Заседание № 163

14.05.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 330219-5 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам и Протокола к Договору между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 25 августа 1998 года".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1890 по 2138 из 6404
Пункт 9, проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской    
Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и           
правовых отношениях по гражданским и уголовным делам и Протокола к Договору     
между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой   
помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 25 августа     
1998 года". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации   
статс-секретаря - заместителя министра юстиции Российской Федерации Дмитрия     
Вячеславовича Костенникова.                                                     
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В., официальный представитель Президента Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемые депутаты, Договор между Российской Федерацией и Социалистической      
Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и    
уголовным делам идёт на смену существующему Договору между Союзом Советских     
Социалистических Республик и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой    
помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 10 декабря 1981 года, по   
сравнению с которым новый договор содержит ряд положений, основывающихся на     
более современной договорной практике, учитывающей законодательство             
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Договором охватываются вопросы, касающиеся правовой защиты граждан              
договаривающихся сторон, условий и порядка исполнения судебных поручений по     
гражданским и уголовным делам, пересылки и признания документов, а также        
осуществления уголовного преследования и выдачи для уголовного преследования    
и исполнения приговора. Исключение из названия договора указания на семейные    
дела не означает по его смыслу сужение объёма правовой помощи. Правовая         
помощь по семейным делам также будет оказываться в рамках этого Договора.       
Получили дальнейшее развитие коллизионные нормы, то есть определяющие право,    
подлежащее применению к гражданам, гражданским правоотношениям, в частности     
касающееся вопросов недвижимости и трудового права.                             
                                                                                
Протокол к договору от 23 июля 2003 года был подготовлен и подписан с учётом    
поручения Президента Российской Федерации. В соответствии с данным поручением   
предписывалось провести переговоры по выработке и включению в подписанные       
двусторонние международные договоры, предусматривающие выдачу лиц в рамках      
оказания правовой помощи по уголовным делам, положения об отказе в выдаче       
лиц, к которым возможно применение смертной казни. Протокол содержит            
указанное дополнительное основание для отказа в выдаче, если запрашивающая      
сторона не представит достаточно гарантий того, что смертный приговор не        
будет приведён в исполнение.                                                    
                                                                                
В договоре и протоколе содержатся положения, предметом которых являются         
основные права и свободы человека. В договоре также устанавливаются иные        
правила, чем предусмотренные российским законодательством. В частности, я       
указывал на возможность отказа в выдаче. Также предусмотрена возможность        
отказа в выдаче лица, в отношении которого ведётся уголовное преследование на   
территории соответствующей договаривающейся стороны. В этой связи в             
соответствии со статьёй 87 договора и статьёй 2 протокола, а также на           
основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального       
закона "О международных договорах Российской Федерации" договор и протокол      
подлежат ратификации.                                                           
                                                                                
Реализация договора и протокола не потребует выделения каких-либо               
дополнительных финансовых средств из федерального бюджета. Расходы по           
конвоированию осуждённых, в том числе по доставке осуждённых российских         
граждан из-за рубежа, будут осуществляться за счёт финансовых средств,          
ежегодно выделяемых из федерального бюджета Федеральной службе исполнения       
наказаний в соответствии с потребностью на основании средних показателей за     
прошедшие годы.                                                                 
                                                                                
Принятие федерального закона о ратификации договора и протокола не потребует    
приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального          
законодательства, в том числе актов Президента Российской Федерации и           
Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм   
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Прошу поддержать. Благодарю за внимание.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Вячеславович, присаживайтесь.            
                                                                                
Содоклад члена Комитета по международным делам Руслана Викторовича              
Кондратова.                                                                     
                                                                                
КОНДРАТОВ Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по   
международным делам рассмотрел проект федерального закона "О ратификации        
Договора между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о   
правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам и        
Протокола к Договору... от 25 августа 1998 года", внесённый в Государственную   
Думу 17 февраля 2010 года Президентом Российской Федерации.                     
                                                                                
