Заседание № 11
О проекте федерального закона № 331623-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (предоставление права на получение страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости лицам из числа бывших военнослужащих, получающим пенсию за выслугу лет или по инвалидности; внесён Законодательным Собранием Приморского края).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 9-му пункту порядка работы. У нас здесь с вами четыре альтернативных законопроекта. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", пункт 9.1. Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра здравоохранения и социального развития Юрия Викторовича Воронина. ВОРОНИН Ю. В. Думаю, что второй вопрос более ясный, поэтому доклад будет короче. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение представляется проект федерального закона, который предусматривает внесение изменений в три законодательных акта: Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Принятие данного законопроекта имеет своей целью реализацию определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года № 187-О по делу Наумчика. Суть этого законопроекта состоит в предоставлении права на одновременное получение военной пенсии и страховой части трудовой пенсии, заработанной за неучтённые периоды при установлении военной пенсии. В законопроекте предлагается распространить это на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, как это и предусмотрено названным определением Конституционного Суда Российской Федерации. Такое же право предлагается предоставить, но уже с 1 января 2009 года, федеральным государственным служащим, которые находятся в аналогичном положении по правовому регулированию. Для них устанавливаются две пенсии - трудовая и по выслуге лет, которая является доплатой к трудовой пенсии и уменьшается при любом увеличении трудовой пенсии. Таким образом, работа государственного служащего по трудовому договору после назначения пенсии за выслугу лет, при выполнении которой уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд, фактически лишена смысла: уплаченные страховые взносы просто пропадают, поскольку не могут влиять на увеличение страховой части трудовой пенсии. Законопроект позволит устранить данное нарушение пенсионных прав этой категории пенсионеров. Причём дополнительных средств на данное решение не потребуется, так как увеличение страховой части трудовых пенсий будет соответствовать тем взносам, которые перечислены за соответствующих пенсионеров и учтены на их индивидуальных лицевых счетах. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, по пункту 9.2 имеется письмо о том, что Законодательное Собрание Приморского края согласно рассматривать данный законопроект без участия своего представителя, поэтому мы отложим его рассмотрение до того момента, когда будет делать содоклад представитель комитета. По пункту 9.3 я предоставляю слово Олегу Васильевичу Шеину. Он является соавтором данного законопроекта, есть соответствующий документ. Этот вопрос называется так: проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". С места. Пожалуйста, Олег Васильевич. ШЕИН О. В., фракция "Справедливая Россия". Собственно, предыдущий докладчик, от Правительства России, уже изложил суть данного вопроса, и в данном случае наши подходы совпадают. Единственное, что хотелось бы отметить: решение Конституционного Суда действительно было вынесено в мае 2006 года, но, к сожалению, очень немалое количество людей так и не дождались, когда же наконец за этим решением Конституционного Суда последует непосредственно сам федеральный закон. То, что сегодня будет в той либо иной версии принят соответствующий нормативный правовой акт, мы считаем бесспорной победой гражданского общества и тех военнослужащих, военных пенсионеров, которые обращались в суды, вплоть до Конституционного Суда Российской Федерации. И конечно, нам приятно отметить, что Правительство России внесло аналогичный законопроект. Мы не будем отзывать нашу версию. Но при этом, с нашей точки зрения, Правительство России могло бы, исходя из того, в какие сроки и кем были внесены соответствующие законопроекты, на самом деле не вносить свою альтернативу, а присоединиться к депутатскому законопроекту, чтобы был законопроект, условно говоря, Зубкова - Бабакова или Зубкова - Бабакова - Шеина, тем более по смысловому содержанию документы достаточно похожи. Мне ещё раз хотелось бы отметить, что принятие сегодняшнего решения - это, бесспорно, победа гражданского общества и реализация того решения, которое легло в основу вердикта Конституционного Суда. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 9.4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части получения трудовой пенсии (её страховой и накопительной части) работающими пенсионерами силовых ведомств)". Доклад депутата Государственной Думы Геннадия Владимировича Гудкова. ГУДКОВ Г. