Заседание № 151

26.03.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 330233-5 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о совместных усилиях в охране государственной границы Республики Южная Осетия".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2700 по 2994 из 7080
Коллеги, у нас было решение Совета пункты 18 и 19 рассматривать с одним         
докладом и одним содокладом. Юрий Сергеевич Горбунов, официальный               
представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель    
директора Федеральной службы безопасности, докладывает эти два вопроса.         
                                                                                
ГОРБУНОВ Ю. С., официальный представитель Президента Российской Федерации,      
статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы безопасности         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему      
вниманию предлагаются проекты федеральных законов о ратификации соглашений      
между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия, а также Республикой     
Абхазия о совместных усилиях в охране государственных границ названных          
республик. Соглашения определяют статус и условия пребывания в Республике       
Южная Осетия, а также в Республике Абхазия пограничных органов Федеральной      
службы безопасности, регламентируют вопросы юрисдикции, финансирования          
расходов, связанных с реализацией соглашений, а также вопросы пользования       
воздушным пространством, недвижимым имуществом, каналами связи и другие         
вопросы. Военнослужащие и члены их семей - граждане Российской Федерации        
находятся под исключительной юрисдикцией Российской Федерации во время          
исполнения своих служебных обязанностей на территории названных республик.      
                                                                                
Соглашения временно применяются с даты их подписания.                           
                                                                                
Соглашения подлежат ратификации, поскольку возлагают на ФСБ России охрану       
государственных границ сопредельных государств, возлагают временно, до          
формирования соответствующих органов пограничной охраны указанных государств.   
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Юрий Сергеевич.                  
                                                                                
Анатолий Сергеевич Стародубец делает содоклад.                                  
                                                                                
СТАРОДУБЕЦ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Соглашение между Российской       
Федерацией и Республикой Южная Осетия о совместных усилиях в охране             
государственной границы Республики Южная Осетия и Соглашение между Российской   
Федерацией и Республикой Абхазия о совместных усилиях в охране                  
государственной границы Республики Абхазия были подписаны 30 апреля 2009 года   
в Москве. Подписание указанных соглашений прямо предусмотрено заключёнными      
ранее договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской    
Федерацией и Республикой Южная Осетия и Республикой Абхазия соответственно. В   
соответствии с рассматриваемыми соглашениями Республика Южная Осетия            
делегирует Российской Федерации полномочия по охране своей государственной      
границы с Грузией, а Республика Абхазия - полномочия по охране своей            
государственной границы с Грузией, а также границы морских пространств.         
                                                                                
Соглашения предусматривают создание на территории каждой из республик           
пограничных управлений ФСБ России, определяют правовой статус пограничных       
управлений, а также их служащих, устанавливают действие законодательства        
Российской Федерации в отношении пограничных управлений и полный иммунитет      
пограничных управлений от гражданской и административной юрисдикции             
государства пребывания, устанавливают неприкосновенность недвижимого            
имущества, а также закрепляют действие исключительной юрисдикции Российской     
Федерации в отношении военнослужащих пограничных управлений и членов их         
семей.                                                                          
                                                                                
Соглашениями регламентирован порядок распределения расходов между Российской    
Федерацией и Республикой Южная Осетия и Республикой Абхазия соответственно на   
содержание пограничных управлений. Пограничные управления наделяются            
полномочиями по ведению оперативно-розыскной деятельности в интересах охраны    
государственной границы, производят неотложные следственные действия в          
соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством            
государств пребывания, а также осуществляют производство по делам об            
административных правонарушениях в области защиты государственной границы.      
                                                                                
Рассматриваемые соглашения были внесены на ратификацию в Государственную Думу   
Президентом Российской Федерации 17 февраля текущего года. На оба               
законопроекта даны положительные заключения Правительством Российской           
Федерации, комитетами Государственной Думы по безопасности, по международным    
делам, Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности, а также Правовым   
управлением Аппарата Государственной Думы.                                      
                                                                                
