Заседание № 32
О проекте федерального закона № 330777-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в части расширения категорий участников и инвалидов Великой Отечественной войны и о предоставлении им права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению; внесен депутатами Государственной Думы О. Г. Дмитриевой, В. Б. Савостьяновой, Т. В. Плетнёвой, А. В. Апариной и депутатами Государственной Думы третьего созыва И. Д. Грачёвым, В. А. Буткеевым, В. Р. Пашуто).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 17, о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Оксаны Генриховны Дмитриевой. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, в данном законопроекте предлагается приравнять по пенсионному обеспечению тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда и узников фашистских концлагерей к участникам Великой Отечественной войны. Я обращаю ваше внимание на тот факт, что мы не меняем статус этих категорий ветеранов, они будут прописаны в законе "О ветеранах" в тех же статьях, где они прописаны сейчас, и останутся с тем же статусом: труженик тыла будет тружеником тыла, житель блокадного Ленинграда, статья 18, будет расцениваться как житель блокадного Ленинграда, мы только предлагаем перенести нормы указа президента по узникам фашистских концлагерей в закон "О ветеранах". При этом мы предлагаем повысить пенсионное обеспечение вот этих категорий ветеранов, поскольку то, что люди реально заслужили и в чем у них есть потребность, - это право на получение второй пенсии: плюс к пенсии по старости получать пенсию по инвалидности. Участники Великой Отечественной войны такое право имеют, а другие ветераны войны - труженики тыла, жители блокадного Ленинграда и узники фашистских концлагерей - такого права не имеют, и есть предложение их приравнять по пенсионному обеспечению. Поэтому изменение вносится как в закон "О ветеранах", так и в закон "О государственном пенсионном обеспечении...". При этом мы не затрагиваем материально-бытовые льготы, которые закреплены за данными категориями законом "О ветеранах", поэтому по этому направлению не будет ни дополнительных льгот, ни дополнительных расходов. Хотела бы обратить ваше внимание на необходимость того, что в законе "О ветеранах" нужно повторить те нормы, которые есть в указе президента от 1992 года по узникам фашистских концлагерей, потому что то, что о материально-бытовых льготах, которые распространяются на узников фашистских концлагерей, не прописаны ни в одном законе, очень часто приводит к тому, что просто забывают, что есть такая категория ветеранов, а их, между прочим, около семисот тысяч человек. Вот даже сейчас, когда внесен уже в Государственную Думу закон о льготах, о преобразовании льгот, просто забыли узников фашистских концлагерей, их нет нигде - нет в законе "О ветеранах", и в указе отдельно не прописано, какая будет денежная компенсация, поэтому забыть их может, насколько я понимаю, правительство в любой момент. Поэтому я считаю, коллектив авторов считает необходимым, чтобы все нормы, которые есть в указе, были повторены в законе "О ветеранах". И по поводу того, насколько необходим данный законопроект в свете того, что правительство предлагает вообще отменить льготы, заменить их денежными компенсациями. Я думаю, что именно в этих условиях актуальность данного закона еще больше, поскольку... Я думаю, что депутаты еще не успели ознакомиться с тем большим законопроектом о внесении изменений практически во все законы, которые мы приняли на эту тему, то есть в сто пятьдесят законов. Так вот, в этом большом законопроекте предлагается полностью отменить статью 20 закона "О ветеранах", то есть все льготы, которые прописаны для тружеников тыла, и передать это всё на усмотрение субъектов Федерации. Я думаю, что отмена статьи 20 будет большим "подарком" пяти миллионам тружеников тыла к 60-летию Победы, - вместо того чтобы повысить их статус и их пенсионное обеспечение, отнять все до единой льготы, которые есть для них в законе "О ветеранах"! Поэтому, подводя итог, скажу: мы считаем, что нужно решить вопрос пенсионного обеспечения, еще раз повторяю, тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда и узников фашистских концлагерей, дать им право на получение одновременно пенсии по старости и пенсии по инвалидности. И если мы не решим этот вопрос сейчас, в преддверии 60-летия Победы, то понятно, что этот