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я позволил себе выйти на трибуну не потому, что надеюсь, что законопроект, мною доложенный, будет принят, а для того, чтобы обратить ваше внимание на саму процедуру внесения этих законопроектов. Это очень важно, поскольку от этого зависят отношения между Государственной Думой и Правительством Российской Федерации, которые, на мой взгляд, сегодня не отличаются корректностью, или, вернее, со стороны Думы они корректны, а наше правительство, к сожалению, ни в грош не ставит ни депутатов, ни профильные комитеты, ни наши законы. Как вы знаете, вопрос о второй пенсии работающим пенсионерам - военнослужащим и приравненным к ним категориям поднимался неоднократно и очень давно. Он поднимался ещё, по крайней мере на моей памяти, в третьей Государственной Думе нашими профильными комитетами - по безопасности и по обороне. Мы предлагали правительству реализовать эту идею, поскольку действительно нарушаются конституционные права граждан, - получили полный отказ, и все наши попытки решить эту проблему закончились ничем. Дело дошло до Конституционного Суда, который, к счастью, объективно и беспристрастно рассмотрел этот вопрос и поддержал конституционные права наших военнослужащих. Правительству нужно было дождаться решения Конституционного Суда, видимо, без Конституционного Суда оно не в состоянии было понять важность и необходимость решения этой проблемы. То есть для того, чтобы решить проблемы нашего пенсионного законодательства, нам нужно ждать решения Конституционного Суда, хорошо, что мы ещё не ждём решения Страсбургского суда, который тоже указывает нам на многие изъяны в нашей социальной политике. Хочу обратить внимание на то, что мы сейчас отклоняем законопроекты, которые были внесены значительно раньше, чем правительство предложило свой законопроект. В принципе он неплохой, и всё равно мы его будем поддерживать, но зачем, собственно говоря, вот так долго нам нужно было разбираться? Вот Фарида Исмагиловна сказала, что в 2005 году была концепция... к 2006 году была принята у нас, так сказать, концепция пенсионной реформы, а в 2006-м депутаты "ЕДИНОЙ РОССИИ" вносят законопроект, и он не попадает в эту концепцию. Сергей Иванович Штогрин говорит, что это было после того, как президент сказал, но я смею заявить, что после того, как президент сказал, ничего сделано не было в течение полутора лет. И только после того, как депутатские законопроекты посыпались как из рога изобилия, правительство зашевелилось. Вы знаете, это не очень хороший стиль взаимоотношений между парламентом и правительством. В данном случае я могу сказать, что правительство подставляет и президента, который выдвигает совершенно правильную идею, что потом подтверждает решение Конституционного Суда, правительство позволяет себе затягивать на годы решение вопроса. Это простой вопрос, это на самом деле простой вопрос. А что будет, если президент поручит правительству решать проблемы более сложные? Всё затянется на десятилетия. У нас в стране, мы знаем, принимались уже и продовольственные программы, когда все должны были быть обеспечены продовольствием, и жильём мы должны были уже давно всех обеспечить по несколько раз, и коммунизм к 80-му году построить. Если такими темпами будет работать Правительство Российской Федерации, то мне, честно говоря, не очень верится в светлое будущее. И до коммунизма тоже далеко. И я никак не могу понять, если депутаты помогают правительству, почему эта помощь не принимается? Вот я так и не смог понять, чем концепция депутатского закона предыдущего отличается от концепции законопроекта, предложенного правительством. Тем более Оксана Дмитриева очень чётко сказала, что концепция депутатского законопроекта, внесённого членами правящей партии, даже лучше, и я с ней согласен. Ещё один очень важный момент. Для чего правительству брать на себя совершенно очевидные инициативы? Любой депутатский законопроект мог быть ко второму чтению улучшен, углублён, поправлен, сформирован и обрёл бы те черты, которые желало бы видеть правительство, если бы мы работали вместе. Ну в конце концов, господа министры, - я знаю, что сейчас уже нас никто не снимает и не слушает, но я думаю, что слова передадут, - ну включите вы депутатов в состав совместной авторской группы, пусть это будет инициатива правительства совместно с депутатами, тогда по крайней мере вы... Я не могу понять, зачем правительство занимается самопиаром, когда ему через два месяца там или раньше нужно слагать с себя полномочия и уходить? А политические партии, которые идут со своими программами, хотя бы помогли правящей партии. Вот взяли бы и поддержали, приняли законопроект, который авторским коллективом Чайки внесён. Да, вот "ЕДИНАЯ РОССИЯ" молодцы, внесли очень хороший законопроект, действительно, он решает многие вопросы. Почему такое отношение к депутатскому корпусу, мне непонятно, причём не только к оппозиции. Ладно, тут ещё можно было бы подумать, что кому-то нужнее пиар, но когда к правящей партии такое отношение правительства, мне это совершенно непонятно, поверьте, честное слово, для меня это большая загадка. Я хочу, пользуясь возможностью, сказать ещё об одном. Вот у нас, к сожалению, принимается... Не знаю, допускает ли парламентский Регламент... Вы знаете такую расхожую фразу: если изнасилование неизбежно, то лучше расслабиться и получать удовольствие. Вот у меня такое впечатление, что правительство выпускает эти законы, когда уже всё неизбежно, когда уже Конституционный Суд решил, Страсбургский суд