Ратификация соглашений отвечает интересам Российской Федерации, подтверждает    
курс на развитие многопланового сотрудничества с Республикой Южная Осетия и     
Республикой Абхазия, формирует правовую базу двусторонних отношений и будет     
способствовать укреплению безопасности и стабильности на государственной        
границе Республики Южная Осетия и на государственной границе Республики         
Абхазия. В связи с этим Комитет Государственной Думы по международным делам     
предлагает принять федеральный закон "О ратификации Соглашения между            
Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о совместных усилиях в         
охране государственной границы Республики Южная Осетия" и федеральный закон     
"О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о   
совместных усилиях в охране государственной границы Республики Абхазия".        
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Настаивает ли        
кто-то на выступлении? Есть желающие выступить: Багдасаров и Климов. Но         
напоминаю: мы договорились, что у нас пятиминутный регламент. И также           
напоминаю, что мы обсуждаем оба законопроекта сразу.                            
                                                                                
Пожалуйста, депутат Багдасаров.                                                 
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Я считаю, это очень хорошие соглашения, они вообще имеют для   
нас немаловажное значение. Мы, пожалуй, с августа 91-го года только всё         
теряли, приобретали каких-то странных друзей, которые потом оказывались не      
теми друзьями, а в августе 2008 года мы приобрели настоящих друзей в лице       
Южной Осетии и Абхазии, и я надеюсь, с учётом тех ошибок, которые у нас были,   
мы их никогда не потеряем.                                                      
                                                                                
Вне всякого сомнения, наша фракция будет голосовать за эти соглашения, однако   
я хотел бы вам напомнить, что ситуация-то непростая. Наши пограничники          
выдвигаются, как говорится, вперёд, там граница Грузии - страны, во главе       
которой стоит господин Саакашвили, очень склонный к различным провокациям.      
Говорят, что он там чего-то не понимает, - он прекрасно всё понимает, это       
достаточно расчётливый политик. По сути, война там не закончилась, она          
перешла в другую плоскость, она перешла в плоскость, я бы даже сказал, не       
холодной войны, а некой тёплой войны.                                           
                                                                                
Вот смотрите, что нынешнее грузинское руководство делает по отношению к нам,    
по отношению к той границе, на которой сейчас находятся наши пограничники.      
Недавно Парламент Грузии принял решение о том, что исходя из каких-то там       
исторических, прочих особенностей развития в целом Кавказского региона -        
имеется в виду Северный и Южный Кавказ - Парламент Грузии будет, что            
называется, искать напрямую дружбу с отдельными субъектами Федерации на         
Северном Кавказе. И с кем там конкретно - непонятно, возможно, не с теми, кто   
находится непосредственно у власти. Грузинское руководство практически на       
своей территории создаёт формирования из различных молодых людей, которые       
затем перебрасываются туда. Для этого им дают гражданство Грузии.               
                                                                                
Я вам уже говорил о "Первом Кавказском" телеканале. Они хотели его ввести, но   
французская телекомпания сегмент на своём спутнике продала другой компании, и   
они сейчас в Интернет-режиме выступают. Вы смотрите их выступления -            
провокационные, антироссийские, направленные на поддержку сепаратизма,          
радикализма на Северном Кавказе. Сейчас договариваются с американской           
телевизионной компанией о том, чтобы всё-таки наладить это вещание,             
направленное против нас. Вдоль границы установлены специальные                  
коротковолновые станции, которые вещают с различными провокационными целями     
на соответствующих волнах, они направлены на нашу северокавказскую              
территорию. Встаёт вопрос: а что же мы делаем в этом плане?                     
                                                                                
Я уж не говорю о постоянных разговорах, что Грузия будет в составе НАТО, не     
говорю о том, что постоянно в грузинской прессе идёт информация о том, что      
рано или поздно американцы разместят свои военные структуры на территории       
Грузии и так далее. Мне кажется, помимо размещения наших пограничников, нам     
надо подумать о многих других вопросах. Мы должны создать боеспособные          
вооружённые силы в Абхазии, Южной Осетии, формировать их не по принципу         
наличия какого-то старого имущества, а с расчётом на новое имущество,           
учитывать опыт ведения боевых действий на Ближнем Востоке и в Афганистане и     
создать на их базе небольшие манёвренные группы, которые своими силами          
нанесли бы поражение грузинской армии в случае необходимости.                   
                                                                                
