Заседание № 158
О проекте федерального закона № 329767-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части распространения действия закона на арендованное федеральное имущество и о продлении срока его выкупа; внесён депутатами Государственной Думы В. С. Плескачевским, Е. И. Богомольным, Ю. Г. Медведевым, Д. В. Саблиным, Е. Ю. Семёновой, П. А. Гужвиным, А. М. Плахотниковым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 22.1, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Плахотникова Алексея Михайловича. Пожалуйста, Алексей Михайлович. ПЛАХОТНИКОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, дорогие коллеги! Законопроектом, внесённым депутатами Государственной Думы Плескачевским, Богомольным, Плахотниковым, Семёновой, Медведевым и Саблиным, предлагается продлить действие преимущественного права арендаторов - субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемого ими помещения на три года - с 1 июля 2010-го до 1 июля 2013 года. Ко второму чтению планируется дополнить законопроект рядом правовых норм, о них я расскажу потом в своём докладе. Прошу принять законопроект в первом чтении. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь пока. Пункт 22.2, альтернативный законопроект, доложит Оксана Генриховна Дмитриева. Пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, выступая по законопроекту, я не могу не рассказать предысторию законопроекта, который внесли наши коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", поскольку она очень характерная. Дело в том, что законопроект о продлении сроков приватизации, выкупа арендуемого имущества субъектами малого предпринимательства Олег Леонидович Михеев, представитель "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", внёс 17 сентября 2009 года. Это законопроект, который слово в слово потом был повторён представителями "ЕДИНОЙ РОССИИ". Так вот, законопроект Олега Леонидовича Михеева в феврале 2010 года был отклонён на заседании Государственной Думы. После этого буквально через месяц, в марте, группа депутатов от "ЕДИНОЙ РОССИИ" вносит абсолютно тот же самый законопроект, который был отклонён только потому, что его автор, Олег Леонидович Михеев, - представитель "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Это вредно не только как бы с политической точки зрения, это было вредно для субъектов малого предпринимательства, поскольку, если бы законопроект Олега Леонидовича Михеева был принят тогда, когда он был внесён или как можно быстрее, то субъекты малого предпринимательства уже в течение восьми-девяти месяцев имели бы чёткую перспективу, когда, на каких условиях и как они смогут выкупать арендованное имущество. Теперь что касается второго варианта законопроекта, который внесли мы с Олегом Леонидовичем Михеевым. Это то же самое продление сроков приватизации плюс разрешение субъектам малого предпринимательства выкупать на тех же условиях - право преимущественного выкупа - имущество, которое находится не только в собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности, но и в федеральной собственности. И прописан механизм, как это следует сделать. Я думаю, что это очень дельное предложение. Я не понимаю, почему наш законопроект отклоняется, а принимается законопроект "ЕДИНОЙ РОССИИ". Я подозреваю, что ко второму чтению будут внесены поправки, аналогичные тем, которые содержатся в тексте нашего законопроекта. Поэтому, чтобы не вносить поправки, я предлагаю всем поддержать наш законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Алексея Михайловича Плахотникова. Пожалуйста. ПЛАХОТНИКОВ А. М. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Несколько слов о законопроекте, авторами которого являются депутаты Дмитриева и Михеев. Комитет по собственности не поддерживает концепцию указанного законопроекта по следующим основаниям. Из содержания рассматриваемого законопроекта следует, что право выкупа арендованного имущества может предоставляться субъектам малого и среднего предпринимательства, которые арендуют или арендовали государственное или муниципальное недвижимое имущество в течение любых двух лет, независимо от даты вступления в силу закона. При этом указанные арендаторы могут даже вообще не арендовать соответствующее имущество на дату вступления в силу указанного федерального закона и на дату подачи заявления на малую приватизацию. В этой связи следствием принятия закона станет правовая коллизия, когда на выкуп одного и того же помещения одновременно смогут претендовать несколько арендаторов, нарушая тем самым право действующего арендатора - субъекта малого или среднего бизнеса, если он арендует указанное имущество не менее двух лет. В