решил, Верховный Суд решил, тогда оно вносит законопроекты, не обращая внимания, есть ли депутатские инициативы, сколько этим инициативам лет. Непонятно отношение правительства к парламенту, в котором сегодня доминируют правящие партии, поддерживающие президента и его курс, очень непонятно, честно говоря, мне. И хочу, пользуясь случаем, сказать ещё следующее. Вот сейчас у нас огромная проблема в связи с пенсионерами, которые должны получать надбавки за работу на вредном производстве. В законе, который мы с вами приняли раньше, содержатся все необходимые формулировки, когда пенсионеры стали обращаться за этими надбавками в суды, суды трёх инстанций признали их правоту. Закон-то вроде неплохой, но под давлением правительства Верховный Суд принимает сейчас решение, отменяющее решения всех трёх судебных инстанций, и сотни тысяч человек, которые получали надбавки, этих надбавок лишаются. Сколько лет нужно правительству для того, чтобы сообразить, как нужно двигать закон о профессиональных пенсиях - насколько мне известно, этот законопроект "парится" в Комитете по труду и социальной политике уже не первый год, - для того, чтобы решить эту проблему, для того, чтобы восстановить справедливость? Я совсем недавно встречался с этими пенсионерами в Рошале, а таких производств в Подмосковье, к сожалению, ещё много. Люди работали много десятков лет в комбинезонах и противогазах первого класса защиты, то есть практически как в открытом космосе, потому что настолько враждебная среда, что человек без защиты там умирает в течение нескольких минут. Я думаю, что всё-таки... Вот поэтому хочется понять позицию правительства. Когда уже что-то произойдет, клюнет жареный петух или какие-то иные вещи случатся, тогда вы внесёте законопроект, а депутатские законопроекты могут лежать годами без движения, абсолютно не противоречащие ни концепции Правительства Российской Федерации, ни вообще здравому смыслу. Извините, что я использовал своё выступление для изложения неких претензий в адрес Правительства Российской Федерации, но надеюсь, что это очень важно. И ещё одно. У меня предложение к нашим уважаемым коллегам из "ЕДИНОЙ РОССИИ". Пятница - не самый удачный день для рассмотрения важных законопроектов, законопроектов, обсуждения которых с нетерпением ждут миллионы наших граждан. Всё-таки я понимаю, что, конечно, сносить инициативы легче в пятницу, но мне кажется, что если мы хотим честной и открытой полемики, действительно столкновения различных точек зрения, не кулуарных разборок, не межличностных разборок, то, наверное, лучше это делать в более удобное время, а не тогда, когда уже газеты вышли, телевидение сверстало свои программы и, как говорится, самолёты и пароходы, поезда ждут депутатов, которые должны выезжать к своим избирателям. Я прошу проголосовать за законопроект, но тем не менее считаю, что правительству следует пересмотреть своё отношение к Государственной Думе. Уважаемые коллеги, это говорит о том, что нашу Думу вне зависимости от того, оппозиция ли, или партия власти, просто не уважают. А не уважают потому, о чём я говорил раньше, что нет властных полномочий, что нет парламентского контроля. Давно пора перейти к механизму партийного правительства. Кто отвечает за Зурабова, какая партия отвечает за его проделки и за всё то богатое наследство (в кавычках), которое он нам оставил, в том числе и социальные потрясения? Кто ответит? Пока мы не знаем ответа, потому что даже "ЕДИНАЯ РОССИЯ" как таковая не участвует в формировании правительства. Люди в правительстве просто вступают в победившую партию. Ну, у нас всегда примыкают к сильнейшим, в лесу всегда примыкали к медведю. Поэтому мне кажется, что Думе сегодня надо серьёзно задуматься о механизмах и постоянного парламентского контроля, и эффективного парламентского расследования, и участия. И нужно, наверное, такое предложение сделать Дмитрию Анатольевичу Медведеву - о формировании с участием парламента правительства, чтобы была двойная ответственность у министров и членов правительства. Вот тогда, наверное, диалог между Государственной Думой, парламентом в целом, и правительством будет более продуктивным. Это сущесвует во всех странах - там, где есть взаимный контроль, взаимная ответственность и разделение полномочий. Этого нет в нашей стране, потому что сегодня у нас парламент занимает соответствующее положение, я не буду говорить какое, вы сами прекрасно знаете и на своём собственном депутатском опыте это ощущаете. Я благодарю вас за внимание и прошу хотя бы в пику нерасторопности правительства поддержать наш законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, для содоклада по всем четырём законопроектам я предоставляю слово Фариде Исмагиловне Гайнуллиной, заместителю председателя Комитета по труду и социальной политике. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хотела бы остановиться на законопроектах, которые сегодня представлены. Они признаны действительно альтернативными и направлены на разрешение одной проблемы, связанной с обеспечением права военных пенсионеров на получение страховой части пенсии. Это в той части, которая связана с реализацией определения Конституционного Суда, известного в нашей среде как № 9-П. Но одновременно мне хотелось бы подчеркнуть, чем отличается законопроект, представленный правительством, от представленных коллегами из Приморского края и депутатами других фракций Государственной Думы. Правительственный законопроект направлен на разрешение этой проблемы не только для военных пенсионеров, но и для пенсионеров из числа других федеральных государственных служащих. Памятуя о единстве государственной службы, памятуя о единстве государственной гражданской службы, как уже было отмечено докладчиком, представляющим законопроект правительства, законопроект, обозначенный под пунктом 9.1, вносит ещё и ряд новых норм, распространяющихся на другие категории - не только военных пенсионеров, но и приравненных к ним, и дополняет ещё одной категорией - гражданскими федеральными служащими. Комитет в установленном порядке все законопроекты рассмотрел и рекомендует вам согласиться с вариантом, обозначенным в пункте 9.1 повестки дня. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас процедура первого чтения, те, кто в порядке работы обозначен, выступили, мы имеем возможность задать вопросы. Пожалуйста. Есть две, три руки... пять. Давайте запишемся. Включите режим записи. Присаживайтесь, Фарида Исмагиловна. Покажите результаты записи. Депутат Кашин, пожалуйста, ваш вопрос. КАШИН В. И., фракция КПРФ. У меня к докладчику вопрос. Мы недавно слушали ряд законов бюджетного плана по формированию новых статей расходов, отдельных фондов, мы там увидели, что снова планируются подачки. И сегодня несколько законов также красиво выносятся, для того чтобы мы обсудили, но они не решают главного вопроса: когда же будет внесён правительством закон, который действительно увеличил бы пенсии в два, в три раза, чтобы пенсионеры из этой нищеты, в которой оказались, в конце концов вышли? Выборы теперь все закончились, надо же выполнять обещания, которые давали мы, как кандидаты в депутаты, теперь депутаты, президент, кандидаты в президенты, надо осуществлять... Не подачки вот эти, а серьёзные, системные принимать законы, по которым абсолютное большинство наших пенсионеров, тридцать восемь миллионов, могли бы реально улучшить... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ВОРОНИН Ю. В. Это не подачки, это решения, которые вытекают из актов высших судебных инстанций, из тех решений, которые принимались на старте пенсионной реформы, поэтому я бы их не противопоставлял, это самостоятельные решения. Что касается существа вопроса, то я уже, собственно, представляя предыдущий законопроект, вернее, отвечая на вопросы, сказал о том, что предложения по совершенствованию пенсионной системы и соответственно пенсионного законодательства готовятся в комплексе с мерами по стратегическому развитию России до 2020 года. Эти предложения должны быть, как сказал президент, рассмотрены в мае этого года. В случае их одобрения, в том числе и в части пенсионного блока, будут подготовлены законопроекты и внесены в Государственную Думу, будем их рассматривать. Думаю, что до конца этого года всё состоится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Романов Валентин Степанович. А, извините, пожалуйста, Коломейцев. Николай Васильевич, прошу прощения, переставил порядок. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. У меня вопрос сначала к Геннадию Владимировичу Гудкову. Он в своём выступлении сказал, что у него есть факт, когда правительство давило на Верховный Суд. Это, вообще-то, уголовно наказуемое преступление. И просьба такой факт дать, мы поможем вам написать заявление. И два вопроса к Юрию Викторовичу. Юрий Викторович, вот вчера при рассмотрении в комитете нескольких законопроектов говорилось о том, что надо, чтобы и бюджетные поправки, и поправки в пенсионное законодательство вносились одновременно. Не окажется ли так, что мы примем закон, а завтра скажут, что нельзя закон реализовывать, потому что в бюджете не предусмотрено это повышение? И второй вопрос. Не могли бы вы более конкретно сказать, когда же появится концепция пенсионной реформы? Потому что вы так обтекаемо отвечаете... У нас Зурабов проводил, потом громоотводом выступил и ушёл в отставку. Сейчас вы нам обещаете светлое будущее в 2020 году... (Микрофон отключён.) ВОРОНИН Ю. В. Три момента. Первое, я знаю, о каком решении говорил Геннадий Владимирович. Я, кстати, в этом Пленуме Верховного Суда участвовал и выступал там. Могу вам сказать, что обсуждение, в том числе и того вопроса, о котором он говорит, было достаточно основательным. Выступали и учёные, выступали и судьи различных уровней судебной системы, выступали и мы, как лица, отвечающие за развитие пенсионного законодательства. И назвать это давлением на Верховный Суд, по меньшей мере, некорректно. Было принято решение в рамках компетенции Верховного Суда, которое, на мой взгляд, полностью соответствует и принципам, и сути пенсионного законодательства. Что касается опасения, чтобы не произошло вследствие изменения судебной практики ущемление прав граждан, то мы с комитетом тему эту обсуждали и сейчас вырабатываем специальную статью для внесения её в соответствующий законопроект, чтобы права, которые уже были приобретены, оставались незыблемыми, чтобы их не трогали. Проблему эту мы знаем и решим. Что