вопрос уже не решится никогда. Поэтому вот сейчас последний момент, когда Государственная Дума может принять решение по этому вопросу, заложить расходы и в бюджет Пенсионного фонда, и в федеральный бюджет на 2005 год, другого момента, другого времени для решения этого вопроса у Государственной Думы уже не будет. Далее. Мы, коллектив авторов, предлагали и Комитету по труду и социальной политике, и Комитету по делам ветеранов создать рабочую группу по данному вопросу, для того чтобы принять, может быть, какой-нибудь компромиссный вариант по дополнительному пенсионному обеспечению вот этих категорий: тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда и узников фашистских концлагерей. Сейчас по закону о государственном пенсионном обеспечении дополнительная пенсия участникам Великой Отечественной войны с первой группой инвалидности составляет две с половиной базовые части пенсии, или 1 552 рубля, со второй группой инвалидности - две базовые части пенсии, или 1 242 рубля, и с третьей группой инвалидности - полторы базовые части пенсии, или 931 рубль. Есть возможность в рабочей группе проработать различные варианты, может быть, не в полном объеме дать именно ту пенсию, которая прописана для инвалидов - участников Великой Отечественной войны, может быть, посмотреть какой-то уменьшенный вариант надбавки или пенсии дополнительной именно этим категориям: жителям блокадного Ленинграда, труженикам тыла и узникам фашистских концлагерей. Но решать этот вопрос надо, тем более, еще раз я повторяю, правительство предлагает уже у тружеников тыла отнять всё, узники фашистских концлагерей вообще забыты, просто их нигде нет, а та компенсация, которая предлагается жителям блокадного Ленинграда, 1 100 рублей, - это минимум, нижняя граница тех реальных льгот, которые имеют в настоящий момент жители блокадного Ленинграда. То есть всем этим категориям предложено резко ухудшить материально-бытовое обеспечение. Поэтому тем более необходимо решить вопрос по пенсионному обеспечению и по праву на получение второй пенсии. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна. Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. Пожалуйста. С места вы будете, да? Пожалуйста, включите Гайнуллиной микрофон. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Единая Россия". Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет по труду и социальной политике, разделяя озабоченность и тревогу, высказанную в выступлении Оксаны Генриховны от имени авторов законодательной инициативы, тем не менее - и сам докладчик это уже отметил - все-таки с вариантом разрешения этой проблемы не может согласиться, ибо здесь еще не было отмечено, что это потребует около 13 - 15 миллиардов рублей в год за счет средств федерального бюджета. Это во-первых. И во-вторых, конечно же, с отнесением этой категории социально уязвимых граждан нашей страны к категории ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны Комитет по труду и социальной политике не может согласиться и, исходя из этого, предлагает вам отклонить данный законопроект. Но я думаю, что не злоупотреблю доверием комитета, если соглашусь с предложением автора, что вот действительно в рамках двух комитетов - по делам ветеранов и по труду и социальной политике - еще раз накануне 60-летия Победы нужно внимательно посмотреть, как можно обеспечить социальную помощь и социальную защиту этой категории людей. Комитет Государственной Думы по делам ветеранов, который является соисполнителем, рассмотрел данный законопроект и не поддерживает данную законодательную инициативу. По законопроекту поступили отзывы двадцати семи законодательных и пятидесяти четырех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Их мнения разделились. Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает данный законопроект. Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении также отмечает, что предлагаемые меры противоречат концепции закона "О ветеранах". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, первое чтение. Пожалуйста, коллега Плетнёва. Кому вопрос? ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, Артур Николаевич. Вопрос Оксане Генриховне. Правительство уже внесло пакет документов, по которым льготы будут заменены денежными компенсациями. Люди, которые сейчас не будут включены в эти льготные категории, - таких людей много - ни компенсаций, ни льгот больше никогда не получат, и вообще эта тема будет закрыта. Вот, скажите, какой может быть все-таки компромиссный вариант предоставления льгот? Что правительство предлагает? Можно ли хоть что-нибудь сделать? Потому что я понимаю, что в этой Думе что-нибудь доказывать, просить - это всё бесполезно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясен вопрос. Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Во-первых, в любом случае нужно решить вопрос по пенсионному обеспечению этих категорий. Я считаю, что неправильно была дана информация по поводу того, что нельзя относить жителей блокадного Ленинграда, тружеников тыла к ветеранам войны. Если вы внимательно посмотрите закон "О ветеранах", то они там четко отнесены к ветеранам войны. Этот вопрос уже давно решен: они являются ветеранами войны по закону "О ветеранах" - читайте внимательно закон. Этот вопрос был решен уже в 1995 году, когда принимался закон "О ветеранах". Мы что, сейчас, в этой Государственной Думе, их уже вообще не считаем ветеранами войны - ни тружеников тыла, ни жителей блокадного Ленинграда? На них не распространяются льготы участников войны - вот эта разница есть, а ветеранами войны они являются, и предложено распространить льготы по пенсионному обеспечению, дать право тому, кто является инвалидом первой, второй или третьей группы, получить дополнительно пенсию по инвалидности. Так вот, компромисс может быть только один - эта пенсия по инвалидности для этих категорий может быть не в тех же размерах, что для участников войны, она может быть в несколько меньших размерах. Это предмет компромисса, вот размеры этой пенсии - предмет компромисса и предмет расчетов, и здесь мы готовы, коллектив авторов, пойти на переговоры с правительством. Но то, что нужно этот вопрос решать, особенно тогда, когда отнимается, еще раз я повторяю, у тружеников тыла... В законе, который внесен правительством, предложено отменить всё! Всё! Это та категория, которая до сих пор наиболее обиженная среди ветеранов войны. А узников фашистских концлагерей вообще забыли, как забывали в течение всего сталинского периода, как будто их не существует. Их вспомнили, им дали по указу президента льготы в 1992 году, теперь нужно подкрепить это в законе "О ветеранах". Так мы что, сейчас опять будем повторять сталинский режим тем, что узников фашистских концлагерей мы совсем забываем? Их нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Я вот житель блокадного Ленинграда, нас двое таких депутатов, еще депутат Савельев. Вот мы, как участники Великой Отечественной войны... Я не могу комментировать, у меня есть карточка, я соответственно проголосую... Так, пожалуйста, какие еще вопросы? Безбородов, пожалуйста. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемая Фарида Исмагиловна, пятьдесят четыре региона или двадцать семь? Сколько регионов дали заключение? Каково соотношение между положительными заключениями и отрицательными? Спасибо. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Первое. Я действительно хочу извиниться, если я неверно сказала по поводу отнесения к категориям. Конечно, Оксана Генриховна, я имела в виду отнесение не к ветеранам войны, а к участникам войны. Это раз. Во-вторых, получено двадцать семь отзывов от законодательных органов, из них двенадцать положительных, пятьдесят четыре отзыва от исполнительных органов, из них тоже двенадцать положительных, одиннадцать исполнительных органов высказали замечания и тридцать один отзыв отрицательный. То есть где-то половина на половину. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей, пожалуйста. Ваш вопрос кому? И больше нет желающих. Пожалуйста, Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемая Фарида Исмагиловна, ответьте, пожалуйста, какое количество людей затрагивает данный проект? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. По оценкам авторов законодательной инициативы, я могу назвать только сумму: от 13 до 15 миллиардов рублей в год. Количество людей не представляется возможным назвать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Оксана Генриховна. Ответьте на этот вопрос, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, по справкам, подтвержденным Министерством труда и социального развития, тружеников тыла 4,9 миллиона. Почему сейчас девять миллионов дается в справке, непонятно. Их 4,9 миллиона, узников фашистских концлагерей около семисот тысяч, а жителей блокадного Ленинграда - двести тридцать тысяч. При этом льгота распространяется не на весь этот контингент, а только на тех, кто является инвалидом первой, второй или третьей группы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Пожалуйста, Шеин. Хорошо, я вижу, я вижу. Пожалуйста, коллега Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, фракция "Родина" поддерживает данный законопроект, считает необходимым его принять. Хочу обратить ваше внимание на то, что это касается примерно полутора миллионов человек и суммы в 13-15 миллиардов рублей. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ШЕИН О. В. Не надо здесь, Фарида Исмагиловна, мне подсказывать про девять миллионов. Читайте внимательно, пожалуйста, как докладчик от комитета, тексты, которые раздаются депутатам. Если вы их не можете читать внимательно, не надо ничего здесь подсказывать. Так вот, это касается порядка полутора миллионов человек, и речь идет о людях, которым действительно наша страна должна быть признательна и благодарна. Более того, сумма, о которой докладывала Оксана Генриховна, составляет около 13-15 миллиардов рублей. Я напомню, что у нас сейчас в Государственной Думе рассматривается вопрос об уменьшении ставки единого социального налога, вследствие чего Пенсионный фонд ежегодно... или, вернее, отчисления, идущие на обеспечение пенсионных выплат, ежегодно станут меньше примерно на сумму в 200 миллиардов рублей. Нам никто не мешает уменьшать ставку социального налога не такими динамичными темпами, тем самым можно было бы принять этот самый закон и дать людям возможность получать достойную пенсию. И я хотел бы сказать отдельное спасибо от всей нашей фракции коллеге Дмитриевой за то, что она обратила еще раз сегодня внимание Государственной Думы на то обстоятельство, что в условиях, когда регионы, люди, организации ветеранов говорят депутатам: пожалуйста, примите законы, улучшающие наши социальные права и интересы, - в этих условиях правительство предлагает законопроект, по которому просто ликвидируются льготы труженикам тыла, ветеранам труда и ветеранам Вооруженных Сил. Эти льготы просто уничтожаются без всякой компенсации вообще, там нулевая сумма компенсаций. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Аркадьевич Тюлькин, пожалуйста. ТЮЛЬКИН В. А. Ну, вполне понятно, что фракция коммунистов будет голосовать за этот проект, поддерживать и, так сказать, даже развивать это направление. Но я хотел бы несколько слов сказать как член комитета по труду. Я убедительно прошу в следующий раз Фариду Исмагиловну и других выступающих подчеркивать, что не комитет против, а партийная группа "Единой России" в комитете против, потому что представители коммунистов поддерживали, представители фракции "Родина" поддерживали, а "Единая Россия", она хоть и говорит: мы озабочены, мы то, сё... Нет, неправда! Вот это первый момент. И второй. Уже стал таким типовым доводом аргумент - не вписывается в концепцию пенсионного реформирования. Так отсюда только один вывод: что эта концепция ни к черту не годится, что ее надо пересматривать, исправлять или просто выбросить. И вообще, в преддверии 60-летия празднования победы над фашизмом создается такое впечатление, что война еще не закончилась, что она еще продолжается и что против наших ветеранов стоят все те же силы, что и в 41-45-м. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савостьянова, пожалуйста, и мы заканчиваем. Представитель правительства хотел выступить. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вижу, да, но вы только сейчас подняли руку. САВОСТЬЯНОВА В. Б., фракция "Родина". Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! У нас президент второй год говорит о борьбе с бедностью. Вы посмотрите, эти люди, вот о которых мы говорим, половина из них - это бывшие колхозники, часть работали на предприятиях, у них заработная плата-то, у колхозников по крайней мере, - это минимальный размер пенсии, где-то 660 рублей. Мы постоянно говорим о размерах пенсий, а ведь сегодня покупательная способность пенсии меньше почти в два раза, чем она была в 90-х годах. Германия, которую мы победили, - она дала все льготы не только своим гражданам, а и всем, кого... даже нам платит эти деньги, нашим людям. Что же мы-то со своими людьми делаем, а? Уважаемые депутаты от "Единой России", это ваши деды, это ваши, может быть, родители. Я убедительно прошу вас поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. Нет больше желающих выступить? Ну хорошо, да, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Ну, вообще, конечно, как бы мы тут ни обсуждали, как бы эмоционально ни высказывались, решение вопроса уже предрешено. Вот Пиночет поступил честно в свое время, он сказал: я старикам зарплату, вернее, пенсии и пособия платить не буду, выживайте как хотите. Молодые выживут, они вытянут страну, дадут нам налоги и прочее, прочее, прочее. Ну скажите вы честно, как Пиночет, что не будем мы этого делать! А мы всё делим ветеранов: участник он, блокадник, еще кто-то. Да вы вдумайтесь вообще: десятилетний пацан, который в 35-м году родился, он уже пахал на фронт, уже пахал! Тем, кто в двадцать лет пошел воевать, тем уже сейчас восемьдесят пять лет! И мы о каких-то вещах с вами рассуждаем. То есть все вот эти законопроекты, которые мы сейчас обсуждаем, - это кощунство и лицемерие. Наше государство - это не Чили, оно вполне в состоянии дать нормальное обеспечение всем нашим дедам, которые еще живут, слава Богу, и дай им Бог здоровья, остальных уже нет. Вы посмотрите на среднюю статистику продолжительности жизни, сколько у нас живут. Когда нам Пенсионный фонд заявляет о каких-то ставках непонятных... У нас не доживают до пенсии, почти половина не доживает, уж мужики так точно, и мы здесь еще копья ломаем! Я понимаю, что это неинтересно, но не высказаться я не могу. Поэтому фракция ЛДПР будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Дмитриевич Ковалёв, пожалуйста. Потом представитель правительства. Ну, я заключительное слово дам, конечно, и мы закончим. КОВАЛЁВ Н. Д. Вы знаете, коллеги, разделяя общий пафос выступлений, я думаю, что здесь нет ни одного человека, который бы на эмоциональном уровне не поддержал то, что было сказано. Но, вы знаете, огромное количество ветеранов, участников Великой Отечественной войны, участников боевых действий идут потоком в Комитет по делам ветеранов и говорят: не вздумайте нас приравнять ни в коем случае, это оскорбляет нас, не уравнивайте нас в правах, а тем более в финансовом обеспечении с теми, кто трудился в тылу, с теми, кто не находился на боевых позициях. И с их высказываниями мы просто обязаны считаться. Все имеют право на льготы и на социальную защиту, все категории. Но должно быть все-таки определенное разделение, должна быть дифференциация. И кстати, вот я обращаюсь к фракции "Родина", хочу сказать, активное участие принимают члены этой фракции в работе комитета. И они эту позицию комитета поддержали, поэтому странно видеть, что на пленарном заседании высказывается прямо противоположная позиция. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, заключительное слово, Оксана Генриховна. Потом представитель правительства. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можно, да. Пожалуйста, представитель правительства заместитель министра труда и социального развития Паршенцева Галина Васильевна. А потом вы выступите с заключительным словом. Пожалуйста. ПАРШЕНЦЕВА Г. В. Уважаемые коллеги, уважаемая Оксана Генриховна! Действительно, вот то, о чем сегодня мы говорим - и Николай Дмитриевич, и Фарида Исмагиловна, - это сегодня очень важная проблема для каждого человека. И действительно, если сегодня взять любого сибиряка, семипалатинцы сегодня тоже требуют льгот, просят уравнять их с чернобыльцами, другие льготные категории... Я знаю, Оксана Генриховна, что вы провели очень много консультаций и с правительством, и с представителями администрации президента, и все-таки принят 36-й закон от 9 мая 2004 года, все-таки пошли на это в Министерстве финансов, подсчитав средства, на которые можно было бы все-таки установить льготы инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья. Этот закон же приняли, и им будет сегодня вторая пенсия. Вы же говорите, что несовершеннолетним узникам нет сегодня никаких льгот. Но посмотрите ваш законопроект: вы уповаете на то, что нужно второй размер пенсии выплачивать вследствие ранения, основной акцент вы делаете на этом. Я полагаю, что сегодня правы те депутаты, которые говорят, что нужно в льготные категории вводить практически всех, кто живет в России. Это сложная ситуация, и если мы возьмем за четыре года все наработки по законопроектам и законам, которые мы с вами делали, то увидим, что все-таки подвижки эти есть. Я соглашусь и правительство соглашается с тем мнением, которое