последнем случае такой арендатор теряет не только право выкупа арендованного имущества, но и право его аренды. При этом ни в тексте законопроекта, ни в пояснительной записке к нему не содержится описания механизма выхода из подобной ситуации. Вот поэтому, Оксана Генриховна, мы и не соглашаемся с этим законопроектом. Комитет по собственности полагает, что отсутствие однозначно определённого законом порядка исчисления срока аренды может повлечь за собой злоупотребления со стороны недобросовестных арендаторов и чиновников. Несмотря на то что Комитет по собственности в течение последних четырёх лет - а это общий срок разработки, принятия и уже почти двухгодичного действия федерального закона № 159-ФЗ - последовательно выступал за распространение сферы его действия на федеральное имущество, на сегодня мы не представляем возможным поддержать предлагаемый авторами подход к реализации этого предложения. Не секрет, что за время реформирования отношений собственности в нашей стране произошло кардинальное изменение структуры собственности. Цели указанных изменений были определены в концепции административной реформы, начатой в России ещё в 2003 году и, к сожалению, до настоящего времени не получившей своего завершения. Отдельные постулаты концепции, конечно, получили отражение в нормах федеральных законов, которые устанавливают, что в федеральной собственности может находиться ограниченный (закрытый) перечень видов имущества, в первую очередь предназначенного для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и исполнения ими возложенных на них публичных полномочий. Однако указанный перечень видов такого имущества должен появиться после завершения в стране реформы имущественных отношений как следствие проведения общей инвентаризации государственного имущества, оценки необходимости его нахождения в федеральной собственности с последующей приватизацией или передачей избыточного имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность. В сложившейся ситуации огромное количество предприятий, учреждений, наделённых федеральным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, для поддержания своей хозяйственной деятельности и сохранения организаций в качестве дееспособных юридических лиц были вынуждены сдавать значительную часть своего недвижимого имущества в аренду, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства. На текущий момент федеральные органы исполнительной власти не располагают информацией о том, какой объём какого имущества реально сдан в аренду частным предпринимателям, как аренда имущества влияет на производственную деятельность предприятий и учреждений, потребуется ли указанное имущество в перспективе, как изъятие подобных площадей отразится на производственном цикле предприятий. Таким образом, предлагаемое законопроектом тотальное распространение на такое имущество права выкупа арендующими его субъектами малого и среднего предпринимательства, а тем более арендовавшими его когда-то в прошлом в течение всего двух лет за весь период реформ, может привести к непредсказуемым экономическим последствиям и нанести невосполнимый ущерб стратегическим интересам страны. Что касается законопроекта, внесённого депутатами Государственной Думы Плескачевским, Богомольным, Плахотниковым, Семёновой, Медведевым и Саблиным, где предлагается продлить действие преимущественного права арендаторов - субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемых ими помещений на три года, с 1 июля 2010 года по 1 июля 2013 года, то он, конечно, у нас рождался, так сказать, неоднозначно. Мы провели мониторинг действия закона в нашей стране, в исследовании были использованы данные Минэкономразвития, Росстата, ФНС, организации "ОПОРА РОССИИ" и Комитета Государственной Думы по собственности. Вообще, результаты плачевные, так я сказал бы. В настоящее время только 5-7 процентов имущества, официально включённого в перечень на продажу, было продано малому и среднему бизнесу. В девяти регионах нет ни одного договора на продажу имущества, в том числе в Омской области и городе Москве. В двадцати субъектах Российской Федерации заключено до двадцати договоров. То есть примерно в трети регионов России работа по малой приватизации вообще не видна, очевидно, она не ведётся. В одиннадцати субъектах Российской Федерации нет даже представления об общем списке объектов приватизации для малого и среднего бизнеса, иначе говоря, нет предмета для приватизации. В пятнадцати регионах такие списки включают пятьдесят объектов. Ко мне в последнее время подходят многие депутаты, и все они уходят от нас, Комитета по собственности, единомышленниками. Приходите посмотрите: на сайте "plakhotnikov.ru" есть вся информация, также она есть и на сайте Комитета по собственности. Давайте совместно работать, для того чтобы этот закон жил и действовал. Другая проблема связана с широким ценовым разбросом в связи с рыночной стоимостью продаваемых помещений. Так, в прошлом году средняя стоимость квадратного метра составляла примерно 17 тысяч 200 рублей в Бурятии и Хабаровском крае, в Нижегородской и Курской областях - соответственно 44 тысячи 400 рублей и 34 тысячи 500 рублей за квадратный метр, а минимальная цена сложилась в Ростовской области и Республике Удмуртия - 4 тысячи 500 и 6 тысяч 400 рублей соответственно. Выкуп помещений осложняется и в связи с существенно возросшей рыночной оценкой недвижимости. Рыночная оценка квадратного метра с 1 января 2009 года выросла от 10 до 70 процентов в различных регионах. То есть одно и то же помещение, арендованное предпринимателем, может подорожать за год в полтора раза и более, то есть стать для него недоступным. Очень много, конечно, ведётся судебных разбирательств. Например, в Свердловской области на сегодняшний день в судах находится более ста пятидесяти дел. Ну, не буду говорить о лучших регионах, если хотите, посмотрите. Итак, теперь о нашем законопроекте. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость рассмотрения законопроекта именно сейчас, не в феврале, не в январе, а именно сейчас, потому что мы подошли к тому моменту, когда это надо делать. Мы, авторы законопроекта (Комитет по собственности), полагаем необходимым дополнить указанный законопроект при его подготовке ко второму чтению следующими правовыми нормами: о недопущении установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации предельных значений площади выкупаемых помещений и срока предоставления рассрочки меньше установленных Правительством Российской Федерации (напоминаю, что установленный предел - 500 квадратных метров и три года отсрочки, а, например, в Москве это 100 квадратных метров и отсрочка - год, в Пензе отсрочка платежа - шесть месяцев); об установлении критериев для включения арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства помещений в перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, приватизация которого запрещена, и предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в аренду. В этом случае арендаторы смогут через суд требовать выкупа таких помещений, включённых в запретные перечни, если их включение в такие перечни не соответствует определённым критериям. Например, возможно разрешить включать в эти перечни только вновь построенные в последние годы бизнес-инкубаторы - специализированные здания для размещения вновь выходящих на рынок субъектов малого и среднего предпринимательства. С учётом изложенного Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект, внесённый депутатами Государственной Думы Дмитриевой и Михеевым, и принять в первом чтении законопроект, внесённый депутатами Государственной Думы Плескачевским, Богомольным, Плахотниковым, Семёновой, Медведевым, Саблиным... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осталось четыре секунды до двух часов. Как мы поступим? Асеев Владимир Михайлович по ведению. АСЕЕВ В. М. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! У нас осталось восемь вопросов, не считая этого, два из них поставлены на фиксированное время, на 16.00. Есть предложение сегодня закончить всю повестку дня, сократить перерыв, сделать его с 15.00 до 16.00, и пройти сейчас все вопросы, и в том числе этот, который мы начали сейчас рассматривать, и, кроме этого, проголосовать за то, чтобы выступления были до пяти минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто за предложение Владимира Михайловича Асеева? Прошу проголосовать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А комитеты, Сергей Иванович, не заседают в дни пленарных заседаний. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 38 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3% Результат: принято Предложение принято. Штогрин Сергей Иванович, вас никто не держит, ради бога... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продолжаем рассмотрение. Есть ли вопросы к докладчику по первому и по второму законопроектам? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Есть, Коган Юрий Владимирович и Дмитриева Оксана Генриховна. С места будете выступать? Пожалуйста, включите микрофон Когану Юрию Владимировичу. КОГАН Ю. В. Спасибо большое. Я не являюсь адвокатом "ЕДИНОЙ РОССИИ", но истина, как говорится, дороже. Вот Оксана Генриховна здесь говорила о каком-то политическом заговоре. Я же хочу сказать о другом. Наш Комитет по собственности сегодня является, по сути, двухпартийным: там находятся только представители "ЕДИНОЙ РОССИИ" и ЛДПР. Кто мешает "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" принимать активное участие в работе этого комитета? Тогда, вполне возможно, сегодня не было бы этой коллизии с разными законопроектами и все голосовали бы за один и разбирались бы в одном. Это первое. Второе. Я глубоко убеждён в том, что сегодня нужно как можно меньше политизировать всё то, что мы разбираем здесь, и как можно больше работать. Сегодня, выступая от лица фракции, я говорил именно о том, о чём идёт сегодня разговор. 159-й закон, принятый в июле прошлого года, настолько был заблокирован чиновничеством на местах, что и сегодня благое дело, которое в муках рождалось пять лет, подвергается ожесточённому сопротивлению, и прежде всего московских властей, которые до сих пор держатся за каждый метр недвижимости. А когда мы его сделали, нам в регионах сказали огромное спасибо. Мы, фракция ЛДПР, полностью поддерживаем вариант, представленный сегодня Алексеем Михайловичем Плахотниковым. От себя лично хочу выразить ему огромную благодарность за титаническую работу, проделанную им в преддверии сегодняшнего заседания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна. Включите микрофон на рабочем месте. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо большое, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, работающие в Комитете по собственности, если вы так плодотворно работаете, то почему вам не хватает времени разобраться в том, что законопроект, который был внесён Олегом Леонидовичем Михеевым в сентябре 2009 года, случайным образом слово в слово совпадает с законопроектом, который был внесён практически на год позже? Если вы так детально разбираетесь в этой проблеме, то почему нельзя было принять сразу законопроект, который был внесён? Я взяла слово даже не поэтому. Меня, знаете, несколько испугали те поправки, которые собираются внести ко второму чтению. Это что значит? Бизнес-инкубаторы, были созданы именно как бизнес-инкубаторы, особенно для инновационного бизнеса, чтобы стартапы собирались там, начинали свой бизнес за небольшую арендную плату, потом, когда они вырастут, они должны переехать в другое место, а сейчас фактически все эти бизнес-инкубаторы используются не по назначению - там, где должны быть инновационный бизнес, открыты рестораны, магазины, ещё непонятно что. И теперь вы предлагаете всё это приватизировать, разрешить всё это приватизировать? Ну, это же меняет суть бизнес-инкубатора. Поэтому, я думаю, ко второму чтению очень опасные поправки предлагается внести, и получается, что всё это будет замешано в одном флаконе: с одной стороны, опасные поправки, а с другой стороны, норма, которая всем нужна, - это продление приватизации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание высказаться у представителей правительства и президента? Нет. Заключительное слово требуется? Пожалуйста, Плахотников Алексей Михайлович. ПЛАХОТНИКОВ А. М. Уважаемая Оксана Генриховна, мы, наоборот, за то, чтобы бизнес-инкубаторы не приватизировать, я это сказал чётко, по-русски - не приватизировать. Но что касается этого закона - спасибо, Юрий Владимирович, мы в этом единомышленники, - мы не оставляем вот на таком уровне его действие. В прошлом году мы трижды обращались в прокуратуру. Три дня назад Плескачевский подписал письмо с теми данными, которые я сегодня огласил, мы опять Чайке направили своё послание, он, кстати, отвечает, что проводит проверки, - двигаем потихоньку этот закон. Обратились в Арбитражный Суд в декабре прошлого года - Арбитражный Суд дал рекомендации по всем тем судебным заседаниям, которые идут. Там было целых пятнадцать вопросов, мы с "ОПОРОЙ РОССИИ" написали это письмо. Я думаю, что, если мы совместно, дорогие мои коллеги, навалимся, мы сдвинем с мёртвой точки этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, в порядке обсуждения ставлю на голосование пункт 22.1. Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.) На голосование ставится пункт 22.2, который доложила Оксана Генриховна Дмитриева. Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.) Покажите результаты голосования по пункту 22.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 06 мин. 19 сек.) Проголосовало за 430 чел.95,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 431 чел. Не голосовало 19 чел.4,2% Четыреста тридцать. По пункту 22.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 06 мин. 50 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 96 чел. Не голосовало 354 чел.78,7% Девяносто один. Таким образом, в первом чтении принимается законопроект под пунктом 22.1.