили на работу в Москву товарища, и напортачил он нам    
столько. Вся эта проблема связана с экономикой. Все наши деньги - во внешней    
торговле.                                                                       
                                                                                
Данный закон предполагал усилить охрану наших морских границ и всего            
остального и везде провести нашу экономическую зону так, чтобы это было в       
интересах России. И мы даём проект закона - опять отвергаем, а лет через        
десять примут куцый закон, но он не будет иметь обратной силы, и снова будут    
большие экономические потери. Как Аляску продали и деньги даже не довезли до    
страны - корабль утонул.                                                        
                                                                                
И вот так вся эта бесхозность проявляется у нас до сих пор. Не хватает          
дисциплины, и не хватает юристов, юристов и экономистов. Их нет у нас нигде,    
потому что экономика новая, а все привыкли работать при социалистической        
экономике, и право новое. Там сидят юристы, которые работают уже двести лет,    
семья, фирма, а у нас с улицы приходят в нотариусы, в адвокаты и тем более в    
юридическую науку, а практиков вообще нет. Вон норвежцы контролируют рыбные     
запасы. А у нас капитан бежит с судном: украли рыбёшку в Баренцевом море и      
бегут скорее спрятаться в Мурманск. Не можем даже охрану рыбных ресурсов        
обеспечить. Это всё одна проблема.                                              
                                                                                
И проблема в кадрах. А кадры у нас пропадали и уничтожались на протяжении       
всех этих девяноста лет. Все уехали и до сих пор сидят там. И тот же            
Березовский уехал и оттуда нам ещё революции пытается устраивать, потому что    
отпустили его, сами отпустили. Сами его избрали депутатом в                     
Карачаево-Черкесии. Такого региона не должно было быть - Карачаево-Черкесия!    
Он никогда не избрался бы в крупном российском регионе. А мы так раскроили      
страну, что у нас двадцать тысяч в одном субъекте Российской Федерации, а в     
другом - пять миллионов. И вот не можем дойти даже до континентального шельфа   
- никто его не измерял, никто ничего не знает, никто ничего не делает. Вносим   
закон - говорят: нет, не надо, мы не будем вводить уголовную ответственность    
по проблемам охраны континентального шельфа. Вот наша малограмотность!          
                                                                                
Поэтому закон надо принимать. И готовить больше юристов, специалистов, чтобы    
они сидели во всех точках России, на всех ключевых постах и имели бы в том      
числе экономическое образование, чтобы они понимали, что стоит за строкой       
того или другого закона. Вот мы тут по ГУИНу приняли закон - изменяем           
правовой статус предприятий, - вот это на копейки сделали, а миллионы теряем,   
не принимая закона, связанного с континентальным шельфом. А там главные         
богатства нашей страны, и придёт время - мы не сможем там добывать газ и        
нефть, ибо они так международное морское право изменят, что мы уже не сможем    
подключиться и добиться защиты национальных интересов. Поэтому предлагаю        
данный закон принять.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось. Есть ли        
желание выступить у представителя президента? У представителя правительства?    
Нет. Содокладчик настаивает на заключительном слове? Нет. Ставится на           
голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О международных договорах Российской Федерации". Комитет предлагает      
данный законопроект отклонить.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких.                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 53 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за               31 чел.6,9%                                      
Проголосовало против            8 чел.1,8%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     40 чел.                                          
Не голосовало                 410 чел.91,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                

Заседание № 213

21.02.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 331997-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" (по вопросу о временном применении международных договоров Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4477 по 4480 из 5619
Уважаемые коллеги, у нас нет, к сожалению, пока Алексея Валентиновича           
Митрофанова, докладчика по пункту 19. Я фиксирую отсутствие докладчика, и в     
следующий раз мы рассмотрим законопроект без докладчика.