Заседание № 346
О проекте федерального закона № 330215-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления административной ответственности за непринятие мер по уничтожению наркосодержащих растений).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
11-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Пожалуйста, Отари Ионович Аршба. АРШБА О. И., председатель Комиссии Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! По законопроекту проведены все необходимые экспертизы, замечаний по нему не имеется. Комитет рекомендует принять его в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желание выступить по мотивам от фракций? Нет. Ставится на голосование законопроект, пункт 11 нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 24 мин. 23 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 345
О проекте федерального закона № 330215-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления административной ответственности за непринятие мер по уничтожению наркосодержащих растений; принят в первом чтении 22 января 2020 года с наименованием "О внесении изменения в статью 10.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Отари Ионович Аршба, пожалуйста. АРШБА О. И., председатель Комиссии Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении. Ко второму поступило четыре поправки, все они включены в таблицу № 1 и рекомендуются к принятию. Поправка 1 носит юридико-технический характер, остальные связаны с корректировкой размеров штрафов, которые не корректировались с 2007 года. Прошу поддержать таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 38 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 02 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принят во втором чтении. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. АРШБА О. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, законопроект подготовлен к третьему чтению, прошу включить его в повестку на завтрашний день. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Включаем.
Заседание № 271
О проекте федерального закона № 330215-7 "О внесении изменения в статью 10.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления административной ответственности за непринятие мер по уничтожению наркосодержащих растений).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад представителя Парламента Кабардино-Балкарской Республики депутата Государственной Думы Ирины Евгеньевны Марьяш. Пожалуйста. МАРЬЯШ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законодательная инициатива подготовлена и внесена Парламентом Кабардино-Балкарской Республики в целях актуализации административной ответственности за нарушения, связанные с установлением порядка культивирования наркосодержащих растений в Российской Федерации. Совершение правонарушения, предусмотренного действующей редакцией статьи 10.5 КоАП, - непринятие землевладельцем или землепользователем мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, после получения официального предписания уполномоченного органа - влечёт за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тысячи до 2 тысяч рублей, на должностных лиц - от 3 тысяч до 4 тысяч рублей, на юридических лиц - от 30 тысяч до 40 тысяч рублей. В Кабардино-Балкарской Республике, как и в ряде других регионов Российской Федерации, в силу географических и климатических факторов имеются благоприятные условия для произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, в частности конопли, хвоща полевого, эфедры рослой, эшшольции калифорнийской. Этим в первую очередь и обусловлен тот факт, что самыми распространёнными в республике наркотиками являются производные конопли - марихуана, гашиш, гашишное масло. Согласно представленным информационным центром МВД по КБР статистическим данным, на территории Кабардино-Балкарской Республики за девять месяцев 2017 года (статистика на момент подготовки законодательной инициативы) из незаконного оборота изъято 67 килограммов наркотических средств каннабисной группы, что составляет 93,6 процента веса всех изъятых наркотиков и сильнодействующих веществ. С начала 2017 года в Кабардино-Балкарской Республике выявлено 126 очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений на площади более 22 гектаров, из которых уничтожено 100 очагов общей площадью 16,6 гектара. Как установлено, подавляющее большинство изымаемых наркотиков незаконно приобретается жителями республики в очагах их естественного произрастания. В Российской Федерации за девять месяцев 2017 года выявлено более 23 тысяч очагов произрастания дикорастущей конопли на общей площади более 16 тысяч гектаров. Статистические данные информационного центра МВД свидетельствуют об увеличении из года в год количества административных правонарушений, предусмотренных статьёй 10.5 КоАП, что не может не свидетельствовать о неэффективности применяемого