Заседание № 122
18.05.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 330129-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования налогообложения резидентов специальных административных районов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4354 по 4747 из 5469
23-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает сенатор Российской Федерации Александр Владимирович Шендерюк-Жидков. ШЕНДЕРЮК-ЖИДКОВ А. В., сенатор Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект внесен в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации и направлен на решение отдельных проблемных вопросов, выявленных в ходе анализа правоприменительной практики, в том числе в области налогообложения международных холдинговых компаний, на создание более комфортных условий для возврата капитала в Российскую Федерацию. Законопроектом предусматриваются следующие изменения. Расширяются возможности МХК по выбору формы осуществления инвестиций для целей применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций. Так, к уже указанным видам инвестиций в форме капвложений в строительство, реконструкцию или техническое перевооружение добавляются передача в собственность субъекта Российской Федерации или муниципалитета машин, оборудования для объектов инфраструктуры, добровольные денежные взносы и пожертвования в специально созданный фонд. Также установлен обязательный переход к субъекту Российской Федерации либо муниципальному образованию права собственности на результаты произведённых инвестором капвложений. Кроме того, операции по передаче МХК в собственность субъекта Российской Федерации имущества освобождаются от обложения НДС, а расходы МХК на создание таких объектов имущества не включаются в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль организаций. В Налоговом кодексе закрепляется процедура предварительного согласования выбранной МХК формы осуществления инвестиций с высшим исполнительным органом госвласти субъекта Российской Федерации, что существенно снизит риски принятия указанным органом решения о признании обязанности МХК неисполненной. Вводится гибкий подход к оценке выполнения МХК требований к штату сотрудников и офисным помещениям в течение первого налогового периода по налогу на прибыль организаций. Также продлевается до 2028 года срок применения ранее предоставленной МХК возможности использовать офисные помещения за пределами территории САР в городе Владивостоке и в городе Калининграде. Для международных компаний, зарегистрированных в 2023 году, устанавливается двенадцатимесячный срок представления документов, необходимых для приобретения статуса МХК. Предусматривается освобождение контролирующего лица иностранной организации, в порядке редомициляции которой зарегистрирована международная компания, от ответственности за непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях в случае, если такая иностранная организация в соответствии с её личным законом признаётся фактически прекратившей свою деятельность. Эти изменения позволят сделать специальные административные районы более привлекательными и обеспечат комфортные условия для осуществления перевода бизнеса в Российскую Федерацию, что особенно важно в текущей ситуации. Предлагаемые изменения вступят в силу по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее очередного налогового периода по соответствующим налогам, за исключением отдельных положений, которые соответствуют условиям пункта 3 статьи 5 Налогового кодекса и распространяют своё действие на период с 1 января 2022 года. Комитетом по бюджету и налогам предложены справедливые замечания, которые будут учтены в рамках доработки законопроекта ко второму чтению. Уважаемые коллеги, прошу принять в первом чтении указанный проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Владимирович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Валерий Степанович Скруг. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитетом по бюджету и налогам рассмотрен данный законопроект и поддержан. У нас есть два замечания, о которых Александр Владимирович сказал в своём выступлении, на них мы хотели бы обратить внимание и внести поправки ко второму чтению. Первое - это вопрос о возможном осуществлении инвестиций МХК и на других территориях Российской Федерации. И второе: необходимо, чтобы, когда администрации регионов заключают с МХК соглашения об инвестициях, всё это было оформлено в письменном виде. Правительство Российской Федерации поддерживает данный законопроект. Счётная палата к законопроекту замечаний не имеет. Профильный комитет Совета Федерации поддерживает законопроект. У главного правового управления концептуальных замечаний правового характера к данному законопроекту нет. Комитет предлагает Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Степанович. Есть вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Владимирович, правильно ли я понимаю, что этим законопроектом мы облегчаем возврат в Россию из иностранных юрисдикций