Заседание № 5
06.02.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона N№ 329794-3 "О признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о космической деятельности" (принят в первом чтении 16 сентября 2003 года с названием "О признании утратившей силу статьи 26 Закона Российской Федерации "О космической деятельности").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 878 по 988 из 2694
Переходим к блоку законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Второй вопрос: о проекте федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о космической деятельности". Доклад председателя Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартина Люциановича Шаккума. ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представляется проект федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о космической деятельности". Указанный законопроект принят в первом чтении 16 сентября 2003 года. Суть законопроекта в приведении Закона Российской Федерации "О космической деятельности" в соответствие с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации". Законопроект доработан в соответствии с поступившими поправками и подготовлен ко второму чтению. В комитет поступило три поправки, которые рекомендованы к принятию, они в таблице поправок. Обращаю ваше внимание на то, что в результате доработки изменились название законопроекта и редакция статьи 1. Это обстоятельство вызвано тем, что действующая редакция статьи 26 Закона "О космической деятельности", который был принят в 1993 году, еще раз была установлена в 1996 году Федеральным законом № 147-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О космической деятельности", и, следовательно, наряду с отменой статьи 26 базового закона требуется признать утратившей силу и соответствующую статью федерального закона № 147-ФЗ. Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы. Прошу поддержать указанный законопроект и принять его во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов какие-либо возражения по таблице поправок, приложение 1? Нет возражений. Тогда ставлю на голосование таблицу поправок, в ней три поправки. Рекомендация комитета - принять эти поправки. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 57 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 45 чел.10,0% Воздержалось 4 чел.0,9% Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9% Результат: принято Принимается. Законопроект принимается во втором чтении. Теперь, кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 35 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9% Проголосовало против 44 чел.9,8% Воздержалось 5 чел.1,1% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы и подготовлен к третьему чтению, окончательный текст законопроекта и проект постановления Государственной Думы находятся у вас. Прошу поставить вопрос о рассмотрении законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет ли замечаний у представителя президента? Нет. У представителя правительства? Нет. Спасибо. Тогда ставится на голосование вопрос о "часе голосования", на котором мы рассмотрим закон в третьем чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 44 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3% Проголосовало против 40 чел.8,9% Воздержалось 11 чел.2,4% Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3% Результат: принято Принимается. Объявляется "час голосования". Пожалуйста, Мартин Люцианович. Рассматривается закон в третьем чтении. ШАККУМ М. Л. Да, уважаемый Борис Вячеславович, по содержанию закона я доложил, прошу, уважаемые коллеги, принять закон в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за то, чтобы принять закон в третьем чтении? Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 34 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4% Проголосовало против 46 чел.10,2% Воздержалось 6 чел.1,3% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Принимается, закон принят в третьем чтении. Спасибо.
Заседание № 253
16.09.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 329794-3 "О признании утратившей силу статьи 26 Закона Российской Федерации "О космической деятельности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1488 по 1491 из 4136
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, уважаемые коллеги, у нас пункт 6 планировалось рассмотреть после перерыва, в 12.30, и поэтому представителя правительства Юрия Коптева еще нет.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1801 по 2176 из 4136
Коллеги, у нас появился докладчик по пункту 6, здесь Юрий Николаевич Коптев. Поэтому начинаем рассматривать проект федерального закона "О признании утратившей силу статьи 26 Закона Российской Федерации "О космической деятельности". Юрий Николаевич Коптев - официальный представитель Правительства Российской Федерации, генеральный директор Росавиакосмоса - делает доклад. Пожалуйста, Юрий Николаевич. КОПТЕВ Ю. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, генеральный директор Росавиакосмоса. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение внесен правительством закон об уточнении действующего (уже в третьей редакции) Закона "О космической деятельности". Это уточнение касается статьи 26, которой определено, что все соглашения и какие-то межправительственные акты, касающиеся космической деятельности, подлежат ратификации. После этого был принят закон "О международных договорах Российской Федерации", который очень четко структурно определил те признаки, которым должны соответствовать международные договора, чтобы их дальнейшая ратификация являлась обязательной. Мы живем по действующему закону в течение десяти лет. Он сыграл свою роль с точки зрения создания законодательной основы космической деятельности нашего государства. Он в значительной степени помог укрепиться в проектах по программам международного сотрудничества. И я могу вам сказать, что за эти десять лет нам удалось привлечь в промышленность дополнительных заказов на сумму, превышающую те средства, которые за эти годы государство вложило в военную и гражданскую космические программы. Сегодняшняя ситуация предусматривает, что кроме принципиальных межправительственных договоров в развитие их необходимо подписывать целый ряд межведомственных, межагентских соглашений. И если продолжать руководствоваться нормой статьи 26 действующего закона, любое такое соглашение, по заключению МИДа, должно проходить этап ратификации, что зачастую приводит к очень длительным процессам прохождения этой всей процедуры. Поэтому, ни в коей мере не ущемляя права нашего парламента и строго руководствуясь законом "О международных договорах Российской Федерации", правительство и внесло предложение о том, чтобы в действующем сегодня законе "О космической деятельности" снять статью 26, определяющую безусловную обязательность ратификации любого соглашения по космической деятельности, при этом оно строго руководствовалось в рамках выполнения этой процедуры нормами закона "О международных договорах...". Этот документ предварительно был рассмотрен в Главном государственно-правовом управлении, он поддерживается Министерством иностранных дел, и это, собственно говоря, послужило основанием для внесения его на рассмотрение Думы. Профильный комитет также рассмотрел этот документ и внес предложение о рассмотрении и принятии положительного решения. Спасибо за внимание. Я готов ответить на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста, Юрий Николаевич. (Выкрики из зала.) Содоклад сначала у нас. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, что случилось? Сегодня вы такой рассеянный. Сейчас с содокладом выступит Мартин Люцианович Шаккум. Потом - вопросы и выступления. Николай Васильевич, повнимательнее надо быть. Вопросы задаем после выступлений. ШАККУМ М. Л. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, который устраняет противоречия между Законом "О космической деятельности" и законом "О международных договорах Российской Федерации". По мнению комитета, принятие данного законопроекта позволит упростить процедуру организации международного сотрудничества в сфере космической деятельности. Законопроект получил положительное заключение Комитета по международным делам, который был соисполнителем по данному законопроекту. И нами получен ряд технических замечаний от Правового управления Аппарата Государственной Думы, которые будут устранены во втором чтении. Прошу поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мартин Люцианович, вы, пожалуйста, не уходите. У нас Юрий Николаевич тогда из ложи правительства будет отвечать. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть. Николай Васильевич Коломейцев, к кому вопрос? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Вопрос к Юрию Николаевичу Коптеву. Ну, вы, может быть, всё правильно сказали, кроме одного. Правильно ли я понимаю, что в том числе и передача наших имущественных комплексов, сегментов на международной космической станции будет осуществляться постановлением правительства, а не ратификацией федерального закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Николаевич. КОПТЕВ Ю. Н. Этот вопрос требует ответа из двух частей. Не совсем понятно утверждение или предположение о передаче нашего имущественного сегмента на международной станции какому-то другому участнику этого проекта. В базовых соглашениях, в том числе в межправительственном соглашении, которое было ратифицировано два года назад Думой, четко записано, что всё, что создается каждым участником этого проекта, является его собственностью и никто никому ничего не передает. Теперь с точки зрения действующей нормы не только в рамках проекта международной станции, но и в целом мы еще раз докладываем, что мы будем строго руководствоваться нормами закона "О международных договорах...". Там, кстати, есть специальная статья, в которой регулируются именно эти вопросы и оговаривается, в каких случаях договор должен быть обязательно ратифицирован. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Пожалуйста, Пузановский Адриан Георгиевич. ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Мой вопрос обращен к вам, Мартин Люцианович. В международной практике ратификационная норма - это норма причастности законодательного института, представительного органа власти к тому или иному процессу, имеющему международное значение. Вы так легко и добровольно на комитете решили отказать нашему парламенту в причастности к этим процессам или вы делаете и предполагаете какие-то исключения? Вообще, что-то может быть в международной деятельности, связанной с космосом, что касалось бы напрямую парламента, или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Адриан Георгиевич, вообще говоря, причиной рождения этого законопроекта явилось следующее. На сегодняшний день подавляющее большинство вопросов, которые требуют ратификации, - это, как правило, некие коммерческие запуски. Процедура ратификации сегодня таких соглашений носит затяжной характер и, собственно говоря, мешает развитию этого бизнеса. Провести какую-либо четкую грань, что необходимо ратифицировать и когда нет необходимости в ратификации, достаточно трудно, то есть трудно найти такие формулировки, что подлежит ратификации, а что не подлежит. Мы таких формулировок, честно говоря, не нашли. Сегодня, учитывая, что значительная, или подавляющая, часть вообще относится к коммерческой деятельности, мы решили пойти по пути отмены ратификации. И Комитет Государственной Думы по международным делам, который был соисполнителем и с которым мы провели консультацию по данному вопросу, - он поддержал в данном случае. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Нет, коллеги... А, вы хотите добавить, Юрий Николаевич? Пожалуйста. КОПТЕВ Ю. Н. Основополагающими в любой деятельности, в том числе и в космической, являются те нормы, которые действительно затрагивают основы государственности. Я просто напомню, что в законе "О международных договорах..." есть две нормы, которые, безусловно, касаются и космической деятельности. Это норма о том, что ратификации подлежат международные договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом. И вторая норма - это норма об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность их решений для органов Российской Федерации. Вот эти две основополагающие нормы, если они будут закладываться в какие-то наши международные договоры, соглашения, неважно какого уровня, межправительственные или межагентские, - они в обязательном порядке должны проходить стадию ратификации. Есть ряд таких рабочих документов... Я просто могу привести пример. Мы в прошлом году подписали рабочее соглашение с Казахстаном об использовании на коммерческой основе части ресурса российских спутников дистанционного зондирования и создании там непосредственно станции приема. Значит, по действующим сегодня нормам, по действующей статье 26 нашего Закона "О космической деятельности", вместо того чтобы начать реализацию этого очень актуального проекта, потому что в затылок стоят французы, американцы и все остальные, мы не имеем права этого делать. Спасибо. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы В. А. Аверченко ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Николаевич. Нет больше желающих задать вопросы, да? Присаживайтесь, Мартин Люцианович. Есть ли желающие выступить по данному вопросу? ИЗ ЗАЛА. Есть, есть! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лукин. ЛУКИН В. П., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые коллеги, я хотел бы, как один из авторов закона "О международных договорах Российской Федерации", который мы здесь ранее, несколько лет тому назад, подписали, сказать, что я согласен с мнением международного комитета по данному вопросу. Закон "О международных договорах..." предусматривает ратификацию договоров, которые затрагивают важнейшие государственные вопросы. Иначе мы себя немножко девальвируем в качестве Государственной Думы. Конечно, могут возникнуть некоторые серые зоны между нашим пониманием и пониманием какого-то ведомства, но тогда этот вопрос разрешается просто: мы можем от имени Думы направить президенту послание, в котором обоснуем нашу точку зрения - что данный закон слишком сильно затрагивает государственные интересы и его необходимо ратифицировать. Тогда президент может принять это решение. В случае спора существует Конституционный Суд и так далее. Но в принципе, если мы будем ратифицировать всякую, так сказать, экономическую и коммерческую мелочевку, мы в этом погрязнем и, более того, мы будем брать на себя ответственность, как государственный орган, за то или иное течение коммерческих дел, что нам, по-моему, делать не пристало. Поэтому я поддерживаю эту точку зрения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Петрович. Винидиктов. Включите микрофон. Говорите, пожалуйста. ВИНИДИКТОВ А. Н. Уважаемые коллеги, до недавнего времени я занимался вопросами космоса. И на мой взгляд, вопрос изложен Юрием Николаевичем и Мартином Люциановичем полно и убедительно. Я, как заместитель председателя межфракционного депутатского объединения "Авиация и космонавтика России", по космонавтике, прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово - Савицкой Светлане Евгеньевне. Включите микрофон. САВИЦКАЯ С. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я выступаю по поручению фракции КПРФ. Вызывает удивление, с какой легкостью мы сейчас уже почти готовы отказаться от норм, заложенных в федеральном законодательстве, которые ставят под контроль международную деятельность государства, и под контроль парламента в том числе. Напомню, что закон, который предлагается исправить, принимался в свое время с большим трудом, но он закрепил за государством контроль. Постепенно от части функций - кстати говоря, и усилиями космического агентства, генерального директора, - уже парламент отказался. Напомню, что ранее в Законе "О космической деятельности" была статья о том, что федеральные космические программы утверждаются парламентом. Потом вот таким же образом убедили парламент, и сейчас федеральные программы утверждаются уже правительством, а не парламентом. Это позволило не так давно правительству утопить станцию "Мир", несмотря на решение парламента и на мнение общественности. Сейчас предлагается следующий этап - из-под контроля государства, даже не государства, а парламента прежде всего, под предлогом того, что правительство всё решит само, вывести очень важный компонент - международные договоры. Аргумент, что настоящая статья в таком виде мешает коммерческому использованию космоса, на наш взгляд, неубедителен, потому что, ну, пример с Казахстаном - это вообще, наоборот, пример того, что не надо делать. С Казахстаном у нас непростые отношения в плане оплаты за "Байконур" и так далее, и тем более такой договор - там наверняка эти компоненты завязаны - должен приниматься при участии парламента. Коммерческие запуски, каждый коммерческий запуск, как правило, осуществляется в рамках какого-то крупного