Заседание № 226

25.04.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 331663-4 "О внесении изменения в статью 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части отнесения к объектам налогообложения земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3083 по 3264 из 5826
Пункт 16. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 389 части   
второй Налогового кодекса Российской Федерации". Это первое чтение. Доклад      
представителя Курской областной Думы депутата Государственной Думы Алексея      
Николаевича Волкова.                                                            
                                                                                
ВОЛКОВ А. Н., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение              
представлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 389       
части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесённый Курской        
областной Думой. Законопроектом предлагается внести изменение в подпункт 1      
пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации,                    
предусматривающее включение в объекты обложения земельным налогом земельных     
участков, занятых находящимися в федеральной собственности объектами            
использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и           
радиоактивных веществ.                                                          
                                                                                
Позвольте напомнить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 389 главы 31         
"Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 1      
января 2006 года земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с         
федеральным законодательством, не являются объектом обложения земельным         
налогом. Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации к изъятым   
из оборота земельным участкам в числе прочих относятся земельные участки,       
занятые находящимися в федеральной собственности объектами использования        
атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных           
веществ. В то же время в предыдущие годы такие земельные участки подлежали      
обложению земельным налогом в общеустановленном порядке. Ежегодно выпадающие    
доходы, допустим, для примера, бюджета муниципального образования "Город        
Курчатов", на территории которого расположен филиал концерна "Росэнергоатом"    
"Курская АЭС", в виде земельного налога составят около 180 миллионов рублей,    
или 62 процента налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, что           
отрицательно влияет на исполнение расходных обязательств муниципального         
образования. Ну вы представляете: 62 процента, больше половины, налогов из      
бюджета города забрали и ничем не восполнили, естественно, - ни из              
областного, ни из федерального бюджета, и выкручивайся как хочешь.              
                                                                                
Аналогичная ситуация складывается в девяти субъектах Российской Федерации,      
где находятся атомные электростанции, а также в регионах, где располагаются     
другие объекты использования атомной энергии, пункты хранения ядерных           
материалов и радиоактивных веществ. Однако Комитетом Государственной Думы по    
бюджету и налогам, являющимся комитетом-исполнителем, и Правительством          
Российской Федерации проект федерального закона поддержан не был. Правовое      
управление Аппарата Государственной Думы по представленному законопроекту       
замечаний концептуального характера не имеет.                                   
                                                                                
Уважаемые депутаты, Курская областная Дума, по поручению которой я              
представляю этот законопроект, просит поддержать проект федерального закона     
"О внесении изменения в статью 389 части второй Налогового кодекса Российской   
Федерации". Принятие данного закона защитит интересы местных бюджетов и будет   
способствовать соблюдению принципа самостоятельности бюджетов бюджетной         
системы Российской Федерации.                                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Алексей Николаевич.                       
                                                                                
Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Александра Борисовича Когана.      
                                                                                
Включите микрофон депутату Когану.                                              
                                                                                
КОГАН А. Б. Спасибо.                                                            
                                                                                
Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предыдущий выступавший, Алексей             
Николаевич, уже рассказал подробно о сути данного законопроекта. Однако         
Комитет по бюджету и налогам не может поддержать данный законопроект по         
следующим основаниям. Указанный объект имеет важное общественно-социальное,     
научное, стратегическое и оборонное значение. В соответствии со статьёй 34      
Федерального закона "Об использовании атомной энергии" организация,             
эксплуатирующая ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения,    
должна обладать полномочиями, финансовыми, материальными и иными ресурсами,     
достаточными для осуществления своих полномочий, с учётом того, что             
деятельность эксплуатирующих организаций, в ведении которых находятся           
указанные выше земельные участки, направлена в первую очередь не на             
достижение обычных коммерческих целей, а на обеспечение стратегических          
интересов государства. Более того, в связи с тем что земельные участки изъяты   
из оборота, они не могут быть приватизированы и переданы в частную              
собственность, поэтому земельные участки под атомными станциями будут           
переданы организациям ядерного энергопромышленного комплекса по договору        
аренды.                                                                         
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по бюджету и налогам не может поддержать данный    
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, пожалуйста, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику?    
Нет вопросов. Сергей Владимирович Иванов хочет выступить.                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Иванову.                                 
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Александр Борисович, я в отличие от вас считаю, что комитет не     
только может, но и должен поддержать данный законопроект. Вот всё-таки, ну,     
давайте перестанем двойной моралью руководствоваться. То есть научные           
организации, которые работают на всю страну, мы почему-то не хотим освободить   
от налога на землю и налога на имущество, а объекты ядерной энергетики,         
которые тоже работают на всю страну (мы их холим, лелеем), они же монополисты   
по сути-то, у них бешеные доходы, просто бешеные. И мы не можем от них          
маленечко отщипнуть, чтобы тот же самый город Курчатов, город Томск-7 - да      
мало ли ещё у нас таких объектов! - хоть чуть-чуть каким-то макаром             
компенсировали вред от того, что эти объекты находятся у них на территории.     
Вы знаете, вот у нас в соседней Белгородской области как помидоры почернеют,    
так все кричат, что это в Курске был выброс какой-то и так далее, и тому        
подобное. Хоть и выброса никакого не было, но уже такое мнение устоялось.       
                                                                                