Мы также должны подготовить и контрпропаганду на территории Грузии,             
пропаганду здоровых сил, которые имеются в целом в Грузии, а также              
национальных меньшинств, которые проживают в Грузии. Мы, наконец, должны        
продумать и более эшелонированную нашу военную систему. Почему бы нам не        
вернуться к идее создания казачьих бригад и не создать две-три бригады?         
Почему бы нам не сформировать на базе народов Кавказа то, что когда-то до       
революции называлось "Дикой дивизией", которая показала высокие моральные и     
боевые качества, рубя в капусту во время Первой мировой войны немецких и        
австрийских гренадеров? Это было самое преданное царю и монархии                
подразделение, все остальные разбежались под давлением известной                
большевистской пропаганды. Была система отбора, была система гарантий в         
отношении этих людей. Почему бы нам это не поднять? У нас как-то был на         
встрече господин Панков, товарищ Панков, я ему задавал этот вопрос. Я ему       
говорил: поднимите архивы, посмотрите, как это делалось. Не просто брали и      
формировали, нет, это была целая система. Почему бы нам это не создать? Я       
думаю, когда у многих в Грузии и у тех, кто их поддерживает, у Соединённых      
Штатов... (Мы недавно были в Соединённых Штатах.) Ему говорят: для нас угроза   
терроризма исходит не из Афганистана, Ирака или Йемена, она идёт с территории   
Грузии. Приводятся аргументы более убедительные, чем приводились с этой         
трибуны, это террористическая угроза. Начинают вилять, говорить, что у нас с    
ними двусторонние... Это террористическое государство, и с территории этого     
государства исходит угроза для нас. И наши пограничники не просто там           
разместятся и на этом всё закончится - нет, провокации будут! Поэтому мы        
должны создать эшелонированные и контрпропагандисткую, и военную системы. И     
если мы это сделаем, тогда всё будет нормально, если нет, у нас впереди будет   
очень много разных проблем. К сожалению, как всегда, это ляжет на офицера       
Иванова, на сержанта Петрова, а пора нам на себя это тоже взять.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Климов Андрей Аркадьевич от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                    
                                                                                
КЛИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Документы, которые мы сегодня     
ратифицируем, естественно, поддерживаются и нашей фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
Мы должны это сделать ещё и потому, что это логичное продолжение, выполнение    
и развитие соглашений о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и   
двумя новыми соседними государствами. Российская Федерация этим решает целый    
ряд задач и по обеспечению собственной безопасности в том числе. Мы прекрасно   
понимаем, что угроза и террористических актов, и распространения наркотиков,    
и контрабанды может исходить от третьих стран. Да, действительно эти            
соглашения не направлены против третьих стран, но они принимаются для того,     
чтобы защитить интересы нашей страны и наших добрых друзей и соседей.           
                                                                                
Уже сегодня раздаются голоса о том, что вот что-то необычное происходит якобы   
в отношениях между Российской Федерацией, Абхазией и Южной Осетией. Ничего      
необычного на самом деле здесь не происходит, в течение столетий существовала   
практика делегирования тех или иных функций одной страной в интересах другого   
государства. Мы с вами помним, как наши пограничники в Таджикистане защищали    
границы, в общем-то, другого государства, обеспечивая тем самым спокойствие и   
этого государства, и самой Российской Федерации. Если мы посмотрим на так       
называемую просвещённую Европу, то увидим, что в странах Европейского союза и   
в странах НАТО сплошь и рядом распространена эта практика, на Балканах в том    
числе она применяется очень активно: создаются и делегируются функции,          
связанные с пограничным обеспечением совместных территорий Европейского         
союза. Так что и здесь мы действуем в полном соответствии не только с           
традицией, но и с буквой и духом международного права.                          
                                                                                
Мы, депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", считаем, что мало просто нажать кнопку    
и поддержать таким образом ратификацию данных соглашений, - нам надо везде,     
на всех международных площадках разъяснять нашу позицию, завоёвывать новых      
друзей, новых партнёров. Этим нужно заниматься не только нашим официальным      
дипломатическим каналам, не только средствам массовой информации, но и нам в    
рамках парламентской дипломатии. Это очень важно и нужно не только для          
понимания этой ситуации, но и для обеспечения мира и безопасности в Европе.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Настаивают ли докладчик и содокладчик на заключительном слове? Нет.             
Представители президента, правительства? Нет. Уважаемые коллеги, выносим на     
"час голосования".                                                              
                                                                                
