Заседание № 66

15.12.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3687 по 3819 из 5346
Так, следующий, пункт 13-й повестки дня: о проекте федерального закона "О       
ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и              
Правительством Республики Армения о принципах взимания косвенных налогов во     
взаимной торговле". Докладчики те же.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОТОРИН М. А. Уважаемые депутаты Государственной Думы, вашему вниманию          
предлагается проект федерального закона "О ратификации Соглашения между         
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о       
принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле".                     
                                                                                
Целью вышеуказанного соглашения является обеспечение перехода торговых          
отношений между Российской Федерацией и Республикой Армения на принцип          
взимания косвенных налогов по стране назначения. В настоящий момент налоги      
взимаются по так называемому принципу страны происхождения, то есть налогом     
на добавленную стоимость облагается товар в стране, в которой он произведен,    
и не облагается товар при ввозе на территорию другой страны. При этом           
возникает очень большая проблема, коллизия в связи с тем, что практически все   
страны СНГ уже в своем внутреннем законодательстве приняли нормы о переходе     
на принцип страны назначения.                                                   
                                                                                
Фактически это означает следующее: в отношении российских товаров, которые      
поставляются в эти страны, происходит двойное налогообложение. То есть          
сначала взимается российский НДС, не применяется нулевая ставка, облагается     
товар по ставке 20 процентов, затем этот же товар облагается еще раз НДС по     
той ставке, которая установлена в соответствующей стране, куда он               
поставляется. В обратную сторону - происходит прямо противоположное. Как        
экспорт, например, из Армении в Россию товар не облагается вообще НДС. Как вы   
знаете, применяется нулевая ставка, а в России этот товар опять же не           
облагается налогом на добавленную стоимость, что приводит к тому, что, с        
одной стороны, дискриминируются наши товары в тех странах, куда они             
поставляются, и, наоборот, те товары, которые поставляются из других            
стран-партнеров, фактически могут демпинговать и демпингуют на нашем рынке.     
                                                                                
Поэтому данное соглашение предусматривает, что во внешнеторговых операциях      
будет применяться принцип страны назначения. То есть при вывозе товаров из      
Российской Федерации будет применяться нулевая ставка, а при ввозе товары       
будут облагаться налогом по ставке 20 процентов. При этом сделано исключение    
для нефти, газа и стабильного газового конденсата. Это сделано для того,        
чтобы не было потерь для федерального бюджета, потому что значительную долю     
наших поставок в страны СНГ составляют именно эти товары. Для того, чтобы       
минимизировать потери (а в целом есть положительное сальдо в торговле между     
Россией и странами СНГ), чтобы не было потерь при переходе на принцип страны    
назначения, на эти товары не должен распространяться принцип страны             
назначения, и в связи с этим таких потерь не произойдет.                        
                                                                                
Сделано также отдельное исключение при взимании косвенных налогов при           
оказании услуг. Установлено, что до принятия отдельного протокола по            
принципам взимания косвенных налогов по услугам применяется принцип страны      
назначения по таким услугам, которые связаны с транспортировкой и               
обслуживанием экспортируемых транзитных грузов, а также с перевозкой            
пассажиров. Все остальные услуги - различные консалтинговые, юридические и      
так далее, которые очень трудно проконтролировать при экспорте или импорте, -   
будут оформляться отдельным протоколом, и пока по ним не должен происходить     
переход на принцип страны назначения.                                           
                                                                                
Теперь несколько слов о том, в связи с чем эти соглашения - а сегодня три       
таких соглашения будут рассматриваться, и в дальнейшем ведутся переговоры с     
другими странами СНГ - все-таки нужно принимать наряду с той нормой, которая    
существует в Налоговом кодексе в соответствующей главе, посвященной НДС.        
Действительно, с 1 июля происходит переход на принцип страны назначения, и      
там также есть исключения по нефти и газу. Однако нужно учитывать, что          
соглашение о зоне свободной торговли также содержит норму о переходе на         
принцип страны назначения при торговле между странами СНГ и при этом этого      
исключения по нефти и газу не делается. Если будет ратифицировано соглашение    
о зоне свободной торговли (а Россия работает в этом направлении), то            
получится, что международный договор будет действовать и иметь преимущества     
по отношению к внутреннему российскому законодательству. Поэтому не будет       
исключения по нефти и газу и, соответственно, будут определенные потери для     
федерального бюджета.                                                           
                                                                                
Кроме того (я уже упоминал), ограничения по услугам. Именно услуги сейчас       
прежде всего используются для того, чтобы возмещать за счет федерального        
бюджета при ложном экспорте определенные суммы налога на добавленную            
стоимость, то есть используются для лжеэкcпорта.                                
                                                                                
Поэтому данные соглашения по принципам взимания косвенных налогов необходимо    
ратифицировать, несмотря на то что соответствующая норма содержится в нашем     
внутреннем законодательстве. Естественно, что наше внутреннее                   
законодательство также будет применяться с учетом тех положений, которые        
существуют в этих соглашениях.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Альбертович.                              
                                                                                
Пожалуйста, Борис Николаевич Пастухов.                                          
                                                                                
ПАСТУХОВ Б. Н. Уважаемые коллеги, мне кажется, что предмет трех соглашений,     
которые нам предстоит рассмотреть, изложен довольно подробно. Я хотел бы        
только добавить следующее. Начиная с 1994 года идут интенсивные переговоры о    
необходимости создания зоны свободной торговли. Будущее, перспектива            
Содружества Независимых Государств - усиление экономической интеграции,         
которая невозможна без создания зоны свободной торговли.                        
                                                                                
Принимая эти три соглашения сегодня, а я надеюсь, что Государственная Дума      
поддержит позицию нашего комитета по этому вопросу, мы делаем весьма важный     
шаг в формировании правовых основ зоны свободной торговли. Вот почему я хотел   
бы просить поддержать все эти три соглашения. Они фактически весьма и весьма    
близки по своему содержанию, поэтому комментировать каждое из них, я полагаю,   
может быть, и не следует.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Николаевич.                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли у вас вопросы к докладчикам? Есть вопрос. У         
депутата Штогрина вопрос.                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Спасибо.                                                          
                                                                                
У меня к Михаилу Альбертовичу вопрос, связанный с акцизами. Поясните этот       
механизм. Будет ли возмещение тем, кто будет продавать подакцизные товары в     
Армению и другие страны СНГ по входному акцизу? Вообще, для чего все это        
делается? С НДС тут все понятно, а вот по акцизам поясните ситуацию.            
                                                                                
МОТОРИН М. А. По акцизам принцип страны назначения заключается в следующем:     
будет применяться тот принцип, который сейчас осуществляется при поставках за   
пределы стран СНГ. Акциз при производстве подакцизного товара сначала           
взимается, и после того, как осуществлена поставка за границу, то есть          
подтверждено таможней или другим способом в случае отсутствия таможенной        
границы, например в рамках таможенного союза, специальный режим подтверждает,   
что товар экспортирован, после этого - возмещение из бюджета уплаченного        
акциза.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы? Вопросов нет. Переносим на "час голосования".              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3977 по 3995 из 5346
Законопроект под номером 13, тот, что докладывал Борис Николаевич Пастухов.     
Это законы в развитие нашего единого для стран пятерки таможенного              
пространства. Напомню: Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия.    
Ставлю на голосование пункт 13. Пожалуйста, голосуйте.                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 05 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              360 чел.             80,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    360 чел.                                          
Не голосовало                  90 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Спасибо. Принимается.