тех международных компаний, которые хотят вернуться в Россию, хотят перевестись, например, в российские офшоры или, как сейчас было сказано, в нормальную российскую юрисдикцию и добросовестно платить нам налоги, находиться под нашим влиянием? Правильно ли я понимаю, что вы не касаетесь международных компаний, которые хотят зарабатывать в России деньги и зарабатывают, направляя полученную прибыль на убийство наших солдат и офицеров? Например, многие международные компании типа "Nestle", "Mars" прямо заявляют (ну, в частности "Nestle") о том, что деньги, заработанные у нас, они будут направлять на поддержку украинских фашистов. Вот их мы не касаемся? То есть тем, кто к нам прийти хочет, мы помогаем, а тем, кто нам хочет навредить, - ну, мол, я не такая, я жду трамвая, я здесь ни при чём, - правильно ли я?.. (Микрофон отключён.) ШЕНДЕРЮК-ЖИДКОВ А. В. Михаил Геннадьевич, спасибо большое за вопрос. Вы абсолютно правы. Специальные административные районы - это специально созданные районы на территории Российской Федерации, в которых используется понятие "международная компания". Международная компания - это компания, которая ранее существовала на территории иностранного государства и на сегодняшний день редомицилировалась, то есть в основном вернулась на территорию Российской Федерации. Компании недружественных государств, о которых вы говорите, мы сейчас не обсуждаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Александр Владимирович, стратегический вопрос: а есть ли сейчас смысл существования специальных административных районов в Российской Федерации? Когда мы пытались сюда привлечь, вернуть наших олигархов, которые вывезли в своё время активы из Российской Федерации... Сейчас они оттуда всё равно бегут, их там прижимают. Точнее, каждый сделал выбор: кто-то продался, поменял гражданство, интегрировался в то самое западное общество, а кого-то оттуда сегодня гонят, и он никуда не денется, он всё равно вернётся. Есть ли смысл сегодня прощать налоги, какие-то дополнительные благоприятные режимы вводить, когда ситуация тяжёлая? Страна нуждается в деньгах, страна нуждается в данном случае в возвращении капиталов, в своё время вывезенных. Может быть, нужно просто закрыть и не мучиться различными маленькими увёртками, создавая компаниям какие-то комфортные условия? ШЕНДЕРЮК-ЖИДКОВ А. В. Уважаемый Алексей Владимирович, спасибо большое за ваш вопрос. Вы знаете, с февраля 2022 года на территории специальных административных районов зарегистрировано 138 международных компаний, при этом за всю историю существования специальных административных районов - а закон мы приняли в 2018 году - всего было зарегистрировано 195 компаний, то есть больше двух третей было зарегистрировано за последний год. Это говорит о том, что текущая норма эффективна. Действительно, это возможность прежде всего для предприятий, которые раньше были зарегистрированы в недружественных странах, быстро и эффективно вернуть в том числе и владение активами на территории Российской Федерации, поэтому, на мой взгляд, данная норма необходима. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Владимирович, всё же как вы их вернёте? Вопрос в том, что большая часть активов этих компаний, кроме головы, и так на территории России находится. А вы предлагаете им только за перерегистрацию продолжить преференции. Это откуда такая щедрость? Смотрите, у Абрамовича, гражданина мира, полстраны активов, но он не торопится в нашу юрисдикцию, ни на один остров, ни на второй. Могу вам перечислять по списку. Ну вот в чём активность Совета Федерации? Не в том, чтобы приумножить и национализировать базовые отрасли, а в том, чтобы помогать жуликам! ШЕНДЕРЮК-ЖИДКОВ А. В. Спасибо большое за вопрос, Николай Васильевич. На сегодняшний день с момента старта работы специальных административных районов через компании, созданные в специальных... редомицилированные в специальных административных районах на территории Российской Федерации, было проинвестировано уже более 68 миллиардов рублей. Это говорит о том, что административные районы эффективны и приносят дополнительные инвестиции в Российскую Федерацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Спасибо, Валерий Степанович. Покажите список. Фракция КПРФ, определитесь, кто будет выступать. Делягин Михаил Геннадьевич. От фракции? Семь минут поставьте, пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Мы тут приняли недавно закон о русском языке. Я понимаю, когда русское слово "член" заменили нерусским словом "сенатор", - ладно, хорошо, допустим. Но очень часто красивые... Зачем мы приняли закон о русском языке? Мы приняли... (Оживление в зале, смех.) А ничего смешного, между прочим. Мы приняли закон о русском языке, потому что очень часто за красивыми терминами желают скрыть смысл решений, которые мы с вами здесь принимаем, одобряем. Вот у нас ползала докторов наук. А поднимите, пожалуйста, руку те, кто знает смысл слова "редомициляция" и может его прямо сейчас