высказывает Николай Дмитриевич. И мы встречались и с участниками Великой Отечественной войны, общественными организациями - они действительно сегодня не хотят, чтобы сравняли всех, все льготные категории граждан сравняли с участниками Великой Отечественной войны и инвалидами войны, которые воевали, которые отдавали жизнь за спасение нашей Родины. И поэтому сегодня никак нельзя данным законопроектом устанавливать эти льготы бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей и гетто. Я прошу все-таки здраво отнестись к мнению правительства, к мнению депутатов Комитета по труду и социальной политике, Комитета по делам ветеранов и в настоящее время не поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Оксана Генриховна, пожалуйста, заключительное слово вам. Вы можете с места. Да, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Да, я с места буду говорить. Во-первых, по поводу позиции организаций, объединяющих участников Великой Отечественной войны. У нас есть общая организация ветеранов войны и труда в Санкт-Петербурге, там все категории представлены: и жители блокадного Ленинграда, и труженики тыла, и узники фашистских лагерей и участники Великой Отечественной войны. 30 процентов участников Великой Отечественной войны проживают в Санкт-Петербурге. Так вот, все согласны с тем, что не нужно называть их участниками войны, надо оставить их в тех же категориях, как сделали мы в нашем варианте: труженики тыла - это труженики тыла, жители блокадного Ленинграда остаются в статье 18 - жители блокадного Ленинграда, но никто не возражает против того, что нужно улучшить пенсионное обеспечение этих категорий ветеранов войны. Теперь следующий момент. Вот ведь все на выборах, на парламентских слушаниях 9 мая 2005 года все как один будут говорить: мы в неоплатном долгу, мы только заботимся о вас, мы всё сделаем. Где же вы сделаете? Вот люди погибали за вас или работали, а вы боитесь, боитесь сейчас своего руководства, боитесь проголосовать! То есть за тот подвиг, который они совершили в период Великой Отечественной войны, рискуя жизнью и здоровьем, вы не хотите рисковать даже своей карьерой. Вот это действительно несопоставимые категории, несопоставимые. Вот где нужно гражданское мужество и политическое мужество! И теперь следующий вопрос, по поводу финансового обеспечения. Ведь у нас сейчас все говорят: благоприятная экономическая конъюнктура. У нас профицитный бюджет, у нас Стабилизационный фонд достигает 300 миллиардов рублей, нам хватает средств на любые затеи, любые эксперименты с пенсионным обеспечением. Хотим - 20 миллиардов будем тратить ежегодно на то, чтобы передать функции назначения пенсий от органов соцзащиты к Пенсионному фонду. 20 миллиардов ежегодно на это тратили и тратим. Захотели - провели эксперимент с переходом на накопительную часть пенсии, теперь решили этот эксперимент наполовину уменьшить: только вот будет накопительная часть для тех, кто моложе 67-го года рождения, а со средним возрастом - всё, эксперимент закончили. На любой эксперимент хватает денег, только не хватает денег на то, чтобы действительно сделать то, что нужно старшему поколению. А что говорят ветераны? Вот Артур Николаевич подтвердит, жители блокадного Ленинграда у него были. Они говорят следующее: это ненадолго, мы долго не проживем, это на два-три года, скоро нас никого не останется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, нет, почему на два-три года? Будем жить... ДМИТРИЕВА О. Г. Потому что они так говорят. Это невоспроизводимая категория, это нужно тоже понимать - что расходы с каждым годом на этот закон будут только уменьшаться, потому что ветеранов войны с каждым годом больше не становится, их будет всё меньше и меньше. Поэтому еще раз повторяю: это последний момент, когда мы можем решить этот вопрос. Не решим сейчас - не сможем вставить в бюджет на 2005 год, а 2005 год - это 60-летие Победы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Фарида Исмагиловна, вы хотите что-нибудь сказать? Нет. Уважаемые коллеги, мы обсудили законопроект, выступили все желающие, представители правительства, президента, я так понимаю? Мы голосуем. Кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 31 мин. 51 сек.) Проголосовало за 147 чел.32,7% Проголосовало против 12 чел.2,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 159 чел. Не голосовало 291 чел.64,7% Результат: не принято Не принимается.