наказания. Полагаем, что в настоящее время усматривается явное несоответствие меры ответственности, которая предусмотрена статьёй 10.5 кодекса, степени общественной опасности правонарушений. Санкции статьи 10.5 КоАП, остаются неизменными с 2007 года и, на наш взгляд, нуждаются в актуализации. В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в абзац второй статьи 10.5 КоАП, установив административную ответственность: штраф для граждан в размере от 3 тысяч до 4 тысяч рублей, для должностных лиц - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей и для юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Законопроект доработан с учётом предложения Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Николая Гавриловича Брыкина. Пожалуйста. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ирина Евгеньевна достаточно подробно изложила концепцию законопроекта. Я думаю, здесь никому не нужно рассказывать, что такое наркосодержащие вещества: вы все согласитесь, что данная новелла должна быть нами рассмотрена и принята. Комитет по госстроительству и законодательству полагает, что изменения должны привести к более тщательному очищению территорий, подконтрольных землевладельцам, что, в свою очередь, снизит объёмы производства наркотиков и, соответственно, объёмы потребления. Я хотел бы ещё раз обратить внимание на то, что данный проект федерального закона был поддержан рабочей группой по совершенствованию законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, которая работает при Комитете по государственному строительству и законодательству. Кроме того, нам поступило 77 отзывов представителей органов государственной власти, которые поддержали концепцию данного законопроекта. У Комитета по государственному строительству и законодательству есть следующие замечания. Обращаем внимание, что проектируемые размеры административных штрафов для граждан, предусмотренные в санкциях статьи 10.5 кодекса, необходимо соотнести с размерами штрафов за незаконное культивирование растений, предусмотренными в статье 10.5-1, ну, чтобы было понятно, за что какую ответственность несут, иначе за невыполнение предписания по уничтожению (статья 10.5) будет штраф от 3 тысяч до 4 тысяч рублей для граждан, а за культивирование - от 1,5 тысячи до 4 тысяч для граждан. На это обращает внимание и комитет-соисполнитель - Комитет по безопасности и противодействию коррупции. Мы полагаем, что ко второму чтению это несоответствие можно устранить. Прошу вас проголосовать за принятие данного проекта федерального закона в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. ШЕРИН А. Н. Николай Гаврилович, рассматривали ли на заседании комитета вопрос, как быть с людьми, которые физически не могли эти растения посадить и, соответственно, не могут их у себя в огороде уничтожить? Ну, бывают такие случаи с людьми, допустим, преклонного возраста или с ограниченными возможностями, когда злоумышленники используют их земельные участки, огороды, без их ведома там что-то высаживают. Наверное, будет несправедливо, если люди, допустим, старше 80 лет или те, кто имеет инвалидность, будут получать штрафы за то, что не смогли уничтожить посевы, к которым не имеют отношения. БРЫКИН Н. Г. Спасибо за вопрос, Александр Николаевич. Я хочу обратить ваше внимание на то, что эта мера административного наказания может быть назначена только после получения предписания в отношении соответствующей территории. Если предписания не было, никто не будет привлечён к ответственности, то есть здесь всё логично, закономерно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос и к докладчику, и к содокладчику. Что касается неразграниченных земельных участков - вдоль дорог, вдоль огородов, - которые не имеют собственника, а относятся к ведению муниципальных властей, не будет ли повышение штрафов для бедных, нищих бюджетов дополнительным наказанием? Вот не выкосили коноплю - а она растёт везде, - и очередной штраф прилетит главе администрации, который у нас сегодня за всё получает: за невывоз мусора, за плохое содержание дорог, за кучу других разного рода правонарушений. Не добавим ли мы ему головной боли тем, что сейчас он будет вынужден выкашивать на всех участках, которые относятся к муниципалитету? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МАРЬЯШ И. Е. Спасибо большое, уважаемый Алексей Владимирович, абсолютно правильный вопрос. Но я хочу обратить внимание, что сегодня собственники земельных участков определены, это в том числе муниципальные образования и регионы, а участками, относящимися к землям, собственность на которые ещё не разграничена, в силу закона распоряжается регион, и в связи с этим если будет ненадлежащее исполнение полномочий, предписанных иными законодательными актами, то штрафы неизбежны и должностное лицо будет за счёт, как вы говорите, своей небольшой зарплаты нести это наказание - это его зона ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. БРЫКИН Н. Г. Я позволю себе добавить. Алексей Владимирович, у вас абсолютно правильный вопрос, но здесь нужно смотреть в глубь концепции. В законе чётко прописано: если нет предписания в связи с тем, что на этом участке растут наркосодержащие растения, то никто не может быть привлечён. Только после того, как будет предписание, возможны эти меры, а до этого применение штрафов невозможно. Там же есть подразделения ЖКХ, которые могут спокойно эту территорию закосить, убрать, то есть проблем не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемая Ирина Евгеньевна, поскольку вы тщательно исследовали данную проблему, скажите, пожалуйста, как вы считаете, насколько действенным с точки зрения превенции будет предлагаемый вами штраф (например, для физических лиц - 4 тысячи рублей) в отношении тех, кто не принимает мер по уничтожению растений, содержащих наркотические вещества? Обсуждались ли другие суммы - 10 тысяч, 20 тысяч, 30 тысяч - и почему остановились именно на 4 тысячах рублей? МАРЬЯШ И. Е. Уважаемый Анатолий Борисович, спасибо за вопрос. Я не являюсь автором этой инициативы, я представляю инициативу Парламента Кабардино-Балкарской Республики. Вместе с тем заострю внимание на том, что дело, наверное, даже не в размере штрафа. Сегодня предлагается увеличить размеры штрафов для физических, юридических и должностных лиц, но здесь нужно принимать и иные меры. При изменении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законопроект может содержать только изменения в этот кодекс, но следующим шагом может быть предложение мер, которые будут более глобально решать проблемы, связанные с культивированием и распространением наркосодержащих растений в Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. БРЫКИН Н. Г. Анатолий Борисович, спасибо за вопрос, я просто хочу добавить. Сегодня преждевременно говорить о превенции - вы, наверное, вы согласитесь со мной, - потому что данная тема поднимается сегодня впервые, законодательная новелла, которая предлагается, только начинает этот процесс. Вот после того, как в отношении территорий, которые не были охвачены вниманием, контролем и которыми могли пользоваться лица, производящие наркосодержащие вещества, мы введём административную ответственность и получим результат, можно уже будет говорить о больших суммах. Абсолютно правильный вопрос, я согласен с вами, но о последующих действиях можно будет говорить, когда будет практика применения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список.
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, обращаюсь к авторам из Кабардино-Балкарии: благое намерение действительно искренне хотелось бы поддержать, потому что количество каких-то дикорастущих наркотических трав и растений или специально культивируемых, конечно, нужно минимизировать в нашей стране, но одним ударом, одним законом... Ну, получается, что для одних, для бабушки, у которой маки выросли где-то там на заднем дворе, этих мер - штрафовать, наказывать, привлекать к такой тяжкой административной ответственности, я уж не говорю про уголовную, - много, а для других, которые это сознательно культивируют и прикидываются, знаете, такими олухами, мол, не знаю, само выросло, ветром надуло, мало этих мер, предложенных в одном законопроекте. Поэтому, уважаемые коллеги, авторы, я предложил бы разделить, это два абсолютно разных по степени опасности деяния: в одном случае какой-то недосмотр и халатность, административное правонарушение, а в другом-то - уголовщина стопроцентная. Ведь что получится? Те, кто выращивает это для своего бизнеса смертельного, прикроются этим законом, заплатят эти тысячи рублей - даже 100 тысяч для них не потеря, - и получится, что таким образом мы их увели от ответственности более тяжкой, уголовной. Вот говорят: штраф заплатил - ко мне претензий быть не может, два раза не наказывают. А каким-то несчастным старикам, извините, которые забросили уже всё и не могут выйти на свой огород, мы пришлём "письма счастья". В нашей фракции есть разные подходы, но большинство предлагает всё-таки не голосовать за этот законопроект либо дождаться во втором, в третьем чтениях чёткого разделения на осознанное выращивание... И надо ужесточить административную ответственность предельно, до миллионов рублей, и хотя бы 15 суток принудительных работ ввести, чтобы весь населённый пункт очистить руками вот таких "ботаников". Ну а в другом случае, ребята, давайте предупреждение сделаем и поможем силами муниципалитета (кстати, ещё неизвестно, есть ли деньги в бюджете у муниципалитета, чтобы выполнять эти работы). Вот на эту тему давайте больше подумаем во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марданшин Рафаэль Мирхатимович, пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, он