касается вопроса по концепции. Знаете, ни президент, ни вновь избранный президент не ставили вопрос о проведении пенсионной реформы и о разработке новой концепции. Речь шла о том, что необходимо совершенствовать ту пенсионную систему, которая у нас создана, и изменять те нормы законодательства, которые, как мы считаем, работают недостаточно эффективно и не оправдали надежд, на них возлагавшихся. Речь идёт, таким образом, о корректировке пенсионного законодательства и, возможно, о внесении изменений в законодательство, регулирующее порядок уплаты и размер страховых взносов. Это не работа до 2020 года, это разрабатывается в рамках стратегии, потому что мы не можем менять пенсионную систему каждые пять лет. Мы должны принять решения, которые работали бы на десятилетия, поэтому это разрабатывается в контексте и в комплексе со стратегической программой развития России. И сроки чётко были обозначены: в мае рассмотрение правительством, президентом и в случае одобрения внесение законопроектов в этом году в Государственную Думу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Вопрос к заместителю министра Воронину. Я продолжаю то, о чём говорили мои коллеги. В июне прошлого года, после того как руководитель департамента Дворкович заявил, что если не принять кардинальных мер, то пенсии в России скоро составят 15 процентов от уровня средней зарплаты, я поставил в Думе вопрос о приглашении первого вице-премьера Медведева, в то время работавшего в таком качестве, но большинство Думы не захотело этого сделать. Прошло ещё много месяцев, и мы снова задаём вопрос: если сегодня средняя пенсия составляет 24 процента от зарплаты... Любого из нас - министров, чиновников, депутатов - посадить бы на 3500 рублей, тогда, наверное, у нас была бы другая логика. Ещё раз прошу уточнить: когда мы услышим в Государственной Думе о контурах разрабатываемой концепции? Мы согласны послушать и проект концепции, до того как правительство его утвердит... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ВОРОНИН Ю. В. Насколько я знаю, в Государственной Думе по согласованию с правительством намечены и парламентские слушания на эту тему, по-моему, на апрель. Так что всё это возможно рассмотреть в виде контуров. Что касается вашего такого эмоционального заявления, безусловно, справедливого по сути, надо иметь в виду, что мы имеем ту пенсионную систему, которую нам позволяют иметь экономика, наша налоговая и тарифная политика. О каком среднем размере пенсии можно говорить, если на пенсионные нужды уплачивается 14 копеек с рубля? Вот соответственно этим 14 копейкам с рубля мы и имеем те средние размеры пенсии, какие имеем. Поэтому дело не в пенсионном законодательстве, которое мы сегодня рассматриваем в части решения отдельных его вопросов, должен быть комплексный подход, прежде всего исходя из реформирования налоговой и тарифной политики. Вот именно в комплексе с этим и предлагается рассматривать пенсионную проблему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, вопрос Назарова Андрея Геннадьевича. А Гудков в заключительном слове, как докладчик, среагирует на вопрос Коломейцева. НАЗАРОВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос к Шеину Олегу Васильевичу. По вашему законопроекту военные пенсионеры должны соблюдать ряд условий. Например, в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 3 новой редакции закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или статьёй 7 новой редакции закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." вводится формулировка (и там, и там она звучит одинаково): "при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В то же время Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливаются не условия, которые должны соблюдаться, а условия назначения пенсии. Вопрос: не является ли предлагаемая норма прямой дискриминацией военнослужащих и членов их семей? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Васильевич Шеин. ШЕИН О. В. Вот прямой дискриминацией военных пенсионеров и членов их семей является то, что решение Конституционного Суда было вынесено в мае 2006 года, а законопроект мы обсуждаем только сегодня, в марте 2008-го, и что людям для того, чтобы обеспечить соблюдение своих законных прав, необходимо пройти всю вертикаль, начиная от судов общей юрисдикции и заканчивая Конституционным Судом. Что касается непосредственно вопроса, я отвечу очень просто. Очевидно, что первое чтение - это рассмотрение некой концепции. Концепция наших предложений предельно простая: предоставить военным пенсионерам, которые работали потом на гражданке, право получения второй пенсии. Все детали спокойно прорабатываются ко второму чтению. И мы неоднократно были свидетелями, как с этой трибуны наши коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", замечательные по гуттаперчевости своей позиции, говорили, что, мол, мы сейчас в первом чтении принимаем законопроект, к нему есть всякие замечания, но мы их учтём потом. Так вот, если принять в первом чтении тот законопроект, который предлагаем я и мои коллеги по фракции "Справедливая Россия", все замечания, включая то, которое сейчас прозвучало, мы готовы учесть ко второму чтению. Хочу обратить внимание, что наш проект был внесён в сентябре прошлого года и фактически речь идёт о шести потерянных месяцах, когда можно было принять соответствующие государственные решения и позволить людям получать заработанные ими деньги. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Васильевич, у вас вопрос? ШЕИН О. В. Я вопрос снимаю, потому что он прозвучал... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, спасибо. Депутат Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Юрий Викторович, я хотел бы услышать всё-таки чёткий ответ на вопрос, который прозвучал при обсуждении и предыдущего законопроекта, и этого законопроекта: почему правительство так относится к законодательным инициативам депутатов? Передо мной куча обращений военных пенсионеров из Новосибирской области, где поминается недобрым словом уже и указ президента № 1376 от 18.10.2007 года, и решение суда, которое разделило их, по сути дела, на белых и чёрных. Со своей стороны, рискну высказать мнение, почему это происходит. Когда в 2005 году в предыдущем созыве зурабовский 122-й закон поставил на уши всю страну и уважаемый Геннадий Владимирович был совсем в другой фракции, депутаты-коммунисты подняли вопрос об ответственности правительства, тогда уважаемый Олег Викторович просто золотую фразу отлил... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за комплимент, за "отлитую фразу". Пожалуйста, Юрий Викторович. ВОРОНИН Ю. В. Анатолий Евгеньевич, вот тот указ, который вы упоминали, к рассматриваемому нами сегодня законопроекту отношения не имеет, поэтому я позволю себе его не комментировать. Что касается сути вашего вопроса. Олег Васильевич Шеин справедливо, собственно говоря, упрекнул, что очень долго готовился данный законопроект, - это правильно, это справедливо. Но всё дело в том, что, когда началась разработка законопроекта сразу после оглашения Определения Конституционного Суда Российской Федерации № 168-О, выявилась очень серьёзная проблема, вторая проблема. Это не только военные пенсионеры, у которых, казалось бы, всё просто: у них есть пенсия за выслугу лет, есть взносы в Пенсионном фонде, и им нужно заплатить сообразно этим взносам страховую часть. А есть ещё категория, которая также ущемлена, - это государственные гражданские служащие, там более сложная конфигурация пенсионного обеспечения. И вот для того, чтобы найти правовое решение, согласовать его, доказать необходимость финансовых ресурсов по этой части, потребовалось время. Да, к сожалению, дело затянулось, но хорошо, что мы сейчас нашли решение: все категории находятся в одинаковом положении, мы не оставим ущемлёнными никакие категории в случае принятия данного закона. И надо сейчас это делать, на мой взгляд. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Анатолий Семёнович, пожалуйста ваш вопрос. ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Викторович, в соответствии со статьёй 19 закона "О трудовых пенсиях..." трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее возникновения на неё права. В данном законопроекте предусматривается установление права на страховую часть пенсии для военнослужащих и приравненных к ним лиц с 1 января 2007 года. В связи с этим у меня вопрос: в каком порядке указанные лица могут реализовать своё право на пенсию именно с января 2007 года? Спасибо. ВОРОНИН Ю. В. Вопрос очень важный. Дело в том, что, когда было оглашено определение Конституционного Суда, сразу же министерство дало указание Пенсионному фонду все обращения военных пенсионеров за второй пенсией, которые имели место, фиксировать. И такая фиксация осуществлялась. И после принятия закона по всем этим обращениям, которые имели место до того момента, как мы примем закон, будет произведено назначение за прошлое время начиная с 1 января 2007 года. Поэтому ни один из тех, кто имел право, но его не реализовал из-за того, что закон не был принят, не будет ущемлён. И важная очень тема, которую Олег Васильевич Шеин поднимал, - по вдовам, по тем случаям, когда люди не дождались, к сожалению, этого решения. Я уже в комитете объяснял, что в законопроекте заложено решение проблемы по выплате им наследуемых сумм пенсий. Но, учитывая социальную важность, Олег Васильевич, мы готовы рассмотреть ко второму чтению вопрос, может быть, о специальной оговорке на этот счёт, чтобы из самого текста закона это было ясно и понятно и чтобы не возникло каких-либо проблем в отношении вдов при реализации закона на практике. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, вопросы и ответы прозвучали. Пожалуйста, есть ли желающие выступить? Раз, два... Давайте действительно, может быть, по одному выступлению от фракции, как вы считаете? До пяти минут по одному выступлению от фракции. Пожалуйста, от фракции КПРФ кто выступает? Депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, внесённый законопроект, безусловно, надо поддерживать, но я у вас спрашиваю: почему правительство ждёт решения Конституционного Суда по очевидному вопросу? Вот сегодня здесь задавали вопросы нашим коллегам, скажем, тому же Олегу Васильевичу Шеину, которому надо сказать спасибо, потому что он, не дожидаясь решения Конституционного Суда, внёс законопроект. Второй вопрос. Вот сегодня у нас целый ряд пенсионных законов в