Поэтому, я считаю, что это абсолютно негосударственная политика. Здесь как      
раз комитет должен был бы пойти навстречу, поддержать эту инициативу, тем       
более что такой прецедент уже имел место. Вот и железную дорогу мы постоянно    
ограничиваем от всяких налоговых... спасаем от всяких налоговых нападок, и      
других наших монополистов, ну куда это годится?! У нас государство, и           
Государственная Дума в том числе, занимает не очень красивую позицию, то есть   
мы нападаем на слабых: пенсии со стариков дерём, страховку с автолюбителей.     
Ну давайте нападём на олигархов, их как-то ограничим, монополистов ограничим    
- нет, у нас этого нет. Ну и что после этого государство? Никакого ни           
мужества, ни благородства у нас нет - сильных, понимаешь, оставляем в покое,    
а слабых гоняем! Где благородство-то наше? Где справедливость? Не согласен с    
вами!                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, других желающих выступить нет.        
Депутат Коган просит дать ему время для заключительного слова.                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, сначала докладчику слово, прошу прощения, сначала      
докладчику, Волкову Алексею Николаевичу. Пожалуйста. С места.                   
                                                                                
ВОЛКОВ А. Н. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Могу напомнить предысторию этого вопроса, или аргументы, дополнительно          
говорящие о том, что желательно принимать этот закон. Вокруг атомных станций    
по всей стране была так называемая тридцатикилометровая зона, поскольку есть    
определённый риск для проживания, работы в связи с радиацией. Так вот людям,    
проживающим в тридцатикилометровой зоне, были скидки 50 процентов на            
коммунальные услуги, на тепло и так далее, но потом это было отменено. Ждут     
люди. Третья Государственная Дума в первом чтении когда-то принимала такой      
законопроект, потом уже наша во втором чтении его отклонила. Вопрос состоит в   
чём? Что жители, которые там проживают, хотим мы этого или не хотим, в любом    
случае помнят всё это и рассуждают так: мы же рискуем многим, когда живём,      
работаем там, и дети наши там, ведь там заболеваемость несколько другая, чем    
в других регионах. И вот в этой ситуации, конечно, десять атомных... сумма,     
если брать все регионы страны, небольшая, и не пострадает Росатом наш. Но       
закон такой, я считаю, принимать надо было бы, поскольку никак не               
предусмотрена компенсация выпадающих доходов. Там не идёт речь о                
приватизации, передаче кому-то, вопрос только о налогах.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Коган.                                
                                                                                
КОГАН А. Б. Спасибо, Олег Викторович.                                           
                                                                                
Алексей Николаевич, у меня вот как раз есть предложение. Дело в том, что        
сегодня в федеральном законе о разграничении полномочий различных органов       
власти говорится, что если федеральным законом предусмотрено, к примеру,        
изъятие какого-то имущества либо каких-то полномочий, то вместе с               
полномочиями необходимо передавать финансы. И здесь мне непонятно, почему мы,   
к примеру, как депутаты Госдумы, вы, как представитель Курской области, не      
можете настоять на том, чтобы сделали перерасчёт, ведь федеральным законом      
изымаются эти земли из оборота и муниципальные образования не могут получать    
доходы по ним в виде налога на землю. Я считаю, что здесь надо подойти          
принципиально, рассчитать потерю и, в связи с тем что федеральным законом       
предусмотрено изъятие земель, предусмотреть по межбюджетным трансфертам         
дополнительные доходы. И это реально сегодня сделать, 131-й закон об этом       
говорит.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось. Ставится на    
голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 389       
части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Комитет против.          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 30 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за               59 чел.13,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     59 чел.                                          
Не голосовало                 391 чел.86,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.