Заседание № 143
19.02.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 329318-5 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" (в части уточнения требований к ипотечным кредитам, входящим в ипотечное покрытие облигаций).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 803 по 821 из 7667
КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемые депутаты, пункт 11 повестки дня предполагает очередной одобрямс не глядя - а это об упрощении рынка ипотечных ценных бумаг, то есть той системы, которая породила нынешний глобальный финансовый и экономический кризис капитализма, - за три дня, опросным листом, не рассматривая по существу в комитете, и сразу в трёх чтениях на заседании Государственной Думы. Удивительно слышать призывы "ЕДИНОЙ РОССИИ" к конструктивной работе, это просто смешно, депутат Драганов. Мы не можем даже понять, откуда взялись цифры, которые заложены в законопроекте. Неделю назад депутат Резник возмущался тем, что я сделал замечание по поводу недоступности, фактической недоступности текста законопроекта, также связанного с ипотекой, неделю назад нами принятого. Сейчас могу отметить прогресс: действительно, текст можно было увидеть, но откуда взялись там цифры, абсолютно непонятно. Мы так не ипотеку создадим, а создадим себе и будущим поколениям проблемы. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 931 по 947 из 7667
Кашин Борис Сергеевич поставил вопрос о том, чтобы исключить из порядка работы пункт 11. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 30 мин. 40 сек.) Проголосовало за 70 чел.15,6% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 71 чел. Не голосовало 379 чел.84,2% Результат: не принято Не принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2898 по 3372 из 7667
Переходим к пункту 11. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах". Доклад заместителя председателя Комитета по финансовому рынку Лианы Витальевны Пепеляевой. ПЕПЕЛЯЕВА Л. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, проект данного федерального закона направлен на снижение требований к ипотечным кредитам, которыми обеспечиваются выпускаемые ипотечные облигации. Действующая редакция части второй статьи 3 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" предусматривает, что требования по обеспеченным ипотекой обязательствам могут входить в состав ипотечного покрытия только при условии, если основная сумма долга по каждому договору или закладной не превышает 70 процентов определённой независимым оценщиком рыночной стоимости недвижимого имущества, которое является предметом залога. Таким образом, кредиты с соотношением суммы кредита и оценочной стоимости предмета залога свыше 70 процентов не могут быть секьюритизированы. Это ограничивает возможности банков в выдаче таких кредитов, результатом чего является снижение потенциала роста рынка ипотечного кредитования и недоступность ипотечных кредитов для многих категорий населения, которые нуждаются в социальной поддержке при приобретении жилья, и в первую очередь, конечно, для молодых семей. Что предлагает проект данного федерального закона? Он предлагает внести изменения в часть вторую статьи 3 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" и разрешить включать в состав ипотечного покрытия требования по тем кредитам, по которым сумма долга достигает 80 процентов от определённой независимым оценщиком стоимости предмета залога. Комитет по финансовому рынку поддерживает проект данного федерального закона, так как возможность рефинансировать ипотечные кредиты с суммой первоначального взноса 20 процентов, безусловно, позволит расширить рынок ипотечного кредитования и повысит возможность для многих граждан приобрести квартиру по ипотеке. Правительство Российской Федерации также поддерживает данный проект федерального закона. И Комитет по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона при его рассмотрении в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Очень понятный доклад. Есть вопросы у депутатов Локотя, Кашина, Иванова. Никого не упустил, коллеги? Подвожу черту. Пожалуйста, депутат Локоть, ваш вопрос. ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Уважаемая Лиана Витальевна, действительно, вопрос доступности ипотеки - это очень важный вопрос. Мы знаем, какая ситуация с ипотекой у нас в стране. Я, честно говоря, не очень понимаю вот в этой части: насколько эта доступность улучшится, или увеличится, с принятием данного закона? По Новосибирску я не знаю примеров, где бы больше чем 50 процентов давали этот ипотечный кредит. И это у меня вызывает вопрос: что является, на ваш взгляд, основной причиной того, что ипотека сегодня не является таким активным инструментом и не получила широкого распространения? Доступность заключается в чём - в проценте, в сроках погашения? И так ли уж важны эти проценты, 70 или 80 процентов? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лиана Витальевна. ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Да, безусловно, эти проценты, 70 и 80 процентов, - это очень важно. Первый момент. Насколько повысится доступность ипотеки? По прогнозам экспертов, в 2,7 раза. В этом году мы ожидаем, что будет выдано ипотечных кредитов на сумму примерно 350 миллиардов рублей, будет выдано примерно сто девяносто тысяч ипотечных кредитов. В связи с принятием данного закона, мы считаем, эти прогнозы будут реализованы. Это один момент. Второй момент. О ситуации на рынке ипотечного кредитования. В 2006 году, в 2007 году, в 2008 году очень активно банки выдавали кредиты при сумме первоначального взноса ниже 30 процентов, это был и 10 процентов первоначальный взнос, и 20 процентов первоначальный взнос. Но проблема в том, что рефинансировать кредиты в соответствии с нашими сегодняшними правилами, то есть требованиями Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах", можно только тогда, когда сумма первоначального взноса 30 процентов. Так как сейчас примерно 50 процентов уже выданных кредитов - это те, у которых сумма первоначального взноса 10-20 процентов, то, принимая такое решение, мы позволяем банкам расчистить балансы, так как они выпустят... сделают соответствующее рефинансирование, сделают соответствующую секьюритизацию. Это первое. И второе - они будут принимать решение о выдаче большего количества кредитов, потому что возможность рефинансирования такую мы им даём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Борис Сергеевич, пожалуйста, ваш вопрос. КАШИН Б. С. Лиана Витальевна, несмотря на высокую оценку вашего доклада председательствующим, складывается такое впечатление, что вы не заметили причины кризиса на Западе, в корне которого лежало как раз понижение внимания к рискам, связанным с ипотечными ценными бумагами. В вашей пояснительной записке ни слова о возрастании рисков не сказано, а вот, по данным газеты "Ведомости", АИЖК оценивает так, что при снижении первого взноса, как предполагается, риск дефолта возрастает втрое. Где анализ финансовых рисков при введении этого законопроекта? На чём вы основываетесь? У нас даже отчёта АИЖК нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лиана Витальевна. ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Уважаемые коллеги, депутаты фракции КПРФ, в частности и вы, многократно говорили о том, что нам необходимо, первое, сделать так, что государство должно предпринять необходимые меры, чтобы увеличить рынок кредитования в общем. Второе. Вы говорили: мы должны все необходимые меры предпринять для того, чтобы увеличить рынок кредитования физических лиц. Это было неоднократно. Кроме того, много раз вы говорили о том, что этот сегмент, то есть сегмент ипотечного кредитования, должен расширяться и государство должно предпринимать необходимые меры. То, что мы сейчас делаем, - это мы выполняем ровно то, о чём говорили вы и о чём говорили мы. Что касается рисков, то, безусловно, принимая решение о выдаче того или иного кредита, банки просчитывают свои риски. Определённые риски есть, определённые риски есть. Есть банки, которые сейчас выдают кредиты только при условии, если 40 процентов внесено первоначального взноса, это право банков. Есть банки, которые выдают при 30 процентах. Что касается Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, до февраля 2008 года они сами выдавали кредиты при первоначальном взносе 10 процентов. Да, ситуация изменилась, рынок ипотеки сейчас не так активно развивается, цены сейчас пока ещё не определились окончательно на рынке. Но это право банков, и мы надеемся, что эти риски банки для себя определят. Но то, что мы дадим возможность рынку развиваться, то, что мы дадим возможность огромному количеству молодых семей приобрести квартиру по ипотеке, - безусловно, такое право мы даём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо большое. Уважаемая Лиана Витальевна, у ЛДПР мнение такое, что лучше, наверное, всё-таки было бы снижать проценты по кредитам. Но поскольку этого не происходит, то есть мнение, что всё-таки увеличиваются риски невозврата, поскольку реальное обеспечение стоимости уменьшается. И здесь как-то в дальнейшем проглядывается лоббирование интересов банков. Разуверьте меня, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это продолжение вопроса Бориса Сергеевича. ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Готова отвечать. Сергей Владимирович, я не могу с вами согласиться. Если вы посмотрите статистку по данному сегменту кредитования, по ипотечному кредитованию, вы увидите, что проценты снизились уже с начала года, во многих случаях на 1 процент, во многих случаях - на 1,5 процента. Тенденция снижения процентов в части кредитования физических лиц, безусловно, прослеживается. Началась она примерно в декабре прошлого года. Первыми на этом рынке активно начали снижать проценты банки с госучастием, безусловно, они в том числе выполняют социальную функцию. Но кроме того, и частные банки данный тренд поддерживают. Так что посмотрите, пожалуйста, более внимательно статистику данного сектора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Лиана Витальевна. Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивают депутат Кашин Борис Сергеевич и депутат Грачёв. Два выступления полномасштабных, десятиминутных, или уложитесь в пять минут? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, ну понятно, что специально... Никто не предлагает другого регламента. Пожалуйста, Кашин. КАШИН Б. С. Вот для депутата Драганова новый пример, как говорится, профессиональной работы палаты. В Думе у нас есть экспертный совет по финансовым рискам. Мы рассматриваем сейчас сложный, долговременный законопроект, который будет затрагивать всю банковскую систему, и мы в трёх чтениях за четыре дня всё это, значит, галопом одобряем. О чём идёт речь? Речь идёт о том, что расширяются возможности для секьюритизации ипотечных кредитов. Что это такое? Это выпуск ценных бумаг, залогом которых являются пулы закладных по ипотеке. Это очень сложный с точки зрения оценки рисков, с точки зрения вообще финансового анализа процесс. И я вам хочу сказать, что занимался в своё время математическим анализом того, как формируются цены на этом рынке. И привлекали крупнейшие западные корпорации учёных, многие из этих корпораций не дожили до сегодняшнего дня, потому что реально оценить стоимость этой облигации в связи с тем, что рынок жилья очень волатильный, очень быстро меняются там параметры, практически невозможно. Это не на месяц, это в принципе на тридцать лет прогнозы какие-то нужны. И я подчеркну, что речь идёт не о том, что банкам расширяют возможность давать ипотечные кредиты, они вообще могут их без залога давать. Речь идёт о том, что выпускаются ценные бумаги, которые потом из данного банка распространяются по всему финансовому сектору и в случае финансового кризиса замусоривают баланс банков, делают практически невозможным выход из кризиса. Именно поэтому американцам пришлось туда триллион долларов закачивать, чтобы не допустить развала. И неужели, видя, что происходит там, год назад что там происходило, нельзя было в своей пояснительной записке проанализировать, как мы риски оцениваем? И нам аргументацию приводят, что фракция КПРФ выступает за расширение кредитования. Это разве показатель? Это же абсурд, как говорит министр Кудрин. Показателем является устойчивость финансовой системы вместе с доступностью этих кредитов. Ну хорошо, взяли цифру "20 процентов". Откуда взяли? Совершенно непонятно. И я обращаю внимание - я уже это говорил, задавая вопрос, - на то, что пишут "Ведомости": по статистике АИЖК, при снижении размера первого взноса заёмщика по ипотечному кредиту с 30 до 20 процентов доля дефолтов по таким кредитам вырастает втрое. А в случае обвала цен на недвижимость, в случае развития кризиса, от которого мы не застрахованы, кто просчитает эти последствия? Хотя бы собрали какую-то комиссию! В данном случае авторы законопроекта прикрывают правительство, которое у нас здесь не присутствует при таких законах, оно только сзади находится. А кто будет за всё это отвечать? Вот уровень нашей работы. Я предлагаю всё-таки депутатам от "ЕДИНОЙ РОССИИ" задуматься, что здесь происходит. Мы такой законопроект поддерживать не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Грачёв, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ГРАЧЁВ И. Д. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, я коллегу Кулика вначале тоже попрошу всё-таки здравый смысл проявить при оценке этого закона. Я во многом с коллегой Кашиным согласен. Вот здесь над нами крыша. Почему эта крыша нам на голову не падает? Потому что вначале её просчитали по средним значениям, а потом заложили запас на всякие ошибки, на всякие случайности. Точно так же строится нормальное, устойчивое здание ипотеки. Хотим мы построить мощное устойчивое здание ипотеки - точно так же должны поступать. Мы должны закладывать с запасом, понимая, что рыночная стоимость, или цена квартиры, она и сегодня-то с ошибкой определяется, а предсказать, что она на момент дефолта будет стоить ровно столько же или 80 процентов от этой цены, абсолютно невозможно. Вы можете, если вам теория не нравится, просто взять реальные результаты, как во время двух кризисов менялись в России цены на недвижимость, на жильё, возьмите графики, посмотрите: по большинству объектов на 20 и более процентов цены поехали вниз. Что это означает фактически? Это означает, что если мы закладываем не 30 процентов первоначальный взнос, не 70 процентов, для того чтобы выпускать ценные бумаги, а 80, то мы в следующий кризис, который почти наверняка будет в пределах семи лет плюс два года, поскольку всё сохранилось, все тенденции, все виртуальные рынки, вся система сохранилась, вылетим в трубу целиком и полностью со всеми этими ипотечными бумажками. Можно тоже сказать, что это теория, но это ведь проверяется экспериментально. Есть две модели. Американская разрешала примерно то, что нам предлагают, то есть в неограниченном количестве выпускать вторичные ценные бумаги на основании кредитов, выданных без этого ограничения - 0,7, при произвольных ограничениях. Она вылетела в трубу, с огромным трудом федеральное правительство действительно триллионными долларовыми вложениями её удержало. Но у нас-то в России этого не будет, у нас ради граждан никто триллионы долларов не потратит. Можно почти наверняка сказать, что будет построена модель, которая при следующем кризисе обязательно вылетит в трубу, и обязательно примерно десятки миллионов наших сограждан, которые поучаствуют в этом, приобретут эти ценные бумаги (а мы расширяем эти рынки), окажутся в положении обманутых дольщиков, обманутых вкладчиков. При этом мы строим в целом неустойчивую финансовую систему. Понятно, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с этим согласиться в принципе не может, но я бы к этому добавил, что если мы весь перечень законов, которые касаются ипотечных ценных бумаг, вообще освобождения наших финансовых рынков, внимательно посмотрим, то увидим, что он весь построен на этой идее. Из каких-то соображений, иногда сиюминутной выгоды, иногда приближения наших моделей к американским, что, по-видимому, тоже часто бывает, мы строим абсолютно неустойчивую финансовую систему, методично шаг за шагом разрушая то хорошее, что у нас заложено. Заложено ограничение "70" для выпуска ценных бумаг, оно же не с потолка было взято вот этого, который не падает, оно было просчитано вначале, потом проверено на реальных оценках изменения рыночной стоимости недвижимости в период кризиса 99-го года и нынешнего кризиса. Каждый же их может проверить и посмотреть, что никаких 20 процентов не хватит, чтобы эта система осталась стабильной. Поэтому опять призываю вас к здравому смыслу. Это решение, которое почти неизбежно приведёт к обвалу будущей ипотечной системы в России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лиана Витальевна, вы имеете возможность выступить с заключительным словом. Пожалуйста. ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Уважаемые коллеги, когда я в своём выступлении ссылалась на многочисленные выступления депутатов от фракции КПРФ, и в частности Бориса Сергеевича, которые требовали найти инструменты для того, чтобы расширить рынок кредитования физических лиц, и в частности рынок ипотеки, я, конечно, не говорила, что это есть основание для внесения нами проекта федерального закона, который мы сейчас с вами обсуждаем. Безусловно, наша задача, которую мы решаем, - это расширить возможности ипотеки, и в первую очередь для молодых семей. Граждан, которые могут найти 20 процентов, чтобы их внести в качестве первоначального взноса для приобретения квартиры, безусловно, в 2,7 раза больше, судя по исследованиям, чем тех, кто может найти 30 процентов. И, принимая такого рода решение, то есть позволяя банкам рефинансировать кредиты, выданные с первоначальным взносом 20 процентов, мы, безусловно, расширяем возможности кредитования по ипотеке нашего населения. Это принципиально важно, и мы решаем именно данную социальную задачу. Что касается рисков. Я ещё раз хочу сказать, что у нас до определённого периода времени даже Агентство по ипотечному жилищному кредитованию выдавало кредиты с десятипроцентным первоначальным взносом. Сейчас ситуация на рынке жилья, безусловно, меняется, но если мы посмотрим, например, ситуацию с приобретением жилья на рынке жилья в Москве в декабре, то увидим, что на 72 процента вырос объём продаваемых квартир, из них больше 20 процентов - по ипотеке, то есть рынок, безусловно, растёт. Банки будут сами принимать решение, выдавать ли им кредиты, на каких условиях и каким заёмщикам. Но с учётом того, что сейчас у нас банки, в том числе государственные, обладают очень большой ликвидностью, они нуждаются в том, чтобы обслуживать свои пассивы и находить надёжных заёмщиков, они будут искать себе надёжных физических лиц, для того чтобы их кредитовать. Таким образом, безусловно, серьёзную социальную проблему мы решаем. Что касается ставок - да, это проблема. Но как я уже сказала, ставки снижаются. До конца этого года эксперты ожидают снижение ставок до 11-13 процентов, поэтому предполагаем, что рынок ипотеки у нас активно будет развиваться. Мы считаем данный проект федерального закона социально значимым и очень просим депутатов поддержать его. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Дмитриевич, у нас нет такой процедуры. У нас нет процедуры, когда после выступления с заключительным словом докладчика... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению можете сказать, но только по ведению. Это не предмет полемики. По ведению - депутат Грачёв. Пожалуйста. ГРАЧЁВ И. Д. Спасибо. Всё-таки надо точно излагать, что ваши оппоненты говорили. Я думаю, что это относится к ведению. Мы никогда банкам не запрещали выдавать кредиты так, как они хотят, но мы говорим, что вторичные бумаги, которые на всю страну распространяются, нельзя таким образом выпускать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну что, сейчас я должен дать слово Пепеляевой, которая будет отвечать Грачёву. Пожалуйста, Пепеляева, отвечайте Грачёву. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А Грачёву надо было давать? По ведению - Пепеляева. Вот так вас устраивает, хотя она не брала слова по ведению? ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Я комментировала в своём выступлении только позицию моего коллеги Кашина Бориса Сергеевича. Ваше выступление я вообще не комментировала и высказывала, как один из авторов законопроекта, своё мнение, почему данный проект федерального закона нуждается в срочном принятии, и мотивировала это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах". Включите режим голосования. И я обращаюсь к депутатам: давайте не нарушать Регламент. Когда завершается полемика, последними выступают докладчик и содокладчик. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 30 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 35 чел.7,8% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2% Результат: принято Принято. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лиана Витальевна. ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Уважаемые коллеги, данный проект федерального закона прошёл все необходимые экспертизы, подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет по финансовому рынку считает его чрезвычайно важным, поскольку он позволит нам расширить рынок ипотеки, предоставит возможность большому количеству лиц приобрести жильё по ипотеке, поэтому мы просим Государственную Думу принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, в целом, по процедуре - в первом и в целом. Коллеги, я прошу комитет по Регламенту дать разъяснение: когда мы обсуждаем вопрос в первом чтении, даём возможность высказаться всем фракциям о предмете законопроекта, по мотивам голосования и после этого в законопроект, как мы понимаем, не вносится никаких изменений и он принимается в том же виде в целом, есть ли процедура выступлений по мотивам? Пожалуйста, Асеев. АСЕЕВ В. М. Нет, надо голосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Шеин. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Олег Викторович, по процедуре, не вдаваясь в тонкости. По сути, сейчас мы прошли процедуру первого чтения, поправок нет, поэтому по ним никто и не высказывается. Но смотрите, у нас при третьем чтении законопроекта всегда у фракции есть возможность высказаться, выступить. Сейчас мы фактически именно по третьему чтению будем голосовать, то есть в целом и в третьем чтении применительно к этой ситуации - тождество, это одно и то же. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, тогда я задаю встречный вопрос. Вот сейчас, я так понимаю, Олег Васильевич Шеин возьмёт слово по мотивам голосования от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и опровергнет позицию выступавшего от фракции только что, минуту тому назад депутата Грачёва. Ведь смысл регламентной нормы о том, что фракция высказывается по мотивам, - это зафиксировать позицию фракции и высказать аргументы за или против. Депутат Кашин по моему регламенту четыре с половиной минуты выступал, обосновывал позицию фракции и объяснял, почему он не согласен с позицией комитета. То же самое сделал депутат Грачёв. Теперь нам говорят: мы ещё хотим выступить по мотивам голосования. Я не понимаю логики. А что вы делали в ходе предыдущей процедуры? Я ещё раз прошу комитет по Регламенту дать разъяснение. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, потому что есть процедура - в первом и в целом. Асеев, пожалуйста. АСЕЕВ В. М. Олег Викторович, вы же сказали: логика. О чём ещё говорить?! Только что высказывались все. О чём говорить?! Надо голосовать, и всё. Если хотят письменное разъяснение, я дам письменное разъяснение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу комитет по Регламенту дать письменное разъяснение на этот счёт. А сейчас ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах": принять в целом. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё остальное, я прошу прощения, издевательство над здравым смыслом. Я, кстати, обращаю ваше внимание на то, что я даже не ставил на голосование вопрос ограничения времени, фракции могли полноценно высказаться по предмету обсуждаемого законопроекта. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 06 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 95 чел.21,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9% Результат: принято Принимается. Пункт 12, проект федерального закона... По ведению - депутат Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Это недопустимо, когда комитет по Регламенту, не ссылаясь ни на один из пунктов статей Регламента, просто произвольно, по своему понятию решает серьёзные процедурные вопросы. Более того, Олег Викторович, вы в нарушение Регламента дали слово и Пепеляевой, и Макарову третий раз по вопросу. Они выступали с докладом, с заключительным словом, они не имеют права третий раз выступать в соответствии с нашим Регламентом. Поэтому я настаиваю... слово по мотивам вы обязаны давать после того, как предполагается принятие закона в целом, и мы это делали в зале, я вам могу дать стенограмму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По этому вопросу даст соответствующее разъяснение регламентный комитет, это раз. Второе, я напомню, что точно такая же полемика была у меня некоторое время с депутатом Решульским, и она разрешилась точно так же, как сегодня. Я поставил вопрос на голосование и не дал фракциям высказываться по мотивам, поскольку ровно за три минуты до этого выступления по данному законопроекту были в полноценном формате. Это два. И теперь третье. Я согласен с вами, депутат Коломейцев, что предоставлять слово во второй раз депутатам Макарову и Пепеляевой не стоило бы. Но перед этим оппозиционные, подчёркиваю, фракции вопреки Регламенту настаивали на продолжении участия в полемике, что делал депутат Штогрин, что делал депутат Грачёв, и выступали при этом не по ведению, а опровергая позицию докладчика, поэтому я был вынужден дать слово докладчику. Вот и всё.