Целью договора является совершенствование международно-правовой базы            
российско-вьетнамского сотрудничества в области правовых отношений и правовой   
помощи по гражданским и уголовным делам. В части первой договора определяются   
объём правой помощи, порядок и механизм её оказания, а также                    
предусматриваются случаи отказа в таковой. Частью второй договора               
регулируются вопросы правовых отношений и правовой помощи по гражданским        
делам, в частности, вопросы личного статуса, трудового права, имущественные     
вопросы, регламентируются судебные расходы и процессуальные льготы, а также     
закрепляются нормы, касающиеся признания и исполнения судебных решений. Часть   
третья договора устанавливает нормы по осуществлению уголовного                 
преследования, предусматривает выдачу запрашиваемого лица для уголовного        
преследования и исполнения приговора, а также передачу для отбывания            
наказания лиц, осуждённых к лишению свободы. В статье 63 протоколом вводятся    
дополнительные основания для отказа в выдаче, в случае когда запрашивающей      
договаривающейся стороной не предоставлены достаточные гарантии того, что       
смертный приговор в отношении запрашиваемого лица не будет приведён в           
исполнение.                                                                     
                                                                                
Комитет Государственной Думы по международным делам считает, что ратификация    
договора, а также протокола к договору в полной мере отвечает интересам         
Российской Федерации и не повлечёт дополнительных затрат из федерального        
бюджета.                                                                        
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует                 
Государственной Думе ратифицировать Договор между Российской Федерацией и       
Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях    
по гражданским и уголовным делам, а также протокол к нему от 25 августа 1998    
года.                                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Один вопрос. Депутат      
Гостев. Других рук я не вижу.                                                   
                                                                                
Руслан Георгиевич, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Хочу сказать, что основные положения договора и протокола не вызывают           
сомнения и, конечно же, эти документы необходимо ратифицировать, но вместе с    
тем есть вопрос к основному докладчику. В какой мере предлагаемые к             
ратификации договор и протокол корреспондируются со Стратегией национальной     
безопасности Российской Федерации до 2020 года?                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Вячеславович, пожалуйста, отвечайте.              
                                                                                
Руслан Викторович, вы присаживайтесь.                                           
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. Спасибо.                                                      
                                                                                
Договор и протокол сформированы с учётом действующего законодательства          
Российской Федерации и с учётом, соответственно, концепции, которую вы          
упомянули. Каких-либо проблем в настоящее время в связи с осуществлением        
правовой помощи между Российской Федерацией и Вьетнамом нет. Если необходимо,   
то могу привести данные о контактах по этому направлению, которые совершенно    
незначительны. Но в связи с тем что предусматривается расширение отношений с    
этим государством, предполагается, что таких вопросов будет больше. Этот        
договор и необходим для того, чтобы обеспечить правовую базу расширения         
сотрудничества с данным государством.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Других вопросов нет, коллеги. Настаивает кто-то на выступлении? Депутат         
Селезнёв. Нет других рук, одно выступление.                                     
                                                                                
Пожалуйста, депутат Селезнёв.                                                   
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, мне кажется, не таким образом достигается дружба между       
народами. Мы не против дружбы между народами, но на самом деле давайте          
попытаемся разобраться в том, что подразумевают на самом деле этот этот         
договор и протокол, и вообще для чего нужно заменять существующий договор, в    
чём он устарел.                                                                 
                                                                                
Я попытался разобраться. Первое, что я обнаружил. Протокол к договору           
содержит дополнительное основание для отказа в выдаче гражданина другого        
государства, нарушившего закон, об этом говорилось. Таким основанием может      
служить тот факт, что преступление, в связи с которым поступил запрос о         
выдаче гражданина, наказывается смертной казнью в соответствии с                
законодательством запрашиваемой стороны. Иными словами, протокол ориентирован   
фактически на одностороннюю защиту вьетнамских граждан. Ведь по Конституции     
России граждане России не могут быть экстрадированы и смертная казнь у нас не   
применяется, потому что, как известно, наложен мораторий на смертную казнь.     
Таким образом, по сути, протокол стимулирует вьетнамцев совершать тяжкие        
преступления в России, а не у себя на родине, потому что, если они совершают    
тяжкие преступления в России, связанные с наркоторговлей, с убийствами, с       
организованной преступностью, им грозит российский суд, а на родине их          
расстреляют в публичных местах. У нас что, проблема с тюрьмами, они не          
заполнены, у нас нет таких проблем в системе исполнения наказаний, когда на 2   
квадратных метра один человек, что необходимы дополнительно вьетнамский         
материал для наполнения тюрем и спасение вьетнамцев от смертной казни,          
которую они заслуживают у себя на родине? Зачем мы вмешиваемся в эти их дела,   
зачем мы способствуем развитию этнической преступности у себя на родине? Я      
просто приведу некоторые примеры. Вспомните, как в Уфе пятьдесят вьетнамских    
граждан избили шестерых молодых людей, которые праздновали день рождения        
девушки, наших соотечественников они избили, как вьетнамские граждане в         
Москве убили четырнадцатилетнюю девушку, как вьетнамские граждане в Липецке     
без всяких причин убили сторожа базы. И таких примеров много.                   
                                                                                