комитете, в том числе вчера три рассматривали, которые тоже касаются ущемлённых категорий граждан, но правительство мотивирует отсутствием средств. Хотя мы с вами знаем, что буквально две недели назад 1 триллион 81 миллиард опять отправили неизвестно куда. Почему неизвестно куда? Газета "РБК daily" буквально на прошлой неделе сообщила о том, что средства, которые уважаемый министр финансов Кудрин обещал вложить в высоколиквидные государственные бумаги, оказывается, вложены в ипотечные компании США, которые сегодня прогорели. И естественно, наверное, прогорели и средства, которые вложили мы с вами в так называемый фонд будущих поколений - в Стабилизационный фонд. И вы же здесь не хотите даже дать поручение прокуратуре проверить по таким серьёзным вопросам, хотя Сторчак за менее значимое преступление находится под следствием. Мы считаем, что закон этот надо принять. Мы понимаем, что до мая правительство, наверное, будет несколько перекроено, но тем не менее без концепции дальнейшего развития пенсионной системы, мне кажется, поправки в законы принимать почти бессмысленно. Почему? Сейчас придёт новый министр, может, старый новый. Если нет концепции, то латанием дыр плохое дырявое корыто нельзя приспособить к употреблению. Поэтому я считаю, что правительству, вообще-то, надо более уважительно к депутатам относиться вот в каком плане: если работать совместно, значит, мы должны, как и правительство, знать, куда мы идём, зачем мы идём и что в конце нашей деятельности будет, я имею в виду законотворчество. Поэтому я всё же настаиваю на том, что правительство обязано проект концепции, может быть, даже опубликовать в средствах массовой информации, для того чтобы получить более широкий резонанс на предлагаемую концепцию и более качественную выработать, чтобы не было потом синдрома Зурабова как громоотвода. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, кто от фракции ЛДПР? Нет никого. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Депутат Лахова, пожалуйста. ЛАХОВА Е. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, законопроект под пунктом 9.1 очень чётко был представлен как Гайнуллиной Фаридой Исмагиловной, так и Юрием Викторовичем Ворониным, причём аргументированно. И я думаю, что большинство депутатов поддержат именно данный законопроект, потому что по законопроекту под пунктом 9.4 при всём уважении к Геннадию Владимировичу мы ничего не услышали, кроме того, что он расслабился и получил удовольствие. Данный законопроект позволит улучшить пенсионное обеспечение около пятисот тысяч военных пенсионеров. И при принятии данного законопроекта военнослужащие и приравненные к ним пенсионеры смогут наряду с военной пенсией получать страховую часть трудовой пенсии. Вместе с тем при рассмотрении законопроекта во втором чтении хотелось бы, чтобы были учтены наши замечания и разрешены следующие вопросы. Первое. В проекте отсутствует положение, определяющее статус страховой доплаты как страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а это в свою очередь не позволяет создать правовой механизм по финансированию данной доплаты за счёт бюджета Пенсионного фонда. И второе. Необходимость распространения положений законопроекта на истекшее время в части назначения страховой доплаты федеральным государственным служащим оставляет открытым вопрос о том, как они могут отказаться от перерасчёта страховой части трудовой пенсии. Думаю, что данные вопросы при подготовке ко второму чтению можно будет снять и поддержать законопроект из пункта 9.1 в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Шеин, от фракции "Справедливая Россия". ШЕИН О. В. Благодарю. В данном случае я выступаю не как автор законопроекта, в как представитель фракции. Фракция "Справедливая Россия" будет голосовать за все четыре законопроекта, поскольку их концепции между собой не отличаются. Это единая концепция, и направлена она, главное, на одно - на защиту законных прав военных пенсионеров и лиц, которые этими законопроектами относятся к приравненным категориям. И на самом деле хотелось бы отметить, что принятие этих решений сегодня в Государственной Думе - это не решение государства, это не чей-то царский подарок, парламентариев или правительства, а это решение, которое было продуктом действий самого гражданского общества, всех людей, которые обращались в суды и, таким образом, смогли отстоять свои законные права. Второе. Мне хотелось бы поблагодарить от нашей фракции Правительство России за то, что оно не стало далее затягивать рассмотрение этого вопроса. А мы знаем, что, к сожалению, очень часто вопросы могут рассматриваться месяцами и годами, даже те, по которым есть решения и Верховного Суда, и Конституционного Суда. И очень приятно отметить ремарку, прозвучавшую в отношении проблематики вдов военных пенсионеров. Я очень надеюсь, что обещание, которое было сегодня высказано, - я в этом уверен, я хорошо отношусь в данном случае к правительству - будет реализовано и ко второму чтению мы увидим соответствующую поправку от нашего кабинета министров. И в завершение хотелось бы обратить внимание на проблему, связанную с некоторой временной дихотомией, а именно наш законопроект вступает в силу - любой - с 1 января 2007 