Коллеги, объявляется "час голосования". Пункт 7. По мотивам - Рохмистров        
Максим Станиславович от фракции ЛДПР. Три минуты.                               
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект, мы считаем, что он необходим и   
что принимать его надо было раньше, потому что сложившийся дисбаланс в          
законодательных собраниях вызывает, мягко говоря, недоумение. Но в то же        
время хотелось бы отметить, что то, что декларировано президентом, - что        
оппозиционные партии должны получать места на постоянной основе в               
региональных парламентах и получать пропорционально, естественно, руководящие   
должности, - на сегодняшний день игнорируется. Так, например, во всех           
субъектах, где только что прошли выборы, всячески оппозиция, которая вроде бы   
и процентов набрала больше, задвигается в самый дальний угол. Например,         
наглядный пример - это Рязанская область, где ни одного места на постоянной     
основе для партии, занявшей второе место на выборах, ЛДПР, не предусмотрено,    
я уже не говорю о том, чтобы дать какое-то руководящее место. И эта             
тенденция, к сожалению, распространяется повсеместно.                           
                                                                                
Я думаю, было бы логично, если бы мы на федеральном уровне воплотили те         
слова, которые были сказаны президентом в послании к Федеральному Собранию. И   
в этом законопроекте это можно было бы, наверное, тоже предусмотреть,           
гарантировать оппозиционным партиям хотя бы - хотя бы! - места на постоянной    
основе, потому что во многих парламентах этого нет.                             
                                                                                
В целом фракция ЛДПР поддерживает настоящий законопроект.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Улас, от фракции КПРФ.                                      
                                                                                
УЛАС В. Д., фракция КПРФ.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция Коммунистической партии поддерживает также данную    
законодательную инициативу президента Медведева, поскольку мы считаем, что,     
несмотря на, безусловно, огромное разнообразие условий работы региональных      
парламентов, тем не менее, в общем-то, здесь возникли очень серьёзные           
перекосы, необходимо наводить элементарный порядок. Мы согласны с тем, что      
численность - а это важнейший показатель регионального парламента - должна      
быть связана с числом избирателей, а фактически - с количеством жителей в       
регионе. Почему? Да потому, что здесь прямая корреляция между количеством       
жителей и нагрузкой, которая выпадает на одного депутата.                       
                                                                                
Совершенно очевидно, мы с вами это тоже прекрасно понимаем, что, чем большее    
количество избирателей приходится на одного депутата, тем больше ему времени    
необходимо тратить на работу с письмами, на организацию встреч, на              
формирование запросов, помощь и так далее. Более того, чем больше количество    
избирателей, тем крупнее регион, тем масштабнее задачи, которые стоят перед     
соответствующей структурой власти, в том числе и перед законодательным          
собранием, тем масштабнее проблемы, тем крупнее бюджет. И поэтому при           
определённом уровне перегрузки решения, которые принимает в том числе           
парламент региональный, становятся поверхностными, он становится игрушкой в     
руках либо финансовых структур, либо исполнительной власти, что мы с вами       
очень часто и наблюдаем.                                                        
                                                                                
В пояснительной записке к данному законопроекту приведены два очень             
характерных примера, обратите внимание: с одной стороны, это Москва, с другой   
стороны, это Республика Тыва. Москва: одиннадцать миллионов жителей, более      
семи миллионов избирателей; годовой бюджет, расходная часть, - более 1          
триллиона рублей; тридцать пять депутатов. Республика Тыва: количество          
избирателей - сто двадцать две тысячи, в сорок раз меньше, чем в Москве;        
бюджет - около 13 миллиардов, в семьдесят семь раз меньше, чем в Москве;        
количество депутатов в двухпалатном парламенте - сто шестьдесят два человека,   
почти в пять раз больше, чем в Москве! Этот пример показывает очень ярко        
интересные перекосы, которые возникли.                                          
                                                                                
Я ещё раз подчёркиваю: наша фракция поддерживает данный законопроект, но мы     
считаем, что это первый шаг в решении этой очень сложной проблемы.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3579 по 3612 из 7080
Пункт 18, "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой   
Южная Осетия о совместных усилиях в охране государственной границы Республики   
Южная Осетия".                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              439 чел.97,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    439 чел.                                          
Не голосовало                  11 чел.2,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пункт 19, "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой   
Абхазия о совместных усилиях в охране государственной границы Республики        
Абхазия". Голосуйте, коллеги.                                                   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              441 чел.98,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.