Второй вопрос, который хотелось бы поднять: в связи с чем мы готовы нести       
дополнительные расходы - это огромное количество денежных средств, - которые    
берёт на себя российская сторона в соответствии с положением о том, что         
возникшие расходы по оказанию правовой помощи несёт каждая из сторон?           
Представьте объём расходов, связанных с оплатой услуг переводчика (а            
вьетнамский язык не самый распространённый иностранный язык), скажем, во        
время проведения следственных мероприятий, действий или бракоразводного         
процесса, в котором участвует вьетнамский гражданин, кто их будет оплачивать?   
С учётом количества вьетнамских граждан, которые проживают, временно            
находятся на территории Российской Федерации, - а их только в Москве и          
Московской области, по различным оценкам, около тридцати тысяч человек -        
нетрудно представить, какие расходы понесёт российская сторона. Никто на        
сегодняшний день, даже вьетнамское посольство, не обладает цифрами, сколько     
постоянно находится в России граждан Вьетнама.                                  
                                                                                
Третий вопрос. Новый договор и новый протокол исключают семейное                
регулирование, и основной докладчик убеждает нас в том, что это изъятие         
семейного регулирования не ведёт к ущемлению прав детей. Я готов поспорить,     
что это не так. Устанавливается, что правоотношения между родителями и детьми   
определяются законодательством той договаривающейся стороны, на территории      
которой они имеют совместное местожительство, то есть если ребёнок и один из    
родителей - российские граждане, а второй родитель - вьетнамец и все они        
проживают во Вьетнаме, то законодательство России о браке и семье, о защите     
материнства и детства не будет распространяться на детей. Странное              
совпадение: опять ущемляются интересы наших детей! Такая норма даст, я          
предполагаю, в очередной стране сотни трагически разлучённых семей,             
несчастных русских матерей и международные разборки по поводу материнства и     
детства.                                                                        
                                                                                
Ещё один вопрос. Непонятно положение договора о том, что стороны трудового      
договора могут сами выбрать законодательство, регулирующее их трудовые          
отношения, если это не запрещено законодательством договаривающейся стороны,    
на территории которой осуществляются эти трудовые отношения. К чему это         
фактически приведёт? Мы помним, что в августе прошлого года в Москве был        
ликвидирован подпольный швейный цех, где более одной тысячи                     
нелегалов-вьетнамцев шили одежду с олимпийской символикой "Сочи-2014". Ущерб,   
который был оценён почти в 30 миллионов рублей (это только тот ущерб, который   
доказан), на самом деле, думаю, гораздо больше. Особый статус регулирования     
таких трудовых отношений приведёт к формированию в Сибири и на Дальнем          
Востоке вьетнамских потогонных подпольных производств, и заняты на них будут    
нелегалы-мигранты из стран СНГ (собственно, мы этому на прошлой неделе          
способствовали) и покрывать их будут этнические преступные группировки,         
состоящие из вьетнамских граждан.                                               
                                                                                
Коллеги, я призываю воздержаться от голосования за ратификацию данного          
договора и данного протокола, потому что мне кажется - и мы обсуждали это с     
представителями МИДа, мы обсуждали это на заседании Комитета по международным   
делам, - что ответы на эти вопросы глубоко завуалированы. Дружба народов        
должна проявляться не таким образом. Я могу привести хороший пример дружбы      
между народами России и Вьетнама, который, к сожалению, не был никак освещён    
в СМИ, во время практически совпадающих дат. В то время как Россия готовилась   
и праздновала 65-летие Победы в Великой Отечественной войне, во Вьетнаме        
праздновалось 35-летие победы в их войне, которая закончилась в апреле 1975     
года. В этой войне против американских головорезов, когда был взят Сайгон,      
когда объединилась страна, погибли три миллиона вьетнамцев. Вот если бы мы      
больше обращали внимание на такие стороны вопроса - в нравственных              
отношениях, в культурных отношениях, в экономических отношениях между нашими    
странами, - то думаю, что гораздо более позитивно развивались бы наши           
отношения.                                                                      
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Валерий Сергеевич.                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2838 по 2853 из 6404
Пункт 9 повестки дня, ратификация. Голосуйте, коллеги.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              414 чел.92,0%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    418 чел.                                          
Не голосовало                  32 чел.7,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.