объяснить. Ну вот просто мы сейчас законопроект об этом принимаем, по смежной теме. Даже наши... О, один человек есть - один из инициаторов законопроекта, он знает. Молодцы! Молодцы, коллеги! А почему мы применяем сложные термины? Вопреки собственному закону, между прочим, нарушая законы Российской Федерации уже применением этих терминов! А потому, что опять-таки мы скрываем от самих себя смысл нашей политики. В чём наша проблема? Мы имеем огромную часть офшорного бизнеса, которому принадлежит собственность в Российской Федерации. У нас, например, почти все сети, которые торгуют в розницу продовольствием, кроме одного-единственного исключения, огосударствлённого, зарегистрированы в офшорах. А у тех, кто зарегистрирован через прокладку, которую мы не знаем, видите ли, акции находятся, ну, говоря по-старому, в депозитарии - кому они на самом деле принадлежат, мы не знаем. Что происходит дальше? Собственность управляется исходя из интересов той территории, где находится собственник. Офшорная компания на территории Российской Федерации, в том числе в жизненно важных сферах, управляется исходя из интересов, не имеющих никакого отношения к Российской Федерации в лучшем случае, потому что офшор. А поскольку офшоры в очень большой степени находятся под контролем западных спецслужб... Вы просто представьте себе: проснётся какой-нибудь товарищ завтра, в каком-нибудь, извините за нецензурное слово, ЦРУ, проснётся с головной болью, у него будет плохое настроение, ему будет обидно, он даст команду - и пойдём мы с вами в продовольственный магазин еды купить и обнаружим, что один на учёте, другой на переучёте, в третьем ремонт, в четвёртом, извините, забастовка сотрудников, в одной-единственной сети во всей стране мы сможем купить что-то поесть. И всё это в рамках корпоративного права, в рамках действующего законодательства, все довольны и счастливы. Закон-то правильный, закон хороший, закон облегчает тем, кто хочет вернуться в Россию, возможность вернуться, но наша проблема не в них. Огромное количество бизнеса уже вернулось без всяких законов. "Магнитка" вернулась в Россию без всяких российских офшоров, пришли и работают - вернулись, молодцы! Но есть те, кто не хочет возвращаться по разным причинам: кто-то, потому что он плохой, кто-то боится, кому-то просто лень, кто-то привязан, так сказать, уже западными спецслужбами, прихвачен и ничего сделать не может. Нам их нужно возвращать, вот в чём проблема! Можно по-разному возвращать, но по-хорошему не получится, потому что эти люди не хотят сюда возвращаться. Собственность, которая находится на территории Российской Федерации, должна быть зарегистрирована в Российской Федерации, на худой конец - в иностранных государствах. Но если в офшорах, когда неизвестно, кто её контролирует, - это открытая проблема. Другая проблема с собственностью, которая зарегистрирована в недружественных странах. Я вопрос задавал, повторю: есть бизнес, огромный бизнес, которым мы гордимся, потому что он вопреки санкциям продолжает работать здесь, продолжает производить, там, условно свои напитки, но у них на сайте написано, что все деньги, которые они заработали в Российской Федерации, тратятся на поддержку Украины, в переводе на русский язык - на поддержку убийства наших солдат и офицеров. Как мы им в глаза смотрим после этого, я не очень понимаю. Вот эта проблема должна быть решена, и если какие-то права мешают решению этой проблемы, ну, значит, эти права придётся отложить в сторонку. Я напоминаю, что одно из вражеских государств - Германия, безупречно рыночная, до недавних времён демократичная, имеет в своей конституции, в основном законе такую очень чёткую формулировку: частная собственность священна, пока она служит общественным интересам, а когда она перестаёт служить общественным интересам, она уже не священна. И наш бизнес теряет свою собственность в Германии в рамках немецкой конституции. Вот нам нужно понимать, что мы должны действовать так, как действуют в отношении нас, и не зеркально, а опережающе. Потому что если нас будут бить, а мы будем рассказывать друг другу про гуманизм и незыблемость прав собственности, я не очень понимаю тогда, извините, чем вообще занимаются люди в госуправлении, которые это утверждают, и с какой страной они себя ассоциируют - с Россией, с США, с Украиной фашистской? Вот непонятно! Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Знаете, что меня удивляет? Вот я помню, проект базового закона тоже был предложен с колена двумя членами Совета Федерации и с грубейшими нарушениями принимался, но нам с этой трибуны рассказывали, как он осчастливит Россию, ну, вы слышали, счастье... Но там, в законе - на самом деле я не знаю, откуда 68 миллиардов инвестиций, - требование 50 миллионов заплатить и зарегистрироваться в районе. Но я вам для справки говорю, у меня есть официально подписанная Силуановым справка: у нас в офшоры только 5 триллионов 300 миллиардов уходит дивидендов. Ну что такое 68 миллиардов рублей? Ну это вообще копейки! Это первое. Второе. Знаете ли вы, что первая операция... А те, кто не знает... Михаил Геннадьевич, я уверен, что вы это знаете: все средства в офшорах хранятся в британских и американских банках. Поэтому говорить о тайне - это всё... Это подтверждается первой операцией МИ-6 и ЦРУ против офшора Кипра, где наши госкорпорации потеряли 46 миллиардов евро, - госкорпорации, которые выводили туда, рассказывали, что там тихая гавань и они там зарабатывают! Британцы своих предупредили, они за две недели вывели, а наши прохлопали - и всех... Я уже не говорю о частном бизнесе, который там потерял... Мы же знаем, что такое Кипр. Это первая, ну, скажем, сливная яма, куда всё украденное в России в первую очередь ехало. Посмотрите вот те самые ваши торговые компании - у меня есть полная справка, кому они принадлежат: 80 процентов в Голландии зарегистрированы, понимаете? В Голландии, одной из самых недружественных стран сегодня! Вы говорите "вернуть". Да они не захотят возвращать, хитромудрые бывшие партнёры, потому что у них законодательство... Я уверен, что вы это знаете: у них зарегистрироваться - большая сумма, но выйти почти невозможно, потому что, ну, просто через всевозможные формулы отнимут всё. Мне кажется, что, учитывая, что у большей части офшорных компаний активы находятся здесь, и сам Александр Иванович Бастрыкин на юридическом форуме в Питере - не я... Я вам здесь пять проектов законов о национализации предлагал, в том числе разработанных нашим Финансовым университетом... А вы же от фракции поставили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Опять же, мы с вами заплатили деньги, есть экспертно-аналитическая работа, Александр Дмитриевич руководит комиссией, которая занимается этим всем, понимаете? Но у них ведь какая система? У них вы никогда в жизни, если вы зарегистрируетесь в России, а там не зарегистрируетесь и не будете платить налоги, работать не сможете. Но Совет Федерации и авторы обеспокоены не этим. С нашей точки зрения, если мы понимаем, что СВО - это на самом деле не СВО, а война, и если мы понимаем, что поставляемые в том числе нашими олигархическими структурами алюминий, титан превращаются в ракеты и снаряды, которые летят потом на головы наших бойцов, то, может, нам надо перестать играть в толерантность и в другие вещи? Все, кто слушал президента... Я вам напомню (хотя это помнят все): сидели в круглом зале, где президент раз в полгода собирает весь олигархат России, и он говорил, ребятки, начинайте домой возвращаться, иначе замучаетесь пыль глотать. Это было ещё семь лет назад. Время пришло, уже год и четыре месяца идёт СВО. Но я уверен, что те, кто не перевёл, какие бы им условия ни создавали, никогда в жизни назад не вернутся. Они будут продолжать свою двойную линию, грабить Россию и вредить нам. Я считаю, что этот законопроект бессмыслен, более того, он политически вреден, понимаете? Принимая такие законы, мы посылаем неправильные сигналы обществу. Вот я вам рекомендую, как членам Совета Федерации, съездите на передовую, поговорите с луганчанами, которым на голову прилетают английские ракеты и "хаймарсы", поговорите с дончанами, с херсонцами, запорожцами - спросите, хотят ли они офшоров. Они наелись, они же там... Вся Украина - полный офшор, понимаете, да? А мы продолжаем в ту же дуду дуть. Мне кажется, что законопроект несвоевременен, вреден для экономики России, и, ну, мне кажется, что мы даже возбуждаем неправильные инстинкты у наших людей, когда рассматриваем такие законопроекты. Мы будем категорически против таких законопроектов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Владимирович, вы можете выступить с заключительным словом. Пожалуйста. ШЕНДЕРЮК-ЖИДКОВ А. В. Уважаемые коллеги, я, единственно, хотел бы обратить внимание, что возврат компаний и новые инвестиции в Российскую Федерацию говорят о том, что закон эффективен и возвращает не только капитал из-за рубежа, но и в том числе те торговые сети, о которых вы сегодня говорили: большинство из них на сегодняшний день редомицилировались на территории специальных административных районов. Я уверен, этот процесс только начинается и в ближайшее время мы получим возврат всего нашего российского капитала в страну. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Степанович, будете выступать? Содокладчику Валерию Степановичу Скругу включите микрофон. СКРУГ В. С. Уважаемые Михаил Геннадьевич, Николай Васильевич! Комитет рассматривал законопроект о внесении изменений в действующее законодательство с целью совершенствования налогообложения резидентов специальных административных районов, а не в общее, так сказать, наше законодательство. Если у вас есть другие предложения, вносите их, а на данный момент комитет рассматривал совершенствование существующего законодательства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 42 мин. 55 сек.) Проголосовало за 289 чел.64,2 % Проголосовало против 76 чел.16,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.