направлен на усиление административной ответственности за нарушения, связанные с установленным порядком культивирования наркосодержащих растений в Российской Федерации. И здесь, конечно, надо отметить, что в ряде регионов России, допустим в Кабардино-Балкарской Республике, имеются климатически благоприятные условия для произрастания дикорастущих наркосодержащих растений (об этом докладчик Ирина Евгеньевна говорила). По статистике Министерства внутренних дел, количество очагов произрастания наркосодержащих растений увеличивается, только в 2017 году было выявлено более 23 тысяч очагов произрастания дикорастущей конопли общей площадью более 16 тысяч квадратных метров. Статистика показывает, что количество административных правонарушений в этой сфере с каждым годом увеличивается, количество лиц, привлечённых к административной ответственности, также увеличивается. Докладчик также говорил о том, что мера ответственности за данное нарушение была установлена ещё в 2007 году и, конечно, требует определённого пересмотра. И вот нормы, предложенные в этом законопроекте, а именно увеличение почти в 2-2,5 раза штрафов за данное правонарушение, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает. В то же время хотелось бы сказать, что при рассмотрении законопроекта во втором чтении необходимо учесть и позицию профильного комитета, те замечания, которые были высказаны. Ну и в том числе я согласился бы с коллегой Олегом Анатольевичем, который высказал свои предложения, - ко второму чтению вполне возможно и разумно было бы эти предложения тоже рассмотреть. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель правительства? Президента? Докладчик? Марьяш включите микрофон. МАРЬЯШ И. Е. Спасибо большое, уважаемый Александр Дмитриевич. Я хочу обратиться к Олегу Анатольевичу в своём заключительном слове и обратить внимание, что изменения предлагается внести в действующую редакцию статьи 10.5. Концепция статьи не меняется, речь идёт только об увеличении размеров административных штрафов в отношении физлиц, должностных, юридических лиц как об одной из мер борьбы с этим недопустимым в нашем обществе явлением. Вы в своём выступлении сказали, что можно дождаться второго чтения. Я думаю, что дожидаться не надо, а нужно активно поработать ко второму чтению и внести необходимые поправки, которые, на ваш взгляд, реально улучшат состояние законопроекта, внесённого Парламентом Кабардино-Балкарской Республики. Но на мой взгляд, ваши предложения будут концептуально менять статью - вам необходимо будет поработать над новой редакцией. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Брыкину включите микрофон. БРЫКИН Н. Г. Уважаемые коллеги, я благодарю вас всех за столь правильную дискуссию. Но давайте мы не будем думать о муниципалитетах, о других вещах - что у нас первично сегодня? У нас сегодня первично здоровье нации. Остановить процесс, который идёт на территориях, где всё это неконтролируемо используют дети, подростки, взрослые люди, это становится основой для употребления, - вот главное сегодня. А то, что нужно доработать ко второму чтению, это, наверное, правильно, нужно рассмотреть все эти вопросы. Давайте всё-таки мы все проголосуем единогласно, потому что данный вопрос касается прежде всего здоровья нашей нации, а это самое главное! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 17 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 22 мин. 25 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.
Заседание № 259
О проекте федерального закона № 330215-7 "О внесении изменения в статью 10.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления административной ответственности за непринятие мер по уничтожению наркосодержащих растений).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Крашенинников Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В связи с командировкой докладчика мы просим перенести на 10 декабря рассмотрение 39, 96 и 100-го вопросов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, на 1 декабря.
Уважаемые коллеги, итак, поступило несколько предложений. Коллега Крашенинников предлагает перенести на 10 декабря рассмотрение вопросов 39, 96 и 100. Нет возражений? Нет. Принимается. Наш коллега Чернышёв Андрей Владимирович предлагает 79-й вопрос рассмотреть в соответствии со статьёй 118 Регламента. Нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 147
О проекте федерального закона № 330215-7 "О внесении изменения в статью 10.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за неприятие мер по уничтожению наркосодержащих растений).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы просим рассмотрение законопроекта под пунктом 22 перенести на более поздний срок.
Коллега Крашенинников предлагает рассмотрение законопроекта под пунктом 22 перенести на более позднее время. Нет возражений? Нет. Принимается.