соглашения. Можно грамотно составлять крупные международные соглашения, ратифицировать их и уже конкретные запуски не приходить согласовывать в парламент, это дело юридической техники и квалификации тех, кто подписывает наши международные договоры в области космической техники. К сожалению, очень многие из них (кстати, еще по использованию станции "Мир" мы это знаем) были подписаны с нарушением, с учетом скорее не наших интересов, в том числе и экономических. Мы не будем поддерживать данную поправку, изменения к закону, и предлагаем очень хорошо подумать тем депутатам, которые готовы отказаться от контроля парламентского. Да, могут быть какие-то, как сейчас было сказано, серые зоны. Так, серые зоны, с которыми, может быть, надо решать побыстрей, надо тогда ликвидировать в законодательстве не отменой данной статьи, а внесением вместо нее другой статьи, устанавливающей четкую градацию: в каком ключе должны ратифицироваться договоры, в каком нет. И когда у нас в законе "О международных договорах..." есть одна норма, а в законе "О космической деятельности" есть другая норма, никто нас не заставляет подгонять космическую деятельность именно под законы, которые касаются международных отношений. Это очень сложная отрасль, кстати, она находится на стыке и с военно-техническим сотрудничеством. Очень много ситуаций, которые еще будет регулировать и закон "О военно-техническом сотрудничестве...", вот эти космические аспекты. И если мы сейчас просто так откажемся, априори, то мы отдадим прежде всего, конечно, в руки космического агентства, его руководства, все вопросы, связанные с международной нашей деятельностью и запусками. Не секрет, что наше правительство полностью полагается на мнение генерального директора и агентства в данной ситуации, потому что это специфическая отрасль, в самом правительстве специалистов мало. Юрий Николаевич хороший, прекрасный специалист, другой вопрос - в каком ключе он принимает решения. И всё, что решит гендиректор, и всё, что решит агентство, будет тут же ратифицировано и принято к действию. Мы предлагаем в данном виде отклонить. Если есть необходимость, то подправить, чтобы не задерживать принятие решений по каким-то экономическим вопросам и запускам. Предлагаем правительству внести другой закон, где должно быть расписано, в каком плане, какие запуски могут регулироваться правительством, как, кстати говоря, сделано и в законе "О военно-техническом сотрудничестве...". Там далеко не все аспекты отданы правительству. Поэтому предлагается законопроект не принимать, а правительству предлагается изменить этот проект и внести снова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Евгеньевна. Представитель президента. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Но, вообще-то, вызывает удивление тот спор, который сейчас разгорелся в Государственной Думе, перешедший уже, что называется, на личности - кто прав, кто виноват, кому доверять, кому не доверять. Речь идет лишь о приведении закона "О космической деятельности" в соответствие с законом "О международных договорах...". Никто не говорит о том, что все договоры или соглашения, которые заключает космическое агентство, не будут подлежать ратификации. Я хотел бы напомнить вам, что ни один так называемый отраслевой закон в нашей стране не содержит подобной нормы, как закон "О космической деятельности" в старой редакции, согласно которому абсолютно все договоры и соглашения, связанные с космической деятельностью, подлежат ратификации, в том числе и соглашения и договоры, касающиеся вопросов обороны. Далеко не все вы ратифицируете, а только те соглашения, которые согласно закону "О международных договорах..." подлежат ратификации. В частности, вот как раз могу опираться на выступление депутата Савицкой, упомянувшей военно-техническое сотрудничество. Я себе заранее записал этот вопрос, и тут как бы наши мнения совпали в том, что эта тема как раз попадает в строку, что называется, но только в другом совершенно ключе. Ни одно межправительственное соглашение по военно-техническому сотрудничеству не ратифицируется, хотя там речь идет о миллиардах долларов, о значительно больших суммах, чем те, которые фигурируют в коммерческой деятельности космического агентства. И ничего страшного, мир не рухнул, всё идет в соответствии с законом. Поэтому, извините меня, может быть, я кого-то обижу, в том числе и Юрия Николаевича Коптева, но не надо возносить космическую деятельность на некую божественную высоту. Это уже теперь рядовая деятельность, в том числе и коммерческая, и ничуть не более сложная и важная, чем авиация, чем иное оборонное производство, в котором существует военно-техническое сотрудничество, которое нормально осуществляется на уровне правительства, на уровне предприятий-производителей, и все это воспринимают как должное. Давайте воспринимать и космическую деятельность как должное, как нормальное явление в нашей жизни. Мы предлагаем поддержать поправку, предложенную правительством: убрать данную норму и в дальнейшем руководствоваться при ратификации договоров, касающихся космической деятельности, законом "О международных договорах Российской Федерации". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич. Представитель правительства? Не будет говорить? Нет. Ставлю на голосование принятие законопроекта "О признании утратившей силу статьи 26 Закона Российской Федерации "О космической деятельности" в первом чтении. Прошу голосовать. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 27 сек.) Проголосовало за 275 чел. 61,1% Проголосовало против 93 чел. 20,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел. 18,2% Результат: принято Законопроект принимается.