года, решение Конституционного Суда было принято, как известно, в мае-июне 2006 года, то есть вот эта разница есть по времени, и важно продумать, каким образом можно было бы обеспечить интересы людей в части соответствующих перерасчётов, учитывая вторую половину 2006 года. Ещё раз хочу подчеркнуть, наша фракция будет голосовать за все четыре законопроекта, поскольку их концепции идентичны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает ли на заключительном слове представитель правительства? Он, наверное, при ответе на вопросы уже отреагировал. Фарида Исмагиловна - тоже нет. Гудков хотел бы ответить на вопрос Коломейцева. ГУДКОВ Г. В. Спасибо, Олег Викторович, я действительно хотел бы ответить на вопрос, но на самом деле я благодарен Юрию Викторовичу Воронину, который мне в этом помог. Сейчас давление на судей называется совещанием в правительстве или, я не знаю, в министерстве, о чём только что сказал уважаемый Юрий Викторович. Я просто хочу депутатам на пальцах объяснить, что это "совещание" произошло после того, как три судебные инстанции приняли положительное решение, правильно прочитали наш закон. А Верховный Суд после "совещания" сказал, что всё неправильно. То есть возникают две версии: либо у нас в судебных инстанциях, во всех трёх, работают дураки, либо, к сожалению, эти люди находились на "совещании". В любом случае для страны плохо, когда в этих уважаемых инстанциях люди не могут правильно прочитать те законы, которые мы с вами принимаем. Да, мы тоже в трёх чтениях... Но, по крайней мере, могли бы прочитать и не один раз, если бы хотели разобраться. Поэтому, конечно, судебные инстанции в данном случае компрометируют саму идею правосудия. И действительно, сегодня сотни тысяч людей после вот этого "совещания" и последующих звонков, в частности из уважаемых ведомств, распоряжающихся финансами, приняли совершенно другое решение, оставив без надбавок к пенсии огромное число людей, потративших своё здоровье на развитие экономики нашего великого государства. И, завершая своё выступление, спасибо за возможность, хочу сказать, что поддерживаю Олега Васильевича Шеина: это гражданское общество добилось результатов. Но и наша фракция, и наши депутаты помогли этому, потому что оказали давление на Правительство Российской Федерации (я надеюсь, что Юрий Викторович не обидится на меня за это слово), которое было вынуждено всё-таки два года спустя после решения органа власти России Конституционного Суда - за что мы его уважаем - принять такое решение. Вот, к сожалению, Верховный Суд оказался в данном случае слабее, видимо, были какие-то особые аргументы использованы, что он отрёкся от всех решений своих коллег, на протяжении года решавших эту проблему. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас выступлений по мотивам нет в процедуре первого чтения, я могу давать слово только по ведению, если мы что-то нарушили, потому что в противном случае я должен буду давать слово всем желающим. У нас нет такой процедуры. По ведению, пожалуйста, депутат Кашин. КАШИН В. И. Спасибо большое. Я хотел бы в этой связи тоже высказаться. Буквально недавно был в Воскресенске, так градообразующее предприятие большое... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Иванович, ну, вот видите, возмущение депутатов: вы высказываетесь по существу обсуждаемой темы. Слово было дано всем желающим, было задано семь вопросов, все высказывались. Ну нет у нас такой процедуры! Я вам даю слово, делая в ваш адрес реверанс, - возмущаются другие депутаты. Тогда я сейчас всем должен давать это право. Уважаемые коллеги, процедура обсуждения состоялась. Я обращаюсь к представителю президента: есть ли желание высказаться? У представителя правительства? Также нет. Все имели возможность задать вопрос и высказаться, я никого не ограничивал. Ставится на голосование по порядку обсуждения пункт 9.1. Поскольку это у нас альтернативные законопроекты, мы голосуем, но не показываем результаты. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Законопроект под номером 9.2. Пожалуйста, включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пожалуйста, включите режим голосования по законопроекту из пункта 9.3. (Идёт голосование.) И наконец, законопроект под номером 9.4. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 9.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 04 сек.) Проголосовало за 432 чел.96,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0% Пункт 9.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 34 сек.) Проголосовало за 108 чел.24,0% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 111 чел. Не голосовало 339 чел.75,3% Пожалуйста, результаты голосования по пункту 9.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 00 сек.) Проголосовало за 108 чел.24,0% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 112 чел. Не голосовало 338 чел.75,1% И пункт 9.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 25 сек.) Проголосовало за 109 чел.24,2% Проголосовало против 10 чел.2,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 119 чел. Не голосовало 331 чел.73,6% Уважаемые депутаты, согласно нашему Регламенту принятым в первом чтении считается законопроект под пунктом 9.1. Спасибо.